С целью смягчения социальной напряженности в сельской местности путем переориентации экономически активного населения на новые формы трудовых отношений, повышения стимулов к активному списку работы у незанятого населения и увеличения уровня занятости сельского населения постановляю:
1. Утвердить Программу содействия занятости сельского населения по Новооскольскому району на 2006 - 2008 годы.
2. Структурным подразделениям администрации Новооскольского района, главам администраций городского и сельских поселений, ГУ Центр занятости населения, работодателям организовать работу по выполнению мероприятий, содержащихся в данной Программе.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Новооскольского района - секретаря Совета безопасности Борисовского А.И.
Информацию об исполнении Постановления представлять ежегодно по итогам каждого полугодия и года не позднее 15 числа отчетного периода.
Глава |
М. Понедельченко |
Программа
содействия занятости сельского населения на 2006 - 2008 годы
по Новооскольскому району
Проводимая в районе политика позволила в трудных условиях решить ряд важных социальных и экономических проблем села, обеспечить развитие позитивных тенденций в социально-трудовой сфере сельскохозяйственного производства.
В условиях реализации аграрной и земельной реформ значительно возрастает роль социальной политики, направленной на улучшение условий труда и жизни сельского населения. Это особенно актуально сегодня, поскольку реформирование экономики страны предусматривает кардинальное изменение модели аграрного сектора, затрагивает глубинные, экономические, социальные, политические и даже моральные интересы различных слоев общества.
Однако, несмотря на определённый положительный социально-экономический эффект в аграрном секторе, позволивший избежать обвальной безработицы на рынке труда в сельской местности, доля сельских безработных в общем количестве незанятого населения не уменьшается.
Программа содействия занятости сельского населения разработана в целях смягчения напряженности на рынке труда, повышения уровня занятости сельских тружеников, создания условий для роста их доходов, усиления социальной защищенности.
Программа определяет основные направления и приоритеты в сфере занятости населения, проживающего в сельской местности, учитывает перспективы развития агропромышленного комплекса с учетом обеспеченности села трудовыми ресурсами.
Программа рассчитана на сотрудничество центра занятости населения с отделами и управлением администрации муниципального района "Новооскольский район", работодателями, объединениями профсоюзов и общественными организациями в рамках социального партнёрства.
Анализ ситуации на рынке труда района в сельской местности
По данным районной статистики на начало 2005 года сельского населения насчитывалось 25,6 тыс. человек, или 55,4 % от общего числа жителей района, наблюдается преобладание женского населения над мужским (54,4 % против 45,6 %).
При уменьшении с 2000 года общей численности населения на 2,6 % сельское население сократилось на 4,2 %. В последние годы идёт устойчивое снижение численности сельского населения по причине превышения уровня смертности над рождаемостью. Так за 2005 год в селе родилось всего 86 человек, а умерло 504 человека, превышение составляет 5,8 раза.
Значительную часть сельского населения составляют жители трудоспособного возраста (51,2 %), которое за 5 лет возросло на 5,5 %.
В соответствии с данными администраций сельских поселений среди населения в трудоспособном возрасте не работает 8 %, или более 2000 человек, около половины из них заняты в личном подсобном хозяйстве, а остальные не имеют возможности трудоустроиться по причине отсутствия вакансий.
Итоги работы сельскохозяйственного комплекса за последние два года показывают, что в этой отрасли отмечены позитивные сдвиги, наметился положительный рост в сельскохозяйственном производстве. Если за 2003 год валовой продукции сельского хозяйства было произведено на 765,5 млн. руб, за 2004 год - на 1013,4 млн. руб., то за 2005 год уже на 2382,2 млн. руб. (в процентах рост соответственно составил 132,4 %; 234,7 %).
Более быстрыми темпами растет реализация скота и птицы (живой вес). Если за 2004 год было реализовано всего 10,4 т. тонн, то за 2005 год - 52,3 т. тонн. Рост достигнут за счет ввода в действие в ЗАО "Приосколье" новых производственных мощностей по выращиванию и углубленной переработке мяса птицы.
Сохраняется положительная тенденция роста инвестиционных вложений в сельскохозяйственную отрасль. Из общего объема инвестиций по району инвестиции в сельскохозяйственном строительстве составили 1139 млн. руб., или 79,2 %, в т.ч. в ЗАО "Приосколье" 1035,6 млн. руб., ЗАО "Комбикормовый завод" - 103,5 млн. руб.
Происходящие изменения в экономике оказывают положительное влияние на состояние рынка труда в районе.
Среднесписочная численность работающих в сельскохозяйственных предприятиях на 01.01.2006 года составила 3976 человек, против 01.01.2005 года увеличилась на 125,3 % и составляет 53,2 % от всех занятых в районе. Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам в сельскохозяйственной отрасли в 2005 году составила 4933 руб. и возросла против уровня 2004 года на 160,6 %.
Однако, отмеченные позитивные моменты в развитии сельскохозяйственного производства, не создают стабильности на рынке труда в сельской местности.
За содействием в трудоустройстве из числа сельского населения обратилось за 2005 год 549 человек, или 36,5 % от общей численности обратившихся в центр занятости. Из числа обратившихся 26,4 % имеют высшее и среднее профессиональное образование, 14,2 % - начальное профессиональное и 60,0 % имеют законченное основное образование. Трудоустроено с помощью службы занятости 499 человек, или 90,8 % от обратившихся.
На конец 2005 года безработные, проживающие в сельской местности составили 41,8 % (104 чел.) от общего числа безработных в районе. По сравнению с 2004 годом этот показатель не увеличился.
В структуре численности безработных в сельской местности каждый четвертый имеет возраст до 29 лет.
По уровню образования 51,8 % сельских безработных имеют высшее и среднее профессиональное образование, 11,5% - начальное профессиональное и 31,7 % - законченное основное образование.
В общем количестве свободных рабочих мест и должностей, заявленных в центр занятости населения, вакансии для работы в сельском хозяйстве составили 31,2 %.
Особым способом пользовались высококвалифицированные слесари по наладке технологического оборудования, слесари КИПиА, токари, газоэлектросварщики, механизаторы.
К сожалению до сих пор сохраняются вакансии с оплатой труда не превышающие величину прожиточного минимума.
Среди инженерно-технических работников и служащих сохраняются вакансии менеджеров коммерческой деятельности, главных специалистов сельскохозяйственной отрасли: ветврачи, агрономы, зоотехники, технологи, инженеры-энергетики.
В течение года сохранялись профессионально-квалификационные несоответствия между требованиями работодателей и качеством предлагаемой рабочей силы.
Преобладающими профессиями у сельских безработных были бухгалтеры - 10 чел., нач. участков - 4 чел., инженеры - 3 чел., а также около 40 человек имеющие рядовые профессии (в основном инвалиды, лица предпенсионного возраста или без опыта работы) спрос на которые весьма ограничен. Кроме того разбросанность сельских безработных по отдельным сёлам не всегда позволяет использовать их трудовой потенциал.
Средний период продолжительности регистрируемой безработицы в сельской местности составляет 3,6 месяца, что не превышает этот показатель в целом по району. За 2004 год этот показатель по селу составил 4,1 месяца. Основная причина снижения среднего периода продолжительности регистрируемой безработицы в сельской местности связано с изменениями собственности на землю, структурными преобразованиями, а также созданием рабочих мест с внедрением новых технологий, направленных на повышение производительности труда.
Проблема занятости наиболее эффективно решается через систему районной программы занятости населения.
В работе с сельскими жителями центр занятости акцентирует свое внимание на программах, способствующих правильной ориентации граждан на выбор профессии, повышению уровня профессиональной подготовки работников для сельского хозяйства, на организацию общественных работ и предоставление возможности заняться предпринимательской деятельностью.
За 2005 год на профессиональное обучение было направлено 28 человек из числа сельских безработных, из которых 6 человек получили новую профессию, 21 человек прошли переподготовку и 1 человек повысил квалификацию. Недостаток денежных средств не позволяет обучать безработных профессиям наиболее востребованным на рынке труда.
В общественных работах принимало участие 12 человек из числа сельских безработных.
Повышению эффективности трудоустройства незанятого населения способствует проведение ярмарок свободных рабочих мест и вакантных должностей. На ярмарку обязательно приглашаются сельские безработные и работодатели.
Большое внимание уделяется работе по информированию населения о спросе и предложении на рынке труда, возможностях службы занятости.
Реализация активной политики содействия занятости населения позволила удержать уровень регистрируемой безработицы на начало 2006 года в пределах 1,2 % от экономически активного населения, что на 0,2 % ниже среднего показателя по области.
Основные направления обеспечения занятости населения, проживающего в сельской местности
Службой занятости населения совместно с управлением развития агропромышленного комплекса разработаны мероприятия по снижению сельской безработицы, повышению уровня занятости сельского населения, качества рабочей силы в сельской местности, недопущению массового высвобождения работников с сельскохозяйственных предприятий, созданию условий для того, чтобы сельские труженики быстрей адаптировались в рыночных условиях хозяйствования, могли выбрать оптимальные формы занятости, полнее реализовать себя в профессиональной сфере.
В целях реализации указанных направлений службой занятости населения предусмотрен целый комплекс мероприятий для обеспечения занятости сельского населения на 2006 - 2008 годы:
Мероприятия по снижению сельской безработицы
в Новооскольском районе на 2006 - 2008 годы
NN пп |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственный за исполнение |
1. |
Информировать и консультировать обратившихся сельских граждан по вопросам законодательства о занятости населения, выбора или смены профессии, оказания помощи в подборе работы. |
в течение 2006 - 2008 гг. |
ЦЗН |
2. |
Расширять банк вакансий за счет более полного представления работодателями, особенно агропромышленного комплекса, данных о свободных рабочих местах и вакантных должностях. Собирать не менее 500 вакансий ежегодно. |
в течение 2006 - 2008 гг. |
ЦЗН работодатели |
3. |
Совершенствовать механизм сбора распространения информации о возможностях трудоустройства граждан в другие регионы, в том числе на сезонные и временные работы. |
в течение 2006 - 2008 гг. |
ЦЗН работодатели |
4. |
Оказывать поддержку развитию всех форм предпринимательства на селе, за счет развития традиционных форм хозяйствования, а также через вступление в потребительские кооперативы. На организацию содействия самозанятости на селе выделять не менее 5,0 тысяч рублей ежегодно. Оказывать безработным гражданам консультативную помощь при открытии собственного дела. |
в течение 2006 - 2008 гг. |
ЦЗН Управление развития АПК |
5. |
Ежегодно разрабатывать прогноз потребности в рабочей силе в разрезе специальностей, ориентированных на занятость в сельском хозяйстве и организовывать профессиональное обучение безработных граждан по этим профессиям не менее 15 человек ежегодно (по направлению и за счет службы занятости). |
в течение 2006 - 2008 гг. |
ЦЗН Управление развития АПК работодатели |
6. |
Расширять виды и масштабы временных общественных работ в соответствии со спецификой села как за счет федеральных средств, так и за счет работодателей. Привлекать к участию в общественных работах не менее 15 человек ежегодно. |
в течение 2006 - 2008 гг. |
ЦЗН работодатели |
7. |
Ввести в практику проведение специализированных ярмарок вакансий для сельских безработных, не менее 1 ярмарки ежегодно. |
в течение 2006 - 2008 гг. |
ЦЗН работодатели |
8. |
Содействовать трудоустройству слабозащищенной категории, проживающей в сельской местности, на заквотированные рабочие места согласно постановления# главы администрации муниципального района "Новооскольский район". |
в течение 2006 - 2008 гг. |
ЦЗН работодатели |
9. |
Прогнозировать возможность высвобождения работников сельскохозяйственных предприятий, не допустить массового высвобождения. Проводить ориентирование этой категории на переобучение новым профессиям, на самозанятость и открытие собственного дела. |
в течение 2006 - 2008 гг. |
ЦЗН отдел по труду администрации управление АПК работодатели |
10. |
Для сокращения периода поиска работы сельскими жителями в крупных населенных пунктах района предусматривать прием, регистрацию, профориентацию в консультационных пунктах, организованных при администрациях сельских поселений. |
в течение 2006 - 2008 гг. |
ЦЗН администрации сельских поселений |
11. |
За счет строительства новых убойных цехов ЗАО "Приосколье" в селах Глинное и Масловка, откормочных площадок создать дополнительно 900 рабочих мест. |
2006 г. |
ЦЗН управление развития АПК ЗАО "Приосколье" |
12. |
За счет организации потребительских кооперативов по выращиванию нетелей привлечь в сельскохозяйственное производство не менее 20 человек. |
2006 год |
ЦЗН работодатели управление развития АПК |
13. |
Оказывать практическую помощь незанятому сельскому населению по более активному вовлечению его в занятие личным подсобным хозяйством. |
2006 - 2008 гг. |
управление развития АПК администрац. сельских поселений |
Намеченные мероприятия требуют дополнительных, в т.ч. и нетрадиционных подходов, которые помогут решить и социальные проблемы села.
Это большая и сложная работа, но её выполнение реально обеспечит более полную занятость сельского населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области от 15 июня 2006 г. N 744 "Об утверждении Программы содействия занятости сельского населения на 2006 - 2008 годы по Новооскольскому району"
Текст постановления официально опубликован не был