Заслушав отчет главы администрации области Савченко Е.С. "О выполнении программ социально-экономического развития Белгородской области", областная Дума отмечает, что администрацией области в 2002 году были приняты меры, направленные на сохранение и дальнейшее развитие тенденции экономического роста области, позволившие переломить кризисную ситуацию во всех сферах жизни общества и перейти к комплексной стратегии развития региона на основе программы улучшения качества жизни населения Белгородчины.
По объемам промышленного производства область одной из первых в России вернулась на докризисный 1990-й год. В 2002 году, в результате реализации ряда инвестиционных программ, сохранены высокие темпы развития индустрии. Инвестиции в основной капитал Белгородчины возросли почти в два раза. Область занимает ведущее место в стране по инвестиционной привлекательности.
Возросли темпы ввода жилья, в том числе и за счет ипотечного строительства. Обеспеченность жильем в области примерно на 15 процентов выше, чем по стране в целом, по его вводу область в 1,8 раза превышает общероссийский уровень. Ежегодно новоселье празднуют около 8 тыс. семей, более 2,5 тысяч из них - владельцы индивидуальных домов.
Оздоровление агропромышленного комплекса на основе вертикально-интегрированных структур - холдингов позволило вывести отрасль на передовые позиции в России. Белгородская область является одним из ведущих в стране производителей зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, по производству на душу населения мяса скота и птицы, молока и яиц. В прошедшем году собрано почти по два миллиона тонн зерна и сахарной свеклы. Производство мяса птицы возросло в 1,7 раза.
Более 1 млрд. рублей направлено на дорожное строительство и благоустройство 167 населенных пунктов.
Динамично растет оборот розничной торговли и бытового обслуживания.
Увеличились поступления налогов и сборов, улучшилось пополнение доходной части консолидированного бюджета области. Укрепилась платежная система, значительно превышены бюджетные задания года.
По основным параметрам область входит в число пяти регионов Российской Федерации с наиболее высоким качеством жизни. Реальная средняя заработная плата увеличилась более чем на 15 процентов, реальные доходы - почти на 12 процентов, что на четверть выше российского показателя. В области регулярно выплачиваются растущие пенсии, социальные пособия.
Получили дальнейшее развитие программы, направленные на создание жителям области возможностей для удовлетворения базовых потребностей в образовании, здравоохранении, культуре, спорте, на поддержку малоимущих слоев населения, молодежи, создание новых рабочих мест и другие.
В области сложилась единая система государственного и муниципального управления, органов территориального общественного самоуправления. Региональная политика остается ясной, предсказуемой, понятной людям, что благоприятно отражается на социально-политической и управленческой ситуации в области.
Все достигнутое - это результат тесного взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти области, желание и впредь совместными усилиями формировать прочную законодательную основу для улучшения качества жизни населения Белгородчины.
Вместе с тем областная Дума считает, что администрацией области в своей деятельности по реализации программ социально-экономического развития использованы далеко не все имеющиеся возможности и резервы для создания прочной экономической базы, роста благосостояния граждан.
Сохраняется низкая эффективность многих производств. Снижен выпуск продукции предприятиями химической и нефтехимической продукции, лесной и деревообрабатывающей промышленности, электроэнергетики. Убыточно сработали строители и работники жилищно-коммунального хозяйства. Особую озабоченность вызывает постоянный рост тарифов на услуги ЖКХ. В агропромышленном комплексе более чем в двое увеличилось число убыточных хозяйств. Сократился внешнеторговый оборот, причем со странами СНГ - почти на треть.
Свыше ста пятидесяти тысяч работников промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса трудятся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
Медленно снижается задолженность по зарплате, которая на начало 2003 года составляла 230 млн. рублей. В ряде районов средняя заработная плата не превышает двух тысяч рублей, в некоторых организациях - ниже прожиточного минимума.
Достаточно высокий уровень преступности, пьянства, наркомании, духовной деградации некоторой части населения и другие негативные явления не позволяют всем белгородцам жить нормальной жизнью.
Областная Дума постановляет:
1. Отчет главы администрации области Савченко Е.С. "О выполнении программ социально-экономического развития Белгородской области" принять к сведению.
2. Считать важнейшей задачей исполнительной власти области повышение благосостояния, движение к качественно новому этапу жизни населения Белгородчины. В этих целях на основе тесного взаимодействия с органами местного самоуправления городов и районов, руководителями предприятий и организаций всех форм собственности, учреждений, наращивая и модернизируя экономический потенциал:
- обеспечить ежегодное увеличение валового регионального продукта в сопоставимых ценах не менее, чем на 5 процентов, валового налогового потенциала не менее, чем на 10 процентов, реальных доходов населения на 6-8 процентов;
- для наращивания экономического потенциала, на основе роста производительности труда, внедрять высокие технологии, расширять производство наукоемкой продукции, снижать зависимость экономики от сырьевой составляющей;
- больше внимания уделить разработке долгосрочной инвестиционной политики, особенно в сельское хозяйство, перерабатывающую и пищевую промышленность, в социальную сферу;
- усилить социальную направленность бюджетной политики, около 70 процентов средств в текущем году направить на содержание и развитие социальной сферы;
- принять региональную концепцию демографического развития, направленную на стабилизацию и постоянное улучшение демографической ситуации в области, увеличение рождаемости, обеспечение роста продолжительности жизни;
- разработать и приступить к реализации программ: охрана здоровья здоровых, развитие санаторно-курортной помощи, физкультуры и спорта;
- продолжить реализацию программы строительства жилья для молодых семей, создать в городах и районах центры родительской культуры, социальные специализированные центры помощи семьям и детям, развивать систему льгот для многодетных семей. Разработать областную программу "Улучшение положения семьи", направленную на совершенствование социальных гарантий, ее поддержку;
- направить правоохранительный потенциал, усилия общественности на изучение причин криминализации общества, борьбу с преступностью, алкоголизмом, незаконным оборотом наркотиков;
- создать систему специализированных социально-психологических консультативных центров, ориентированных на реабилитацию: участников локальных войн, жертв катастроф, тоталитарных сект, неизлечимо больных, одиноких граждан, безработных и других;
- разработать и утвердить комплекс мер, способствующих адаптации мигрантов, вынужденных переселенцев, лиц, отбывших срок заключения;
- усилить контроль за улучшением условий труда, уменьшением опасности техногенных угроз, обеспечением безопасности в чрезвычайных ситуациях на производстве;
- более активно реализовать программу занятости населения, интенсивнее содействовать развитию малого предпринимательства;
- максимально оптимизировать деятельность единых Центров, работающих по принципу "Одно окно";
- развивать государственную систему регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечить конкурсную продажу государственной и муниципальной недвижимости;
- увеличить комплекс мер, направленных на защиту прав потребителей;
- всемерно улучшать качество жилья и коммунального обслуживания, в рамках реформирования жилищно-коммунального хозяйства, интенсивнее проводить работу по созданию товариществ собственников жилья;
- в рамках "Программы 1000" продолжить работу по строительству дорог и благоустройству населенных пунктов;
- продолжить работу по формированию благоприятной для человека экологической среды, принять исчерпывающие меры по обеспечению экологической безопасности, недопущению чрезвычайных ситуаций, предотвращению экологического терроризма; принимать все возможные меры по обеспечению населения качественной питьевой водой, охране атмосферного воздуха, повышению эффективности использования земельных, лесных ресурсов, озеленению населенных пунктов и производственных территорий, утилизации промышленных и бытовых отходов, расширению сети особо охраняемых природных территорий;
- разработать и принять программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению, сформировать и реализовать единую систему мер по оздоровлению учащейся и студенческой молодежи, ежегодной диспансеризации всех детей; совершенствовать систему профилактических осмотров населения, продолжить создание областных центров по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи;
- продолжить реализацию целевой программы развития единой образовательной информационной среды, системы Интернет-образования в области, модернизацию и информатизацию региональной системы образования; шире ориентировать ВУЗы на рынок труда, развивать целевую контрактную подготовку.
3. Рекомендовать администрации области, главам местного самоуправления усилить контроль за своевременной выплатой и погашением задолженности по заработной плате, применять меры административного воздействия, согласно действующему законодательству, к руководителям, не соблюдающим установленные сроки ее выплаты, постоянно добиваться роста заработной платы.
4. Рекомендовать администрации области совершенствовать работу по всестороннему воспитанию населения по месту жительства, настойчиво работать с молодежью, воспитывать у жителей гражданственность, духовность, патриотизм, любовь к своему краю.
5. Рекомендовать администрации области инициировать разработку и подписание с лидерами политических партий, общественных организаций и руководителями наиболее значимых хозяйствующих субъектов Договора о взаимной ответственности за осуществление практических мер по повышению качества жизни населения.
6. Областной Думе и администрации области определить меры по формированию необходимой законодательной базы, призванной оказать эффективное воздействие на повышение качества жизни белгородцев. Депутатам областной Думы принять личное участие в разъяснении населению через встречи с избирателями, средства массовой информации сути положений и перспектив выполнения программы. Установить действенный контроль за реализацией нормативных правовых актов, целевых программ, от которых зависит повышение уровня жизни населения Белгородчины.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областной Думы |
А.Зеликов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Белгородской областной Думы от 27 февраля 2003 г. N 1 "Об отчете главы администрации области "О выполнении программ социально-экономического развития Белгородской области"
Текст постановления официально опубликован не был