Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатской области
от 7 августа 2006 г. N 2-1562/06
Кассационным определением СК по гражданским делам Камчатского областного суда от 28 сентября 2006 г. N 33-491/2006 настоящее решение изменено
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатской области в составе:
Председательствующего судьи Четыриной М. В.
при секретаре Ермаковой М.Б.
с участием прокурора Ближниковой В.И., Штокина А.Ю.
представителя Главы Петропавловск-Камчатского городского округа Ващилко А.П.
представителя Петропавловск-Камчатской городской Думы Зайцевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г. Петропавловска-Камчатского о признании недействительными пункта 4 решения Петропавловск-Камчатской городской Думы от 30.12.2004 г. N 125-р и пункта 1.1 постановления Градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 28.02.2005 г. N 195, установил:
Прокурор г. Петропавловска-Камчатского обратился в суд с заявлением о признании недействительными, недействующими и не влекущими правовых последствий со дня издания п. 4 решения Петропавловск-Камчатской городской Думы от 30.12.2004 г. N 125-р "О согласовании цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании" (далее решение) и пункта 1.1 постановления Градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 28.02.2005 г. N 195 "Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании" (далее постановление). В обоснование заявления ссылался на то, что оспоренными положениями указанных нормативных правовых актов неправомерно сужен круг лиц, на которых распространяются цены и тарифы на коммунальные услуги, установленные этими актами, что противоречит действующему законодательству, согласно которому оплата коммунальных услуг осуществляется гражданами по единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории соответствующего муниципального образования. В судебном заседании 04.08.2006 г. представители заявителя старший помощник Прокурора г. Петропавловска-Камчатского Ближникова В.И. и помощник Прокурора города Штокин А.Ю. уточнили ранее заявленные требования и просил суд признать указанные положения решения Петропавловск-Камчатской городской Думы от 30.12.2004 г. N 125-р и постановления Градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 28.02.2005 г. N 195 недействительными, недействующими и не влекущими правовых последствий с даты вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ, т.е. с 01.03.2005 г. (л.д. 78).
В судебном заседании старший помощник Прокурора г. Петропавловска-Камчатского Ближникова В.И. и помощник Прокурора города Штокин А.Ю. поддержали заявленные требования в уточненном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Указали, что обозначенные положения оспоренных нормативных правовых актов противоречат действующему законодательству, в частности, Жилищному кодексу РФ, п. 6 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 392 от 30.07.2004 г. "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", поскольку устанавливают зависимость условий оплаты коммунальных услуг гражданами, проживающими и являющимися потребителями коммунальных услуг на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, от формы собственности и оснований управления жилищным фондом, к которому отнесены соответствующие жилые помещения, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга этих лиц.
Представитель по доверенности заинтересованного лица - Главы Петропавловск-Камчатского городского округа - Ващилко А.П. в судебном заседании возражал против заявления Прокурора города, полагая его не обоснованным. В обоснование своих возражений суду пояснил, что оспоренные нормативные правовые акты органов местного самоуправления принимались в соответствии с действующим на тот момент федеральным законодательством. Так, в соответствии с действовавшим до 01.03.2005 г. законом N 73-ФЗ от 15.06.1996 г. "О товариществах собственников жилья" установление размера обязательных платежей в том числе, содержание, ремонт и коммунальные услуги являлось исключительной компетенцией общего собрания членов товарищества. Аналогичные нормы, по мнению представителя заинтересованного лица, содержатся в действующем ЖК РФ, в связи с чем вмешательство органов местного самоуправления в ценообразование соответствующих платежей для таких категорий потребителей выходило бы за пределы предоставленных им (органам местного самоуправления) законом полномочий. Кроме того, пунктом 2 Правил оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 392 от 30.07.2004 г., установлено, что настоящие Правила не распространяются на порядок, сроки и правила исчисления размеров оплаты жилья для граждан, указанных в п. 4 Решения Петропавловск-Камчатской городской Думы, в связи с чем он также не противоречит действующему законодательству.
Представитель по доверенности Петропавловск-Камчатской городской Думы - Зайцева О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Прокурора города по основаниям, изложенным в ходе рассмотрения данного конкретного дела Ващилко А.П., также указав на отсутствие противоречий оспоренных норм Постановления Градоначальника и Решения городской Думы с действующим законодательством.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Из смысла указанной нормы закона следует, что признание недействительными таких актов возможно при наличии одновременно двух условий: несоответствие их закону или иным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц.
В судебном заседании установлено, что 30.12.2004 г. Петропавловск-Камчатской городской Думой было вынесено решение N 125-р "О согласовании цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании" (л.д. 57-58). Приложение к данному решению содержит согласованные цены и тарифы на все виды жилищно-коммунальных услуг в Петропавловск-Камчатском ГМО на 2005 год (л.д. 59). Данный нормативный правовой акт с приложением был опубликован в газете "Вести" N 1 от 05.01.2005 г. (л.д. 60).
28.02.2005 г. Градоначальником г. Петропавловска-Камчатского было принято постановление N 195 "Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании" (л.д. 7-10), к которому также был утвержден ряд приложений, устанавливающих: цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для граждан, проживающих в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений (за исключением юридических лиц), находящихся в многоквартирных домах, в которых не созданы объединения собственников (Приложение N 1); порядок расчета тарифов за пользование жилым помещением в муниципальном жилищном фонде по договору найма (Приложение N 2); нормативы потребления населением коммунальных услуг (Приложение N 3); перечень, периодичность и сроки выполнения работ, оплата которых включена в тариф за услуги по содержанию жилья, применяемый с 01.03.2005 г. (Приложение N 4); перечень и периодичность работ, оплата которых включена в тариф на текущий ремонт жилья, применяемый с 01.03.2005 г. (Приложение N 5); перечень домов, включенных в план капитального ремонта (Приложение N 6); порядок перерасчета платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги при нарушении сроков и качества их предоставления (Приложение N 7) (л.д. 11-15, 16-20, 21-24, 25-29, 30-34, 35-37, 38-48). Данный нормативный правовой акт с приложениями был опубликован в газете "Вести" N 26, 27 от 01.03. и 03.03.2005 г. (л.д. 49-56).
Оспоренные Прокурором города нормы указанных нормативных актов противоречат требованиям действующего законодательства.
Так, пунктом 4 указанного Решения Петропавловск-Камчатской городской Думы установлено, что прилагаемые к этому Решению цены и тарифы, не распространяются на граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в многоквартирных домах, в которых созданы товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы и другие объединения собственников, нанимателей и поднанимателей жилых помещений, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, а также граждан, пользующихся жилыми помещениями по завещательному отказу, по договору ренты, пожизненного содержания с иждивением или по договору безвозмездного пользования жилыми помещениями.
Пунктом 1.1 указанного Постановления Градоначальника с 01.03.2005 года были утверждены и введены в действие предельные цены и тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг (согласно Приложению 1 к Постановлению) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом до принятия такого решения на общем собрании собственников или не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 154 ЖК РФ, вступившего в силу с 01.03.2005 г., плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями: установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. В частности: регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок закреплены в нормах Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 г. (в ред. от 26.12.2005 г.) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", вступившего в силу с 01.01.2006 г.
Постановлением Правительства РФ N 392 от 30.07.2004 г. "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" утверждены Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, согласно п. 6 которых оплата коммунальных услуг (электроснабжения, газоснабжения, в том числе снабжения сетевым природным или сжиженным газом, газа в баллонах, водоснабжения, водоотведения (канализации), горячего водоснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления) осуществляется гражданами, проживающими в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от форм собственности, по единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории соответствующего муниципального образования, в зависимости от степени благоустроенности жилых помещений и жилых домов.
А в соответствии с п/п. "в" п. 7 данных Правил органы местного самоуправления в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Правительством РФ, устанавливают: тарифы на те виды коммунальных услуг, оказываемых в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от форм собственности, в отношении которых законодательством РФ не установлен иной порядок утверждения тарифов.
При этом, размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение тарифов на соответствующие коммунальные услуги на объемы потребленных ресурсов по показаниям приборов учета, а при их отсутствии объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, устанавливаемым органами местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством РФ.
Вместе с тем, согласно п. 2 данных Правил они не распространяются на порядок, сроки и правила исчисления размеров оплаты жилья гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в многоквартирных домах, в которых созданы товарищества собственников жилья, жилищные или жилищно-строительные кооперативы и другие объединения собственников (далее - объединения собственников), нанимателями и поднанимателями жилых помещений, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, а также гражданами, пользующимися жилыми помещениями по завещательному отказу, по договору ренты, пожизненного содержания с иждивением или по договору безвозмездного пользования жилыми помещениями. В то же время указания о нераспространении данных Правил на порядок, сроки и правила исчисления размеров оплаты коммунальных услуг перечисленных граждан в нем не содержится, о чем свидетельствует буквальное содержание данного пункта Правил.
Однако ст. 2 указанного федерального закона N 210-ФЗ 30.12.2004 г. раскрывает основные понятия, в нем используемые, так, организацией коммунального комплекса признается - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; тарифами на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки, по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса; ценами (тарифами) для потребителей - ценовые ставки, которые включают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей; потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители).
В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:
а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;
б) в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги.
Таким образом, под потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, в отличие от общего понятия "потребители коммунальных услуг", в соответствии с указанным федеральным законом понимаются не только лица, пользующиеся помещениями в многоквартирных и индивидуальных жилых домах по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, иными актами федерального законодательства, но и товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации. Такие организации приобретают товары и услуги у организаций коммунального комплекса с целью предоставления коммунальных услуг нанимателям и собственникам помещений в многоквартирных домах, т.е. сами организациями коммунального комплекса не являются.
Как следует из буквального прочтения, смысла и толкования указанных норм закона Правила о порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг не распространяются именно на порядок, сроки и правила исчисления оплаты жилья категориями граждан, поименованными в оспоренном п. 4 Решения Петропавловск-Камчатской городской Думы. Тогда как в полной мере установленные этими Правилами нормы распространяются на порядок установления и условия оплаты цен и тарифов на коммунальные услуги указанным категориям граждан.
Кроме того, в силу п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При этом под "исполнителем" понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, действующим законодательством не установлен иной, кроме указанного, порядок расчетов цен и тарифов коммунальных услуг для населения.
Учитывая изложенные обстоятельства, ссылка представителя заинтересованного лица Ващилко А.П. на п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 392 от 30.07.2004 г., является не состоятельной, в связи с чем судом во внимание не принимается.
Жилищный кодекс РФ предусматривает одинаковый размер платы за коммунальные услуги для потребителей коммунальных услуг, использующих жилые помещения в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья либо жилищными, жилищно-строительными, иными специализированными потребительскими кооперативами, и потребителей этих услуг, избравших иной способ управления своим домом, а также для собственников жилых домов и нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам найма в государственном или муниципальном жилищных фондах. Изменение формы собственности на жилое помещение или оснований его использования, например образование или ликвидация товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, также не является основанием для изменения ранее установленного размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о неправомерном исключении категорий граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в многоквартирных домах, в которых созданы товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы и другие объединения собственников, нанимателей и поднанимателей жилых помещений, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, а также граждан, пользующихся жилыми помещениями по завещательному отказу, по договору ренты, пожизненного содержания с иждивением или по договору безвозмездного пользования жилыми помещениями, из круга потребителей коммунальных услуг, проживающих в жилых помещениях, жилищного фонда Петропавловск-Камчатского городского округа, цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для которых определены в оспоренных муниципальных правовых актах.
Также не может быть признано судом правомерным установление для указанных категорий потребителей иных (предельных), чем действующих на территории соответствующего муниципального образования цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, поскольку таким критерием варьирования размера оплаты коммунальных услуг в силу действующего специального законодательства при данных обстоятельствах может быть степень благоустроенности жилых помещений и жилых домов (под которой с точки зрения предоставления коммунальных услуг понимаются технические возможности по оказанию коммунальных услуг потребителям в конкретном доме), где проживают потребители услуг, но не форма собственности, основание либо вид управляющей жилищным фондом организации.
Положениями оспоренных муниципальных актов разграничивается круг потребителей коммунальных услуг относительно порядка и условий их оплаты, тогда как действующее федеральное законодательство такой возможности не предоставляет, сохраняя принцип единообразия, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, граждан - потребителей коммунальных услуг на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.
Таким образом, исходя из смысла указанных выше норм закона, суд приходит к выводу, об обоснованности заявления Прокурора города о признании недействительными, недействующими и не влекущими правовых последствий п. 4 Решения Петропавловск-Камчатской городской Думы N 125-р от 30.12.2004 г. и п. 1.1 Постановления Градоначальника N 195 от 28.02.2005 г. и удовлетворяет его в полном объеме. При этом, поскольку действующий Жилищный кодекс РФ вступил в силу с 01.03.2005 г., цены и тарифы в оспариваемых прокурором нормативно правовых актах также введены в действие с 01.03.2005 г., то они должны быть признаны недействительными именно с указанной даты.
Изменения в нормативно правовые акты, являющиеся предметов рассмотрения по данному конкретному спору, не вносились в оспариваемые прокурором пункты, в связи с чем доводы представителей заявителя в этой части не могут быть приняты судом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление Прокурора г. Петропавловска-Камчатского удовлетворить.
Признать недействительными, недействующими и не влекущими правовых последствий с 01.03.2005 г. пункт 4 решения Петропавловск-Камчатской городской Думы от 30.12.2004 г. N 125-р "О согласовании цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании" и пункт 1.1 постановления Градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 28.02.2005 г. N 195 "Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании".
Обязать Петропавловск-Камчатскую городскую Думу и Главу Петропавловск-Камчатского городского округа в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в газете "Вести" сообщение о принятом решении по данному делу.
Решение может быть обжаловано в Камчатский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья |
М.В. Четырина |
Решение в окончательной форме изготовлено 14 августа 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатской области от 7 августа 2006 г. N 2-1562/06
Текст настоящего решения опубликован в газете "Вести" от 8-14 декабря 2006 г. N 49 и от 15 декабря 2006 г. N 50
Кассационным определением СК по гражданским делам Камчатского областного суда от 28 сентября 2006 г. N 33-491/2006 настоящее решение изменено