Решение Петропавловск-Камчатского городского суда
от 2 апреля 2015 г. N 2-5334/15
Решение в окончательной форме составлено 7 апреля 2015 года.
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
Председательствующего судьи Науменко И.В.
при секретаре Татуевой Е.С.,
при участии помощника прокурора г. Петропавловска-Камчатского Симак Е.С., представителя Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Колчанова Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Петропавловска-Камчатского о признании противоречащим закону и недействующим Постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.01.2015 N 120,
Установил:
Прокурор города Петропавловска-Камчатского обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим Постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.01.2015 N 120, ссылаясь на те обстоятельства, что полномочия органов местного самоуправления определены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" и Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Как следует из ч. 1 ст. 37 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Из содержания указанных норм права следует, что к вопросам местного значения не относится организация платного питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, следовательно, орган местного самоуправления городского округа не наделён полномочиями по изданию муниципальных нормативных правовых актов, утверждающих положение об организации платного питания. По результатам изучения нормативного правового акта прокурором города в адрес Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа был направлен протест на постановление, который признан необоснованным. На основании изложенного, прокурор города Петропавловска-Камчатского просил суд признать противоречащим закону и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда, Постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27 января 2015 года N 120 "Об утверждении Положения об организации платного питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Петропавловск-Камчатского городского округа".
В судебном заседании представитель прокурора города Петропавловска-Камчатского Симак К.С., действующая на основании доверенности, заявление поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Колчанов Ю.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт издан в соответствии с действующим федеральным законодательством. Суду пояснил, что заявление прокурора города Петропавловска-Камчатского не содержит сведений о том, чьи права нарушены оспариваемым постановлением.
Заинтересованное лицо Глава администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о рассмотрении дела извещён, в суд не явился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
По смыслу закона, предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения прав и свобод.
Аналогичная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в пункте 11 Постановления Пленума от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Как установлено в судебном заседании 27 января 2015 года администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа издано Постановление года N 120 "Об утверждении Положения об организации платного питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Петропавловск-Камчатского городского округа", опубликованное в газете "Град Петра и Павла" от 30.01.2015 года N 3 (л.д. 8 - 12).
По результатам изучения указанного постановления, при проведении правовой экспертизы установления противоречий нормативного правового акта федеральному законодательству, прокурором города Петропавловска-Камчатского 12 февраля 2015 года в адрес Главы администрации Петропавловск-Камчатского округа внесён протест, рассмотренный 04 марта 2015 года и признанный необоснованным (л.д. 13 - 17).
Проанализировав положения ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и содержание Постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27 января 2015 года N 120 "Об утверждении Положения об организации платного питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Петропавловск-Камчатского городского округа", суд приходит к выводу об обоснованности протеста прокурора по результатам изучения постановления.
Как следует из Постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27 января 2015 года N 120, оно определяет порядок организации платного питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Петропавловск-Камчатского городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);
3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;
5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;
7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
В ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены вопросы местного значения городского округа.
Из ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не следует, что к вопросам местного значения относится организация платного питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Вместе с тем, как следует из ч. 1 ст. 37 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Таким образом, организация питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях возложена на организации, осуществляющие образовательную деятельность, которая вправе самостоятельно выбирать формы организации питания.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления не наделён полномочиями по изданию муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации платного питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях.
Ссылки администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в возражениях на п. 13 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 3 ч. 1 ст. 9 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" из которых следует, что к полномочиям органов местного самоуправления относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, суд находит несостоятельными, так как присмотр и уход за детьми осуществляется только в дошкольных образовательных учреждениях и в группах продленного дня интернатов, тогда как оспариваемое постановление регулирует порядок питания обучающихся в общеобразовательных организациях.
Довод представителя администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в судебном заседании о том, что заявление не содержит сведений о том, чьи права нарушены оспариваемым постановлением, суд также находит несостоятельным, так как в абзаце втором п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не возлагает на него такую обязанность.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно абзацу 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", в связи с чем признаёт его недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил:
Заявление Прокурора города Петропавловска-Камчатского удовлетворить.
Признать противоречащим закону и недействующим Постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27 января 2015 года N 120 "Об утверждении Положения об организации платного питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Петропавловск-Камчатского городского округа" со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в апелляционном порядке через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Судья |
И.В. Науменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 2 апреля 2015 г. N 2-5334/15
Текст решения опубликован в газете "Град Петра и Павла" от 29 мая 2015 г. N 22