На основании постановления главы администрации Белгородской области N 165 от 25.03.2002 г. "О дополнительных мерах по повышению рождаемости" и в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона РФ "Об образовании" органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим дошкольников на дому.
В городе функционируют 67 дошкольных образовательных учреждений на 9171 мест, в которых воспитывается 10394 ребенка, что составляет 63% охвата дошкольным образованием от общего числа детей по городу от 1 года до 7 лет. Более 6 тысяч детей не пользуются услугами общественного дошкольного образования (семьи предпочитают домашнее воспитание, родителей не устраивают высокая наполняемость групп и прочее).
Однако анализ показал, что у детей, не посещающих детские сады, не сформированы основы готовности к школьному обучению, то есть, отмечаются проблемы в физическом, социальном, познавательном развитии, развитии речи и речевом общении.
Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает решения широкого круга задач, связанных с укреплением их здоровья, эмоционально-личностным, познавательным и художественным развитием. Это становится возможным при кратковременном, но систематическом пребывании детей в дошкольном образовательном учреждении, в процессе общения, занятий и игр со сверстниками.
В целях оказания помощи молодым семьям по выработке у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку постановляю:
1. Утвердить Положения "О консультативной группе для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии" и "О группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения" (прилагаются).
2. Начальнику управления образования администрации г. Белгорода Тамбовцеву Г.А. организовать работу по открытию групп кратковременного пребывания в соответствии с Положениями.
3. Комитету финансов и бюджетной политики (Бондарев С.А.) обеспечить финансирование открывшихся групп, в пределах фонда оплаты труда, утвержденного в бюджете города на 2002 год по отрасли "Образование".
4. Комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации г. Белгорода (Болтенков В.П.):
- взять под контроль укрепление материально-технической базы муниципальных детских садов, своевременное проведение ремонта;
- включить в титульный список на 2003 г. строительство дошкольных образовательных учреждения в микрорайонах-новостройках NN 9, 11.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации, председателя комитета социальной политики Скурятина В.И.
О выполнении постановления информировать к 1 сентября 2003 г.
Глава местного самоуправления В. Потрясаев
Положение
о консультативной группе для детей
с отклонениями в физическом и психическом развитии
(утв. постановлением администрации города
от 19 июля 2002 г. N 1354)
I. Общие положения
1.1. Консультативная группа является одной из форм коррекционно-развивающего обучения детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в возрасте от 2 до 8 лет, которые в силу индивидуальных особенностей психического и физического развития не могут посещать дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида.
1.2. Основные задачи консультативной группы:
- обеспечение максимально возможной реабилитации, социализации детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;
- обеспечение доступности обучения с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и коррекция дефекта;
- индивидуальное сопровождение развития ребенка до поступления в школу в процессе систематического активного взаимодействия с семьей.
1.3. Консультативные группы создаются в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида, которые имеют кадровый потенциал для оказания коррекционной помощи.
1.4. Помещения должны отвечать педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.
1.5. Плата, за обучение детей в консультативной группе не взимается (Основание: Письмо Минипроса СССР от 04.06.74 N 58-М "О содержании за государственный счет детей с дефектами физического и психического развития").
1.6. Открытие и закрытие консультативных групп осуществляется муниципальным дошкольным образовательным учреждением по согласованию с управлением образования администрации г. Белгорода с учетом потребности населения.
II. Организация работы консультативной группы
2.1. Комплектование консультативной группы осуществляется городской медико-педагогической комиссией по ее направлению с рекомендациями:
- педиатра о состоянии здоровья ребенка;
- окулиста - о состоянии зрения;
- отоларинголога о состоянии физического слуха (на шепотную и разговорную речь);
- психиатра о состоянии интеллекта и психологическом статусе ребенка;
- невропатолога о неврологическом статусе ребенка;
- хирурга о состоянии здоровья ребенка;
- логопеда о состоянии речи ребенка;
- психолога (о состоянии задержанного или неполного развития психики (интеллекта).
2.2. Наполняемость группы устанавливается, в зависимости от вида группы, в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
2.3. Комплектование группы осуществляется как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу.
2.4. Консультативная группа может работать как в утренние, так и в вечерние часы.
2.5. Основные формы работы:
- индивидуальный характер коррекции на начальных ее этапах с постепенным переходом к групповым формам работы;
- индивидуальные занятия и занятия малыми группами по 2-3 человека 3-4 раза в неделю при обязательном присутствии родителей;
В случае пропуска ребенком занятий по болезни или другой причине время используется для дополнительной работы с детьми этой группы. Один час выделяется на работу с дефектологом, остальное время отводится на работу других специалистов при постоянной помощи воспитателя. Время работы группы до 3-х часов в день. При наличии тяжкой патологии время пребывания сокращается до 2-х часов.
2.6.Для открытия консультативной группы, необходимы:
- приказ учредителя;
- приказ по дошкольному образовательному учреждению;
- штатное расписание;
- заключение медико-педагогической комиссии;
- заявление родителей (их законных представителей);
- список детей;
- образовательная программа;
- режим дня и распорядок организации деятельности детей в группе, с учетом рекомендаций медико-педагогической комиссии
III. Организация образовательного процесса
3.1. Образовательный процесс в консультативной группе осуществляется в гибком режиме пребывания, предполагает применение педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.
3.2. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности ребенка с учетом его возможностей, интересов и потребностей.
IV. Штаты и руководство
4.1. Общее руководство осуществляется заведующей.
4.2. Дошкольное образовательное учреждение, имеющее консультативную группу, руководствуется штатным расписанием, утвержденным управлением образования администрации г. Белгорода.
Предполагаются следующие штатные единицы:
- 0,5 единицы учителя-дефектолога;
- 0,5 единицы воспитателя;
- 0,5 единицы помощника воспитателя;
- 0,25 единицы музыкального руководителя;
- 0,25 единицы педагога-психолога;
- 0,25 единицы медицинской сестры;
- 0,25 единицы инструктора лечебной физкультуры в расчете на 1 группу в зависимости от ее вида и специфики.
Начальник
управления образования
администрации г. Белгорода |
Г. Тамбовцев |
Положение
о группах кратковременного пребывания для детей,
не посещающих дошкольные образовательные учреждения
(утв. постановлением администрации города
от 19 июля 2002 г. N 1354)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение направлено на реализацию положений Конвенции о правах ребенка, статьи 43 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка", Закона РФ от 13.01.1996 N 12-ФЗ "Об образовании", Федерального закона "Об утверждении Федеральной программы развития образования" N 51-ФЗ, приказа управления образования и науки администрации Белгородской области N 400 от 15.04.2002 "Об утверждении примерного Положения о группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения".
1.2. Положение призвано регулировать деятельность групп кратковременного пребывания, создаваемых в дошкольных образовательных учреждениях для неорганизованных детей с 6 месяцев до 7 лет.
1.3. Группы кратковременного пребывания - новая форма оказания помощи семье в воспитании ребенка, позволяющая обеспечить наиболее полный охват детей в образовательных целях и сохранить сеть дошкольных образовательных учреждений. 20014
1.4. Группы создаются с целью оказания услуг родителям, дети которых не посещают дошкольные образовательные учреждения, удовлетворения запросов родителей в развитии индивидуальных способностей детей, раннего выявления интересов ребенка, формирования основ готовности к школе, коррекции психического и физического развития, оказания помощи в воспитании ослабленных, часто болеющих детей и плохо адаптирующихся в коллективе.
1.5. Группы кратковременного пребывания детей организуются по желанию родителей на базе функционирующих дошкольных образовательных учреждений с учетом требований Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Белгорода и предназначены как вовлечения детей в действующие недоукомплектованные группы, так и создания различных видов специальных групп кратковременного пребывания.
1.6. Настоящее положение разработано для регулирования процесса создания и функционирования следующих групп кратковременного пребывания:
1.6.1. Адаптационная группа - для детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.
Цель: содействие всестороннему развитию детей, обеспечение в ближайшем будущем успешной адаптации к детскому саду.
Задачи:
- укрепление здоровья детей;
- развитие основных видов детской деятельности;
- формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми;
- сенсорное развитие; - организация консультаций, педагогических и психологических занятий для родителей. Режим работы гибкий: занятия проводятся по подгруппам и индивидуально, 2-3 раза в неделю по 2-3 часа с учетом пожеланий родителей и здоровья детей. Основными занятиями являются занятия по развитию речи, движений, сенсорное развитие. Дети занимаются вместе с родителями, которые наблюдают и знакомятся с методикой, чтобы самостоятельно продолжить занятия дома. Питание не предусмотрено.
Принцип комплектования:
от 6 месяцев до 1 года - 5 детей;
от 1 года до 1,5 лет - 7 детей;
от 1,5 лет до 2 лет - 10 детей;
от 2 лет до 3 лет - 10 детей. В разновозрастной группе не более 5 детей.
Штатное расписание:
воспитатель - 0,5 ставки;
помощник воспитателя - 0,25 ставки
педагог-психолог - 0,5 ставки
медицинская сестра - 0, 25 ставки Возможно привлечение других специалистов: музыкального руководителя, массажиста и т.д. Стоимость за счет средств родителей и согласно расчета.
1.6.2. Группа развития. Цель: содействие всестороннему развитию детей, не посещающих детский сад. Задачи:
- создание условий для физического, социального, художественно-эстетического, нравственного развития детей; формирование на этой основе готовности к школьному обучению;
- всемерное содействие родителям в воспитании и обучении детей. Принцип комплектования. Группы развития создаются для детей в возрасте от 3 до 7 лет и комплектуются по одновозрастному и разновозрастному принципам. Количество детей в группе - не более 15 человек. Режим работы: от двух до пяти раз в неделю по три-пять часов в день с учетом возраста детей.
Штатное расписание:
воспитатель - 0,5 ставки
помощник воспитателя - 0,5 ставки
старший воспитатель - 0,25 ставки (на 2 группы)
педагог-психолог - 0,25 ставки (на две группы)
музыкальный руководитель - 0,25 (на 2 группы)
воспитатель по физической культуре - 0,25 ставки (на две группы);
старшая медицинская сестра - 0, 25 ставки (на две группы). Содержание работы определяется образовательной программой учреждения. Используются основные виды детской деятельности: игровая, предметно-познавательная, музыкально-театрализованная и т.п. Проводятся физкультурно-оздоровительная работа и закаливающие мероприятия.
Возможно составление индивидуальной программы развития для каждого ребенка.
Питание не предусмотрено.
1.6.3. Группы "Будущие первоклассники".
Цель: подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе.
Задачи:
- формирование основ готовности к школьному обучению;
- организация разнообразной деятельности с целью всестороннего развития детей.
Режим работы: три часа в день, с 10 до 13 или с 15 до 18 часов. Посещение группы три-пять раз в неделю. Длительность занятия 30 минут с перерывами между занятиями не менее 15 минут.
Принцип комплектования.
Осуществляется в период с 1 апреля по 31 августа, тестирование и конкурсный отбор не допускаются. Количество детей в группе - 15 человек, возраст - 5-7 лет.
Штатное расписание:
воспитатель - 0,5 ставки
помощник воспитателя - 0,5 ставки
старший воспитатель - 0,25 ставки (на 2 группы)
педагог-психолог - 0,25 ставки (на две группы)
музыкальный руководитель - 0,25 (на 2 группы)
учитель-логопед - 0,5 ставки.
Содержание работы.
Образовательный процесс строится с учетом уровня развития детей и запросов родителей. В группе проводятся занятия по развитию речи, подготовке к освоению грамоты, по формированию элементарных математических представлений, занятия по художественно-эстетическим циклам и физической культуре.
1.6.4. Группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня.
Цель: помощь родителям в вопросах воспитания и обучения детей.
Задачи:
- организация разнообразной детской деятельности;
- обучение детей правилам общения со сверстниками и взрослыми.
Режим работы.
Группы вечернего пребывания - с 19 до 21 часа; режим работы групп выходного и праздничного дня, а также длительность пребывания в них детей определяются образовательным учреждением самостоятельно, на основании социального заказа населения. Питание за счет средств родителей.
Принцип комплектования.
С учетом или без учета возраста. Количество детей в группе не более 15 человек. Время посещения ребенком группы определяется в договоре, заключаемом дошкольным образовательным учреждением с родителями.
Штатное расписание:
- воспитатель - 0,5 ставки;
- помощник воспитателя - 0,5 ставки.
Дополнительно могут устанавливаться ставки узких специалистов.
Оплата договорная в зависимости от спектра услуг.
1.6.5. Группы гибкого режима. Дети принимаются на определенное количество часов в функционирующие по полному режиму недоукомплектованные группы. В договоре с родителями определяются услуги: занятия, оздоровительные мероприятия, услуги психолога, врача, логопеда, специалистов по изобразительной деятельности, музыкального руководителя.
1.7. Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность во время образовательного процесса за жизнь и здоровье детей, за соответствие форм, методик и средств его организации возрастным и психофизиологическим возможностям детей.
II. Порядок создания групп кратковременного пребывания
2.1. Открытие и закрытие групп кратковременного пребывания любого вида осуществляется муниципальным дошкольным образовательным учреждением по согласованию с управлением образования администрации г. Белгорода с учетом потребности населения на основании настоящего положения .
2.2. Помещения должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности.
2.3. Для открытия групп кратковременного пребывания необходимо:
- штатное расписание;
- режим дня и распорядок организации деятельности детей;
- список детей;
- заявление родителей;
- образовательная программа.
2.4. Комплектование групп кратковременного пребывания осуществляется как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу.
2.5. Комплектование групп кратковременного пребывания проводится руководителями дошкольных образовательных учреждений и может быть не более 15 человек.
2.6. Длительность пребывания детей в группах кратковременного пребывания определяется договором, заключаемым дошкольным образовательным учреждением с родителями (законными представителями).
2.7. Зачисление детей производится на основании заявления родителей, путевки-направления, договора с родителями и при наличии справок о состоянии здоровья ребенка, об отсутствии контакта с инфицированными больными и данных о прививках.
2.8. Для работы в группах кратковременного пребывания привлекаются квалифицированные педагоги дошкольных образовательных учреждений и приглашенные специалисты.
III. Организация образовательного процесса
3.1. Содержание образовательного процесса в группах кратковременного пребывания определяется образовательной программой дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания осуществляется в гибком режиме пребывания, предполагает применение педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.
3.3. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности детей с учетом их возможностей, интересов и потребностей.
3.4. В группах кратковременного пребывания допускается организация дополнительных образовательных услуг за рамками основной деятельности в установленном порядке (за счет увеличения продолжительности пребывания детей).
Начальник управления образования
администрации г. Белгорода |
Г. Тамбовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации г. Белгорода от 19 июля 2002 г. N 1354 "О мерах по обеспечению доступности услуг дошкольных образовательных учреждений для всех слоев населения"
Текст постановления официально опубликован не был