Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета
города Ессентуки
от 23 декабря 2015 г. N 57
Информация
о работе Управления образования администрации г. Ессентуки по реализации отдельных государственных полномочий Ставропольского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству и по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
В рамках реализации комплексных мер по улучшению демографической ситуации в России Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведется целенаправленная работа по профилактике социального сиротства, развитию различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), совершенствованию правового регулирования по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.
Основными направлениями этой деятельности являются:
профилактика социального сиротства, организация коррекционной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в целях предупреждения случаев утраты детьми родительского попечения и изъятия детей из семьи;
формирование в обществе позитивного восприятия института семейного устройства детей-сирот, расширение доступа граждан к информации о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи;
развитие различных форм семейного устройства детей-сирот, создание условий, при которых все дети этой категории будут устраиваться в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на ее территории;
развитие системы подбора и подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей-сирот, а также комплексного сопровождения замещающих семей;
социальная адаптация выпускников организаций для детей-сирот;
реформирование организаций для детей-сирот в целях создания благоприятных условий для воспитания находящихся в них детей, а также использования ресурсов этих организаций в деятельности по семейному устройству и социальной адаптации детей-сирот.
Важным направлением является развитие международного сотрудничества Российской Федерации в сфере защиты прав детей.
В целях повышения гарантий прав детей, передаваемых на международное усыновление, ведется работа по подготовке двусторонних договоров о сотрудничестве в этой области. В 2008 году был подписан первый такой договор между Россией и Италией (вступил в силу 27 ноября 2009 года).
В 2011 году подписаны договоры о сотрудничестве в сфере усыновления с США и Францией, в настоящее время осуществляется подготовка к их ратификации. Также продолжается работа по подготовке к подписанию аналогичных договоров с Королевством Испания, Ирландией, Великобританией, Израилем, Словенией и другими странами.
В связи с необходимостью международно-правового урегулирования вопросов защиты прав детей, родители которых проживают на территории различных государств, принят Федеральный закон от 31 мая 2011 г. N 102-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей".
В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы создается сеть стажировочных площадок для отработки эффективных моделей профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот, на базе которых будет организовано повышение квалификации руководителей и работников органов опеки и попечительства, служб подготовки и сопровождения замещающих семей, а также методическое обеспечение их деятельности. Опыт работы указанных стажировочных площадок будет в дальнейшем распространен во всех субъектах Российской Федерации.
Соответствующие мероприятия в сфере профилактики социального сиротства и защиты прав детей-сирот включены в проекты государственных программ Российской Федерации "Развитие образования" и "Социальная поддержка граждан" на 2013 - 2020 годы, которые разработаны Минобрнауки России и Минздравсоцразвития России.
Принимаемые за последние пять лет в России меры позволили в значительной степени стабилизировать ситуацию, обеспечить предпосылки для формирования эффективной системы защиты права ребенка жить и воспитываться в семье. В этой сфере обозначился ряд позитивных тенденций
В целом сформирована правовая база для организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
В соответствии с законом Ставропольского края от 28.02.2008 г. N 10-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" органы местного самоуправления наделены полномочиями в данной сфере (далее - Управление).
Основной функцией органа опеки и попечительства в настоящее время является работа с несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей. Дети данной категории должны учитываться и состоять на контроле в органе опеки и попечительства по месту постоянного проживания.
Из детей данной категории, состоящих на учете в отделе опеки и попечительства Управления образования администрации города Ессентуки, 53% являются социальными сиротами, т.е. оставшимися без родительской заботы и содержания при живых родителях.
Социальное сиротство - это явление, основными причинами которого являются социальные, экономические и нравственные проблемы общества. Все эти проблемы (в совокупности или самостоятельно) приводят к тому, что родители фактически бросают своих детей, и эти дети становятся социальными сиротами. Из опыта работы органа опеки и попечительства нашего города можно сделать вывод о том, что основными причинами социального сиротства являются:
1. злоупотребление родителями спиртными напитками;
2. невысокий доход семьи;
3. чрезмерная занятость родителей на работе;
4. наличие большого количества бытовых проблем в семье;
5. неумение и (или) нежелание родителей заниматься воспитанием, образованием и развитием своих детей;
6. жестокое обращение с детьми (физическое или психологическое).
Имеются случаи и психического расстройства у граждан. Все эти причины приводят к тому, что подобные семьи становятся неблагополучными, а дети в них предоставлены сами себе и очень часто - неблагополучному окружению, или убегают из семьи.
Основную массу неблагополучных семей составляют семьи одиноких родителей, неполные или многодетные семьи, а также семьи, в которых один или оба родителя не имеют постоянной работы.
В настоящее время действует ряд законодательных актов, направленных на поддержание семей с детьми со стороны государства, но, законодательно закрепленная государственная поддержка не снимает в целом проблему безнадзорности детей. Со временем отсутствие должного внимания со стороны родителей приводит к тому, что дети становятся сиротами при живых родителях, т.е. социальными сиротами.
Бывают случаи, когда дети попадают в условия, опасные для их жизни и здоровья. В таких ситуациях специалисты отдела опеки и попечительства обязаны отбирать детей из семьи (в порядке ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации) и направлять в суд исковое заявление о лишении родителей родительских прав. Такого рода исковое заявление может быть подано органами опеки и попечительства и в том случае, когда все профилактические меры в отношении родителей не дали результата, т.е. родители, отказываются должным образом выполнять свои обязанности.
В 2015 году на территории города Ессентуки не было случаев отобрания органами опеки и попечительства детей у родителей.
На территории нашего города имели место случаи, когда несовершеннолетние помещались в социально-реабилитационные центры временно, без лишения родителей прав в отношении детей. Данные шаги были направлены именно на устранение причин безнадзорности несовершеннолетних и оказание необходимой помощи семье.
К сожалению, профилактическая работа не всегда оказывает положительный эффект, и ребенок остается без попечения родителей. В этом случае именно орган опеки и попечительства занимается дальнейшим жизнеустройством ребенка. При этом приоритетной формой устройства является семейная, и мы делаем все возможное, чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей, в дальнейшем воспитывались в семье.
Основным законодательным актом, регулирующим полномочия органов опеки и попечительства в данной сфере, является Федеральный закон от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;
2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;
3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.
С начала текущего года был выявлен 31 ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, из которых 3 детей - это дети, от которых отказались родители в ГБУЗ СК "Родильный дом" г. Ессентуки, 28 детей были выявлены по сообщениям суда, правоохранительных органов, ГБУЗ СК "Детская больница" г. Ессентуки, родственников.
Создана система материального стимулирования семейного устройства детей-сирот. Начиная с 2007 года, за счет средств федерального бюджета выплачиваются единовременные пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. Размер пособия установлен на федеральном уровне, при этом обеспечивается его ежегодная индексация (в 2015 году размер пособия составляет 14498 рублей).
Специалистами Управления была проведена работа по устройству детей в семьи: 24 детей переданы под опеку (попечительство), из них в неродственные семьи - 7 детей, 2 ребенка усыновлено, 7 детей были возвращены родителям, 7 детей устроены в реабилитационные центры. Жизнеустройство еще 1 ребенка решается.
Подготовлено 259 постановлений администрации города Ессентуки о распоряжении имуществом несовершеннолетних, 3 постановления о вступлении в брак и снижении брачного возраста, 12 постановлений об изменении имени (фамилии) ребенку.
Специалисты Управления приняли участие в 318 судебных заседаниях. В судах в 2015 году рассмотрено 18 исковых заявлений Управления о лишении (ограничении) родителей в родительских прав. 15 исковых заявлений удовлетворены, 2 исковых заявления находятся на рассмотрении. В одном исковом заявлении отказано.
За 2015 год специалистами Управления принято от жителей города иногородних граждан 607 заявлений, по которым специалистами проведена необходимая работа. Заявителям своевременно были предоставлены разъяснения по интересующим вопросам.
34 обращений касалось споров между родителями по воспитанию и содержанию детей, из них 12 обращений находятся на рассмотрении в суде.
Всего на учете состоит 141 подопечных, родители которых:
- умерли - 78;
- в розыске - 2;
- лишены родительских прав - 95;
- дали согласие -12;
- в местах лишения свободы - 2;
- безвестно отсутствуют - 1;
- признаны недееспособными - 2.
Ежемесячное пособие получают 86 опекунов на 101 подопечного. Опекунам (попечителям) своевременно и в полном объеме выплачиваются денежные средства на содержание подопечных. Размер пособия составляет 5455 рублей на одного ребенка.
В городе существуют 3 приемные семьи - Рязановой О.С., Смирновой Т.А. и Смирновой С.А., в которых воспитываются 15 детей: 2 дошкольника, 8 школьников, 5 студентов СПО.
Порядок выплаты вознаграждения приемному родителю и пособия приемным детям определены Постановлением Правительства Ставропольского края от 10.06.2008 г. N 35-кз "О государственной поддержке приемной семьи". Вознаграждение, причитающееся приемным родителям, и денежные средства выплачиваются ежемесячно, не позднее 20 числа предыдущего месяца, путем перечисления в банковские учреждения на банковские счета приемных родителей или через отделения почтовой связи.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слово "Постановлением" следует читать: "Законом"
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", специалистами Управления проводится в установленном порядке и сроки, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами (попечителями), приемными родителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.
Одним из важнейших направлений деятельности Управления образования администрации г. Ессентуки в сфере опеки и попечительства является предоставление и обеспечение социальных льгот и гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и законом Ставропольского края от 16.03.2006 г. N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также законом Ставропольского края от 31.12.2004 г. N 120-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пользуются следующими социальными гарантиями и льготами:
1. право первоочередного приема в дошкольные образовательные учреждения;
2. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы;
3. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения;
В 2015 году 6 детей, находящихся под опекой (попечительством), поступили в учреждения среднего и высшего профессионального образования на бюджетной основе.
4. право на бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;
5. право на предоставление бесплатных путевок в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний;
6. в случаях установленных законодательством, право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений;
В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложены на орган исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющий управление в сфере образования, совместно с уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края. На отделы (управления) образования органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края возложены лишь обязанности по предоставлению списков нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, а также документов на каждого нуждающегося ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Списки нуждающихся, достигших 18-летнего возраста, и учетные дела по мере необходимости направляются в министерство образования и молодежной политики Ставропольского края. В свою очередь министерство образования и молодежной политики Ставропольского края формирует общий сводный список детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, и направляет его в министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, которое приобретает жилые помещения и предоставляет их детям-сиротам по договорам социального найма.
В 2015 году 18 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории города Ессентуки были обеспечены благоустроенными однокомнатными квартирами, общей площадью 33 кв. м., в новом доме по ул. Королева, построенном ООО "Терос".
7. назначение и выплата денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю).
Для решения наиболее сложных и спорных вопросов, возникающих в деятельности органа опеки и попечительства по несовершеннолетним, создана комиссия при администрации города по охране прав подопечных.
Ежегодно дети, находящиеся под опекой (попечительством), в возрасте от 10 до 14 лет обеспечиваются администрацией города Ессентуки бесплатными новогодними подарками, а также посещают новогодние представления в гастрольном театре города.
Правом на получение санаторно-курортного лечения в 2015 году воспользовались 42 ребенка, находящихся под опекой (попечительством), которые были направлены для отдыха и лечения в санатории городов Кавказских Минеральных Вод.
Помимо вышеперечисленного, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в первоочередном порядке бесплатно обеспечиваются образовательными учреждениями города учебной литературой.
Постановлением администрации города Ессентуки "Об установлении родительской платы за содержание одного ребенка в дошкольных образовательных учреждениях города", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставлена льгота в размере 50% от оплаты за пребывание в дошкольных образовательных учреждениях.
Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), относятся к льготной категории детей, которые обеспечиваются бесплатным питанием в детских садах и школах города.
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 23 декабря 2015 г. N 57 "О работе Управления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.