Решение Арбитражного суда Камчатского края
от 28 июля 2010 г. N А24-2653/2010
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 28 июля 2010 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Камчатская жизнь" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю N 21-05/18-2010 АДР от 04.06.2010 о привлечении к административной ответственности при участии:
от заявителя Колокольцева И.В. - представитель на основании прав по должности от административного органа Семенова Н.Г. - представитель по доверенности N 04/05 от 11.01.2010 (сроком до 31.12.2010) установил:
общество с ограниченной ответственностью "Камчатская жизнь" (далее - заявитель, Общество, ООО "Камчатская жизнь") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - УФАС по Камчатскому краю) N 21-05/18-2010 АДР от 04.06.2010 о привлечении к административной ответственности, ссылаясь на те обстоятельства, что при рассмотрении административного производства Обществом был представлен перечень документов и изложены доводы, о том, что нарушение законодательства о рекламе было допущено главным редактором, а не Обществом. В связи с этим ответственность должна быть возложена не на юридическое лицо, а на главного редактора. Однако действительно виновные лица при административном рассмотрении установлены не были. Согласно Уставу редакции средства массовой информации полномочным лицом, которое вправе вступать в гражданско-правовые взаимоотношения с правом заключения договоров является главный редактор. На основании этого был заключен договор на оказание услуг от 01.06.2009, на размещение рекламного сообщения, явившегося предметом нарушения законодательства о рекламе. Договор на изготовление печатной продукции от 01.06.2009 был заключен именно главным редактором журнала.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель УФАС по Камчатскому краю требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительно пояснив, что административным органом нарушений норм КоАП РФ не допущено, дело об административном правонарушении рассмотрено в установленные законом сроки.
Представленные дополнительно в судебном заседании документы приобщены к материалам дела.
Выслушав пояснения представителей заявителя и административного органа, исследовав материалы дела и дела об административном правонарушении, оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.
Как установлено арбитражным судом, на территории Камчатского края в ежемесячном информационно-развлекательном журнале "Камчатка Life" (Камчатская жизнь), не являющимся средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера, в N 3 (11) июнь-июль 2009 года размещена рекламная информация специализированного магазина "Пробочка", с демонстрацией бутылки вина "JP. CHENET" без сопровождения пометкой "реклама" или "на правах рекламы". Предупреждению о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции отведено менее 10 процентов рекламной площади (л.д. 51).
Информация, размещенная в журнале "Камчатка Life" (Камчатская жизнь) в N 3 (11) июнь-июль 2009 года адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания, формирование интереса к предлагаемому товару и услугам и их продвижению на рынке, следовательно, в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") указанная информация является рекламой.
С учетом установленных обстоятельств антимонопольный орган усмотрел в действиях Общества признаки нарушения статьей 16 и 21 Федерального закона "О рекламе", возбудив 12.05.2010 производство по делу N 21-05/25-2010Р по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Рассмотрев 01.06.2010 дело N 21-05/25-2010Р, комиссия Камчатского УФАС пришла к выводам о том, что спорная реклама ООО "Камчатская жизнь", содержащаяся на страницах журнала "Камчатка Life" (Камчатская жизнь), является ненадлежащей, поскольку в ней содержатся нарушения требования статьей 16 и 21 Федерального закона "О рекламе". Этим же ненормативным актом комиссия приняла решение о передаче материалов уполномоченному должностному лицу Камчатского УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.
По поступившим материалам 03.06.2010 УФАС по Камчатскому краю в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого 04.06.2010 вынесено оспариваемое постановление о привлечении ООО "Камчатская жизнь" к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40000,00 руб. ООО "Камчатская жизнь" не согласилось с принятым административным органом постановлением и обратилось в арбитражный суд.
Целями Федерального закона "О рекламе" являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В целях названного Федерального закона рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо определившее объект рекламирования и(или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5, 6 и 7 статьи 3 Закона).
В силу ст. 16 Федерального закона "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна обращаться к несовершеннолетним.
В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Согласно Федеральному закону "О государственном регулирований производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ алкогольная продукция представляет собой пищевую продукцию, произведенную с использованием этилового спирта, спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды как, этиловый питьевой спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино).
В п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" определено, что недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого, в частности, запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
В ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" указано, что недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно частям 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 1 и 3 статьи 21 названного Федерального закона, рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 14 - 18, частями 2 - 4 статьи 21, указанного Федерального закона.
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе", в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине (ч. 8 того же Федерального закона).
Статьей 14.3 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ, действующей в период совершения противоправного деяния) предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, которая влечет наказание в виде административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд считает, что ООО "Камчатская жизнь" законно и обоснованно привлечено к административной ответственности. Вина юридического лица в совершении указанного правонарушения нашла свое полное подтверждение в ходе судебного разбирательства и подтверждается письменными доказательствами по делу.
Оценив вышеназванные обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что административным органом дана правильная квалификация деянию, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ), а также о наличии в его деянии события административного правонарушения, предусмотренного названной статьей КоАП РФ.
Учитывая, что обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность юридического лица при рассмотрении дела административным органом не установлено, арбитражный суд полагает, что УФАС по Камчатскому краю правомерно назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000,00 руб. в минимальном размере.
Довод представителя заявителя о том, что ООО "Камчатская жизнь" является ненадлежащим ответчиком, таковым является главный редактор редакции журнала "Камчатка Life" (Камчатская жизнь) И.В. Колокольцева, арбитражным судом не принимается по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 (с изм.) "О средствах массовой информации" учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
Из договора на оказание услуг по размещению информации от 01.06.2009, а также договора на изготовление печатной продукции от 01.01.2009 следует, что исполнителем среди прочих является, в том числе, ООО "Камчатская жизнь". Договоры скреплены печатью ООО "Камчатская жизнь" (л.д. 26-28, 29-32). Согласно сведениям над N 3 (11) июнь-июль 2009 года журнала "Камчатка Life" (Камчатская жизнь), в котором размещена вышеназванная оспоримая реклама алкогольной продукции, работало также ООО "Камчатская жизнь" (л.д. 75 оборот).
В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ определено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Не может быть принят во внимание арбитражным судом довод представителя заявителя о том, что журнал "Камчатка Life" (Камчатская жизнь) не является детским печатным изданием, ввиду следующего.
Приказом Россвязьохранкультуры от 22.10.2007 N 315 утвержден административный регламент исполнения государственной функции по регистрации средств массовой информации, согласно которому детская направленность печатных изданий предопределяется уставными документами средства массовой информации, свидетельством о регистрации СМИ (перерегистрацию) СМИ, внесении изменений в свидетельство о регистрации СМИ преимущественной аудиторией журнала или газеты.
Из письма Федеральной антимонопольной службы от 17.09.2004 N ак/5841 "О применении пункта 1.1 статьи 16 Федерального закона "О рекламе" (реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе) следует, что при оценке радио- и телепередач, а также периодических печатных изданий на предмет их направленности на несовершеннолетних следует учитывать, что доказательством такой направленности может выступать свидетельство о регистрации такой передачи (печатного издания) в качестве средства массовой информации, примерной тематикой которого, являются детские передачи (публикации). Кроме того, оценка радио- или телепередачи, а также печатного издания может быть осуществлена по целевой аудитории, для которой преимущественно данная передача (печатное издание) по своему содержанию предназначена.
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ 41-00035 от 12.09.2008 примерной тематикой и (или) специализацией журнала "Камчатка Life" (Камчатская жизнь) является детская, подростковая, культурно-просветительская, информационно-аналитическая, публицистическая, спортивная, музыкальная, развлекательная, реклама - не более 40% (л.д. 137). ООО "Камчатская жизнь", вступая в правоотношения в области рекламы, должно было не только знать, но и было обязано обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства о рекламе.
Заявление на перерегистрацию средства массовой информации, на которое ссылался представитель ООО "Камчатская жизнь в судебном заседании, а именно об исключении детской и подростковой тематики, не может быть принят арбитражным судом во внимание, поскольку не свидетельствует о соблюдении требований действующего законодательства на момент совершения правонарушения (л.д. 101).
Не находит арбитражный суд и оснований для освобождения Общества от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания.
Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий административного правонарушения, поскольку составы большинства из них являются формальными.
Негативный результат может возникать и в нематериальной, в частности организационной сфере.
Допущенное правонарушение посягает на установленный законодательством порядок размещения рекламной продукции и имеет место существенная угроза охраняемым общественным отношениям.
Последующее поведение заявителя (заявление на перерегистрацию средства массовой информации) свидетельствует об устранении последствий правонарушения (причем не добровольном, а вынужденном, после предъявления антимонопольным органом требований), но не о его малозначительности.
Частью 1 ст. 207 АПК РФ предусмотрено, что дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
01.06.2010 законному представителю Общества вручено уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении на 03.06.2010 в 11 часов (л.д. 104).
03.06.2010 в присутствии законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении, который им лично получен.
Названный протокол содержал сведения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 04.06.2010 в 11 часов 20 минут (л.д. 102-103).
04.06.2010 вынесено оспариваемое постановление, которое представителем Общества получено.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения дела об административном правонарушении извещено в установленном законом порядке, материалы дела об административном правонарушении рассмотрены уполномоченным лицом, что нашло свое подтверждение в материалах дела, а также не оспаривалось в судебном заседании представителем заявителя.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве и при рассмотрении дела об административном правонарушении, которые не позволили всесторонне, полно и объективно административному органу рассмотреть дело, арбитражным судом не установлено.
В силу ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в судебном заседании проверена законность и обоснованность оспариваемого решения, наличие полномочий административного органа, установлен факт законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, проверив соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности и сроков давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Камчатская жизнь" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю N 21-05/18-2010 АДР от 04.06.2010 о привлечении к административной ответственности отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья |
И.Ю. Жалудь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 28 июля 2010 г. N А24-2653/2010
Текст решения официально опубликован не был