Решение Арбитражного суда Камчатского края
от 29 июля 2010 г. N А24-2507/2010
Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 29 июля 2010 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Е.B. Вертопраховой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пантяшиной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловск-Камчатскому к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о взыскании 276944,97 руб. при участии:
от заявителя:
- Костыгов Л.Л. представитель по доверенности N 04-49/30222 от 31.12.2009 (сроком до 31.12.2010 );
от Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа:
- Саляхова Л.И. представитель по доверенности N 01-02/92/10 от 11.01.2010 (сроком до 31.12.2010) установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петропавловск-Камчатскому (далее - ИФНС России по городу Петропавловск-Камчатскому;
инспекция; налоговый орган; заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Администрация; ответчик) 276944,97 руб. задолженности по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 6 месяцев 2009 года, в том числе:
269024,44 руб. недоимки по ЕСН ПФ и 7920,53 руб. пеней по ЕСН ПФ, ссылаясь в обоснование своих требований на статьи 11, 31, 45, 69, 75, 109, 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Определением суда от 14.07.2010 производство по делу N А24-2507/2010 в части требования Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловск-Камчатскому о взыскании с Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа недоимки по единому социальному налогу в размере 269024,44 руб. прекращено в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал уточненные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Настаивает на удовлетворении заявленных требований о взыскании пеней в размере 7920,53 руб., поскольку на указанную сумму пеней у Администрации числится задолженность.
Представил данные налогового обязательства на дату создания 26.07.2010.
Представитель Администрации возражала против заявленных требований, просит в удовлетворении требований заявителю отказать. Считает, что поскольку ответчик 23.07.2010 уплатил сумму задолженности по пени в заявленной ко взысканию сумме и по реквизитам, указанным в исковом заявлении налогового органа, то оснований для взыскания суммы 7920,53 руб. у инспекции не имеется.
Представила платежное поручение от 23.07.2010 N 73074.
Выслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности согласно статье 71 АПК РФ, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица, основной государственный регистрационный номер 1024101022010.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Пунктом 2 статьи 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на конкретного налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. При этом в силу пункта 1 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
При несвоевременной уплате налога в соответствии со статьей 75 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 213-ФЗ) глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог" утратила силу.
Вместе с тем согласно статье 38 Федерального закона N 213-ФЗ права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, который установлен главой 24 НК РФ, в ранее действовавшей редакции.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога определены статьей 243 главы 24 НК РФ "Единый социальный налог".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ ответчик является плательщиком единого социального налога.
Согласно статье 240 НК РФ, налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Пунктом 3 статьи 243 НК РФ установлено, что по итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по городу Петропавловску - Камчатскому в результате проверки расчетов авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам и, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за полугодие 2009 года, представленных Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа, установлена несвоевременная уплата ответчиком единого социального налога за указанный период. Поскольку уплата ежемесячных страховых взносов ответчиком производилась не в полном объеме по состоянию на 03.11.2009 неуплата исчисленных, но фактически неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 269024,44 руб.
Недоимка по единому социальному налогу уплачена ответчиком в полном объеме, о чем свидетельствует данные налогового обязательства на дату создания 26.07.2010, отказ инспекции от искового заявления в части взыскания недоимки в размере 269024,44 руб., а также подтверждено представителем налогового органа в судебном заседании.
В силу статьи 75 НК РФ за несвоевременную уплату единого социального налога учреждению с 11.08.2009 по 03.11.2009 начислены пени в размере 7920,53 руб. Расчет судом проверен и признан соответствующим статье 75 НК РФ (протокол расчета пени на 03.11.2009).
По результатам рассмотрения акта от 29.09.2009 N 13602 и материалов проверки, налоговым органом принято решение от 03.11.2009 N 13-09/1895, которым ответчику предложено уплатить, в том числе пени за несвоевременную уплату налога в сумме 7920,53 руб. На основании решения налогового органа налогоплательщику выставлено требование по состоянию на 02.12.2009 N 4667 с указанием, в том числе, суммы пени, со сроком исполнения до 21.12.2009, неисполнение которого в добровольном порядке явилось основанием для обращения инспекции с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Подпункт 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ предусматривает, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, на день рассмотрения спора ответчиком представлены доказательства уплаты пени по ЕСН в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от 23.07.2010 N 73074 на сумму 7920,53 руб.
Представитель налогового органа настаивает на заявленном требовании о взыскании пени по ЕСН в размере 7920,53 руб., поскольку в платежном поручении от 23.07.2010 N 73074 неверно указан Код бюджетной классификации, в связи с чем, у Администрации числится задолженность.
Согласно пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации; со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему
Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога; со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента; со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.
Перечень случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной предусмотрен пунктом 4 статьи 45 НК РФ и имеет исчерпывающий характер.
В силу подпункта 4 пункта 4 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Код бюджетной классификации - это понятие, определяемое бюджетным законодательством. Согласно статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Как следует из представленного в судебное заседание платежного поручения от 23.07.2010 N 73074, на день рассмотрения дела сумма задолженности по уплате пени ЕСН ПФ РФ оплачена в сумме 7920,53 руб., т.е. в полном объеме.
Номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя в платежном документе указаны правильно. Другие реквизиты платежного документа также отражены. Уплата произведена отдельным платежным поручением в УФК по Камчатскому краю (ИФНС России по городу Петропавловск-Камчатскому).
Ошибочное указание кода бюджетной классификации при правильном указании иных реквизитов само по себе не наносит ущерба бюджету, не препятствует зачислению платежей по назначению, следовательно, не образует задолженности по налоговым платежам.
Указание КБК необходимо для правильного распределения уплаченных налогоплательщиками средств между бюджетами и соответствует критерию принадлежности платежа.
Кроме того, в просительной части искового заявления указан КБК 18210909010012000110 - пени по ЕД/СОЦ. НАЛОГ ПФ, что соответствует КБК указанному в платежном поручении от 23.07.2010 N 73074.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требование заявителя о взыскании начисленных пеней в размере 7920,53 руб. удовлетворению не подлежит.
Поскольку заявитель в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешался.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 101-103, 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
в удовлетворении заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловск-Камчатскому в части взыскания пени по ЕСН ПФ РФ в размере 7920,53 руб. отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную с илу.
Судья |
Е.B. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 29 июля 2010 г. N А24-2507/2010
Текст решения официально опубликован не был