Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Технико-экономическое обоснование программы
Муниципальная программа "Совершенствование системы муниципального управления и укрепление гражданского общества в Елизовском муниципальном районе на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа) разработана на основании распоряжения Администрации Елизовского муниципального района от 04.10.2013 N 288 "О разработке муниципальной программы "Совершенствование системы муниципального управления и укрепление гражданского общества в Елизовском муниципальном районе на 2014 - 2018 годы" для решения комплексной цели Программы в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Программа определяет направления развития, механизмы совершенствования системы муниципального управления и укрепления гражданского общества в Елизовском муниципальном районе на 2014 - 2020 годы с учетом софинансирования мероприятий Программы из Федерального бюджета, бюджета Краевого края, а так же внебюджетных источников, в рамках реализации государственных программ Камчатского края, в том числе:
1. Государственная программа Камчатского края "Реализация государственной национальной политики и укрепление гражданского единства в Камчатском крае на 2014 - 2018 годы";
2. Государственная программа Камчатского края "Информационное общество в Камчатском крае на 2014 - 2018 годы";
3. Государственная программа Камчатского края "Профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма, наркомании и алкоголизма в Камчатском крае на 2015 - 2018 годы";
4. Государственная программа Камчатского края "Социальная поддержка граждан в Камчатском крае на 2015 - 2020 годы".
Для выполнения задач установленных в рамках комплексной цели, программа предусматривает реализацию шести подпрограмм.
1.1. Анализ проблемной сферы.
Подпрограмма 1. "Развитие информационного партнерства Администрации Елизовского муниципального района со средствами массовой информации на 2014 - 2020 годы"
Данная подпрограмма разработана в соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее - СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1, Уставом Елизовского муниципального района, постановлением Администрации Елизовского муниципального района от 28.01.2013 N 57 "О порядке обеспечения доступа к информации о деятельности Администрации Елизовского муниципального района и ее органов", постановлением Администрации Елизовского муниципального района от 31.01.2013 N 58 "Об утверждении Перечня информации о деятельности Администрации Елизовского муниципального района и ее органов, размещаемой в сети Интернет" и в целях обеспечения прав граждан, проживающих на территории Елизовского муниципального района, на получение полной, объективной, своевременной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления (далее - органов МСУ) Елизовского муниципального района и событиях и мероприятиях социально значимой тематики, происходящих на территории муниципального образования - крупнейшего в Камчатском крае с количественным составом населения 65 тысяч человек.
В соответствии со ст. 1.1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ к информации о деятельности органов МСУ относятся муниципальные правовые акты и иная информация, касающаяся их деятельности.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ, основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом), достоверность информации и своевременность ее предоставления. В соответствии со ст. 6.1 и ст. 6.2 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ, доступ граждан к информации о деятельности органов МСУ обеспечивается способом обнародование (опубликование) органами МСУ информации о своей деятельности в СМИ, размещение органами МСУ информации о своей деятельности в сети Интернет.
Результаты мониторинга Интернет-сайтов органов МСУ в Елизовском районе, а также региональных и местных СМИ выявили следующие проблемы:
1. Официальные Интернет-ресурсы органов МСУ в Елизовском районе (Администрации ЕМР, Думы ЕМР, Администрации Елизовского городского поселения, Паратунского сельского поселения) не являются основным источником получения информации о деятельности органов МСУ для большинства населения Елизовского муниципального района и не решают задачу широкого информирования граждан. (Максимальная среднемесячная посещаемость официального сайта Администрации ЕМР составляет 4000 - 5000 посещений, посещаемость других сайтов - от 100 до 400 посещений. Отсутствие официальных сайтов у Начикинского, Новолесновского, Раздольненского, Корякского, Пионерского, Новоавачинского, Николаевского сельских поселений и Вулканного городского поселения также не обеспечивает права населения ЕМР на доступ к информации о деятельности органов МСУ).
2. Отсутствие муниципального телевидения, радио и печатного издания также является существенным препятствием для реализации прав граждан, проживающих в Елизовском районе, на получение полной, объективной, своевременной и достоверной информации о деятельности органов МСУ и о социально значимых событиях, происходящих в Елизовском районе. (На сегодняшний день практически недоступным для граждан, проживающих на территории Елизовского муниципального района, остается обязательный для опубликования (обнародования) в соответствии с требованиями действующего законодательства блок информации по вопросам местного значения, в том числе: о деятельности руководителей и функциональных органов МСУ в Елизовском районе, особенно - в поселениях; об участии органов МСУ в программах, направленных на социально-экономическое развитие территорий; о мероприятиях, проводимых органами МСУ, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органов МСУ; о положительном опыте межмуниципального и международного сотрудничества органов МСУ; о состоянии защиты населения и территорий муниципальных образований от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности; о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них; о правах и обязанностях граждан в сфере землепользования, ЖКХ, здравоохранения, образования и иных сферах.; об изменениях в законодательстве, затрагивающих интересы различных категорий граждан; о принимаемых решениях по вопросам местного значения с комментариями должностных лиц; об актуальных проблемах, событиях и мероприятиях, имеющих большой общественный резонанс; о планируемых массовых мероприятиях и иная социально значимая информация по вопросам местного значения и актуальным для населения темам).
3. Предпочтения в получении информации 80% населения ЕМР отдает СМИ. Наиболее высокий рейтинг доверия у населения как к источнику информации получили: региональное телевидение, региональное радио, региональная и местная пресса. В то же время ежегодное сокращение ассигнований на реализацию программы развития информационного партнерства со СМИ и высокая стоимость информационных услуг на рынке СМИ Камчатского края не позволяют внедрить высокоэффективный механизм взаимодействия со СМИ, создавать и размещать в СМИ достаточное количество информационных продуктов на социально значимые темы, а также создавать позитивный имидж Елизовского муниципального района.
В настоящее время в СМИ практически не освещаются следующие приоритетные направления:
"Наша гордость. Земляки" - о жизни и деятельности знаменитых земляков, людей ветеранов труда, внесших значительный личный вклад в развитие Елизовского муниципального района, а также современников, одаренных детей, творческих коллективов и др.
"Елизовский район. Защитники Отечества" - о духовно-нравственном формировании личности, военно-патриотическом воспитании, повышения престижа Вооруженных Сил Российской Федерации, о подвиге ветеранов времен Великой Отечественной войны и др.
"Елизовский район: здоровое поколение" - пропаганда здорового образа жизни, социальные акции, проекты и инициативы, направленные против наркомании, алкоголизма, табакокурения, а также проблемы материнства, семьи и детства в Елизовском районе, вопросы демографической и молодежной политики, положительного опыта семейного воспитания, духовно-нравственного воспитания детей и подростков; предупреждения безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков и др.
"Экономика Елизовского района: инициатива, инновации, инвестиции" - о инвестиционной привлекательности территории Елизовского муниципального района: туристическом потенциале района, развитии сельского хозяйства и внедрении передовых технологий в агропромышленном секторе экономики, о развитии малого и среднего бизнеса в районе, о значимым для развития территории бизнес-проектах и международных экономических контактах муниципалитета и др.
"Елизовский район. Общество. Власть" - о принятии органами МСУ решений, направленных на позитивные и качественные изменения в жизни граждан, проживающих на территории Елизовского муниципального района, на обеспечение их безопасности и законных прав.
"Елизовский район. Мероприятия и события" - о событиях и мероприятиях, происходящих на территории Елизовского муниципального района.
Анализ выявленных проблем позволяет констатировать следующее: конституционные и иные законные права граждан, проживающих в Елизовском муниципальном районе, на поиск и получение полной, своевременной и достоверной информации о деятельности органов МСУ, а также на доступ к социально значимой информации органами МСУ Елизовского муниципального района не обеспечиваются в полном объеме, что противоречит действующему законодательству и требует принятия срочных мер со стороны органов МСУ.
Данная проблема полностью решается за счет:
1. Создания муниципального печатного издания (газеты) и ее распространения среди населения Елизовского муниципального района.
2. Создания постоянной и эффективной модели информационного партнерства со СМИ (телевидение, радио, пресса, сетевые издания).
3. Создания Интернет-сайтов органами МСУ поселений, развития созданных и функционирующих в настоящее время сайтов органов МСУ Елизовского района, их продвижения и популяризации среди населения Елизовского муниципального района.
При планировании мероприятий, позволяющих решить данную проблему, учтены следующие факторы, влияющие на формирование репутации органов МСУ и создание имиджа Елизовского муниципального района в целом:
1. СМИ пользуются доверием у большинства населения Елизовского муниципального района.
2. СМИ обеспечивают 100% охват населения Елизовского муниципального района, включая поселения.
3. СМИ - это публичное лицо Елизовского муниципального района.
4. Информация - важнейший инвестиционный ресурс Елизовского муниципального района.
При планировании мероприятий и их финансового обеспечения также проведено изучение конъюнктуры рынка услуг в области размещения информационных материалов в печатных СМИ, радиоэфире, телеэфире, сетевых СМИ, оказываемых на территории Камчатского края.
По данным Управления Роскомнадзора по Камчатскому краю, на территории Камчатского края зарегистрированы и осуществляют свою деятельность:
- более 80 региональных печатных изданий (ведущие - "Камчатский край - Единая Камчатка", "Камчатское время", Московский комсомолец "МК на Камчатке", "Вести+ТВ" "Рыбак Камчатки", АИФ Камчатка и др.);
- 5 телеканалов (ВГТРК "Камчатка", ТК "Причал", Лукоморье-ТВ (СТС), РЕН-ТВ Камчатка, СКТВ-Информ);
- 11 радиоканалов и радиопрограмм (ведущие - Радио-СВ-Камчатка, Радио "Тройка", Камчатка FM, Радио Дача - Камчатка, Радио России "Камчатка", Радио Маяк "Камчатка", Европа Плюс "Камчатка", радиостанция "Звуки города");
- 1 сетевое издание - информационное агентство (КамчатИнформ).
Территория распространения ведущих региональных СМИ имеет 100% охват населения Елизовского муниципального района.
Местные СМИ представлены тремя печатными изданиями: городская газета "Елизово" (тираж 20 тысяч экз.), а также "Шанс" и "Товары и услуги на Камчатке", последние два специализируются на рекламе, объявлениях и кратких новостных сообщениях. Территория распространения - Елизовский муниципальный район.
Средняя цена на рынке услуг в области размещения информационных материалов в СМИ Камчатского края
в тыс. руб. | ||
N п/п |
Наименование СМИ |
Средняя цена за единицу информационной услуги |
1. |
Размещение информационных материалов в региональных печатных СМИ. |
30,00 (1 полоса) |
2. |
Размещение информационных материалов в местных печатных СМИ. |
15,00 (1 полоса) |
3. |
Размещение информационных материалов в радиоэфире. |
1,0 (1 сообщение ) 1,2 (1 минута в прямом эфире) |
4. |
Размещение информационных материалов в телеэфире. |
13,0 (1 видеосюжет, не менее 2 минут) 1,6 (1 минута в прямом эфире либо в записи) |
5. |
Размещение информационных материалов в сетевых СМИ. |
3,00 (1 интервью) 0,96 (1 сообщение) |
При выборе потенциальных СМИ-партнеров приоритетное значение будут иметь наименьшая цена за единицу информационной услуги и территория распространения (100% охват территории Елизовского муниципального района).
В связи с вышеизложенным необходимо предусмотреть комплекс мероприятий для решения поставленных проблем в рамках реализации подпрограмм 1. "Развитие информационного партнерства Администрации Елизовского муниципального района со средствами массовой информации на 2014 - 2020 годы", как одного из важнейших ресурсов социального и экономического развития Елизовского муниципального района.
Подпрограмма 2. "Развитие социально-общественных отношений органов местного самоуправления и населения Елизовского муниципального района в 2014 - 2020 годах"
В рамках реализации полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры, а также организации и осуществления мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью, в 2014 - 2020 годах в Елизовском муниципальном районе предусмотрены ряд общественных, культурно-массовых мероприятий по осуществлению мер, направленных на возрождение и укрепление патриотизма, решения проблем ветеранов Великой Отечественной войны и популяризации символики Елизовского муниципального района, а также на укрепление единства многонационального народа РФ, гармонизации межнациональных отношений, этнокультурного развития народов РФ, взаимодействия с национальными общественными объединениями, религиозными организациями, казачеством, КМНС на территории Елизовского муниципального района.
В целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества Президентом Российской Федерации издан Указ от 10 июня 2012 года N 805 "О дне местного самоуправления", который будет отмечаться 21 апреля, в день издания в 1785 году Жалованной грамоты городам, положившей начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.
В мае празднуется День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 год), 70-я годовщина которого отмечается в 2015 году, в сентябре отмечается День окончания Второй мировой войны (1945 год), в том числе и юбилейная 70-я годовщина - в 2015 году.
22 июня в Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента РФ от 8 июня 1996 года N 857, отмечается годовщина со дня начала Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. - День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны (1941 год).
В соответствии с Федеральным законом "О днях воинской славы и памятных датах России" от 04.11.2014 N 340-ФЗ в декабре отмечаются - "День неизвестного солдата" и "День героев Отечества".
В соответствии с законом Камчатского края от 16 декабря 2009 года N 361 "О праздниках и памятных датах Камчатского края" 1 июля отмечается День Камчатского края, в праздновании данного мероприятия примут участие муниципальные образования, в том числе и Елизовский муниципальный район.
17 ноября 1949 года был издан Указ Президиума Верховного Совета N 741/8 "Об образовании Елизовского района в составе Камчатской области Хабаровского края с центром в с. Елизово". В 2014 году исполняется 65 лет со дня образования Елизовского муниципального района.
В 2012 году впервые на территории Елизовского муниципального района была проведена "Берингия 2012 - Елизовский спринт", результатом которой явилась пропаганда традиционной Камчатской гонки на собачьих упряжках "Берингия", а также поддержка развития традиций коренных малочисленных народов Севера на территории Елизовского муниципального района.
В связи с утверждением в 2010 году Думой Елизовского муниципального района официальной символики (флага, герба) Елизовского муниципального района (решения Думы Елизовского муниципального района от 03.03.2010 N 1037, 1038 от 18.06.2010 N 1116) и внесением Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации герба Елизовского муниципального района в Государственный геральдический регистр Российской Федерации, в 2014 - 2020 годах необходимо поддерживать в соответствии представительскую продукцию с геральдическими символами Елизовского муниципального района (настольные плакетки, визитки, фирменные бланки, календари и т.д.)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", в мае проводится "Фестиваль социально-ориентированных некоммерческих организаций Елизовского муниципального района", в декабре "Фестиваль национальных культур "Все народы в гости к нам".
В связи с вышеизложенным необходимо предусмотреть комплекс мероприятий для реализации Подпрограммы 2. "Развитие социально-общественных отношений органов местного самоуправления и населения Елизовского муниципального района в 2014 - 2020 годах". Эффективное финансирование праздничных, памятных мероприятий является немаловажной задачей перед структурами, ответственными за их организацию и проведение. Празднование юбилейных дат объединяет всех жителей района - от самых маленьких до жителей старшего поколения и несет за собой огромную общественную нагрузку и ответственность перед жителями района.
Подпрограмма 3. "Информатизация органов местного самоуправления Елизовского муниципального района в 2014 - 2020 годы"
В настоящее время в органах Администрации района существует острая необходимость в более четком, своевременном, контролируемом информационном взаимодействии на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий. В целом созданы предпосылки для построения необходимых информационно-коммуникационных подсистем.
Текущую ситуацию по обмену документами между органами Администрации Елизовского муниципального района отличает низкая скорость циркуляции, что приводит к увеличению сроков исполнения и передачи обработанных документов, а так же к периодической потере документов и не доведению до адресатов необходимой информации и распоряжений. Также отсутствует контроль исполнения документов органами администрации и администрациями поселений. Вышеуказанные проблемы становятся все более актуальными в связи с возрастающим объемом работы органов местного самоуправления и создают потребность в увеличении скорости, степени контроля исполнения документов, что может быть осуществлено на основе развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры и внедрения системы электронного документооборота (СЭД).
Внедрение СЭД в свою очередь базируется на строящейся информационно-коммуникационной инфраструктуре Администрации Елизовского муниципального района. Существует потребность в увеличении пропускной способности существующих между органами Администрации Елизовского муниципального района каналов связи, в переходе с арендуемых на собственные, что позволит повысить качество и скорость передачи данных, а также снизить в перспективе расходы на аренду.
Проанализировав возможные русскоязычные программные решения по реализации документооборота в органах государственной и муниципальной власти, а так же опыт внедрения СЭД в других регионах была выбрана платформа "Дело" с возможностью приобретения дополнительных модулей и возможностью программирования для решения специфических задач документооборота в Администрации Елизовского муниципального района.
На текущий момент давно не производилось обновление парка персональных компьютеров в органах администрации. Большая часть счетно-вычислительной техники не справляется с теми задачами, которые необходимо решать в органах администрации. В связи с этим, необходимо провести плановую централизованную модернизация персональных компьютеров.
В связи с реформированием бюджетного процесса - переходом преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования в Елизовском муниципальном районе, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики и Елизовского муниципального района необходимо внедрение информационной системы для ведения централизованной разработки и ведения муниципальных программ. Зарекомендовавшим себя продуктом является ИС "Целевые программы-КС", который также интегрируется в существующий комплекс "Бюджет-КС".
Для обеспечения своевременного и централизованного денежного финансирования на оплату услуг электросвязи - общий канал Интернет, каналы связи между органами администрации и администрациями поселений; на приобретение антивирусной защиты и обновлений для правовых-информационных систем для органов администраций и администраций поселений, планируется данное финансирование проводить в рамках текущей программы.
В 2014 году планируется подготовить инфраструктуру для оказания населению электронных услуг ведомственными учреждениями Администрации Елизовского муниципального района а также реализовать комплекс мер по обеспечению информационной безопасности в органах Администрации Елизовского муниципального района.
В соответствии с государственной политикой по предупреждению и профилактики правонарушений и преступлений, и в соответствии с Перечнем Поручений Президента Российской Федерации от 13.07.2007 N Пр-1293ГС, сложившаяся в современном обществе криминальная ситуация наглядно демонстрирует нарастание общественной опасности преступности, выражающейся в усилении ее тяжести, жестокости, организованности, профессионализма, значительном ухудшении социальных последствий, росте количества жертв насильственных преступлений, существенном материальном ущербе от экономических преступлений.
Все более серьезное влияние на формирование криминогенной ситуации в Камчатском крае оказывает преступность в общественных местах и на улицах. Более 78% от общего количества преступлений данной категории совершено на территории Петропавловск-Камчатского городского округа и 12% - в Елизовском муниципальном районе. Увеличилось количество "уличных" краж на 83,4%, грабежей - на 40,3%, мошенничеств - на 73,3%.
Совершению преступлений способствуют отсутствие занятости, проблемы трудоустройства отдельных слоев населения, культивирование в средствах массовой информации и сети Интернет сцен жестокости, насилия, асоциального поведения.
В настоящее время на территории Российской Федерации используются современные технические средства, позволяющие фиксировать различные правонарушения и принимать меры по повышению уровня безопасности населения, путем участия в профилактике экстремизма и терроризма на территории Елизовского муниципального района.
Планируется приобретение и установка дополнительной волоконно-оптической линии связи и счетно-вычислительной техники для существующей системы видеонаблюдения, в местах с массовым нахождением граждан для вывода информации в Единую диспетчерскую службу Елизовского муниципального района.
В связи с вышеизложенным необходимо предусмотреть комплекс мероприятий для решения поставленных задач в рамках реализации подпрограммы 3. "Информатизация органов местного самоуправления Елизовского муниципального района в 2014 - 2020 годы", для повышения уровня информационного-технологического обеспечения деятельности органов Администрации Елизовского муниципального района.
Подпрограмма 4. "Поддержка общественных и гражданских инициатив в Елизовском муниципальном районе на 2014 - 2020 годы"
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, к приоритетным направлениям долгосрочной политики социальной поддержки населения отнесено развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе:
- создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций;
- содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства).
На территории Елизовского муниципального района осуществляют свою деятельность множество общественных объединений, в состав которых входит наиболее социально активная часть населения. Это - огромный потенциал, опираясь на который, можно решать многие социально значимые проблемы. В реализации этого потенциала заинтересованы как общественные объединения, так и органы местного самоуправления, следовательно, взаимодействие власти и общества должно быть основано на партнерском сотрудничестве, обеспеченном правовыми и стимулирующими гарантиями.
Вместе с тем, в деятельности СОНКО имеется ряд проблем, требующих разрешения:
- неравномерность развития СОНКО по видам деятельности;
- недостаточный уровень профессионализма сотрудников и эффективности деятельности СОНКО;
- недостаточная скоординированность действий некоммерческих организаций, бизнеса и власти в сфере разработки и реализации социально значимых проектов и программ;
- слабая материально-техническая база СОНКО.
Основными сопутствующими проблемами являются:
- низкая социальная ответственность бизнеса;
- низкий уровень доверия граждан к деятельности СОНКО, и, как следствие, слабое участие граждан в некоммерческой деятельности;
- отсутствие устойчивой мотивации большей части населения к участию в добровольческом движении вследствие неудовлетворенности уровнем жизни.
Обозначенные проблемы развития сектора СОНКО в целом и структурного развития самих организаций требуют комплексного решения на основе принципа взаимовыгодного социального партнерства органов исполнительной власти Елизовского муниципального района, СОНКО, социально ответственного бизнеса.
Реализация мероприятий по содействию развитию СОНКО представляет собой длительный и неразрывный по времени системный и комплексный процесс осуществления последовательных действий с анализом результатов по итогам каждого года реализации подпрограммы. Использование программно-целевого метода позволит обеспечить достижение наибольшего эффекта при выполнении Программы и создаст основу для поступательного развития СОНКО в Елизовском муниципальном районе.
В связи с вышеизложенным необходимо предусмотреть комплекс мероприятий для решения поставленных проблем в рамках реализации подпрограмм 4. "Поддержка общественных и гражданских инициатив в Елизовском муниципальном районе на 2014 - 2020 годы", подпрограмма позволит создать на основе размещения государственного социального заказа механизм привлечения СОНКО к решению приоритетных задач в социальной сфере. Использование программно-целевого метода обеспечит комплексность и системность проводимых мероприятий в рамках осуществления содействия решению выявленных проблем в развитии СОНКО при активной позиции органов исполнительной власти Елизовского муниципального района и обеспечит "прозрачность" всего процесса реализации подпрограммы.
Подпрограмма 5. "Поддержка коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Елизовском муниципальном районе, на 2014 - 2020 годы"
Подпрограмма "Поддержка коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Елизовском муниципальном районе, на 2014 - 2020 годы" разработана в соответствии с Федеральными законами от 30.04.1999 N 82 "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 132-р "О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Численность коренных малочисленных народов, проживающих в Елизовском муниципальном районе согласно переписи населения 2010 года составляет 2390 человек. До 2010 года Администрацией Елизовского муниципального района велся учет коренных малочисленных народов, проживающих в Елизовском муниципальном районе путем регистрации их в едином реестре КМНС ЕМР, представлены следующими национальностями: коряками, ительменами, эвенами, чукчами, алеутами, эскимосами, камчадалами, юкагирами, нымыланами, чуванцами.
В Елизовском муниципальном районе, как в целом в Камчатском крае, не сохранилось однородных в этническом отношении населенных пунктов с коренным населением. В отдельных населенных пунктах Елизовского муниципального района доля коренных малочисленных народов составляет около 15% от общей численности населения - это поселки Сосновка, Раздольный, Коряки, Сокоч, Зеленый.
Существующая система расселения и жизненный уклад коренных малочисленных народов, проживающих в Елизовском муниципальном районе, являются естественной, наиболее приемлемой формой и основой традиционного хозяйствования - это рыболовство, добыча биоресурсов, морской зверобойный промысел, промысел пушного зверя и промысловая охота, сбор дикоросов, художественные промыслы и ремесла. Внедрение новых технологий сказалось на угасании традиций и навыков, которые ранее обеспечивали экологическое рациональное отношение к природным ресурсам. В современных социально-экономических условиях продолжает оставаться острой проблема занятости и трудоустройства представителей коренных народов, в том числе и молодежи. В последнее десятилетие наблюдается снижение занятости коренных малочисленных народов Севера и, как следствие, падение уровня их жизни. Острота всех социальных проблем коренных малочисленных народов Севера более всего ощущается в сельской местности.
На фоне проблем повседневной жизни национально-культурные проблемы отходят на второстепенный план. В условиях постепенного размывания национальной специфики обостряется проблема сохранения этнических традиций и культурного наследия коренных малочисленных народов Севера.
Отказ, по разным причинам, части коренного населения от ведения традиционного образа жизни и осуществления видов традиционной хозяйственной деятельности, переезд коренного населения в города и поселки, где у данной категории населения возникают проблемы социальной адаптации и трудоустройства, приводит к кризису их развития, к постепенной утрате культурных и национальных начал.
Продолжить возрождение и развитие традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов невозможно без государственной поддержки.
Разработка настоящей подпрограммы вызвана необходимостью комплексного решения широкого спектра вопросов, связанных с обеспечением устойчивого развития экономики традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и их общин.
Кроме этого, в Елизовском муниципальном районе ежегодно организуются и проводятся такие традиционные национальные праздники коренных малочисленных народов как: праздник "Первой рыбы", праздник окончания летних и весенних работ "Алхалалай", фестиваль дикоросов "Там, где цветёт кутагарник", "Международный день коренных народов мира".
Коренные малочисленные народы, проживающие в Елизовском муниципальном районе принимают участие в межрегиональных выставках-ярмарках, фестивалях творчества, конференциях: ежегодной региональной выставке-ярмарке "Край мастеров", межрегиональном фестивале творчества коренных малочисленных народов "Золотые родники", краевой выставке мастеров декоративно-прикладного искусства коренных народов "Содружество традиций", краевой конференции "Проблемы возрождения, сохранения и развития этнокультурных традиций коренных малочисленных народов Севера".
В связи с вышеизложенным необходимо предусмотреть комплекс мероприятий для решения поставленных проблем в рамках реализации подпрограмм 5. "Поддержка коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Елизовском муниципальном районе, на 2014 - 2020 годы", как одного из важнейших ресурсов социального и экономического развития коренных малочисленных народов проживающих в Елизовском муниципальном районе.
Подпрограмма 6. "Социальная поддержка населения Елизовского муниципального района на 2017 - 2020 годы"
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в последние десятилетия как в Камчатском крае, так и в Елизовском муниципальном районе, приведшая к увеличению количества людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке вызвала необходимость разработки подпрограммы "Социальная поддержка населения Елизовского муниципального района на 2017 - 2020 годы".
Одной из приоритетных задач, обозначенных в Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в последние годы, является стабильное выполнение социальных обязательств государства и социальная поддержка людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В Елизовском муниципальном районе одним из направлений работы в социальной сфере является проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан.
Меры, направленные на повышение качества жизни населения, должны носить адресный и дифференцированный характер. Принцип адресности подразумевает систему социальной поддержки населения Елизовского муниципального района, которая ориентирована на предоставление помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке.
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры по повышению уровня жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако, существует необходимость принятия на муниципальном уровне дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения, одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми.
В Елизовском муниципальном районе более десяти лет действуют программы, предусматривающие социальную поддержку граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. За период действия данных программ адресную материальную помощь получили более 4 тысяч человек.
Анализ реализации подпрограммы социальной поддержки населения Елизовского муниципального района в последние годы показывает, что основными причинами обращения за материальной помощью являются малообеспеченность, инвалидность, внезапная или длительная болезнь, преклонный возраст, одиночество, отсутствие определенного места жительства, работы и иные обстоятельства. При этом значительный поток обращений идет из сельских поселений Елизовского муниципального района.
Это обусловлено низким уровнем жизни вследствие отсутствия возможности трудоустроиться. Расширение занятости в личном подсобном хозяйстве и увеличение значимости натуральных поступлений не компенсируют расходы сельских жителей в условиях рыночных реформ.
Одной из наиболее нуждающихся в социальной поддержке категорий населения являются одинокие и одиноко проживающие пенсионеры старших возрастов. На 01.09.2014 года из 16 061 из состоящих на учете пенсионеров, лиц в возрасте старше 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин - 11 641 человек, на 01.01.2015 года - 12 839 человек; на 01.01.2016 года - не менее 13 000 человек.
Старение населения происходит одновременно с ухудшением состояния их здоровья. Значительное число обращений граждан связано с необходимостью оказания материальной помощи в связи с финансовыми затратами на восстановление здоровья: на зубопротезирование (для неработающих одиноких пенсионеров, не имеющих права на льготное зубопротезирование), на оплату глазного протезирования (приобретение хрусталика глаза), на оплату стоимости дорогостоящих диагностических медицинских услуг.
Органы местного управления Елизовского муниципального района осуществляют более глубокий подход к проблеме необходимости и возможности оказания помощи, к ее содержанию и формам для этой демографической группы.
Анализ реализации подпрограммы социальной поддержки в предыдущие годы показал особую социальную значимость мероприятий, связанных с оказанием единовременной материальной помощи на ремонт жилого помещения одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и семьям граждан пожилого возраста, в составе которых отсутствуют трудоспособные граждане. Особенно востребована данная помощь в сельских поселениях, поскольку большая часть пожилых граждан проживает в неблагоустроенных домах, построенных несколько десятилетий назад и имеющих значительный износ. Учитывая возраст, состояние здоровья, уровень обеспеченности граждан данной категории, осуществление ремонта жилого помещения за счет предоставленной материальной помощи является для них единственной возможностью улучшить условия проживания.
Анализ реализации подпрограммы в 2010 - 2013 годах указывает на значительное число обращений граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с произошедшим пожаром. Предусмотренное в подпрограмме на 2017 - 2020 годы оказание материальной помощи гражданину (семье), в зависимости от степени ущерба имуществу, нанесенного пожаром, указанного в акте о пожаре и акте обследования социально-бытовых условий, является необходимой и значительной мерой социальной поддержки населения Елизовского муниципального района.
Одной из наиболее ущемленных категорий являются семьи с детьми. Государственное пособие, которое выплачивается малообеспеченным семьям с детьми составляет 442 рубля или 2,6% от величины прожиточного минимума ребенка, что незначительно компенсирует расходы семей на содержание детей. В наиболее сложном материальном положении оказались неполные семьи, которых в Елизовском муниципальном районе 391.
Проблема нуждаемости обостряется еще и тем, что в последнее десятилетие проявилась тенденция к повышению доли неполных семей в связи с ростом числа разводов, внебрачной рождаемости, смертности мужчин в трудоспособном возрасте.
Многодетные семьи попадают в группу нуждающихся в социальной поддержке в связи с низким уровнем заработной платы трудоспособных членов семьи. Так, 39% матерей многодетных семей, состоящих на учете в Управлении здравоохранения и социальной защиты населения Администрации Елизовского муниципального района, не работают, а другие заняты на рабочих местах, не требующих квалификации и, следовательно, низкооплачиваемых.
В 2014 году в Елизовском муниципальном районе проживало 3 484 инвалида (5,5% населения Елизовского района) и 296 детей с умственными и физическими ограничениями, в 2015 году количество инвалидов увеличилось и составило 3 727 человека (5,8% населения), 263 ребенка с умственными и физическими ограничениями, на 01.01.2016 года соответственно - 3 627 человек (5,69% населения), 251 ребенок-инвалид. Отсутствие на территории Камчатского края реабилитационного центра для инвалидов влечет необходимость оказания материальной помощи на возмещение затрат, связанных с предоставлением инвалидам и детям-инвалидам реабилитационных услуг за пределами Камчатского края.
Недостаточное развитие сети услуг для инвалидов, низкий уровень пенсии по инвалидности, расширение платности медицинского обслуживания, нуждаемость в постороннем уходе включает инвалидов в категорию граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке, в том числе на муниципальном уровне.
Бюджетом Российской Федерации и Камчатского края предусмотрено финансирование мероприятий, направленных на социальную реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, по подпрограмме "Доступная среда в Камчатском крае" государственной программы "Социальная поддержка граждан в Камчатском крае на 2015 - 2020 годы". Для получения государственной поддержки по проведению данных мероприятий в Елизовском муниципальном районе требуется софинансирование за счет средств местного бюджета.
Особое внимание органов государственной власти, органов местного самоуправления необходимо направить на предоставление мер социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны, численность которых уменьшается из года в год:
N п/п |
Категория |
2014 год (человек) |
2015 год (человек) |
2016 год (человек) |
1. |
Участники Великой отечественной войны |
27 |
19 |
16 |
2. |
Участники трудового фронта |
136 |
111 |
121 |
3. |
Жители блокадного Ленинграда |
11 |
10 |
8 |
4. |
Несовершеннолетние узники фашистских концлагерей |
22 |
17 |
13 |
5. |
Вдова участника Великой отечественной войны |
109 |
90 |
57 |
6. |
Участники боевых действий в Венгрии в 1956 году и в районе острова Даманский в 1969 году |
11 |
9 |
10 |
Подпрограммой предусматривается предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с муниципальными правовыми актами: Постановления Елизовской районной Думы от 24.05.2005 года N 761 "Об освобождении от платы за жилое помещение и коммунальные услуги участников Великой Отечественной войны, проживающих на территории Елизовского районного муниципального образования", Постановления Елизовской районной Думы от 22.09.2005 года N 844 "Об освобождении от платы за жилое помещение и коммунальные услуги лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", проживающих на территории Елизовского района", Решения Думы Елизовского муниципального района от 14.09.2006 года N 176 "Об освобождении от платы за жилое помещение, коммунальные услуги участников боевых действий в Венгрии в 1956 году и в районе острова Даманский в 1969 году", Решения Думы Елизовского муниципального района от 26.04.2006 года N 33 "О бесплатном проезде в муниципальном транспорте участников Великой Отечественной войны".
С целью предоставления мер социальной поддержки гражданам, внесшим значительный вклад в развитие Елизовского района, которым присвоено звание "Почетный житель Елизовского района", подпрограммой предусматривается исполнение Решения Думы Елизовского муниципального района от 28.03.2012 г. N 212 "О принятии нормативного правового акта "О наградной системе Елизовского муниципального района". На территории Елизовского муниципального района в 2014 году проживало 7 граждан, удостоенных звания "Почетный житель Елизовского района", в 2015 году - 11 человек, по состоянию на 01.01.2016 года - 10 человек.
Проведение мониторинга женщин по показателям, характеризующим социально-демографическую ситуацию положения женщин в Елизовском муниципальном районе (социально-демографический статус, семейное и материальное положение, обеспеченность социально-бытовой помощью, занятость), выявило массу проблем в системе социальной поддержки женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Особенно нуждаются в социальных услугах женщины, освободившиеся из мест лишения свободы, женщины, страдающие алкоголизмом и наркоманией, женщины, подвергшиеся физическому и сексуальному насилию. В связи с чем, в подпрограмму включены такие мероприятия, как оказание материальной помощи на оплату услуг по кодированию от алкогольной зависимости, оказание материальной помощи на приобретение комплекта новорожденному ребенку, приобретение продуктовых наборов, предметов личной гигиены для женщин.
Подпрограммой предусмотрены расходы на социально-культурные мероприятия для населения Елизовского муниципального района, способствующие социальной адаптации пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, а также направленные на налаживание социальных контактов, оздоровление и организацию отдыха.
Меры социальной поддержки граждан старшего поколения в Елизовском муниципальном районе осуществляются во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3646 ГС, по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 25 октября 2010 года (п. 2, п. 4), поручения Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307 (п. 20) с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Камчатского края и предусмотренных в Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года, утвержденной Постановлением Правительства Камчатского края 27.07.2010 N 332-П. Социальная поддержка пенсионеров, повышение качества их жизни, создание достойных условий для отдыха и досуга - одна из приоритетных задач социальной политики.
Это обусловлено основополагающими нормами Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов Камчатского края.
Пожилые люди являются одним из наиболее уязвимых социально-демографических слоев населения, поэтому на первый план выдвигается целесообразность координации деятельности всех отраслей социального блока в интересах людей старшего возраста.
Указанные факты и статистические данные свидетельствуют о необходимости продолжения начатой работы по решению проблем социально-незащищенных групп населения Елизовского муниципального района, а повышение уровня и качества жизни населения Елизовского района остается одной из первоочередных задач органов местного самоуправления. Такой дополнительной мерой будет являться заключение договора пожизненной ренты.
Совершенствование системы социальной поддержки социально-незащищенных групп населения без использования программно-целевого метода является малоэффективным.
В связи с вышеизложенным необходимо предусмотреть комплекс мероприятий для решения поставленных проблем в рамках реализации подпрограммы 6. "Социальная поддержка населения Елизовского муниципального района на 2017 - 2020 годы", которые в период с 2014 по 2016 год, реализовывались в рамках муниципальной программы "Социальная поддержка населения в Елизовском муниципальном районе на 2014 - 2018 годы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.