Постановление администрации города-курорта Кисловодска
Ставропольского края от 21 апреля 2010 г. N 538
"О мерах по реализации требований по предупреждению чрезвычайных
ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения
города-курорта Кисловодска"
29 сентября 2010 г.
Постановлением администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 26 марта 2015 г. N 313 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Федеральным законом РФ от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", во исполнение требований приказа Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 февраля 2003 г. N 105 "Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения", а также в целях осуществления комплекса мероприятий по уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объектах города, которые используют, производят, перерабатывают, хранят и транспортируют пожаровзрывоопасные и опасные химические вещества и обеспечивают жизнедеятельность населения постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения города-курорта Кисловодска.
2. Руководителям потенциально опасных объектов (далее - ПОО) и объектов жизнеобеспечения города-курорта Кисловодска, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих и транспортирующих пожаровзрывоопасные и опасные химические вещества, которые по своим физическим, химическим, токсикологическим свойствам представляют опасность для жизни и здоровья людей, к 15 декабря текущего года, на последующий год:
2.1. Разработать "План мероприятий по уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) техногенного характера на ПОО (объекте жизнеобеспечения)", руководствуясь утвержденными Рекомендациями, утверждать и согласовывать его с начальником МУ "Кисловодское управление по защите населения, территорий от ЧС и гражданской обороне";
2.2. На заседании комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации подводить итоги выполнения "Плана мероприятий по уменьшению риска возникновения ЧС техногенного характера на ПОО (объекте жизнеобеспечения)";
2.3. Ежегодно к 25 декабря представлять в МУ "Кисловодское управление по защите населения, территорий от ЧС и гражданской обороне" справку - доклад об итогах выполнения "Плана мероприятий по уменьшению риска возникновения ЧС техногенного характера на ПОО (объекте жизнеобеспечения)".
3. МУ "Кисловодское управление по защите населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне":
3.1. Оказывать ПОО и объектам жизнеобеспечения города методическую помощь в разработке и выполнении "Плана мероприятий по уменьшению риска возникновения ЧС техногенного характера на ПОО (объекте жизнеобеспечения)";
3.2. Осуществлять контроль выполнения ПОО и объектами жизнеобеспечения города "Плана мероприятий по уменьшению риска возникновения ЧС техногенного характера на ПОО (объекте жизнеобеспечения)";
3.3. Анализировать итоги выполнения "Плана мероприятий по уменьшению риска возникновения ЧС техногенного характера на ПОО (объекте жизнеобеспечения)";
3.4. Представлять доклады председателю комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности города об итогах выполнения ПОО и объектами жизнеобеспечения "Плана мероприятий по уменьшению риска возникновения ЧС техногенного характера на ПОО (объекте жизнеобеспечения)" и предложения по уменьшению риска ЧС техногенного характера на этих объектах.
4. Управлению архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска при подготовке проектов постановлений администрации города-курорта Кисловодска, определяющих месторасположение будущего ПОО и разрешающих осуществлять разработку проектно-сметной документации на строительство или реконструкцию, а также строительство ПОО, руководствоваться данными рекомендациями.
Постановлением администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 29 сентября 2010 г. N 1288 в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по экономической и общественной безопасности города-курорта Кисловодска Акименко А.Н.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования.
Глава города-курорта Кисловодска |
Н.Б. Луценко |
Утверждены
постановлением администрации
города-курорта Кисловодска
от 21 апреля 2010 г. N 538
Рекомендации
по разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения
города-курорта Кисловодска
I. Цель и назначение рекомендаций
1. Целью рекомендаций является реализация Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, предусматривающих осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска ЧС техногенного характера на объектах, которые используют, производят, перерабатывают, хранят и транспортируют пожаровзрывоопасные и опасные химические вещества и обеспечивают жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения).
2. Рекомендации предназначены для разработки мероприятий по предупреждению ЧС на ПОО и объектах жизнеобеспечения.
II. Рекомендации по разработке мероприятий
по предупреждению ЧС на ПОО
1. Мероприятия по предупреждению ЧС на стадии разработки ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений.
Разработка мероприятий по предупреждению ЧС на стадии разработки ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений осуществляется на основе действующих нормативно-правовых документов.
См. Типовое положение по разработке и составу Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений, утвержденное Минстроем РФ 7 марта 1997 г.
Вероятность, масштаб, продолжительность возможных ЧС и затраты на предупреждение ЧС учитываются в ходатайстве (декларации) о намерениях инвестирования в строительство и в обоснованиях инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений при определении номенклатуры продукции, мощности и выборе места размещения ПОО и объектов жизнеобеспечения.
МУ "Кисловодское управление по защите населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне", в пределах своей компетенции, предоставляет заказчикам (инвесторам) по их запросам исходные данные, необходимые для разработки ходатайства о намерениях и обоснований инвестиций.
В состав исходных данных включаются сведения о наличии источников ЧС и уровнях риска ЧС на территории, где предполагается разместить площадку (трассу) строительства ПОО или объекта жизнеобеспечения.
Разработка решений по предупреждению ЧС в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций осуществляется при наличии у разработчика соответствующей лицензии, выдаваемой в установленном порядке.
Решения по предупреждению ЧС в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций представляются в виде текстовых и графических материалов, содержащих сведения в соответствии с установленным порядком.
Правильность определения вероятности, масштабов и продолжительности ЧС в составе ходатайстве о намерениях рассматривается МУ "Кисловодское управление по защите населения, территорий от ЧС и гражданской обороне" при подготовке решения главы города о предварительном согласовании (выделении) земельного участка. После получения положительного заключения МУ "Кисловодское управление по защите населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" осуществляется разработка обоснования инвестиций.
МУ "Кисловодское управление по защите населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" согласовывает задание на разработку обоснований инвестиций в строительство ПОО и объектов жизнеобеспечения, включает в него требования о необходимости учета мероприятий по предупреждению ЧС. МУ "Кисловодское управление по защите населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" вправе включать в задание требования по проведению специальных инженерных изысканий, необходимых для получения или уточнения данных о степени опасности района строительства.
Обоснование инвестиций на строительство ПОО и объектов жизнеобеспечения разрабатываются с учетом мероприятий по предупреждению ЧС, предусмотренных утвержденной градостроительной документацией и градостроительным кодексом Российской Федерации.
При наличии положительного заключения экспертизы осуществляется выбор земельного участка (площадки, трассы) для строительства, согласования намечаемых проектных решений, технических условий на подсоединение к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям объекта.
О требованиях к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий см. приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 2 июля 2007 г. N 188
2. Мероприятия по предупреждению ЧС на стадии проектирования.
Разработка мероприятий по предупреждению ЧС на стадии проектирования ПОО осуществляется на основе действующих нормативных правовых актов по государственному регулированию промышленной безопасности.
В соответствии с принятыми в установленном порядке нормативными документами системы нормативных документов в строительстве, мероприятия по предупреждению ЧС разрабатываются в проекте строительства в составе специального раздела.
По запросу заказчика МУ "Кисловодское управление по защите населения, территорий от ЧС и гражданской обороне" в пределах своей компетенции сообщает исходные данные и требования для разработки мероприятий по предупреждению ЧС.
В установленном порядке МУ "Кисловодское управление по защите населения, территорий от ЧС и гражданской обороне" согласовывает задание на разработку проектной документации.
Разработка мероприятий по предупреждению ЧС в проектах строительства осуществляется с учетом анализа степени риска ЧС техногенного характера, во взаимосвязи с материалами декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений.
При проектировании опасных производственных объектов должен обеспечиваться контроль качества проектной документации и авторский надзор за соблюдением проектных решений в процессе строительства опасных производственных объектов.
При разработке проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта (далее - проектная документация) в соответствующих разделах проектной документации на всех этапах проектирования учитываются требования и предусматриваются мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению ЧС и локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчетами.
В проектной документации предусматриваются мероприятия по предупреждению аварий и локализации их последствий, как на самом проектируемом объекте, так и в результате аварий на других объектах в районе размещения проектируемого объекта.
При разработке данных мероприятий учитываются источники опасности, факторы риска, условия возникновения аварий и их сценарии, численность и размещение производственного персонала.
При разработке мероприятий по предупреждению ЧС предусматриваются:
2.1. Установление перечня опасных производств с определением опасных веществ и их количества для каждого производства;
2.2. Определение зон поражающего воздействия источника ЧС с указанием применяемых для этого методик расчета;
2.3. Определение численности и размещения производственного персонала проектируемого объекта, объектов и/или организаций, которые могут оказаться в зоне поражающего воздействия источника ЧС;
2.4. Определение численности и размещения населения на территории прилегающей к зоне поражающего воздействия источника ЧС;
2.5. Решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению выбросов опасных веществ в количествах, создающих угрозу населению и территории;
2.6. Устройство систем контроля радиационной, химической обстановки, обнаружения взрывоопасных концентраций;
2.7. Решения, направленные на предупреждение развития и локализацию ЧС, связанных с выбросами (сбросами) опасных веществ;
2.8. Решения по обеспечению безопасности населения при возможных взрывах и пожарах;
2.9. Устройство систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализации, а также безаварийной остановки производств, представляющих реальную угрозу населению и территории в случае аварии;
2.10. Решения по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом при аварии;
2.11. Резервирование источников электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения, а также систем связи;
2.12. Создание резервов материальных средств для ликвидации последствий аварий на проектируемом объекте;
2.13. Решения по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам физической защиты и охраны объекта);
2.14. Системы оповещения о ЧС;
2.15. Решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории объекта;
2.16. Решения по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на проектируемом объекте сил и средств ликвидации ЧС.
Вместе с тем, в проектной документации необходимо предусматривать обоснованные и достаточные решения по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС, учитывающие особо сложные геологические и гидрогеологические условия строительства, сейсмичность, оползневые и другие явления.
III. Мероприятия по предупреждению ЧС на стадии строительства
и ввода в эксплуатацию
3.1. Решение о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта (далее - строительство) принимается при наличии положительного заключения экспертизы проекта в части предупреждения, локализации и ликвидации ЧС и экспертизы промышленной безопасности проектной документации.
В процессе строительства не допускаются отклонения от проектной документации, обеспечивается контроль качества строительных и монтажных работ, а также контроль состояния технической базы и технических средств строительства и монтажа.
До реализации в полном объеме всех запроектированных мероприятий по предупреждению ЧС не допускаются завоз и размещение на площадке строительства опасных веществ и материалов, предусмотренных технологическими процессами, в том числе для производства испытаний и пробных пусков оборудования.
Программа пуско-наладочных работ и испытаний на ПОО должна предусматривать мероприятия по локализации и ликвидации последствий возможных ЧС, защите работников объекта, населения и территорий.
Уполномоченный представитель МУ "Кисловодское управление по защите населения, территорий от ЧС и гражданской обороне" включается в состав комиссии по проведению работ, испытаний и приемке ПОО в эксплуатацию.
При этом осуществляется контроль за:
3.1.1. соответствием проектной и эксплуатационной документации действующим нормам и правилам в области защиты населения и территорий от ЧС;
3.1.2. готовностью персонала, сил и средств к действиям в условиях ЧС;
3.1.3. соответствием производимых испытаний и проверок утвержденной программе работ.
Проведение пуско-наладочных работ и испытаний, в ходе которых возможно возникновение ЧС, не допускается без наличия составленного и утвержденного в соответствии с установленным порядком Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Перед проведением пуско-наладочных работ и испытаний осуществляется проверка соответствия квалификационным требованиям и допусков к работе персонала, участвующего в локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
МУ "Кисловодское управление по защите населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне", на этапе ввода ПОО в эксплуатацию, имеет право требовать проведения тренировок и учений по ликвидации возможных ЧС, вызванных авариями техногенного характера, с привлечением объектовых и территориальных сил и средств ликвидации ЧС.
3.2. Ввод ПОО в эксплуатацию производится при наличии следующих утвержденных документов:
3.2.1. заключения о соответствии реализованных при строительстве мероприятий по предупреждению ЧС техногенного и природного характера проектной документации;
3.2.2. заключения о готовности объектовых сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС (утверждается МУ "Кисловодское управление по защите населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне");
3.2.3. плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС на ПОО (утверждается руководителем ПОО, согласовывается МУ "Кисловодское управление по защите населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне").
При необходимости и на основании существующего законодательства на ПОО разрабатывается декларация промышленной безопасности и проводится ее экспертиза.
IV. Мероприятия по предупреждению ЧС на стадии эксплуатации
4.1. Мероприятия по предупреждению ЧС на стадии эксплуатации
К основным требованиям по предупреждению ЧС на ПОО и объектах жизнеобеспечения на стадии эксплуатации относятся:
4.1.1. разработка и реализация мероприятий по предупреждению ЧС;
4.1.2. подготовка объектовых органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС;
4.1.3. подготовка персонала к действиям при ЧС;
4.1.4. декларирование безопасности, лицензирование и страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения;
4.1.5. создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС.
V. Распорядительные и организационные документы
по вопросам предупреждения ЧС
5.1. К распорядительным и организационным документам по вопросам предупреждения ЧС на ПОО относятся:
5.1.1. Положение по организации прогнозирования техногенных ЧС на ПОО.
5.1.2. Положение об органе по делам ГО и ЧС.
5.1.3. План действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
5.1.4. План подготовки руководящего состава и специалистов по вопросам предупреждения, локализации и ликвидации ЧС.
5.1.5. Декларация промышленной безопасности (разрабатывается при необходимости и на основании существующего законодательства).
5.1.6. Показатели степени риска ЧС техногенного характера.
План действий по предупреждению и ликвидации ЧС ежегодно корректируется на основе данных прогнозирования ЧС техногенного характера на ПОО.
Показатели степени риска ЧС техногенного характера разрабатываются специалистами объекта, подготовленными по вопросам предупреждения, локализации и ликвидации ЧС.
К определению показателей степени риска ЧС техногенного характера могут привлекаться специализированные организации, имеющие заключение МЧС России на право осуществления экспертной деятельности в части предупреждения, локализации и ликвидации ЧС.
Показатели степени риска ЧС техногенного характера разрабатываются в виде отдельного документа и утверждаются руководителем ПОО.
При наличии на ПОО декларации безопасности, показатели степени риска в виде отдельного документа не разрабатываются.
МУ "Кисловодское управление по защите населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" подготавливаются предложения руководителям ПОО по разработке показателей степени риска, формируется график по разработке Показателей степени риска на объектах, расположенных на территории города, и осуществляется контроль выполнения указанной работы.
В случае, если показатели риска ЧС техногенного характера превышают проектные при эксплуатации объекта, эксплуатирующая организация обязана принять компенсирующие указанное превышение меры.
МУ "Кисловодское управление по защите населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне", контролирует правильность определения показателей риска ЧС и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС на ПОО в течение всего периода его эксплуатации.
Для обеспечения готовности ПОО к локализации и ликвидации ЧС, система оповещения ПОО должна соответствовать постановлению Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения ПОО".
В целях сосредоточения усилий по предупреждению и ликвидации ЧС и координации деятельности всех служб ПОО производственного и социального назначения, а также во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", органы по делам ГОЧС этих объектов должны ежегодно проводить мероприятия по проверке готовности органов управления, сил и средств объекта к действиям по предназначению.
В этих целях готовятся и проводятся штабные тренировки, тактико-специальные и комплексные учения с отработкой действий команд при аварии на ПОО. На опасных производственных объектах систематически проводятся учебно-тренировочные занятия с персоналами смен по графикам, утвержденным руководителями предприятия.
Состав противоаварийных сил, аварийно-спасательных и других служб (команд) обеспечения промышленной безопасности должен соответствовать законам Российской Федерации "О гражданской обороне" и "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера".
5.2. В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
5.2.1. планировать и осуществлять мероприятия по локализации и
5.2.2. заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
См. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
См. Закон Ставропольского края от 12 мая 2010 г. N 29-кз "О профессиональных аварийно-спасательных службах Ставропольского края и гарантиях спасателям"
5.2.3. иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержден постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1340
5.2.4. обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
5.2.5. создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
См. также Положение о системе оповещения населения Ставропольского края об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Губернатора Ставропольского края от 18 января 2007 г. N 15
Организации создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Резервы финансовых и материальных ресурсов формируются на основе данных прогнозирования ЧС техногенного характера на объектах, данных учета и установления причин возникновения ЧС, показателей степени риска ЧС техногенного характера и др.
Резервы финансовых и материальных ресурсов создаются для осуществления эвакуационных мероприятий, развертывания загородных баз предприятий, если такая необходимость возникает, и т. п.
Для представления информации о ПОО по запросам граждан и общественных организаций используется "Информационный лист" организации установленной формы, включаемый в состав декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.
VI. Мероприятия по предупреждению ЧС на стадии
вывода из эксплуатации
Работы по выводу ПОО из эксплуатации (ликвидации, перепрофилировании производства, консервации) производятся по специальному проекту, в составе которого предусматриваются мероприятия по предупреждению ЧС техногенного и техногенно-природного характера.
Организация, эксплуатирующая ПОО, извещает МУ "Кисловодское управление по защите населения, территорий от ЧС и гражданской обороне" и соответствующие структурные подразделения администрации города о начале работ по выводу объекта из эксплуатации. Указанные органы назначают уполномоченных представителей по осуществлению контроля выполнения мероприятий по предупреждению ЧС при производстве работ.
МУ "Кисловодское управление по защите населения, территорий от ЧС и гражданской обороне" по запросу заказчика сообщает исходные данные (в пределах их компетенции), а также требования для разработки мероприятий по предупреждению ЧС при выводе объекта из эксплуатации. Эти требования включаются в задание на проектирование вывода объекта из эксплуатации.
6.1. В составе задания на проектирование вывода из эксплуатации ПОО отражаются:
6.1.1. класс опасности выводимого из эксплуатации объекта и перечень возможных источников ЧС техногенного характера на нем;
6.1.2. перечень возможных источников ЧС природного характера в районе объекта;
6.1.3. дополнительные требования, которые должны быть учтены при проектировании.
На стадии вывода ПОО из эксплуатации пересматриваются Показатели степени риска ЧС техногенного характера.
Руководитель ПОО, выводящегося из эксплуатации, знакомит МУ "Кисловодское управление по защите населения, территорий от ЧС и гражданской обороне" с новыми показателями степени риска ЧС техногенного характера для объекта.
Утвержденные Показатели степени риска ЧС техногенного характера учитываются в задании на проектирование вывода из эксплуатации ПОО.
Разработка мероприятий по предупреждению ЧС выполняется с учетом результатов анализа риска ЧС, во взаимосвязи с материалами декларации безопасности выводимого из эксплуатации ПОО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 21 апреля 2010 г. N 538 "О мерах по реализации требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения города-курорта Кисловодска" (с изменениями и дополнениями)
Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования
Текст постановления опубликован на официальном сайте города-курорта Кисловодска www.kislovodsk-kurort.org
Постановлением администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 26 марта 2015 г. N 313 настоящее постановление признано утратившим силу со дня официального опубликования названного постановления
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 29 сентября 2010 г. N 1288
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления