Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Общие положения и обоснование Программы
2.1.Технико-экономическое обоснование Программы
В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, "государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями".
По итогам Всероссийской переписи населения численность молодых людей в Петропавловске-Камчатском городском округе от 14 до 30 лет в общей численности населения городского округа составляет почти 30 процентов. Таким образом, молодежь является значительной социально-демографической частью жителей нашего города, включающей в себя школьников, студентов, рабочих, молодых специалистов и молодые семьи.
Основной целью молодежной политики является создание условий для формирования социально успешной, нравственно и физически здоровой личности гражданина с потенциалом развития городского сообщества, желание и готовность молодых людей активно участвовать в социальном процессе, не только в пределах города, но и на государственном уровне.
Разработка Программы базируется на основе следующих принципов:
- выделение приоритетных задач;
- учет интересов и потребностей различных групп молодежи;
- участие молодых граждан и молодежных общественных организаций в разработке и реализации приоритетных направлений молодежной политики, собственных проектов и программ;
- развитие форм и способов выявления, поддержки и продвижения талантливой молодежи;
- информационная открытость.
В целях настоящей Программы определены субъекты, на которых распространяется ее действие:
- молодые граждане - физические лица в возрасте от 14 до 29 лет включительно, имеющие место жительства в Петропавловск-Камчатском городском округе или обучающиеся в образовательных учреждениях на территории Петропавловск-Камчатского городского округа;
- молодая семья - семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя в возрасте до 35 лет и одного и более детей;
- молодежные организации - некоммерческие организации, созданные и зарегистрированные в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, или общественные объединения, действующие на территории Петропавловск-Камчатского городского округа без регистрации в качестве юридического лица, в которых не менее 75 процентов участников составляют граждане в возрасте до 30 лет.
Среди молодых граждан в целях дифференциации молодежной политики выделены:
- несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
- студенты (очной формы обучения);
- работающая молодежь ( в том числе молодые специалисты).
Настоящая Программа направлена на реализацию приоритетных направлений работы и проектов "Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006г. N 1760-р - "Новый взгляд", "Доброволец", "Команда", "Молодая семья России", "Шаг навстречу", "Карьера", "Успех в твоих руках" и включает в себя две подпрограммы - "Молодежь" и "Временное трудоустройство и содействие занятости молодежи".
Подпрограмма "Молодежь" предусматривает решение ключевых вопросов молодежной политики, направленных на выполнение функций местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.
Безусловно, основополагающим фактором является формирование системы позитивных ценностей молодежи, информирование о потенциальных возможностях, продвижение образа успешного молодого гражданина. Развитие и поддержка системы информирования молодежи, реализация информационных проектов обеспечат у молодежи положительное отношение к своему будущему, возможность самим построить свою "успешную и перспективную" жизнь.
Вовлечение молодежи в социальную практику, общественную, экономическую и гражданскую жизнь территориального сообщества - самая значительная часть программы, направленная на формирование системы "приобретения" молодыми людьми организационного, проектного, гражданского и социально-экономического опыта. Прежде всего, это получение общественного, социального "образования", навыков и умений, необходимых при вступлении во взрослую жизнь, что позволяет прогнозировать их успешную и социально активную позицию, возможность принести в перспективе максимальную пользу обществу.
На первых этапах - подростков и студентов целесообразно привлекать к добровольческой деятельности, к участию в гражданских и патриотических проектах и мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни, вести активную работу по профилактике негативных явлений в молодежной среде.
Одним из эффективных методов вовлечения молодежи в организацию жизнедеятельности городского округа является привлечение молодых граждан к решению общегородских проблем путем развития и поддержки в реализации проектов молодежных общественных организаций и объединений, молодежного парламентского движения, самоуправлений (студенческих на уровне учебных заведений и молодежного правительства - на уровне города). Подобный подход позволяет молодым людям проявить свою активность и способности, реализовать потенциал и получить заслуженное признание. В тоже время, система "социальных лифтов", как механизм обеспечения кадрового резерва себя оправдывает.
Особое значение в настоящее время приобретает формирование у молодежи нравственности, понимание и пропаганда семейных ценностей и ответственного родительства. Безусловно, данная работа предусмотрена и в настоящей Программе. Реализация механизмов поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы осуществляется в рамках Программы "Обеспечение жильем молодых семей в Петропавловск-Камчатском городском округе", действующей параллельно.
Инициировать и стимулировать общественную, социальную, инновационную, интеллектуальную и творческую активность молодежи продуктивнее всего путем тесного сотрудничества с молодежными объединениями и организациями. Это проведение совместных творческих, интеллектуальных и других молодежных мероприятий; поддержка молодежных творческих, студенческих коллективов, издание музыкальных и литературных сборников, проведение молодежных фестивалей, концертов, вечеров, игр клуба КВН, конференций, брейн-рингов, дебатов, интеллектуальных проектов, участие молодежи в международных, всероссийских и региональных мероприятиях, конкурсах.
Самым конструктивным механизмом такого взаимодействия является поддержка молодежных инициатив в рамках проекта "Успех в твоих руках" - проведение конкурса среди общественных организаций и объединений на предоставление на реализацию проектов и программ по всем направлениям молодежной политики: творческих, инновационных, спортивных, социальных, профилактических, по оздоровлению и отдыху.
Подпрограмма "Молодежь" предусматривает привлечение иных источников финансирования, в большей части это организационный и кадровый потенциал молодежных объединений, являющихся инициаторами и соорганизаторами проектов и привлечение спонсорских средств, получение грантовой поддержки на реализацию проектов. Также предусмотрено обязательное софинансирование из внебюджетных источников на реализацию проектов при получении субсидий за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа. Таким образом, обеспечивается максимальное привлечение иных средств на выполнение программных мероприятий.
Важной целью трудоустройства несовершеннолетних граждан является формирование будущего кадрового потенциала - молодежь получает первые профессиональные навыки еще со школьной скамьи, и, тем самым, решает актуальную социальную задачу по включению молодежи в экономические процессы. Подпрограмма "Временное трудоустройство и содействие занятости молодежи" реализуется в соответствии с приоритетными проектами "Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации": "Карьера", "Шаг навстречу" и "Команда". Эта подпрограмма носит социально значимый характер, помогает снизить уровень преступности среди подростков, особенно в период летних каникул, приобщить их к труду, способствует воспитанию здорового интереса к жизни и поддержанию материального уровня.
В последние годы крайне обострилась проблема трудоустройства несовершеннолетних, так как на предприятиях и в организациях города практически отсутствуют вакантные ставки, приемлемые для временной работы подростков. Ужесточились и требования к предприятиям, на которых трудоустраиваются молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет. Усугубляется проблема и тем, что в ведении городской администрации, после реформирования сферы муниципального коммунального и городского хозяйства, остались практически только учреждения социальной сферы, а для работы в учреждениях здравоохранения, образования и культуры нужно специальное образование.
Необходима постоянная и планомерная работа по информированию, формированию банка данных и максимальному привлечение работодателей к трудоустройству подростков на предприятиях всех форм собственности, так как востребованность - количество желающих трудоустроиться несовершеннолетних сегодня, в несколько раз превышает количество вакансий для данной категории.
Решается эта проблема в рамках реализации настоящей Программы путем организации дополнительных рабочих мест в городских молодежных трудовых отрядах за счет средств городского бюджета. Этот путь оправдал себя в течении 5 лет - количество трудоустроенных в городских трудовых отрядах на дополнительных рабочих местах увеличилось с 32 подростков в 2005 году до 252 в 2010 году. При выполнении данной программы планируется ежегодно увеличивать количество дополнительных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних в летний период, а также в начале года планировать необходимые объемы и виды работ по благоустройству и очистке городских территорий силами молодежных отрядов.
Очень важно, что при таком подходе обеспечивается положительный экономический эффект - на организованных дополнительных рабочих местах несовершеннолетние выполняют реальные и востребованные городом объемы работ по благоустройству, уборке и очистке территорий. Таким образом, финансирование, выделяемое на организацию дополнительных рабочих мест для несовершеннолетних в период летних каникул, компенсируется стоимостью выполняемых работ, что можно расценивать, как значительную часть использования трудового ресурса городского округа.
Несовершеннолетним при трудоустройстве кроме заработной платы осуществляется выплата Центром занятости населения города материальной поддержки из средств краевого бюджета в виде субвенций, поступающих в краевой бюджет из Федерального фонда компенсаций в составе Федерального бюджета. По состоянию на 01.01.2010 максимальный размер материальной помощи составляет 2040,0 руб., таким образом при трудоустройстве подростков значительно увеличивается общая сумма получаемых ими средств. Первоочередным правом трудоустройства пользуются несовершеннолетние из малообеспеченных и многодетных семей, из семей безработных граждан, дети инвалиды, дети-сироты и воспитанники детских домов, а также подростки, состоящие на учете в КДН, которые склонны к правонарушениям. Трудоустройство осуществляется в соответствии с трудовым законодательством. Основным требованием к организуемым временным работам является то, что они не должны наносить ущерба здоровью подростков, их нормальному развитию, нравственности и не отрывать от процесса обучения.
Одним из важных направлений данной подпрограммы следует считать трудовую адаптацию молодежи и содействие в трудоустройстве молодых специалистов, решение вопросов занятости, в том числе временной, сезонной, на неполный рабочий день, почасовой.
Серьезное внимание необходимо уделять информированию, профориентации, формированию в среде абитуриентов понимания необходимости осознанного выбора профессии. Важным аспектом является конкурентоспособность молодых специалистов, получение в процессе обучения профессий, востребованных в регионе. В настоящее время проблемой является и переизбыток на рынке труда выпускников с высшим профессиональным образованием и потребность в молодых специалистах, имеющих рабочие профессии.
Поэтапная реализация направлений работы и выполнение поставленных приоритетных задач в сфере молодежной политики города в соответствии с полномочиями муниципальных органов власти, позволят обеспечить долгосрочные инвестиции в человеческий капитал - главный стратегический резерв и фактор развития территорий.
2.2. Цели и задачи Программы, сроки реализации
Цель: создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития территории.
Задачи:
- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование, создание условий для формирования здорового образа жизни, профилактики асоциальных явлений, активного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
- развитие эффективных моделей, форм и методов вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, временное трудоустройство несовершеннолетних.
Сроки реализации Программы - 2011 - 2015 годы.
Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27 июня 2012 г. N 1816 пункт 2.3 раздела 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.3. Мероприятия по реализации Программы и ее ресурсное обеспечение
В соответствии с целями Программы поставленные задачи решаются путем реализации мероприятий:
Подпрограмма "Молодежь":
Информирование молодежи в рамках проекта "Новый взгляд":
- развитие и поддержка системы информирования молодежи, реализация информационных проектов, поддержка молодежного сайта;
- применение различных форм информационной и социальной рекламы, издание полиграфической и методической продукции.
Вовлечение молодежи в социальную практику, общественную, экономическую и гражданскую жизнь территориального сообщества в рамках проектов "Доброволец", "Команда", "Шаг навстречу":
- реализация гражданско-патриотических молодежных проектов;
- вовлечение молодежи в добровольческую деятельность;
- профилактика асоциальных явлений в молодежной среде;
- пропаганда семейных ценностей и ответственного родительства;
- содействие деятельности и поддержка в реализации проектов и мероприятий молодежных городских общественных организаций;
- развитие студенческого самоуправления;
- реализация социально-значимых проектов, акций и мероприятий по направлениям молодежной политики.
Выявление и продвижение талантливой молодежи, поддержка общественных организаций и объединений в реализации творческих, научных, спортивных, социальных проектов и программ в рамках проекта "Успех в твоих руках":
- проведение творческих, интеллектуальных и других молодежных мероприятий;
- издание музыкальных и литературных сборников, проведение молодежных фестивалей, концертов, вечеров, конференций, брейн-рингов, дебатов, интеллектуальных проектов;
- проведение конкурса проектов и программ общественных организаций и объединений на предоставление субсидий на поддержку общественных инициатив по направлениям молодежной политики;
- игры клуба КВН-Камчатка;
- участие молодежи в международных, общероссийских и региональных мероприятиях, конкурсах.
Подпрограмма "Временное трудоустройство и содействие занятости молодежи":
Организационное и информационное обеспечение, содействие молодежи при вступлении в трудовую жизнь в рамках проекта "Новый взгляд", "Карьера", "Шаг навстречу":
- создание и работа координационного совета по трудоустройству несовершеннолетних и содействию занятости молодежи;
- информирование граждан об организации временного трудоустройства несовершеннолетних;
- сбор информации и формирование банка данных об обучающихся общеобразовательных учреждений, несовершеннолетних "группы риска" и специальной категории, желающих трудоустроиться;
- формирование банка данных работодателей с целью трудоустройства несовершеннолетних на временные рабочие места;
- организация и проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
- трудовая адаптация молодежи;
- оказание профориентационных и юридических услуг.
Обеспечение временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в рамках проекта "Карьера":
- определение объемов и видов временных работ для организации дополнительных рабочих мест по благоустройству городских территорий;
- организация временной занятости несовершеннолетних во время летних каникул на предприятиях и в организациях города;
- подготовка документации по трудоустройству несовершеннолетних, на дополнительных рабочих местах, подбор и обучение бригадиров, комплектование отрядов;
- организация работы городских молодежных трудовых отрядов "Молодой Петропавловск" на дополнительных рабочих местах;
- организация вторичной занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время.
Источниками финансирования Программы являются бюджет Камчатского края, бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа и внебюджетные средства.
Общий объем финансирования - 96 158,4 тыс. руб. (девяносто шесть миллионов сто пятьдесят восемь тысяч четыреста руб.), в том числе:
- за счет бюджета Камчатского края 8 761,0 тыс.руб.(восемь миллионов семьсот шестьдесят одна тысяча) рублей, в том числе по годам:
2011 - 1 597 тыс.руб.; 2012 - 1 672,0 тыс.руб.; 2013 - 1 756,9 тыс.руб.; 2014 - 1 831,8 тыс.руб.; 2015 - 1 903,2 тыс.руб.
- за счет бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа 69 574,8 тыс. руб. (шестьдесят девять миллионов пятьсот семьдесят четыре тысячи восемьсот) рублей, в том числе по годам:
2011 - 9 250,8 тыс. руб.; 2012 - 12 097,0 тыс. руб.; 2013 - 15 053,2 тыс.руб.; 2014 - 16 150,0 тыс. руб.; 2015 - 17 023,8 тыс. руб.;
- за счет внебюджетных источников 17 822,6 тыс.руб. (семнадцать миллионов восемьсот двадцать две тысячи шестьсот) рублей, в том числе по годам:
2011 - 2 908,8 тыс.руб.; 2012 - 3 387,5 тыс.руб.; 2013 - 3 616,3 тыс.руб.; 2014 - 3 845,0 тыс.руб.; 2015 - 4 065,0 тыс.руб.
Подпрограмма "Молодежь":
общий объем финансирования - 49 710,0 тыс.руб. (сорок девять миллионов семьсот десять тысяч) рублей, в том числе:
- за счет бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа - 39 710,0 тыс. руб. (2011 - 5 700,0 тыс. руб.; 2012 - 6590,0 тыс. руб.; 2013 - 8 550,0 тыс.руб.; 2014 - 9 190,0 тыс.руб.; 2015 - 9680,0 тыс.руб.)
- за счет внебюджетных источников - 10 000,0 тыс.руб.
Внебюджетные источники - средства организаций привлеченные общественными организациями на мероприятия в том числе, по конкурсу проектов и программ.
Подпрограмма "Временное трудоустройство несовершеннолетних":
общий объем финансирования - 46 448,4 тыс.руб. (сорок шесть миллионов четыреста сорок восемь тысяч четыреста) рублей, в том числе:
- за счет бюджета Камчатского края - 8 761,0 тыс.руб.;
- за счет бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа - 29 864,8 тыс. руб. (2011 - 3 550,8 тыс.руб.; 2012 - 5 507,0 тыс.руб.; 2013 - 6 503,2 тыс.руб.; 2014 - 6 960,0 тыс.руб.; 2015 - 7 343,8 тыс.руб.),
- за счет внебюджетных источников - 7 822,6 тыс.руб.
Средства, выделяемые из бюджета Камчатского края на организацию временных работ, являются федеральными средствами и предусматриваются в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения. Расходование указанных средств бюджета Камчатского края на проведение всех мероприятий по программе осуществляется Краевым государственным учреждением "Центр занятости населения города Петропавловска-Камчатского" самостоятельно в форме организации мероприятий в рамках трудоустройства и содействия занятости подростков и молодежи, а так же перечисления средств материальной поддержки непосредственно на счета трудоустроенных несовершеннолетних.
Расчет средств краевого бюджета: материальная поддержка несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в размере не ниже минимальной и не выше полуторакратной величины пособия по безработице, увеличенного на размер районного коэффициента.
Внебюджетные источники (средства работодателей - заработная плата).
Расходы на обеспечение Программы складываются из сложившихся на территории Петропавловска-Камчатского городского округа цен.
* Объемы финансирования из бюджета Камчатского края уточняются после принятия соответствующего бюджета.
Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27 июня 2012 г. N 1816 пункт 2.3 раздела 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.4. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
Показатели результативности и социально-значимые показатели:
Цель: создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития территории. | |||||||
Задача |
Основные целевые индикаторы: |
Показатели результативности |
|||||
Количественные |
Качественные показатели |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
||
Подпрограмма "Молодежь" | |||||||
Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование, создание условий для формирования здорового образа жизни, профилактики асоциальных явлений, активного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества |
количество молодежных мероприятий, реализуемых по программе, в том числе: |
100 |
105 |
110 |
115 |
120 |
- информационная открытость и формирование позитивного имиджа молодежи; - повышение общественной, социально-экономической, политической и творческой активности молодежи; - развитие гражданско-патриотического направления, добровольчества; - привлечение к здоровому образу жизни; - создание условий для реализации молодежных инициатив |
- по привлечению к здоровому образу жизни, профилактике асоциальных явлений |
5 |
6 |
7 |
8 |
8 |
||
- проводимых с привлечением молодежных общественных и добровольческих организаций и объединений |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
||
количество реализованных молодежных проектов и программ по конкурсу |
10 |
10 |
12 |
12 |
12 |
||
количество детей и молодежи в профильных лагерях по конкурсу |
180 |
200 |
220 |
220 |
220 |
||
количество несовершеннолетних "группы риска" в профилактических лагерях |
30 |
30 |
32 |
32 |
32 |
||
Подпрограмма "Временное трудоустройство и содействие занятости молодежи" | |||||||
Развитие эффективных моделей, форм и методов вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет |
количество мероприятий и информационных материалов по профориентации и содействию занятости |
5 |
6 |
7 |
8 |
8 |
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - приобщение несовершеннолетних граждан к общественно-полезной деятельности, приобретение опыта взаимодействия в трудовых коллективах и трудовых навыков; - материальная поддержка подростков из малообеспеченных семей посредством их трудоустройства; - выполнение объемов и видов работ по благоустройству городских территорий. |
Всего трудоустроенных несовершеннолетних, в том числе: |
702 |
820 |
830 |
830 |
830 |
||
- на дополнительных рабочих местах в трудовых отрядах "Молодой Петропавловск" |
352 |
460 |
460 |
460 |
460 |
||
- на вакантных рабочих местах в других организациях городского округа всех форм собственности |
350 |
360 |
370 |
370 |
370 |
||
- количество трудоустроенных несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: из числа сирот, оставшихся без попечения родителей, "группы риска", спецкатегории |
15 |
18 |
22 |
25 |
30 |
2.5. Система организации выполнения программы и контроля за исполнением программных мероприятий
Предусмотренные Программой мероприятия осуществляются в полном взаимодействии органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы.
Координация деятельности между исполнителями Программы осуществляется Департаментом социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа.
Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, в лице Департамента социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.