Решение Арбитражного суда Белгородской области
от 12 марта 2004 г. N А08-12736/03-24
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 октября 2004 г. N А08-12736/03-24 настоящее решение оставлено в силе
ОАО "Б" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по г. Белгороду от 11.07.2003 г. N 10 о внесении изменений в решение о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, пени и штрафам.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Ответчик требования заявителя не признает, по основаниям указанны в отзыве на исковое заявление, считает, что оспариваемое решение налогового органа является законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение представителей сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 г. N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" налоговым органом по заявлению налогоплательщика приняла решение от 16.08.2001 г. N 15 "О предоставлении ОАО "Белгородстройдеталь" право реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, пени и штрафам" в сумме 3981,5 рублей. В том числе по налогам и сборам - 583,1 тыс. руб., по пени и штрафам-3398,4 тыс. рублей.
Принимая во внимание погашение заявителем реструктурированной суммы задолженности по пени и штрафам согласно утвержденного сторонами графика, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2002 г. N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам", налоговым органом принято решение от 10.11.2002 г. "О списании задолженности по пеням и штрафам" ОАО "Белгородстройдеталь", на сумму 3289220 рублей 26 копеек.
11.07.2003 г. налоговым органом принято решение N 10 "О внесении изменений в решение о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, пени и штрафам". По тем основания, что в реструктурированную сумму задолженности по пеням ошибочно включенные дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 702782 руб., в связи с чем указанным решением установлено - исключить указанную сумму из пени и включить в сумму реструктурированной задолженности по налогу на прибыль.
Заявитель, полагая, что право на одностороннее внесение изменений в принятое, в установленном порядке, решение о реструктуризации кредиторской задолженности налоговому органу не предоставлено, обратился в суд.
Основанием принятия указанного решения явилось письмо МНС РФ от 20.11.2002 г. NОС-6-29/1796@ в соответствии, с которым задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль включается в сумму реструктурированной задолженности по налогу на прибыль и не подлежит списанию в составе пеней и штрафов, в связи с чем налоговым органом необходимо провести соответствующую корректировку графиков погашения задолженности. Эти разъяснения даны исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 13.11.2001 г. N 25-0 и от 10.01.2002 г. N 5-О.
Исходя из материалов дела, следует, что сторонами установлено соблюдение условий при принятии решений о реструктуризации суммы задолженности по налогам, пени и штрафам, а также о списании задолженности по пеням и штрафам.
Судом установлено, что действующий "Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", утвержденным Постановления Правительства от 03.09.1999 г. N 1002, не предусматривает возможность внесения изменений в решение о реструктуризации и корректировку графика погашения задолженности по инициативе налогового органа в одностороннем порядке.
Письмо МНС РФ от 20.11.2002 г. NОС-6-29/1796@, не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации, официально не опубликовано в средствах массовой информации, а также не доведено до сведения налогоплательщиков, налоговых агентов и их представителей надлежащим образом, как того требует Налоговый Кодекс Российской Федерации.
Кроме того, письмо не является нормативным актом, которым должны вноситься изменения в Постановление Правительства РФ по вопросам реструктуризации кредиторской задолженности и тем самым заведомо ухудшает положение налогоплательщика.
В соответствии с п.7 и п.п. "а" п. 18 Правил по применению в 2001 г. Порядка проведения реструктуризации, утвержденных Приказом МНС РФ от 21.06.2001 г. N БГ-3-10/191,решение о реструктуризации принимается до 31.12.2001 г. включительно, принятие решений о реструктуризации в 2002 г. не допускается, в случае уменьшения по решению суда или налогового органа суммы задолженности организации, в отношении которой ранее принято решение о реструктуризации, суммы задолженности, указанные в графиках, подлежат пропорциональному уменьшению начиная с момента вступления в силу решения суда или с даты вынесения решения налогового органа.
Оспариваемое решение налогового органа от 11.07.2003 г. N 10 "О внесении изменений в решение о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, пени и штрафам" от 16.08.2001 г. N 15 в нарушение вышеуказанных правил увеличивает задолженность заявителя по налогам и сборам, что также ухудшает положение налогоплательщика. Также оспариваемое решение не содержит дату определения задолженности по налогу на прибыль, график погашения задолженности по периодам с учетом корректировки.
Изменение толкований сути дополнительных платежей по налогу на прибыль не является основанием для внесения изменений в решение о реструктуризации согласно постановлению Правительства РФ от 03.09.1999 г. N 1002. Взыскание задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в данном случае может производиться налоговым органом только в предусмотренном Налоговым кодексом РФ порядке погашения (взыскания) задолженности.
При указанных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
При подаче заявления заявителем уплачена госпошлины в размере 1000 рублей. Расходы по госпошлине возложить на ответчика. Ответчик от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Требования ОАО "Б" удовлетворить.
Признать недействительным решение ИМНС РФ по г. Белгороду от 11.07.2003 г. N 10 "О внесении изменений в решение о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, пени и штрафам".
Заявителю выдать справку на возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в установленном законном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 12 марта 2004 г. N А08-12736/03-24
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Белгородской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 октября 2004 г. N А08-12736/03-24 настоящее решение оставлено в силе