Постановление администрации города Лермонтова Ставропольского края
от 24 ноября 2009 г. N 1414
"Об утверждении правил приема (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ
в систему канализации и на очистные сооружения для абонентов города
Лермонтова"
30 сентября 2010 г.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 "Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить прилагаемые правила приема (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации и на очистные сооружения для абонентов города Лермонтова (далее - Правила).
2. Руководителям предприятий, учреждений и организаций города, независимо от форм собственности, юридическим и физическим лицам, осуществляющим сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации и на очистные сооружения муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Лермонтова, руководствоваться настоящими Правилами.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации города Лермонтова Полуляха С.А.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации города Лермонтова |
О.А. Мельников |
Утверждены
администрации
города Лермонтова
от 24 ноября 2009 г. N 1414
Правила
приема (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации
и на очистные сооружения для абонентов города Лермонтова
30 сентября 2010 г.
1. Общие положения
1.1. В настоящих правилах приема (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации и на очистные сооружения для абонентов города Лермонтова (далее - Правила) применяются следующие понятия:
1) организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) - предприятие (организация), осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием и очистку сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы;
2) абонент - юридическое лицо, а также предприниматель без образования юридического лица, имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунальной канализации, заключившие с организацией ВКХ в установленном порядке договор на прием (сброс) сточных вод.
К числу абонентов относятся также:
организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры;
организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде;
товарищества и объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом;
3) социально значимые объекты - абоненты, финансируемые из бюджетов различного уровня, и выполняющие социально направленные функции (образовательные учреждения, лечебные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения);
4) субабонент - лицо, названное в понятии абонент настоящих правил, сбрасывающее по договору с абонентом сточные воды в канализационные сети абонента организации ВКХ;
5) сточные воды - воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций);
6) состав сточных вод - характеристика сточных вод, включающая перечень загрязняющих веществ и их концентрацию;
7) сверхнормативный сброс сточных вод - сброс сточных вод и загрязняющих веществ, превышающий установленные нормативы водоотведения по объему и составу;
8) предельно допустимый сброс (далее - ПДС) - масса веществ в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте, разрешенная организации ВКХ специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
9) допустимая концентрация (далее - ДК) - предельное количество загрязняющих веществ в единице объема сточных вод абонента, разрешенное организацией ВКХ к сбросу в пределах установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод;
10) централизованная система коммунальной канализации - комплекс инженерных сооружений населенного пункта для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод;
11) залповый сброс - сброс сточных вод с превышением более чем в 100 раз допустимых концентраций по любому виду загрязнений, а также сброс агрессивного стока с рН менее 2 или более 12;
12) несогласованный сброс - сброс абонентом загрязняющих веществ без утвержденных организацией ВКХ условий подключения к системе канализации;
13) нормативы водоотведения (нормативы сброса) - установленные органом местного самоуправления города Лермонтова показатели объема, состава и свойств сточных вод, состоящих из:
нормативов водоотведения по объему (лимитов водоотведения) - предельного объема принимаемых (сбрасываемых) сточных вод абонента (с учетом субабонентов) за определенный период времени;
нормативов водоотведения по качеству - показателей состава сточных вод, разрешенных к приему (сбросу) в системы канализации города Лермонтова и обеспечивающие ее нормальное функционирование;
14) баланс водопотребления и водоотведения - соотношение между фактически используемыми объемами воды из всех источников водоснабжения и отводимыми объемами сточных вод за год;
15) водоотведение - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения;
16) канализационная сеть - система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод;
17) контрольный канализационный колодец - колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации;
18) контрольная проба - проба сточных вод абонента (включая сточные воды субабонента), отобранная из контрольного канализационного колодца с целью определения состава сточных вод, отводимых в систему коммунальной канализации;
19) лабораторный контроль - проведение анализов питьевой воды и сточных вод в соответствии с действующими санитарными правилами и другими нормативными документами;
20) локальные очистные сооружения - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации;
21) неразрешенный сброс - запрещенные к сбросу сточные воды и загрязняющие вещества, вызывающие или могущие вызвать аварии в системе канализации, причиняющие ущерб, нарушающие нормальное функционирование этой системы и ведущие к загрязнению окружающей среды;
22) условия подключения к системе канализации - утвержденная организацией ВКХ абоненту документация по качеству, объему сточных вод, принимаемых в системы канализации населенного пункта;
23) плата за сброс загрязняющих веществ - плата, установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" за сброс загрязняющих веществ, расчет которой производится с учетом нормативов платы, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" и постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2005 г. N 410 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344";
24) городские сточные воды - смесь хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод объектов хозяйственной и иной деятельности;
1.2. Настоящие Правила регулируют взаимоотношения между организацией ВКХ и абонентами, осуществляющими сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации города Лермонтова и на очистные сооружения.
1.3. Настоящие Правила разработаны на основании:
правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 "Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации";
правил определения технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 "Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения";
постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения оплаты и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";
постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления";
постановления Правительства Российской Федерации от 01 июля 2005 г. N 410 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344";
правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 г. N 168;
ГОСТ РФ 51592-00, ГОСТ 17.1.01-77, СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения".
Настоящие Правила отражают особенности пользования абонентами централизованной системой коммунальной канализации города Лермонтова.
1.4. Настоящие Правила устанавливают:
нормативы сброса (допустимые концентрации) загрязняющих веществ, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование;
договорные отношения между организацией ВКХ и абонентами;
порядок присоединения объектов к системе канализации;
порядок нормирования приема (сброса) сточных вод в систему канализации;
порядок контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых в системы канализации населенных пунктов;
порядок взимания платы за сброс загрязняющих веществ.
1.5. Настоящие Правила действуют на всей территории города Лермонтова и обязательны для всех абонентов независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
1.6. Отношения, не регламентируемые настоящими Правилами, с учетом дополнительных требований, учитывающих местную специфику и особенности пользования системами коммунальной канализации, определяются договором между организацией ВКХ и абонентом, а также правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1999 г. N 167.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного постановления следует читать как "от 12 февраля 1999 г. "
1.7. Организация ВКХ осуществляет контроль за выполнением абонентами требований настоящих Правил.
1.8. Абоненты несут ответственность за аварийные ситуации, возникающие на канализационных сетях и сооружениях в связи со сбросом сточных вод и загрязняющих веществ, не регламентируемых настоящими Правилами.
2. Требования к сточным водам и загрязняющим веществам, сбрасываемым
абонентами в системы канализации, эксплуатируемые организацией ВКХ
2.1. Централизованные системы канализации города Лермонтова являются важными объектами жизнеобеспечения населенного пункта и предназначены для приема и очистки сточных вод.
Сброс абонентами в систему канализации города Лермонтова производственных сточных вод может быть разрешен организацией ВКХ при наличии технической возможности этих систем, установлении для абонентов нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ и заключением абонентом договора на оплату за сброс сточных вод и загрязняющих веществ.
2.2. В систему канализации принимаются сточные воды абонентов с содержанием загрязняющих веществ, не превышающих утвержденные нормативы, не вызывающих нарушений в работе канализационных сетей и сооружений, обеспечивающих безопасную эксплуатацию этих сетей и сооружений и при условии, что они могут быть очищены совместно со сточными водами, принимаемыми от абонентов на сооружениях биологической очистки до требований, отвечающих величинам предельно допустимых сбросов на выпуске очищенных сточных вод в водоем, установленных для организации ВКХ контролирующими органами.
2.3. В системы канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут:
засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации (окалина, известь, песок, гипс, металлическая стружка, каныга, волокно, фунт, строительный и бытовой мусор, производственные и хозяйственные отходы, шламы и осадки от локальных (местных) очистных сооружений, нефтепродукты, всплывающие вещества и т.д.);
оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации (кислоты, щелочи, нерастворимые жиры, масла, смолы, мазут и т.п.);
образовывать в канализационных сетях и сооружениях:
а) токсичные газы (сероводород, сероуглерод, окись углерода, циановодород, пары летучих ароматических углеводородов и др).;
б) пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси (растворители: бензин, керосин, диэтиловый эфир, дихлорметан, бензолы, четыреххлористый углерод и т.п.);
препятствовать биологической очистке сточных вод (нефтепродукты в нерастворенном или неэмульгированном виде, биологически трудно окисляемые органические вещества и смеси, в том числе отходы спиртовинодельческой продукции);
Запрещается сброс:
веществ и продуктов их трансформации, для которых не установлены нормативы сброса (допустимые концентрации) и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями;
сточных вод, содержащих только минеральные вещества (в том числе и воды от установок водоподготовки);
загрязняющих веществ с концентрациями, превышающими утвержденные допустимые концентрации более чем в 100 раз, а также имеющих рН (показатель реакции среды) менее 2 или более 12.
2.4. В тех случаях, когда количество и состав сточных вод и загрязняющих веществ резко изменяется в течение суток, а также при возможности сброса сильно концентрированных сточных вод, абонентом должны быть предусмотрены специальные емкости - усреднители, обеспечивающие равномерный выпуск сточных вод и загрязняющих веществ в коммунальную канализационную сеть в течение суток.
2.5. Запрещается достижение нормативных показателей предельно допустимой концентрации (далее - ПДК) путем разбавления чистыми, условно чистыми и другими водами, не подлежащими отведению в системы канализации.
3. Договорные отношения между организацией ВКХ и абонентами города
Лермонтова, сбрасывающимими# сточные воды в систему канализации
и на очистные сооружения
3.1. Прием (сброс) сточных вод в системы канализации производится на основании договора, заключаемого абонентом с организацией ВКХ.
3.2. Для заключения договора абонент представляет организации ВКХ следующие документы:
заявкау# с указанием объектов, непосредственно присоединенных (присоединяемых) к системе канализации, данных о субабонентах, а также объемах сточных вод абонента и субабонента;
документы, подтверждающие право собственности на устройства и сооружения для присоединения;
схемы водоснабжения и канализации;
баланс водопотребления и водоотведения;
план мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
3.3. К договору прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по канализационным сетям и сооружениям на них. Разграничение устанавливается по колодцу (или камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к канализационной сети. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности.
3.4. Договор на прием (сброс) сточных вод может быть заключен после представления и согласования с организацией ВКХ документации, указанной в пункте 3.2 настоящих Правил.
3.5. Договор считается заключенным с момента его подписания сторонами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.6. Абонент может принимать от субабонентов сточные воды через присоединенные канализационные устройства и сооружения с последующим сбросом в канализационную сеть только с согласия организации ВКХ.
3.7. При отсутствии договора пользование системами канализации считается самовольным и влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
4. Подключение объектов к системам коммунальной канализации
См. Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83
4.1. Для подключения новых, реконструируемых, перфорируемых или расширяемых объектов (далее - присоединяемые объекты) к системам канализации, абонент должен получить:
заключение организации ВКХ о технической возможности подключения к системам канализации;
технические условия на подключение к системам канализации (условия подключения), выдаваемые организацией ВКХ, на основании которых абонент разрабатывает проектную документацию;
заключение организации ВКХ по проекту подключения к системам канализации;
разрешение организации ВКХ на подключения к системам канализации.
Абоненту может быть письменно с обоснованием отказано в выдаче технических условий и разрешения на подключение к системам канализации.
4.2. Для подключения объекта капитального строительства к системе коммунальной канализации абонент представляет организации ВКХ следующие документы:
заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименование абонента (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес;
нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;
правоустанавливающие документы на земельный участок;
ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории города Лермонтова;
топографическую карту участка в масштабе 1:500 со всеми существующими наземными и подземными коммуникациями и сооружениями;
информацию о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта;
баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта с указанием видов водопользования;
сведения о составе сточных вод, намеченных к сбросу в систему канализации;
сведения о назначении объекта, высоте и этажности здания;
сведения о субабонентах.
4.3. В случае представления всех документов, указанных в пункте 4.2 настоящих Правил, организация ВКХ в 30-дневный срок с даты их получения направляет абоненту подписанный договор о подключении и условиях подключения.
4.4. В условиях подключения должны быть указаны срок их действия, точка присоединения к системам канализации (адрес, номер колодца или камеры), специальные технические требования к объектам капитального строительства, в том числе к устройствам и сооружениям для присоединения.
4.5. В соответствии с выданными организацией ВКХ условиями подключения абонент разрабатывает проектную документацию.
4.6. Один экземпляр согласованного проекта подключения представляется абонентом организации ВКХ и используется при осуществлении технического надзора за строительством, приемке в эксплуатацию устройств и сооружений для присоединения к системе канализации.
4.7. До ввода капитального строительства в эксплуатацию абонент обязан обеспечить доступ организации ВКХ к подключаемым объектам для проверки выполнения абонентом условий подключения.
4.8. После выполнения абонентом условий подключения объекта к системе коммунальной канализации, организация ВКХ выдает разрешение на осуществление абонентом присоединения объекта к системе канализации. После осуществления присоединения организация ВКХ и абонент подписывают акт о подключении.
4.9. Запрещается любое самовольное подключение к действующим системам канализации.
Лицо, осуществившее самовольное подключение к системе канализации, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5. Нормирование и контроль приема (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации города Лермонтова и на очистные сооружения
5.1. Нормирование и контроль приема (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации города Лермонтова и на очистные сооружения производится в соответствии с положениями раздела V Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 и приложением 1 к настоящим Правилам.
5.2. Порядок контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в систему канализации города Лермонтова и на очистные сооружения определяется приложением 2 к настоящим Правилам.
6. Порядок учета количества принятых (сброшенных) сточных вод
в системы канализации города Лермонтова и на очистные сооружения
6.1. Количество сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического сброса сточных вод по показаниям средств измерений.
В случае отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему канализации, эти объемы принимаются равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенными средствами измерений.
При использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции, пользовании водой из разных источников водоснабжения, включая получение горячей воды и пара от теплоснабжающей организации, наличии нескольких выпусков в систему канализации объем фактического сброса сточных вод рассчитывается по данным баланса водопотребления и водоотведения абонента ежемесячно.
6.2. Организация ВКХ контролирует правильность снятия абонентом показаний средств измерений и представления им сведений об объемах сброшенных сточных вод.
При выявлении расхождения между показаниями средств измерений и представленными абонентом сведениями, организация ВКХ производит перерасчет объемов сброшенных сточных вод за период от предыдущей проверки до момента обнаружения расхождения в соответствии с показаниями средств измерений.
6.3. Абонент обязан обеспечить беспрепятственный доступ представителя организации ВКХ на узел учета для осмотра средств измерений и предъявить по его требованию документацию для проверки правильности расчета сброшенных сточных вод.
6.4. В случае обнаружения неисправности средств измерений и необходимости их ремонта, а также по истечении межповерочного срока абонент не позднее чем в 3-дневный срок уведомляет об этом организацию ВКХ.
6.5. При ремонте средств измерений на срок, согласованный с организацией ВКХ (но не более 30 дней) допускается определение фактического сброса сточных вод по среднемесячному показателю за последние 6 месяцев, предшествовавших расчетному периоду.
6.6. В случае самовольного подключения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.
7. Порядок прекращения и ограничения приема сточных вод в системы
канализации города Лермонтова и на очистные сооружения
7.1. Организация ВКХ может прекратить или ограничить прием сточных вод без предварительного уведомления абонентов в следующих случаях:
прекращение энергоснабжения объектов организации ВКХ;
возникновение аварии в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
7.2. Организация ВКХ может прекратить или ограничить прием сточных вод, предварительно уведомив абонента, администрацию города Лермонтова, государственные органы, указанные в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167, в следующих случаях:
самовольное пользование системами канализации;
попадание запрещенных к сбросу сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации, причинивших ущерб этой системе или приведших к аварии;
устранение последствий аварии на системах канализации;
аварийное или неудовлетворительное состояние канализационных сетей абонента;
проведение работ по присоединению новых абонентов в сроки, согласованные с соответствующими органами;
проведение планово-предупредительного ремонта;
систематического нарушения абонентом настоящих правил;
получения предписания или решения местных служб Госсанэпиднадзора.
7.3. В порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и условиями заключенного договора, основанием для прекращения или ограничения приема сточных вод организацией ВКХ также может являться неуплата абонентом сброшенных сточных вод,.#
См. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов"
7.4. Прием сточных вод возобновляется по соглашению сторон и при уведомлении соответствующих органов.
8. Ответственность и меры воздействия за нарушение и несоблюдение
правил сброса (приема) сточных вод и загрязняющих веществ
8.1. Ответственность абонентов за несоблюдение требований настоящих правил определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
8.2. Организация ВКХ несет ответственность за надлежащее техническое состояние систем канализации и очистных сооружений, за качество очистки сточных вод до нормативов сброса в соответствующий водный объект.
8.3. Абоненты несут ответственность за соблюдение установленных нормативов водоотведения (объем и допустимая концентрация загрязняющих веществ).
8.4. В случае систематического нарушения абонентом настоящих Правил, организация ВКХ в установленном порядке принимает меры воздействия вплоть до отключения абонента от канализационной сети.
9. Прочие положения
Приложения 1, 2, 3, 4, 5 являются неотъемлемой частью настоящих Правил:
приложение 1 "Нормативы водоотведения по качеству сточных вод абонентов, производящих сброс сточных вод в систему канализации города Лермонтова и на очистные сооружения. Расчет предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ";
приложение 2 "Порядок контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в систему канализации города Лермонтова и на очистные сооружения";
приложение 3 "Порядок взимания платы с предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации и на очистные сооружения канализации муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Лермонтова";
приложение 4 "Порядок по определению убытков, наносимых сбросом сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации и на очистные сооружения муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Лермонтова";
приложение 5 "Порядок расчета объемов организованного и неорганизованного дождевого, талого и дренажного стока в системы канализации и на очистные сооружения муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Лермонтова".
Первый заместитель главы администрации города Лермонтова |
С.А. Полулях |
Приложение 1
к правилам сброса (приема)
сточных вод и загрязняющих веществ
в систему канализации
и на очистные сооружения
канализации для абонентов
города Лермонтова, утвержденным
постановлением администрации
города Лермонтова
от 24 ноября 2009 г. N 1414
Нормативы
водоотведения по качеству сточных вод абонентов, производящих
сброс сточных вод в систему канализации города Лермонтова и на очистные
сооружения. Расчет ПДК загрязняющих веществ
1. Нормативы допустимых концентраций (далее - ДК) общих свойств сточных вод, принимаемых в систему канализации, устанавливаются едиными для сточных вод всех категорий абонентов с целью обеспечения режима безаварийной работы сетей и сооружений канализации города Лермонтова:
рН в пределах ;
;
ХПК : или ХПК :;
кратность разбавления, при которой исчезает окраска в столбике .
2. Нормативы ДК загрязняющих веществ:
Показатели состава сточных вод |
ПДС мг/л |
ПДК, мг/л в хозбытовых сточных водах прочих абонентов |
ПДК, мг/л производственных сточных вод |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. |
Азот аммонийный |
0,5 |
10,0 |
0,83 |
2. |
Нитрит-анион |
0,08 |
0,13 |
0,1 |
3. |
Нитрат-анион |
21,7 |
45,0 |
17,1 |
4. |
Фосфаты (по Р) |
0,2 |
1,3 |
0,25 |
5. |
Алюминий |
0,005 |
0 |
0,033 |
6. |
Железо общее |
0,1 |
0,5 |
0,20 |
7. |
Медь |
0,001 |
0,02 |
0,002 |
8. |
Цинк |
0,01 |
0,012 |
0,025 |
9. |
Нефть и нефтепродукты |
0,05 |
0 |
0,257 |
10. |
Алкилсульфонат натрия |
0,11 |
0,3 |
0,236 |
11. |
Фторид-анион |
0,18 |
0,15 |
0,25 |
12. |
Хлориды |
41,1 |
35,0 |
50,7 |
13. |
Сульфаты |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
14. |
Хром 3+ |
0,005 |
0 |
0,015 |
15. |
Никель |
0,003 |
0,005 |
0,005 |
16. |
Свинец |
0,0024 |
0,004 |
0,003 |
17. |
Жиры |
0,2 |
20,0 |
0,33 |
18. |
Фенолы |
0,001 |
0,005 |
0,003 |
19. |
Взвешенные вещества |
3,2 |
110,0 |
16,0 |
20. |
Сухой остаток |
592,8 |
300,0 |
1523,5 |
21. |
БПКполн |
3,0 |
124,0 |
60,0 |
22. |
ХПК |
|
105,0 |
90,0 |
3. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, поступающих в систему канализации города Лермонтова, рассчитаны организацией ВКХ, исходя из технических возможностей системы канализации и с учетом установленного ПДС для организации ВКХ.
4. При установлении органами по регулированию использования и охране вод иных ПДС предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых и производственных сточных водах подлежит перерасчету.
Расчет ПДК загрязняющих веществ в производственных сточных водах производится по методике, приведенной в Правилах приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, утвержденных приказом Минжилкомхоза РСФСР от 02 марта 1984 г. N 107.
а) определяется допустимая концентрация загрязняющих веществ в смеси производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих на городские очистные сооружения, Сгсв:
(1)
б) допустимая концентрация загрязняющих веществ, содержащихся в производственных сточных водах, Спсв рассчитывается по формуле:
(2)
где: - нормативная величина концентрации загрязняющего вещества, утвержденная специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, в составе ПДС на выпуске системы канализации населенного пункта в водный объект, мг/л;
- допустимая концентрация загрязняющих веществ в производственных сточных водах, мг/л;
в случае отрицательного результата ;
А - эффективность удаления загрязняющих веществ на очистных сооружениях, принимается по данным работы действующих очистных сооружений, процентов.
- содержание загрязняющих веществ в хозбытовых сточных водах, мг/л;
Q - расход хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, /сутки
q - расход производственных сточных вод, /сутки,
Q = 5956,05 /сутки
q = 2317,06 /сутки.
Расходы хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод взяты из годовых отчетов водопотребления и водоотведения муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Лермонтова 2005-2007 годов.
в) рассчитанная по формуле (2) величина Спсв является единой для производственных сточных вод промышленных предприятий и организаций, сбрасывающих данное загрязняющее вещество и расположенных в бассейне канализования очистных сооружений.
1. Расчет по общим загрязнениям.
1.1. Сухой остаток.
Исходные данные: |
Q = 5956,05 куб. м/сутки q = 2317,06 куб. м/сутки Сст = 592,8 мг/л Сбыт = 300,0 мг/л А = 0 процентов |
Так как сухой остаток не удаляется на очистных сооружениях канализации, принимаем Сгсв = 592,8 мг/л
По формуле (2) находим: Спсв = 1523,5 мг/л.
1.2. Взвешенные вещества.
Исходные данные: |
Q = 5956,05 куб. м/сутки q = 2317,06 куб. м/сутки Сст = 3,2 мг/л Сбыт = 110,0 мг/л А = 80 процентов |
По формуле (1) находим: |
Сгсв = 16 мг/л Спсв = Сгсв = 16 мг/л. |
1.3. Хлориды.
Исходные данные: |
Q = 5956,05 куб. м/сутки q = 2317,06 куб. м/сутки Сст = 41,1 мг/л Сбыт = 35,0 мг/л А = 0 процентов |
Так как хлориды в процессе очистки сточных вод не удаляются, принимаем Сгсв = 41,1 мг/л
По формуле (2) находим:
|
Спсв = 50,7 мг/л |
1.4. Сульфаты.
в городских сточных водах Сгсв = 100,0 мг/л
в производственных сточных водах Спсв = 100,0 мг/л
Исходя из того, что норматив предельно допустимого сброса по сульфатам установлен для очистных сооружений на уровне 100 мг/л, и с учетом того, что содержание сульфатов не уменьшается в ходе биологической очистки сточных вод, поступающие стоки должны содержать не более Сгсв = 100,0 мг/л.
1.5. БПКполн.
Исходные данные: |
Q = 5956,05 куб. м/сутки q = 2317,06 куб. м/сутки Сст = 3,0 мг/л Сбыт = 124,0 мг/л А = 95 процентов |
По формуле (1) находим: | |
|
Сгсв = 60,0 мг/л Спсв = Сгсв =60,0 мг/л. |
1.6. ХПК.
В соответствии с "Правилами приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов" ХПК не должно превышать БПКполн более чем в 1,5 раза. Тогда
|
Сгсв = 60*1,5 = 90 мг/л |
|
Спсв = Сгсв = 90,0 мг/л |
2. Расчет специфических загрязнений в городском стоке и производственных сточных вод.
2.1. Азот аммонийный.
Исходные данные: |
Q = 5956,05 куб. м/сутки q = 2317,06 куб. м/сутки Сст = 0,5 мг/л Сбыт = 10,0 мг/л А = 40 процентов |
По формуле (1) находим: | |
|
Сгсв = 0,83 мг/л Спсв = Сгсв = 0,83 мг/л. |
2.2. Нитрит-ион.
Исходные данные: |
Q = 3638,99 куб. м/сутки q = 2317,06 куб. м/сутки Сст = 0,08 мг/л Сбыт = 0,13 мг/л А = 20 процентов |
По формуле (1) находим: | |
|
Сгсв = 0,1 мг/л Спсв = Сгсв = 0,1 мг/л. |
2.3. Нитрат-ион.
|
Сст = 21,72 мг/л |
Так как в процессе очистки сточных вод нитрат-ион не удаляется в результате процесса нитрификации, Спсв определяем исходя из баланса по азоту:
ПДК |
ПДС |
Nвх |
Nвых |
мг/л мг/л
мг/л мг/л
мг/л
В пересчете на азот
мг/л
0,65 + 0,03 + X = 0,39 + 0,024 + 4,91
Х = 4,64 мг/л
Спсв NO3 = 17,1 мг/л
2.4. Железо (общее).
Исходные данные: |
Q = 5956,05 куб. м/сутки q = 2317,06 куб. м/сутки Сст = 0,1 мг/л Сбыт = 0,5 мг/л А = 50 процентов |
По формуле (1) находим: | |
|
Сгсв = 0,20 мг/л Спсв = Сгсв = 0,20 мг/л. |
2.5. Медь.
Исходные данные: |
Q = 5956,05 куб. м/сутки q = 2317,06 куб. м/сутки Сст = 0,001 мг/л Сбыт = 0,02 мг/л А = 38 процентов |
По формуле (1) находим: | |
|
Сгсв = 0,002 мг/л Спсв = Сгсв = 0,002 мг/л. |
2.6. Цинк.
Исходные данные: |
Q = 5956,05 куб. м/сутки q = 2317,06 куб. м/сутки Сст = 0,01 мг/л Сбыт = 0,012 мг/л А = 40 процентов |
По формуле (1) находим:
мг/л
По формуле (2) находим:
|
Спсв = Сгсв = 0,025 мг/л. |
2.7. Алюминий.
Исходные данные: |
Q = 5956,05 куб. м/сутки q = 2317,06 куб. м/сутки Сст = 0,005 мг/л Сбыт = 0 мг/л А = 60 процентов |
По формуле (1) находим:
мг/л
По формуле (2) находим:
|
Спсв = 0,033 мг/л. |
2.8. СПАВ.
Исходные данные: |
Q = 5956,05 куб. м/сутки q = 2317,06 куб. м/сутки Сст = 0,11 мг/л Сбыт = 0,3 мг/л А = 60 процентов |
По формуле (1) находим:
мг/л
По формуле (2) находим:
|
Спсв = 0,236 мг/л. |
2.9. Нефтепродукты.
Исходные данные: |
Q = 5956,05 куб. м/сутки q = 2317,06 куб. м/сутки Сст = 0,05 мг/л Сбыт = 0 А = 50 процентов |
По формуле (1) находим:
мг/л
По формуле (2) находим:
|
Спсв = 0,257 мг/л. |
2.10. Жиры
Исходные данные: |
Q = 5956,05 куб. м/сутки q = 2317,06 куб. м/сутки Сст = 0,2 мг/л Сбыт =20 мг/л А = 40 процентов |
По формуле (1) находим:
мг/л
|
Спсв = Сгсв = 0,33 мг/л |
2.11. Никель.
Исходные данные: |
Q = 5956,05 куб. м/сутки q = 2317,06 куб. м/сутки Сст = 0,003 мг/л Сбыт = 0,005 мг/л А = 40 процентов |
По формуле (1) находим:
мг/л
|
Спсв = Сгсв = 0,005 мг/л. |
2.12. Фосфор.
Исходные данные: |
Q = 5956,05 куб. м/сутки q = 2317,06 куб. м/сутки Сст = 0,2 мг/л Сбыт = 1,3 мг/л А = 20 процентов |
По формуле (1) находим:
мг/л
|
Спсв = Сгсв = 0,25 мг/л. |
2.13. Хром 3+.
Исходные данные: |
Q = 5956,05 куб. м/сутки q = 2317,06 куб. м/сутки Сст = 0,005 мг/л Сбыт = 0 А = 20 процентов |
По формуле (1) находим:
мг/л
По формуле (2) находим:
|
Спсв = 0,015 мг/л. |
2.14. Свинец.
Исходные данные: |
Q = 5956,05 куб. м/сутки q = 2317,06 куб. м/сутки Сст = 0,0024 мг/л Сбыт = 0,004 мг/л А = 30 процентов |
По формуле (1) находим:
мг/л
По формуле (2) находим:
|
Спсв = 0,003 мг/л. |
Приложение 2
к правилам сброса (приема)
сточных вод и загрязняющих
веществ в систему канализации
и на очистные сооружения
канализации для абонентов
города Лермонтова,
утвержденным постановлением
администрации города Лермонтова
от 24 ноября 2009 г. N 1414
Порядок
контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами
в систему канализации города Лермонтова и на очистные сооружения
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок регламентирует деятельность организации ВКХ и абонентов по обеспечению достоверности контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых в систему канализации.
1.2. Основной целью осуществления контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в систему коммунальной канализации, является проверка соблюдения абонентами установленных нормативов водоотведения (допустимых концентраций) по качеству сточных вод.
1.3. Контроль состава и свойств сточных вод включает:
визуальные наблюдения (наличие нефтепродуктов, пленок любого характера, и т.п.);
натуральные замеры (показатель рН, температура, цвет, запах);
отбор проб сточных вод;
доставку отобранных проб в аналитическую лабораторию;
аналитические измерения состава и свойств сточных вод;
оформление необходимой документации.
1.4. Работы по контролю состава и свойств сточных вод абонентов осуществляется в соответствии с ГОСТ РФ 51592-00, аттестованными методиками выполнения измерений.
2. Организация работ по контролю состава и свойств сточных вод абонентов
2.1. Организация ВКХ осуществляет плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод абонентов.
Периодичность и перечень показателей планового контроля состава и свойств сточных вод абонента устанавливается организацией ВКХ индивидуально для каждого абонента с учетом специфики технологических процессов абонента не реже двух раз в месяц.
2.2. Внеплановый контроль состава и свойств сточных вод абонентов осуществляется в любое время суток:
при аварийных сбросах сточных вод и загрязняющих веществ через системы канализации в водоемы;
при аварийных (залповых) сбросах сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, зарегистрированных организацией ВКХ;
в случае возникновения исключительных обстоятельств (стихийные бедствия, экологические катастрофы, аварийные сбросы и т.д.) в любых необходимых точках;
с целью проверки факта устранения абонентом превышения нормативов водоотведения по качеству и составу сточных вод, зафиксированному при предыдущем контроле;
по просьбе абонента (в этом случае работы по контролю состава и свойств сточных вод оплачиваются в порядке, предусмотренном договором, либо в соответствии с существующими расценками на данный вид услуги).
2.3. Оплата абонентом плановых работ по контролю за качеством и свойствами сточных вод производится по расценкам, утвержденным организацией ВКХ, в соответствии с заключенным договором по отбору проб и химическому анализу загрязняющих веществ.
При внеплановом отборе оплата за проведение работ по контролю за качеством и свойствами сточных вод проводится по отдельному договору.
2.4. Организация ВКХ имеет право определять для абонента дополнительные перечни показателей состава и свойств сточных вод, подлежащих контролю, в случае:
поступления в системы канализации каких-либо загрязняющих веществ в концентрациях, влияющих на режим работы сетей и сооружений;
изменения в технологических процессах абонента: новых производственных цехов, участков (в том числе субабонентов).
2.5. Отбор и анализ проб сточных вод осуществляет лаборатория организации ВКХ, аттестованная на техническую компетентность и независимость в области анализа сточных вод по правилам, установленным Госстандартом России. Лаборатория несет ответственность за отбор, доставку, сохранность проб, качество проведения аналитических работ, оформление документации по отбору проб и результатам анализов, соблюдение конфиденциальности.
2.6. Анализы контрольных проб сточных вод по усмотрению абонента могут производиться в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории) с предоставлением результатов химических анализов организации ВКХ для расчета оплаты за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации.
3. Производство работ по отбору проб
3.1. Местом отбора проб сточных вод абонента при плановом контроле состава и свойств сточных вод является контрольное присоединение абонента (колодец, камера и т.д.) к системе канализации.
При необходимости организация ВКХ может назначить иное место отбора проб, позволяющее учесть влияние сточных вод абонента на качество воды в водоприемнике.
3.2. Отбор проб сточных вод абонента производится организацией ВКХ в любое время суток без предварительного извещения абонента. Организация ВКХ предварительно предупреждает абонента о намеченном отборе проб только в случае сомнения в технической возможности отбора проб в контрольном присоединении.
3.3. При внеплановом контроле место отбора проб определяется в зависимости от поставленных задач.
3.4. Отбор проб производится в присутствии представителей организации ВКХ и ответственного представителя абонента (или лица его замещающего).
По результатам отбора составляется акт отбора проб в двух экземплярах. Акт должен быть подписан представителем организации ВКХ и абонента с указанием должности и фамилии. Второй экземпляр акта остается у абонента.
3.5. Руководители предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности обязаны обеспечить беспрепятственный вход на территорию абонента представителям организации ВКХ для осуществления контрольных функций, выяснения причин сверхнормативного содержания загрязняющих веществ в сточной воде, а также для проверки работы локальных очистных сооружений, отбора проб сточной воды и других видов обследования водохозяйственной деятельности абонента (субабонента). Абоненты обязаны направлять своих представителей для участия в обследованиях, предусматривать замену уполномоченного представителя (в случае его отсутствия) другим лицом, назначенным приказом по предприятию.
3.6. В случае препятствия доступа представителя организации ВКХ на территорию абонента для осуществления обследования водохозяйственной деятельности абонента (субабонента), организация ВКХ может прекратить или ограничить прием сточных вод, предварительно уведомив абонента.
Определение фактического сброса сточных вод и загрязняющих веществ в данном случае производится по среднемесячному показателю за последние 6 месяцев, предшествовавших расчетному периоду.
3.7. При отказе абонента от подписания акта по отбору проб сточных вод и осмотру сетей, отобранная проба считается действительной с пометкой представителя организации ВКХ (в присутствии двух свидетелей) на сопроводительных документах к пробе: "От подписи отказался", а документы имеют доказательную силу. При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб он имеет право подписать его (в присутствии двух свидетелей) с указанием своих возражений.
3.8. В системе абонента, отводящей сточные воды в коммунальную канализацию, должны быть предусмотрены и находиться в рабочем состоянии приспособления для учета количества сбрасываемых стоков и отбора проб.
3.9. В случае наличия у абонента автоматических пробоотборников, при отборе проб для контроля состава и свойств сточных вод необходимо руководствоваться инструкцией по пользованию этими пробоотборниками. При отсутствии у абонента автоматических пробоотборников для контроля состава сточных вод абонента отбирается разовая проба.
3.10. Для отбора проб сточных вод применяют устройства, которые должны обеспечивать сохранность химического состава исследуемой воды, а также исключать дополнительное загрязнение отобранной воды за счет коррозии и сорбции на стенках пробоотборного устройства. Перед отбором проб пробоотборник обязательно ополаскивают контролируемой сточной водой.
3.11. Объем отобранной пробы должен быть достаточным для проведения необходимых аналитических измерений по контролируемым показателям состава и свойств сточных вод.
3.12. Проба отбирается в перемешивающихся потоках на прямолинейных участках водоотводящих устройств, как правило, из лотка канализационного колодца или падающей струи. В случае отсутствия такой возможности отбор проб производится в нескольких местах по сечению потока и составляется средняя (смешанная) проба.
3.13. При отборе представителем организации ВКХ пробы абонент имеет право одновременно отобрать параллельную пробу, факт параллельного отбора фиксируется в акте. Параллельным отбором проб следует считать отбор пробы сточной воды, произведенный одним пробоотборным устройством с дальнейшим разделением пробы для хранения и анализа в посуду лаборатории организации ВКХ и абонента.
4. Порядок разрешения споров по результатам анализа
4.1. В случае несогласия абонента с результатами химического анализа сточных вод может быть произведен повторный отбор проб и проведение анализов в лаборатории организации ВКХ за счет собственных средств абонента.
4.2. В случае несогласия абонента с результатами химического анализа сточных производственных вод может быть произведен параллельный отбор проб и проведение анализов в лаборатории организации ВКХ и независимой аттестованной и (или) аккредитованной лаборатории по выбору абонента. За истинное значение принимаются результаты, полученные в независимой аттестованной и (или) аккредитованной лаборатории.
В случае несогласия абонента с результатами химического анализа сточных производственных вод, полученных в лаборатории организации ВКХ и независимой аттестованной и (или) аккредитованной лаборатории по выбору абонента (в случае, если обе лаборатории аттестованы и (или) аккредитованы), абонент вправе обратиться в орган по аккредитации, который на основании соответствующей проверки результатов анализов этих лабораторий принимает окончательное решение по рассматриваемому вопросу.
Приложение 3
к правилам сброса (приема)
сточных вод и загрязняющих
веществ в систему канализации
и на очистные сооружения
канализации для абонентов
города Лермонтова,
утвержденным постановлением
администрации города Лермонтова
от 24 ноября 2009 г. N 1414
Порядок
взимания платы с предприятий, организаций и учреждений всех форм
собственности за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему
канализации и на очистные сооружения канализации муниципального
унитарного предприятия "Горводоканал" города Лермонтова
Утратило силу с 5 мая 2010 года
См. текст Приложения
Приложение 4
к правилам сброса (приема)
сточных вод и загрязняющих
веществ в систему канализации
и на очистные сооружения
канализации для абонентов
города Лермонтова,
утвержденным постановлением
администрации города Лермонтова
от 24 ноября 2009 г. N 1414
Порядок
по определению убытков, наносимых сбросом сточных вод и загрязняющих
веществ в систему канализации и на очистные сооружения муниципального
унитарного предприятия "Горводоканал" города Лермонтова
1. Основные положения
1.1. Порядок по определению убытков, наносимых сбросом сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации и на очистные сооружения муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Лермонтова (организация ВКХ) разработан для обеспечения методического единства и обоснования исков, предъявляемых предприятиям, организациям и учреждениям всех форм собственности, нарушающим правила приема (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации и на очистные сооружения для абонентов города Лермонтова.
1.2. Порядок используется в качестве руководящего методического документа в части компенсации убытков, наносимых организации ВКХ предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности (абоненты).
1.3. При заключении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод организация ВКХ устанавливает для абонента количество отпускаемой питьевой воды и количество принимаемых сточных вод (баланс водопотребления и водоотведения), предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
1.4. При превышении абонентами установленных допустимых концентраций в отводимых сточных водах организации ВКХ наносятся прямые и косвенные убытки, которые классифицируются следующим образом:
У1 - убытки, обусловленные необходимостью отклонения от проектных режимов работы очистных сооружений;
У2 - убытки, вызванные разрушением или повышенным износом канализационной сети, сооружений, оборудования.
1.5. Перечисленные виды убытков не зависят друг от друга и могут иметь место в любом сочетании, что следует учитывать при их определении.
1.6. Организация ВКХ предъявляет абонентам иски на возмещение убытков во всех случаях нарушения правил приема (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации и на очистные сооружения для абонентов города Лермонтова.
1.7. Основанием для предъявления исков на возмещение убытков служит акт результатов анализа сточных вод, заключение комиссии о разрушении сетей, оборудования, а также другие документы, подтверждающие факт нанесения убытков организации ВКХ.
1.8. Подсчет убытков для предъявления исков производится на основании затрат на мероприятия по ликвидации ущерба, нанесенного организации ВКХ, независимо от того, проводятся эти мероприятия непосредственно, вслед за фактом нарушения, или в дальнейшем в соответствии с планом организационно-технических мероприятий.
1.9. При наличии информации о фактических затратах организацией ВКХ в связи с нарушением абонентами правил приема (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации и на очистные сооружения для абонентов города Лермонтова подсчет убытков производится на основании имеющихся данных, а при отсутствии такой информации величина убытков определяется расчетным методом.
1.10. Суммы, полученные организацией ВКХ по предъявляемым искам, относятся на хозрасчетный доход (прибыль), остающийся в распоряжении организации ВКХ.
2. Расчет убытков, обусловленных отклонением от проектных
режимов работы очистных сооружений
2.1. При превышении максимально допустимых для биологической очистки концентраций веществ в сточных водах, поступающих на очистные сооружения, могут иметь место убытки следующих видов:
У1 - убытки, обусловленные дополнительными расходами реагентов, электроэнергии для интенсификации процессов очистки сточных вод с целью обеспечения проектной степени очистки;
Уп1 - прочие виды убытков, связанные с ликвидацией последствий превышения максимально допустимых для биологической очистки концентраций загрязняющих веществ.
2.2. Убытки, обусловленные отклонением от проектных режимов работы очистных сооружений, принимаются по фактическим затратам.
2.3. Убытки, относимые на долю отдельного абонента (Ук1), по любому веществу определяются по формуле:
, (1)
где: - превышение фактической концентрации загрязняющего вещества в сточных водах каждого абонента над допустимой для биологической очистки концентрации данного вещества в сточных водах, поступающих на очистных сооружения, г/;
- сумма превышений фактических концентраций в сточных водах всех абонентов над допустимой для биологической очистки концентрации данного вещества в сточных водах, поступающих на очистные сооружения, г/;
v - объем сточных вод с повышенной концентрацией загрязняющего вещества, поступивших от каждого абонента, ;
V - объем сточных вод с повышенной концентрацией загрязняющего вещества, поступивших на очистные сооружения, .
3. Расчет убытков, вызванных разрушением или повышенным износом
канализационных сетей, сооружений и оборудования
3.1. При нарушении абонентами правил приема (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации и на очистные сооружения для абонентов города Лермонтова могут иметь место убытки, связанные с разрушением или повышенным износом канализационных сетей, очистных сооружений и оборудования.
3.2. Величина этих убытков (У2) определяется по фактическим или расчетным данным организации ВКХ и распределяется между абонентами, допустившими сброс сточных вод, приведший к разрушению или повышенному износу канализационных сетей, сооружений и оборудования.
3.3. Убытки, относимые на долю отдельного каждого абонента (Ук2), определяются по формуле:
(3)
где: - превышение в канализационной сети на рассматриваемом участке концентрации данного вещества в сточных водах, поступающих в канализационную сеть, обусловленное его превышением в сточных водах каждого абонента;
- превышение в канализационной сети на рассматриваемом участке концентрации данного вещества, равное сумме СК абонентов, сбрасывающих это вещество в выше рассматриваемый участок канализации.
3.4. Величина дСК - рассчитывается по формуле:
, (4)
где: V - объем сточных вод, проходящих через систему канализации на данном участке;
v - объем сточных вод с повышенной концентрацией загрязняющего вещества, поступивших от каждого абонента на данном участке, ;
СКФАКТ - фактическая концентрация загрязняющего вещества в сточных водах каждого абонента, г/;
СДОП - допустимая для биологической очистки концентрация данного вещества в сточных водах, поступающих на очистные сооружения, г/.
3.5. При превышении в канализационной сети концентрации одновременно по нескольким веществам убытки, вызванные разрушением или повышенным износом канализационных сетей, сооружений и оборудования организации ВКХ, предварительно делятся по этим веществам, а далее убытки, отнесенные на каждое вещество, распределяются между абонентами, в сточных водах которых оно содержится.
3.6. При сбросе в систему канализации и поступлении на очистные сооружения организации ВКХ загрязняющих веществ, запрещенных Правилами, убытки, нанесенные организации ВКХ абонентами, распределяются между ними по формуле (3), а СДОП при расчете принимается равными нулю.
Приложение 5
к правилам сброса (приема)
сточных вод и загрязняющих
веществ в систему канализации
и на очистные сооружения
канализации для абонентов
города Лермонтова,
утвержденным постановлением
администрации города Лермонтова
от 24 ноября 2009 г. N 1414
Порядок
расчета объемов организованного и неорганизованного дождевого, талого и
дренажного стока в системы канализации и на очистные сооружения
муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Лермонтова
1. Общие положения
Настоящий Порядок предназначен для определения объемов организованного и неорганизованного дождевого, талого и дренажного стока, отводимых в системы коммунальной канализации и на очистные сооружения муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Лермонтова.
Использование настоящего Порядка обязательно при оформлении договорных отношений и финансовых взаиморасчетов между организацией ВКХ и абонентами систем коммунальной канализации.
2. Основные сведения
Осадки, выпадающие в теплый период года, формируют дождевой сток; осадки, выпадающие в холодный период года, - талый сток. Часть осадков, просочившихся в грунт и далее в системы коммунальной канализации, формируют дренажный (инфильтрационный) сток.
Среднегодовое количество выпадающих атмосферных осадков за теплый и холодный периоды и в целом за год приведены в таблице 1.
Таблица 1
Пункт наблюдения |
Осадки мм/год |
1 |
2 |
Город Лермонтов |
|
Село Острогорка |
|
Об изменчивости годового слоя выпавших атмосферных осадков и их обеспеченности дает представление таблица 2.
Обеспеченность - это вероятность появления величины стока, равной или большей заданному значению.
Таблица 2
Обеспеченность, процентов |
2 |
5 |
10 |
20 |
30 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
95 |
Годовой слой осадков, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Среднегодовое количество выпавших атмосферных осадков имеет обеспеченность около 40 процентов.
При заключении договоров организацией ВКХ с абонентами систем коммунальной канализации в качестве расчетного принимается прогнозируемый (предполагаемый) слой осадков, соответствующий годовому слою 20 процентов обеспеченности по таблице 3.
Таблица 3
Пункт наблюдения |
Слой осадков, мм |
||
ноябрь-март (Н20Т) |
апрель-октябрь (Н20Д) |
год (Н20) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Город Лермонтов |
|
|
|
Село Острогорка |
|
|
|
Для финансовых взаиморасчетов между организацией ВКХ и абонентами систем коммунальной канализации в качестве расчетного принимается фактический слой выпавших атмосферных осадков за соответствующий период по данным Ставропольского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
3. Объем сброшенного дождевого стока (организованного и
неорганизованного) в системы коммунальной канализации
Объем сброшенного дождевого стока (организованного и неорганизованного) в системы коммунальной канализации определяется по формуле:
, (1),
где: - объем дождевого стока;
- усредненный коэффициент стока дождевых вод, учитывающий различные виды поверхностей в составе общей территории:
(2),
где: - общая площадь территории, га;
- площадь определенного вида покрытия в составе общей территории, га;
- коэффициент стока, соответствующий определенному виду покрытия.
Значения коэффициента стока для различных видов поверхностей представлены в таблице 4:
Таблица 4
Вид поверхности |
[Пси] i |
1 |
2 |
Кровля и асфальтобетонные покрытия |
0,6 |
Брусчатые и булыжные мостовые |
0,4 |
Грунты |
0,16 |
Газоны |
0,1 |
- слои выпавших атмосферных осадков за теплый период года.
При определении фактического объема дождевого стока значение принимается по данным информационного центра погоды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
При определении расчетного объема дождевого стока значение принимается равным Н20д по таблице 3.
4. Объем сброшенного талого стока (организованного и неорганизованного)
в системы коммунальной канализации
Объем сброшенного талого стока (организованного и неорганизованного) в системы коммунальной канализации определяется по формуле:
, (3),
где: - объем талого стока;
- коэффициент стока талых вод;
F - общая площадь территории, га;
- коэффициент, учитывающий уборку и частичный вывоз снега:
- для абонентов, предметом деятельности которых в соответствии с учредительными документами является уборка территорий, находящихся в собственности города Лермонтова;
- для прочих абонентов;
- слой выпавших атмосферных осадков за холодный период.
При определении фактического объема талого стока значение принимается по данным информационного центра погоды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
При определении расчетного объема талого стока значение принимается равным Н20т по таблице 3.
5. Объем сброшенного дренажного стока (организованного и неорганизованного
(инфильтрат)# в системы коммунальной канализации
Объем сброшенного дренажного стока (организованного и неорганизованного (инфильтрат) в системы коммунальной канализации определяется по следующим формулам:
а) при наличии у абонента внутриплощадочных канализационных сетей одного вида (общесплавной, дождевой, бытовой) - по формуле:
, (4),
где: 2680 - величина годового дренажного (инфильтрационного) стока, /га, соответствующая среднегодовому слою атмосферных осадков;
Н - слой выпавших атмосферных осадков.
При определении фактического объема дренажного (инфильтрационного) стока значение Н принимается по данным информационного центра погоды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
При определении расчетного объема дренажного (инфильтрационного) стока значение Н принимается равным Н20 по таблице 3.
F - площадь территории абонента, га;
б) при наличии у абонента раздельной внутри площадочной канализационной сети (дождевой и бытовой) величина годового дренажного стока определяется по формуле:
(5),
где: 2010, 670 - величина годового дренажного (инфильтрационного) стока, /га, соответствующая среднегодовому слою атмосферных осадков для дождевой и бытовой канализационной сети соответственно.
Н - слой выпавших атмосферных осадков.
При определении фактического объема дренажного (инфильтрационного) стока значение принимается по данным информационного центра погоды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
При определении расчетного объема дренажного (инфильтрационного) стока значение Н принимается равным Н20 по таблице 3.
F - площадь территории абонента, га;
в) объем дренажного стока (организованного), отводимого в системы коммунальной канализации, рассчитывается для соответствующего типа дренажной сети исходя из среднегодовых данных уровней грунтовых вод и коэффициентов фильтрации, установленных по данным проектной и/или исполнительной документации в соответствии с разделом 6 настоящего Порядка.
6. Методика расчета водопритоков к дренажным сооружениям
Методика расчетов составлена только для самотечных видов дренажа горизонтального типа.
Дренажные трубы этих типов дренажей, как правило, прокладываются в безнапорных водоносных пластах на небольшой глубине (до 8 м) и служат для понижения уровня грунтовых вод.
По характеру гидродинамического воздействия и степени вскрытия дренируемого водоносного пласта различают дренажи совершенного или несовершенного типа.
Горизонтальные дренажи совершенного типа полностью вскрывают водоносные пласты и своим основанием доходят до водоупора. Горизонтальные дренажи несовершенного типа вскрывают пласт лишь частично и не доходят своим основанием до водоупора.
В зависимости от схем расположения дренажных устройств в плане по отношению к защищаемой территории и к источникам поступления к ним дренажных, вод можно выделить следующие системы подземных дренажей, применяемых в промышленном и городском строительстве:
однолинейная;
двухлинейная;
кольцевая (контурная);
площадная (систематический дренаж).
В зависимости от схемы расположения дренажа принимается Методика расчета водопритока.
Приток воды к дренажу совершенного и несовершенного типов:
Для определения дебита однолинейных горизонтальных дрен совершенного типа длиной L (м), с одной стороны, используется формула Дюпюи:
(6),
где: Q - приток воды к дрене с одной стороны, /сут;
К - коэффициент фильтрации, м/сут;
h - глубина воды в дрене, может приниматься равной нулю (в сравнении с первым слагаемым мало влияет на результат расчета);
Н - мощность водоносного пласта (статическая глубина фунтовой воды в водоносном пласте), м;
R - длина (радиус) влияния дрены (на расстоянии R от дрены естественный уровень грунтовых вод практически не снижается).
В условиях переменного питания эксплуатируемого пласта величина R также изменяется в условиях неустановившегося движения подземных вод. Надежно ее величина может быть определена опытным путем, для чего необходимо проведение значительных съемочных и разведочных работ.
Эту длину можно установить на основании данных гидрологических изысканий через средний уклон кривой депрессии:
(7)
Величина уклона зависит от свойств грунта. Так, для наиболее проницаемых (гравийно-песчаных) грунтов ;
для песков ;
для суглинков ;
для глинистых ;
для тяжелых глин .
Ориентировочно длину радиуса влияния назначают иногда по данным практики в зависимости от рода грунтов (таблица 5)
Таблица 5
Радиусы влияния R и коэффициенты водоотдачи [мю]
Вид водоносной породы |
Диаметр частиц, мм |
R, м |
[мю] |
Суглинки |
0,01-0,1 |
15 |
0,1-0,15 |
Супеси |
0,1-0,25 |
15-50 |
0,15-0,2 |
Песок мелкий |
0,1-0,25 |
50-100 |
0,2-0,25 |
Песок средний |
0,25-0,5 |
100-300 |
0,25-0,3 |
Песок крупный |
0,5-1,0 |
300-400 |
0,3-0,35 |
Гравелистый песок |
1-2 |
400-500 |
0,35 |
Гравий мелкий |
2-3 |
400-600 |
0,32 |
Известняки |
|
250-350 |
0,03-0,05 |
Песчаники |
|
100-250 |
0,03-0,05 |
Радиус влияния или, точнее, неустановившуюся ширину зоны влияния длинных линейных систем дренажа приближенно можно определять по формулам:
при сработке статических запасов подземных вод, т.е. при отсутствии инфильтрации:
(8)
при наличии инфильтрации:
(8 а),
где: [мю] - водоотдача дренируемых грунтов, может приниматься по табл. 5;
t - продолжительность периода работы дрены, сут.;
W - коэффициент инфильтрации, м/сут., равный ;
Нос - количество выпадающих в данном районе осадков, мм;
n - коэффициент пористости (инфильтрации) грунта, принимаемый обычно 0,2-0,4.
Величина W ориентировочно может быть принята от 0,00246 м/сут. в старых районах города и до 0,00129 м/сут. - в новых районах и пригородах.
Ориентировочно величину радиуса влияния в рыхлых (песчаных) грунтах можно вычислять по формуле:
(9)
При перетекании воды через слабо проницаемую кровлю или подошву условный радиус влияния дренажа следует определять по формуле:
(10)
где: и - соответственно мощность и коэффициент фильтрации в кровле или подошве слабопроницаемых грунтов;
Н, К - то же основного слоя, из которого отбирается вода.
Для условий расположения дренажа в песках и торфах, подстилаемых песками, величина R принимается равной 50 м.
При притоке с двух сторон расход, вычисляемый по формуле (6), удваивается.
Для определения дебита несовершенных дрен может быть использована формула:
(11)
где: S - понижение уровня грунтовых вод над дреной, м; можно принимать ;
b/2 - половина ширины дрены, равная радиусу дренажной трубы;
Т - расстояние от дна дренажа до водоупора.
При симметричном притоке воды ( и ) к дрене формула (11) упрощается:
(12)
Приток воды к двухлинейному горизонтальному дренажу.
Дебит двух линейных горизонтальных дрен совершенного типа определяется по формулам Дюпюи:
(13)
Уровень грунтовых вод между двумя дренами после формирования депрессионных воронок устанавливается примерно на отметках воды в самих дренах.
Дебит двух линейного горизонтального дренажа несовершенного типа и симметричном его расположении по отношению к области питания
(14)
где: В - расстояние между рядами дрен, м;
rс - радиус дрены, м.
Приток воды к кольцевым, площадочным (систематическим) и пластовым горизонтальным дренажам.
К кольцевым дренажам относятся дренажи горизонтального типа, состоящие обычно из трубчатых дрен, расположенных по контурам защищаемого участка.
Сложные контуры реальных дренажей приводятся к равновеликому кругу приведенным радиусом rпр, для определения притока воды к которому уже имеются аналитические решения.
Суммарный дебит кольцевых дренажей совершенного типа в безнапорных условиях определяется по формуле Дюпюи:
(13)
где: Q - суммарный дебит дренажей, /сут.;
Н - мощность безнапорного пласта, м;
S - понижение уровня грунтовых вод в водоносном пласте на линии дренажа (S ~= Н), м;
R - радиус влияния (от центра дренажа), м;
rпр - приведенный радиус дренажа, ориентировочно может приниматься равным:
здесь F - площадь контура дренажа, .
Суммарный дебит кольцевых дренажей совершенного типа:
(17)
где: h - высота пониженного уровня грунтовых вод над дном колодца (h = S).
Пластовые дренажи представляют собой фильтрующую постель, укладываемую в основании защищаемого сооружения непосредственно на водоносный грунт.
Вода, отбираемая дренирующим слоем из грунта, поступает далее в трубы и отводится в водоприемник.
Приток воды к пластовому дренажу при его работе в безнапорных условиях может быть определен также по формуле (17), где rпр - приведенный радиус контура сооружения, защищаемого пластовым дренажем.
Во всех этих формулах (7-17) статический уровень грунтовых вод берется среднегодовой за многолетний период наблюдений.
Суммарный объем воды от дренажей, поступающей в канализационную сеть за год, будет:
(18)
Объем воды, поступающей от площадного (систематического) горизонтального дренажа, представляющего собой систему горизонтальных дрен, расположенных более или менее равномерно по всей дренируемой территории, определяется по формуле (18), где расход рассчитывается по зависимости:
, (19),
здесь: - расстояние между дренами;
L - длина одной дрены, м;
W - коэффициент инфильтрации атмосферных осадков (формула 8 а)
7. Порядок определения расчетных объемов
1. При заключении договоров между организацией ВКХ и абонентами систем коммунальной канализации определяется предполагаемый годовой объем организованного и/или неорганизованного дождевого, талого и дренажного стока из расчета годового слоя выпавших атмосферных осадков 20 процентов обеспеченности как сумма объемов, рассчитанных по формулам (1), (3), (4) или (1), (3), (5).
2. При заключении договоров между организацией ВКХ и абонентами систем коммунальной канализации, имеющими проектную и исполнительную документацию по дренажной сети, устанавливается тип дренажа и предполагаемый среднегодовой объем дренажного стока, определение которого производят путем расчета для соответствующего типа дренажа исходя из среднегодовых уровней грунтовых вод и коэффициентов фильтрации, установленных по данным проектной или исполнительной документации в соответствии с разделом 6 настоящего Порядка.
Предполагаемый годовой объем организованного и/или неорганизованного дождевого и талого стока в этом случае определяется из расчета годового слоя выпавших атмосферных осадков 20 процентов обеспеченности как сумма объемов, рассчитанных по формулам (1) и (3).
3. Для финансовых взаиморасчетов между организацией ВКХ и абонентами систем коммунальной канализации объем организованного и/или неорганизованного дождевого, талого и дренажного стока принимается по фактическому слою выпавших атмосферных осадков за соответствующий период по данным информационного центра погоды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды как сумма объемов, рассчитанных по формулам (1), (3), (4) или (1), (3), (5).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила регулируют взаимоотношения между организацией ВКХ и абонентами, осуществляющими сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации города Лермонтова и на очистные сооружения.
Правила устанавливают нормативы сброса загрязняющих веществ, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование; договорные отношения между организацией ВКХ и абонентами; порядок присоединения объектов к системе канализации; порядок нормирования приема (сброса) сточных вод в систему канализации; порядок контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых в системы канализации населенных пунктов, а также порядок взимания платы за сброс загрязняющих веществ.
К договору о приеме (сбросе) сточных вод, заключаемому абонентом с организацией ВКХ, прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по канализационным сетям и сооружениям на них. Разграничение устанавливается по колодцу (или камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к канализационной сети. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности.
Организация ВКХ может прекратить или ограничить прием сточных вод без предварительного уведомления абонентов лишь в случаях прекращения энергоснабжения объектов организации ВКХ или возникновения аварии в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
Организация ВКХ несет ответственность за надлежащее техническое состояние систем канализации и очистных сооружений, за качество очистки сточных вод до нормативов сброса в соответствующий водный объект, а абоненты несут ответственность за соблюдение установленных нормативов водоотведения.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление администрации города Лермонтова Ставропольского края от 24 ноября 2009 г. N 1414 "Об утверждении правил приема (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации и на очистные сооружения для абонентов города Лермонтова"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Лермонтовские известия" от 27 ноября 2009 г. N 47 (186)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации города Лермонтова Ставропольского края от 30 сентября 2010 г. N 869
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 мая 2010 года