Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ проблемной сферы
1.1. Одной из важнейших проблем для Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - городской округ) является проблема обеспечения жителей качественным и комфортным жильем. Значительную долю жилищного фонда городского округа составляют дома, находящиеся в аварийном состоянии, проживание в которых создает определенные неудобства и риски для жизни. Содержание и ремонт таких домов не целесообразен ввиду высокого уровня износа. Поэтому необходимость переселения жильцов из таких домов является острым вопросом.
Также аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городского округа, сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность городского округа, повышает социальную напряженность.
Тихоокеанское побережье Камчатки относится к самым высокосейсмичным регионам в мире, в которых наблюдается самая большая частота землетрясений.
Большую опасность для населения, в случае землетрясения, представляют мелкоблочные жилые дома, построенные по индивидуальным проектам и крупноблочные жилые дома серии 1-307с 50 - 60-х годов постройки, не имеющие необходимой прочности, что грозит гибели десятков тысяч людей, проживающих в них.
Строительство этих жилых домов осуществлялось в соответствии с действующими на тот момент нормативными федеральными документами в области сейсмостойкого строительства. Впоследствии произошло изменение (ужесточение) требований нормативных документов по учету сейсмических воздействий при проектировании зданий и сооружений, в связи с чем, большинство ранее построенных зданий и сооружений имеют дефицит сейсмостойкости до 2,5 - 3 баллов, а также, эти жилые дома морально и физически устарели.
Обеспечение сейсмостойкости объектов городского округа позволит повысить уровень сейсмической безопасности городского округа в условиях сложнейших климатических воздействий и потенциальных стихийных бедствий.
Жилищное строительство в определенной степени стимулирует экономический рост во множестве смежных отраслей народного хозяйства, повышает демографический рост и является одним из индикаторов устойчивого развития городского округа.
Однако в настоящее время в городском округе имеет место серьезный дефицит наличия свободных территорий, пригодных для строительства жилья и сопутствующих объектов социального назначения (школы, детские сады, поликлиники).
При этом существующий жилищный фонд и многие объекты социальной сферы имеют устойчивую тенденцию к старению и ветшанию вследствие их длительной эксплуатации в зоне сложных природно-климатических условий. Расселению из жилых домов, признанных аварийными и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, подлежат 1 362 семей, расселение 895 из которых определено рамками Программы.
Кроме того, по результатам обследования, 176 многоквартирных домов, в которых проживают 4 854 семьи, имеют большой дефицит сейсмостойкости и сейсмоусиление их нецелесообразно.
Все эти объекты, в которых проживают 6 216 семей, подлежат расселению и сносу. Инженерные коммуникации на площадках, которые будут освобождаться после сноса (демонтажа) зданий, также имеют износ практически 100 процентов, поэтому требуется реконструкция или модернизация инженерной инфраструктуры на застроенных территориях.
В рамках требований федеральных, краевых и муниципальных программ в городском округе начато переселение граждан в сейсмостойкие жилые дома, возведение которых ведется, в основном, на новых строительных площадках в Северо-Восточной части городского округа, где инженерная и транспортная инфраструктура отсутствует или имеет недостаточные технические параметры.
Городской округ остро нуждается в выработке основ целенаправленной градостроительной политики, которая должна стать неотъемлемой частью его будущего развития, направленного на стабильное улучшение условий проживания и качества жизни жителей городского округа, улучшение его внешнего облика и повышение инвестиционной привлекательности.
Создание условий для развития массового жилищного строительства, обеспечение населения услугами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения надлежащего качества - одно из приоритетных направлений деятельности администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Основной проблемой, препятствующей инвестиционной активности в строительной сфере, является нехватка земельных участков под строительство жилья, обеспеченных инженерными коммуникациями. В городском округе в настоящее время исчерпан ресурс свободных и обеспеченных инженерной инфраструктурой строительных площадок.
Назрела необходимость на муниципальном уровне решать вопросы подведения к районам застройки магистральных инженерных сетей, поскольку перекладывание решения данной проблемы на застройщиков приведет к значительному увеличению себестоимости строящихся объектов. В этой связи возникает необходимость подготовки проектов обеспечения перспективных районов застройки на территории городского округа объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Молодежь является значительной социально-демографической частью населения городского округа, на поддержку которой направлена реализация Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р.
В рамках проектов "Молодая семья России" и "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" осуществляется решение проблемы обеспечения данной категории населения комфортным жильем.
В основном меры по решению жилищной проблемы молодежной среды решаются в отношении демографически перспективной категории молодых людей, составляющих молодые семьи.
Необходимость реализации государственной политики по поддержке молодых семей особенно актуальна для городского округа в связи с обострением проблемы сокращающейся численности населения и возрастанием тенденций к распаду семей и снижению уровня рождаемости. Одной из основных причин расторжения браков является отсутствие у супругов благоустроенного жилья и, самое главное, перспектив его приобретения, что влечет невозможность планирования развития семьи, рождения детей.
В результате проведенных социологических исследований выявлены две основные причины, по которым молодые семьи не заинтересованы в повышении рождаемости: отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов. Жилищные проблемы оказывают негативное воздействие и на другие аспекты социального состояния молодежной среды, в том числе здоровье, образование, уровень преступности. Острота проблемы для данной категории граждан определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов.
Таким образом, изменившиеся за последние 20 лет экономические, демографические и институциональные условия развития городского округа настоятельно требуют совершенствования основных стратегических направлений преобразования городской среды.
1.2. Показатели, характеризующие проблемную сферу:
Наименование показателя |
Единица измерения |
Источники данных |
Значение по годам |
Выводы по результатам сравнения показателей |
|
2011 |
2012 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Показатель 1: Разработка проектной документации |
гектар |
Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.04.2010 N 247-нд "Программа комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на период до 2014 года" |
0 |
105,93 |
За последние годы разработка проектной документации в значительной мере не проводилась; городской округ остро нуждается в разработке документации территориального планирования с учетом долгосрочных прогнозов |
Показатель 2: Перспективные районы застройки, не обеспеченные инженерными коммуникациями |
гектар |
Генеральный план городского округа, топографические съемки М 1:500, проекты застройки территорий |
238,55 |
238,55 |
Необходима подготовка проектно-сметной документации на строительство инженерных коммуникаций |
Показатель 3: Нормативная обеспеченность объектами инженерной инфраструктуры жилого микрорайона в 115 квартале городского округа |
процент |
0 |
0 |
Необходимо проектирование и строительство новых объектов |
|
Показатель 4: Отсутствие объектов теплоснабжения в 110 квартале городского округа |
процент |
0 |
0 |
Необходимо строительство новых объектов ЦТП 30 Гкал/час. Внеплощадочные сети в 100 квартале |
|
Показатель 5: Паспортизация несущих строительных конструкций зданий в целях определения сейсмостойкости и целесообразности сейсмоусиления |
штук |
191 |
16 |
Мероприятия программы не в полной мере отражали объемы финансирования, необходимые Камчатскому краю для выполнения комплекса работ по предотвращению последствий землетрясений |
|
Показатель 6: Проведение мероприятий по сейсмоусилению несущих конструкций зданий |
штук |
10 |
3 |
Увеличение количества объектов жилищного фонда, по результатам обследования отнесенных к категории аварийных и непригодных для проживания граждан |
|
Показатель 7: Строительство сейсмостойких жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения |
штук |
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю |
4 |
- |
Увеличение общей площади жилищного фонда, отнесенного к категории аварийного и непригодного для проживания граждан |
Показатель 8: Количество объектов жилищного фонда, признанных аварийными и непригодными для проживания граждан |
штук |
Заключения межведомственной жилищной технической комиссии |
530 |
645 |
Увеличение количества объектов жилищного фонда, по результатам обследования отнесенных к категории аварийных и непригодных для проживания граждан |
Показатель 9: Общая площадь жилищного фонда, признанного аварийным и непригодным для проживания граждан |
тысяч квадратных метров |
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю |
32,06 |
65,84 |
Увеличение общей площади жилищного фонда, отнесенного к категории аварийного и непригодного для проживания граждан |
Показатель 10: Количество семей, проживающих в жилищном фонде, признанном аварийным и непригодным для проживания граждан |
семей |
1 590 |
1 935 |
Увеличение количества семей, проживающих в жилищном фонде, признанным аварийным и непригодными для проживания граждан |
|
Показатель 11: Доля молодежи от общего количества населения городского округа |
процент |
Статистический сборник Федеральной службы государственной статистики |
30,15 |
29,33 |
Молодежь является основой создания семей, базой для рождения детей. Изменение значений показателя демонстрирует ухудшение демографической ситуации |
Показатель 12: Доля браков, зарегистрированных жителями в возрасте до 34 лет, от числа браков всего |
процент |
Статистический сборник Федеральной службы государственной статистики |
73 |
72,6 |
Больше трети всех браков заключается в возрасте до 34 лет, следовательно, подавляющее количество семей - молодые семьи. Исходя из данных статистики, в этом возрасте происходит и практически половина всех разводов, причиной которых в значительной массе является и невозможность решить жилищную проблему, отсутствие собственного жилья и необходимость проживания с родителями |
Показатель 13: Доля браков, расторгнутых жителями в возрасте до 34 лет, от числа разводов всего |
процент |
Статистический сборник Федеральной службы государственной статистики |
43,65 |
47 |
Категория женщин до 30 лет закономерно является наиболее значимой с точки зрения деторождения. Статистические данные показывают отрицательную динамику рождаемости |
Показатель 14: Доля женщин в возрасте от 18 до 30 лет, родивших здоровых детей |
процент (на 100 женщин) |
Статистический сборник Федеральной службы государственной статистики |
7,7 |
7,49 |
За период действия программы в городском округе установлено, что молодые семьи, в соответствии с законодательством нуждающиеся в улучшении жилищных условий и имеющие доходы, активно вступают в программу, следовательно, данный вид поддержки востребован |
Показатель 15: Количество молодых семей, признанных в 2008 году нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющих доходы |
единицы |
Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.03.2008 N 72-р "Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2008 - 2010 годы" |
- |
127 |
1.3. Анализ причин возникновения проблемной ситуации:
Формулировка проблемы |
Описание причины возникновения |
Обоснование необходимости решения |
1 |
2 |
3 |
Проблема 1. Недостаточное обеспечение финансовыми средствами, позволяющее провести разработку проектной документации на всей территории городского округа |
Частичное и (или) полное отсутствие финансирования |
Обязательность разработки документации по планировке территорий определена Градостроительным кодексом Российской Федерации |
Проблема 2. Отсутствие земельных участков под строительство жилья на территории городского округа, обеспеченных инженерной инфраструктурой |
В период кризиса сфера жилищного строительства не получала должного развития. Жилищное строительство велось на участках, обеспеченных инженерными коммуникациями. В настоящее время исчерпан ресурс свободных и обеспеченных инженерной инфраструктурой строительных площадок. Развитию строительства инженерных коммуникаций в районах перспективной застройки препятствует отсутствие проектов планировки территорий и необходимость больших финансовых вложений |
Пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для жилищного строительства. Повышение инвестиционной привлекательности городского округа, обеспечение жителей доступным и качественным жильем в условиях устойчивого развития социально-бытовой инфраструктуры, повышение качества услуг в жилищно-коммунальной сфере, уменьшение износа оборудования - часть основных задач Программы комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на период до 2014 года, принятой Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 21.04.2010 N 781-р. Аналогичная цель определена долгосрочной краевой целевой программой "Стимулирование развития жилищного строительства в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 16.04.2010 N 184-П |
Проблема 3. Критический износ объектов систем водоснабжения и водоотведения восточной части городского округа |
Долгие годы не строились объекты инженерного обеспечения. Действующие напорные коллекторы и КНС-11 имеют значительный физический износ и работают на пределе допустимых нагрузок. Физический износ объектов системы водоснабжения приводит к снижению давления и потере напора воды в системе. Реконструкция существующих объектов систем водоснабжения и водоотведения требует больших финансовых затрат |
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения отнесена к вопросам местного значения городского округа. Повышение качества услуг в жилищно-коммунальной сфере, уменьшение износа оборудования - часть основных задач Программы комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на период до 2014 года, принятой Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 21.04.2010 N 781-р. Аналогичная цель определена долгосрочной краевой целевой "Стимулирование развития жилищного строительства в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 16.04.2010 N 184-П |
Проблема 4. Отсутствие новых объектов водоснабжения, водоотведения восточной части городского округа |
В настоящее время отсутствуют мощности для перекачки и обработки дополнительного объема стоков (5,61 м3/сутки), которые будут поступать в результате ввода в эксплуатацию объектов, расположенных в восточной части городского округа. Отсутствуют производственные мощности по доставке воды в районы перспективной застройки, расположенные в восточной части городского округа. Для решения данной проблемы требуются большие финансовые вложения, которыми муниципалитет не располагает |
|
Проблема 5. Отсутствие системы теплоснабжения 110 квартала городского округа |
Проектом планировки и застройки "Группы жилых домов в 110 квартале г. Петропавловска-Камчатского" планируется строительство 15 многоквартирных жилых домов, 81 индивидуальный жилой дом, объекты здравоохранения, социального, торгового назначения. Для обеспечения данных объектов тепловой энергией необходимо строительство Центрального теплового пункта мощностью 30 Гкал/час и тепловых сетей, которые в настоящее время отсутствуют |
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения отнесена к вопросам местного значения городского округа. Повышение качества услуг в жилищно-коммунальной сфере, уменьшение износа оборудования - часть основных задач Программы комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на период до 2014 года, принятой Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 21.04.2010 N 781-р. Аналогичная цель определена долгосрочной краевой целевой программой "Стимулирование развития жилищного строительства в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Камчатского "Стимулирование развития жилищного строительства в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 16.04.2010 N 184-П |
Проблема 6. Недостаточно полная информация о состоянии несущих конструкций зданий на предмет их сейсмостойкости |
Паспортизация несущих строительных конструкций зданий в целях определения их сейсмостойкости и целесообразности сейсмоусиления не проводилась |
Результаты обследований несущих конструкций зданий являются основанием для принятия решения о сейсмоусилении несущих конструкций зданий либо признания их аварийными и дальнейшего сноса (демонтажа). 1) Отсутствует основание признания непригодными для проживания (аварийными, подлежащими сносу) жилых домов, расположенных в сейсмоопасной зоне. 2) Экономическую целесообразность определяют собственники на общем собрании (статья 44 Жилищного кодекса Российской Федерации) |
Проблема 7. Невысокие темпы строительства новых жилых домов для переселения граждан из аварийных не сейсмостойких жилых домов |
1. Отсутствие земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, под комплексное жилищное строительство. 2. Переселение граждан из аварийных не сейсмостойких жилых домов в новые сейсмостойкие жилые дома не ведется. Распространяется действие пункта 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 3. Выкуп не позднее года с момента уведомления собственников об изъятии, при этом разумный срок проведения реконструкции влияет на увеличение периода с момента уведомления о необходимости проведения реконструкции до момента фактического начала процедуры выкупа. 4. Отсутствие законодательно установленного права на участие собственников жилого помещения в долевом строительстве жилого дома на земельном участке, где ранее располагался его жилой дом, подлежащий сносу. 5. Низкая ответственность собственника жилого помещения в отношении процедуры продажи собственности, вызванная, в том числе разницей выкупной цены и фактической ценой приобретения жилого помещения. При этом длительность процедуры принудительного выселения - фактор увеличения времени на освобождение жилых помещений. 6. Отсутствие законодательного регулирования в отношении нежилых помещений многоквартирного дома |
Строительство новых сейсмостойких жилых домов способствует решению проблемы по переселению граждан из аварийных жилых домов. Процедура принятия решения развития застроенной территории. |
Проблема 8. Невысокие темпы проведения мероприятий по сейсмоусилению несущих конструкций жилых домов |
Ограничение действия норм Жилищного кодекса Российской Федерации в части принятия решений о проведении реконструкции (сейсмоусиления) многоквартирного жилого дома общим собранием собственников помещений |
1) Доля муниципальной (государственной) собственности незначительна, соответственно в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, обратиться о признании аварийным, подлежащим реконструкции всего жилого дома проблематично. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признает непригодным жилые помещения собственника. 2) Жилой дом не признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, понуждение собственников к принятию решения в порядке статьи 293 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо, а статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не применяется. |
Проблема 9. Износ жилищного фонда в городском округе |
Сложные природно-климатические условия, воздействие сейсмических нагрузок, несвоевременное проведение капитального ремонта жилищного фонда |
Жилищный кодекс Российской Федерации; Постановление Правительства Камчатского края от 15.09.2011 N 386-П "О долгосрочной краевой целевой программе "Переселение граждан из аварийных жилых домов и непригодных для проживания жилых помещений в Камчатском крае" |
Проблема 10. Неспособность большинства граждан, проживающих в аварийных и непригодных жилых помещениях самостоятельно приобрести жилье удовлетворительного качества |
Высокая стоимость жилых помещений удовлетворительного качества в условиях рыночной экономики |
|
Проблема 11. Отсутствие у молодых семей достаточных возможностей для приобретения жилья |
Дисбаланс между уровнем доходов молодой семьи и уровнем расходов, особенно при рождении детей. Низкая доступность жилья и ипотечных жилищных кредитов. Отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья |
В соответствии с пунктом 34 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе. Решение проблемы является одним из приоритетных национальных проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 |
1.4. В 2010 году разработана долгосрочная краевая целевая программа "Расселение граждан, проживающих в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Петропавловска-Камчатского, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны, на 2010 - 2011 годы", утвержденная постановлением Правительства Камчатского края от 16.12.2010 N 525-П.
Постановлением Правительства Камчатского края от 16.12.2010 N 526-П утверждена долгосрочная краевая целевая программа "Первоочередное расселение граждан из многоквартирных домов, имеющих в соответствии с технической документацией статус "общежитие", расположенных на территории г. Петропавловска-Камчатского, на 2010 - 2011 годы".
В период, предшествующий разработке программы, финансовая поддержка в сфере решения вопросов поддержки молодых семей при приобретении жилья осуществлялась в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", соответствующих краевых и муниципальных программ: Муниципальная долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2008 - 2010 годы", утвержденная решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа 05.03.2008 N 72-р; Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050; Долгосрочная краевая целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Камчатском крае на 2010 - 2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Камчатского края от 04.09.2009 N 335-П.
В 2011 году разработана муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2011 - 2012 годы", утвержденная постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 20.05.2011 N 1336. Указанная программа разработана в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В 2011 - 2012 годах выполнены проекты планировок территорий городского округа:
- территория застроенной части центрального района озеро Култучное - улица Ленинградская - улица Пограничная (от Комсомольской площади до здания Камчатского Государственного Университета имени Витуса Беринга) - улица Максутова - улица Набережная;
- территория застроенной исторической части (центра) города по улице Советской - улице Ленинской - улице Партизанской - улице Красинцев - площадь Ленина (Театральная площадь).
В связи с тем, что в предшествующие годы строительство осуществлялось на обеспеченных инженерными коммуникациями земельных участках в границах городского округа, выделение земельных участков под жилищное строительство не требовало создания новой инженерной инфраструктуры.
В 2011 году выданы разрешения на строительство 59 объектов жилого назначения общей площадью 86263,50 кв.м., из них:
126 многоквартирных жилых домов общей площадью 67 758,7 кв.м.;
233 малоэтажных жилых дома общей площадью 18504,8 кв.м.
Введено в эксплуатацию 25 жилых домов общей площадью 57 828,37 кв.м.
В 2012 году выданы разрешения на строительство 47 объектов жилого назначения общей площадью 29972,48 кв.м., из них:
16 многоквартирных жилых домов общей площадью 18 646,1 кв.м.;
241 малоэтажный жилой дом общей площадью 11 326,38 кв.м.
Введено в эксплуатацию 18 объектов жилищного строительства общей площадью 52 846 кв.м., в том числе:
115 многоквартирных жилых домов общей площадью 52 398 кв.м.;
23 индивидуальных жилых дома общей площадью 448 кв.м.
В целях решения проблемной ситуации подготовлен проект планировки и застройки "Группы жилых домов в 110 квартале г. Петропавловска-Камчатского" общей площадью 9,35 га.
Перечень мер, ранее предпринимаемых для решения проблемной ситуации по сейсмоусилению жилых домов:
- проведение обследований и подготовка паспортов сейсмостойкости несущих конструкций зданий;
- строительство новых сейсмостойких жилых домов;
- сейсмоусиление несущих конструкций жилых домов.
В процессе реализации указанных программ и мер удалось определить приоритеты и организовать работу по решению обозначенных проблем.
1.5. Анализ полученных результатов от реализации указанных мер:
Перечень мер |
Наименование органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, органов исполнительной власти Камчатского края, федеральных исполнительных органов, юридических лиц, физических лиц, проводивших реализацию мер в указанный период |
Наименование аналогичной муниципальной программы, государственной программы Российской Федерации (Камчатского края), получившей действие в указанный период для решения данной проблемы |
Результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
Проблема 1. Недостаточное обеспечение финансовыми средствами, позволяющее провести разработку проектной документации на всей территории Петропавловск-Камчатского городского округа | |||
Выполнение проектов планировок территорий городского округа, площадью 105,93 га |
Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа |
Непрограммные мероприятия |
Проекты приняты к реализации |
Проблема 2. Отсутствие земельных участков под строительство жилья на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, обеспеченных инженерной инфраструктурой | |||
В 2011 - 2012 годах сформированы земельные участки и выданы разрешения на строительство 106 объектов жилого назначения |
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа |
- |
Введены в эксплуатацию 43 жилых дома общей площадью 110,67 тыс. кв.м. |
Проблема 3. Отсутствие системы теплоснабжения 110 квартала г. Петропавловска-Камчатского | |||
Подготовка проекта строительства инженерных коммуникаций "Группы жилых домов в 110 квартале г. Петропавловска-Камчатского" |
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа |
- |
Подготовлена проектно-сметная документация |
Проблема 4. Недостаточно полная информация о состоянии несущих конструкций зданий на предмет их сейсмостойкости | |||
Проведение обследований и подготовка паспортов сейсмостойкости несущих конструкций зданий |
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа |
Муниципальная целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2009 год" |
Обследования и подготовка паспортов сейсмостойкости проводились на объектах муниципальной собственности за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа и в составе мероприятий по подготовке проектной документации на сейсмоусиление несущих конструкций зданий |
Проблема 5. Невысокие темпы проведения мероприятий по строительству новых жилых домов для переселения граждан из аварийных не сейсмостойких жилых домов | |||
Строительство новых сейсмостойких жилых домов |
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа; Министерство строительства Камчатского края |
Федеральная целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы"; Краевая целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Камчатском крае на 2009 год"; Муниципальная целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2009 год" |
Финансирование мероприятия по подготовке проекта планировки новых территорий для жилой застройки. Строительство началось в районе "Северо-Востока" и районе "Моховой" Петропавловск-Камчатского городского округа за счет привлечения средств федерального и краевого бюджетов |
Проблема 6. Невысокие темпы проведения мероприятий по сейсмоусилению несущих конструкций жилых домов | |||
Сейсмоусиление несущих конструкций жилых домов |
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа; Министерство строительства Камчатского края |
Федеральная целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - -2018 годы"; Краевая целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Камчатском крае на 2009 год"; Муниципальная целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2009 год" |
Проводились мероприятия по подготовке проектной документации на сейсмоусиление несущих конструкций для 50 жилых домов за счет привлечения средств федерального и краевого бюджетов |
Проблема 7. Износ жилищного фонда в Петропавловск-Камчатском городском округе | |||
Переселение граждан из многоквартирных домов, сейсмоусиление которых нецелесообразно, по результатам обследования межведомственной жилищной технической комиссии признанных аварийными; Переселение граждан из домов, имеющих в соответствии с технической документацией статус "общежитие", признанных аварийными |
Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа; Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края |
Долгосрочная краевая целевая программа "Расселение граждан, проживающих в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Петропавловска-Камчатского, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны, на 2010 - 2011 годы"; Долгосрочная краевая целевая программа "Первоочередное расселение граждан из многоквартирных домов, имеющих в соответствии с технической документацией статус "общежитие", расположенных на территории г. Петропавловска-Камчатского, на 2010 - 2011 годы" |
Гражданам из 69 аварийных домов предоставлены жилые помещения в 19 вновь построенных домах; подлежат сносу 28 487 квадратных метров общей площади аварийных домов |
Проблема 8. Неспособность большинства граждан, проживающих в аварийных и непригодных жилых помещениях самостоятельно приобрести жилье удовлетворительного качества | |||
Переселение граждан из многоквартирных аварийных жилых домов |
Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа; Министерство строительства Камчатского края |
Муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2011 - 2012 годы"; долгосрочная краевая целевая программа "Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Камчатском крае в 2011 - 2012 годах" |
35 семьям из 10 аварийных домов предоставлены благоустроенные жилые помещения |
Проблема 9. Отсутствие у молодых семей достаточных возможностей для приобретения жилья | |||
Поддержка молодых семей в решении проблемы обеспечения жилыми помещениями |
Департамент социального развития администрации Петропавловск-Камчатского городского округа; Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа |
1. Муниципальная долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2008 - 2010 годы", утвержденная решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа 05.03.2008 N 72-р; 2. Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050; 3. Долгосрочная краевая целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Камчатском крае на 2010 - 2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Камчатского края от 04.09.2009 N 335-П |
1. Разработка системы мер по поддержке молодых семей в решении жилищной проблемы. 2. Обеспечение включения молодых семей в состав участников долгосрочной муниципальной целевой программы 3. Предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья, в том числе по годам: 2008 год - 33 семьям; 2009 год - 24 семьям; 2010 год - 34 семьям; 2011 год - 52 семьям; 2012 год - 51 семьям; 2013 год - 37 семьям. |
1.6. При отсутствии финансирования программных мероприятий, разработка проектной документации может продлиться на неопределенный срок, что, безусловно, замедлит темпы развития территорий городского округа.
Отсутствие разработанных и утвержденных проектов планировок новых и застроенных территорий не даст возможности решить вопросы застройки земельных участков для строительства зданий, строений.
Для осуществления планомерного развития застроенных и вновь осваиваемых территорий городского округа необходимо решать вопросы рационального использования территорий, которые отражаются в разрабатываемых документах территориального планирования с учетом долгосрочных прогнозов. На основании документов по планировке территорий можно будет выполнять технико-экономические обоснования проектов строительства объектов, автомобильных дорог различного назначения и сетей инженерно-технического обеспечения до границ земельных участков, а также сметные расчеты стоимости строительства инженерных коммуникаций.
Игнорирование проблемной ситуации, отсутствие развитой инженерной инфраструктуры пригодных для жилищного строительства площадок на территории городского округа приведет в дальнейшем к снижению инвестиционной привлекательности застраиваемых территорий и к значительному увеличению себестоимости строящихся объектов.
Отсутствие паспортов сейсмостойкости несущих конструкций жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения не позволит объективно оценить техническое состояние зданий и принять решения для выполнения комплекса мероприятий по предотвращению последствий землетрясений.
Отсутствие разработанных и утвержденных проектов планировок новых и застроенных территорий не даст возможности решить вопросы предоставления земельных участков с инженерной инфраструктурой для строительства сейсмостойких жилых домов.
Существующий жилищный фонд в городском округе имеет тенденцию к быстрому старению и ветшанию, по причине климатических особенностей региона.
Наибольшую долю аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда в городском округе составляют малоэтажные (до 3-х этажей) строения. Проживание в жилых домах, признанных аварийными и непригодными, создает опасность для жизни людей, в связи с чем, требуется принятие комплекса мер, направленных на повышение безопасности проживания граждан на территории городского округа.
Прекращение или уменьшение комплекса реализуемых мер приведет к дестабилизации в сфере решения жилищных проблем молодых семей, что приведет к снижению стимулов для молодежной среды в создании (укреплении) семейных связей и увеличении рождаемости. В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная политика государственной экономической поддержки семьи.
1.7. Необходимость решения проблемы программно-целевым методом обусловлена следующим:
1.7.1 невозможностью решить проблему в течение одного финансового года;
1.7.2 потребностью в больших вложениях денежных средств;
1.7.3 необходимостью комплексного подхода к решению проблемы;
1.7.4 решение проблемы требует участия органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, обладающих раздельными отраслевыми полномочиями и органов государственной власти;
1.7.5 решение проблемы должно представлять комплекс поступательных, строго разграниченных по объемам финансирования мер, координирующих действия значительного числа исполнителей по реализации отдельных мероприятий, видов и стадий работ, направленных для обеспечения доступным и комфортным жильем жителей городского округа. В данном случае эффективное использование расходов и действий по реализации указанного комплекса мер, возможно, только программно-целевым методом.
1.8. Варианты решения выявленных проблем:
N пункта |
Наименование варианта |
Краткая характеристика |
Сильные стороны, преимущества |
Слабые стороны, риски |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Создание условий планировки территорий |
Подготовка проектов планировки территорий городского округа |
Исполнение мероприятий в соответствии с планируемыми сроками и своевременным финансовым обеспечением возможно с привлечением всех производственных возможностей региона |
Несвоевременное финансирование, ошибки планирования, организационные ошибки, неисполнение обязательств, обстоятельства непреодолимой силы |
2. |
Создание условий для обеспечения инженерной инфраструктурой перспективных земельных участков (площадок) под жилищное строительство на территории городского округа |
Подготовка проектно-сметной документации |
Четкое поэтапное планирование мероприятий. Определение необходимого объема ресурсного обеспечения на каждый этап. Повышение эффективности расходования бюджетных средств |
Отсутствие финансирования, в том числе неполное финансирование из различных источников, предусмотренных программой. Ошибки планирования. Организационные ошибки (ошибки в принятии управленческих решений). Неисполнение (неполное исполнение) обязательств контрагентами и партнерами. Обстоятельства непреодолимой силы (стихийные бедствия, военные конфликты, техногенные катастрофы) |
3. |
Строительство новых объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории городского округа |
Строительство и реконструкция объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории городского округа |
||
4. |
Создание условий для строительства новых сейсмостойких жилых домов |
Подготовка проектов планировок территорий для определения земельных участков под строительство жилья. Финансовое обеспечение мероприятий за счет источников федерального и регионального значения |
Исполнение мероприятий в соответствии с планируемыми сроками и своевременным финансовым обеспечением возможно с привлечением всех производственных возможностей региона |
Несвоевременное финансирование, ошибки планирования, организационные ошибки, неисполнение обязательств, обстоятельства непреодолимой силы |
5. |
Создание условий для выполнения мероприятий по сейсмоусилению несущих конструкций жилых зданий |
Привлечение управляющих организаций для подготовки проектной документации на сейсмоусиление несущих конструкций жилых зданий, |
Предоставление субсидий юридическим лицами на подготовку проектной документации на сейсмоусиление несущих конструкций жилых зданий в соответствии с планируемыми сроками и своевременным финансовым обеспечением возможно при наличии соответствующего правового акта |
Несвоевременное финансирование, ошибки планирования, организационные ошибки, неисполнение обязательств, обстоятельства непреодолимой силы |
6. |
Приобретение жилых помещений для переселения граждан на функционирующем рынке жилья |
Приобретение жилых помещений в муниципальную собственность по договорам купли-продажи |
Незначительные временные затраты, связанные с оформлением сделок по договорам купли-продажи жилых помещений |
Ограниченный рынок жилья; финансовые затраты, связанные с приобретением жилых помещений большей площади взамен расселяемых жилых помещений |
7. |
Выкуп жилых помещений у собственников |
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации |
Уменьшение финансовых затрат, связанных с приобретением жилых помещений большей площади взамен площади жилых помещений, находящихся в собственности граждан |
Желание граждан-собственников получить иные жилые помещения взамен признанных непригодными для проживания |
8. |
Переселение граждан в жилые помещения, поступившие безвозмездно в муниципальную собственность городского округа из собственности Камчатского края |
В муниципальную собственность безвозмездно передаются жилые помещения, приобретенные за счет средств краевого бюджета |
Отсутствие финансовых затрат на приобретение жилых помещений из бюджета городского округа |
Целевой характер использования жилых помещений |
9. |
Переселение граждан в жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, освободившиеся в процессе эксплуатации муниципального жилищного фонда |
Жилые помещения предоставляются из числа освободившегося в процессе эксплуатации муниципального жилищного фонда |
Отсутствие финансовых затрат на приобретение жилых помещений из бюджета городского округа |
Ограниченное количество свободных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, отвечающих санитарным и техническим требованиям; необходимость проведения ремонтных работ в указанных жилых помещениях |
10. |
Строительство нового жилья |
Участие в долевом строительстве многоквартирных домов |
Уменьшение объема финансовых затрат, связанных с приобретением жилых помещений на функционирующем рынке жилья |
Длительный период строительства многоквартирного дома |
11. |
Реализация комплекса мер, направленных на развитие системы поддержки молодых семей в решении жилищных проблем |
1. Обеспечение выполнения мер по включению молодых семей в состав участников программы: консультирование - признание молодых семей, нуждающимися в улучшении жилищных условий; - подтверждение доходов молодых семей. 2. Предоставление социальных выплат молодым семьям |
1. Обеспечение комплексного подхода к решению проблемной ситуации. 2. Возможность привлечения софинансирования из федерального и краевого бюджетов. 3. Право выбора молодыми семьями вариантов жилых помещений. 4. Создание условий для востребованности механизмов ипотечного кредитования |
1. Полное или частичное отсутствие финансирования из краевого и федерального бюджетов. 2. Увеличение рыночной стоимости жилых помещений в период реализации мероприятий. 3. Ограниченность предложения на рынке жилья. 4. Снижение собственных финансовых возможностей молодых семей |
1.9. По результатам анализа проблемной ситуации, полномочий органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и финансовых возможностей бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа обозначен наиболее эффективный вариант решения выявленных проблем.
1.10. Основаниями, предоставляющими органам администрации Петропавловск-Камчатского городского округа полномочия по реализации мероприятий Программы, являются:
1.10.1 Градостроительный кодекс Российской Федерации;
1.10.2 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
1.10.3 Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.12.2009 N 697-р "О корректировке генерального плана Петропавловск-Камчатского городского округа и утверждении его в новой редакции";
1.10.4 Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.04.2010 N 247-нд "Программа комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на период до 2014 года";
1.10.5 Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 12.10.2010 N 294-нд "О правилах землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа";
1.10.6 Устав Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденный решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 24.06.2009 N 515-р;
1.10.7 Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
1.10.8 постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2009 N 365 "О федеральной целевой программе "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы";
1.10.9 подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050;
1.10.10 Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р (далее - Стратегия);
1.10.11 постановление Правительства Камчатского края от 04.09.2009 N 335-П "О долгосрочной краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Камчатском крае на 2010 - 2012 годы";
1.10.12 постановление Правительства Камчатского края от 20.07.2012 N 324-П "О долгосрочной краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Камчатском крае на 2013 - 2015 годы".
1.10.13 Закон Камчатского края от 09.10.2012 N 135 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
1.11. Целевой группой, в отношении интересов которой предлагается реализовывать указанные меры, являются различные социальные группы населения городского округа.
1.12. Переход на новый этап территориального планирования, предусматривающий комплексное регулирование развития территорий с помощью разработок проектов планировок территорий позволит достигнуть рационального градорегулирования и управления развитием территорий городского округа с учетом закономерности существования и функционирования объектов городской среды.
Прослеживается необходимость решения со стороны органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа предлагаемых мер по созданию условий для развития жилищного строительства и обеспечению инженерной инфраструктурой перспективных земельных участков (площадок) под жилищное строительство на территории городского округа в рассматриваемом комплексе, что, исходя из полномочий и доступного объема финансирования, позволит в среднесрочном периоде 2014 - 2018 годов поступательно решить существующую проблему и получить положительные результаты.
Решение обозначенных проблем, устранение причин их возникновения и получение положительных результатов возможно только с применением комплекса разноплановых мер единой целевой направленности, включающих создание условий для строительства новых сейсмостойких жилых домов и выполнения мероприятий по сейсмоусилению несущих конструкций жилых зданий, формирование жилищного фонда (строительство, приобретение жилых помещений) и переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.
Реализация мероприятий Программы позволит радикально снизить сейсмический, социальный и экономические риски, затраты на антисейсмическую защиту населения, обеспечить целенаправленную реализацию жилищной политики в сфере переселения граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, а также стабилизировать существующую в сфере поддержки молодых семей ситуацию.
Настоящая Программа разработана для возможности постепенного решения выявленных проблем с учетом возможностей бюджетного финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.