Информация УФНС России по Белгородской области
от 4 августа 2008 г.
"На что необходимо обратить внимание при заполнении форм налоговой отчетности"
Составление и представление в налоговую инспекцию отчетности - ответственный и напряженный период в профессиональной деятельности каждого бухгалтера. Налоговые журналы, Система КонсультантПлюс содержат широкий спектр консультационных материалов, разъясняющих порядок формирования и представления бухгалтерской и налоговой отчетности организациями: комментарии к нормативным правовым актам, консультации экспертов в форме "вопрос-ответ", но, тем не менее, типичные ошибки при представлении налоговой отчетности встречаются достаточно часто.
Законодательство предусматривает два варианта представления налоговой отчетности - на бумажных носителях и в электронном виде.
В электронном виде отчетность можно сдавать на дискетах и по телекоммуникационным каналам связи. Представление налоговой отчетности на магнитном носителе (дискете) частично ускоряет процесс приема и ввода, но не сокращает очереди в период массовой сдачи отчетности.
Декларации, направленные по почте, заполненные с ошибками либо на старых бланках не могут быть приняты и считаются не представленными.
Самым эффективным и оперативным способом передачи информации является предоставление отчетности по телекоммуникационным каналам связи.
Данный способ освобождает налогоплательщика от дублирующего представления отчетности на бумажных носителях, позволяет в кратчайшие сроки осуществлять прием налоговой отчетности.
При передаче отчетности по каналам связи декларации проходят двойной автоматический контроль: выходной - у налогоплательщика и входной - в инспекции, что позволяет своевременно выявлять ошибки при составлении деклараций и избежать вследствие этого финансовых потерь.
Налогоплательщик в течение суток получает квитанции о приеме деклараций, данные оперативно разносятся в карточки лицевых счетов, что позволяет налоговому органу выдать налогоплательщику реальную картину лицевого счета по любому налогу, выдать справки об отсутствии (наличии) задолженности и другую информацию.
Метод представления налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи имеет ряд преимуществ. Например, отпадает необходимость посещения налоговой инспекции, так как сдачи отчетности осуществляется непосредственно с рабочего места налогоплательщика в течение нескольких минут.
Отчетность можно направлять в налоговую инспекцию круглосуточно и без выходных.
Ошибки при подготовке отчетности сокращаются за счет средств выходного контроля - налогоплательщику предоставляется возможность подготовки отчетности в стандартном формате, с контролем правильности заполнения полей форм отчетности, при этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы. Если отправить отчет не в последний момент, то есть возможность, после получения протокола ошибок, выявленных программой, установленной в налоговой инспекции, отправить до истечения установленного срока исправленный вариант.
После отправки информации в налоговую инспекцию налогоплательщику гарантировано подтверждение ее получения, имеющего в спорных ситуациях юридическую силу.
Присланные налогоплательщиком данные по телекоммуникационным каналам связи проходят входной контроль и разносятся в лицевые счета автоматически, что исключает технические ошибки и повышает оперативность обработки информации.
При сдаче налоговой отчетности лично на бумажном носителе либо почтовым отправлением в обязательном порядке проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов:
1) для физического лица: фамилии, имени, отчества;
для организации: полного наименования организации (ее обособленного подразделения); печать
2) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;
3) вида документа: первичный (корректирующий);
4) наименования налогового органа;
5) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
В обязательном порядке необходимо заполнять все листы декларации: используемые листы имеют сквозную нумерацию; в незаполненных графах ставятся прочерки, а в незаполненных таблицах - знак Z.
При рукописном способе бланки заполняются шариковой или перьевой ручкой с чернилами черного или синего цвета. Не допускается использование карандаша или ручек с чернилами иных цветов.
Не допускается: самостоятельное добавление дополнительных граф; добавление скобок, не предусмотренных в форме. Также не следует писать текст и цифры между строк и за пределами знакомест. В каждую строку и соответствующие ей графы вписывается только один показатель.
Формы налоговой отчетности в общем случае заполняются в рублях без копеек. Не допускаются помарки, а также внесение исправлений с помощью "штриха для корректуры опечаток".
Для исправления ошибок следует перечеркнуть неверные данные, вписать правильные и поставить подписи ответственных лиц (руководителя и главного бухгалтера либо индивидуального предпринимателя) под исправлением, с указанием даты исправления. Все исправления должны быть заверены печатью (штампом) организации.
Если в налоговой декларации (расчете) нечетко (неправильно) заполнены отдельные реквизиты и показатели, что влечет невозможность их однозначного прочтения, то сотрудник отдела работы с налогоплательщиками информирует налогоплательщика (его представителя) о порядке заполнения налоговой декларации (расчета) и выявленных недостатках, а также предлагает устранить допущенные недостатки немедленно.
За невыполнение требований налогового органа о внесении изменений в отчетность может быть наложен административный штраф
Налоговая декларация (расчет) не принимается у налогоплательщика (его представителя) по следующим основаниям:
отсутствие документов, подтверждающих личность налогоплательщика (его представителя), или отказ налогоплательщика предъявить должностному лицу, исполняющему государственную функцию, такие документы в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) лично;
представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке;
отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика) или представителя налогоплательщика, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и (или) печати;
отсутствие в налоговой декларации (расчете) ЭЦП руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика или несоответствие ЭЦП подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика в случае представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС;
представление налогоплательщиком (его представителем) налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Советник |
Т.И. Черникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация УФНС России по Белгородской области от 4 августа 2008 г. "На что необходимо обратить внимание при заполнении форм налоговой отчетности"
Информация, размещенная в данном разделе сервера http://www.r31.nalog.ru/, не подпадает под определение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данным налоговым органом, выполнение которых налогоплательщиком или налоговым агентом является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом УМНС РФ по Белгородской области от 18 августа 2004 г. N 31-10/4-005287