2. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов области:
- по результатам энергетической паспортизации жилищного фонда, проведения энергоаудита разработать муниципальные программы и бизнес - предложения по реконструкции существующего жилищного фонда на 2002 - 2005 годы;
- определить источники финансирования муниципальных программ по реконструкции жилищного фонда;
- средства муниципальных коммунальных бюджетов, образующиеся при повышении ставок оплаты услуг населением (инвестиционные составляющие);
- средства, полученные от аренды или от продажи при переводе жилых помещений в нежилые (офисы, магазины и т.п.), находящихся в собственности товариществ собственников жилья;
- отчисления на проведение капитального ремонта муниципального жилого фонда;
- платежи населения за капитальный ремонт;
- плата за наем;
- ассигнования из бюджета;
- средства компаний по управлению жилищным фондом, товариществ собственников жилья, направляемые на реконструкцию жилищного фонда;
- средства специализированных организаций, предоставляющих услуги по теплозащите конструкций зданий и восстановлению жилых зданий, установке и обслуживанию индивидуальных тепловых пунктов, установке, ремонту и техническому обслуживанию автономных источников теплоснабжения, приборов учета, реализации других энергосберегающих мероприятий;
- безвозвратное софинансирование под конкретные особо значимые инвестиционные проекты, занявшие призовые места в конкурсе, из федерального и областного бюджетов;
- кредитные ресурсы, привлекаемые управляющими компаниями, товариществами собственников жилья для выполнения вышеуказанных работ, возврат которых производится за счет регулярных платежей потребителей;
- провести конкурс на лучший инвестиционный проект в сфере ресурсосбережения при реконструкции жилищного фонда.
3. Представить в департамент топливно - энергетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства правительства администрации области утвержденные программы по реконструкции жилищного фонда, инвестиционные проекты к 20 ноября 2001 года для экспертизы, подготовки заключения и последующего внесения особо значимых социальных инвестиционных проектов в областной реестр инвестиционных проектов, а особо значимых мероприятий по реконструкции жилищного фонда - в областную программу энергосбережения.
4. Департаменту топливно - энергетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства правительства администрации области (Головин Н.Д.) в срок до 15 декабря 2001 года провести экспертизу муниципальных программ и инвестиционных проектов по реконструкции жилищного фонда, подготовить заключения и направить особо значимые инвестиционные проекты для внесения в областной реестр инвестиционных проектов и включения особо значимых мероприятий по реконструкции жилищного фонда в ежегодные областные программы энергосбережения.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на департамент топливно - энергетического комплекса и реформирования жилищно коммунального хозяйства правительства администрации области (Головин Н.Д.).
Информацию о выполнении постановления представить к 25 февраля 2002 года.
Глава администрации
области |
Е.Савченко |
Примерный перечень
мероприятии и инвестиционных проектов по
реконструкции жилищного фонда Белгородской области
(утв. постановлением главы администрации области
от 8 октября 2001 г. N 630)
N п/п |
Перечень инвестиционных проектов | Экономическая целесообразность |
1 | Ремонт и утепление наружных ограждающих конст- рукций зданий, перекрытий, оконных переплетов и наруж- ных дверей |
Направлен для обеспечения основного требо- вания - рационального использования энергетиче- ских ресурсов путем выбора соответствующего уровня теплозащиты здания с учетом эффективно- сти систем теплоснабжения и обеспечения микро- климата, рассматривая здание и системы, его обеспечения как единое целое. Снижение уровня энергопотребления на ото- пление зданий не менее чем на 20%. |
2 | Установка приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов: воды, газа, тепловой и электрической энергии в жилищном фонде |
Позволяет наладить учет потребления и ра- ционального использования энергоресурсов. Эко- номия 15 - 30%. |
3 | Внедрение индивидуальных автоматических тепловых пунктов |
Уход от четырехтрубной системы теплоснаб- жения, снижение теплопотерь в тепловых сетях, обеспечение индивидуальной регулировки темпе- ратуры в каждом здании с учетом изменения тем- пературы наружного воздуха. При строительстве индивидуальных тепловых пунктов с применением автоматизации теплопо- требления на базе пластинчатых теплообменников дает экономию: тепла - 18%, электроэнергии - 19%, воды-24%. |
4 | Внедрение автономных источников тепла и горячей поды при (на) жилых домах и в квартирах |
Уход от потерь в распределительных сетях (до 20%), малые капитальные затраты, эффектив- ность регулирования, небольшой расход электро- энергии на передачу теплоносителя. Обеспечивает расход топлива на 10 - 30% меньше, чем при централизованном теплоснабже- нии, энергетический коэффициент в 1,34-1,41 вы- ше централизованного теплоснабжения. |
5 | Регулирование величин тепловой нагрузки на ТЭЦ (котельной); на вводе в первичную сеть; на вводе во вторичную сеть: - на вводе в здание (индивидуальные тепловые пункты); -на уровне каждого отопительного прибора (радиатора) в квартире. |
Путем изменения расхода воды в системе те- плоснабжения достигается оптимальное управле- ние потреблением энергоресурсов. Регулирование на уровне ТЭЦ - экономия тепловой энергии 2- 10%, в первичную сеть - экономия электроэнергии 20-50%, регулирование на вводе и на радиаторах- суммарная экономия 25-40%. |
6 | Замена и реконструкция внутридомовой системы ото- пления |
Повышение надежной работоспособности системы теплоснабжения в целом, снижение уров- ня теплопотребления на 10% позволит наладить учет тепла в квартирах. |
7 | Сокращение потребления тепловой энергии на горя- чее водоснабжение за счет: - установка в индивидуальных тепловых пунктах или замена существующих трубчатых подогревателей на пластинчатые; - ремонт и запуск циркуляционных насосов; - ремонт и восстановление теплоизоляции систем горячего водоснабжения; - обрезка от подающей системы горячего водоснабжения полотенцесушителей и врезка их в обратную систему горячего водоснабжения или в систему отопления; - ремонт или замена прямоточного оборудования и арматуры на сферическую или мотыльковую; - установка термостатических вентилей, обеспечивающих постоянную температуру горячей воды в стояке (1=60°С) и автоматически отключающих циркуляционные насосы при отсутствии необходимости в циркуляции в период повышенного водоразбора; - установка редукционных клапанов на вводах нижних этажей холодного и горячего водоснабжения для обеспечения нормального давления в квартирной сети; - установка классических водомеров или теплосчетчиков с дистанционным выводом на ответвлении от стояка горячего водоснабжения в квартиру. |
Расход тепловой энергии при изоляции стоя- ков на 30% меньше, чем при неизолированных стоянках (524 кВт/737 кВт). При наличии циркуляции в системе горячего водоснабжения, тепловой изоляции и температуре горячей воды 60°С суточное потребление на квартиру сокращается с 215 л. до 150 л. Повышение температуры горячей воды до 60°С расход тепловой энергии сокращается на 10% (при t= 55°С -расход 524 кВт/сутки, при t=60°C - расход 473 кВт/сутки). Установка редукционных клапанов позволяет сократить расходы холодной и горячей воды до 20%. |
8 | Реконструкция систем теплоснабжения в Южном районе г. Белгород с переходом на закрытую схему теплоснабжения |
Снижение расхода теплоносителя, электрической энергии на перекачку, децентрализация системы горячего водоснабжения, повышение надеж теплоснабжения при пиковых нагрузках, улучшение качества горячей воды. |
9 | Внедрение частотно - регулируемых приводов в сис- темах теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения |
Эффектом от внедрения регулируемого элек- тропривода становится снятие избыточного напора воды в трубопроводе. Позволяет сократить расход электроэнергии на 30 - 50%, экономию воды до 30%. |
10 | Подготовка (обработка) поды на горячее водоснабже- ние в центральных тепловых пунктах и индивидуальных тепловых пунктах |
Сокращение на 100% затрат на ежегодную очистку теплоэнергетического оборудования, на 50 - 60% затрат на ремонт, частичную или полную замену теплоэнергетического оборудования и теп- лотрасс. |
11 | Внедрение автоматизированных средств по сбору по- казаний домовых и квартирных приборов учета энергоре- сурсов с передачей их в диспетчерский центр управля- ющей компании или товариществ собственников жилья |
Автоматическое снятие показаний позволяет получать данные об электропотреблении абонента без физического присутствия в его жилище, вы- писка точного и своевременного счета на основа- нии его реального потребления на конкретный момент, выявление хищений электроэнергии, дис- танционное отключение / подключение абонента, построение баланса электроэнергии в сети. |
Методика проведения энергоаудита жилого здания
(утв. постановлением главы администрации области
от 8 октября 2001 г. N 630)
1. Получение заказа на проведение энергоаудита
2. Получение исходных данных для его проведения:
2.1. Поэтажный план здания.
2.2. Источник теплоснабжения и его температурные параметры.
2.3. Расчетные теплопотери здания.
3. Визуальное обследования здания. Уточнение параметров:
3.1. Конструкция наружных стен.
3.2. Конструкция окон.
3.3. Конструкция пола 1 этажа.
3.4. Наличие подвала и теплого чердака.
3.5. Определение типа системы отопления.
3.6. Осмотр узла управления.
3.7. Определение параметров системы отопления.
4. Инструментальное обследование здания:
4.1. Обследование здания тепловизором или определителем теплового потока для уточнения теплофизических характеристик стен. Выявление участков строительных конструкций со значительными потерями тепла.
4.2. Замеры температур внутреннего воздуха в помещениях, определение усредненной температуры здания.
4.3. Замеры температуры теплоносителя - на входе в здание после смесительного устройства, на выходе из него. При заниженной температуре воды в обратном сетевом трубопроводе анализ причин этого явления с дальнейшей детализацией замеров.
4.4. Замер расхода теплоносителя и количества теплоты, поступающих для отопления и горячего водоснабжения здания.
4.5. Замеры расхода холодной воды.
5. Получение данных о расчетной температуре наружного воздуха.
6. Анализ и обработка материалов:
6.1. Определение фактического сопротивления теплопередачи ограждающих конструкций, сравнение их с нормативными.
6.2. Определение фактического потребления энергоносителей и расходов теплоты на отопление здания.
6.3. Определение степени энергоэффективности здания.
7. Составление отчета.
8. Заполнение энергетического паспорта здания, при его отсутствии, или внесения данных отчета в существующий энергетический паспорт.
Примерное положение
о конкурсе на лучший инвестиционный проект в сфере
энерго- и ресурсосбережения по реконструкции
жилищного фонда
(утв. постановлением главы администрации области
от 8 октября 2001 г. N 630)
Настоящее примерное положение определяет порядок и условия проведения конкурса по следующим направлениям:
1. Ремонт и утепление наружных ограждающих конструкции здании, перекрытий, оконных переплетов и наружных дверей.
2. Установка приборов учета и регулирования потребления воды, газа, тепловой и электрической энергии в существующем жилищном фонде.
3. Внедрение индивидуальных тепловых пунктов (ИТП).
4. Внедрение автономных источников тепла и горячей воды при (на) жилых домах и в квартирах.
5. Регулирование величин тепловой нагрузки:
- на вводе в здание (ИТП);
- на уровне каждого отопительного прибора (радиатора) в квартире.
6. Сокращение потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение.
7. Перевод тепловых узлов систем централизованного теплоснабжения открытого типа в системы закрытого типа с устройством ИТП (от котельных Южного района и "Западная" в городе Белгороде).
8. Внедрение частотно - регулируемых приводов в системах отопления, холодного и горячего водоснабжения жилого дома.
9. Подготовка (обработка) воды на горячее водоснабжение в ИТП и автономных котельных.
10. Внедрение автоматизированных средств по сбору показаний домовых и поквартирных приборов учета энергоресурсов с передачей их в диспетчерский центр управляющей компании или товарищество собственников жилья.
11. Использование энергоэффективных приборов освещения в местах общего пользования домов.
12. Оптимизация тарифной системы.
13. Разработка и применение оборудования и новых технологий с широким использованием нетрадиционных возобновляемых источников энергии, новых и местных видов топлива в жилищном фонде.
14. Создание серийных образцов оборудования нетрадиционной энергетики - ветроагрегатов, тепловых насосов, солнечных коллекторов, фотоэлектрических и других солнечных установок бытового назначения, установок геотермальной энергетики для целей электро- и теплоснабжения жилых домов и объектов бюджетной сферы.
1. Цель конкурса
Выявление наиболее эффективных проектов по реконструкции жилищного фонда, содержащих оптимальные инвестиционные, организационные, технические решения, и имеющихся достижений, подлежащих широкому тиражированию в качестве передового отечественного и международного опыта.
2. Предмет конкурса
Представленный на конкурс проект должен удовлетворять следующим основным требованиям:
2.1. Иметь четко выраженную энергосберегающую направленность, предусматривать разработку и выпуск энергоэффективных технологий и оборудования, а также их внедрение на предприятиях жилищно-коммунального комплекса и в организациях бюджетной сферы.
2.2. Отражать энергосберегающую сущность создаваемого проекта, содержать обоснование его научно - технических преимуществ по сравнению с аналогами и экономическую целесообразность для потребителей.
2.3. Базироваться на лучших отечественных и зарубежных разработках.
2.4. Должен быть проработан в части организационного, финансового и ресурсного обеспечения, иметь социально - экономические, экологические и другие преимущества.
2.5. Содержать обоснование экономической и коммерческой эффективности и окупаемости инвестиций, необходимые гарантии.
3. Участие в конкурсе
Участниками конкурса могут быть общественные организации, предприятия и организации любой формы собственности, научно - исследовательские институты и проектно - конструкторские бюро.
4. Документы и материалы, подаваемые на конкурс
4.1. Заявка на участие в конкурсе подается в произвольной форме в органы местного самоуправления городов и районов, в которой выражается просьба допустить к участию в конкурсе и указывается перечень представляемых материалов.
4.2. Описание инвестиционного энерго- и ресурсосберегающего проекта (в виде технико-экономического обоснования или бизнес - плана проекта).
4.3. Пояснительная записка или бизнес - предложение (согласно приложению к проекту) с указанием:
- краткой характеристики деятельности заявителя;
- необходимой и достаточной информации по каждому из пунктов раздела "Предмет конкурса";
- контактных данных заявителя.
4.4. Другие материалы по усмотрению организации:
- перечень энергосберегающих проектов, ранее реализованных организацией (кроме проекта, представленного на конкурс);
- фотографии, планшеты, рекламные материалы и т.п.
5. Основные критерии оценки конкурсных предложений
Оценка конкурсных предложений осуществляется по балльной системе последующим критериям:
- степень проработки механизма привлечения внебюджетных источников финансирования и собственных средств;
- степень проработки механизма привлечения иностранных инвестиций, в том числе на безвозмездной основе;
- степень снижения энергетической составляющей в себестоимости выпускаемой продукции (услуг);
- использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии в существующем жилищном фонде;
- использование новаций в нормативно - правовой, инвестиционной, организационной и технологической схемах реализации проекта;
- решение социальных проблем при реализации проекта;
- наличие опыта разработки проектов, включенных в состав федеральных, региональных, муниципальных, отраслевых и международных программ энергосбережения;
- участие в проектах энерго- и ресурсосбережения.
6. Представление материалов на конкурс
Материалы представляются в конкурсную комиссию (рабочую группу по подготовке материалов по проведению реконструкции жилищного фонда) органов местного самоуправления городов и районов.
Приложение
к примерному положению о конкурсе
на лучший инвестиционный проект в
сфере энерго- и ресурсосбережения
по реконструкции жилищного фонда
Образец заполнения бизнес-предложения
Бизнес - предложение
Шифр проекта
/----------------\
|Энергосбережение|
\----------------/
Название проекта
/-----------------------------------------------------------------------\
|Реконструкция жилищного фонда |
\-----------------------------------------------------------------------/
Суть проекта
/-----------------------------------------------------------------------\
| Основная цель проекта: реконструкция существующих конструкций |
|оборудования и технологических трубопроводов с использованием про- |
|грессивной энергосберегающей технологии. |
| Основные отличительные черты проекта: |
|- реконструкция строительных конструкций жилых зданий, систем отопле- |
|ния, холодного и горячего водоснабжения с установкой приборов учета во-|
|ды, газа. тепловой и электрической энергий и регулировочных приборов и |
|арматуры в жилищном фонде области; |
|- установка высоконадежных запорно-регулирующих и отсечных гидравли- |
|ческих и газовых клапанов; |
|- усовершенствование теплоизоляции и др. |
\-----------------------------------------------------------------------/
Основные временные и стоимостные характеристики инвестиционно-
го энергосберeгaющего проекта
/---------------------------------\ /-----------------------------\
| Длительность проекта, мес.| 18 | | Стоимость проекта | 10000000|
\---------------------------------/ \-----------------------------/
Степень завершенности проекта, % Финансовые показатели проекта
/---------------------------------\ /-------------------------------\
|ТЭО | |Индекс прибыльности (Р1) |
|---------------------------------| |-------------------------------|
|Бизнес - план | |Внутренняя норма рентабельности|
|---------------------------------| |(IRR) |
|Подготовка производства | |-------------------------------|
|---------------------------------| |Чистый приведенный доход (NPV) |
| | |-------------------------------|
| | |Процентная ставка по кредиту |
\---------------------------------/ \-------------------------------/
Все этапы будут завершены за 18 мес.
Организационно - финансовая схема
(Гарантии возврата инвестиций)
/-------------------------------------------------------------------------\
|Имеется поддержка муниципальных органов власти |
|-------------------------------------------------------------------------|
|Планируемая структура инвестиций в проект,%| |Собственные | 40% |
|-------------------------------------------| |---------------+--------|
| | |Заемные | 40% |
|-------------------------------------------| |---------------+--------|
| | |Бюджетные | 20% |
\-------------------------------------------/ \------------------------/
Направление использования запрашиваемых инвестиций
/-----\Реконструкция систем отопле- /----\Создание серийных об-
| |ния и водоснабжения | |разцов оборудования
| | | |нетрадиционной энерге-
| | \----/тики
\-----/
/-----\Разработка и внедрение новых /----\Установка систем и
| |технологий с использованием | |приборов учета и регу-
| |нетрадиционных источников | |лирования топливно-
| |энергии | |энергетических ресур-
\-----/ \----/сов
/-----\Внедрение автономных источ- /----\Прочее
| |ников теплоснабжения жилых | |
| |домов, устройство поквартир- | |
\-----/ного отопления в жилых мно- \----/
гоэтажных домах (до 10 эта-
жей)
Информация об инвесторе проекта
/--------------------------------------------------------------------------\
|Полное наименование |
|--------------------------------------------------------------------------|
|Организационно-правовая форма, | |
|дата основания | |
|---------------------------------------+----------------------------------|
|Форма собственности | |
|---------------------------------------+----------------------------------|
|Адрес (с указанием почтового индекса) | |
|---------------------------------------+----------------------------------|
|Сфера деятельности | |
|---------------------------------------+----------------------------------|
|Фамилия руководителя проекта, телефон, | |
|факс | |
\--------------------------------------------------------------------------/
/--------------------------------------------------------------------------\
|Организации, входящие в консорциум | Ф.И.О. исполнителей |
|основных исполнителей | |
|---------------------------------------+----------------------------------|
| | |
|---------------------------------------+----------------------------------|
| | |
\--------------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Белгородской области от 8 октября 2001 г. N 630 "О мерах по ресурсосбережению при реконструкции и текущем содержании жилищного фонда в жилищно-коммунальном хозяйстве Белгородской области"
Текст постановления опубликован в "Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области" 2001 г. N 35