Постановление Правительства Белгородской области
от 10 февраля 2006 г. N 31-пп
"Об областной программе "Модернизация педагогического образования в Белгородской области на 2006 - 2010 годы"
2 февраля 2009 г., 18 сентября 2010 г.
В целях реализации программы модернизации российского педагогического образования правительство области постановляет:
1. Утвердить областную программу "Модернизация педагогического образования в Белгородской области на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа, прилагается).
Постановлением Правительства Белгородской области от 18 сентября 2010 г. N 300-пп пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции
2. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) обеспечивать финансирование вышеуказанной программы в объемах, утверждаемых законом Белгородской области об областном бюджете на соответствующий год.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент социальной политики области (Худаев Д.В.).
Об исполнении постановления информировать ежегодно к 1 июня до 2011 года.
Губернатор |
Е. Савченко |
Областная программа
"Модернизация педагогического образования в Белгородской области на 2006 - 2010 годы"
(утв. постановлением Правительства Белгородской области от 10 февраля 2006 г. N 31-пп)
2 февраля 2009 г., 18 сентября 2010 г.
Введение
Областная программа "Модернизация педагогического образования в Белгородской области на 2006 - 2010 гг." (далее - Программа) разработана в соответствии с Национальной доктриной образования Российской Федерации, законами Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., Федеральной программой развития педагогического образования, а также региональными документами, такими как закон Белгородской области от 2 апреля 2003 г. N 74 "Об утверждении Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области"; постановлениями главы администрации Белгородской области от 3 января 2001 года N 1 "О развитии кадрового потенциала области"; от 4 февраля 2002 г. N 69 "Об областной целевой программе "Развитие образования в Белгородской области на 2002 - 2005 гг."; от 20 мая 2002 г. N 215 "О координационном совете при главе администрации области по модернизации и развитию образования в Белгородской области"; от 27 марта 2003 г. N 99 "О создании университетских комплексов и ассоциаций"; постановлением правительства Белгородской области от 29 июля 2005 г. N 163-пп "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием из числа выпускников образовательных учреждений сельских районов области" др.#
Целью Программы является создание организационных, правовых, экономических условий для развития сложившейся в области системы непрерывного педагогического образования, обеспечения образовательных учреждений области квалифицированными педагогическим кадрами. В учреждениях высшего и среднего профессионального педагогического образования сосредоточен достаточный интеллектуальный потенциал, имеется современная научно-техническая база, необходимое организационно-методическое обеспечение для качественной подготовки специалистов в сфере образования. Недооценка или сдерживание процессов обновления и модернизации педагогического образования может привести к утрате его места и роли в подготовке кадров, в социально-экономическом развитии области.
Данная Программа охватывает комплекс проблем, имеющих отношение к деятельности педагогических учебных заведений, она направлена на их опережающее развитие, учитывает потребности региона, допускает возможности внесения необходимых корректив в ходе ее реализации.
Программа нацеливает на повышение социального статуса и престижа труда учителя, конкурентоспособности учреждений профессионального педагогического образования, обновление содержания и структуры педагогического образования на основе традиций и опыта подготовки педагогических кадров в России и регионе, обеспечение единства профессионального обучения и воспитания, учета интересов личности, общества и государства. Программа является основой для разработки программ развития каждого педагогического учебного заведения высшего и среднего профессионального образования, находящегося на территории Белгородской области.
Постановлением Правительства Белгородской области от 18 сентября 2010 г. N 300-пп в раздел I настоящей Программы внесены изменения
I. Состояние и основные направления модернизации педагогического образования в Белгородской области
На современном этапе развития общества образование становится важной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства. Образованность общества, прежде всего подрастающего поколения, должна стать основой для решения социальных и экономических проблем, сохранения и развития науки и культуры, национальных традиций, укрепления государства и обеспечения его безопасности. В решении этих задач определяющей является роль учителя, педагога, преподавателя. В этой связи объективно возрастает роль педагогического образования как системообразующей отрасли, фундамента отечественного образования.
Система педагогического образования в Белгородской области представляет собой:
- совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;
- сеть взаимодействующих между собой образовательных учреждений среднего, высшего и послевузовского педагогического образования, функционирующих на территории области;
- федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.
В настоящее время в области функционируют 7 самостоятельных учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по 26 педагогическим специальностям: Белгородский государственный университет, Алексеевский педагогический колледж; Белгородский педагогический колледж; Валуйский педагогический колледж; Старооскольский педагогический колледж; Яковлевское педагогическое училище и Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
В педагогических учебных заведениях области и Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов трудится 1259 человек, из них 485 человек имеют ученую степень и звания. Наиболее квалифицированная часть профессорско-преподавательского состава сосредоточена в Белгородском государственном университете, где работают 420 докторов и кандидатов наук (53,9 процента). В Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов - 39 докторов и кандидатов наук (45,9 процента) от общего числа работающих в учебном заведении. В педагогических колледжах и педучилище работают 6 кандидатов наук. (Таблица 1).
Таблица 1
Характеристика профессорско-преподавательского состава образовательных
учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования
Наименование учреждений |
Количество преподавателей |
С ученой степенью |
Доктора наук |
Кандидаты наук |
Высшая квалификационная категория |
Первая квалификационная категория |
Вторая квалификационная категория |
Заслуженные учителя, работники |
Отличники народного просвещения |
Почетные работники |
Белгородский государственный университет |
818 |
440 |
98 |
342 |
- |
- |
1 |
13 |
36 |
26 |
Алексеевский педагогический колледж |
48 |
- |
- |
- |
23 |
12 |
7 |
4 |
7 |
5 |
Белгородский педагогический колледж |
100 |
3 |
- |
3 |
68 |
21 |
4 |
8 |
38 |
5 |
Валуйский педагогический колледж |
83 |
- |
- |
- |
50 |
16 |
12 |
2 |
16 |
6 |
Старооскольский педагогический колледж |
70 |
2 |
- |
2 |
36 |
18 |
3 |
2 |
14 |
10 |
Яковлевское педагогическое училище |
55 |
1 |
- |
1 |
50 |
3 |
2 |
- |
10 |
9 |
Региональный институт повышения квалификации и переподготовки специалистов |
85 |
39 |
3 |
36 |
- |
- |
- |
3 |
14 |
3 |
Итого: |
1259 |
485 |
101 |
384 |
227 |
70 |
28 |
32 |
135 |
64 |
Об уровне профессиональной компетентности и мастерства преподавателей педагогических ссузов свидетельствует и тот факт, что 227 человек имеют высшую квалификационную категорию, 70 человек - первую квалификационную категорию, 28 человек - вторую квалификационную категорию.
В составе преподавателей вузов и ссузов области работают заслуженные учителя, заслуженные работники культуры, заслуженные работники физической культуры и др., педагоги, награжденные орденами и медалями, отличники народного образования и почетные работники высшего и среднего профессионального образования. Все это подтверждает то, что качественный состав преподавательского корпуса высшего и среднего профессионального образования области позволяет осуществлять подготовку и переподготовку учительских кадров на достаточно высоком уровне.
Высшие и средние учреждения педагогического образования области ежегодно выпускают около полутора тысяч молодых специалистов, что в целом восполняет потребности региона в педагогических кадрах. Педагогические учебные заведения направляют своих выпускников в 1499 образовательных учреждения области дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, в которых обучается 463,6 тысячи человек и трудится 33,1 тысячи педагогических работников. Выпускники Белгородского государственного университета работают не только в системе общего образования, но и начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. С учетом активно развивающейся в университете аспирантуры и докторантуры идет процесс пополнения кадров высшей квалификации из числа своих же выпускников.
Основную часть педагогических работников в области составляют учителя школ - 17,4 тыс. человек и воспитатели дошкольных образовательных учреждений - 5,5 тыс. человек. Учительский корпус обеспечивает работу 775 школ, из которых 155 - начальные, 174 - основные и 466 - полные средние школы. Для прогноза развития и реструктуризации школ важно иметь в виду, что в 72 начальных школах численность учащихся составляет менее 10 учащихся в каждой школе, в 75 основных школах численность составляет менее 40 человек. Понимая всю важность и социальную ответственность за деятельность малокомплектных сельских школ, правительство Белгородской области делает все возможное для их сохранения и дальнейшего развития. В соответствии с реструктуризацией сети общеобразовательных учреждений разработаны вариативные, гибкие модели взаимодействия дошкольных учреждений и начальных школ, основных и полных средних школ, расположенных в сельской местности.
Из общего количества учителей высшее образование имеют более 87 процентов, что выше среднего показателя по Центральному федеральному округу (83,5 процента). В то же время число учителей с высшей квалификационной категорией составляет 20 процентов, а в ряде районов области, таких как Валуйский, Ивнянский, Новооскольский, Прохоровский, Ровеньский, Чернянский и др., этот показатель колеблется от 4 до 8 процентов, что в перспективе будет выступать сдерживающим фактором организации профильного, углубленного обучения детей.
Проблема кадрового обеспечения деятельности общеобразовательных и профессиональных школ требует серьезного к себе внимания еще и в связи со старением педагогических кадров. В возрасте старше 50 лет работает 32 процента учителей, из них четвертая часть - учителя пенсионного возраста; в системе начального и среднего профессионального образования число таких преподавателей составляет 35 процентов. В БелГУ в возрасте от 50 до 60 лет работает 139 человек, что составляет почти 18 процентов от общего числа профессорско-преподавательского состава, из них профессоров, доцентов - 103 человека. В возрасте старше 60 лет - 105 человек, что составляет 13,5 процентов от общего состава, из них профессоров, доцентов - 81 человек. Таким образом, 31,5 процентов профессорско-преподавательского состава в БелГУ составляют лица предпенсионного и пенсионного возраста.
Таблица 2
Характеристика профессорско-преподавательского состава образовательных
учреждений высшего и среднего профессионального образования (по возрасту)
Наименование учреждения |
Всего преподавателей |
До 30 лет |
30 - 39 лет |
40 - 49 лет |
50 - 59 лет |
60 и более лет |
Белгородский государственный университет |
818 |
169 |
170 |
324 |
148 |
107 |
Алексеевский педколледж |
48 |
8 |
23 |
8 |
6 |
3 |
Белгородский педколледж |
100 |
6 |
9 |
37 |
41 |
7 |
Валуйский педколледж |
83 |
3 |
10 |
28 |
36 |
6 |
Старооскольский педколледж |
70 |
4 |
15 |
28 |
20 |
3 |
Яковлевское педучилище |
55 |
7 |
11 |
18 |
17 |
2 |
Белгородский региональный институт повышения квалификации и переподготовки специалистов |
85 |
8 |
22 |
27 |
23 |
5 |
ИТОГО: |
1259 |
205 |
260 |
370 |
291 |
133 |
В образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального педагогического образования области в последние годы была проведена серьезная работа по внедрению новых стандартов педагогического образования, по переводу педагогических колледжей и училища на реализацию профессиональных образовательных программ повышенного уровня, обеспечивающих более качественную подготовку специалистов. В БелГУ, педагогических колледжах и училищах были открыты востребованные временем специальности, такие как "Социальная педагогика", "Информатика", "Педагогика дополнительного образования", "Коррекционная педагогика в начальном образовании", "Специальное дошкольное образование", "Изобразительное искусство", "Логопедия" и др. В ряде педагогических колледжей и училищ осваиваются программы дополнительной подготовки по иностранному языку, информатике, ритмике и хореографии, которые позволяют повысить конкурентоспособность и профессиональную мобильность выпускников со средним педагогическим образованием.
Одним из перспективных направлений в решении вопросов подготовки конкурентоспособных кадров для региона является интеграция высшей школы с учреждениями среднего профессионального образования, предполагающая подготовку специалистов с высшим образованием на основе сопряженных учебных планов. В соответствии с постановлением главы администрации Белгородской области от 27 марта 2003 г. N 99 "О создании университетских комплексов и ассоциаций" управлением образования и науки Белгородской области и ректоратом БелГУ создана ассоциация "Белгородский университетский комплекс", в которую вошли все средние профессиональные педагогические учебные заведения, базовые школы, учреждения дополнительного образования, Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Данная ассоциация создана с целью формирования инновационного образовательного пространства, совершенствования системы непрерывного педагогического образования, обеспечения адаптации выпускников образовательных учреждений к социальным, профессиональным, культурным запросам общества и изменениям рьнка труда. Это особенно важно для педагогических колледжей и училища, так как, находясь в рамках среднего профессионального образовательного пространства, они интегрируются с вузами в учебно-методической и научной деятельности, что позволяет более рационально и эффективно использовать кадровый потенциал, учебно-материальную базу, финансовые и материальные ресурсы. Кроме Белгородского государственного университета, Алексеевский педагогический колледж сотрудничает с Воронежским государственным педагогическим университетом и Елецким государственным университетом, Белгородский педагогический колледж и Яковлевское педагогическое училище - с Курским и Орловским государственными университетами, Валуйский педагогический колледж - с Воронежским государственным педагогическим университетом, Елецким государственным университетом и Белгородским государственным институтом культуры; Старооскольский педагогический колледж - с Елецким государственным университетом и Белгородским государственным институтом культуры, по тем специальностям, которые отсутствуют в БелГУ.
Оправдала себя идея создания на базе Старооскольского педагогического колледжа филиала Белгородского государственного университета, в котором студенты обучаются по таким педагогическим специальностям, как "Информатика с дополнительной специальностью английский язык", "Педагогика и методика начального образования", "Русский язык и литература", "Физическая культура", "Иностранный язык". Факт создания филиала существенно расширил возможности взаимодействия учебных заведений в повышении профессиональной педагогической культуры преподавателей, развития научного и творческого потенциала педагогов, студенческой науки, культурно-массовой и спортивной работы с молодежью.
Основные направления модернизации педагогического образования в регионе обусловлены инновационными процессами, происходящими в системе образования в целом. В этой связи перед профессиональными педагогическими учебными заведениями области встает ряд новых задач.
Современный учитель должен быть подготовлен к работе в профильной школе, позволяющей осуществлять углубленную подготовку по желанию учащихся по естественнонаучному#, гуманитарному, социально-экономическому и другим профилям. С учетом того, что профильное обучение будет реализовываться не только в элитных, но и в обычных общеобразовательных школах, в том числе и в малокомплектных сельских школах, возникает необходимость обязательной подготовки будущих и уже работающих учителей к осуществлению предпрофильного (в 9 классе) и профильного обучения (в 10 - 11 классах). Специфика деятельности сельских школ в Белгородской области обусловливает особенности подготовки к учебной и воспитательной работе с учащимися в условиях малокомплектной школы, формирование у будущих учителей мотивационной готовности к работе в сельской местности.
Насущной потребностью современного человека становится знание иностранного языка, поэтому в процессе модернизации образования предусматривается введение иностранного языка со 2 класса, обеспечивающее развитие коммуникативной иноязычной культуры, освоение разговорного иностранного языка. Это, в свою очередь, требует соответствующей подготовки учительских кадров как в вузах и ссузах, так и в системе повышения квалификации, оказания информационной и содержательной поддержки по внедрению курса "Методика преподавания иностранных языков в начальной школе". В профильной школе гуманитарной направленности предполагается изучение второго иностранного языка, что значительно расширяет перспективы работы в глобальных компьютерных сетях.
На протяжении последних трех лет усилиями управления образования и науки области, Белгородского государственного университета, центра Интернет-образования в Белгородской области сделаны значительные шаги по компьютеризации образовательных учреждений, прежде всего в отношении развития материальной, учебной базы, повышения компьютерной грамотности обучающих и обучаемых. Заметные результаты в компьютеризации образовательного процесса сделаны в Белгородском государственном университете, Алексеевском и Старооскольском педагогических колледжах. Однако около 80 процентов учителей области не владеет компьютерными технологиями обучения, что сдерживает внедрение новых технологий в образовательный процесс общеобразовательной школы, формирование информационной культуры учащихся.
Особого внимания требует проблема подготовки для области педагогов-дефектологов в связи с тем, что около 5 процентов детей, проживающих в области, нуждаются в специальной коррекционной помощи (дети с дефектами слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата). Постоянно растет число детей, имеющих отклонения в состоянии физического и психического здоровья. В области открыты в общеобразовательных школах 142 класса для детей с ограниченными возможностями, кроме того, работают 11 специальных коррекционных школ-интернатов, 3 специальные коррекционные школы и 1 специальный коррекционный детский дом, но, как правило, с детьми такой категории работают педагоги, не имеющие специальной подготовки. В то же время образовательные учреждения области только на 35 процентов укомплектованы педагогами-психологами, на 52 процента - социальными педагогами. Это в первую очередь касается образовательных учреждений в сельской местности. Все это обусловливает возрастание роли социально-педагогических, медико-психологических функций дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, следовательно, и особую востребованность специалистов данного профиля. Между тем в педагогических учебных заведениях области подготовка специалистов данного направления в полном объеме не ведется. На сегодняшний день только 16 процентов педагогов, работающих с такими детьми, имеют специальное дефектологическое образование.
Для системы общего и начального профессионального образования в области принципиальное значение имеет решение проблемы подготовки учителей технологии, мастеров и преподавателей производственного обучения. В настоящее время лишь около половины преподавателей спецдисциплин имеют педагогическое образование, а дефицит мастеров производственного обучения составляет около 300 человек. В учреждениях начального профессионального образования существенно обновляется содержание обучения, изменяются модули профессиональной подготовки рабочих, разрабатываются совмещенные образовательные программы начального и среднего профессионального образования. Все это потребует привлечения в систему образования новых инженерно-педагогических кадров.
В рамках Программы необходимо решить ряд проблем, связанных с возрождением системы работы вузов и ссузов по педагогической профориентации среди учащейся молодежи, повышением престижа профессии педагога, созданием благоприятных социально-экономических и психоэмоциональных условий для плодотворной педагогической деятельности. Эти проблемы между собой тесно связаны, и решение каждой из них будет способствовать укреплению кадрового состава педагогических работников области. Профессия учителя сегодня становится малопривлекательной. Абитуриентами педагогических учебных заведений становится самая неподготовленная часть выпускников школ. А если принять во внимание и то обстоятельство, что у большинства поступающих на педагогические специальности отсутствует профессионально-педагогическая мотивация, то нетрудно спрогнозировать качественный состав молодежи, поступающей на педагогические специальности.
В течение многих лет в области, как и в России в целом, слабо решается проблема привлечения в школу учителей-мужчин. В школах Белгородчины работают в основном женщины: в 5 - 11 классах - 89,2 процента; в начальных классах - 99,6 процента; в дошкольных образовательных учреждениях работают почти все женщины. Основная часть молодых учителей-мужчин после создания семьи, рождения детей, как правило, уходит из системы образования по материальным соображениям. Непривлекательные стороны педагогического труда, такие как низкая оплата труда, недостаток свободного времени, большой объем учебной и воспитательной работы снижают социальную значимость учительского труда. Необходимо вводить стимулирующие формы оплаты труда работников педагогического образования, дополнительные формы стипендиального обеспечения студентов педагогических училищ, колледжей, вузов; разработать и внедрить социальные гарантии обучающимся и работникам системы непрерывного педагогического образования. Необходимо в полной мере реализовать приоритетное положение, зафиксированное в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., об отсрочке призыва в ряды Вооруженных сил выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования, получивших педагогическую специальность, на время их работы на штатных должностях с полной учебной нагрузкой педагога, воспитателя, мастера производственного обучения в учреждениях общего и начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, детских домах и интернатах. Повышение социальной ценности труда учителя, его общественного престижа обеспечит приток в педагогические учебные заведения наиболее подготовленной, педагогически ориентированной части молодежи, а это будет способствовать более устойчивому социально-экономическому росту.
Эффективность профессионального образования будет обеспечена при условии разработки и реализации на общегосударственном и региональном уровнях системы определения потребности в специалистах на основе объективной информации. В настоящее время наблюдается избыток выпускников с высшим педагогическим образованием по таким специальностям, как химия, география, история. В то же время остро недостает учителей английского и немецкого языков, учителей физической культуры, школьных психологов, учителей информатики и вычислительной техники, технологии.
Сложившаяся ситуация с трудоустройством выпускников системы педагогического образования требует более гибкого реагирования на изменения рынка труда. Основными заказчиками выпускников педагогических образовательных учреждений по-прежнему остаются управление образования и науки Белгородской области, муниципальные органы управления образованием. Первостепенным в этой связи является решение задач, связанных с усилением адресности подготовки специалистов, максимальной ориентации на запросы образовательных учреждений, но при обязательном сохранении свободы выбора личностью образовательной траектории и профессионального становления.
Важной проблемой является проведение целевого набора создание условий для получения сельской молодежью высшего педагогического образования. Решение этой проблемы направлено на обеспечение педагогическими кадрами образовательных учреждений в небольших населенных пунктах. В этом отношении своевременным явилось принятое постановление правительства Белгородской области от 29 июля 2005 г. N 163-пп "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием из числа выпускников образовательных учреждений сельских районов области". Наличие трехстороннего договора, заключаемого между студентом, школой и управлением образования и науки Белгородской области при целевом наборе в университет, предусматривает трудоустройство выпускника в этой же школе, прохождение педагогических практик, подготовку на материале школы курсовых и дипломных работ. Однако существующая практика целевого набора нуждается в совершенствовании законодательной базы, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это особенно важно в связи с отменой государственного распределения молодых специалистов. Сохранение и развитие целевой подготовки специалистов в высшей и средней профессиональной педагогической школе может рассматриваться как своеобразная ступень к предстоящему переходу на систему государственного заказа.
Формирование личности школьника не может ограничиваться только рамками учебного процесса. Поэтому важное место в модернизации педагогического образования занимает подготовка будущих учителей к организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы. По известным причинам объективного и субъективного характера последнего десятилетия внимание к воспитательным проблемам в образовательных учреждениях существенно ослаблено. Деятельность института классного руководства требует серьезного переосмысления как в организационном, содержательном, так и в кадровом отношениях. Выпускники педагогических учебных заведений испытывают серьезные трудности в организации воспитательной работы с детьми, с родителями учащихся, в изучении и объяснении индивидуальных, психологических особенностей детей.
Необходима более целенаправленная работа по подготовке специалистов дополнительного образования. Только в Старооскольском педагогическом колледже осуществляется подготовка данного профиля. В Белгородском государственном университете подготовка специалистов дополнительного образования пока не ведется. Между тем такие специалисты будут очень востребованы в сельских культурно-образовательных комплексах (УВК), в городских школах, в учреждениях дополнительного образования.
Реализация основных направлений модернизации педагогического образования в регионе потребует некоторых организационно-структурных преобразований: создания новых учебно-научных подразделений, реструктуризации существующей системы управления научно-педагогической деятельностью высшей и средней профессиональной педагогической школы.
Белгородский государственный университет является главной кузницей педагогических кадров для области. В числе немногих новых государственных университетов в России, созданных на базе педагогических университетов, в БелГУ в полном объеме сохранена подготовка учительских кадров. Интенсивно развивающаяся учебно-материальная база, возросший кадровый потенциал, современная культурно-образовательная инфраструктура университета положительно сказываются на подготовке будущих учителей.
Объективно возрастающие требования к классическому университету как региональному центру науки на первый план выдвигают решение проблем новых классических специальностей высшего профессионального образования - математического, филологического, биологического, а также экономического, юридического, медицинского образования, подготовки специалистов разных образовательных профилей. В этой связи возникает необходимость изучения вопроса о создании в структуре Белгородского государственного университета педагогического института, объединяющего факультеты и кафедры, осуществляющие подготовку учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования в полном соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального педагогического образования. В условиях педагогического института должна быть создана особая, профессионально-ориентированная образовательная среда, способствующая профессиональному и личностному становлению учителя-воспитателя.
Важные функции в процессе модернизации педагогического образования области выполняет Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (далее - БРИПКППС). Региональный институт принимает на себя основную ответственность за оперативность и качество переподготовки учителей и преподавателей, повышение их квалификации в связи с меняющимися условиями образования на всех ступенях общего и профессионального образования. Перед системой повышения квалификации и переподготовки специалистов ставится сложная задача перехода от объяснительно-иллюстративного, инструктивно-информационного обучения к личностно-ориентированному, субъект-субъектному взаимодействию в образовательном процессе. Необходимо широкое внедрение в работу по повышению квалификации индивидуально-творческих, дифференцированных форм работы со слушателями, усиление психолого-педагогической подготовки, освоение таких новых курсов, как "Нормативно-правовое обеспечение модернизации образования", "Инновационные технологии в образовании", "Здоровьесберегающие образовательные технологии", "Формирование исследовательской культуры учителя" и других.
Качество подготовки работников образования во многом определяется состоянием педагогического образования на разных ступенях системы непрерывного педагогического образования, модернизация которого основывается на следующих принципах:
фундаментальности, т.е. научной основательности и высоком качестве предметной, психолого-педагогической, общекультурной и социогуманитарной подготовки;
вариативности, предполагающей наличие различных профилей естественнонаучных# и общеобразовательных дисциплин; изучение дисциплин специализации и дисциплин по выбору студента; существование различных моделей подготовки учителя, реализуемых педагогическими вузами и классическими университетами, при соблюдении единства требований к качеству подготовки специалистов;
преемственности и согласованности содержания педагогического образования на каждой ступени и уровне системы как условия обеспечения непрерывности педагогического образования;
практической направленности педагогического образования, обеспечивающей овладение профессиональными умениями и навыками учебной и воспитательной работы с обучающимися;
региональной направленности подготовки педагогических кадров с учетом накопленных традиций и опыта в деятельности образовательных учреждений, обеспечения единства федерального, регионального и вузовского компонентов содержания образования.
Обобщая состояние и существующие проблемы в системе подготовки педагогических кадров, можно определить следующие основные направления и связанные с ними задачи модернизации непрерывного педагогического образования в регионе.
1. В области оптимизации структуры и совершенствования организации профессиональной подготовки педагогических кадров:
внедрение системы прогнозирования потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового состава и перспектив развития региональной системы образования;
обеспечение взаимодействия органов управления образованием и учреждений педагогического образования на региональном уровне в целях доступности и преемственности в подготовке учительских кадров; изучение вопроса о создании педагогического института в структуре БелГУ; создание системы регулирования трудоустройства и закрепления выпускников БелГУ и педагогических ссузов в образовательных учреждениях, особенно в сельской местности;
координация деятельности педагогических учебных заведений в рамках ассоциации "Белгородский университетский комплекс";
информационное обеспечение и развитие материально-технической базы педагогических учебных заведений области;
внедрение современных форм мониторинга качества образования на всех ступенях и уровнях системы непрерывного педагогического образования.
2. В области совершенствования содержания и форм подготовки педагогов:
приведение квалификационных требований к педагогическим работникам в соответствие с задачами модернизации образования;
открытие новых педагогических специальностей с учетом прогнозирования рынка труда: технология и предпринимательство; профессиональное обучение; олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика; педагогика и психология;
разработка содержания и форм подготовки учителей к работе с детьми по раннему изучению иностранного языка, использованию информационных и коммуникационных технологий;
совмещение педагогических специальностей высшего профессионального образования: дошкольная педагогика и психология и иностранный язык;
русский язык и литература и иностранный язык; логопедия и тифлопедагогика; логопедия и сурдопедагогика; физическая культура и социальная педагогика;
разработка и коррекция преемственных образовательных программ среднего и высшего профессионального педагогического образования "колледж - университет";
организация работы по внедрению государственных образовательных стандартов высшего и среднего педагогического образования второго поколения;
обучение работающих педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в системе повышения квалификации;
разработка форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников для обеспечения профильного обучения в старшей школе;
разработка системы подготовки учительских кадров к работе в малокомплектной сельской школе;
разработка системы подготовки педагогических работников к работе в сельских культурно-образовательных комплексах;
обновление форм и методов практической подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов;
разработка содержания, форм и методов дополнительного образования.
3. В области научного и учебно-методического обеспечения модернизации педагогического образования:
методическое обеспечение согласованных требований к содержанию и качеству психолого-педагогической и предметной подготовки с учетом специфики уровней и ступеней педагогического образования;
проведение исследований по приоритетным направлениям в педагогике, психологии, методиках преподавания предметов;
внедрение новых методик практической подготовки педагогов по вопросам организации воспитательной работы с детьми, профилактики беспризорности, социального сиротства, психолого-педагогического консультирования личности и семьи;
усиление подготовки учителей к ведению исследовательской деятельности по психолого-педагогическим и предметным дисциплинам; подготовка педагогов к овладению новыми способами оценки качества обучения и воспитания детей;
разработка учебных пособий и методических рекомендаций по изучению дисциплин регионального компонента содержания общего образования;
создание комплекта программ и учебно-методических пособий для подготовки учителей к работе в профильной школе, в малокомплектной школе, в культурно-образовательных комплексах и др.;
создание комплекта новых программ и учебно-методических пособий для подготовки педагогов к воспитательной работе с учащимися.
Постановлением Правительства Белгородской области от 2 февраля 2009 г. N 25-пп настоящая Программа дополнена разделами II-XII
II. Организационно-структурные мероприятия по оптимизации системы непрерывного педагогического образования в регионе | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
Финансирование |
Прогнозируемый результат |
||
Итого: |
2009г |
2010г |
|||||
1. |
Внедрение современных средств оценки качества образования по специальностям и направлениям педагогического образования всех уровней |
2009-2010 г.г. |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики области |
- |
- |
- |
Повышение качества педагогического образования |
2. |
Мониторинг системы педагогического образования и хода ее модернизации |
2009-2010 г.г. |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики области |
- |
- |
- |
Базы данных о состоянии педагогического образования в регионе |
3. |
Оптимизация структуры управления педагогическим образованием в регионе |
2009-2010 г.г. |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики области |
- |
- |
- |
Совершенствование управления системой непрерывного педагогического образования |
III. Организация профессиональной ориентации и профессионального отбора на педагогические профессии в системе непрерывного педагогического образования III.1. Организация работы средних и высших учебных заведений по педагогической профориентации | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
Финансирование |
Прогнозируемый результат |
||
Итого: |
2009 год |
2010 год |
|||||
1. |
Организация рекламы специальностей педагогических колледжей в средствах массовой информации, выпуск буклетов, выступление агитбригад |
Ежегодно |
Деканаты факультетов БелГУ, заведующие отделениями педагогических колледжей , приемные комиссии |
- |
- |
- |
Повышение престижа педагогических специальностей учебных заведений |
2. |
Проведение Дня открытых дверей в БелГУ, педагогических колледжах с привлечением абитуриентов из всех муниципальных образований области |
Ежегодно |
Администрация педагогических колледжей |
- |
- |
- |
Знакомство с учебным заведением, условиями обучения в них; привлечение абитуриентов |
3. |
Проведение Дней педагогических профессий: - конкурсов педагогического мастерства; - встреч школьников со студентами; - приглашение школьников на творческие вечера студентов; - студенческих концертов в школах |
Ежегодно |
Администрации педагогических колледжей области |
|
|
|
Приобщение школьников к педагогической профессии |
4. |
Проведение в школах вечеров-портретов лучших преподавателей колледжей |
Январь-март (ежегодно) |
Администрации педагогических учебных заведений |
- |
- |
- |
Повышение уровня информированности родителей о педагогической профессии |
III. 2. Целевой набор абитуриентов на педагогические специальности | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
Финансирование |
Прогнозируемый результат |
||
Итого: |
2009 год |
2010 год |
|||||
1. |
Проведение тестирования выпускников школ для последующей рекомендации к зачислению на бюджетные места |
Ежегодно |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики области. БелГУ, муниципальные органы управления образованием |
- |
- |
- |
Отбор одарённых школьников для дальнейшего обучения |
2. |
Встречи ведущих преподавателей педагогических колледжей с выпускниками сельских школ |
1 раз в полугодие |
Педагогические колледжи |
- |
- |
- |
Расширение знаний учащихся сельских школ о специальностях педагогических колледжей |
3. |
Мониторинг результатов обучения студентов педагогических специальностей, обучающихся по целевому приёму |
Периодически |
Муниципальные органы управления образованием |
- |
- |
- |
Выявление проблем подготовки будущих учителей |
III.3. Организация профориентационной работы с учащимися по педагогическим специальностям в муниципальных общеобразовательных учреждениях: школах, лицеях, гимназиях | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
Финансирование |
Прогнозируемый результат |
||
Итого |
2009 год |
2010 год |
|||||
1. |
Привлечение одаренных учащихся к участию в региональных и федеральных предметных олимпиадах, конкурсных программах ("Шаг в будущее" и др.) |
В течение всего периода |
Департамент образования; культуры и молодёжной политики области, БелГУ; БелРИПКППС |
- |
- |
- |
Развитие творческих способностей школьников |
2. |
Участие преподавателей БелГУ и педагогических учебных заведений в проведении предметных олимпиад |
Ежегодно |
БелГУ, администрации педагогических колледжей и общеобразовательных учреждений |
- |
- |
- |
Выявление одаренных детей, их ориентации на педагогические специальности |
IV. Основные направления модернизации учебно-воспитательного процесса в учреждениях среднего, высшего и послевузовского профессионально-педагогического образования. IV. 1. Подготовка будущих учителей и воспитателей к духовно-нравственному воспитанию детей | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
Финансирование |
Прогнозируемый результат |
||
Итого: |
2009 год |
2010 год |
|||||
1. |
Введение в региональный компонент содержания профессионального педагогического образования курсов по выбору (факультативов) религиоведческого содержания: - духовное краеведение; - православная педагогика; - основы и ценности православия; - основы православной культуры |
Постоянно |
Администрации педагогических колледжей |
- |
- |
- |
Реализация духовно-нравственного потенциала гуманитарных дисциплин в процессе профессиональной подготовки будущих учителей |
2. |
Кадровое обеспечение преподавания религиоведческих дисциплин в общеобразовательной школе |
Ежегодно |
БелГУ |
- |
- |
- |
Подготовка будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию детей в учебной и внеучебной деятельности |
3. |
Разработка духовно-нравственного аспекта содержания блока гуманитарных дисциплин по педагогическим специальностям |
Ежегодно |
Педагогические колледжи |
- |
- |
- |
Подготовка преподавателей религиоведческих дисциплин в общеобразовательной школе |
4. |
Развитие различных форм взаимодействия педагогических учебных заведений с Белгородско-Старооскольской епархией в духовно-нравственном воспитании будущих учителей и воспитателей |
В течение всего периода |
Педагогические колледжи |
- |
- |
- |
Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи |
5. |
Проведение историко-педагогических чтений по духовно-нравственному воспитанию |
2009 г. |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики области, БелГУ (по согласованию), педагогические колледжи области |
|
|
|
Изучение студентами истории и современных проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодежи |
6. |
Участие будущих педагогов в научно-исследовательской работе по изучению духовного наследия, православных традиций и святынь Белгородского края |
В течение всего периода |
Педагогические колледжи |
- |
- |
- |
Приобщение будущих педагогов к научно-исследовательской работе по проблемам духовно-нравственного воспитания |
7. |
Организация религиоведческих экскурсий, поездок будущих учителей и воспитателей по святым местам, храмам и монастырям Белогорья |
В течение всего периода |
Педагогические колледжи области |
40,0 тыс. руб. |
40,0 тыс. руб. |
|
Приобщение будущих педагогов к научно-исследовательской работе по проблемам духовно-нравственного воспитания |
IV.2. Подготовка будущих учителей к работе в работе в малокомплектной школе. | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
Финансирование |
Прогнозируемый результат |
||
Итого |
2009 год |
2010 год |
|||||
1. |
Создание банка данных передового педагогического опыта деятельности учителей малокомплектных школ |
В течение всего периода |
БелРИПКППС, учреждения среднего педагогического образования |
- |
- |
- |
Оптимизация подготовки студентов к работе в малокомплектных школах |
2. |
Корректировка рабочих программ по частным методикам преподавания школьных предметов, включение раздела по организации работы в малокомплектной школе |
В течение всего периода |
БелГУ, педагогические колледжи |
- |
- |
- |
|
3. |
Научно-методическое сопровождение региональной целевой программы "Сельская школа: духовное возрождение и развитие" |
2009 - 2010 г.г. |
БелРИПКППС |
|
|
|
Использование научно-методических разработок в подготовке студентов педагогических специальностей и повышении квалификации педагогических работников для работы в малокомплектной школе |
4. |
Подготовка будущих учителей к работе в малокомплектной школе: Организация педагогической практики в малокомплектных школах; Проведение практики пробных уроков и преддипломной практики на базе малокомплектных школ; Изучение и обобщение опыта работы малокомплектной школы в рамках курсовых и дипломных работ |
2009-2010 г.г. |
Педагогические колледжи |
- |
- |
- |
Повышение мобильности выпускников на рынке труда |
IV. 3. Подготовка будущих учителей и воспитателей к работе в сельских культурно-образовательных, духовно-просветительских комплексах | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
Финансирование |
Прогнозируемый результат |
||
Итого |
2009 год |
2010 год |
|||||
1. |
Научно-методическое и организационно-методическое обеспечение подготовки учителей и воспитателей к работе в сельских культурно-образовательных, духовно-просветительских комплексах |
Постоянно |
БелРИПКППС |
|
|
|
Издание учебно-методических пособий для подготовки будущих педагогов к работе в сельских культурно-образовательных комплексах |
2. |
Организация специального курса "Работа в сельских культурно-образовательных комплексах" |
Постоянно |
БелГУ; администрации педагогических колледжей |
- |
- |
- |
Совершенствование качества профессиональной подготовки будущего учителя к работе в сельских культурно-образовательных комплексах |
3. |
Организация дополнительной подготовки студентов через факультативные курсы и клубную работу для работы в сельских культурно-образовательных, духовно-просветительских комплексах |
Постоянно |
Педагогические колледжи |
- |
- |
- |
Формирование навыков практической деятельности в сельских культурно-образовательных комплексах |
4. |
Введение для студентов педагогических специальностей курсов и факультативов религиоведческого содержания |
Постоянно |
БелГУ, педагогические колледжи |
- |
- |
- |
Повышение духовно-нравственной культуры студентов педагогических специальностей |
5. |
Работа школ молодого учителя с лабораториями: "Специфика работы в сельских культурно-образовательных комплексах"; "Организация детского досуга"; "Развитие творческого потенциала ребенка в условиях сельской школы" |
Постоянно |
БелГУ, педагогические колледжи |
|
- |
- |
Развитие способностей студентов в культурно-просветительской и творческой деятельности |
IV.4. Создание системы комплексной оценки качества подготовки выпускников педагогических учебных заведений | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
Финансирование |
Прогнозируемый результат |
||
Итого |
2009 год |
2010 год |
|||||
1. |
Разработка программ итоговой и промежуточной аттестации выпускников педагогических колледжей по бщепрофессиональной и предметной подготовке |
В течение всего периода |
Педагогические колледжи |
|
- |
- |
Рекомендации по созданию технологии оценки качества подготовки выпускников педагогических колледжей |
2. |
Работа курсов по выбору ("Психология саморазвития", "Психология общения", "Система воспитательной работы в школе и системе дополнительного образования" "Семейное воспитание", "Коррекционно-развивающее образование", "Формирование культуры здоровья детей", "Профильное обучение в условиях сельской школы", "Организация трудового воспитания в сельской школе") |
В течение всего периода |
БелГУ |
- |
- |
-- |
Создание технологии комплексной оценки качества теоретической и практической подготовки выпускников университета по наиболее актуальным проблемам школьной педагогики |
IV. 5. Развитие дистанционного обучения в системе непрерывного педагогического образования | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
Финансирование |
Прогнозируемый результат |
||
Итого |
2009 год |
2010 год |
|||||
1. |
Создание единого электронного методического банка области на основе представления учителями собственного педагогического опыта работы |
В течение всего периода |
БелРИПКППС |
- |
- |
- |
Подготовка учителей к созданию единого электронного методического банка области |
2. |
Организация курсов для преподавателей университета, педагогических колледжей по использованию дистанционных форм обучения |
2009 г. |
БелРИПКППС |
201,2 тыс. руб. |
201,2 тыс. руб. |
- |
Обучение преподавателей университета, педагогических колледжей использованию дистанционных технологий в образовательном процессе |
V. Создание в регионе единой информационной сети системы непрерывного педагогического образования V.1. Формирование базы данных и создание информационной сети непрерывного педагогического образования | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
Финансирование |
Прогнозируемый результат |
||
Итого |
2009 год |
2010 год |
|||||
1. |
Расширение числа кабинетов для самостоятельной работы с доступом в Интернет в педагогических колледжах и увеличение количества компьютеров для общего доступа |
2009 г. |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики области, педагогические колледжи |
222,4 тыс. руб. |
222,4 тыс. руб. |
|
Оптимизация процесса самостоятельной учебной деятельности студентов; увеличение пропускной способности класса общего доступа |
2. |
Создание сервисной службы в педагогических колледжах с привлечением студентов специальности "Информатика" |
2009-2010 г.г.. |
Педагогические колледжи. |
- |
- |
- |
Привлечение студентов к использованию сетевых ресурсов |
3. |
Обеспечение выхода в Интернет: - подключение выделенного канала Интернет, организация IP -телефонии. Подключение административного персонала и учебных кабинетов педагогических колледжей к сети Интернет |
2009 г. |
Педагогические колледжи области |
12,0 тыс. руб. |
12,0 тыс. руб. |
|
Организация постоянного доступа к ресурсам Интернет. Доступ студентов и преподавателей к глобальным информационным ресурсам |
4. |
Работа на базе читальных залов общего доступа к сети Интернет и ресурсам интрасети педагогического колледжа |
2009-2010 г.г. |
Педагогические колледжи |
- |
|
|
Свободный доступ к сетевым ресурсам сотрудникам и студентам педагогических колледжей |
5. |
Создание банка данных электронных учебников и учебно-методических пособий психолого-педагогического содержания, разработанных преподавателями педагогических колледжей |
2009-2010 г.г. |
БелРИПКППС |
- |
- |
- |
Осуществление оптимизации образовательного процесса, внедрение инновационных педагогических технологий. Организации доступа к учебно-методической базе учреждений среднего педагогического образования |
6. |
Создание информационного банка данных об опыте работы лучших школ |
2005-2010 г.г. |
БелРИПКППС |
|
|
|
|
7. |
Создание банка данных электронных ресурсов и использование его в работе с одаренными обучающимися и студентами |
2010 г. |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики области |
90,0 тыс. руб. |
- |
90,0 тыс. руб. |
Совершенствование системы работы с одаренными обучающимися (с применением электронных ресурсов) |
V.2. Создание автоматизированной библиотечной сети в системе непрерывного педагогического образования | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
Финансирование |
Прогнозируемый результат |
||
Итого |
2009 год |
2010 год |
|||||
1. |
Обучение технических специалистов, библиотекарей работе с электронными библиотечными ресурсами, современными информационными технологиями |
2009-2010г.г. |
БелРИПКППС |
|
|
|
Организация курсов повышения квалификации администраторов и библиотечных работников |
2. |
Выезд специалистов головной библиотеки БелГУ в педагогические колледжи для оказания методической и практической помощи в изучении и систематизации фондов, их очистке, организации справочно-поискового аппарата по единой абонентской библиотечной системе обслуживания |
Регулярно |
БелГУ |
- |
- |
- |
Обеспечение равных возможностей потребления профессиональной информации всех звеньев |
3. |
Планирование и осуществление системы стажировок специалистов библиотек педагогических колледжей в отделах и секторах головной библиотеки БелГУ |
Регулярно |
БелГУ, педагогические колледжи |
- |
- |
- |
Расширение возможностей для повышения квалификации работников библиотек педагогических колледжей и училищ в соответствии с потребностями развивающейся сферы педагогического образования |
4. |
Организация постоянно действующего методического семинара для сотрудников библиотек по вопросам текущего функционирования и перспективного развития единой абонентской библиотечной системы обслуживания |
Регулярно |
БелГУ |
- |
- |
- |
Система повышения квалификации сотрудников библиотек, входящих в единую автоматизированную библиотечную сеть |
VI. Кадровое обеспечение функционирования учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
Финансирование |
Прогнозируемый результат |
||
Итого |
2009 год |
2010 год |
|||||
1. |
Обеспечение систематического прохождения повышения квалификации преподавателей педагогичеких колледжей |
Постоянно по плану |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики области, БелРИПКППС |
- |
- |
- |
Повышение квалификации преподавателей |
2. |
Участие представителей БелГУ в научно-педагогической деятельности педагогических колледжей |
2009-2010 г.г |
БелГУ, педагогические колледжи |
- |
- |
- |
Повышение научно-педагогического уровня преподавания |
3. |
Введение рейтинговой системы оценки деятельности преподава-лей# педагогических колледжей и БелРИПКППС |
20092010 г.г.# |
Департамент обра-вания, культуры и молодёжной политики области, БелГУ, БелРИПКППС, администрация педагогических колледжей |
- |
- |
- |
Объективность оценки деятельности преподавателей учебных заведений |
4. |
Направление преподавателей, БелРИПКППС, ссузов для обучения в очную и заочную , аспирантуру, доктарантуру БелГУ, другие ведущие вузы для работы над диссертациями в качестве соискателей |
20092010 г.г.# |
БелГУ, Старооскольский филиал БелГУ, БелРИПКППС, педагогические колледжи |
- |
- |
- |
Повышение научного потенциала преподавательского состава педагогических учебных заведений |
VII .Организация повышения квалификации и переподготовки педагогических работников VII. 1. Организация курсовой подготовки и профессиональной переподготовки педагогических работников | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
Финансирование |
Прогнозируемый результат |
||
Итого |
2009 год |
2010 год |
|||||
1. |
Проведение переподготовки преподавательского состава педагогических колледжей с учетом открытия новых специальностей |
2009-2010 г.г. |
БелРИПКППС |
- |
- |
- |
Подготовка специалистов по новым предметным курсам |
2. |
Методическое обеспечение повышения профессионально-педагогической культуры преподавателей педагогических колледжей |
2009-2010 г.г. |
БелРИПКППС |
|
|
|
Издание учебно-методической литературы для преподавателей педагогических колледжей |
3. |
Индивидуальное наставничество мастеров-педагогов над молодыми преподавателями педагогических Колледжей |
2005-2010 г. г. |
Педагогические колледжи |
- |
- |
- |
Овладение опытом мастеров педагогического труда. |
4. |
Организация и проведение постоянно действующего методического семинара по проблемам воспитательной работы |
2009 г. |
БелРИПКПППС |
101,5 тыс. руб. |
101,5 тыс. руб. |
|
Подготовка учителей к раннему изучению иностранного языка |
5. |
Разработка и реализация перспективного плана подготовки и издания учебно-методических пособий, конспектов лекций, сборников зачетных и экзаменационных заданий для слушателей курсов повышения квалификации |
Ежегодно |
БелРИПКППС |
- |
- |
- |
Обеспечение организационно-нормативных предпосылок для координации действий работников БелРИПКППС по разработке учебно-методического обеспечения образовательного процесса |
6. |
Корректировка учебных программ курсовой подготовки в соответствии со структурно-содержательными изменениями и особенностями региональной системы учебных программ среднего и высшего педагогического образования |
В течение всего периода |
БелРИПКППС |
- |
- |
- |
Создание условий для достижения преемственности различных этапов непрерывного педагогического образования |
7. |
Организация и проведение постоянно действующего методического семинара по проблемам воспитательной работы |
Регулярно |
БелРИПКППС |
- |
- |
- |
Овладение современными технологиями воспитательной работы |
VII.2. Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников в межкурсовой период | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
Финансирование |
Прогнозируемый результат |
||
Итого: |
2009 год |
2010 год |
|||||
1. |
Проведение конкурсов педагогического мастерства среди учителей школ, гимназий, лицеев |
Ежегодно |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики области, БелРИПКППС |
- |
- |
- |
Стимулирование научно-педагогической деятельности преподавателей системы педагогического образования |
2. |
Организация и проведение областных, Всероссийских и международных научно-практических конференций |
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Развивающая среда учебного заведения как средство формирования конкурент,. оспособного специалиста (по областям) |
2009г. |
БелРИПКППС |
- |
- |
- |
Сборник материалов Создание научных основ развивающей среды учебного заведения для подготовки педагогических кадров |
VIII. Целевые региональные программы научно-методических исследований в системе педагогического образования VIII. 1. Разработка научно-методического сопровождения образовательного процесса в учреждениях высшего и среднего педагогического образования | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
Финансирование |
Прогнозируемый результат |
||
Итого: |
2009 год |
2010 год |
|||||
1. |
Методическое сопровождение региональной целевой программы "Одаренные дети" |
Постоянно |
Департамент образования, культуры и молодежной политики области, БелРИПКППС,. |
- |
- |
- |
Проектирование содержания национально-регионального компонента содержания общего образования |
2. |
Научно-методическое сопровождение региональной целевой программы "Сельский культурно-образовательный комплекс: духовное возрождение и развитие" |
Постоянно |
БелРИПКППС. |
- |
- |
- |
Совершенствование подготовки учителей к воспитательной работе |
3. |
Разработка и внедрение в образовательный процесс авторских учебных пособий, методических сборников, практикумов, сборников тестовых и контрольных заданий |
2009 г. |
Педагогические колледжи области |
9,0 тыс.руб. |
9,0 тыс. руб. |
|
Учебно-методическое сопровождение профессиональных программ нового поколения по сквозным с вузом специальностям |
VIII. 2. Развитие научно-исследовательской деятельности студентов педагогических учебных заведений | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
Финансирование |
Прогнозируемый результат |
||
Итого: |
2009 год |
2010 год |
|||||
1. |
Выпуск сборника научных студенческих работ педагогических колледжей |
2009 г. |
Педагогические колледжи области |
6,0 тыс.руб. |
6,0 тыс. руб. |
|
Апробация результатов научных работ студентов |
2. |
Привлечение студентов педагогических колледжей к участию в историко-педагогических чтениях и Днях науки в БелГУ |
Ежегодно |
БелГУ, педагогические колледжи |
- |
- |
- |
Участие студентов в научно-исследовательской работе. Стимулирование учебной и научной деятельности студентов |
3. |
Организация конкурсов внутри учебных заведений на лучшую научно-исследовательскую работу студента-педагога по номинациям: - дипломная работа; - курсовая работа; - научная работа |
2009 г. |
Педагогические колледжи области |
9,0 тыс. руб. |
9,0 тыс. руб. |
|
Повышение исследовательской культуры студентов |
IX.Социально-экономические механизмы региональной политики стимулирования труда работников системы педагогического образования IX. 1. Стимулирование форм оплаты труда работников системы педагогического образования | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
Финансирование |
Прогнозируемый результат |
||
Итого: |
2009 год |
2010 год |
|
||||
1. |
Участие преподавателей в конкурсах образовательных и исследовательских проектов |
постоянно |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики области |
- |
- |
- |
Стимулирование научно-педагогической деятельности педагогических работников |
2.. |
Установление региональных надбавок работникам образования |
2009-2010 г.г. |
Администрации мунипальных# районов и городских округов |
- |
- |
- |
Повышение заработной платы работников образования, стимулирование педагогической деятельности |
IX.2. Введение дополнительных форм стипендиального обеспечения студентов колледжей, педагогических специальностей в государственном университете | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
Финансирование |
Прогнозируемый результат |
||
Итого: |
2009 год |
2010 год |
|
||||
1. |
Назначение персональной стипендии за особые успехи в учебе студентам педагогических специальностей в рамках стипендиального фонда учебного заведения |
2009-2010 г.г. |
Педагогические колледжи |
- |
- |
- |
Повышение качества обучения |
2. |
Выплата стипендий губернатора области: - студентам-отличникам; - одаренным студентам: из числа детей-сирот; из числа детей, оставшихся без попечения родителей; из числа детей из многодетных и малообеспеченных семей |
В течение всего периода обучения |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики области |
Предусмотрены отдельны ми постановлениями губернатора и правительства области |
- |
- |
Социальная помощь и поддержка студентов |
3. |
Выплата стипендий - студентам-сиротам; - аспирантам, докторантам, имеющим наивысшие достижения в научно-исследовательской работе |
В течение всего периода обучения |
БелГУ, педагогические колледжи |
Предусмотрены отдельны ми постановлениями губернатора и правительства области |
|
|
Стимулирование образовательной научно-исследовательской деятельности студентов-сирот, аспирантов, докторантов |
X. Материальн-техническое обеспечение учреждений профессионального педагогического образования | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
|
|
|
|
1. |
Расширение компьютерной базы образовательного процесса в педагогических колледжах, БелРИПКППС |
Постоянно |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики области, БелРИПКППС, педагогические колледжи |
- |
- |
- |
Компьютеризация образовательного процесса педагогических учебных заведений |
2. |
Приобретение новых учебников, учебных пособий, дидактических материалов в соответствии со стандартами среднего профессионального образования |
2009 г. |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики области, педагогические колледжи области |
211,4 тыс. руб. |
211,4 тыс. руб. |
|
Использование новой учебно-методической литературы и дидактических средств в учебном процессе |
XI. Совершенствование управления качеством педагогического образования в регионе | |||||||
1. |
Проведение мониторинга и анализа развития системы образования: -мониторинг качества подготовки специалистов в сфере образования; - анализ и прогноз развития кадрового потенциала образовательных учреждений области |
В течение всего периода |
БелРИПКППС |
- |
- |
- |
Совершенствование системы педагогического образования |
2. |
Организация и проведение экспертизы инновационных образовательных проектов, реализуемых структурными подразделениями: - в общеобразовательных учебных заведениях; - в педагогических колледжах; -в БелРИПКППС |
в течение всего периода |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики области |
- |
- |
- |
Повышение ответственности педагогических кадров за качество профессиональной подготовки, создание эффективной системы управления образовательным процессом |
XII. Подготовка и издание учебно-методической литературы на конкурсной основе, обеспечивающей региональный компонент содержания педагогического образования | |||||||
N п/п |
Мероприятия |
Сроки внедрения |
Исполнители |
Финансирование |
Прогнозируемый результат |
||
Итого: |
2009 год |
2010 год |
|
||||
1. |
Формирование плана выпуска учебно-методической литературы для системы педагогического образования |
В течение всего периода |
БелРИПКППС |
- |
- |
- |
План учебно-методической литературы для системы педагогического образования |
2. |
Обеспечение учреждений среднего педагогического образования области периодическими подписными изданиями психолого-педагогического содержания |
в течение всего периода |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики области |
- |
- |
- |
Распространение периодических изданий по учебным заведениям |
|
Итого: |
|
|
902,5 тыс. руб. |
812,5 тыс. руб. |
90,0 тыс. руб. |
|
Заключение
Целенаправленная работа по реализации Программы обеспечит:
повышение качества педагогического образования, конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников педагогических учебных заведений, престижа и авторитета педагогической профессии;
подготовку педагогических кадров к профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях постиндустриального российского общества, перехода к профильному обучению, углубленному вариативному и индивидуализированному образованию учащихся, работе с разновозрастными классными коллективами в сельских малокомплектных и малочисленных школах, культурно-образовательных комплексах;
углубление фундаментальности, интегративности, преемственности, практической направленности профессиональной педагогической подготовки, обновление содержания педагогического образования, открытие новых педагогических специальностей и специализаций в учебных заведениях педагогического образования;
реализацию информационных, личностно-ориентированных, культуросообразных и других современных технологий, повышение компьютерной грамотности студентов педагогических учебных заведений и учителей;
развитие научно-исследовательской деятельности в педагогических учебных заведениях, повышение исследовательской культуры работников педагогического образования, интеграцию науки и образования, реализацию инновационных исследовательских проектов;
создание учебной, научной и методической литературы, обеспечивающей реализацию регионального компонента содержания педагогического образования;
создание в регионе единой информационной сети системы непрерывного педагогического образования в области;
развитие системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников; организацию семинаров, совещаний, конкурсов, обеспечивающих развитие системы непрерывного педагогического образования;
проведение мониторинга качества педагогического образования, оценки эффективности деятельности учреждений образования;
введение стимулирующих форм оплаты труда работников системы педагогического образования, социальных гарантий обучающимся и работникам системы непрерывного педагогического образования, создание социально-бытовых, санитарно-гигиенических условий учебы, труда, отдыха и проживания;
использование многоканального финансирования образовательных педагогических учебных заведений, привлечение дополнительных средств для финансирования научно-исследовательской деятельности в области педагогического образования;
укрепление и развитие материально-технической базы и ресурсного обеспечения образовательного процесса в учреждениях высшего и среднего профессионально-педагогического образования.
Начальник управления |
С. Тимофеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Белгородской области от 10 февраля 2006 г. N 31-пп "Об областной программе "Модернизация педагогического образования в Белгородской области на 2006 - 2010 годы"
Текст постановления опубликован в "Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области", N 84, апрель 2006 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Белгородской области от 18 сентября 2010 г. N 300-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 2 февраля 2009 г. N 25-пп