В целях координации усилий администрации района, администраций п. Борисовка и сельских округов, а также организаций и граждан района по повышению защищенности важных объектов инфраструктуры и населения Борисовского района от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений, постановляю:
1. Утвердить Концепцию безопасности населения Борисовского района, снижения рисков и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений (далее - Концепция безопасности, прилагается).
2. Определить координирующим органом по реализации положений Концепции безопасности районную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Червонящий С.Д.)
3. Заместителю главы администрации района по промышленности, строительству, транспорту, связи и ЖКХ Червонящему С.Д. разработать и утвердить мероприятия по реализации Концепции безопасности.
4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Глава местного самоуправления района |
Н.Давыдов |
Концепция
безопасности населения Борисовского района, снижения рисков и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений
(утв. постановлением главы местного самоуправления Борисовского района от 15 января 2004 г. N 14)
Цель и задачи Концепции
Главной целью настоящей Концепции является повышение уровня защиты населения и территорий Борисовского района от аварий, катастроф, стихийных бедствий, экстремальных и террористических проявлений, снижения рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Краткая характеристика Борисовского района
Борисовский район расположен в юго-западной части Белгородской области. Рельеф района равнинно-волнистый, сильно изрезан балками идействующими оврагами. Через территорию района с востока на запад протекает река Ворскла.
Территория района административно делится на 1 поселковую и 9 сельских администраций. Площадь района 650 кв.км. Население района составляет 26,3 тыс.человек, из них проживают в п. Борисовка 14,1 тыс. человек, в селах района - 12,2 тыс. человек.
На территории района с юга на север по протяженности 28 км проходит железнодорожная магистраль Готня-Харьков.
С запада на восток по району проходит автомобильная дорога Ахтырка-Белгород.
По состоянию на 1 января 2004 года на территории района расположены три объекта, относящихся к категории потенциально опасных для населения, в том числе 2 пожароопасных (АЗК N 18 и ОАО "Н.Борисовское ХПП") и гидротехническое сооружение ЗАО рыбхоз "Борисовский". Также по территории района проходит нефтепродуктопровод Белгород-Сумы.
Комплексная оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объекты прогнозирования
Объектами прогнозирования на территории района являются чрезвычайные ситуации как совокупности характеристик, их источников (объектов, явлений и процессов), параметров возникновения и развития, связанных с ними опасностей для населения и территорий.
Чрезвычайные ситуации подразделяются на три класса : техногенного, природного, биолого-социального характера, а также в зависимости от количества пострадавших людей, размера материального ущерба, масштаба зон поражения классифицируются на локальные, местные, территориальные, федеральные и трансграничные.
Наиболее характерными чрезвычайными ситуациями для района являются локальные и местные.
Прогнозирование возможных поражении и разрушений осуществляется:
а) для землетрясений - для объектов, расположенных на сейсмоопасной территории в соответствии с данными карты общего сейсмического районирования (карты ОСР-78);
б) для наводнений - для объектов, попадающих в зоны возможного затопления при прорыве напорного фронта гидроузлов и попадающих в зоны наводнений при сезонных и дождевых паводках;
в) для бурь и ураганов - для районов, где значения параметров природного явления могут превышать критические;
г) для природных пожаров - для лесной зоны с лесным массивом площадью более 20 кв.км;
д) для террористических актов - по опасным объектам и объектам жизнедеятельности, а также объектам с массовым пребыванием людей;
е) для экстремистских проявлений - по местам социальной напряженности, имеющей экономические и социальные корни.
Опасности чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий
На территории района сохраняются угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий может возникнуть в случае аварий:
- на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные вещества;
- на установках, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя объектов канализации и очистки сточных вод).
При прогнозировании чрезвычайных ситуаций техногенного характера определяются:
- показатель степени риска для населения в связи с возможными авариями на потенциально опасных объектах (потенциальный риск, коллективный риск, индивидуальный риск, риск нанесения материального ущерба);
- опасность, которую представляет чрезвычайная ситуация техногенного характера в общем (интегральном) риске чрезвычайных ситуаций.
Химическая опасность
На территории района химически опасных объектов нет. Химические вещества не хранятся.
Взрывопожароопасность
В районе размещено 2 пожароопасных объекта - ОАО "Н.Борисовское ХПП" и автозаправочный комплекс N 18.
Прогноз пожарной обстановки:
- количество возможных крупных пожаров - 1;
- общая площадь возможных сплошных пожаров - 1,6 кв.км.
Опасность представляют также взрывоопасные предметы времен войны, которых ежегодно обнаруживается и уничтожается до 20 единиц. Определенную опасность локального характера представляют автозаправочные и газовые станции , жилые газифицированные дома и квартиры в населенных пунктах, а также предприятия и организации, использующие в производстве кислород и ацетилен.
По территории района протяженностью 47 км проходит нефтепродуктопровод ОАО "Юго-запад Транснефтепродукт" Белгород-Сумы. Введен в действие в 1989 году, диаметр трубы 273 мм. Транспортное топливо солярка, производительностью 200-250 куб.м/час. При повреждении нефтепродуктопровода может быть выброшено до 1.5 тонн топлива. Площадь загрязнения 0,02 кв.км с населением до 200 человек.
Радиационная опасность
В районе объектов атомной энергии нет.
Радиационное загрязнение местности возможно в случае аварии на АЭС в Курской или Воронежской областях. Общая площадь зон радиоактивного загрязнения может составить площадь равную району. Строительство двух скважин по 460 метров на водозаборе N 2 в п. Борисовка для уменьшения объемной суммарной альфа активности в питьевой воде коммунального водопровода.
Гидродинамическая опасность
В районе имеется 11 прудов с емкостью 9,74 млн.куб.м. Построены они с 1955 по 1998 годы.
Все водохозяйственные объекты, водохранилища и пруды представляют опасность, особенно в период весеннего половодья и при обильных выпадениях атмосферных осадков в виде дождя.
Гидротехнические сооружения на прудах в с. Акулиновка и в с. Березовка находятся в аварийном состоянии.
В районе в результате аварий на гидротехнических сооружениях возможны затопления местности.
При прорыве дамбы на водохранилище ЗАО рыбхоз "Борисовский" может произойти образование зоны затопления общей площадью 2 кв.км в которую попадает около 300 человек.
Экологическая опасность
К основным экологическим угрозам относятся:
- загрязнение до критических уровней сточными водами водоемов района, подземных вод;
- повышение допустимых концентраций опасных для здоровья веществ в продуктах питания (ядохимикаты, нитраты, тяжелые металлы и т.д.).
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение экологической угрозы, являются:
- невыполнение природоохранного законодательства, отсутствие контроля за газоочистными установками и системой их эксплуатации;
- применение технологий и веществ, не обеспечивающих экологическую безопасность;
- увеличение количества автотранспорта с высоким уровнем загрязненности выхлопных газов.
Опасные природные явления
На территории района имеют место наводнения, лесные пожары. Наводнения возникают из-за дождевых паводков (август-сентябрь) и половодий (апрель). Максимальный уровень воды достигает над нулем поста - 2,8 м, доля территории района, подвергающаяся наводнениям, составляет 2 процента.
Степень пожарной опасности средняя (3,0), среднее количество пожаров в году - 25, средняя суммарная площадь пожаров в году 0,3 га, средняя потеря лесной площади - 0,2 га.
Инфекционная заболеваемость населения обусловлена наличием природно-очаговой инфекции. Возможны групповые и единичные случаи заболевания геморрагической лихорадкой.
Опасности чрезвычайных ситуаций террористического и экстремистского характера
Опасность чрезвычайных ситуаций террористического и экстремистского характера на территории района может возникнуть в связи со следующими факторами:
- трансграничность района;
- наличие объектов обеспечения жизнедеятельности населения;
- наличие объектов с массовым пребыванием населения;
- наличие развитой сети транспортных международных сообщений, возросший объем перевозок пассажиров, грузов, в том числе опасных;
- незаконный оборот наркотических веществ;
- интенсивность миграционных процессов, обусловленных, в первую очередь, сложной обстановкой в Северо-Кавказском регионе, создающих условия для легализации и беспрепятственного перемещения террористов по территории страны.
В 2003 году в район прибыло 903 мигранта. Общая численность выходцев из республик Средней Азии, Северного Кавказа и Закавказья составляет 17 человек.
Для защиты населения и объектов экономики от террористических и экстремистских проявлений правоохранительные органы имеют специальные планы и располагают необходимыми силами и средствами, которые применяются в строгом соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами.
Учитывая объективные реалии, механизмом практической реализации основных положений государственной политики по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий должна стать Концепция безопасности населения Борисовского района, снижение рисков и защита от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений.
Реализация концепции позволит осуществлять на территории района постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать систему мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также надежно осуществлять защиту населения района от аварий, катастроф, стихийных бедствий, экстремистских и террористических проявлений.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие основные задачи:
1. Формирование нормативно-правовой и методической базы для обеспечения контроля за происходящими процессами природного, техногенного, социального характера, и другими, которые могут повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций различной степени тяжести.
2. Создание и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций.
3. Развитие системы информационного обеспечения при возникновении чрезвычайных ситуаций, совершенствования системы связи и оповещения о чрезвычайных ситуациях.
4. Совершенствование материально-технической базы хозяйствующих субъектов, участвующих в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Совершенствование системы подготовки специалистов по управлению комплексом сил и средств при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Система программных мероприятий
1. Разработка нормативно-правового и методического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.
2. Разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей чрезвычайных ситуаций.
3. Разработка и реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.
4. Разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
5. Разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Заместитель главы администрации района |
С.Червонящий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы местного самоуправления Борисовского района Белгородской области от 15 января 2004 г. N 14 "Об утверждении Концепции безопасности населения Борисовского района, снижения рисков и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений"
Текст постановления официально опубликован не был