Постановление Губернатора Белгородской области
от 25 ноября 2005 г. N 185
"Об организации работы по обеспечению жизнедеятельности населения области, снижению рисков при чрезвычайных ситуациях, профилактике дорожно-транспортных происшествий, пожаров, безопасности на водных объектах, других происшествий и повышению эффективности обучения учащихся образовательных учреждений области по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности"
Проведение целенаправленной и активной работы по реализации положений Концепции безопасности населения Белгородской области, снижения рисков и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений позволило обеспечить снижение гибели людей на территории области и иметь лучшие показатели по удельному весу на 100 тыс. населения в Центральном федеральном округе.
Вместе с тем анализ причин гибели людей в 2004-2005 годах свидетельствует о том, что каждый четвертый из погибших мог остаться в живых при условии соблюдения им элементарных правил безопасности. Так, за это время на территории области в дорожно-транспортных происшествиях погибло 576 человек, из них 32 ребенка и 372 ребенка ранено. На пожарах погибло 183 человека, в том числе 5 детей. На водных акваториях утонули 189 человек, из них 21 ребенок. Складывающаяся ситуация с гибелью людей указывает на недостаточный уровень подготовки населения в области знания правил дорожного движения, гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.
Обучение учащихся по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ) и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" (далее - БЖД) недостаточно отвечает требованиям сегодняшнего дня.
Ответственные работники управлений образования и науки области, внутренних дел и Главного управления МЧС России по Белгородской области не уделяют должного внимания привитию учащимся навыков безопасного поведения вне школы.
Учебно-материальная база для обучения населения совершенствуется крайне медленно и не в полной мере обеспечивает качественное проведение занятий, особенно практических.
Обучение работающего населения в управленческих структурах, на малочисленных предприятиях и в организациях проводится не качественно и не эффективно. Слабым звеном в общей системе подготовки населения продолжает оставаться работа с неработающим населением. Создание и организация функционирования учебно-консультационных пунктов на территории городов, не отнесенных к группам по гражданской обороне, а также при администрациях сельских поселений идет крайне медленно.
Укомплектованность образовательных учреждений штатными преподавателями курса ОБЖ и дисциплины БЖД составляет 91 процент. Только половина общеобразовательных учреждений имеет специализированные классы по курсу ОБЖ.
В целях повышения эффективности подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, учащихся образовательных учреждений области по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, снижения количества дорожно-транспортных происшествий постановляю:
1. Рекомендовать главам местного самоуправления муниципальных образований в области:
- изучить причины гибели людей при возникновении чрезвычайных ситуаций, на пожарах и водных объектах, в дорожно-транспортных происшествиях, разработать профилактические мероприятия по их недопущению;
- проанализировать состояние обучения (переподготовки) должностных лиц руководящего состава гражданской обороны, городского (районного) звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, состояние учебно-материальной базы, программного, учебно-методического и кадрового обеспечения подготовки учащихся и студентов по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД, населения к действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- принять меры по повышению качества подготовки руководящего состава, населения и учащихся в образовательных учреждениях городов и районов области;
- оказать практическую помощь органам образования в укреплении материально-технической базы и приобретении тематических учебных пособий по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД при подготовке и проведении занятий по данному предмету;
- обеспечить взаимодействие заинтересованных ведомств по организации подготовки водителей и повышения качества их обучения;
- оказать финансовую поддержку общеобразовательным учебным заведениям в целях улучшения материально-технической базы автомобильных классов и обеспечения их учебными транспортными средствами;
- организовать совместно с территориальными органами управлений образования и науки области, внутренних дел области и МЧС России по Белгородской области проведение регулярной разъяснительной и профилактической работы с учащимися учебных заведений по вопросам безопасного поведения во вне учебное время и пропаганду мер личной безопасности.
2. Управление образования и науки области (Тимофеев С.П.):
- создать на базе управлений (отделов) образования городов и районов области методические объединения по безопасности жизнедеятельности, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, антитеррористической защищенности, пожарной безопасности и безопасности на воде;
- повысить ответственность и усилить спрос с руководителей общеобразовательных учреждений за качество проведения занятий по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД;
- обеспечить выполнение государственных программ курса ОБЖ и дисциплины БЖД в образовательных учреждениях области в полном объеме;
- привлекать к проведению занятий по дисциплине ОБЖ руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований в области, представителей правоохранительных структур и заинтересованных ведомств.
3. Создать на базе Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (Гридчин А.М.) Региональный научно-методический центр по безопасности жизнедеятельности, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, антитеррористической защищенности, пожарной безопасности и безопасности на воде (далее - Центр) с задачами:
- координация деятельности по подготовке населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах учащихся образовательных учреждений области по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД;
- подготовка и переподготовка преподавательских кадров по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД;
- разработка учебно-методических материалов для преподавания курса ОБЖ и дисциплины БЖД.
4. Утвердить положение о Региональном научно-методическом центре по безопасности жизнедеятельности, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, антитеррористической защищенности, пожарной безопасности и безопасности на воде при Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г. Шухова (прилагается).
5. Утвердить программу повышения эффективности подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах учащихся образовательных учреждений области по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД (прилагается).
6. Утвердить методические рекомендации по подготовке населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах на 2006-2010 годы (прилагаются).
7. Утвердить программу обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (прилагается).
8. Утвердить положение о конкурсах "Учитель года по курсу ОБЖ", "Преподаватель года по дисциплине БЖД" (прилагается).
9. Утвердить методические рекомендации по организации опорных общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по совершенствованию преподавания курса ОБЖ и дисциплины БЖД, по оборудованию учебных классов курса ОБЖ и дисциплины БЖД (прилагаются).
10. Контроль за исполнением постановления возложить на секретариат Совета безопасности области (Щербаков В.В.) и департамент социальной политики области (Худаев Д.В.).
Об исполнении постановления информировать до 1 декабря 2006 года.
Губернатор |
Е. Савченко |
Положение
о Региональном научно-методическом центре по безопасности жизнедеятельности, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, антитеррористической защищенности, пожарной безопасности и безопасности на воде при Белгородском государственном технологическом университете имени В.Г. Шухова
(утв. постановлением Губернатора Белгородской области от 25 ноября 2005 г. N 185)
Региональный научно-методический центр по безопасности жизнедеятельности, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, антитеррористической защищенности, пожарной безопасности и безопасности на воде при Белгородском государственном технологическом университете имени В.Г. Шухова (далее - БГТУ имени В.Г. Шухова) создан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об основах охраны труда в Российской Федерации", законами Белгородской области "Об охране труда", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Постановлением Министерства труда и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года N 1/29 "О порядке обучения и проверки знаний охраны труда руководителей и работников предприятий, учреждений и организаций", Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственны# объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России (Постановление Госгортехнадзора России от 11 января 1999 года N 2), а также Законом Российской Федерации "Об образовании".
I. Общие положения
1.1. Региональный научно-методический центр по безопасности жизнедеятельности, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, антитеррористической защищенности, пожарной безопасности и безопасности на воде (далее именуемый - Центр) создан для повышения эффективности подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, обучения учителей, преподавателей среднего профессионального образования по курсам "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности", переподготовки и проверки знаний в области охраны труда и промышленной безопасности у работников и работодателей на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, проведения экспертизы безопасности промышленных производств (объектов), оборудования и работ.
1.2. Центр является структурным подразделением университета и функционирует при кафедрах "Безопасность жизнедеятельности" и "Защита в чрезвычайных ситуациях".
1.3. Центр изучает и анализирует состояние защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вопросы организации обучения учащихся средних образовательных учреждений по курсам "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности", условия труда и безопасное состояние опасных производственных объектов на промышленных предприятиях.
1.4. Центр проводит научные исследования по безопасности жизнедеятельности, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, экспертную оценку влияния производственных факторов на безопасность жизнедеятельности работников предприятий и населения.
1.5. Центр разрабатывает рекомендации и инструкции для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, по защите населения и территорий, снижения производственного риска и травматизма на предприятиях региона.
1.6. Все виды учебно-методической и научно-исследовательской деятельности Центра проводятся на базе БГТУ имени В.Г. Шухова по планам, договорам и программам, согласованным с органами исполнительной власти Белгородской области, Главным управлением МЧС России по Белгородской области, управлением образования и науки области, управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Белгородской области, управлением по труду области.
1.7. Прием на работу в Центр преподавателей и сотрудников, их оплата осуществляется на договорной (контрактной) основе и оформляется приказом (распоряжением) ректора университета.
1.8. Финансирование Центра осуществляется за счет средств областного бюджета, средств, получаемых от предприятий, учреждений, физических лиц и организаций различных форм собственности за обучение, семинары, экзамены, экспертизу и исследовательскую работу, а также иных видов деятельности и материально-технической помощи региона.
1.9. Средства, заработанные Центром, зачисляются на внебюджетный счет университета и расходуются на оплату труда сотрудников и преподавателей Центра, создание материально-технической базы университета, развитие кафедр "Безопасность жизнедеятельности", "Защита в чрезвычайных ситуациях" и университета.
1.10. Юридический адрес Центра: 308012, БГТУ имени В.Г. Шухова, г. Белгород, ул. Костюкова, 46, Региональный научно-методический центр по безопасности жизнедеятельности, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, антитеррористической защищенности, пожарной безопасности и безопасности на воде.
II. Цели и задачи центра
2.1. Главными целями Центра являются:
- проведение обучения, подготовки и переподготовки учителей средних образовательных учреждений, преподавателей средних профессиональных и высших учебных заведений, работников и специалистов промышленных предприятий по вопросам безопасности жизнедеятельности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной и промышленной безопасности и охраны труда;
- разработка мероприятий, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, снижение производственного риска и повышение уровня защиты жизнедеятельности человека;
- методическая помощь предприятиям и организациям региона в деле предупреждения и предотвращения чрезвычайных ситуаций, аварий техногенного характера, снижение травматизма и профессиональных заболеваний.
2.2. Основными задачами Центра являются:
- обучение, консультации и переподготовка учителей средних образовательных учреждений, преподавателей средних профессиональных и высших учебных заведений, работников и специалистов предприятий и организаций всех форм собственности независимо от хозяйственной деятельности по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях, безопасности жизнедеятельности, охраны труда и промышленной безопасности;
- проверка знаний нормативных актов и законодательных положений по охране труда работодателей, технических руководителей (главных инженеров), руководителей служб охраны труда и промышленной безопасности, работников предприятий;
- разработка и издание учебно-методических и информационных материалов по вопросам безопасности жизнедеятельности;
- проведение независимой экспертизы условий труда и промышленной безопасности;
- исследование и анализ причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний и разработка рекомендаций по их предотвращению;
- пропаганда передового опыта в создании безопасных и здоровых условий труда, здорового образа жизни, безопасности жизнедеятельности и защиты в чрезвычайных ситуациях.
III. Права и обязанности центра
3.1. Центр как структурное подразделение БГТУ имени В.Г. Шухова является лицензированным и ему предоставлено право на ведение образовательной, научно-исследовательской и экспертной деятельности.
3.2. Центром осуществляется обучение и проверка знаний по безопасности жизнедеятельности, защите в чрезвычайных ситуациях, промышленной безопасности и охране труда учителей, преподавателей, работников предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Белгородской области.
3.3 Центр имеет право:
- разрабатывать учебно-методические программы в области безопасности жизнедеятельности;
- на договорной основе подбирать на работу научно-педагогические кадры, вспомогательный персонал и отвечать за уровень их квалификации;
- формировать комиссии по проверке знаний по безопасности жизнедеятельности и охране труда;
- организовывать и совершенствовать методическое обеспечение образовательного процесса;
- привлекать для работы организации и подразделения, участвующие в процессе обучения, переподготовки и проверки знаний работников предприятий и организаций в области охраны труда и промышленной безопасности;
- издавать научную и учебно-методическую литературу.
3.4. Центр обязан:
- качественно проводить все виды учебно-методической, научно-исследовательской и экспертной деятельности в соответствии с программами и нормативными документами;
- по результатам экзаменов (собеседования) выдавать удостоверения о проверке знаний по безопасности жизнедеятельности, охране труда и промышленной безопасности установленного образца.
IV. Управление центром
4.1. Руководство текущей деятельностью Центра осуществляет дирекция, возглавляемая директором, назначенным приказом ректора БГТУ имени В.Г. Шухова.
4.2. Должностные обязанности директора Центра могут исполняться по совместительству.
4.3. Директор Центра, в пределах своей компетенции, решает все вопросы Центра и несет ответственность за качественное выполнение всех работ.
4.4. Директор формирует структуру и штат Центра в пределах имеющихся средств.
4.5. Непосредственный контроль за деятельностью Центра осуществляют соответствующие службы БГТУ имени В.Г. Шухова.
V. Ликвидация центра
Центр ликвидируется (реорганизуется) в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об образовании", и в соответствии с Типовым положением о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов предприятий, учреждений и организаций на территории Белгородской области.
Программа
повышения эффективности подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, учащихся образовательных учреждений области по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД
(утв. постановлением Губернатора Белгородской области
от 25 ноября 2005 г. N 185)
NN п.п. |
Содержание мероприятий |
Срок (периодичность) исполнения |
Ответственный за исполнение |
Подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах | |||
1. |
Организовать приведение нормативных правовых актов Белгородской области и правовых актов муниципальных образований по организации обучения населения в области безопасности жизнедеятельности в соответствие с требованиями статей 16, 40, 91, 96 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, федеральных законов от 6 августа 1999 года N 184-ФЗ, от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, других законодательных и нормативных правовых актов |
I квартал 2006 года |
Управление образования и науки области Главное управление МЧС России по Белгородской области |
2. |
Проанализировать вопросы организации и осуществления обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, работников организаций в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, в том числе и личного состава аварийно-спасательных формирований (далее - АСФ), определить задачи и мероприятия по их совершенствованию |
До 15 февраля 2006 года |
Главы местного самоуправления муниципальных образований в области Руководители организаций |
3. |
Организовать внесение необходимых уточнений (с учетом особенностей области) в программы подготовки должностных лиц и работников ГО и РСЧС, проходящих обучение в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - УМЦ ГОЧС) и на курсах гражданской обороны (далее - ГО) |
До 20 января 2006 года |
Главное управление МЧС России по Белгородской области |
4. |
Планировать рассмотрение не реже одного раза в год на заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности вопросов организации и хода обучения населения в области безопасности жизнедеятельности и осуществлять контроль за выполнением принятых решений |
Ежегодно |
Председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) области, городов и районов |
5. |
Разработать и осуществить комплекс мер по обустройству УМЦ ГОЧС, курсов ГО, учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и всестороннему обеспечению их деятельности, а также оптимизации штатной численности УМЦ ГОЧС и курсов ГО на основе расчета объема учебной работы |
До 15 февраля 2006 года |
Главы местного самоуправления муниципальных образований в области Главное управление МЧС России по Белгородской области |
6. |
Обеспечить действенный контроль за организацией и ходом обучения населения, качеством разработки организационных, планирующих и отчетных документов по подготовке населения |
Постоянно |
Главное управление МЧС России по Белгородской области Управление образования и науки области |
7. |
Обеспечить разработку ежегодного комплексного плана мероприятий по обучению неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности и его выполнение с привлечением соответствующих органов управления и подведомственных им учреждений культуры, связи и информации, образования, здравоохранения, торговли, транспорта, коммунального хозяйства и др., а также организаций, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей |
До 15 февраля 2006 года |
Управление жилищно-коммунального хозяйства области |
8. |
Совершенствовать в ходе учений и тренировок навыки в практических действиях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также должностных лиц ГО и РСЧС |
Ежеквартально |
КЧС области, городов и районов Главное управление МЧС России по Белгородской области |
9. |
Продолжить разработку методических и наглядных пособий по безопасности жизнедеятельности, организовать обеспечение ими образовательных учреждений области в необходимом объеме |
Постоянно |
Управление образования и науки области |
10. |
Организовать подбор мест размещения технических средств информации в местах массового пребывания людей, а также предоставление имеющихся технических средств информации и времени для решения вопросов обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, а также его своевременного информирования |
I квартал 2006 года |
КЧС области, городов и районов Главное управление МЧС России по Белгородской области |
11. |
Внести в программы обучения работающего населения и нештатных АСФ необходимые уточнения и дополнения с учетом особенностей деятельности организации, специфики решаемых задач, а также обучения их в области пожарной безопасности и безопасности на водных объектах. Базовую подготовку нештатных АСФ организовывать и осуществлять в соответствии с Примерной программой обучения нештатных АСФ |
До 15 февраля 2006 года |
Руководители организаций |
Повышение эффективности обучения учащихся образовательных учреждений области по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД | |||
12. |
Повысить ответственность руководителей всех уровней за организацию обучения населения в области безопасности жизнедеятельности и изучения в образовательных учреждениях курса ОБЖ и дисциплины БЖД |
Постоянно |
Главы местного самоуправления муниципальных образований в области |
13. |
Усилить контроль за выполнением перспективных планов совершенствования учебно-материальной базы обучения всех категорий населения в области безопасности жизнедеятельности |
Постоянно |
Управление образования и науки области |
14. |
Разработать план мероприятий по организации укомплектования и повышения квалификации преподавателей-организаторов курса ОБЖ и преподавателей дисциплины БЖД, поддержанию, дальнейшему развитию и совершенствованию учебной материальной базы для подготовки обучаемых по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД |
До 20 января 2006 года |
Управление образования и науки области Главы местного самоуправления муниципальных образований в области |
15. |
Провести семинар с участием руководителей методических объединений, преподавателей ОБЖ и БЖД по вопросам повышения эффективности обучения по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД с доведением до сведения участников семинара статистических показателей гибели и травматизма населения области |
Декабрь 2005 года |
Управление образования и науки области |
16. |
Создать опорные образовательные учреждения по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД в каждом муниципальном образовании |
I квартал 2006 года |
Управление образования и науки области Главное управление МЧС России по Белгородской области |
17. |
Проработать вопросы обеспечения образовательных учреждений учебной литературой и наглядными пособиями по тематике безопасности жизнедеятельности |
I квартал 2006 года |
Управление образования и науки области |
18. |
Расширить сеть специализированных классов с углубленным изучением ОБЖ и подготовки к военной службе (в школах с количеством учащихся 200 человек и более# |
III квартал 2006 года |
Управление образования и науки области Главное управление МЧС России по Белгородской области |
19. |
Организовать систему контроля за выполнением в полном объеме учебных программ по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД в образовательных учреждениях области |
I квартал 2006 года |
Управление образования и науки области |
20. |
Проводить работу по дальнейшему развитию детско-юношеского движения "Школа безопасности", организации и проведению слетов-соревнований "Школа безопасности", полевых лагерей "Юный спасатель" |
Постоянно |
Управление образования и науки области Главное управление МЧС России по Белгородской области |
21. |
Внедрить в практику использования образовательными учреждениями на договорной основе учебно-материальной базы учебно-методических центров, курсов гражданской обороны, поисково-спасательных служб, скорой медицинской помощи и других служб для изучения наиболее сложных вопросов ОБЖ и подготовки (переподготовки, повышения квалификации) преподавательских кадров |
I квартал 2006 года |
Управление образования и науки области Главное управление МЧС России по Белгородской области Управление здравоохранения области Управление внутренних дел области |
22. |
Организовать регулярные занятия в образовательных учреждениях области по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД с участием специалистов-практиков: спасателей, пожарных, саперов, инспекторов ГИБДД, участковых уполномоченных, врачей скорой медицинской помощи и врачей-наркологов |
Ежемесячно |
Управление образования и науки области Главное управление МЧС России по Белгородской области Управление здравоохранения области Управление внутренних дел области |
23. |
Проводить тренировки в образовательных учреждениях, общежитиях по эвакуации учащихся, жильцов при возникновении пожара, других опасных ситуаций |
Ежеквартально |
Управление образования и науки области Собственники общежитий |
24. |
Планировать номинации "Учитель года по курсу ОБЖ" и "Преподаватель года по дисциплине БЖД" в рамках проводимого областного профессионального конкурса "Учитель года" |
Ежегодно |
Управление образования и науки области Главное управление МЧС России по Белгородской области |
25. |
Активизировать использование средств массовой информации для пропаганды, изучения ОБЖ, патриотического воспитания подрастающего поколения и подготовки молодежи к cлужбе в Вооруженных Силах |
Постоянно |
Управление образования и науки области |
Методические рекомендации
по подготовке населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах на 2006-2010 годы
(утв. постановлением Губернатора Белгородской области от 25 ноября 2005 г. N 185)
1. Главной задачей по подготовке населения Белгородской области в 2006-2010 годах в области безопасности жизнедеятельности является развитие единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с учетом обучения населения вопросам пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, расширение ее возможностей, в том числе за счет создания общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, совершенствование организации подготовки населения на основе требований новых нормативных правовых актов.
2. Основные усилия в работе по выполнению главной задачи направлены на:
обеспечение выполнения положений законодательных и нормативных правовых актов по подготовке населения в области безопасности жизнедеятельности;
соблюдение необходимой периодичности повышения квалификации руководителей всех уровней управления по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также внедрении при их обучении новых программ и современных технологий подготовки, в том числе дистанционного обучения;
уточнение программ обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом подготовки всех категорий населения по вопросам обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
создание и развитие современной учебной материально-технической базы для подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности;
реализацию проекта по совершенствованию обеспечения населения информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей.
3. Обучение населения в области безопасности жизнедеятельности осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проводится в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - УМЦ ГОЧС), на курсах гражданской обороны (далее - ГО), по месту работы, учебы и жительства граждан.
4. В целях совершенствования организации и осуществления обучения населения в области безопасности жизнедеятельности:
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах области:
планировать рассмотрение не реже одного раза в год на заседаниях вопросов организации и хода обучения населения в области безопасности жизнедеятельности и осуществлять контроль за выполнением принятых решений;
совместно с Главным управлением МЧС России области в ходе учений и тренировок совершенствовать навыки в практических действиях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также должностных лиц ГО и РСЧС;
совместно с Главным управлением МЧС России области организовать подбор мест размещения технических средств информации в местах массового пребывания людей, а также предоставление имеющихся технических средств информации и времени для решения вопросов обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, а также его своевременного информирования;
Главному управлению МЧС России по Белгородской области (по согласованию):
организовать внесение необходимых уточнений (с учетом особенностей региона) в программы подготовки должностных лиц и работников ГО и РСЧС, проходящих обучение в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО;
разработать и осуществить комплекс мер по обустройству УМЦ ГОЧС, курсов ГО, учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и всестороннему обеспечению их деятельности, а также оптимизации штатной численности УМЦ ГОЧС и курсов ГО на основе расчета объема учебной работы;
совместно с управлением образования и науки области организовать эффективный контроль за организацией и ходом обучения населения, а также полнотой и качеством разработки организационных, планирующих и отчетных документов по подготовке населения;
Управлению образования и науки области:
совместно с Главным управлением МЧС России по Белгородской области организовать приведение нормативных правовых актов органов исполнительной власти и муниципальных образований области по организации обучения населения в области безопасности жизнедеятельности в соответствие с требованиями статей 16, 40, 91, 96 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, федеральных законов от 6 августа 1999 года N 184-ФЗ, от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, других законодательных и нормативных правовых актов;
повысить ответственность руководителей всех уровней за организацию обучения населения в области безопасности жизнедеятельности и изучения в образовательных учреждениях курса ОБЖ и дисциплины БЖД;
обеспечить разработку ежегодного комплексного плана мероприятий по обучению неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности и его выполнение с привлечением соответствующих органов управления и подведомственных им учреждений культуры, связи и информации, образования, здравоохранения, торговли, транспорта, коммунального хозяйства и др., а также организаций, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей;
определить конкретные мероприятия по организации укомплектования и повышения квалификации преподавателей-организаторов курса ОБЖ и преподавателей дисциплины БЖД, поддержанию, дальнейшему развитию и совершенствованию учебной материальной базы для подготовки обучаемых по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД;
планировать и проводить семинары-совещания с руководителями образовательных учреждений по повышению эффективности изучения курса ОБЖ и дисциплины БЖД, внедрению современных методик и технических средств в процесс обучения;
проработать вопросы создания и оснащения специализированных классов для изучения курса ОБЖ и дисциплины БЖД, обеспечения образовательных учреждений учебной литературой и наглядными пособиями по тематике безопасности жизнедеятельности;
совместно с Главным управлением МЧС России по Белгородской области планировать и ежегодно проводить с учетом особенностей области соревнования "Школа безопасности" или полевые лагеря "Юный спасатель";
совместно с Главным управлением МЧС России по Белгородской области планировать и организовывать ежегодное проведение конкурса "Учитель года по курсу ОБЖ" и "Преподаватель года по дисциплине БЖД";
Руководителям органов местного самоуправления на соответствующих территориях:
организовать приведение муниципальных правовых актов по организации обучения населения в области безопасности жизнедеятельности в соответствие с требованиями статей 16, 40, 91, 96 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, федеральных законов от 6 августа 1999 года N 184-ФЗ, от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, других законодательных и нормативных правовых актов;
повысить ответственность руководителей всех уровней за организацию обучения населения в области безопасности жизнедеятельности и изучения в образовательных учреждениях курса ОБЖ и дисциплины БЖД;
планировать рассмотрение не реже одного раза в год на заседаниях соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности вопросов организаций и хода обучения населения в области безопасности жизнедеятельности и осуществлять контроль за выполнением принятых решений;
разработать и осуществить комплекс мер по обустройству учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и всестороннему обеспечению их деятельности;
совместно с Главным управлением МЧС России по Белгородской области в ходе учений и тренировок совершенствовать навыки в практических действиях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также должностных лиц ГО и РСЧС;
усилить контроль за выполнением перспективных планов совершенствования учебно-материальной базы по обучению всех категорий населения в области безопасности жизнедеятельности;
совместно с Главным управлением МЧС России по Белгородской области организовать подбор мест размещения технических средств информации в местах массового пребывания людей, а также предоставление имеющихся технических средств информации и времени для решения вопросов обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, а также его своевременного информирования;
определить конкретные мероприятия по организации укомплектования и повышения квалификации преподавателей-организаторов курса ОБЖ и преподавателей дисциплины БЖД, поддержанию, дальнейшему развитию и совершенствованию учебной материальной базы для подготовки обучаемых по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД;
проработать вопросы создания и оснащения специализированных классов для изучения курса ОБЖ и дисциплины БЖД, обеспечения образовательных учреждений учебной литературой и наглядными пособиями по тематике безопасности жизнедеятельности;
планировать и ежегодно проводить с учетом особенностей района соревнования "Школа безопасности" или полевые лагеря "Юный спасатель";
планировать и совместно с управлением образования и науки области, Главным управлением МЧС России по Белгородской области организовывать ежегодное проведение конкурса "Учитель года по курсу ОБЖ" и "Преподаватель года по дисциплине БЖД". Руководителям организаций:
проанализировать вопросы организации и осуществления обучения работников организаций в области безопасности жизнедеятельности, в том числе и личного состава аварийно-спасательных формирований (далее - АСФ), определить задачи и мероприятия по их совершенствованию;
внести в программы обучения работающего населения и нештатных АСФ необходимые уточнения и дополнения с учетом особенностей деятельности организации, специфики решаемых задач, а также обучения их в области пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.
Базовую подготовку нештатных АСФ организовывать и осуществлять в соответствии с программой обучения нештатных АСФ:
основное внимание при обучении работников организаций и личного состава формирований направить на повышение уровня практических навыков по выполнению задач согласно предназначению, а также при действиях в чрезвычайных ситуациях и пожарах;
в ходе учений и тренировок отрабатывать приемы и способы действий в чрезвычайных ситуациях и при угрозе террористических акций, эвакуации работников, материальных и культурных ценностей, а также вырабатывать необходимые морально-психологические качества, требуемые в экстремальных ситуациях;
принять необходимые меры по оснащению и поддержанию в рабочем состоянии имеющейся учебно-материальной базы, а также по ее эффективному использованию и совершенствованию.
5. В целях совершенствования практических умений и навыков всех категорий населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности планировать и проводить учения и тренировки с периодичностью и продолжительностью, определяемыми ежегодными организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При проведении учений и тренировок особое внимание уделять оценке реальности имеющихся планов гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработке практических вопросов действий обучаемых при чрезвычайных ситуациях, пожарах и угрозе террористических акций в учреждениях образования, здравоохранения и в местах массового пребывания людей.
Программа
обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований
(утв. постановлением Губернатора Белгородской области от 25 ноября 2005 г. N 185)
I. Общие положения
Программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - Программа) составляет основу обучения в целях поддержания готовности нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - нештатных АСФ) к выполнению задач по предназначению, а также обеспечения мер безопасности. В Программе изложены организация и методика обучения нештатных АСФ, тематика и расчет часов базовой подготовки, содержание тем занятий, а также требования к уровню знаний, умений и навыков личного состава нештатных АСФ, прошедших обучение.
II. Организация обучения
1. Подготовка нештатных АСФ организуется и осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Основных положений аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 года N 1479, постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", ежегодных организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организационно-методических указаний по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Подготовка нештатных АСФ включает:
получение личным составом нештатных АСФ знаний по основам гражданской обороны и защиты от ЧС в ходе усвоения Программы обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера;
первоначальную подготовку личного состава нештатных АСФ по соответствующим программам первоначальной подготовки спасателей и их аттестацию в соответствии с требованиями Основных положений аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 года N 1479;
повышение квалификации руководителей нештатных АСФ по Программе обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
обучение личного состава нештатных АСФ по программе, разработанной в соответствии с требованиями настоящей Программы;
участие нештатных АСФ в учениях и тренировках;
проверку готовности нештатных АСФ.
2. Настоящая Программа предназначена для обучения личного состава нештатных АСФ умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий при подготовке и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях, совершенствования его умений и навыков в применении техники, инструментов, приборов и принадлежностей, состоящих на оснащении нештатных АСФ, а также поддержания необходимого уровня готовности нештатных АСФ к выполнению задач по предназначению.
3. Обучение личного состава нештатных АСФ планируется и проводится в рабочее время в объеме 20 часов.
Темы базовой подготовки личного состава нештатных АСФ отрабатываются в полном объеме (14 часов) как формированиями общего назначения, так и формированиями спасательных служб гражданской обороны. Замена тем, уменьшение общего количества часов для их отработки не допускается.
Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных АСФ. На их отработку отводится 6 часов. Конкретные темы специальной подготовки определяются руководителями организаций, создающими нештатные АСФ, по согласованию с руководителем органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.
4. Основным методом проведения занятий с личным составом нештатных АСФ по темам базовой и специальной подготовки является практическая тренировка (упражнение).
Теоретический материал излагается путем рассказа или объяснения в минимальном объеме, необходимом для правильного и четкого выполнения обучаемым практических приемов и действий.
5. Практические и тактико-специальные занятия с личным составом нештатных АСФ организуют и проводят руководители формирований или начальники соответствующих спасательных служб, а на учебных местах - командиры структурных подразделений нештатных АСФ (групп, звеньев).
Руководитель нештатного АСФ или начальник соответствующей спасательной службы одновременно является и руководителем занятий на одном из учебных мест, как правило, наиболее важном и сложном.
Руководителю занятия накануне проведения практического или тактико-специального занятия целесообразно провести инструктаж (инструкторско-методическое занятие) с командирами структурных подразделений нештатных АСФ, которые будут являться руководителями занятий на учебных местах.
6. Занятия с личным составом нештатных АСФ проводятся в учебных городках, на натурных участках или на объектах организации.
7. На тактико-специальные занятия нештатные АСФ выводятся в штатном составе с необходимым количеством техники, приборов, инструментов и принадлежностей. Весь личный состав на занятиях должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты.
Практические занятия с нештатными АСФ общего назначения разрешается проводить по структурным подразделениям (группам, звеньям).
8. Занятия по темам специальной подготовки с нештатными АСФ спасательных служб могут проводиться путем однодневного сбора под руководством начальника соответствующей спасательной службы.
9. Руководителям организаций, создающих нештатные АСФ, разрешается, исходя из местных условий, специфики деятельности организации, уровня подготовки личного состава нештатных АСФ, уточнять содержание тем и время на их изучение, а также вводить новые темы без уменьшения общего времени, отводимого на базовую и специальную подготовку.
10. Личный состав нештатных АСФ должен:
знать:
характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также способы защиты от них;
физико-химические и поражающие свойства аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ), применяемых на объекте, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);
предназначение своего формирования и свои функциональные обязанности;
производственные и технологические особенности своей организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР);
порядок действий по сигналу "Внимание всем!" и речевым информациям;
порядок оповещения, сбора и приведения нештатного АСФ в готовность;
место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения АСДНР;
назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования;
порядок проведения специальной обработки;
уметь:
выполнять функциональные обязанности при проведении АСДНР;
поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять закрепленную штатную технику, механизмы, приборы и другое табельное имущество, а также средства индивидуальной защиты при проведении АСДНР;
оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;
работать на штатных средствах связи;
проводить санитарную обработку, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию техники, сооружений, территории, одежды и средств индивидуальной защиты.
III. Наименование тем и расчет часов базовой подготовки
NN тем |
Наименование тем |
Вид занятия |
Кол-во часов |
1 |
Действия личного состава при приведении нештатных АСФ в готовность |
Тактико-специальное занятие |
2 |
2 |
Действия личного состава нештатных АСФ при выдвижении в район выполнения АСДНР и подготовке к выполнению задач |
Тактико-специальное занятие |
2 |
3 |
Оказание первой медицинской помощи раненым и пораженным и эвакуация их в безопасные места |
Практическое занятие |
2 |
4 |
Применение приборов радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения, а также средств индивидуальной защиты |
Практическое занятие |
2 |
5 |
Меры безопасности при проведении АСДНР |
Практическое занятие |
2 |
6 |
Действия личного состава нештатных АСФ при проведении специальной обработки |
Практическое занятие |
4 |
Итого: |
14 |
IV. Содержание тем базовой подготовки
Тема N 1. Действия личного состава при приведении нештатных АСФ в готовность.
Предназначение формирования и функциональные обязанности личного состава. Понятие о готовности формирований, порядок их приведения в готовность. Порядок оповещения, получения табельного имущества, подгонки средств индивидуальной защиты и выдвижения в район сбора.
Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности нештатных АСФ.
Действия личного состава при практическом приведении формирований в готовность.
Тема N 2. Действия личного состава нештатных АСФ при выдвижении в район выполнения АСДНР и подготовке к выполнению задач.
Уточнение задач личному составу, порядок выдвижения формирования в район выполнения АСДНР. Маршруты, рубежи (пункты) регулирования, порядок построения и выдвижения колонн. Организация и ведение разведки местности и очагов поражения.
Защита личного состава формирования на маршрутах выдвижения и в ходе АСДНР. Подготовка техники, приборов и инструмента к проведению АСДНР.
Порядок всестороннего обеспечения нештатных АСФ при выдвижении и в районах выполнения АСДНР. Организация взаимодействия с подразделениями войск ГО, других войск и формирований, привлекаемых для выполнения АСДНР.
Перегруппировка сил и уточнение задач на проведение АСДНР в других районах (очагах поражения).
Тема N 3. Оказание первой медицинской помощи раненым и пораженным и эвакуация их в безопасные места.
Средства оказания первой медицинской помощи и правила пользования ими. Приемы и способы остановки кровотечений и наложения повязок на раны. Основные правила оказания первой медицинской помощи при переломах, вывихах и ушибах. Оказание первой медицинской помощи при ожогах (термических и химических). Оказание первой медицинской помощи при шоке, обмороке, поражении электрическим током, обморожении.
Первая медицинская помощь при отравлениях и поражениях отравляющими веществами. Методы элементарной сердечно-легочной реанимации. Проведение искусственного дыхания и массажа сердца.
Особенности оказания медицинской помощи при извлечении людей из завалов.
Порядок и способы эвакуации раненых и пораженных в безопасные места, в том числе с использованием подручных средств.
Тема N 4. Применение приборов радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения, а также средств индивидуальной защиты.
Приборы радиационной разведки, их назначение и общее устройство, порядок подготовки приборов к работе и проверка их работоспособности. Определение уровней радиации на местности и степени радиоактивного заражения различных поверхностей.
Комплекты индивидуальных дозиметров, их назначение и общее устройство, порядок зарядки приборов и снятия показаний.
Организация радиационного контроля в нештатных АСФ, групповой и индивидуальный контроль. Порядок выдачи индивидуальных дозиметров и снятия показаний. Ведение журнала учета доз облучения личного состава. Представление донесения (информации) вышестоящему руководителю (начальнику) о дозах облучения личного состава, допустимые дозы облучения.
Назначение и общее устройство приборов химической разведки, подготовка приборов к работе, определение типа и концентрации отравляющих веществ (ОВ) в воздухе, на местности, технике, в почве и сыпучих материалах. Особенности определения ОВ зимой.
Универсальный газоанализатор. Назначение, устройство и порядок работы при определении АХОВ (изучается при наличии на объекте).
Классификация средств индивидуальной защиты, порядок их использования, хранения и поддержания в готовности к выполнению АСДНР. Практическое применение средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания.
Примечание: Занятия проводятся с применением технических средств, имеющихся на оснащении нештатных АСФ, согласно табелю оснащения.
Тема N 5. Меры безопасности при проведении АСДНР.
Необходимые меры безопасности при проведении АСДНР на местности, зараженной радиоактивными и отравляющими веществами, при работе вблизи зданий и сооружений, угрожающих обвалом, в задымленных и загазованных помещениях, на электрических сетях, при тушении нефтепродуктов, при организации работ в зонах катастрофического затопления, в условиях плохой видимости.
Мероприятия по обеспечению безопасности и защиты личного состава формирований при действиях в зонах разрушений, завалов, пожаров, заражения и катастрофического затопления.
Тема N 6. Действия личного состава нештатных АСФ при проведении специальной обработки.
Сущность и способы частичной и полной специальной обработки. Понятие о дезактивации, дегазации и дезинфекции, вещества и растворы, применяемые для этих целей.
Технические средства специальной обработки транспорта, сооружений и территорий, продуктов питания и воды, одежды, обуви, средств индивидуальной защиты. Специальная обработка персонала объектов.
Действия личного состава при проведении частичной дезактивации, дегазации и дезинфекции техники, приборов, средств защиты, одежды, обуви.
Меры безопасности при проведении дезактивации, дегазации и дезинфекции транспорта, сооружений и территорий, продуктов питания и воды, одежды, обуви, средств индивидуальной защиты.
Последовательность проведения частичной и полной санитарной обработки людей при заражении отравляющими и аварийно химически опасными веществами, биологическими средствами и радиоактивными веществами, применение табельных и подручных средств.
Развертывание пункта санитарной обработки в полевых условиях.
Положение
о конкурсах "Учитель года по курсу ОБЖ"
и "Преподаватель года по дисциплине БЖД"
(утв. постановлением Губернатора Белгородской области от 25 ноября 2005 г. N 185)
1. Конкурсы "Учитель года по курсу ОБЖ" среди преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и "Преподаватель года по дисциплине БЖД" среди преподавателей дисциплины безопасность жизнедеятельности (БЖД) проводятся органами управления образованием совместно с территориальными органами МЧС России (далее - конкурсы).
2. Цели конкурсов:
- повышение престижа преподавателя-организатора ОБЖ и преподавателя дисциплины БЖД, выявление, поддержка и поощрение талантливых педагогов, повышение их педагогического мастерства;
- выявление и распространение передового опыта, новых технологий обучения по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД;
- повышение качества обучения учащихся по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, здорового образа жизни, а также обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания;
- повышение статуса курса ОБЖ и дисциплины БЖД.
3. Участниками конкурса "Учитель года по курсу ОБЖ" могут быть:
- преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя и преподаватели, преподающие данный курс по совместительству.
4. Участниками конкурса "Преподаватель года по дисциплине БЖД" могут быть:
- преподаватели дисциплины БЖД учреждений среднего и высшего профессионального образования;
- учителя безопасности жизнедеятельности.
5. Участие в конкурсах является добровольным.
6. Оценка направлений по всем номинациям конкурсов осуществляется по десятибалльной системе (шкале).
7. Для организации и проведения конкурсов создаются жюри, которые руководствуются в своей деятельности положениями, разрабатываемыми органами образования и согласованными с территориальными органами МЧС России.
8. Конкурсы проводятся по следующим этапам:
- образовательное учреждение;
- муниципальный (районный);
- региональный.
9. Дату и место проведения этапов конкурсов определяют соответствующее жюри и не позднее чем за две недели до начала конкурсов сообщают их конкурсантам.
10. Решение об участии конкурсанта на очередном этапе конкурса или отказе по формальным признакам принимает соответствующее жюри простым большинством голосов.
Первый этап - уровень образовательных учреждений
11. На первом этапе конкурсов на основании личных заявок выбираются творческие педагогические работники, обладающие высоким уровнем профессиональной подготовки, активно взаимодействующие с территориальными органами МЧС России, учебно-методическим центром по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - УМЦ ГОЧС), курсами гражданской обороны (далее - ГО), организующие участие обучающихся в проектах "Безопасное колесо", во Всероссийском детско-юношеском общественном движении "Школа безопасности", Всероссийском добровольном пожарном обществе, Всероссийском студенческом корпусе спасателей, соревнованиях спасателей, полевых лагерях "Юный спасатель" и других, участвующие в развитии кадетских корпусов, школ, классов, центров "Юный спасатель", "Юный пожарный" и других, активно участвующие в создании и развитии учебно-материальной базы по курсу ОБЖ, дисциплине БЖД, а также имеющие высокий рейтинг среди учащихся, коллег, родителей и общественности.
12. В качестве жюри на первом этапе выступает педагогический, учебно-методический, научно-технический или ученый совет образовательного учреждения с обязательным включением в состав жюри представителей органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления, УМЦ ГОЧС, курсов ГО, поисково-спасательных и пожарных формирований.
13. Каждое образовательное учреждение самостоятельно избирает процедуру выдвижения своего представителя на муниципальный (районный) этап конкурсов.
14. Во время прохождения конкурсов жюри оценивает готовность материалов конкурсанта для представления на муниципальный (районный) этап конкурсов. Ответственность за полноту и правильность представляемых на конкурс организационных документов несет председатель жюри, за содержательность и информативность материалов - конкурсант.
15. Время проведения первого этапа - февраль-март календарного года.
Второй этап - муниципальный (районный)
16. На этом этапе конкурсов участвуют конкурсанты на основании заявок образовательных учреждений.
В рамках этого же этапа при необходимости проводятся конкурсы в административных округах (районах) муниципальных образований.
17. В состав жюри на этом этапе включаются представители соответствующего органа управления образованием, органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления, УМЦ ГОЧС, курсов ГО, лучшие педагоги-новаторы, представители учебных заведений повышения квалификации работников образования, специалисты в области безопасности жизнедеятельности.
18. Для участия в муниципальном (районном) этапе конкурсов от образовательного учреждения представляются следующие документы:
- представление жюри предыдущего этапа конкурса с указанием баллов по каждому направлению соответствующей номинации;
- аналитическая справка о педагогической деятельности конкурсанта;
- творческий проект.
Документы должны быть заверены подписью руководителя образовательного учреждения и скреплены печатью.
19. Аналитическая справка о педагогической деятельности преподавателя-организатора ОБЖ должна отражать профессиональные качества педагога с точки зрения способности привлекать внимание учащихся к событиям в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, происходящим в стране и мире, умения вместе с учениками обсудить и проанализировать источники возникновения и последствия опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе с учетом особенностей регионов, способностей привития практических навыков обеспечения безопасности, воспитания у школьников чувства сопричастности происходящим событиям и умения оказывать помощь в чрезвычайных ситуациях себе и окружающим людям.
20. Для преподавателя дисциплины БЖД данная справка должна отражать его профессиональные качества с точки зрения способности формирования у учащихся представлений о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека, знаний теоретических основ обеспечения безопасности жизнедеятельности, навыков планирования, организации и осуществления мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики, защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
21. Основными видами конкурсных заданий на этом этапе являются:
- открытый урок (для преподавателя-организатора ОБЖ);
- комплексное занятие (для преподавателя дисциплин БЖД);
- творческий проект.
22. Открытый урок проводится по одинаковой для всех конкурсантов теме курса ОБЖ, объявляемой жюри за день до начала занятия. Урок проводится с учащимися другого образовательного учреждения на базе опорных образовательных учреждений по курсу ОБЖ, УМЦ ГОЧС, курсов ГО.
В ходе открытого урока наблюдению, анализу и оценке подлежит система взаимосвязанной учебно-педагогической деятельности, которая проявляется во взаимодействии учителя с учениками.
23. Критериями оценки открытого урока являются:
- соответствие реальных компонентов учебно-педагогической деятельности, демонстрируемых в ходе урока, выдвигаемым компонентам в рамках творческого проекта;
- уровень знаний региональных особенностей различных опасностей природного, техногенного и другого характера, структуры и возможностей системы противодействия им (в том числе ГО, территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций);
- уровень педагогического мастерства конкурсанта, соответствие содержания урока заявленной теме и целям, умение активизировать учебную работу учащихся, степень овладения техническими средствами обучения, объектами учебно-материальной базы, современными информационными технологиями;
- широта кругозора, уровень знаний в области жизнедеятельности и других предметных областях, уровень общей культуры;
- соответствие достигнутых результатов урока заявленным целям.
24. Комплексное занятие проводится по теме дисциплины БЖД, выбираемой конкурсантом самостоятельно. Занятие проводится с учениками другого образовательного учреждения на базе образцовых опорных образовательных учреждений по дисциплине БЖД, УМЦ ГОЧС, курсов ГО. Комплексное занятие должно включать в себя элементы лекции, семинара и лабораторной работы.
25. Критериями оценки комплексного занятия являются:
- соответствие реальных компонентов учебно-методической деятельности, демонстрируемых в ходе занятия, выдвигаемым компонентам в рамках творческого проекта;
- уровень знаний региональных особенностей различных опасностей природного, техногенного и другого характера, структуры и возможностей системы противодействия им (в том числе ГО, территориальной подсистемы РСЧС);
- уровень педагогических способностей конкурсанта в изложении новых знаний в ходе лекции, в углублении и закреплении знаний в рамках семинара, экспериментальном подтверждении изученных теоретических положений, формул, расчетов в ходе лабораторной работы;
- соответствие содержания занятия заявленной теме и целям, умение активизировать учебную работу учащихся, степень овладения техническими средствами обучения, объектами учебно-материальной базы, современными информационными технологиями;
- широта кругозора, уровень знаний в области жизнедеятельности и других предметных областях, уровень общей культуры;
- соответствие достигнутых результатов урока заявленным целям.
26. Для более четкого определения характерных особенностей, демонстрируемых в ходе открытого урока, комплексного занятия, компонентов учебно-педагогической деятельности может проводиться самоанализ урока.
27. Творческий проект конкурсанта должен отражать его новаторский подход к методике обучения, изложению учебного материала, особенности авторских подходов к проведению теоретических и практических занятий, характеристики собственных учебно-дидактических продуктов.
Объем творческого проекта конкурсанта должен составлять не более десяти печатных страниц. Возможно представление проекта на электронном носителе в виде презентации, слайд-шоу.
Творческий проект должен публично защищаться перед членами жюри.
28. Критериями оценки творческого проекта в ходе его предварительного рассмотрения и защиты являются:
- актуальность и новизна авторского подхода к обучению;
- практическая значимость этого подхода;
- результативность авторского подхода к обучению, оцениваемая по итогам открытого урока, комплексного занятия и данным о педагогической деятельности конкурсанта.
29. Оценка конкурсных заданий осуществляется по десятибалльной системе.
30. Время проведения второго этапа - апрель-май календарного года.
Третий этап - региональный
31. Региональный этап конкурсов проводится на базе опорного образовательного учреждения, УМЦ ГОЧС или межвузовской лаборатории по защите от чрезвычайных ситуаций.
32. В состав жюри на этом этапе входят начальник (заместитель начальника) и представители Главного управления МЧС России по Белгородской области, руководитель (заместитель руководителя) и представители управления образования и науки области, руководящий состав и преподаватели УМЦ ГОЧС, лучшие педагоги-новаторы, представители учебных заведений повышения квалификации работников образования, специалисты в области жизнедеятельности и др.
33. Для участия в региональном этапе конкурсов представляются следующие документы:
- копия протокола заседания жюри по подведению итогов второго этапа конкурсов с указанием баллов по каждому конкурсному заданию, заверенная председателем и членами жюри;
- аналитическая справка о педагогической деятельности;
- творческий проект;
- справка с балльной оценкой по каждому направлению за первый этап конкурсов.
Документы должны быть заверены подписью руководителя образовательного учреждения и скреплены печатью.
34. Основными видами конкурсных заданий на этом этапе являются:
- открытый урок (для преподавателя-организатора ОБЖ);
- комплексное занятие (для преподавателя дисциплин БЖД);
- творческий проект.
35. Требования к конкурсным заданиям, система критериев для их оценки такие же, как и для предыдущего этапа конкурсов.
36. Время проведения третьего этапа - октябрь-ноябрь календарного года.
37. Победителям конкурсов присваиваются звания "Учитель года по курсу ОБЖ" или "Преподаватель года по дисциплине БЖД" (по каждой представленной номинации), вручается специальный приз с символикой МЧС России и оформляется ходатайство в управление образования и науки области с просьбой о поощрении.
38. Итоги конкурсов должны освещаться в средствах массовой информации, на сайтах МЧС России.
39. Финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением конкурсов в образовательных учреждениях, а также на муниципальном уровнях, осуществляется соответственно за счёт образовательных учреждений, средств местных бюджетов и областного бюджета.
40. Оплата командировочных расходов конкурсантов на всех этапах конкурсов осуществляется за счёт направляющих организаций.
Методические рекомендации
по организации опорных общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по совершенствованию преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", по оборудованию учебных классов курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"
(утв. постановлением Губернатора Белгородской области от 25 ноября 2005 г. N 185)
1. Опорные общеобразовательные учреждения и образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования по совершенствованию преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ) и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (далее - БЖД) (далее - опорное образовательное учреждение) создаются в соответствии с приказом МЧС России и Минобразования России от 16 мая 2000 года N 1435/260 (План основных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в образовательных учреждениях Российской Федерации).
2. Основной целью опорного образовательного учреждения является организация работы образовательных учреждений, методических служб, предметных комиссий и управления образования и науки области по совершенствованию преподавания курса ОБЖ и дисциплины БЖД.
3. Опорное образовательное учреждение создается на базе одного из образовательных учреждений по решению органов управления образованием.
4. Опорное образовательное учреждение планирует свою деятельность в соответствии с требованиями федеральных законов "Об образовании", "О гражданской обороне", "Об обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О воинской обязанности и военной службе", постановлений Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" и совместного приказа Минобороны России, Минобразования России от 03 мая 2001 года N 203/1936 "Об утверждении Инструкции по организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы".
Опорное образовательное учреждение координирует и осуществляет работу на территории области с образовательными учреждениями, органами государственной власти, Главным управлением МЧС России по Белгородской области, военными комиссариатами в области безопасности жизнедеятельности.
5. Опорное образовательное учреждение является образцово-показательным учреждением по организации учебного процесса, внеклассной работы с обучающимися по вопросам безопасности жизнедеятельности, мероприятий гражданской обороны, подготовки по основам военной службы и патриотического воспитания.
Опорное образовательное учреждение является базовым образовательным учреждением методических служб общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования по совершенствованию преподавания курса ОБЖ и дисциплины БЖД, по повышению квалификации преподавателей-организаторов ОБЖ по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД.
Одновременно опорное образовательное учреждение является базовым образовательным учреждением по гражданской обороне для районных (городских) курсов гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, а также для координации работы по основам военной службы для военных комиссариатов.
6. В опорном образовательном учреждении для проведения открытых уроков, лекций, а также переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров при содействии заинтересованных министерств и ведомств (МЧС России, Минобороны России, МВД России, ФПС России и др.) создается полный комплекс элементов учебно-материальной базы (кабинет ОБЖ, площадки для практических занятий, методический кабинет, оргтехника).
В опорном образовательном учреждении создаются базы данных в области безопасности жизнедеятельности, компьютерные программы, видеофильмы, информационно-библиографические и учебно-методические материалы для преподавания курса ОБЖ и дисциплины БЖД.
7. Опорное образовательное учреждение изучает, обобщает и внедряет в учебный процесс общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования передовой опыт работы, организует и проводит учебно-методические семинары, конференции и совещания по проблемам преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
8. Опорное образовательное учреждение планирует и организует проведение внеклассной работы по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД, слетов-соревнований в рамках Всероссийского детско-юношеского движения "Школа безопасности" и "Юный спасатель" и Дня защиты детей.
9. Опорное образовательное учреждение организует и проводит сбор, обработку, анализ, хранение информации о состоянии образовательного процесса в области преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Приложение
к методическим рекомендациям
по организации опорных
общеобразовательных учреждений,
образовательных учреждений начального
и среднего профессионального образования
по совершенствованию преподавания курса
"Основы безопасности жизнедеятельности"
и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности",
по оборудованию учебных классов курса
"Основы безопасности жизнедеятельности"
и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"
Рекомендуемый перечень учебно-методической литературы,
учебного имущества и оборудования в учреждениях общего и профессионального образования по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
NN п.п. |
Наименование учебных заведений |
Наименование учебно- методической литературы, учебного имущества и оборудования |
Общеобразовательные учреждения, учреждения начального и среднего профессионального образования (курс "Основы безопасности жизнедеятельности") |
Учреждения среднего профессионального образования (дисциплина "Безопасность жизнедеятельности") |
Учреждения высшего профессионального образования (дисциплина "Безопасность жизнедеятельности") |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. |
Вербальные средства обучения |
|
|
|
|
1.1. |
Нормативная правовая литература |
|
|
|
|
Конституция Российской Федерации |
+ |
+ |
+ |
||
Федеральный закон "Об обороне" |
+ |
+ |
|
||
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" |
+ |
+ |
|
||
Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих" |
+ |
+ |
|
||
Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службы"# |
+ |
+ |
|
||
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации |
+ |
+ |
|
||
Федеральный закон "О гражданской обороне" |
+ |
+ |
+ |
||
Федеральный закон "О радиационной безопасности населения" |
+ |
+ |
+ |
||
Федеральный закон "О пожарной безопасности" |
+ |
+ |
+ |
||
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" |
+ |
+ |
+ |
||
Устав войск гражданской обороны Российской Федерации |
+ |
+ |
+ |
||
1.2. |
Учебная и учебно-методическая литература |
|
|
|
|
Основы безопасности и жизнедеятельности Учебник |
+ |
|
|
||
Безопасность жизнедеятельности. Учебник |
|
+ |
+ |
||
2. |
Учебно-наглядные пособия |
|
|
|
|
2.1. |
Плакаты |
|
|
|
|
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций |
+ |
+ |
+ |
||
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи |
+ |
+ |
|
||
Основы обороны государства и воинской обязанности граждан |
+ |
+ |
|
||
2.2. |
Статистические макеты, муляжи, модели |
|
|
|
|
Макет простейшего укрытия |
+ |
+ |
|
||
Макет быстровозводимого убежища |
+ |
+ |
+ |
||
Макет защитного сооружения ГО (убежища, ПРУ) |
+ |
+ |
+ |
||
2.3. |
Аудиовизуальные пособия |
|
|
|
|
2.3.1 |
Слайды (фолии) |
|
|
|
|
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций |
+ |
+ |
+ |
||
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи |
+ |
+ |
|
||
Основы обороны государства и воинской обязанности граждан |
+ |
+ |
|
||
2.3.2 |
Учебные видеофильмы: |
|
|
|
|
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций |
+ |
+ |
+ |
||
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи |
+ |
+ |
|
||
Основы обороны государства и воинской обязанности граждан |
+ |
+ |
|
||
Действия населения при химически опасных авариях |
+ |
+ |
+ |
||
Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения |
+ |
+ |
+ |
||
В зоне затопления |
+ |
+ |
+ |
||
Стихийные бедствия |
+ |
+ |
+ |
||
Пожарная безопасность |
+ |
+ |
+ |
||
2.4. |
Натурные учебно-наглядные пособия |
|
|
|
|
2.4.1 |
Приборы |
|
|
|
|
Общевойсковой комплект измерителей дозы (типа ДП-22В, ИД-1, ДК-02 и т.п.) |
+ |
+ |
+ |
||
Индивидуальный измеритель поглощенной дозы (типа ИД-11 и т.п.) |
+ |
+ |
+ |
||
Комплект-лаборатория "Пчёлка-У", в том числе: индикаторные трубки, насос-пробоотборник, комплект тест-системы, методическое пособие |
+ |
|
|
||
Комплект индикаторных трубок к комплекту "Пчёлка-У" на диоксид углерода, диоксид серы, оксиды азота (по 2 упаковки каждого наименования) |
+ |
|
|
||
Тест-система "Нитрат-тест" |
+ |
|
|
||
3. |
Специальное оборудование |
|
|
|
|
3.1. |
Средства индивидуальной защиты: |
|
|
|
|
3.1.1 |
Средства защиты дыхания: |
|
|
|
|
Ватно-марлевая повязка |
+ |
+ |
|
||
Противопыльные тканевые маски |
+ |
+ |
|
||
Респираторы (типа ШБ-1 и т.п.) |
+ |
+ |
|
||
Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т.п.) |
+ |
+ |
|
||
3.1.2 |
Средства защиты кожи: |
|
|
|
|
Фильтрующие СЗК (типа КИП-8 и т.п.) |
+ |
+ |
|
||
Изолирующие СЗК (типа КИХ-5 и т.п.) |
+ |
+ |
|
||
3.1.3 |
Средства медицинской защиты: |
|
|
|
|
Аптечка индивидуальная (типа А-2 и т.п.) |
+ |
+ |
|
||
Индивидуальный перевязочный пакет и т.п. |
+ |
+ |
|
||
Противохимический пакет (типа ИПП-8 и т.п.) |
+ |
+ |
|
||
4. |
Технические средства обучения |
|
|
|
|
4.1. |
Тренажеры |
|
|
|
|
Робот-тренажер (типа "Гоша" и т.п.) |
+ |
+ |
|
||
4.2. |
Средства программного обучения и контроля знаний |
|
|
|
|
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу "Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций" |
+ |
+ |
+ |
||
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу "Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи" |
+ |
+ |
|
||
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу "Основы обороны государства и воинской обязанности граждан" |
+ |
+ |
|
||
Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях |
+ |
+ |
+ |
||
Компьютерная тестирующая программа "Методика и база данных для переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов структур управления объектового и местного уровня" |
+ |
+ |
+ |
||
Мультимедийный учебник "Основы безопасности жизнедеятельности" для 10 классов |
+ |
|
|
||
Географическая информационная система "ГЕОЭкстремум" |
+ |
+ |
+ |
||
Компьютерное учебное пособие "Безопасность на улицах и дорогах" |
+ |
|
|
||
Компьютерная игровая программа "Как Иван-царевич подземного змея победил" (действия в сейсмоопасных районах) |
+ |
|
|
||
Компьютерная обучающая программа "Действия при авариях на химически опасных объектах" |
+ |
+ |
|
||
4.3. |
Аудио-, видео-, проекционная аппаратура |
|
|
|
|
Телевизор с видеомагнитофоном |
+ |
+ |
+ |
||
Оверхед-проектор |
+ |
+ |
+ |
||
Экран настенный |
+ |
+ |
+ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Белгородской области от 25 ноября 2005 г. N 185 "Об организации работы по обеспечению жизнедеятельности населения области, снижению рисков при чрезвычайных ситуациях, профилактике дорожно-транспортных происшествий, пожаров, безопасности на водных объектах, других происшествий и повышению эффективности обучения учащихся образовательных учреждений области по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности"
Текст постановления опубликован в "Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области", март 2006 г. N 79
Постановлением Губернатора Белгородской области от 30 января 2023 г. N 15 настоящий документ признан утратившим силу с 30 января 2023 г.