Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ проблемной сферы
1.1. В соответствии с Федеральным законом от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - КМНС) - народы, живущие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек, осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р утвержден Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в который включен Петропавловск-Камчатский городской округ.
Граждане, включенные в Перечень КМНС Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 536-р, и проживающие на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, представлены следующими национальностями: алеуты - 59 человек (далее - чел.), вепсы - 1 чел., ительмены - 276 чел., камчадалы - 219 чел., коряки - 290 чел., кумандинцы - 2 чел., манси - 1 чел., нанайцы - 15 чел., ненцы - 1 чел., саамы - 1 чел., удэгейцы - 3 чел., ульчи - 6 чел., ханты - 5 чел., чукчи - 26 чел., шорцы - 1 чел., эвенки - 3 чел., эвены - 110 чел., эскимосы - 10 чел., юкагиры - 1 чел.
По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года на территории Петропавловск-Камчатского городского округа проживало 1030 представителей КМНС Российской Федерации.
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю по состоянию на 22.09.2011 на территории Петропавловск-Камчатского городского округа зарегистрировано 18 родовых общин КМНС и 5 территориально-соседских общин КМНС.
В Петропавловск-Камчатском городском округе, как и в целом в Камчатском крае, не сохранилось однородных в этническом отношении населенных пунктов с коренным населением. На территории Петропавловск-Камчатского городского округа разрозненно проживают также отдельные представители КМНС, не имеющие здесь исторических корней, но переместившиеся на полуостров Камчатку в результате интенсивных в 20 веке миграционных процессов, межэтнических браков (эскимосы, эвенки, чукчи и другие).
В 1930 - 1980 годы КМНС постепенно были переведены в новый для них общественный строй и уклад жизни с новыми системами производства, сбыта, снабжения, с полным охватом системами образования, здравоохранения, развития культуры и искусства. Результатами этого процесса явились такие последствия, как отчуждение от традиционной природно-ресурсной базы, нарушение преемственности поколений, связанные с интернатной системой воспитания, переселение в укрупненные населенные пункты. Интенсивно развивались процессы социально-экономического расслоения КМНС. Часть представителей КМНС приобщилась к промышленному производству, городскому укладу жизни. Внедрение новых технологий сказалось на угасании традиций и навыков, которые ранее обеспечивали экологически рациональное отношение к природным ресурсам.
Сохранение и возрождение традиционных ремесел и промыслов КМНС на базе существующих природных ресурсов является одной из основ их полноценной жизнедеятельности и национального самоопределения.
Особенность, равно как и сложность, использования КМНС традиционных природных ресурсов в Петропавловск-Камчатском городском округе, заключена в том, что эти ресурсы являются предметом пользования основных отраслей хозяйствования как КМНС, так и всего населения Камчатского края.
Представители КМНС заняты преимущественно традиционным промыслом, - рыболовством и охотничьим хозяйством. Есть отдельная категория представителей КМНС, проживающих в Петропавловск-Камчатском городском округе, заинтересованных в сохранении традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, занимающихся ремеслами, - плетением сетей, изготовлением нарт и лыж, пошивом национальной одежды и обуви, сувениров.
Развитие национальных культур КМНС, как и традиционные формы хозяйствования, переживает трудный период. Распространяется непрофессиональное отношение к культуре и искусству КМНС. Постепенно снижается интерес КМНС к сохранению национальной культуры в широком смысле.
1.2. Показатели, характеризующие проблемную сферу:
Наименование показателя |
Единица измерения |
Источники данных |
Значение по годам |
Выводы по результатам сравнения показателей |
|||||||||
|
2009 |
2010 |
2011 |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||
Количество родовых общин КМНС, зарегистрированных в Петропавловск-Камчатском городском округе |
единиц |
Официальный сайт Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю: http://unro.minjust.ru/ |
19 |
21 |
23 |
Ежегодный рост количества зарегистрированных родовых общин КМНС, занимающихся традиционными промыслами, показывает необходимость реализации мер финансовой поддержки некоммерческих организаций, созданных для сохранения традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и ремесел КМНС для оснащения их промысловой деятельности современными, безопасными и удобными в обращении материально-техническими средствами и оборудованием |
|||||||
Доля родовых общин КМНС, занимающихся традиционными промыслами |
процентов |
Информация Ассоциации коренных малочисленных народов Севера г. Петропавловска-Камчатского |
100 |
100 |
100 |
||||||||
Количество традиционных национальных праздников КМНС, отмечаемых на всей территории Камчатского края |
единиц |
Информация Ассоциации коренных малочисленных народов Севера г. Петропавловска-Камчатского |
6 |
6 |
6 |
В Петропавловск-Камчатском городском округе существует необходимость поддержки и создания условий для развития местного традиционного художественного творчества, а также сохранения, возрождения и развития традиционной культуры КМНС |
1.3. Анализ причин возникновения проблемной ситуации:
Формулировка проблемы |
Описание и причины возникновения |
Обоснование необходимости решения |
1 |
2 |
3 |
Проблема 1 Недостаточная финансовая обеспеченность родовых общин КМНС, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, а также деятельность по сохранению и развитию национальных традиционных художественных промыслов, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа |
Отчуждение от традиционной природно-ресурсной базы в 1930 - 1980 годы, нарушение преемственности поколений, переселение в укрупненные населенные пункты. Внедрение новых технологий в процесс использования природных ресурсов. Традиционные природные ресурсы, используемые КМНС, являются предметом пользования основных отраслей хозяйствования Камчатского края. Отсутствие доходов от традиционной деятельности, так как она направлена на самообеспечение потребностей КМНС и производится некоммерческими организациями- родовыми общинами. |
Статья 7 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" |
Проблема 2 Необходимость сохранения, возрождения и развития традиционной культуры КМНС |
Развитие в 1930 - 1980 годы процессов культурной и социальной ассимиляции КМНС. Интернатная система воспитания. |
Статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
1.4. С целью поддержки родовых общин КМНС на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в 2010 - 2011 годы реализованы программные мероприятия, обеспечивающие выполнение краевой долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае, на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 23.10.2009 N 392-П.
1.5. Анализ полученных результатов от реализации указанных мер:
Перечень мер |
Наименование органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, органов исполнительной власти Камчатского края, федеральных исполнительных органов, юридических лиц, физических лиц, проводивших реализацию мер в указанном периоде |
Наименование аналогичной муниципальной программы, государственной программы Российской Федерации (Камчатского края), получившей действие в указанный период для решения данной проблемы |
Результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
Необходимость осуществления финансовой поддержки традиционной хозяйственной деятельности родовых общин КМНС, осуществляющих деятельность на территории Петропавловск-Камчатского городского округа | |||
Предоставление финансовой поддержки в форме субсидий на осуществление традиционной хозяйственной деятельности родовым общинам КМНС |
Министерство инвестиций и развития предпринимательства Камчатского края; Министерство образования и науки Камчатского края; Министерство здравоохранения Камчатского края; Министерство культуры Камчатского края; Агентство по молодежной политике Камчатского края; Министерство по делам Корякского округа; Агентство по туризму Камчатского края; Агентство по физкультуре и спорту Камчатского края; Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Отдела по связям с общественностью и информации |
Долгосрочная краевая целевая программа "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае, на 2010 - 2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Камчатского края от 23.10.2009 N 392-П |
Финансовую поддержку в форме субсидий получили: - в 2010 году 3 родовые общины КМНС на общую сумму 223,10 тысяч рублей; - в 2011 году - 1 родовая община КМНС в сумме 302,83 тысяч рублей. |
1.6. К важнейшим проблемам сохранения традиционного национального уклада жизни КМНС, требующим безотлагательного решения, относится, прежде всего, развитие традиционных отраслей хозяйствования коренных народов (оленеводства, охотничьего и морского зверобойного промыслов, рыболовства, изготовления сувенирной продукции). При отсутствии комплексной муниципальной и государственной поддержки, возрождение и дальнейшее развитие КМНС невозможно. Последствиями развития такой ситуации могут стать угасание традиций и навыков, которые ранее обеспечивали экологически рациональное отношение к природным ресурсам, утрата национального самосознания и самобытной национальной культуры КМНС.
Сложность и своеобразие проблем требует согласованных действий всех уровней власти и их активного сотрудничества с общественностью КМНС.
1.7. Проблемы хозяйственного развития территорий проживания КМНС в сочетании с традиционным укладом составляют единый взаимоувязанный комплекс задач, которые могут быть решены на основе принципов программно-целевого метода.
Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью комплексного решения широкого спектра вопросов, связанных с обеспечением устойчивого развития КМНС, формированием положительных тенденций в сохранении и развитии традиционной культуры.
1.8. Варианты решения выявленных проблем:
Наименование варианта |
Краткая характеристика |
Сильные стороны, преимущества |
Слабые стороны, риски |
1 |
2 |
3 |
4 |
Оказание финансовой, консультационно-информационной и организационной поддержки КМНС, проживающим на территории Петропавловск-Камчатского городского округа |
Предоставление родовым общинам субсидий на осуществление традиционной хозяйственной деятельности. Консультирование представителей родовых общин по вопросам получения финансовой поддержки. Размещение материалов о деятельности родовых общин по сохранению традиционной национальной культуры в средствах массовой информации. Организация участия КМНС в национально-культурных и просветительских мероприятиях |
Организация системы содействия сохранению и развитию традиционного образа жизни КМНС. Включение разноплановых форм поддержки КМНС в единый обеспеченный необходимыми ресурсами комплекс мер. |
Отсутствие финансирования, в том числе неполное финансирование из одного или нескольких его источников; неисполнение (неполное исполнение) обязательств по целевому использованию средств субсидии родовыми общинами КМНС; низкая активность родовых общин КМНС, неготовность к сотрудничеству с администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа. |
1.9. Основаниями, предоставляющими администрации Петропавловск-Камчатского городского округа возможности для применения предлагаемых мер, являются:
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.12.2012 N 3512 "Об утверждении Положения о Департаменте по связям с общественностью администрации Петропавловск-Камчатского городского округа".
1.10. Действие настоящей программы распространяется на родовые общины КМНС, зарегистрированные и осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, а также на физических лиц, относящихся к КМНС.
1.11. Решение обозначенных проблем, устранение причин их возникновения и получение положительных результатов возможно только с применением комплекса разноплановых мер единой целевой направленности, включающих финансовую поддержку традиционной хозяйственной деятельности и национальной культуры КМНС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.