В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Белгородская областная Дума постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
2. Назначить официальным представителем Белгородской областной Думы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" депутата Белгородской областной Думы Томаева Владимира Кантемировича.
3. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представителям в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Белгородской области, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Белгородской области с просьбой поддержать настоящий проект федерального закона.
Председатель |
А. Зеликов |
г. Белгород
29 декабря 2005 года
N П/4-9-4
Вносит
Белгородская областная Дума
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в главу 26 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 1
Внести в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 28, ст. 2886; 2005, N 30, ст. 3118) следующие изменения и дополнения:
1) подпункт 1 пункта 1 статьи 336 после слов "полезные ископаемые," дополнить словами "числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых,";
2) в статье 337:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"В целях настоящей главы полезными ископаемыми признаются природные минеральные образования земной коры, а также техногенные минеральные образования, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства в своем природном виде или в качестве сырья для извлечения одного или нескольких ценных компонентов. При этом полезное ископаемое, в отношении которого завершены все технологические процессы по извлечению его из недр, поднятое (вывезенное) на поверхность и прошедшее первичную обработку, именуется добытым полезным ископаемым.
Под первичной обработкой полезных ископаемых понимается:
а) для твердых полезных ископаемых - технологические операции по доведению до требуемого стандартами или техническими условиями качества, предусмотренными проектом ведения горно-добычных# работ и осуществляемые, как правило, в границах горного отвода, включая селективную выемку, усреднение, дробление негабаритов, сортировку и транспортировку до границ горного отвода.
Для полезных ископаемых, предназначенных для дальнейшей переработки внутри предприятия, устанавливается стандарт предприятия. Для полезных ископаемых, отгружаемых непосредственно потребителю, утверждаются согласованные с потребителем технические условия.
б) для нефти и газа (газового конденсата) - технологические операции по доведению до требуемого стандартами качества (обезвоживание, обессоливание, сепарацию и др.), предусматриваемые проектом обустройства месторождения;
в) для подземных вод - технологические операции по доведению до требуемого стандартами и техническими условиями качества, которые могут включать очистку, обезжелезование, обеззараживание и доставку до накопительных емкостей перед подачей в сеть потребителю.
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная в результате дальнейшей (первичной) переработки полезного ископаемого, соответствующая по своему качеству стандартам или техническим условиям продукции более высокой степени технологического передела.
К первичной переработке относятся операции по переработке добытых из недр полезных ископаемых по технологическим схемам, предусмотренным техническими проектами перерабатывающих производств предприятия (обогатительных или брикетных фабрик, дробильно-сортировочных комплексов, металлургических или химических заводов и др.).";
абзац первый подпункта 4 пункта 2 изложить в следующей редакции:
"4) руды металлические, прошедшие первичную обработку в границах горного отвода:";
3) в статье 339:
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого при добыче признается часть балансовых запасов полезного ископаемого, не извлеченная из недр при разработке месторождения, добытая и направленная в породные отвалы, оставленная (потерянная) в местах первичной обработки, погрузки, складирования, на транспортных путях, а для случаев добычи нефти и газа - потери при подготовке извлеченных из недр нефти и газа.
Количество фактически добытого полезного ископаемого определяется по завершении полного технологического цикла (комплекса технологических операций) по добыче полезного ископаемого как разность погашенных в недрах запасов полезных ископаемых и их фактических потерь.
Погашенными считаются запасы, на которые уменьшается их количество в недрах вследствие отработки и потерь при добыче и списанные с государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Фактические потери полезного ископаемого учитываются в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.";
пункт 7 дополнить новым абзацем следующего содержания:
"К технологическим операциям (процессам), включаемым в технический проект разработки месторождений (открытым или подземным способами), относятся: подготовка полезного ископаемого к выемке, отбойка (отделение) полезного ископаемого от массива, погрузка отбитого полезного ископаемого в транспортные емкости и транспортировка (подъем) его на поверхность.";
4) в пункте 4 статьи 340:
абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
"При этом прямые расходы, указанные в подпунктах 1 - 3, 7 настоящего пункта, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. Остаток незавершенного производства определяется и оценивается с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 319 настоящего Кодекса. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы, определяемые в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.";
дополнить новыми абзацами следующего содержания:
"Косвенные расходы, прямо относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, указанные в подпунктах 1, 4, 5, 7 настоящего пункта, и внереализационные расходы, относящиеся к добытым полезным ископаемым, указанные в подпунктах 6, 7 настоящего пункта, полностью включаются в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период. Не включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых сумма налога на добычу полезных ископаемых.
Косвенные расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, указанные в статьях 262 и 268 настоящего Кодекса, а также в подпункте 7 настоящего пункта, за исключением косвенных расходов, прямо не относящихся к добытым полезным ископаемым, включаются в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период пропорционально доле прямых расходов на добычу полезных ископаемых в общей сумме прямых расходов. К таким расходам относятся, в частности, расходы на управление организацией, суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса, а также за исключением налогов и сборов, прямо относящихся к иным объектам производственной деятельности организаций или иным видам продукции, работ и услуг.
Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде.
В расчетную стоимость добытого полезного ископаемого не включаются затраты:
1) суммы платежей за размещение вскрышных пород, отнесенных Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к отходам, размещаемым в отвалах горных пород;
2) суммы земельного налога за площади, занимаемые отвалами вскрышных пород, а также спецотвалами общераспространенных полезных ископаемых и некондиционных руд.".
Статья 2
Настоящий закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добычу полезных ископаемых.
Президент
Российской Федерации
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Практика применения главы 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей налог на добычу полезных ископаемых, выявила ряд проблем, связанных с исчислением и уплатой данного налога. В связи с чем назрела потребность во внесении изменений и дополнений, уточняющих отдельные положения главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, на что и направлен представленный законопроект.
Так, изложение подпункта 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса РФ в новой редакции направлено на уточнение объекта налогообложения как принадлежащего государству природного ресурса, а не продуктов его переработки.
Определение понятия "полезное ископаемое", содержащееся в статье 337 Налогового кодекса РФ и сформулированное как продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, изложено некорректно, так как полезное ископаемое - это залегающее в недрах природное минеральное образование, а не продукция какой-либо промышленности. Исходя из положений указанной статьи, полезное ископаемое не может быть признано таковым до тех пор, пока оно не извлечено из недр.
Отсутствие в статье 337 Налогового кодекса РФ определения понятия "добытое полезное ископаемое" приводит к тому, что налоговые органы пытаются внедрить в систему налогообложения свое определение этого понятия. Согласно трактовке налоговых органов - это продукт, предусмотренный техническим проектом разработки месторождения, под которым они понимают продукцию последнего передела предприятия (концентрат, доломит обожженный и т.п.), вследствие чего часто создаются конфликтные ситуации между недропользователями и налоговыми органами.
Исходя из изложенного, в пункте 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ предлагается по-новому дать определение полезного ископаемого, а также закрепляется определение понятий "добытое полезное ископаемое" и "первичная обработка по важнейшим видам полезных ископаемых".
Пункт 2 статьи 337 Налогового кодекса РФ к видам добытого сырья относит, в том числе, товарные руды. При этом понятие "товарные руды" включает в себя как природно-богатые руды, не требующие переработки (обогащения и технологического передела), так и концентраты. Вместе с тем, концентраты не являются природным минеральным образованием земной коры, они в недрах не залегают и на государственном балансе запасов не состоят. Отнесение концентратов к добытым полезным ископаемым противоречит основным положениям главы 26 Налогового кодекса РФ и приводит к постоянным конфликтам недропользователей с налоговыми органами, учитывая, что концентраты занимают значительный удельный вес в общем объеме товарных руд. В связи с этим в предлагаемой редакции подпункта 4 пункта 2 названной статьи наименование добытого полезного ископаемого "товарные руды" заменяется наименованием "руды металлические, прошедшие первичную обработку в границах горного отвода".
Пункт 3 статьи 339 Налогового кодекса РФ предлагается дополнить понятиями "потери полезных ископаемых при добыче" и "погашенные запасы полезных ископаемых в недрах", а также дать определение понятия "количество добытых полезных ископаемых" как разности погашенных в недрах запасов и их фактических потерь, что позволит исключить попытки налоговых органов относить к добытым полезным ископаемым продукты их переработки, так как в этом случае в потери нужно будет включить все отходы (хвосты) переработки, что не соответствует понятию "потери полезного ископаемого при добыче".
Внесение дополнения в пункт 7 статьи 339 Налогового кодекса РФ связано с тем, что налоговые органы некоторых регионов в актах проверок правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых дают расширительную трактовку понятия "технический проект разработки месторождения", включая в него и все последующие процессы по переработке полезных ископаемых. В результате этого объектом налогообложения объявляется продукт последнего технологического передела предприятия, что приводит к завышению налога в несколько раз. Подобная трактовка понятия "технический проект разработки месторождения" не согласуется с другими статьями главы 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в первую очередь с положениями пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ, так как продукты переработки в недрах не залегают, это не природное образование, они в минеральном сырье, извлеченном из недр, не содержатся.
Внесение изменений в статью 340 обусловлено следующими обстоятельствами.
Для предприятий, осуществляющих добычу различных видов полезных ископаемых и их дальнейшую переработку, одной из ключевых проблем налогообложения является объем косвенных расходов, включаемых в налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых. Налоговые органы на местах, стремясь к расширению налоговой базы, апеллируя к главе 25, зачастую включают в налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых все косвенные расходы предприятия, в том числе, не связанные с добычей, что приводит к неоправданному завышению налоговой базы и ущемлению интересов налогоплательщика.
Предлагаемая поправка вносит уточнение в положения статьи 340 Налогового кодекса РФ, относя к косвенным расходам включаемые в налогооблагаемую базу по налогу на добычу полезных ископаемых кроме прямо относящихся к добытым полезным ископаемым только те расходы, которые каким-либо образом связаны с добычей полезных ископаемых.
Данная поправка позволит налогоплательщику более полно защищать свои интересы, за счет исключения из налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых расходов, не относящихся к добыче полезных ископаемых.
В целях исключения возможности завышения налогооблагаемой базы при исчислении налога на добычу полезных ископаемых по основному полезному ископаемому статью 340 Налогового кодекса РФ предлагается также дополнить перечнем затрат, которые не включаются в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого.
Принятие данного Федерального закона не потребует затрат из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Белгородской областной Думы от 29 декабря 2005 г. N П/4-9-4 "О проекте федерального закона "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Текст постановления официально опубликован не был