Решение Арбитражного суда Камчатского края
от 27 июля 2010 г. N А24-1490/2010
Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2010 года
Решение в полном объеме изготовлено 27 июля 2010 года
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Алексеевой Ж.П. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Душенкиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску: Общества с ограниченной ответственностью "Ветеран"
к ответчикам: Муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа "Спартак";
Петропавловск-Камчатский городской округ;
Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа;
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю;
Департамент экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании права долевой собственности;
при участии:
от истца: Банникова А.С. - представитель по доверенности от 02.09.2009;
от ответчиков:
МУП ПКГО "Спартак" : Соболькина С.А. - представитель по доверенности от 19.05.2010;
Петропавловск-Камчатский городской округ: Ващилко А.П. - представитель по доверенности N 01-02/132/10 от 11.01.2010 (после перерыва не присутствует);
Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа: Захария В.О. - представитель по доверенности N 4355 от 03.06.2010;
от третьих лиц:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю: не явились
Департамент экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: не явились
установил:
Истец, ООО "Ветеран", обратился в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением, в котором просит признать за истцом право долевой собственности в размере 90% на объект недвижимого имущества - сооружение лит. II, III, 11/2, IX/1, XVII, XVIII, XIX, XX стадиона "Спартак".
Определением суда от 19.04.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Петропавловск-Камчатский городской округ и Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа.
Определением суда от 31.05.2010 принято уточнение истцом оснований исковых требований - принята ссылка на п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации; к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Петропавловск-Камчатский городской округ и Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, при этом указанные лица исключены из числа третьих лиц по делу; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Камчатскому краю и Департамент экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Судебное заседание проводится 14.07.2010 и 20.07.2010.
Третьи лица в судебное заседание 14.07.2010 не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) судебное заседание проводится в отсутствии надлежащим образом извещенных лиц.
Представители ответчиков в судебном заседании 14.07.2010 заявили о признании исковых требований и представили суду заявление от Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, названное как "заявление о признании иска_", в котором ответчик указывает, что Комитет считает исковые требования ООО "Ветеран" обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом в названном заявлении отсутствовало конкретное указание на то, что ответчик Комитет признает исковые требования полностью либо в части, а у присутствующих в судебном заседании представителей ответчиков Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа и Петропавловск-Камчатского городского округа полномочие на признание иска в доверенностях не указано.
Для оформления ответчиками заявления о признании иска в соответствии с требованиями АПК РФ, в судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 20.07.2010 до 11 часов 20 минут.
После окончания перерыва, судебное заседание продолжено.
Ответчик - Петропавловск-Камчатский городской округ и третьи лица в судебное заседание, продолженное после перерыва 20.07.2010, не явились, о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 163 АПК РФ.
От Управления Росреестра по Камчатскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
На основании ст.ст. 156, 163 АПК РФ судебное заседание после перерыва проводится в отсутствии надлежащим образом извещенных лиц.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просила признать за истцом право долевой собственности на основании п. 1 ст. 218 ГК РФ.
Пояснила, что у истца отсутствует оригинал отчета о оценке N 0811/0678 от 24.12.2008, имеется лишь копия указанного документа.
Представитель Комитета представила в судебное заседания письменные заявления от ответчиков Петропавловск-Камчатский городского округа за подписью Главы округа Скворцова В.В. и Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа за подписью руководителя Комитета Надменко Е.В., в соответствии с которыми названные ответчики признают исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика МУП "Спартак" в судебном заседании под роспись в протоколе судебного заседания также заявила о признании исковых требований в полном объеме. В доверенности представителя МУП "Спартак" указано полномочие - признание иска.
Заслушав объяснения представителей истца и ответчиков, рассмотрев признание иска ответчиками, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению на основании следующего.
Из материалов дела следует, что 14.05.2008 между Муниципальным унитарным предприятием Петропавловск-Камчатского городского округа "Спартак" (Предприятие по договору, ответчик по делу), Обществом с ограниченной ответственностью "Ветеран" (Инвестор по договору, истец по делу) и Комитетом по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, представляющим интересы собственника муниципального имущества (Петропавловск-Камчатского городского округа) (Комитет по договору, ответчик по делу) был заключен в порядке 420, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) инвестиционный контракт, предметом которого является реализация Инвестором с использованием собственных и (или) привлеченных средств Инвестиционного проекта в части создания Инвестиционного объекта, путем реконструкции и капитального ремонта объекта недвижимого имущества (п. 2.1 контракта).
В соответствии с п. 2.2 контракта объектом недвижимого имущества является сооружение стадиона "Спартак" инв. N 7480, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 56, в части реконструкции и капитального ремонта футбольного поля тренировочного (литер II) площадью 5 966 кв.м., теннисного корта (литер III) площадью 765,6 кв.м., а также замощения (литер IX) площадью 2 718,7 кв.м., части забора (литер 11) длиной ориентировочно 145 м.
Согласно п. 2.3 контракта объект недвижимого имущества принадлежит на праве собственности Петропавловск-Камчатскому городскому округу (запись в ЕГРП N 41-41-01/036/2005-760 от 28.02.2006) и принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения (запись в ЕГРП N 41-41-01/031/2006-667 от 02.08.2006).
Объект недвижимого имущества расположен на земельном участке площадью 6,5502 га, кадастровый номер 41:01:01 01 22:0385. участок расположен примерно в 558 м по направлению на юго-запад от ориентира - жилой дом, расположенный за пределами участка по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 74 (п. 2.4 контракта).
Часть объекта недвижимого имущества, подлежащая реконструкции и капитальному ремонту, а именно: футбольное поле тренировочное (литер II) площадью 5 966 кв.м. и теннисный корт (литер III) площадью 765,6 кв.м., - находится во владении и пользовании Инвестора в соответствии с договором аренды от 01.12.2006 (сроком до 30.06.2021) (запись в ЕГРП N 41-41-01/055/2006-318 от 26.02.2007) (п. 2.5 контракта).
В соответствии с п. 2.6 контракта в рамках реализации Инвестиционного проекта Инвестор обязуется за счет собственных и (или) привлеченных средств осуществить создание Инвестиционного объекта, включающего:
- "Комплексная площадка спортивно-развлекательного назначения круглогодичного использования" (по проектной документации: Реконструкция футбольного поля тренировочного (Литер II) на стадионе "Спартак" с размещением теннисных кортов"), общей площадью 5 966 кв.м.;
- теннисный корт (литер III) площадью 765,6 кв.м.;
- замощение (литер IX) площадью 2 718,7 кв.м.;
- часть забора (литер 11) длиной ориентировочно 145 м.
В соответствии с п. 3.1 контракта Инвестиционный объект, созданный в результате реализации Инвестиционного контракта, является общей долевой собственностью Инвестора и Петропавловск-Камчатского городского округа, долги которых определяются дополнительным соглашением к контракту, после ввода Инвестиционного объекта в эксплуатацию, соразмерно понесенным затратам. Доля Петропавловск-Камчатского городского округа в праве общей долевой собственности на Инвестиционный объект должна составлять не менее 10%.
Дополнительным соглашением от 11.02.2009 в п. 3.1 Инвестиционного контракта от 14.05.2008 внесены изменения, в соответствии с которыми стороны определили, что Инвестиционный объект, созданный в результате реализации Инвестиционного проекта, является общей долевой собственностью Инвестора и Петропавловск-Камчатского городского округа в следующих долях:
- Инвестору - 90%;
- Петропавловск-Камчатскому городскому округу - 10%.
Доля Петропавловск-Камчатского городского округа поступает в хозяйственное ведение Предприятия.
Дополнительным соглашением от 31.08.2009 в п. 2.2 Инвестиционного контракта от 14.05.2008 внесены изменения, в соответствии с которыми стороны определили, что Объектом недвижимого имущества является сооружение литеры II, III, 11/2, IX/1 стадиона "Спартак", назначение: сооружение, инв. N 7480, адрес объекта: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, д. 56.
Пункт 2.3 контракта изложен в следующей редакции: "объект недвижимого имущества принадлежит на праве собственности Петропавловск-Камчатскому городскому округу, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о регистрации права N 41-41-01/001/2009-540 от 16.07.2009, и принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о регистрации права N 41-41-01/001/2009-932 от 16.07.2009".
Также дополнительным соглашением внесены изменения в п. 2.6 в части литера замощения и части забора, в соответствии с которыми в результате реализации Инвестиционного проекта Инвестор должен создать, в том числе, замощение - литер IX/1 и часть забора - литер 11/2. В остальной части изменений в данный пункт контракта не внесено.
09.06.2008 Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа выдала МУП "Спартак" разрешение N 41 301 000 - 69 на реконструкцию объекта капитального строительства "Сооружение стадиона "Спартак". Комплексная площадка спортивно-развлекательного назначения круглогодичного использования", по проектной документации: "Реконструкция футбольного поля тренировочного (Литер II) на стадионе "Спартак" с размещением теннисных кортов".
Реконструкцией предусмотрено устройство комплексной площадки спортивно-развлекательного назначения круглогодичного использования и возведение объекта некапитального строительства - воздухоопорного сооружения с размещением 4-х теннисных кортов.
Срок действия разрешения установлен до 01.12.2009. Приложением к вышеуказанному разрешению от 16.10.2009 срок действия разрешения N 41 301 000 - 69 от 09.06.2008 продлен до 01.02.2010. 14.12.2009 Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа выдал МУП "Спартак" разрешение N 41 301 000 - 52 на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства "Сооружение лит. II, III, 11/2, IX/1 стадиона "Спартак". Комплексная площадка спортивно-развлекательного назначения круглогодичного использования", разрешенного к реконструкции объекта "Сооружение стадиона "Спартак". Комплексная площадка спортивно-развлекательного назначения круглогодичного использования" по проектной документации: "Реконструкция футбольного поля тренировочного (Литер II) на стадионе "Спартак" с размещением теннисных кортов".
В соответствии с разрешением, последнее выдано на следующие созданные в результате реконструкции объекты:
- Комплексная площадка спортивно-развлекательного назначения круглогодичного использования, общая площадь застройки 3 071,5 кв.м.;
- замощение (литера IX/1), площадью 2 718,7 кв.м.;
- забор (литера 11/2), площадью 152,5 п.м. ;
- сети инженерно-технического обеспечения объекта, в том числе: сети электроснабжения (307,0 м), сети водоснабжения (27,9 п.м.), сети бытовой канализации (59,4 п.м.), сети ливневой канализации (328,8 п.м.).
25.12.2009 сторонами составлен "Акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционного контракта от 14.05.2008 года на инвестиционном объекте по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 56".
Согласно названному Акту стороны подтверждают, что во исполнение условий контракта Инвестор произвел работы по реконструкции и капитальному ремонту сооружения (литеры II, Ш, 11/2, IX/1) стадиона "Спартак". В рамках реализации Инвестиционного проекта Инвестор осуществил реконструкцию и капитальный ремонт Инвестиционного объекта, включающего:
- Комплексная площадка спортивно-развлекательного назначения круглогодичного использования (литер II);
- теннисный корт (литер Ш);
- замощение (литер ГХ/1);
- забор (литер 11/2);
- сети бытовой канализации (литер XIX);
- сети ливневой канализации (литер XX);
- сети водопровода (литер XVII);
- электрические сети (литер XVIII).
Объект принят в эксплуатацию в соответствии с Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 41 301 000 - 55 от 14.12.2009, выданным Департаментом градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа.
Все условия и обязательства Сторон настоящего инвестиционного контракта выполнены в полном объеме.
Пунктом 2 Акта установлено, что согласно техническим паспортам ГУП "Камчатское краевое БТИ" объект характеризуются следующими показателями:
а) Комплексная площадка спортивно-развлекательного назначения круглогодичного использования:
- площадь застройки - 3071,5 кв.м;
- сети бытовой канализации - протяженность трассы - 59,4м, протяженность трубопровода - 70,3 м;
- сети ливневой канализации - протяженность - 328,8 м;
- сети водопровода - протяженность - 27,9 м, протяженность трубопровода - 50,1 м;
- электрические сети - 307 м.
б) теннисный корт - общая площадь 765,6 кв. м.;
в) замощение - общая площадь 2718,7 кв.м.;
г) забор - протяженность 152,5 м.
В соответствии с п. 3 Акта Инвестиционный объект, созданный в результате реализации Инвестиционного проекта, является общей долевой собственностью Инвестора и Петропавловск-Камчатского городского округа. В соответствии с п. 3.1. инвестиционного контракта и дополнительными соглашениями к нему устанавливается распределение долей в соотношении:
а) Инвестору - 90%;
б) Петропавловск-Камчатскому городскому округу - 10%.
Доля Петропавловск-Камчатского городского округа поступает в хозяйственное ведение МУП ПК ГО "Спартак".
Строительство велось в соответствии с представленным суду рабочим проектом N 17-07-01 "Воздухоопорное сооружение спортивно-развлекательного назначения (Реконструкция футбольного поря тренировочного)".
На полученные в результате осуществления Инвестиционного контракта объекты ГУП "Камчатское Краевое БТИ" выданы технические паспорта:
- на сооружение лит. II, Ш, 11/2, IX/1 стадиона "Спартак";
- на сооружение сети бытовой канализации комплексной площадки спортивно-развлекательного назначения;
- на сооружение электрические сети комплексной площадки спортивно-развлекательного назначения;
- на сети ливневой канализации комплексной площадки спортивно-развлекательного назначения;
- на сооружение сети водопровода комплексной площадки спортивно-развлекательного назначения.
Из материалов дела следует, что после завершения реконструкции в период судебного разбирательства 01.07.2010 оценочной фирмой "Консалтинг-Сервис" ИП Костицин С.А. в отношении вышеуказанных спорных объектов произведена оценка по определению рыночной стоимости недвижимого имущества, которым общая рыночная стоимость спорных объектов недвижимости определена в сумме 32 728 071,49 рублей, что подтверждается отчетом N 1006/0383 по определению рыночной стоимости недвижимого имущества.
Из названного отчета N 1006/0383 следует, что оценка производилась в отношении каждого из созданных в результате реконструкции объектов: в отношении сооружений лит. II, Ш, 11/2, IX/1 стадиона "Спартак", а также в отношении вновь созданных сооружений электрических сетей, сетей ливневой канализации, сетей бытовой канализации и сетей водопровода.
После выполнения условий Инвестиционного контракта и создания предусмотренных контрактом объектов, истец обратился в регистрационную службу за регистрацией права долевой собственности на реконструированные объекты.
Однако, поскольку на момент обращения в регистрационный орган между сторонами инвестиционного контракта не было достигнуто соглашение относительно обоснованности произведенных истцом затрат, а, следовательно, по размеру долей, регистрация права собственности по заявлению ООО "Ветеран" была приостановлена для предоставления дополнительных документов.
Поскольку сторонам не удалось согласовать сводную ведомость затрат и достичь соглашения по размеру долей, истец обратился в суд с настоящим иском о признании за ним права долевой собственности в размере 90 % доли на полученные в результате выполнения инвестиционного контракта объекты.
В ходе рассмотрения дела сторонами были достигнуты все необходимые соглашения, в связи с чем все три ответчика заявили о признании исковых требований в полном объеме.
Истец просит признать за ним право собственности со ссылкой на п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Иных уточнений правовых оснований иска истец в порядке ст. 49 АПК РФ не заявлял.
В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Из содержания указанной нормы следует, что истец, обращающийся за признанием права собственности на объект недвижимости, должен доказать не только создание данного объекта для собственного пользования, но и соблюдение при этом требований градостроительного и земельного законодательства.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) пользователь земельного участка, не являющийся собственником земельного участка, обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением.
Согласно положениям ч. 1 ст. 263 ГК РФ только собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Земельные участки могут предоставляться собственниками другим лицам на условиях и в порядке, предусмотренных гражданским и земельным законодательством (ч. 1 ст. 264 ГК РФ).
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимого имущества регулируются нормами и в порядке, предусмотренном статьями 30, 31, 32 ЗК РФ, с конкретным разрешенным видом использованием - для строительства объекта недвижимости.
В то же время в материалах дела отсутствуют доказательства предоставления истцу земельного участка для строительства спорных объектов.
Более того, в деле отсутствуют и разрешения, выданные истцу на строительство либо реконструкцию спорных объектов.
Из материалов дела следует, что разрешения на реконструкцию на реконструкцию объекта капитального строительства "Сооружение стадиона "Спартак" было выдано не истцу, а МУП "Спартак", в хозяйственном ведении которого находились эти объекты.
При этом материалами дела подтверждается, что спорные объекты возникли именно при реконструкции объекта капитального строительства "Сооружение стадиона "Спартак", разрешение на которую выдано не истцу, а МУП "Спартак".
При изложенных обстоятельствах у истца отсутствуют правовые основания утверждать, что у него возникло право собственности на спорные объекты на основании п. 1 ст. 218 ГК РФ.
Истец также утверждает, что право собственности у него возникло на основании Инвестиционного контракта от 14.05.2008 и соглашений к нему, а также акта о результатах реализации инвестиционного контракта от 25.12.2009, в соответствии с условиями которого истец как Инвестор запланированной реконструкции объекта капитального строительства "Сооружение стадиона "Спартак" в результате осуществления реконструкции получает право долевой собственности на полученные объекты в размере 90 % доли.
Возможность приобретения права собственности на основании договора предусмотрена п. 2 ст. 218 ГК РФ, в соответствии с которой право собственности на имущество, которое имеет собственника#, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
При этом по смыслу ГК РФ право собственности на имущество может быть приобретено лишь на основании сделок, соответствующих положениям законодательства.
Из условий инвестиционного контракта от 14.05.2008 и соглашений к нему действительно следует, что Инвестиционный объект, созданный в результате реализации Инвестиционного проекта, должен стать общей долевой собственностью Инвестора и Петропавловск-Камчатского городского округа в следующих долях:
- Инвестору - 90%;
- Петропавловск-Камчатскому городскому округу - 10%.
Поскольку в качестве основания возникновения права собственности заявлена сделка, предусматривающая переход части доли на объект, суду при установлении законности возникновения права собственности необходимо дать оценку совершенной сторонами сделки.
Изучив условия инвестиционного контракта от 14.05.2008, суд установил, что предметом указанного контракта является создание инвестиционного объекта, путем реконструкции и капитального ремонта объекта недвижимого имущества, который, в соответствии с п. 2.3 контракта, принадлежит на праве собственности Петропавловск-Камчатскому городскому округу (запись в ЕГРП о регистрации права N 41-41-01/001/2009-540 от 16.07.2009), то есть является муниципальным имуществом.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон об инвестиционной деятельности) одним из способов прямого участия органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности является вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Положения названного Закона не содержат запретов либо ограничений на вовлечение в инвестиционный процесс иных объектов муниципальной собственности.
Как следует из п. 1 ст. 3 Закона об инвестиционной деятельности, объектами капитальных вложений могут являться, в том числе, находящиеся в муниципальной собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества.
При этом согласно ст. 6 Закона об инвестиционной деятельности инвесторы имеют равные права на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений.
Согласно ст. 8 Закона об инвестиционной деятельности отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора или государственного контракта, заключаемого между ними в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемом случае объектом инвестиционной деятельности является объект муниципальной собственности, применению подлежат также и специальные нормы.
В частности, в силу ст. 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ (далее - Закон об оценочной деятельности), в случае вовлечения в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, законом установлено обязательное проведение оценки такого объекта.
Согласно ст. 2 Закона об оценочной деятельности настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Поскольку в соответствии с условиями Инвестиционного контракта от 14.05.2008 объектом инвестиционной деятельности является объект, находящийся в муниципальной собственности, вовлекаемый в хозяйственный оборот в рамках инвестиционного договора, с последующим определением долей, остающихся в муниципальной собственности и подлежащих передаче в собственность инвестора, действия Закона об оценочной деятельности распространяются на правоотношения сторон, возникающие из названного контракта.
В соответствии с п. 4 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации приказом от 20.07.2007 N 256, при определении цены объекта оценки определяется денежная сумма, предлагаемая, запрашиваемая или уплаченная за объект оценки участниками совершенной или планируемой сделки.
Исходя из требований к проведению оценки (раздел IV, п.п. 16-27 названного Федерального стандарта) оценке подвергается именно указанный заказчиком объект оценки.
Согласно п. 19 Федерального стандарта ФСО N 1 оценщик при проведении оценки не может использовать информацию о событиях, произошедших после даты оценки.
В соответствии с п. 26 Федерального стандарта ФСО N 1 итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.
Следовательно, заключая сделку, предметом которой является имущество, находящееся в муниципальной собственности, обязательным условием является проведение на момент совершения сделки оценки такого имущества.
Являющийся предметом инвестиционной деятельности по инвестиционному контракту от 14.05.2008 объект недвижимого имущества определен сторонами контракта в виде совокупности следующих объектов (п. 2.2 контракта):
- футбольного поля тренировочного (литер II) площадью 5 966 кв.м.,
- теннисного корта (литер III) площадью 765,6 кв.м.,
- замощения (литер IX) площадью 2 718,7 кв.м.,
- части забора (литер 11) длиной ориентировочно 145 м.
На момент подписания сторонами инвестиционного контракта объект инвестирования, указанный в п. 2.2., являлся частью следующего объекта недвижимости, находящего в муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа и хозяйственном ведении МУП "Спартак": сооружение стадиона "СПАРТАК", инв. 7430, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.08.2006 серия 41 АА 030527.
В подтверждение проведения оценки являющегося предметом инвестиционного контракта муниципального имущества истцом представлена копия отчета по определению рыночной стоимости Сооружения стадиона "Спартак" N 0811/0678 от 24.12.2008, составленная оценочной фирмой "Консалтинг-Сервис" ИП Костицин С.А.
Итоговая рыночная стоимость сооружения стадиона "Спартак" по состоянию на 01.06.2008 составила согласно отчету 63 712 005,28 рублей.
При этом суду не представлен оригинал указанного документа, в связи с чем засвидетельствовать верность предоставленной суду копии не представилось возможным.
Истец пояснил, что иная оценка до реконструкции объекта не производилась.
Поскольку данные отчета об оценке Сооружения стадиона "Спартак" N 0811/0678 от 24.12.2008 сторонами не оспариваются, суд дает оценку представленной в дело копии документа.
Из представленной суду копии отчета об оценке N 0811/0678 от 24.12.2008 следует, что она осуществлена, спустя более полугода, после заключения инвестиционного контракта, и при этом оценка совершена относительно всего сооружения стадиона "Спартак", включающего в себя объемный перечень составных частей названного сооружения , в то время как предметом инвестиционного контракта являются лишь часть сооружения: футбольное поле тренировочное (литер II) площадью 5 966 кв.м., теннисный корт (литер III) площадью 765,6 кв.м., замощения (литер IX) площадью 2 718,7 кв.м., часть забора (литер 11) длиной ориентировочно 145 м.
Изучив отчет N 0811/0678 от 24.12.2008, суд установил, что оценке подвергался весь объект недвижимого имущества Сооружение стадиона "СПАРТАК", а не объект инвестирования согласно п. 2.2. инвестиционного контракта. Оценка рыночной стоимости в отношении непосредственно футбольного поля тренировочного (литер II), теннисного корта (литер III), замощения (литер IX) и части забора (литер 11) в рамках данной оценки не производилась.
При этом, в качестве отрицательной характеристика# объекта оценки Сооружение стадиона "СПАРТАК" на странице 18 отчета указано - единое целевое эксплуатационное назначение всех составляющих объектов, включаемых в состав объекта оценки.
Из отчета также следует, что при расчете стоимости всего объекта оценки по литеру 11 (забор) оценке подвергался весь забор длиной 933,2 м, тогда как в инвестиционном контракте указана часть забора литер 11 длиной 145 м; при расчете стоимости объекта оценки Сооружение стадиона "СПАРТАК" не учитывалась стоимость права аренды земельного участка всего объекта оценки и его составляющих частей, включая части сооружения, являющееся объектом инвестиционной деятельности.
Поскольку оценке согласно отчету N 0811/0678 от 24.12.2008 подвергался объект недвижимости Сооружение стадиона "СПАРТАК", состоящий не только из объекта инвестирования, то в силу требований п.п. 16-27 Федерального стандарта оценки ФСО N 1 не имеется правовых оснований считать, что названным отчетом дана рыночная оценка части сооружения стадиона "СПАРТАК", включающей футбольное поле тренировочное (литер II) площадью 5 966 кв.м., теннисный корт (литер III) площадью 765,6 кв.м., замощения (литер IX) площадью 2 718,7 кв.м., часть забора (литер 11) длиной ориентировочно 145 м.
Не производилась оценка объекта инвестирования и на момент заключения сторонами дополнительных соглашений, когда объекты инвестирования уже были выделены в самостоятельные объекты недвижимости.
Из материалов дела следует, что в июле 2009 объект недвижимости Сооружение стадиона "СПАРТАК" был разделен на несколько самостоятельных объектов недвижимости, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права собственности Петропавловск-Камчатского городского округа 41 АВ 045466 от 17.07.2009, 41 АВ 045483 от 16.07.2009, 41 АВ 045 468 от 17.07.2009, в том числе в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) было зарегистрировано право собственности Петропавловск-Камчатского городского округа на объект недвижимости, который является объектом инвестиционной деятельности:
- 17.07.2009 - сооружение лит. II, III, 11/2, IХ/1 стадиона "Спартак" (свидетельство о государственной регистрации права 41 АВ 045466 от 17.07.2009).
При этом, оценка объекта муниципального недвижимого имущества Сооружение лит. II, III, 11/2, IХ/1 стадиона "Спартак", который с учетом дополнительного соглашения к инвестиционному контракту от 31.08.2009 стал объектом инвестирования, также не проводилась.
Однако, в соответствии с п. 3.1. контракта и, исходя из пояснений сторон, доли в реконструированном объекте стороны определили, исходя из пропорции стоимости объекта до реконструкции и стоимости объекта после реконструкции.
Как уже установлено в настоящем решении, стороны согласовали доли в реконструированном объекте (истцу - 90%, Петропавловск-Камчатскому округу - 10%), но объект инвестирования Сооружение лит. II, III, 11/2, IХ/1 стадиона "Спартак" (или часть сооружения стадиона "СПАРТАК" на момент подписания контракта футбольное поле тренировочное (литер II) площадью 5 966 кв.м., теннисный корт (литер III) площадью 765,6 кв.м., замощения (литер IX) площадью 2 718,7 кв.м., часть забора (литер 11) длиной 145 м) оценке не подвергался.
Как пояснили стороны, части сооружения сети бытовой канализации (литер XIX); сети ливневой канализации (литер XX); сети водопровода (литер XVII); электрические сети (литер XVIII) созданы в ходе реконструкции.
Из материалов дела не следует, что на части сооружения сети бытовой канализации (литер XIX); сети ливневой канализации (литер XX); сети водопровода (литер XVII); электрические сети (литер XVIII) в ЕГРП зарегистрированы чьи-либо права.
Из материалов дела видно, что оценка спорных объектов II, III, 11/2, IХ/1 стадиона "Спартак" и названных сетей произведена лишь уже после завершения реконструкции в 2010 году.
Таким образом, на основании представленных в материалы дела документов суд приходит к выводу о том, что сторонами при заключении инвестиционного контракта и дополнительных соглашений к нему не были выполнены требования Закона об оценочной деятельности и не произведена оценка объекта инвестирования, являющегося муниципальной собственностью.
В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
В соответствии с п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Таким образом, поскольку инвестиционный контракт от 14.05.2008 не соответствует требованиям закона (при его заключении не проведена оценка муниципального имущества, являющегося предметом инвестиционного контракта), названный контракт является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ, а, следовательно, ничтожными являются и соглашения к контракту от 11.02.2009 и от 31.08.2009, а также акт о реализации инвестиционного проекта от 25.12.2008.
Поскольку, как указано ранее право собственности на имущество может быть приобретено лишь на основании сделок, соответствующих положениям законодательства, а инвестиционный контракт от 14.05.2008, дополнительные соглашения к нему от 11.02.2009 и от 31.08.2009 и акт о реализации инвестиционного проекта от 25.12.2008 признаны судом ничтожными как не соответствующие требованиям закона, следовательно, у истца не возникло право долевой собственности на созданные в результате реконструкции объекты, поскольку право собственности не может быть основано на ничтожной сделке.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства возникновения у истца права долевой собственности на иных законных основаниях, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Поскольку судом не установлено правовых оснований возникновения у истца права собственности на спорные объекты, принятие судом заявленных ответчиками признаний иска в рассматриваемом случае будет противоречить закону, поскольку может повлечь возникновение права собственности истца на основании ничтожной сделки. В связи с чем, в данном случае принятие судом признания иска ответчиками недопустимо в силу ч. 5 ст. 49 АПК РФ, и арбитражный суд не принимает признания иска ответчиками.
На основании изложенного, суд отказывает истцу в удовлетворении иска.
Государственная пошлина по заявленному иску в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) составляет 4 000,00 рублей и по правилам ст. 110 АПК РФ, в связи с отказом в удовлетворении исковых требований, относится на истца.
Поскольку истец при обращении в суд уплатил в доход федерального бюджета пошлину в установленном размере, что подтверждается платежным поручением N 130 от 14.04.2010, взыскание пошлины с него не производится.
Руководствуясь статьями 1-3, 5-12, 17, 27, 28, 65, 71, 101-103, 110, 156, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья |
Алексеева Ж.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 27 июля 2010 г. N А24-1490/2010
Текст решения официально опубликован не был