Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ проблемной сферы
1.1. Традиционная деятельность КМНС и общественно значимая работа СОНКО являются одной из важных составляющих социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа.
В соответствии с Федеральным законом от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - КМНС) - народы, живущие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек, осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р утвержден Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в который включен Петропавловск-Камчатский городской округ.
Граждане, включенные в Перечень КМНС Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 536-р, и проживающие на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, представлены следующими национальностями: алеуты - 51 человек (далее - чел.), ительмены - 348 чел., камчадалы - 121 чел., коряки - 419 чел., чукчи - 83 чел., эвенки - 6 чел., эвены - 148 чел., эскимосы - 3 чел., якуты - 80 чел.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Петропавловск-Камчатского городского округа проживало 1259 представителей КМНС Российской Федерации.
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю по состоянию на 23.08.2013 на территории Петропавловск-Камчатского городского округа зарегистрировано 15 родовых общин КМНС, 5 территориально-соседских общин КМНС, 1 семейная община КМНС.
В Петропавловск-Камчатском городском округе, как и в целом в Камчатском крае, не сохранилось однородных в этническом отношении населенных пунктов с коренным населением. На территории Петропавловск-Камчатского городского округа разрозненно проживают также отдельные представители КМНС, не имеющие здесь исторических корней, но переместившиеся на полуостров Камчатку в результате интенсивных в 20 веке миграционных процессов, межэтнических браков (эскимосы, эвенки, чукчи и другие).
В 1930 - 1980 годы КМНС постепенно были переведены в новый для них общественный строй и уклад жизни с новыми системами производства, сбыта, снабжения, с полным охватом системами образования, здравоохранения, развития культуры и искусства. Результатами этого процесса явились такие последствия, как отчуждение от традиционной природно-ресурсной базы, нарушение преемственности поколений, связанные с интернатной системой воспитания, переселение в укрупненные населенные пункты. Интенсивно развивались процессы социально-экономического расслоения КМНС. Часть представителей КМНС приобщилась к промышленному производству, городскому укладу жизни. Внедрение новых технологий сказалось на угасании традиций и навыков, которые ранее обеспечивали экологически рациональное отношение к природным ресурсам.
Сохранение и возрождение традиционных ремесел и промыслов КМНС на базе существующих природных ресурсов является одной из основ их полноценной жизнедеятельности и национального самоопределения.
Особенность, равно как и сложность, использования КМНС традиционных природных ресурсов в Петропавловск-Камчатском городском округе, заключена в том, что эти ресурсы являются предметом пользования основных отраслей хозяйствования как КМНС, так и всего населения Камчатского края.
Представители КМНС заняты преимущественно традиционным промыслом, - рыболовством и охотничьим хозяйством. Есть отдельная категория представителей КМНС, проживающих в Петропавловск-Камчатском городском округе, заинтересованных в сохранении традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, занимающихся ремеслами, - плетением сетей, изготовлением нарт и лыж, пошивом национальной одежды и обуви, сувениров.
Развитие национальных культур КМНС, как и традиционные формы хозяйствования, переживает трудный период. Распространяется непрофессиональное отношение к культуре и искусству КМНС. Постепенно снижается интерес КМНС к сохранению национальной культуры в широком смысле.
Помимо угасания национальных культур и традиционных форм хозяйствования КМНС, наблюдаются также негативные явления в сфере социального и культурного развития Петропавловск-Камчатского городского округа, недостаточный объем социальной поддержки и защиты граждан, экологические проблемы, влияющие на жизнедеятельность населения.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, к приоритетным направлениям долгосрочной политики социальной поддержки населения отнесено развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе:
- создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций;
- содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства).
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю на 23.08.2013 на территории Петропавловск-Камчатского городского округа зарегистрировано 199 некоммерческих организаций, уставы которых содержат положения о социальной поддержке и защите граждан, охране окружающей среды, благотворительной деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ) социально ориентированные некоммерческие организации - некоммерческие организации, созданные в предусмотренных указанным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 указанного закона.
В последние годы прослеживается устойчивая тенденция к снижению числа вновь регистрируемых организаций в Камчатском крае, по данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю: 2008 - 163; 2009 - 109; 2010 - 70, 2011 - 37. Кроме того, негативным фактом является создание организаций под конкретную цель - например, получение гранта, лимитов, квот или материальной помощи. Вследствие этого до 30 процентов от зарегистрированных в 2008 - 2011 годы объединений на сегодняшний день прекратили свою деятельность или были ликвидированы по причине непредставления предусмотренной федеральным законодательством отчетности.
В 2011 году в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа поступили заявки на оказание поддержки от 7 СОНКО, при этом объем бюджетных ассигнований, необходимых для удовлетворения их потребностей в полной мере, согласно представленным заявкам, составил 2 670,00 тысяч рублей.
В 2012 году для финансовой поддержки СОНКО выделено 4 586,5 тысяч рублей, в том числе из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа 3 386,5 тысяч рублей, и 1 200,00 тысяч рублей - из бюджета Камчатского края на условиях софинансирования.
1.2. Показатели, характеризующие проблемную сферу:
Наименование показателя |
Единица измерения |
Источники данных |
Значение по годам |
Выводы по результатам сравнения показателей |
||
2010 |
2011 |
2012 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Количество родовых общин КМНС, зарегистрированных в Петропавловск-Камчатском городском округе |
единиц |
Официальный сайт Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю: http://unro.minjust.ru/ |
21 |
23 |
24 |
Ежегодный рост количества зарегистрированных родовых общин КМНС, занимающихся традиционными промыслами, показывает необходимость реализации мер финансовой поддержки некоммерческих организаций, созданных для сохранения традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и ремесел КМНС для оснащения их промысловой деятельности современными, безопасными и удобными в обращении материально-техническими средствами и оборудованием |
Доля родовых общин КМНС, занимающихся традиционными промыслами |
процентов |
Информация Ассоциации коренных малочисленных народов Севера г. Петропавловска-Камчатского |
100 |
100 |
100 |
|
Количество традиционных национальных праздников КМНС, отмечаемых на всей территории Камчатского края |
единиц |
Информация Ассоциации коренных малочисленных народов Севера г. Петропавловска-Камчатского |
6 |
6 |
6 |
В Петропавловск-Камчатском городском округе существует необходимость поддержки и создания условий для развития местного традиционного художественного творчества, а также сохранения, возрождения и развития традиционной культуры КМНС |
Количество вновь регистрируемых СОНКО в Камчатском крае |
единиц |
Официальный сайт Управления Министерства юстиции Российской Федерации: http://unro.minjust.ru/ |
70 |
37 |
29 |
Существует необходимость создания условий для деятельности СОНКО в Петропавловск-Камчатском городском округе путем оказания финансовой поддержки в целях укрепления материально-технической базы СОНКО, а также информационной поддержки в целях пропаганды и популяризации социально ориентированной уставной деятельности СОНКО |
Количество заявок, поступивших в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа, на оказание финансовой поддержки от СОНКО, осуществляющих деятельность на территории Петропавловск-Камчатского городского округа |
единиц |
Заявки, поступившие в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа |
|
7 |
9 |
Существует необходимость создания условий для деятельности СОНКО в Петропавловск-Камчатском городском округе путем оказания финансовой поддержки в целях укрепления материально-технической базы СОНКО, а также информационной поддержки в целях пропаганды и популяризации социально ориентированной уставной деятельности СОНКО |
1.3. Анализ причин возникновения проблемной ситуации:
Формулировка проблемы |
Описание и причины возникновения |
Обоснование необходимости решения |
1 |
2 |
3 |
Проблема 1 Недостаточная финансовая обеспеченность родовых общин КМНС, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, а также деятельность по сохранению и развитию национальных традиционных художественных промыслов, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа |
Отчуждение от традиционной природно-ресурсной базы в 1930 - 1980 годы, нарушение преемственности поколений, переселение в укрупненные населенные пункты. Внедрение новых технологий в процесс использования природных ресурсов. Традиционные природные ресурсы, используемые КМНС, являются предметом пользования основных отраслей хозяйствования Камчатского края. Отсутствие доходов от традиционной деятельности, так как она направлена на самообеспечение потребностей КМНС и производится некоммерческими организациями- родовыми общинами. |
Статья 7 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" |
Проблема 2 Необходимость сохранения, возрождения и развития традиционной культуры КМНС |
Развитие в 1930 - 1980 годы процессов культурной и социальной ассимиляции КМНС. Интернатная система воспитания. |
Статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
Проблема 3 Недостаточная финансовая обеспеченность СОНКО, действующих на территории Петропавловск-Камчатского городского округа |
Являясь некоммерческими организациями, не имеют достаточно развитой материально-технической базы и собственных источников финансового обеспечения для осуществления и реализации проектов и программ социально ориентированной направленности. |
Статья 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" |
1.4. С целью поддержки родовых общин КМНС на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в 2010 - 2011 годы реализованы программные мероприятия, обеспечивающие выполнение краевой долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае, на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 23.10.2009 N 392-П.
В 2012 году проходило исполнение мероприятий муниципальной долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012 - 2015 годы", утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.09.2011 N 2607.
В целях создания благоприятных условий для развития сектора некоммерческих организаций в 2008 - 2012 годы в Петропавловск-Камчатском городском округе были реализованы следующие мероприятия:
- в рамках реализации статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в пределах бюджетных ассигнований предоставлялись субсидии СОНКО на софинансирование расходов за использование муниципального имущества (в размере арендной платы);
- предоставлено муниципальное имущество в безвозмездное пользование СОНКО.
В 2010 году при Главе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа создан Совет общественности (постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 01.02.2010 N 238 "О Совете общественности при Главе Петропавловск-Камчатского городского округа");
В 2010 - 2012 годах предоставлена финансовая и информационно-консультационная поддержка СОНКО, в том числе в процессе реализации муниципальной долгосрочной целевой программы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012 - 2014 годы", утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.09.2011 N 2613.
1.5. Анализ полученных результатов от реализации указанных мер:
Перечень мер |
Наименование органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, органов исполнительной власти Камчатского края, федеральных исполнительных органов, юридических лиц, физических лиц, проводивших реализацию мер в указанном периоде |
Наименование аналогичной муниципальной программы, государственной программы Российской Федерации (Камчатского края), получившей действие в указанный период для решения данной проблемы |
Результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
Проблема 1: недостаточная финансовая обеспеченность родовых общин КМНС, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, а также деятельность по сохранению и развитию национальных традиционных художественных промыслов, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа | |||
Предоставление финансовой поддержки в форме субсидий на осуществление традиционной хозяйственной деятельности родовым общинам КМНС |
Министерство инвестиций и развития предпринимательства Камчатского края; Министерство образования и науки Камчатского края; Министерство здравоохранения Камчатского края; Министерство культуры Камчатского края; Агентство по молодежной политике Камчатского края; Министерство по делам Корякского округа; Агентство по туризму Камчатского края; Агентство по физкультуре и спорту Камчатского края; Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Отдела по связям с общественностью и информации |
Долгосрочная краевая целевая программа "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае, на 2010 - 2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Камчатского края от 23.10.2009 N 392-П; Муниципальная долгосрочная целевая программа "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012 - 2015 годы", утвержденная постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.09.2011 N 2607 |
Финансовую поддержку в форме субсидий получили: - в 2010 году 3 родовые общины КМНС на общую сумму 223,10 тысяч рублей; - в 2011 году - 1 родовая община КМНС в сумме 302,83 тысяч рублей; - в 2012 году - 7 родовых общин КМНС на сумму 299,3 тысяч рублей |
Проблема 2: необходимость сохранения, возрождения и развития традиционной культуры КМНС | |||
Обеспечение участия представителей КМНС в национально-культурных и просветительских мероприятиях для развития национального самосознания и культурного наследия КМНС Размещение в средствах массовой информации материалов, посвященных проблемам развития и деятельности КМНС |
Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Департамента по связям с общественностью администрации Петропавловск-Камчатского городского округа |
Муниципальная долгосрочная целевая программа "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012 - 2015 годы", утвержденная постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.09.2011 N 2607 |
Количество представителей КМНС - участников национально-культурных и просветительских мероприятий для развития национального самосознания и культурного наследия КМНС - 1 человек; Количество материалов в средствах массовой информации, посвященных проблемам развития и деятельности КМНС - 5 ед. |
Проблема 3: необходимость осуществления финансовой поддержки деятельности СОНКО в Петропавловск-Камчатском городском округе | |||
Оказание финансовой поддержки СОНКО в Петропавловск-Камчатском городском округе |
Агентство по внутренней политике Камчатского края, Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа; администрация Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Отдела по связям с общественностью и информации |
Долгосрочная краевая целевая программа "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Камчатском крае на 2011 - 2013 годы", утвержденная постановлением Правительства Камчатского края от 18.10.2011 N 440-П; Муниципальная долгосрочная целевая программа "Поддержка социально-ориентированных организаций Петропавловск-Камчатского городского округа на 2012 - 2014 годы", утвержденная постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.09.2011 N 2613 |
Предоставлены субсидии: в 2008 году - 100,422 тысяч рублей; в 2009 году - 394,508 тысяч рублей; в 2010 году - 299,458 тысяч рублей; в 2012 году - 4 586,5 тысяч рублей |
Проблема 4: необходимость осуществления информационной поддержки деятельности СОНКО в Петропавловск-Камчатском городском округе | |||
Оказание информационной поддержки СОНКО в Петропавловск-Камчатском городском округе |
Агентство по внутренней политике Камчатского края; администрация Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Отдела по связям с общественностью и информации |
Долгосрочная краевая целевая программа "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Камчатском крае на 2011 - 2013 годы", утвержденная постановлением Правительства Камчатского края от 18.10.2011 N 440-П; Муниципальная долгосрочная целевая программа "Поддержка социально-ориентированных организаций Петропавловск-Камчатского городского округа на 2012 - 2014 годы", утвержденная постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.09.2011 N 2613 |
Улучшение качества информационной поддержки |
1.6. К важнейшим проблемам сохранения традиционного национального уклада жизни КМНС, требующим безотлагательного решения, относится, прежде всего, развитие традиционных отраслей хозяйствования коренных народов (оленеводства, охотничьего и морского зверобойного промыслов, рыболовства, изготовления сувенирной продукции). При отсутствии комплексной муниципальной и государственной поддержки, возрождение и дальнейшее развитие КМНС невозможно. Последствиями развития такой ситуации могут стать угасание традиций и навыков, которые ранее обеспечивали экологически рациональное отношение к природным ресурсам, утрата национального самосознания и самобытной национальной культуры КМНС.
Сложность и своеобразие проблем требует согласованных действий всех уровней власти и их активного сотрудничества с общественностью КМНС.
В соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ оказание поддержки СОНКО осуществляется в следующих формах:
- финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев СОНКО;
- предоставление СОНКО льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- размещение у СОНКО заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- предоставление юридическим лицам, оказывающим СОНКО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Отсутствие поддержки СОНКО, в том числе финансовой и информационной, со стороны органов местного самоуправления, ведет к утрате мотивации к осуществлению ими уставной деятельности. Подобные организации зачастую располагают хорошим волонтерским и кадровым потенциалом, но не имеют достаточно развитой материально-технической базы и финансового обеспечения для осуществления и реализации проектов и программ социально ориентированной направленности. Отсутствие же активной деятельности СОНКО неизбежно приведет к трудностям в решении приоритетных задач в сфере социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа.
1.7. Решение проблемы сохранения традиционного уклада жизни и хозяйственного развития территорий проживания КМНС, реализация мероприятий по содействию развития СОНКО представляет собой длительный и неразрывный по времени системный и комплексный процесс осуществления последовательных действий с анализом полученных по итогам каждого года результатов. Использование программно-целевого метода позволяет обеспечить достижение наибольшего эффекта при планировании и фактическом выполнении разноплановых мероприятий.
Целевое планирование направлений финансовой поддержки КМНС и СОНКО позволит создать механизм комплексного решения широкого спектра вопросов, связанных с обеспечением устойчивого развития КМНС, формированием положительных тенденций в сохранении и развитии их традиционной культуры, а также привлечь СОНКО к решению приоритетных задач в социальной сфере Петропавловск-Камчатского городского округа.
Использование программно-целевого метода обеспечивает комплексность и системность проводимых мероприятий в рамках осуществления содействия решению выявленных проблем в развитии КМНС и СОНКО при активной позиции органов местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа и обеспечивает "прозрачность" всего процесса реализации Программы.
1.8. Варианты решения выявленных проблем:
Наименование варианта |
Краткая характеристика |
Сильные стороны, преимущества |
Слабые стороны, риски |
1 |
2 |
3 |
4 |
Оказание финансовой, консультационно-информационной и организационной поддержки КМНС и СОНКО, зарегистрированным на территории Петропавловск-Камчатского городского округа |
Предоставление родовым общинам субсидий на осуществление традиционной хозяйственной деятельности. Консультирование представителей родовых общин по вопросам получения финансовой поддержки. Размещение материалов о деятельности родовых общин по сохранению традиционной национальной культуры в средствах массовой информации. Организация участия КМНС в национально-культурных и просветительских мероприятиях. Предоставление субсидий на реализацию социально значимых проектов и программ в рамках уставной деятельности СОНКО. Консультирование по вопросам ведения уставной деятельности СОНКО. Размещение материалов о деятельности СОНКО в средствах массовой информации |
Организация системы содействия сохранению и развитию традиционного образа жизни КМНС. Включение разноплановых форм поддержки КМНС в единый обеспеченный необходимыми ресурсами комплекс мер. Осуществление комплексной поддержки СОНКО в Петропавловск-Камчатском городском округе. |
Отсутствие финансирования, в том числе неполное финансирование из одного или нескольких его источников; неисполнение (неполное исполнение) обязательств по целевому использованию средств субсидии родовыми общинами КМНС или СОНКО; низкая активность родовых общин КМНС или СОНКО, неготовность к сотрудничеству с администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа. |
1.9. Основаниями, предоставляющими администрации Петропавловск-Камчатского городского округа возможности для применения предлагаемых мер, являются:
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Положение о Департаменте по связям с общественностью администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденное постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.12.2012 N 3512.
1.10. Действие настоящей программы распространяется на родовые общины КМНС и СОНКО, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, а также на физических лиц, относящихся к КМНС.
1.11. Решение обозначенных проблем, устранение причин их возникновения и получение положительных результатов возможно только с применением взаимосвязанного по ресурсам и срокам реализации комплекса разноплановых мер, направленных на поддержку традиционных форм хозяйствования, национальной культуры КМНС и деятельности СОНКО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.