Заслушав и обсудив отчет главы местного самоуправления города Белгорода Потрясаева В.Н. о деятельности городской администрации в 2002 году, городской Совет депутатов отмечает целенаправленную работу администрации города по совершенствованию механизма управления в целях сохранения тенденции развития социально-экономического потенциала и создания благоприятных условий для жизнедеятельности населения города.
Городской Совет депутатов решил:
1. Отчет главы местного самоуправления Потрясаева В.Н. о деятельности городской администрации в 2002 году принять к сведению.
2. Главной задачей городской администрации считать реализацию целевых программ социально-экономического развития, обеспечивающих белгородцам достойное качество жизни.
3. Администрации города в месячный срок обобщить поступившие в ходе сессии критические замечания и предложения, разработать мероприятия по их реализации.
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя городского Совета депутатов Широухова О.Ф.
Глава местного самоуправления |
В.Н. Потрясаев |
Секретарь сессии |
Ю.Б. Семкин |
Отчет
о деятельности администрации г. Белгорода в 2002 году
Уважаемые депутаты!
Уважаемые приглашенные!
В соответствии с Уставом города позвольте мне представить вашему вниманию отчет о деятельности администрации г.Белгорода в 2002 году.
Прожит еще один год с его успехами и проблемами, осуществленными надеждами и разочарованиями. Минувший год был примечателен по-своему и, надеюсь, что хороших светлых событий в нем было больше, чем негативных. В нашей памяти он остается временем созидания, поиска новых подходов к решению городских проблем, обозначенных избирателями, настойчивого продвижения к намеченным целям.
Прошедшие в марте прошлого года выборы главы местного самоуправления для нас стали своеобразным моментом истины, который заставил серьезно задуматься над многими вопросами дальнейшего развития городского сообщества. И, в первую очередь, - о доверии населения к власти.
Мы не можем , да и не должны друг от друга скрывать тот факт, что у части белгородцев отношение к власти, мягко говоря, не совсем позитивное. Почему? Да потому что власть слишком много давала популистских обещаний, которые не имели под собой четко продуманной и выверенной финансовой основы. В результате - разочарование и недоверие сотен, тысяч просто обманутых людей.
Я принципиально не согласен с еще недавно "модным" в администрации города тезисом, что хороша та власть, которую люди не замечают. Вчера не замечали, сегодня игнорируют, а завтра ...?
По моему глубокому убеждению, люди должны видеть и чувствовать власть, знать, что именно она поможет им в трудную минуту, защитит от чиновничьего произвола, и что именно на ней лежит высочайшая ответственность за жизнедеятельность такого большого и сложного организма , как город.
Отсюда и ответ на принципиальный вопрос выбора стратегии в деятельности значительно обновленной администрации.
Чтобы двигаться вперед, мы должны научиться ответственно планировать на длительную перспективу. Организовывать и возглавлять социально-экономические процессы. Брать на себя ответственность перед горожанами за проводимый курс. И отвечать перед ними за свои обещания.
Тогда и неприязненные пока отношения жизненно-активной части населения к муниципалитету перерастут в форму социального партнерства, скрепленного своего рода двусторонним общественным договором.
Городская власть должна, наконец, из роли "пожарного" превращаться в солидного и предсказуемого делового партнера, как для предприятий, организаций, так и для граждан.
Тогда мы уверенно сможем рассчитывать на встречное движение проявление законопослушания, развитие инициативы, лояльности и активной массовой поддержки проводимых преобразований, которые должны быть понятны и близки простым людям.
Для этого мы намеренны решительно добиваться максимальной эффективности, гласности и прозрачности в работе аппарата, чтобы он перестал быть, по выражению Президента, "черным ящиком" для граждан.
И практические действия в этом направлении уже ведутся. Согласно вновь утвержденной схеме управления городом, значительно изменилась структура администрации. Вдвое сокращено количество заместителей главы, оптимизировано количество ее структурных подразделений, значительно омолодился персональный состав работников аппарата.
И такое обновление имеет главной целью на просто традиционную "смену команды", а устранение параллелизма и дублирования в работе отделов и управлений, повышение работоспособности, профессионализма и ответственности муниципальных служащих.
В то же время хочу подчеркнуть, что проведенные структурные преобразования мы не считаем окончательными. Динамика нашей жизни такова, что зачастую какие-то направления деятельности теряют свою актуальность и соответствие новым ориентирам. Поэтому возникает необходимость перераспределения административных ресурсов, усиления перспективных направлений, обновления кадрового потенциала.
Считаю, что такой подход - не просто дань моде обновления. Это -объективная необходимость, которая диктуется реалиями экономической и общественной жизни. Скажу больше, я был и остаюсь приверженцем пусть старого и затертого, но, по своей сути, очень актуального лозунга "Кадры решают все!" Ибо слишком часто мы убеждались, что пренебрежение этим принципом приводит к печальным последствиям.
Я намеренно начал свой отчет с принципиально важного лично для меня вопроса о роли городской власти вообще и лиц, ее представляющих, в частности.
Идя на выборы, также как и все вы, уважаемые депутаты, брал на себя определенные обязательства перед избирателями Белгорода. Выполнение их - это не только мои должностные обязанности, но и личная ответственность, понятия совести и чести, которые в своей работе и жизни ценю очень высоко.
Говорю это еще и потому, что в последнее время слишком много ведется закулисных разговоров о моей жесткости и завышенной требовательности в руководстве аппаратом, структурными подразделениями и кадрами. Чтобы поставить точки над "i", хочу еще раз подчеркнуть - никогда не скрывал и не собираюсь скрывать мои принципы руководства, в основе которых высокое доверие и не менее высокий спрос. И могу вас заверить всех присутствующих, что этим принципам изменять не собираюсь. Поэтому каждый может сделать для себя определенные выводы.
Как вы знаете, в эти дни на Белгородчине активно идет обсуждение Концепции и Программы повышения качества жизни населения, разработанной по инициативе главы администрации области Евгения Степановича Савченко. Нет необходимости объяснять, что намеченные в этих документах меры -по-настоящему революционный прорыв в общественном сознании ипонимании предстоящих экономических и социальных реформ. Поэтому считаю принципиально важным именно с этих позиций совместно с вами проанализировать сделанное администрацией города за прошедший год, конструктивно обсудить проблемы и наметить реальные задачи на предстоящий период.
Оценивая итоги минувшего года, следует отметить, что принимаемые администрацией города меры, направленные на улучшение социально-экономической обстановки, дали некоторые положительные результаты.
В целом 2002 год оправдал наши надежды, подтвердил прогнозы. Мы сохранили и закрепили ведущие позиции среди городов Центрального Черноземья по основным социально- экономическим показателям.
Расправляет плечи, делает все более уверенные шаги на пути роста экономика города. Индекс физического объема производства в промышленности составил к 2002 году 106,6%. Увеличили объемы выпускаемой продукции предприятия машиностроения и металлообработки, производства строительных материалов, пищевой и полиграфической промышленности.
Укрепились инвестиционные позиции города. Предприятия смелее вкладывают в свое развитие собственные и привлеченные средства. В отчетном году инвестиции составили более 1,5 млрд.рублей. Все более привлекателен город для внешних инвесторов. Яркий пример этого - приход в Белгород крупнейшей отечественной компания "Очаково", планирующей уже ближайшее время предоставить белгородцам сотни новых рабочих мест и пополнить городскую казну серьезными поступлениями.
Расширяются производственные и экономические связи белгородских предприятий, растет количество заказов из других регионов. Так, к примеру, ОАО "Белэнергомаш" выполнялись заказы для Челябинского и Уральского металлургических , Сегежского целлюлозно-бумажного комбинатов.
Говоря об успехах самого крупного предприятия города, расширяющего производство и осваивающего новые виды продукции, с удовлетворением хочу отметить, что его руководство небезразлично к повышению уровня благосостояния работающих. Об этом свидетельствует тот факт, что по результатам всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности", в которой приняли участие свыше тысячи российских предприятий из 79-ти регионов, ОАО "Белэнергомаш" заняло третье место в номинации "Оплата труда и социальные выплаты".
Совсем недавно с чувством нескрываемой гордости мы чествовали в этом зале победителей конкурса на лучший товар России - ОАО "Белмясо" и "Горпищекомбинат". Деятельность этих и многих других предприятий, имена их руководителей, которые на слуху у белгородцев, мы рассматриваем не только как пример деловой хватки, современного менеджмента, но и как проявление патриотизма, заботы о благополучии и будущем нашего края.
Наша стратегическая цель в экономике развитие такой экономической базы, которая обеспечила бы постоянно растущие доходы бюджета, рабочие места, достойную заработную плату. Задача городской власти заключается не столько в прямом участии в работе отдельных предприятий, сколько в создании благоприятных условий для их деятельности.
По прогнозным данным в 2003 году мы не ожидаем высоких темпов роста выпуска продукции. Это объективная реальность. Поэтому мы считаем, что основное сейчас - создание таких условий, при которых жители города могут зарабатывать деньги, не только для собственных нужд, но и с выгодой для себя вкладывать в экономику города.
По официальным статистическим данным на конец отчетного года реальные денежные доходы населения города увеличились на 9,5%. Среднемесячная заработная плата работников составила 4,2 тыс. рублей и возросла почти на 28% к уровню 2001 года. Это положительно сказалось на платежеспособности населения.
При росте на 16,4% сводного индекса потребительских цен на товары и услуги объем продажи потребительских товаров в 2002 году составил 11,4 млрд. рублей или увеличился к предыдущему году на 4,6%. При этом в макроструктуре розничного товарооборота: удельный вес выручки от реализации продовольственных товаров составил 36,5%, непродовольственных товаров - 63,5%.
Эта казалось бы незаметная деталь свидетельствует о том, что сегодня горожане могут позволить себе израсходовать большую половину средств не на элементарное пропитание, семьи, а на приобретение предметов длительного пользования: мебель, бытовую технику и др.
Но это не значит, что вопросы роста заработной платы уже не так актуальны в повестке дня. Повышение реальных доходов населения следует сделать стержнем социальной политики. Однако, на многих предприятиях города эта задача пока не является первоочередной. Более того, мы имеем многочисленные случаи задержки работодателями заработной платы, которая, к тому же, еще очень далека от среднестатистической по городу. По-прежнему сохраняется высокая дифференциация зарплаты по отраслям: она достигает 3-4-х раз. Некоторые руководители не выполняют условия трехстороннего договора в части увеличения заработной платы в зависимости от конечных результатов деятельности.
Считаю, что такие моменты впредь не должны проходить мимо нашего внимания, в т.ч. и депутатского корпуса, имеющего и законодательное, и моральное право активно влиять на подобные негативные примеры.
Общеизвестно, что повышение покупательной способности населения дает хороший старт развитию сети потребительского рынка.
В истекшем году в городе открылось 156 магазинов, новый рынок "Славянский привоз", 26 предприятий общественного питания. Проведена реконструкция рынка "Спутник" с организацией стоянки автомобилей. Сеть бытового обслуживания пополнилась 24 предприятиями.
Много внимания в истекшем году уделялось упорядочению торговли на рынках, в киосках и улучшению обслуживания горожан в целом. Принимались всевозможные меры к тому, чтобы белгородцы могли делать покупки в благоприятных санитарных условиях, за умеренные цены, при широком ассортименте товаров. Принято решение о запрещении торговли с земли и лотков на улицах города. Наведен порядок с организацией торговли на Центральном рынке. Окружающим его улицам возвращено их прежнее предназначение - они стали чище и светлее.
Наша принципиальная позиция - в ближайшие два года освободить город от торговых киосков, которые уже выполнили свою роль в развитии рыночной экономики и сегодня являются не просто архаизмом, а во многом ухудшают внешний облик города, мешают развитию современных методов торговли.
В прошедшем году в Белгороде начато строительство магазинов для приобретения товаров в розницу по оптовым ценам. Уже скоро появятся 3 супермаркета, где будут выставлены на продажу многие виды продовольственных и непродовольственных товаров. Здесь же разместятся культурно-развлекательные центры.
В 2003 году планируется строительство колхозного, птичьего рынка и рынка строительных материалов.
Рыночная экономика - это потребительская экономика. Нам нужен социальный рынок, приоритет необходимо отдать благосостоянию людей. Все остальное должно быть подчинено этой цели. Высокая покупательная способность населения - лучший стимулятор роста экономики и притока инвестиций. Экономические отношения администрации города со всеми хозяйствующими субъектами будут и в дальнейшем строиться путем поддержки эффективных собственников, создания благоприятного инвестиционного климата.
И как самый динамичный сектор экономики в сфере особого внимания должен находиться малый бизнес, без которого сегодня немыслимо удовлетворение потребности горожан в товарах и услугах. Сегодня предпринимательство Белгорода - достаточно серьезный сектор экономики, состоящий из 4 тысяч зарегистрированных малых предприятий и 21 тысячи предпринимателей без образования юридического лица. Это не только рабочие места белгородцев, но и более 200 млн. рублей в доходах городского бюджета 2002 года.
Правительством России, областной администрацией осуществляется комплекс мероприятий, способствующих развитию предпринимательства. Более предметно стала заниматься этой проблемой и городская администрация.
Соответствующим постановлением при главе города образован городской Совет по поддержке и развитию предпринимательства, перед которым поставлены задачи по поиску путей государственной поддержки и развитию предпринимательства, активному привлечению предпринимательских структур в хозяйственную и общественную жизнь города.
Объективным критерием развития малого бизнеса должно стать увеличение числа "закрепившихся" на рынке, устойчиво работающих малых предприятий, а не количество, зарегистрированных в налоговых органах. Сегодня же из 4 тысяч зарегистрированных малых предприятий только 2 тысячи осуществляют хозяйственную деятельность.
Значительную роль должна играть администрация в деле защиты начинающих предпринимателей от недобросовестных методов конкурентной борьбы, обеспечении равного доступа предпринимательских структур к муниципальным ресурсам, заказам и льготам. Условия и критерии отбора должны быть простыми, ясными, а процедура распределения - максимально гласной, желательно публичной.
Задача администрации на перспективу - облегчить условия жизни в предпринимательской сфере. Взаимоотношения с этой категорией трудящихся людей должны быть партнерскими, критерии оценки объективными, ограничения - законными.
На протяжении многих лет наш город не снижает темпов жилищного строительства. В 2002 году за счет всех источников финансирования построено 188,9 тыс.кв.м жилья, что выше уровня 2001 года на 47,2%. Увеличилось количество домов с индивидуальными источниками отопления. Впервые в городе начато строительство жилого дома с вынесенными за габариты здания местами общего пользования (лифт, лестничные площадки, мусоропровод).
Населением построено 214 индивидуальных жилых домов общей площадью 20,1 тыс.кв.метра.
Однако, проблема обеспечения горожан нормальным жильем по-прежнему остается острой. В городской очереди на улучшение жилищных условий состоят более 10 тысяч семей, в общежитиях проживает свыше 7 тысяч семей, которые также мечтают об отдельном благоустроенном жилье.
Вот здесь хочу вернуться к началу нашего разговора об ответственности власти за принятие непродуманных и необеспеченных средствами решений. Мы должны набраться мужества и признать, что администрации города не удалось реализовать в запланированном объеме программу "Реконструкция общежитий под благоустроенное жилье". И теперь, когда стоимость 1 кв.м жилья увеличилась более чем в 4 раза, надо честно сказать людям, что ни в городской казне, ни тем более у предполагаемых участников программы средств на ее завершение нет и в ближайшей перспективе не будет. Как заведомо невыполнимую, данную программу необходимо "свернуть".
Горько сознавать, что этим решением мы отнимаем у тысяч горожан надежду на осуществление заветной мечты. Но у нас нет морального права и дальше обманывать людей, все еще надеющихся, что власть поможет им решить трудную жилищную проблему.
Но это не значит, что мы вообще уходим от этого острого социального вопроса. В настоящее время разрабатывается правовой механизм, позволяющий приватизировать жилую площадь в благоустроенных секционных общежитиях с тем, чтобы дать возможность молодым семьям, продав свое жилье, улучшить жилищные условия путем долевого участия в строительстве.
Таким образом, в основном, придется переходить на традиционную льготную схему оплаты строительства "50" на "50", принимая участие в программе ГУ "Фонд развития жилищного строительства и социальных инвестиций".
Кроме того, сегодня в области уже начал действовать механизм ипотечного кредитования, который мы считаем наиболее перспективным методом решения жилищной проблемы. В эту систему, как гаранты, должны активно включиться предприятия, на которых работают нуждающиеся граждане. Полагаю, что развитие системы ипотеки должно стать сферой нашего приоритетного внимания.
В контексте жилищного строительства хочу акцентировать внимание еще на одной не менее важной проблеме - обновление аварийного жилого фонда. Жилой фонд застройки 50-70 годов превышает 1,6 млн.кв.м, в том числе аварийное жилье - 13 тыс.кв.метров.
Начиная с этого года, мы предполагаем "обновлять" ежегодно в среднем 3-4 тыс. кв. метров жилого фонда. Кроме того, подлежит сносу более 150 домовых построек (200 тыс.кв.м) ветхого жилья. Эту задачу будем решать путем предоставления инвесторам земельных участков, где жилье подлежит сносу, на условиях переселения горожан в новые квартиры.
При этом строительство будет осуществляться в соответствии с Генеральным планом города, разработка которого уже ведется институтом Урбанистики по заказу городской администрации. При этом перед разработчиками мы поставили не только конкретные задачи по созданию архитектурно-пространственных композиций, но и сохранению уже начатых городскими властями программ благоустройства.
Все мы справедливо признаем, что из года в год наш город становится красивее и уютнее. Меняется его облик: ремонтируются фасады зданий, производится замена асфальтобетонного покрытия тротуаров на цементно-песчаную плитку, устанавливаются декоративные ограждения и светильники. С более широким применением новых отделочных и строительных материалов улучшился внешний вид зданий и сооружений.
С 2002 года в городе Белгороде широко внедряется в практику строительство подземных автостоянок под жилыми домами. Начато строительство многоэтажного паркинга по ул.Попова. Это первая ласточка по реализации Программы строительства паркингов.
Благоустройство города в широком смысле этого слова проблема из разряда вечных, но судя по многочисленным обращениям горожан болезненная, и поэтапное ее решение крайне необходимо. Особенно остро стоит вопрос благоустройства окраин. Несомненно и средств, и времени для этого надо немало.
Но должен ответственно заявить, что в истекшем году разработана и начала выполняться комплексная программа благоустройства окраин. Первые результаты ее ощутили жители частного сектора в микрорайоне Крейда, Савино, Красное, Болховец, Оскочное, Сокол, Первомайский. На сегодняшний день выполнено более 15% от планируемого объема работ по благоустройству окраинных улиц. 52 из них протяженностью 21 км. уже приобрели цивилизованный вид. Хорошеет и центральная часть. Выполнено благоустройство сквера, прилегающего к драматическому театру им. Щепкина со строительством фонтана с ночной подсветкой.
Украшением города стал фонтан с ночной подсветкой на площади перед БелГУ. Здесь же закончено строительство пешеходного моста через р. Везелка в районе набережной.
Претворяется в жизнь программа по ночной подсветке зданий города.
Проведена реконструкция и благоустройство улиц Щорса , Попова, Литвинова , пр. Ватутина и ряда других. Начаты работы по монтажу освещения на ул. Коммунистической.
Капитально отремонтированы автодороги по ул. Магистральная, Мокроусова, Костюкова в рамках утвержденной губернатором "Программы-1000".
Задача администрации города - обеспечить цивилизованные условия проживания на всей ее территории, "стирание граней" между центром и окраинами. Мы считаем эту задачу приоритетной. Решение ее призван обеспечить и контролировать специальный орган, созданный при главе города Совет по социально-экономической политике. Большая роль в этом отводится комитетам по управлению Западным и Восточным округами.
Что касается финансового обеспечения, то кроме бюджетных средств и средств территориального дорожного фонда открыт целевой счет, на который ежемесячно перечисляются средства предприятиями города в размере 3% от фонда оплаты труда. В истекшем году сюда поступило 17,5 млн.рублей. Активное участие в благоустройстве города приняли акционерные общества "Белгородский абразивный , завод", "ЖБК-1", "Белмясо", "Белэнергомаш", "Белгородстройдеталь", "Белагромаш-Сервис",
"Стройматериалы", "Гормаш", "Хладокомбинат", "Втормет", "Белцемент" и другие. Сегодня хотелось бы выразить слова признательности руководителям этих и других промышленных предприятий, строительных организаций, частным предпринимателям, которые, выполняя работы по благоустройству собственных и прилегающих территорий, тем самым вносят свой вклад в благоустройство города.
Большая работа по повышению степени благоустройства, озеленения города, поддержанию его в надлежащем санитарном состоянии проводилась муниципальными коммунальными предприятиями.
Ежедневно на санитарной уборке города работало в среднем 400-500 человек. Приводились в порядок мосты, путепроводы, скверы, парки, тротуары, площади. В рамках экологического месячника оборудовано 10 площадок для установки контейнеров по сбору ТБО на выездных магистралях города по ул.Корочанская, Волчанская, Фрунзе, Магистральная, Щорса.
Выполнены работы по расширению проезжей части дороги по ул.Репина, Тельмана, Семашко, где открыто движение автобусного маршрута N 11.
Это далеко не полный перечень выполненных работ, благодаря которым наш город выглядит по-домашнему чистым и уютным.
Одним из самых острых вопросов, вызванных отсутствием конкуренции и монополизацией производства и сферы услуг, является реформа жилищно-коммунального хозяйства. И этот вопрос в той или иной мере затрагивает абсолютно всех. Уже ясно, что вся система функционирования ЖКХ требует кардинальных изменений. При этом надо учитывать, что в первоначальную концепцию реформы ЖКХ были заложены затраты на поддержание технологически устаревших и крайне изношенных коммунальных систем, на все утечки и потери и, просто, на издержки плохой работы предприятий ЖКХ. И как бы мы долго и горячо не спорили о приоритетах в этой реформе, каждодневная действительность требует от нас значительных финансовых "вливаний" в эту сферу.
В истекшем году на капитальный и текущий ремонт жилого фонда было направлено около 95 млн.рублей, за счет которых отремонтировано 51 тыс.кв.м кровли, произведена замена более 4 тыс.м стояков отопления, 6,3 тыс.м трубопроводов, более 6 тыс.м электропроводки.
Проведен капитальный ремонт и реконструкция 6,4 км тепловых сетей, котельных N 4 в Северном микрорайоне, детской областной больницы, "Сокол", "ЮВЖД", "Электроконтакт", инфекционной больницы и других.
В целях бесперебойного обеспечения жителей города водоснабжением в 2002 году построено около 3 км сетей водопровода и канализации, выполнена технологическая обвязка и электроснабжение артезианских скважин, по 6-му водозабору пробурено 4 скважины.
Завершено строительство третьей нитки напорного канализационного коллектора от главной канализационной насосной станции по ул.Тимирязева. (Для разрядки скажу, что 31 декабря и руководители города и работники коммунальных служб могли спокойно в семейной обстановке готовится к встрече Нового года, а не сидеть в напряжении в служебных кабинетах до 12 ночи). Всего на капитальное строительство объектов водопроводно-канализационного хозяйства освоено 15,9 млн.руб., более 35 млн.руб. направлено на выполнение капитального и текущего ремонта.
В отчетном периоде проводилась работа по наладке систем отопления, регулировке режимов отопления тепловых пунктов, разработке и выдаче технических условий на отопление и водоснабжение, а также на установку приборов учета.
По состоянию на 1.01.2003г. в городе установлено 691 прибор учета тепловой энергии, 9,4 тыс. - горячей воды, 14,4 тыс. - холодной воды, 15,1 тысяч бытовых газовых счетчиков.
Реальные обстоятельства вынудили нас пойти на повышение тарифов за коммунальные услуги. Сейчас принимаются все меры, чтобы повысить эффективность работы жилищно-коммунальных предприятий. Упразднена "Единая служба заказчика", МУП по ремонту и эксплуатации жилого фонда переведены на самостоятельность. Это позволит сократить расходы на содержание административно-управленческого аппарата, повысить ответственность непосредственно руководителей МУП по РЭЖФ за выполнение функций по обслуживанию жилого фонда и использование платежей населения и бюджетных средств.
Главная цель реформы - улучшение качества услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление. Только такой подход может снять опасения наших граждан, что вся реформа ЖКХ сведется к голому повышению тарифа.
И ведь эти опасения не без оснований. За последние три года темпы роста платежей за жилищно-коммунальные услуги в 2 с лишним раза превысили рост заработной платы. А улучшения обслуживания не произошло, во всяком случае, жильцы его не почувствовали.
Реформа для нас не самоцель и даже не задача, а всего лишь один из инструментов достижения главной цели - дать реальную возможность жильцам напрямую, за свои деньги эффективно влиять на объем и качество обслуживания.
Поэтому считаем первостепенной нашей работой грамотное разъяснение людям самой сути преобразований. Здесь главное - достижение непосредственного взаимодействия с населением, опора на низовые ячейки самоорганизации жильцов, в частности, создаваемые ими жилищные товарищества ТСЖ, которых в городе зарегистрировано 8. И они "охватывают" 160 многоэтажных домов , что составляет 22,3% всего жилого фонда.
Но эти процессы должны идти без административного нажима, на принципах осознанной людьми добровольности. Главным аргументом при этом могут быть только реальные позитивные перемены.
Административно же надо радикально решать проблемы энергосбережения путем установки приборов учета и регулирования воды, тепла, газа, электроэнергии не только на домах, но и в квартирах. Сегодня все вновь вводимое жилье в городе оборудуется такими приборами. И это дает положительный результат. Опыт показал, что только установка приборов учета воды в 15 домах ТСЖ "Ватутинское" принесла жильцам 60 тыс.руб. экономии в месяц.
Еще одна проблема, над которой работаем внедрение противозатратного экономического механизма в муниципальных предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, создание для них рыночной конкурентной среды.
С этой целью, к примеру, решением городского Совета депутатов в июле прошлого года для обслуживания лифтового хозяйства создано муниципальное предприятие "Ремстройэксплуатация", что позволило расширить возможности конкуренции в оказании этого вида услуг.
Практикуется проведение конкурсного отбора подрядчиков для обслуживания и капитального ремонта жилых домов.
Особой заботой для нас является защита малоимущих слоев населения от "перегрузок" при неизбежном повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
В этих целях функционирует специальный Центр выплаты субсидий той категории жильцов, расходы которых на оплату ЖКУ превышают 22% от совокупного семейного дохода.
В 2002 году субсидиями воспользовались 6,7 тыс. семей или 6% от общего количества. Затраты бюджета при этом составили 23,5 млн.рублей.
Что предстоит сделать в ближайшей перспективе? Это передать права распоряжения бюджетными субсидиями самим гражданам. Реальностью должно стать открытие персональных социальных счетов белгородцев для перечисления адресных средств в виде субсидий.
Преобразования в жилищно-коммунальной сфере, на мой взгляд, требуют осторожности, постепенности, я бы даже сказал - деликатности.
Поскольку неосторожное, непродуманное решение, затрагивающее интересы всех жителей города, вызывает ответную негативную реакцию.
Важнейшей задачей администрации было и остается обеспечение устойчивого функционирования транспортной системы на территории города.
Как вы знаете, маршрутную сеть города составляют 15 троллейбусных, 20 автобусных маршрутов и 20 линий маршрутных такси. Ежедневно на все маршруты выходят более 200 единиц муниципального транспорта, которыми выполняется свыше 3 тысяч рейсов и перевозится до 450 тысяч человек. За 2002 год муниципальным транспортом перевезено свыше 164 миллионов человек.
Однако, было бы неправильно и безответственно возлагать обязанности по перевозке пассажиров только на муниципальные транспортные предприятия, поскольку ежедневная потребность в подвижном составе составляет 320 единиц. А коэффициент износа троллейбусного парка составил 79,3%, износ парка автобусов соответственно 83,6%. Подлежат списанию 53 троллейбуса, полностью самортизированы 104 автобуса.
В прошедшем году нам удалось приобрести в кредит 15 троллейбусов и 3 автобуса. Администрация города впредь будет изыскивать возможность обновления парка муниципального транспорта. Очень надеемся на финансовую помощь со стороны областной администрации, но стратегических целей этим путем нам не достичь. Наши горожане привыкли к тому, что часы "пик" на остановках города не ощущаются, перебои в транспортном обслуживании не наблюдаются.
Поэтому администрация города намерена и в дальнейшем сотрудничать с частными перевозчиками, услугами которых пользуются более половины населения областного центра.
Прошедший в августе 2002 года городской конкурс по размещению муниципального заказа на право осуществления перевозок автомобильным транспортом позволил провести инвентаризацию подвижного состава, выявить "узкие" места, упорядочить формирование маршрутной сети, усилить контроль за соблюдением правил перевозки пассажиров автомобильным транспортом как со стороны администрации, так и со стороны контролирующих городских и федеральных органов.
Создание и открытие 5 новых городских автобусных маршрутов позволило передислоцировать существующий подвижной состав, привлечь к работе на маршрутах компании, закупившие автобусы большой вместимости, произвести ремонт дорожного покрытия, обустроить и удлинить заездные карманы, установить остановочные павильоны, пешеходные ограждения и дорожные знаки. Для обеспечения безопасности дорожного движения по улице Чичерина был построен и сдан в эксплуатацию в ноябре 2002 года контрольно-пропускной пункт на подъездных железнодорожных путях к предприятиям ООО "Терминал-Южный" и ОГУП "Белсельхозторг". Организовано круглосуточное дежурство. Выполнена в щебне разворотная автобусная площадка в районе АЗС.
В городе действуют мобильные рейдовые бригады, состоящие из работников администрации , сотрудников областного отделения Ространсинспекции, налоговой инспекции и отдела ГИБДД УВД города, которые еженедельно по графику в утреннее и вечернее время осуществляют контроль за работой подвижного состава на линии. По результатам проверок составляются акты, административные протоколы, рапорты, виновные водители привлекаются в соответствии с новым Кодексом "Об административных правонарушениях" к ответственности. Так, только за второе полугодие 2002 года проведено 52 специальных мероприятия по контролю за соблюдением правил перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Контрольными бригадами осмотрено 489 автобусов и выявлено 266 нарушений. Приостановлены действия лицензии у 27 индивидуальных предпринимателей.
В целях усиления контроля за работой транспорта во втором полугодии 2002 года активизировалась работа комиссии по координации и контролю за работой транспорта на городских и пригородных маршрутах.
Вместе с тем по прежнему болезненной остается тема "бесплатного" проезда, рассмотрение которой стоит в повестке дня под номером один. Сегодня более 40% взрослых горожан пользуются правом бесплатного проезда. Чтобы в полном объеме покрыть убытки от предоставления этого права, для оставшихся 60% горожан стоимость проезда необходимо повысить до 10-12 рублей за одну поездку. Это, конечно же, неправильно и несправедливо. Поэтому видится, что комитету по социальной политике совместно с отделом транспорта и связи необходимо разобраться с каждой категорией "льготников" и внести свои предложения по оптимизации расходов, связанных с осуществлением перевозки таких пассажиров.
На протяжении многих лет в городе успешно осуществляется программа "Российский народный телефон". По обеспечению населения услугами телефонной связи Белгород находится в первой десятке среди областных центров Российской Федерации. В 2002 году монтированная емкость сети городских АТС увеличилась на 7,5 тыс. номеров. Все расширение сети выполнено оборудованием цифровых АТС. В течение года установлено 6,9 тысяч основных телефонных аппаратов, в том числе населению 5,4 тысячи. 920 телефонов установлено льготной категории населения, из них 148-ми инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших воинов.
Введенное в истекшем году оборудование абонентского радиодоступа позволит установить до 500 телефонов. С использованием этой аппаратуры 69 уже установлено . В текущем году возможность установки телефонов путем радиодоступа появится у жителей п.Стрелецкое, п.Красное, Старого города. Жители более 200 домовладений, не имеющих проводных сетей, в текущем году смогут также установить телефоны.
Завершен монтаж и настройка оборудования повременного учета разговоров и в ближайшее время будет начата опытная эксплуатация. Близятся к завершению работы по вводу межстанционных соединительных линий на базе современной электронной аппаратуры мирового уровня СТМ-16, что значительно улучшит качество связи.
Начаты работы по замене декадно-шагового оборудования АТС-22 на современное цифровое, что позволит разблокировать телефоны этой АТС.
В апреле месяце прошлого года городским Советом депутатов утверждена "Программа телефонизации окраин города", выполнение которой уже началось. Телефонизировано 148 домов в частном секторе п.Оскочное, ул. Авто дорожная, ул.Черникова, 1-го Слобожанского переулка.
На выполнение Программы потребуется более 2-х миллионов рублей. Программа рассчитана до 2007 года. Кроме частных домовладений на каждой окраинной улице и переулке будут установлены телефоны-автоматы. Сегодня их количество в городе достигло 900 единиц.
Деятельность власти имеет смысл лишь в том случае, если она способствует улучшению жизни людей, направлена на укрепление их духовного роста, физического и нравственного здоровья.
Ведущее звено в социальной политике городской администрации -забота о подрастающем поколении, включающая систему мер по поддержке семьи, материнства и детства, подростков и молодежи, содействие в создании благоприятных социальных, материальных и морально-психологических условий для формирования семьи, улучшение воспитания детей.
Основная роль в этом отводится образованию. В связи с этим усилия администрации города были направлены на дальнейшее совершенствование и обеспечение устойчивого функционирования отрасли.
В отчетном году на развитие образования из бюджета было выделено 381,1 млн.рублей, или 27,5% расходов городского бюджета. Около 5 миллионов бюджетных средств израсходовано на укрепление материально-технической базы учреждений, более 9,8 млн.рублей - на капитальный ремонт школ и дошкольных образовательных учреждений.
В истекшем году осуществлялось строительство новых зданий гимназии N 3, средней школы N 24, спортивных залов школ N 15 и N 34, на что направлено из городского бюджета 5,3 млн.рублей.
Второй год все общеобразовательные учреждения работают по программе четырехлетней школы. Для детей с-ограниченными возможностями здоровья открыто 30 классов коррекционно-развивающего обучения, 33 логопункта. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья 51 спецмедгруппа.
2001-2002 учебный год окончили 37,8 тыс.учащихся, 527 выпускников награждены золотой и серебряной медалями
В 2002 году город принял участие в эксперименте по проведению письменных выпускных экзаменов по открытым текстам.
Большое внимание уделялось реализации Президентской программы "Компьютеризация городских и поселковых школ - 2002 года". С помощью спонсоров в образовательных учреждениях города было установлено 7 компьютерных классов. Всего на программу компьютеризации использовано 4,6 млн.рублей, что позволило к концу года приобрести для школ города 25 современных компьютерных классов, оснащенных качественным программным обеспечением. Это позволяет проводить интегрированные уроки, способствующие росту творческого потенциала учителя и развитию мировоззрения учащихся.
В настоящее время все общеобразовательные учреждения обеспечены компьютерной техникой, завершается ее установка.
В декабре 2002 года при научно-методическом информационном центре управления образования организован информационно-телекоммуникационный отдел, что позволит создать в городе единое информационное и образовательное пространство, а научно-методическому центру - координировать работу по внедрению информационных технологий в образование. В региональном Интернет-центре в прошедшем году подготовлено 308 педагогов, которые смогут теперь использовать Интернет-ресурсы в учебно-воспитательном процессе.
Большое внимание в образовательных учреждениях города уделяется военно-патриотическому воспитанию и совершенствованию системы допризывной подготовки учащихся. В соответствии с постановлением главы администрации города разработаны мероприятия, на выполнение которых направлено более 200 тыс.рублей. Центром военно-патриотического воспитания стали 17 школьных музеев. А в октябре 2002 года в средней школе N 29 распахнул свои двери музей Военно-Морского флота им. Дмитрия Мурачева.
В 66 дошкольных образовательных учреждениях города воспитывается более 10 тысяч детей или 63% от дошкольного возраста. В целях обеспечения реальной доступности дошкольных образовательных услуг для всех слоев населения принято постановление главы администрации города, в соответствии с которым организованны группы краткосрочного пребывания детей. На базе 10 дошкольных образовательных учреждений открыты и функционируют группы развития, адаптационные группы, группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня, консультативные группы для детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.
Каждое учреждение дошкольного образования осуществляет оздоровительные мероприятия с детьми, которые проводят невропатологи, учителя-логопеды и дефектологи.
Вместе с тем, говоря о положительных результатах в развитии отрасли, необходимо отметить и те проблемы, которые решить пока еще не удалось. Прежде всего это дефицит ученических мест. Общеобразовательным заведениям по нормативам не достает около 40 тыс.кв.метров учебных площадей. ' Учитывая, что 20% зданий общеобразовательных школ, построенных до 1959 года, плохо приспособлены для проведения учебно-воспитательного процесса, требуется их реконструкция или строительство новых помещений. Это средние школы N 3, 6, 8, 24, 34. В течение последних 8 лет кабинеты школ и гимназий не пополнялись наглядными пособиями, техническими средствами обучения, учебным оборудованием, станочным оборудованием мастерских. Все это создает определенные трудности, отрицательно сказывается на качестве учебного процесса.
Только на восстановление зданий и инженерных коммуникаций, находящихся в аварийном состоянии, для осуществления капитального и текущего ремонта требуется около 90 млн.рублей. Эти и целый ряд других вопросов необходимо решить в ближайшие годы.
Однако, несмотря на имеющиеся трудности, главное, над чем нам надо удвоить и утроить усилия - это обеспечение всем молодым гражданам гарантий получения качественного бесплатного полного среднего образования, его доступности в пределах государственных стандартов вне зависимости от места жительства и доходов семьи.
Назревает необходимость в создании рынка разнообразных образовательных услуг для удовлетворения спроса на дополнительное, коррекционное и элитарное образование на платной основе. В отчетном году 14 школ и гимназий уже предоставляли желающим платные услуги.
В прошедшем и текущем году продолжится процесс значительного расширения хозяйственной самостоятельности городских учреждений образования. Бюджетные средства будут перечисляться непосредственно, школам, которыми, кроме того, предоставляется право открытия собственных счетов для внебюджетных средств.
В ближайшие время планируется завершить строительство гимназии N3, построить две средних школы в Южном микрорайоне и два дошкольных образовательных учреждения в микрорайонах "Луч" и "Салют".
Резюмируя сказанное, считаю, что в целом должен быть изменен сам подход к образованию. В эпоху глобализации и новых технологий это не просто социальная сфера, это вложение средств в будущее города, области и, если хотите, нашего государства, в котором должны участвовать предприятия и общественные организации, граждане и все без исключения, кто заинтересован в качественном образовании наших детей.
Особая тема, требующая пристального и постоянного внимания администрации и соответствующих ее структурных подразделений - это работа с молодежью и подростками. В основе комплекса мероприятий по данному направлению лежит программа "Молодежь г. Белгорода". В целях финансового обеспечения программы принято постановление об отчислении на работу с молодежью средств, полученных за содержание сверхнормативной площади жилья.
В рамках этой программы в отчетном периоде проводилась работа с молодежью по семи направлениям.
Среди молодежи организовывались фестивали и конкурсы конференции, встречи с интересными людьми и экскурсии по местам боевой славы, акции "Мой двор - моя улица" и "Стой - наркотик" и многие другие мероприятия. Была организована работа муниципальных клубов по месту жительства, куда для работы в качестве организаторов досуга привлекались подростки.
В целях формирования кадрового резерва для управленческих структур города, привлечения студентов, аспирантов, молодых специалистов к решению задач, стоящих перед администрацией города, проведен конкурс по созданию молодежного совета при главе местного самоуправления г. Белгорода.
В работе с молодежью - большое поле деятельности для управления молодежной политики. Но что хотелось бы пожелать? Все вышеуказанные мероприятия, как правило, проводятся со студенческой, то есть с благополучной молодежью. Я думаю, что нам нужно продумать систему, механизм вовлечения в городские мероприятия "трудных" подростков из неблагополучных семей. Да, это непросто, но крайне необходимо. Ведь молодежь - это будущее страны, и от нас с вами во многом зависит, каким быть этому будущему.
Более востребованной, а главное содержательной становится культурная жизнь белгородцев. Радует, что в прошедшем году на спектаклях и концертах побывала почти половина горожан, более привлекательны стали кинотеатры, их посетило 395 тыс. зрителей. Значительно возросло число читателей в библиотеках, посетителей в музеях.
Стало традицией проведение в городе массовых общегородских мероприятий, среди которых День города, праздник "Играй гармонь!", фестиваль народного творчества и другие.
Целый комплекс мероприятий был проведен для пожилых людей. Это концерты, Дни улиц, микрорайонов, вечера "В кругу друзей", "Любимые мелодии". Традиционно в кинотеатре "Радуга" состоялось 60 благотворительных мероприятий, в которых приняли участие 30 тыс.человек.
Работа с детьми в учреждениях культуры и искусства была ориентирована на их духовно-нравственное воспитание и гармоничное развитие. Для учащихся начальных классов школ в микрорайоне "Сокол" работает "Детская филармония". В городском Дворце культуры работают киноклубы и клубы по интересам.
Стали любимыми среди детской аудитории праздники "Здравствуй, лето!", "День знаний", детская программа "Детская семейка" и др. Участниками проходившего в отчетном году V городского смотра-конкурса среди творчески одаренных детей "Звездочки Белогорья" стали около 400 детей.
В городе функционируют четыре музыкальных, одна художественная школы и школа искусств. Успехи маленьких белгородцев по достоинству оцениваются на областном и российском уровне. Ансамбль "Капельки" детской музыкальной школы N 1 принимал участие в концерте в Колонном зале Дома Союзов в г.Москве, посвященном 15-летию Детского фонда РФ. А детская группа музыкального театра школы искусств стала лауреатом проходившего в столице Всероссийского фестиваля детских музыкальных театров "Синяя птица".
Большая работа проведена муниципальными библиотеками, одним из направлений которой является краеведение. Библиотечный фонд в 2002 году пополнился 20,5 тыс. экземплярами литературы.
В 2003 году деятельность учреждений культуры будет сосредоточена на продолжении осуществления основных направлений, подготовке к празднованию 60-й годовщины победы в Курской битве и освобождения г.Белгорода организации мероприятий, посвященных 50-летию образования Белгородской области.
Особой темой для серьезного разговора по-прежнему остается городское здравоохранении. Здоровье населения сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей, с экологией, с развитием медицинской науки.
В современных условиях охрана здоровья проблема государственного масштаба. Правительство ежегодно утверждает программу государственных гарантий по бесплатной медицинской помощи. Однако, в абсолютном большинстве регионов эта программа не обеспечивается государственными средствами. Дефицит средств по этой программе - 30-40% от потребности, и он покрывается, давайте скажем об этом прямо и честно -вынужденными расходами пациентов на оплату лекарств и медицинских услуг.
По факту, на основе сети бюджетных медучреждений у нас сформировалась скрытая система платной медицинской помощи, в которой подчас царит произвол и нет вообще никакой социальной справедливости.
Всем нам хорошо известны показатели здоровья населения. К сожалению, они не утешительны. Растет общая заболеваемость среди взрослых, подростков и детей, смертность граждан трудоспособного возраста, главной причиной которой является высокий процент сердечнососудистых и онкологических заболеваний. Громко заявила о себе еще одна проблема - токсикологическая. За прошедший год отравились более 600 белгородцев, при этом каждый шестой случай - со смертельным исходом.
Понимая сложность ситуации, администрацией города разработана "Концепция развития здравоохранения города Белгорода на 2002-2005 годы". Определены основные задачи по диспансеризации населения, обеспечению лечебных учреждений медтехникой и необходимым диагностическим оборудованием. Планируется подготовка врачей общей практики - так называемых "семейных докторов". Назрела необходимость создания в городе токсикологического центра и специальной нейрохирургической службы.
В городе более 50 тыс.человек имеют право на льготное приобретение медикаментов. За 2002 год аптеками обслужено 192,4 тыс.льготных рецептов на сумму 26,5 млн.руб., что в суммарном выражении на 35,9% больше, чем в 2001 году. В 2003 году льготное обеспечение медикаментами будет сохранено.
Задача этого года - повысить реальную доступность и качество бесплатной медицины для широких слоев населения. А для платного здравоохранения нужно создать четкую правовую и экономическую базу.
Как показывает опыт, здоровье человека во многом зависит от того, какой образ жизни он ведет. Поэтому все чаще мы говорим о важности формирования у каждого горожанина потребности быть здоровым. И в этом плане большая роль отводится физической культуре и спорту, широкой пропаганде отказа от вредных привычек, особенно в молодежной среде.
Сегодня в городе для желающих заниматься физкультурой и спортом имеется достаточно мощная и современная база. В Белгороде функционирует более 1100 спортивных секций по различным видам спорта, в которых занимаются 37 тысяч спортсменов.
По итогам областного смотра-конкурса среди городов и районов на лучшую постановку работы по строительству, благоустройству и эффективному использованию спортивных баз и сооружений город Белгород занял первое место. По итогам года наш город также стал победителем областной спартакиады, ему присвоено первое место в областном смотре-конкурсе на лучшую постановку физкультурно-массовой работы.
Восемь белгородцев в 2002 году стали победителями и призерами мировых и европейских чемпионатов по различным видам спорта, 78 спортсменов добились высоких результатов на республиканских соревнованиях, 10 команд мастеров по игровым видам спорта успешно защищают честь города Белгорода в чемпионатах и первенствах России.
Текущие задачи развития массовости физкультуры - строительство и функционирование во всех жилых кварталах, в местах массового отдыха -спортплощадок и простейших спортивных сооружений. Здесь необходимо дойти до каждого двора, чтобы к 53 тысячам вовлеченных в спорт белгородцам примкнули еще тысячи физкультурников.
С сохранением и укреплением здоровья населения тесно связаны проблемы экологической безопасности. У нас, к сожалению, есть привычка самое сложное откладывать на потом. Видимо поэтому вопросы экологии на протяжении многих лет решались недостаточно или не решались вообще.
Несанкционированные свалки бытового мусора и отходов производства, загазованность выхлопными газами, неприглядный вид дворовых территорий, подъездов, вытаптывание газонов, уничтожение деревьев вызывают законное возмущение подавляющего большинства горожан.
А посмотрите, во что превращаются многочисленные строительные площадки, территории гаражных кооперативов. С территорий многих предприятий годами не вывозится мусор. Не лучшим образом зачастую выглядят территории лечебных и учебных заведений, учреждений культуры. А объемы засорения воздуха от 30 - предприятий-загрязнителей и автотранспорта достигли почти 80 тыс. тонн, или 226 кг на одного жителя в год.
С таким положением дальше мириться невозможно. В связи с эти администрацией города подготовлена и утверждена городским Советом депутатов "Экологическая программа г. Белгорода на 2002-2005 годы". Предусмотрены программой и первоочередные мероприятия на 2003 год.
Определенное улучшение экологической обстановки уже произошло с вводом в эксплуатацию завода по переработке и полигона для захоронения твердых бытовых отходов. Наконец-то закрыта городская свалка, долгие годы досаждавшая жителям постоянно стоящим над городом смогом от продуктов ее горения.
Дисгармония человека и природы по большому счету ведет к перерождению и деградации самих человеческих отношений. Поэтому мы твердо намерены по выражению губернатора "эстетизировать окружающую обстановку", гармонизировать взаимоотношения экономики, человека и природы.
С учетом демографической ситуации наш город характеризуется большим удельным весом нетрудоспособного населения. Около 50% горожан - лица пенсионного возраста и дети, требующие социальной защиты.
В целях социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения администрацией города проводятся мероприятия, обеспечивающие гарантированный государственный уровень социальной защиты, полное и своевременное финансирование социальных выплат, социальную поддержку ветеранов, инвалидов, детей.
Как вы знаете, Белгород одним из первых городов России стал обеспечивать в полном объеме реализацию федеральных законов о ветеранах и социальной защите инвалидов. При этом львиная доля расходов ложится на городской бюджет. В городе создан Центр реабилитации престарелых и инвалидов, действует система социального обслуживания одиноких граждан на дому.
В соответствии с решением городского Совета депутатов оказывается ежемесячная адресная поддержка женщинам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 1,5 лет. В 2002 году им выплачено 592 тыс.рублей. Остронуждающимся гражданам предоставлены различные виды помощи и услуг. В истекшем году получили помощь 1,8 тыс.человек на сумму 356 тыс.рублей. Инвалидам и участникам войны выделено 1012 путевок и 186 автомобилей.
В отношении оказания адресной помощи нуждающимся гражданам, предоставлении им льгот и других форм социальной поддержки мы стараемся работать системно. В отчетном году оказана адресная помощь на сумму 20,7 млн.рублей, в том числе 7 млн.рублей выделено из городского бюджета.
Среди мер социальной защиты населения я назвал бы еще одну: забота о работающем населении. И .это -мы пытаемся решить путем организации заключения коллективных договоров. В 2002 году проведена уведомительная регистрация 157 коллективных договоров, в которые включены пункты по социальной защите членов трудового коллектива. Зарегистрировано 1800 трудовых договоров между предпринимателями -физическими лицами и наемными рабочими.
В соответствии с постановлением администрации города большая работа была проведена по квотированию рабочих мест для инвалидов.
В 2003 году администрацией города будет создан банк данных и так называемая "школа малообеспеченных", что позволит улучшить и одновременно облегчить работу по оказанию адресной помощи малообеспеченному населению.
Одно из первостепенных условий повышения качества жизни людей - ощущение спокойствия и безопасности. Эта тема в силу своей остроты и общественной значимости заслуживает самостоятельного и обстоятельного разговора. Трудно говорить об улучшении других параметров нашего бытия, если не защищены честь, имущество, здоровье, даже сама человеческая жизнь.
Конечно, можно сказать, что уровень преступности у нас не выше среднероссийского, но это не повод для самоуспокоения. Криминогенная обстановка остается сложной. Мы имеем факты роста преступлений против личности, не смиряемую уличную и бытовую преступность. Не поставлен надежный заслон убийствам, грабежам, разбоям. Нас беспокоит "омоложение" наркомании, что влечет за собой преступность среди несовершеннолетних, в молодежной среде. Стоит ли удивляться, что у населения сложилось далеко не лестное мнение о способности органов власти навести порядок, защитить от преступных посягательств.
Все это побудило к принятию решения о необходимости серьезно изменить не только тактику, но и стратегические подходы к проблеме.
От пассивной позиции защиты от криминала было решено перейти к наступательным мерам против преступности.
Такая перестройка потребовала новых подходов и в организаторской работе как самой администрации города, так и правоохранительных органов.
Центральной фигурой в новой системе стал участковый уполномоченный, а главным местом действия обслуживаемая им территория -- микрорайон. На качественно новый, солидный уровень выходит работа по организации участия самого населения в наведении порядка на улицах и во дворах.
В городе организованы 16 общественных пунктов охраны правопорядка. Для них выделены помещения, оборудованные спецсвязью и компьютерами. Здесь регулярно заседают Советы общественности, проводят разбирательства с "бытовыми" нарушителями, с участием комиссии по делам несовершеннолетних ведут воспитательную профилактическую работу с подростками.
За каждым общественным пунктом закреплены базовые предприятия города, которые помогают не только в техническом обеспечении работы, но главное - их коллективы являются основным ядром городской народной дружины, армия которой уже составила 600 человек.
Первые результаты такого массового воздействия на криминальную обстановку обнадеживают, но рассчитывать на общественность можно только в плане ее посильного содействия органам. Эффективно противостоять, а тем более побеждать криминалитет реально сможет только профессионализм сотрудников ГУВД, усиленный чувством долга, военной присягой. И конечно, здесь нужны практические результаты. Сломать негативные тенденции и, прежде всего, повысить раскрываемость преступлений - первейший для ГУВД показатель, который необходимо достичь.
Горожанам нужна твердая гарантия безопасности в своем родном доме. А значит, нам нельзя отступать от намеченного, мы будем системно наращивать давление на преступность.
Несколько слов хотелось бы сказать в отчете и о повседневной, так сказать, бюрократической в хорошем смысле слова работе аппарата администрации, связанной с организацией документооборота, приема граждан и работе с письменными обращениями.
Надо признать, что 2002 год не принес нам какого-то облегчения в работе с поступающей корреспонденцией, несмотря на то, что вся эта работа была компьютизированна. В администрацию поступило около 9 тысяч документов. Вал бумаг не просто захлестывает аппарат. Он во многом парализует его непосредственную организаторскую и исполнительскую работу. Сегодня самыми активными темпами мы внедряем программу "Электронный муниципалитет", которая, как мы надеемся, во многом поможет более четко организовать работу аппарата.
В прошлом году в администрацию поступило 4886 письменных обращений граждан. Это несколько ниже, чем в 2001 году, но принципиально важно, что характер обращений коренным образом не изменился. Подавляющее количество коллективных и индивидуальных писем касается функционирования городского хозяйства, жилищных проблем, социальных вопросов. Актуальными остаются земельные и гаражные проблемы.
Здесь хочу сделать небольшое отступление и самокритично признать, что в прошедшем году нам не удалось навести достаточно хороший порядок в работе муниципального учреждения "Одно окно", которое вместо оперативной помощи населению наоборот доставляло ему много головной боли. Сегодня приняты кардинальные меры по перестройке работы этого учреждения и есть надежда, что, в конце концов, оно станет надежным помощником администрации в работе с населением.
Для информации сообщу, что мной лично принято в прошлом году 613 человек. Просьбы больше половины из них были удовлетворены, остальные находятся в процессе решения.
В заключении считаю необходимым остановиться на некоторых вопросах формирования и исполнения бюджета. Подробно обсуждали эту тему при утверждении городского бюджета на 2003 год. Напомню, что бюджет 2002 года по доходам и расходам выполнен на 101,7%. При плане 1 млрд.366 млн.рублей доходы составили 1 млрд.388 млн.рублей, что на 472,3 млн.руб. больше, чем в 2001 году.
Примечательно, что в истекшем году дополнительные поступления в городской бюджет были получены в основном за счет продажи земли, доходов от целевого бюджетного фонда и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, что позволило направить дополнительные средства на финансирование мероприятий по обеспечению жизнедеятельности города.
Важным направлением в решении вопроса увеличения доходов бюджета стало повышение эффективности использования муниципального имущества, в том числе земельных ресурсов. Администрацией города утверждены нормативные документы, предусматривающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью города.
Активно ведется работа по поиску новых путей повышения эффективности управления и распоряжения городским имуществом.
В результате упорядочения учета объектов нежилого фонда и грамотного их использования поступления средств в бюджет от сдачи муниципального имущества в аренду увеличились на 25% и составили в 2002 году 23,5 млн.рублей. Доходы от приватизации муниципального имущества составили 17,8 млн.руб. при запланированных 15 млн.рублей или увеличились на 32%.
За счет проведения мероприятий по рыночному распоряжению землей городской бюджет пополнился на 168,4 млн.рублей.
В настоящее время проводится инвентаризация и разграничение собственности земельных участков, идет уточнение границ, создание единого земельного кадастра, что позволит расширить вовлечение земельных ресурсов города в рыночный оборот.
Не менее важным вопросом я бы назвал сокращение недоимки по платежам в городской бюджет. С этой целью в администрации города создана межведомственная комиссия по контролю за погашением недоимки в местный бюджет предприятиями г.Белгорода. Ее функции заключаются в координации действий органов, осуществляющих взыскание и погашение недоимки предприятий-должников, путем применения схемы добровольного погашения недоимки через продажу их имущества, а также содействии Государственному учреждению "Фонд государственного имущества Белгородской области" в вопросах реализации арестованного имущества.
Кроме того, администрацией города проводилась непосредственная работа с руководителями предприятий-недоимщиков, не уплативших, в частности, земельный налог в установленные сроки. В следствие# чего к концу года задолженность по земельному налогу была сокращена на 4,3 млн.руб. при общей недоимке по этому виду налога 10,6 млн.рублей.
В результате проведенной работы недоимка в целом по платежам в местный бюджет сократилась на 19,5% и составила 66,8 млн.рублей. Работа в этом направлении будет продолжена.
Уважаемые депутаты!
Определение ближайших перспективных целей развития невозможно без четкого представления, какой должна быть экономическая политика города. В силу этого администрацией города разработан и одобрен стратегический план действия администрации по развитию города на период до 2006 года, в основу которого легли основные мероприятия по развитию экономики и сферы услуг. Конечная цель их выполнения - повышение качества жизни населения. Это наша основная программа на ближайшую перспективу.
Политическая и экономическая жизнь заставляет и будет заставлять нас вносить коррективы в уже сверстанные планы. Возможно это будет создавать некоторую напряженность в работе. Но иного выбора у нас нет.
Только совместным законодательной и исполнительной власти можно добиться того, чтобы белгородцы жили в нормальных условиях: имели работу, своевременно получали не унижающую человеческое достоинство заработную плату, пенсии, пособия. Чтобы наши дети уверенно смотрели в будущее.
Как сказал еще в начале прошлого столетия Столыпин: "Власть не может считаться целью. Власть - это средство для охранения жизни, спокойствия и порядка..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Белгородского городского Совета депутатов от 18 февраля 2003 г. N 348 "Об отчете главы местного самоуправления о деятельности городской администрации в 2002 году"
Текст решения официально опубликован не был