Камчатский областной суд в составе:
председательствующего |
Н.А.Баева |
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Петропавловск-Камчатском 4 декабря 2002 года гражданское дело по заявлениям прокурора Камчатской области и администрации города Петропавловск-Камчатского о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных норм Закона Камчатской области N 120 от 11 ноября 1997 года "О досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Камчатской области",
Установил:
Прокурор Камчатской области и администрация города Петропавловск-Камчатского обратились в суд с заявлениями о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных норм Закона Камчатской области N 120 от 11 ноября 1997 года "О досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Камчатской области".
В частности, в заявлениях отмечено, что положения п.п. 1 и 2 ст. 5 закона области, предусматривающие возможность отзыва выборного лица местного самоуправления избирателями в связи с утратой доверия со стороны населения или осуществления деятельности, противоречащей предвыборной программе выборного лица местного самоуправления, а также положения части 1 и 2 статьи 34 закона области, определяющие общие итоги голосования по отзыву выборного лица местного самоуправления противоречат позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 7-П от 2 апреля 2002 года при проверке конституционности таких же положений аналогичных законов Красноярского края и Корякского автономного округа.
Кроме того, положения отдельных статей - 4, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 25, 28, 32, 33 и 34 закона области, определяющие полномочия, функции и формы участия избирательной комиссии Камчатской области в процедуре отзыва выборного лица местного самоуправления, как субъекта регулируемых данным законом правоотношений противоречат п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которого местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно.
В судебном заседании представитель прокуратуры Камчатской области Безруков П.Ю. и представители администрации города Петропавловск-Камчатского Екимова В.Н., Бородавкин В.Н. заявления поддержали, представители Совета народных депутатов Камчатской области Рылова С.В. и администрации Камчатской области Солопова К.А. заявления признали частично, представитель избирательной комиссии Камчатской области Гафиатулин А.Г. с заявлениями согласился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив соответствие оспариваемых норм Закона Камчатской области федеральному законодательству и постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, суд находит заявления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 5 Закона Камчатской области N 120 от 11 ноября 1997 года "О досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Камчатской области" (далее - закон области) одними из оснований отзыва выборного лица местного самоуправления являются утрата доверия со стороны населения или осуществление деятельности, противоречащей предвыборной программе выборного лица местного самоуправления.
Частью 1 ст. 34 закона области предусмотрено, что выборное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за его отзыв проголосовало более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании, а часть 2 этой же статьи устанавливает процентный показатель минимального числа голосов (свыше 25%, внесенных в списки избирателей по территории соответствующего округа), необходимых для признания голосования по отзыву состоявшимся.
Вместе с тем, пунктами 2 и 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе" аналогичные положения, изложенные в проверяемых Конституционным Судом РФ законах признаны им не соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку основания отзыва выборного лица местного самоуправления допускают применение отзыва вне связи с конкретными решениями или действиями (бездействием), которые могут быть подтверждены или опровергнуты в судебном порядке, а также допускают, что отзыв выборного лица местного самоуправления может быть осуществлен меньшим числом голосов, чем то, которым это лицо было избрано.
В соответствии с ч. 3 ст. 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 23 июля 1994 года N 11-ФЗ, в редакции ФКЗ N 4 от 15 декабря 2001 года, признание не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативного акта субъекта Российской Федерации или отдельных его положений является основанием для отмены в установленном порядке органами государственной власти других субъектов Российской Федерации положений принятых ими нормативных актов, содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.
В силу части 5 этой же статьи в случае, если в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации аналогичный признанному неконституционным нормативный акт не будет отменен или изменен, уполномоченные федеральным законом государственный орган или должностное лицо приносят протест либо обращаются в суд с требованием о признании такого нормативного акта недействующим.
Поскольку, с момента опубликования постановления Конституционного Суда Российской Федерации прошло свыше шести месяцев, однако Совет народных депутатов Камчатской области не изменил положения подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 5, частей 1 и 2 статьи 34 Закона Камчатской области "О досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа местного самоуправления", а следовательно заявления прокурора Камчатской области и администрации города Петропавловск-Камчатского в части признания вышеуказанных норм недействующими подлежит удовлетворению.
В оспариваемом законе области содержится также ряд норм, указанных в заявлениях, которыми определены полномочия, функции и формы участия избирательной комиссии Камчатской области в процедуре отзыва выборного лица местного самоуправления, как субъекта регулируемых данным законом правоотношений.
Вместе с тем, эти нормы противоречат п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с последующими изменениями, согласно которого местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Исходя из смысла данной нормы Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 апреля 2002 года N 7-П изложил свою позицию о том, что законы субъектов Российской Федерации должны исключать вмешательство государственных органов, а также избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в процесс отзыва выборных лиц местного самоуправления, поскольку иное было бы нарушением конституционных принципов местного самоуправления, а следовательно и в этой части заявления подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 и 197 ГПК РСФСР, суд
Решил:
Признать недействующими и не подлежащими применению подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 5, части 1 и 2 статьи 34 Закона Камчатской области N 120 от 11 ноября 1997 года "О досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления".
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению статью 4; часть 1 статьи 8; часть 9 статьи 10; части 1 и 2 статьи 11; часть 2 статьи 12; части 1 и 3 статьи 13; части 5, 6, 7, 9, 12 и 13 статьи 14; часть 1 статьи 15; части 3, 4 и 13 статьи 16; пункты 1 и 2 статьи 17; статью 18; пункт 1 статьи 19; статью 20; абзац 8 пункта 1 статьи 21; абзац 2 пункта 8 статьи 23; абзац 1 пункта 4 статьи 25; часть 1 статьи 28; абзацы 1 2 пункта 7 статьи 32; абзац 2 пункта 5 статьи 33 и части 2 и 3 статьи 34 Закона Камчатской области N 120 от 11 ноября 1997 года "О досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления", регулирующие участие избирательной комиссии Камчатской области в процедуре отзыва выборного лица местного самоуправления.
Вышеуказанные нормы Закона Камчатской области N 120 от 11 ноября 1997 года "О досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления" считаются недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда по настоящему делу со дня вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете администрации Камчатской области "Официальные ведомости".
Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти дней после вынесения решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи жалобы или протеста в Камчатский областной суд.
председательствующий |
А.Н.Баев |
Верно:
судья Камчатского областного суда |
А.Н.Баев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Камчатского областного суда от 28 января 2003 г. NN 3-21/02, 3-22/02 "О признании недействующими определенных норм Закона Камчатской области N 120 от 11 ноября 1997 г. "О досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа местного самоуправления и выборного лица местного самоуправления в Камчатской области"
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника