Во исполнение решения Совета депутатов города Белгорода от 30 января 2007 года N 413 "Об утверждении Стратегии развития города Белгорода до 2025 года и плана действий органов местного самоуправления на 2007 - 2011 годы", в целях повышения инвестиционной привлекательности города Белгорода, обеспечения условий для формирования положительной динамики инвестиционной активности субъектов инвестиционной деятельности и роста производственного потенциала, руководствуясь Уставом городского округа "Город Белгород", Совет депутатов города Белгорода решил:
1. Утвердить Концепцию инвестиционной политики города Белгорода (прилагается).
2. Опубликовать настоящее решение в газете "Наш Белгород".
3. Контроль за выполнением решения возложить на постоянную комиссию Совета депутатов города Белгорода по бюджету, финансам и налоговой политике (Дмитриев А.Е.).
Заместитель Председателя |
А.Ф. Марченко |
Секретарь сессии |
Н.К. Богомаз |
Концепция
инвестиционной политики города Белгорода
(утв. решением Совета депутатов г. Белгорода от 29 мая 2007 г. N 475)
Введение
Привлечение инвестиций в экономику города является одной из наиболее важных задач, стоящих перед администрацией г. Белгорода, решение которой возможно путем формирования целенаправленной и комплексной инвестиционной политики.
Основные положения инвестиционной политики города изложены в настоящей концепции.
Концепция инвестиционной политики администрации города Белгорода определяет систему стратегических целей органов местного самоуправления в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности. Это необходимо для создания условий по привлечению инвестиций, в первую очередь в приоритетные направления и отрасли производства и проекты жизнеобеспечения города. Только привлечение инвестиций в экономику города может предотвратить невосполнимые потери экономического потенциала.
Цель концепции - определить роль и основные инструменты воздействия органов местного самоуправления на стимулирование инвестиционной деятельности в городе Белгороде. Концепция раскрывает совокупность правовых актов, правил, определяющих процесс привлечения и реализации инвестиционных ресурсов. Приведен также глоссарий наиболее важных понятий, касающихся рассматриваемой проблемы.
Основной целью инвестиционной политики города является обеспечение экономического подъема за счет привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Это будет способствовать обеспечению занятости и повышению доходов населения, расширению налоговой базы и сбалансированности городского бюджета, ослаблению социальных проблем и напряженности в обществе.
Инвестиционная политика г. Белгорода направлена на объединение усилий участников инвестиционного процесса (предприятий, банков, страховых компаний, негосударственных, пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов, лизинговых компаний и других), создание эффективно действующей инвестиционной инфраструктуры, консолидацию инвестиционных ресурсов.
К основным задачам инвестиционной политики города относятся:
- формирование благоприятного инвестиционного климата города;
- создание и развитие законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности города;
- мобилизация инвестиционных ресурсов города и обеспечение их эффективного использования путем формирования инвестиционной программы для реализации приоритетных и социально значимых направлений развития города;
- обеспечение продвижения инвестиционных проектов, программ предприятий города на российский и мировой рынки инвестиционных проектов;
- содействие предприятиям города в привлечении частных, стратегических и портфельных инвестиций.
Инвестиционная политика города рассчитана на использование в первую очередь внутреннего инвестиционного потенциала (средств предприятий, кредитных организаций, населения, бюджета развития города и др.), формирование благоприятного инвестиционного климата города, которые в свою очередь создадут предпосылки для привлечения внешних инвестиций из других регионов и из-за рубежа.
Благоприятный инвестиционный климат является главным стимулом развития промышленности и предпринимательства, что обеспечивает рост товарооборота и финансовых средств, поступающих в бюджет в виде налоговых платежей. Наоборот, отсутствие благоприятной инвестиционной среды тормозит экономический рост. Так, среди наиболее распространенных причин, сдерживающих развитие малых предприятий и предпринимательства в целом, бизнесмены называют обременительные налоги, трудности с материальными ресурсами, отсутствие дополнительных источников финансирования, отсутствие помещений для производства (и современных офисов), давление монопольных структур, проблемы сбыта, дефицит квалифицированных специалистов и т.д.
Поэтому, в процессе создания благоприятного инвестиционного климата органы местного самоуправления в зависимости от характера поставленных задач могут выполнять различные функции - организатора, менеджера (операционное управление проектом), инвестора, владеющего акциями проекта, либо другого участника инвестиционного рынка. При этом содействие развитию предпринимательства со стороны органов местного самоуправления должно проводиться в тесном взаимодействии с общественными объединениями предпринимателей, финансовыми институтами и другими рыночными структурами.
В данной концепции проведена оценка инвестиционного климата в г. Белгороде, выявлены основные направления инвестиционной политики, разработка которых в настоящее время представляется наиболее актуальной.
Концепция разработана с учетом анализа развития промышленности и предпринимательства, уровня инвестиционной активности в 2003 - 2006 гг.
При подготовке концепции были использованы документы федерального, регионального и муниципального уровней. В процессе работы широко использовались разработки и рекомендации Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, был изучен опыт аналогичных разработок в других регионах и городах России.
1. Основные понятия, применяемые в настоящей концепции
Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Инвестиции в основной капитал - совокупность затрат, направленных на создание, воспроизводство и приобретение основных средств (капитальные вложения).
Инвестиционная деятельность - в широком смысле - деятельность, связанная с вложением средств в объекты инвестирования с целью получения дохода (эффекта), в узком - процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения (собственно инвестиционная деятельность или инвестирование).
Инвестиционная политика - комплекс мероприятий по организации и управлению инвестиционной деятельностью, направленных на обеспечение оптимальных объемов и структуры инвестиционных активов, рост их прибыльности при допустимом уровне риска. Предполагает формирование системы целевых ориентиров инвестиционной деятельности, выбор наиболее эффективных способов их достижения. Важнейшими элементами инвестиционной политики города являются стратегические и тактические процессы управления инвестиционной деятельностью.
Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций в определенный объект, включающее проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с действующими стандартами.
Инвестиционная стратегия - определение долгосрочных целей инвестиционной деятельности и путей их достижения.
Инвестиционные ресурсы - реальные и финансовые активы, предназначенные для вложения в объекты инвестирования.
Инвестиционный климат - обобщающая характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику города.
Инвестиционный кредит - кредит, предоставляемый на инвестиционные цели.
Инвестиционный налоговый кредит - вид налоговых льгот, предполагающий отсрочку уплаты в бюджет начисленных налоговых сумм при использовании обусловленной части чистой прибыли на инвестирование.
Инвестиционный портфель - сформированная в соответствии с определенной инвестиционной стратегией совокупность вложений в инвестиционные объекты.
Инвестиционный риск - вероятность возникновения финансовых потерь в виде утраты капитала или дохода в связи с неопределенностью условий инвестиционной деятельности.
Инвестиционный рынок - совокупность экономических отношений, форма взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности, представляющих инвестиционный спрос и инвестиционное предложение. Характеризуется определенным соотношением спроса, предложения, уровнем цен, конкуренции и объемами реализации.
Инвестор - субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение средств в объекты инвестирования.
Инновационные инвестиции - инвестиции, осуществляемые с целью внедрения научно-технических достижений в экономику города.
Иностранные инвестиции - вложения капитальных средств иностранных граждан, фирм, организаций, государств в различные виды предпринимательской деятельности на территории г. Белгорода с целью извлечения предпринимательской прибыли или процента.
Капитализация - преобразование средств (части чистой прибыли, дивидендов и др.) в капитал, в результате которого достигается увеличение размера собственных средств.
Консервативная инвестиционная политика - инвестиционная политика, направленная на минимизацию риска вложений при невысоком гарантированном уровне дохода.
Привлеченные источники финансирования инвестиций - средства, представленные на постоянной основе, по которым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода (в виде дивиденда, процента) и которые могут практически не возвращаться владельцам.
Собственные источники финансирования инвестиций - средства для финансирования инвестиций, принадлежащие организации. Основными видами собственных средств, используемых для финансирования инвестиций, являются амортизация и капитализируемая часть чистой прибыли.
Социальные инвестиции города - вложение капитала в объекты социального комплекса (школы, больницы и пр.), не предполагающее его обязательной окупаемости (объекты социального комплекса включаются в состав объектов инвестирования города).
Теневой сектор экономики - любая экономическая деятельность сознательно или непреднамеренно укрытая ее субъектом от наблюдения со стороны государства.
Финансовые вложения организаций - вложения денежных средств, материальных и иных ценностей в ценные бумаги других юридических лиц, процентные облигации государственных и местных займов, уставные (складочные) капиталы других юридических лиц, созданных на территории страны или за ее пределами и т.п., а также займы, предоставленные другим юридическим лицам. Финансовые вложения, осуществленные организацией, в зависимости от срока погашения займов и кредитов подразделяются на долгосрочные и краткосрочные.
Чистые инвестиции - валовые инвестиции, уменьшенные на величину амортизационных отчислений.
Эффективность инвестиций - соотношение результатов, полученных в результате реализации инвестиционного проекта и инвестиционных вложений. Измеряется комплексом показателей, основными из которых являются: дисконтированный доход, индекс доходности, срок окупаемости.
2. Анализ состояния инвестиционных процессов в городе Белгороде
Обобщающей характеристикой социально-экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику региона, является его инвестиционный климат. Главными составляющими инвестиционного климата являются инвестиционный потенциал и инвестиционный риск, управление которыми формируют# в конечном итоге инвестиционную привлекательность региона.
2.1. Общая характеристика г. Белгорода
Белгород - административный центр Белгородской области. Расположен в 695 км к югу от Москвы, на южной окраине Среднерусской возвышенности, на правом берегу реки Северский Донец.
Современный Белгород занимает 15,3 тыс. гектаров. Протяженность улиц составляет 461 километр. В 1973 году в областном центре образовано 2 административных района, носящих с 1994 года названия Западного и Восточного округов.
Сегодня Белгород - крупный промышленный центр. Промышленную основу города составляют 97 крупных и средних промышленных организаций, среди которых ОАО "Белгородский цемент", ОАО "Стройматериалы", ОАО "Белгородасбестоцемент", ОАО "Белгородская швейная фабрика "Россиянка", ОАО "Белгородский абразивный завод", ООО "Управляющая компания ЖБК-1" и другие.
Организациями областного центра в 2006 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в действующих ценах: добыча полезных ископаемых - на 67,4 млн. руб., обрабатывающие производства - на 26289,9 млн. руб., производство и распределение электроэнергии, газа и воды - на 9850,6 млн. руб. Продукция белгородских организаций широко известна в стране и за ее пределами. Это - шифер, трубы асбестоцементные, металлоконструкции, лекарственные средства, лимонная кислота и многие другие виды.
Большое внимание уделяется жилищному строительству. За последние годы в городе по индивидуальным проектам наших архитекторов построены десятки многоквартирных жилых домов с интересными объемно-пространственными, планировочными и цветовыми решениями. В 2006 году в городе введено 288,2 тыс. кв. метров жилья. По вводу жилья на 1000 человек населения Белгород прочно занимает лидирующее положение среди областных центров Центрально-Черноземного района.
На начало 2006 года с учетом вновь вводимого жилья и физического выбытия жилищный фонд города составил 7,2 млн. кв. метров общей площади. Обеспеченность населения жильем в среднем на 1 человека# областного центра составляет 20,8 кв. метра, по области этот показатель равен 23 кв. метра.
На начало 2006 года в областном центре оборудовано газовыми и электроплитами 98,6 % жилого фонда, канализацией - 95,4 %, ваннами - 90,7 %, центральным отоплением - 98,3 %, водопроводом - 96,4 %.
Город располагает развитым научно-культурным потенциалом. Подготовку кадров ведут 5 государственных высших учебных заведений и 5 филиалов, среди них: гордость нашего города - государственный университет с новым корпусом и концертным залом на 700 мест, технологический университет им. В.Г. Шухова, университет потребительской кооперации, государственный институт культуры, юридический институт, Белгородский филиал МЭСИ, филиал Санкт-Петербургского инженерно-экономического университет# и др., а также 6 коммерческих. Во всех ВУЗах обучается 49,1 тыс. человек. Ежегодно выпускается более 7 тысяч специалистов.
Особое внимание уделяется воспитанию детей: в областном центре для них работает 50 дневных общеобразовательных школ, в которых учится 33,3 тыс. учащихся, 63 дошкольно-образовательных учреждения, специализированные клубы, детские городки, стадионы.
В Белгороде функционируют 15 больниц и диспансеров, 50 амбулаторно-поликлинических учреждений, где работают 2,5 тыс. врачей и 5,7 тыс. человек среднего медицинского персонала. Если в 1950 году на 10 тысяч жителей приходилось 28 врачей, то в настоящее время - 73, больничных коек - соответственно 99 и 172. В городе сохранена бесплатная система медицинского обслуживания за счет средств городского бюджета и фонда медицинского страхования.
За последние годы Белгород вырос и как культурный центр. К услугам белгородцев и гостей города 4 музея, 2 театра, 3 кинотеатра, 14 учреждений культурно-досугового типа, 30 библиотек, ледовый дворец "Оранжевый лед". Гордостью и символом областного центра являются академический театр им М.С. Щепкина, а также музей-диорама "Огненная дуга".
Городом молодости, устремленным в будущее, считают белгородцы свой областной центр. Мощный промышленный, строительный и научный потенциал, развитые коммуникации, хорошо оснащенная социально-культурная база открывают ему большие перспективы.
2.2. Анализ инвестиционной активности в г. Белгороде
Начиная с 1990 года динамика инвестиций в Белгороде характеризовалась значительными темпами спада. С 1999 года ситуация стала меняться. За последние три года наметился рост капитальных вложений. В 2003 году в экономику города было инвестировано - 6085,8 млн. рублей, что на 79,8 % больше уровня 2002 года; в 2004 году инвестиции в основной капитал составили - 6616,6 млн. рублей. Общая сумма инвестиций в основной капитал в г. Белгороде в 2005 году составила 12532,9 млн. рублей, в том числе по крупным и средним предприятиям - 9144,1 млн. руб. За 9 месяцев 2006 года объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям составил 5391,3 млн. рублей.
Из общего объема инвестиций крупными и средними организациями 507,2 млн. рублей (5,5 %) направлено на строительство жилья; 3873,9 млн. рублей на здания# (кроме жилых) и сооружения;# 1203,6 млн. рублей на приобретение машин, оборудования.
Строительно-монтажные работы по г. Белгороду по крупным и средним предприятиям в 2005 году составили 4429,4 млн. рублей, в том числе монтаж оборудования - 302,7 млн. рублей.
В структуре источников инвестиций в основной капитал больший удельный вес приходится на собственные средства предприятий (45,2 %) или 4128,9 млн. рублей. Привлеченные средства, в том числе средства бюджетов и заемные средства других организаций, составили 54,8 % или 5015,2 млн. рублей. Среди привлеченных средств основная доля (40 %) принадлежит бюджетным средствам. Средства внебюджетных фондов составили 173,2 млн. рублей. Кредиты банков на сегодняшний день играют существенную роль в привлечении инвестиций в развитие города, их доля составляет менее 38,5 %.
Структура инвестиций по видам экономической деятельности свидетельствует о том, что основная доля инвестиций (26,4 %) приходилась на обрабатывающие производства, 21 % инвестиций использовано в транспорте и связи, 19,3 % - в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды.
Результатом инвестиционной деятельности организаций в 2005-2006 гг. является ввод в действие мощностей и объектов в различных сферах экономики:
- по улице Преображенской пущена троллейбусная линия (одиночная) протяженностью 5 км;
- в районе завода "Луч" введена в строй ГТУ ТЭЦ мощностью 62,4 Гкал в час с увеличением длины сетей теплоснабжения на 2,72 км и выработкой электроэнергии 58,46 тыс. КВт.
- сдана в эксплуатацию детская поликлиника на 780 посещений в смену со стационаром на 40 коек;
- после реконструкции сдан в эксплуатацию МУ "Городской центр реабилитации для престарелых и инвалидов" площадью 2,23 тыс. м2.
Среди сданных в эксплуатацию торговых организаций такие, как торговый центр "Славянский" с площадью торгового зала 3,01 тыс. м2, гипермаркет "Вестер-Гипер"# торговой площадью 3,6 тыс. м2, автопаркинг "Центральный" со встроенным магазином с торговой площадью 1,31 тыс. м2 и дилерский центр "Рено".
2.3. Причины, препятствующие развитию инвестиционной деятельности в городе Белгороде
В процессе анализа выявлены следующие причины, препятствующие развитию инвестиционной деятельности в городе Белгороде:
1. Недостаток собственных средств предприятий для реализации инвестиционных проектов.
2. Отсутствие системы целенаправленной координации деятельности существующей городской инвестиционной инфраструктуры (банки, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, аудиторские и консалтинговые фирмы, страховые компании).
3. Неудовлетворительное качество кредитных ресурсов (высокая доля быстрооборачивающихся ресурсов и, соответственно низкая доля долгосрочной составляющей).
4. Наличие неудовлетворительных показателей экономической эффективности инновационных и инвестиционных проектов.
5. Низкая активность страховых компаний в разработках и реализации инновационных и инвестиционных проектов.
6. Превышение уровня процентной ставки по кредитам над нормой прибыли в товарном производстве.
7. Нестабильная конъюнктура на финансовом рынке.
8. Отсутствие у предприятий-заемщиков реального залогового обеспечения кредитов.
9. Недостаточность обеспечения предпринимательства и промышленности актуальной инвестиционной информацией.
Несмотря на проводимую администрацией города работу в области организации и развития инвестиционной деятельности, в настоящее время существуют проблемы, препятствующие активному участию инвесторов.# К их числу можно отнести проблемы, связанные с подготовкой и обслуживанием инвестиционных проектов.
Усилия органов власти должны быть направлены на решение таких проблем, как формирование благоприятных условий для размещения инвестиций, пропаганда культуры проведения прединвестиционной работы на предприятиях, развитие эффективной инфрастпуктуры, обеспечивающей цивилизованный процесс инвестирования.
Проводимая администрацией города инвестиционная политика должна быть направлена на всестороннюю поддержку любой инвестиционной инициативы, имеющей в конечном итоге целью открытие новых производств, развитие новых видов деятельности, увеличение производственного потенциала, сокращение безработицы и расширение налогооблагаемой базы.
3. Условия и правовые основы инвестиционной деятельности в г. Белгороде
На состояние инвестиционных процессов в г. Белгороде прямое влияние оказывает инвестиционный климат в Белгородской области.
Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России, проводимому рейтинговым агентством "Эксперт РА" с 1995 года, в 2000 - 2006 годах Белгородской области удалось качественно улучшить свои позиции. Войдя в 1996-1997 гг. в пятерку регионов Российской Федерации с наименьшим инвестиционным риском, Белгородская область продолжает удерживать свои позиции и в 2004-2005 гг. занимает четвертое место после Санкт-Петербурга, Липецкой и Новгородской областей. Рейтинговым агентством "Эксперт РА" Белгородская область в 2005 году признана лидером десятилетия среди регионов с наименьшим интегральным инвестиционным риском. Средневзвешенный индекс риска составляет 0,865 (по России - 1).
Вместе с тем, по законодательному риску Белгородская область занимает 64 место среди 89 регионов РФ. Следовательно, законодательная деятельность областных и муниципальных органов власти в сфере обеспечения правовых основ инвестиционной деятельности нуждается в совершенствовании.
Инвестиционная деятельность на территории Белгородской области и города Белгорода регламентируется следующими документами:
1. Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
2. Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
3. Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
4. Налоговым кодексом Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ, (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
5. Федеральным законом от 26.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Федерального закона следует читать как "от 29 октября 1998 г."
6. Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
7. Федеральным законом от 29.07.1998 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
8. Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
9. Законом Белгородской области от 07.12.2004 N 151 "О государственных гарантиях Белгородской области".
Нумерация приводится в соответствии с источником
11. Постановлением Правительства Белгородской области от 10.06.2005 N 127-пп "Об утверждении порядка оценки эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов (вместе с "Порядком оценки эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов".#
12. Постановлением Правительства Белгородской области от 27.04.2005 N 93-пп "Об утверждении порядка рассмотрения и одобрения Инвестиционным советом при губернаторе Белгородской области инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов области".
В целом предпосылки формирования нормативно-правовой базы регулирования инвестиционного процесса в Белгороде уже созданы. Однако, для дальнейшего эффективного функционирования инвестиционной системы, обеспечения прозрачности инвестиционного процесса, стабильности правового статуса инвестора, защиты прав участников инвестиционного процесса, создания благоприятных условий функционирования предприятий в период реализации инвестиционных проектов - необходимо внести ряд изменений и дополнений в нормативно-правовые акты г. Белгорода.
Городская нормативно-правовая база инвестиционной деятельности должна быть дополнена документом, направленным на создание благоприятного инвестиционного климата, который будет включать следующие положения:
- "Об инвестиционном паспорте города Белгорода";
- "О муниципальной поддержке инвестиционных проектов на территории города Белгорода";
- "О порядке регистрации инвестиционных проектов";
- "Об обязательной экспертизе инвестиционных проектов".
Разработка и внедрение данного документа позволит существенно улучшить инвестиционный климат в Белгороде.
4. Принципы и основные направления новой инвестиционной политики администрации города Белгорода
4.1. Приоритеты новой инвестиционной политики города Белгорода
Стратегическими целями формирования новой инвестиционной политики в городе Белгороде являются создание условий для активизации экономики города, адаптации ее к развивающимся рыночным отношениям. При этом необходимо учитывать, что приоритетными направлениями вложения инвестиций в городе Белгороде являются:
- содержание, обслуживание и развитие инфраструктуры города и жилищно-коммунального хозяйства;
- производство импортозамещающей продукции;
- производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке;
- промышленное освоение экономически эффективной наукоемкой техники и технологий;
- укрепление конкурентных позиций местных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
- углубленная переработка местного сырья;
- производство продовольственной продукции;
- улучшение экологии на территории города;
- внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;
- иные направления, ориентированные на развитие города.
С точки зрения интересов муниципальных образований новая инвестиционная политика города призвана обеспечить формирование доходной части бюджета за счет активизации хозяйственной жизни и эффективного управления муниципальной собственностью.
Проведение новой инвестиционной политики невозможно без создания конкурентной среды, с учетом привлечения внутренних и внешних финансовых ресурсов.
Стимулирование активизации инвестиционного сотрудничества с иностранными партнерами возможно путем создания инфраструктуры безопасного международного сотрудничества.
Активизация инвестиционной политики должна базироваться на продуманной, понятной всем участникам инвестиционного процесса региональной политике, так как в условиях высоких рисков краткосрочные высоколиквидные активы окажутся предпочтительнее капитальных.
Существует целесообразность стимулирования долгосрочного сотрудничества путем поощрения инвесторов, уже зарекомендовавших себя в предшествующих периодах.
Как показывает исторический опыт, государственные и частные инвестиции не являются конкурентами, а фактически дополняют друг друга, прямые иностранные инвестиции не смогут полностью обеспечить существующие потребности финансирования, именно поэтому новая инвестиционная политика муниципального образования призвана обеспечивать политику, сфокусированную на трех аспектах:
- обеспечение прогнозирования прибыли участников инвестиционных процессов;
- защита интересов участников инвестиционных процессов;
- создание условий для перехода от краткосрочных к среднесрочным и долгосрочным инвестициям.
Возможность прогнозирования. прибыли более важна для создания благоприятного инвестиционного климата, чем текущий уровень прибыли, если инвестирование производится в конкретные капитальные активы.
С точки зрения инвестора специфика активов подразумевает получение качественного средне- и долгосрочного прогноза результатов хозяйственной деятельности, в том числе прибыли.
Прогнозирование прибыльности отдельных сфер хозяйственной деятельности, бизнес-планирование требует# закрепить функции управления инвестиционными проектами и программами за одним из существующих подразделений муниципального управления, обладающим необходимым потенциалом и профессиональными навыками, а не распыления# их по различным подразделениям.
Инвестиционная программа администрации города Белгорода должна базироваться на опыте, накопленном за предшествующее время, финансовых, материальных, трудовых ресурсах, созданной и постоянно развивающейся нормативно-правовой базе.
Конкретные текущие бюджетные статьи могут и должны использоваться как полностью, так и частично на мероприятия по улучшению инвестиционного климата и стимулирование инвестиционной активности, обеспечение текущих работ по перспективным проектам.
Организационные ресурсы администрации города включают в себя комплекс отраслевых и территориальных подразделений администрации, задействованных в инвестиционном процессе или имеющих определенные ресурсы, которые могут быть задействованы для реализации инвестиционной программы.
Муниципальная собственность города Белгорода представляет собой важный ресурс стимулирования инвестиционной активности. Эффективная организация управления собственностью, а также проведение взвешенной политики по ее реализации потенциальным инвесторам является# рычагом активизации инвестиционной деятельности.
В структуре собственности города в интересах инвестиционной деятельности можно выделить:
1. Земельные участки.
2. Объекты недвижимости (здания и сооружения).
3. Имущественные комплексы.
4. Пакеты акций предприятий и организаций, в которых город выступает акционером.
4.2. Развитие благоприятной инвестиционной среды
Развитие инвестиционной среды требует четкого определения целей, задач и методов реализации инвестиционной политики. Необходимыми направлениями являются:
- формирование инвестиционного паспорта города;
- совершенствование фискальных инструментов и порядка налогообложения с целью обеспечения привлекательности инвестирования для потенциальных инвесторов;
- совершенствование нормативно-правовой базы о муниципальной поддержке и гарантиях инвесторам в г. Белгороде с целью недопущения условий, ухудшающих расчетные показатели инвестора в ходе реализации инвестиционного проекта в результате изменения условий и правил инвестиционной деятельности города сроком не менее 1 года;
- создание системы муниципальных гарантий с целью оказания содействия в получении кредитов на выгодных условиях в российских банках, в других кредитных организациях для осуществления инвестиционных проектов;
- выделение инвестиционных площадок.
4.3. Совершенствование системы управления инвестиционными проектами в городе Белгороде
Инвестиционная политика города требует разработки механизма сбора и обработки информации о соискателях кредитных ресурсов и потенциальных инвесторах, создания постоянно действующей системы анализа и контроля за инвестиционными проектами. Таким задачам наиболее полно отвечает проведение мониторинга инвестиционной деятельности с привлечением специальных служб и подразделений администрации г. Белгорода. Полученная информация может быть использована в деятельности субъектов рынка ценных бумаг, страховых компаний, финансово-кредитных, консалтинговых, аудиторских, оценочных и других организаций. Осуществление мониторинга приведет к улучшению инвестиционного климата г. Белгорода для российских и зарубежных инвесторов.
Следует отработать порядок подготовки инвестиционных проектов для включения их в федеральные целевые программы, определив функции и порядок взаимодействия структурных подразделений администрации города на этапах подготовки инвестиционных проектов и их поддержки в федеральных и областных министерствах и ведомствах.
С целью проведения полноценного мониторинга инвестиционной деятельности функции координирующего органа возложить# на городскую межведомственную инвестиционную комиссию, а в качестве постоянно действующего рабочего органа комиссии назначается управление экономического развития департамента экономики и финансов.
Функционально закрепляются за управлением экономического развития департамента экономики и финансов в качестве направлений работы:
- непрерывное наблюдение за фактическим положением дел в инвестиционной среде;
- анализ происходящих в инвестиционной сфере изменений;
- сбор и распространение достоверной и систематизированной информации, необходимой соискателям инвестиций, потенциальным инвесторам, администрации города;
- прогнозирование результатов инвестиционной политики и инвестиционной привлекательности города;
- мобилизация ресурсов для реализации инвестиционных программ и обеспечение их эффективности;
- оценка инвестиционного потенциала города Белгорода;
- совершенствование стимулирования привлечения средств отечественного (государственного и частного) и иностранных капиталов.
4.4. Обеспечение муниципального регулирования и контроля
С целью обеспечения условий активного регулирования и контроля инвестиционных процессов города создать:
- единую информационную базу данных инвестиционных проектов;
- банк данных потенциальных инвесторов;
- единую процедуру отбора инвестиционных проектов;
- инвестиционный паспорт города, включающий сведения о банках, страховых, лизинговых компаниях, аудиторских, консалтинговых и оценочных фирмах, других организациях, составляющих инвестиционную инфраструктуру бизнеса.
5. Практическая реализация инвестиционной политики
Исходя из мирового опыта и существующей региональной практики, при проведении инвестиционной политики планируется: проводить мобилизацию инвестиционных ресурсов, оказывать содействие в реализации проектов, заниматься управлением и контролем инвестиционных проектов.
План мероприятий по реализации Концепции инвестиционной политики города Белгорода прилагается.
5.1. Мобилизация инвестиционных ресурсов
5.1.1. Ориентация на привлечение внебюджетных инвестиционных ресурсов.
Значение такого источника инвестиционных ресурсов как бюджетные средства в течение ряда лет сокращается.# Причем доля Федеральной части инвестиционных вложений имела в последнее время более выраженную тенденцию к сокращению.
При существующих бюджетных социальных обязательствах сокращение доходов соответствующих бюджетов приведет к потере средств для формирования бюджетов развития в среднесрочной перспективе.
Исходя из этого, важное значение в инвестиционной политике города придается стимулированию привлечения внебюджетных инвестиционных ресурсов. В условиях существенных ограничений бюджетных инвестиций их роль в инвестиционном процессе ограничивается социальной и инфраструктурной направленностью вложений.
Сейчас в сфере стимулирования инвестиционных вложений из внебюджетных источников перед администрацией Белгорода стоят следующие задачи:
- привлечение внебюджетных инвестиций для решения актуальных городских задач и проблем (экологического, социального, экономического характера);
- развитие инженерной инфраструктуры города, рассчитанной на максимальную интенсивность использования городской земли;
- стимулирование мобилизации инвестиций из внебюджетных источников (поддержка частных проектов).
В случае привлечения внебюджетных инвестиций для решения практических городских задач и проблем целями администрации г. Белгорода выступают:#
- выявление основных проблем, решение которых может быть осуществлено с привлечением внебюджетных инвестиций;
- разработка инвестиционных предложений (проектов) по этим направлениям для потенциальных инвесторов;
- продвижение инвестиционных предложений для потенциальных инвесторов;
- координация или участие в координации процесса реализации этих инвестиционных проектов.
В сфере стимулирования мобилизации инвестиций из внебюджетных источников (стимулирования частных проектов) перед администрацией Белгорода стоят следующие задачи:
- оказание услуг предприятиям города в сфере информационного и консультационного содействия в инициации, подготовке и распространении инвестиционных предложений предприятий среди потенциальных инвесторов;
- оказание информационных и консультационных услуг потенциальным инвесторам по вопросам инвестирования (инвестиционного климата, инвестиционных возможностей и предложений, предложений объектов внеоборотных средств: земельных участков, зданий, сооружений, имущественных комплексов и т.п.).
5.1.2. Мобилизация внутренних инвестиционных ресурсов Белгорода и создание условий для привлечения внешних инвестиций.
Город, являясь урбанизированной территорией, может рассматриваться как система, функционирующая во внешней по отношению к ней (региональной, национальной и мировой) среде. В соответствии с этим взглядом, источники инвестирования можно разделить на внутренние источники, которые уже находятся в городе и внешние источники, инвестиционные ресурсы которых привлекаются извне для работы в городе.
Исходя из разделения источников инвестиционных ресурсов на внутренние и внешние, можно определить группы таких источников следующим образом:
- внутренние источники (инвестиционные ресурсы города):
- бюджет развития города или инвестиционный бюджет;
- внутренние инвестиционные ресурсы предприятий, зарегистрированных и расположенных в городе;
- средства финансово-кредитных институтов города;
- сбережения населения города;
- внешние источники (привлекаемые в город инвестиционные ресурсы):
- бюджет РФ и Белгородской области;
- средства предприятий, расположенных в других регионах России;
- средства финансово-кредитных организаций, расположенных в других регионах России;
- сбережения граждан.
Исходя из деления источников на внутренние и внешние, формируются две стратегии мобилизации инвестиций:
- стратегия внутреннего саморазвития (за счет внутренних источников инвестиционных ресурсов), подразумевающая удержание и развитие уже существующего в городе бизнеса;
- стратегия привлечения инвестиций извне.
Первая стратегия должна присутствовать в любом случае, так как именно она является опорной стратегией, позволяющей развивать и эффективно использовать инвестиционный потенциал города, а также обеспечить устойчивое и последовательное его развитие.
Возможности внутренних источников инвестиционных ресурсов входят составной частью в инвестиционный потенциал Белгорода. Основными задачами работы с инвестиционным потенциалом города являются:
- увеличение эффективности использования имеющихся в городе (внутренних) источников инвестиционных ресурсов
- увеличение потенциала источников инвестиционных ресурсов.
Решение первой задачи подразумевает адресность в работе по мобилизации инвестиционных ресурсов и осуществимо в краткосрочной перспективе. Решение второй задачи связано с более крупным блоком вопросов экономического развития города и увеличением объемов капитала предприятий и организаций, расположенных в городе.
Стратегия использования внутренних источников финансирования является основой инвестиционной политики большинства территорий в стабильной рыночной среде, где масштабные переливы капитала с одной территории на другую ограничены следующими факторами:
- существуют стабильные сложившиеся рынки товаров и услуг со сложившимися связями между потребителем и производителем товаров и услуг;
- инвестиционный климат в различных городах и регионах часто идентичен с небольшими особенностями по отдельным его составляющим, обуславливающим специализацию территории в разделении труда;
- перевод производства из одной местности в другую связан со значительными расходами. Эти затраты часто превышают прирост прибыли, которую планируется получить за счет улучшения инвестиционного климата в новом, предложенном месте передислокации.
Стратегия привлечения инвестиций в город является более агрессивной стратегией. Ее роль в последнее время, несмотря на действие упомянутых выше факторов, возрастает в связи с появлением следующих тенденций:
- изменения отраслевой структуры мировой экономики в сторону преобладания сферы услуг, обладающей высокой мобильностью;
- развивающихся процессов глобализации, устранения международных барьеров и движении товарных, инвестиционных и трудовых потоков, увеличения информированности о существующих возможностях.
5.2. Содействие в реализации инвестиционных проектов
5.2.1. Увеличение объемов прямых инвестиций и создание условий для мобилизации ресурсов финансово-кредитных институтов.
Поток инвестиционных ресурсов неоднороден. Его составляют инвестиции, функционирование которых в экономике города заметно отличается.# Речь идет о формах инвестирования, которые могут быть:
- прямыми;
- кредитными средствами (из средств финансово-кредитных институтов);
- портфельными.
В зависимости от того, будут ли инвестиционные ресурсы вложены в объект инвестирования непосредственно собственником или же инвестором-кредитором, будет отличаться и эффект от вложения таких инвестиций в экономику города.
Прямые инвестиции предполагают вложение средств непосредственно в строительство новых или в оснащение уже существующих предприятий. При этом:
- создается определенное количество рабочих мест;
- предприятие - реципиент инвестиционных ресурсов обладает большей финансовой устойчивостью и способен работать в нестабильной среде;
- инвестированные ресурсы остаются на территории города и расширяют его потенциал;
- платится налог на прибыль, получаемую предприятием;
- платятся налоги с выручки, НДС, налоги и платежи, связанные с заработной платой.
В случае вложения таких же объемов инвестиционных ресурсов в качестве кредита:
- создается то же количество рабочих мест;
- финансовая устойчивость предприятия - реципиента ниже и он больше подвержен риску банкротства в случае неблагоприятных изменений внешней среды;#
- инвестированные ресурсы возвращаются к источнику ресурса, то есть идет отток инвестиционных ресурсов на величину первоначального ресурса, увеличенного на проценты по кредитным ресурсам;
- прибыль используется в значительной мере на выплату кредита и процентов по нему, в связи с чем налог на прибыль поступает в отдаленной перспективе;
- платятся налоги с выручки, НДС, налоги и платежи, связанные с заработной платой.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что стратегия привлечения прямых инвестиций приносит больший эффект для развития экономики города, чем привлечение кредитных ресурсов.
В то же время, несмотря на отток инвестиционных ресурсов в результате возврата кредита и процентов, эта форма мобилизации инвестиций дает существенный эффект, заключающийся в увеличении занятости и фискальных платежей в бюджеты разных уровней. В связи с расходным характером процентных платежей целесообразно опираться в стратегии мобилизации кредитных ресурсов в первую очередь на внутренние источники кредитных ресурсов, то есть финансово-кредитные организации, расположенные в Белгороде.
Таким образом, стратегия мобилизации инвестиционных ресурсов должна опираться в первую очередь на мобилизацию прямых инвестиций и дополняться инвестициями финансово-кредитных организаций с акцентом на мобилизацию внутренних кредитных ресурсов города.
5.2.2. Содействие реализации крупных инвестиционных проектов и создание условий для развития среднего и малого бизнеса.
Работа с крупным инвестором, содействие реализации крупных проектов остаются важными направлениями инвестиционной политики администрации города Белгорода. Крупные инвесторы, внедряя новые технологии и способы ведения предпринимательской деятельности, выступают в роли опорного скелета новой и более жизнеспособной в новых условиях экономики, в роли создателей особого благоприятного хозяйственного климата работы с контрагентами. В такие системы с удобным хозяйственным климатом уже легче будет привлекать малые и средние предприятия.
Среди основных задач администрации Белгорода по реализации крупных частных инвестиционных проектов можно назвать:
- поиск крупных потенциальных инвесторов, заинтересованных в расширении бизнеса;
- заключение соглашений и меморандумов о совместной инвестиционной деятельности и поддержке;
- информационно-консультационная деятельность по предоставлению инвестору требуемой информации об условиях, возможностях и перспективах инвестирования в Белгороде;
- сопровождение крупных проектов на фазе реализации.
В отличие от других городов и регионов, инвестиционная политика которых строго ориентирована на "захват крупного инвестора", целесообразно рассматривать вопрос шире. Инвестиционная политика должна быть рассчитана на мобилизацию инвестиционных ресурсов из всех источников, привлечение и развитие предприятий любого размера и вида деятельности. Снижение рисков инвестирования позволяет привлекать все более широкие слои инвесторов - средних и малых предприятий,# которые заинтересованы в благоприятном предпринимательском и инвестиционном климате.
5.2.3. Использование комбинированного подхода при выборе инструментов стимулирования инвестора. Реализация принципа предполагает проведение комплексного и системного анализа ситуации в инвестиционной сфере при принятии решений по реализации инвестиционной политики как на уровне города в целом, так и в отношении конкретного субъекта инвестиционного процесса.
5.3. Управление и контроль за проектами
5.3.1. Обоснованность каждого принимаемого решения.
Реализация принципа выражается в подтверждении целесообразности принимаемых мер с экономической, социальной, политической и экологической точек зрения.
5.3.2. Оперативность мониторинга инвестиционного процесса.
Мониторинг представляет собой информационно-аналитическую систему оперативного отслеживания и анализа изменений инвестиционных процессов. Система мониторинга создается как межведомственная и многоуровневая автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования регулярной систематизированной стратегической и экономической информации о текущих значениях контролируемых показателей.
Основными задачами системы мониторинга являются:
- сбор, обработка и накопление информации, необходимой для анализа инвестирования на уровне города;
- комплексная оценка соотношений фактических и расчетных показателей инвестиционного проекта;
- ситуационный факторный анализ отдельных показателей развития инвестиционного проекта для своевременного выявления отклонений и причин этих изменений;
- разработка краткосрочных прогнозов развития инвестиционных процессов.
Исходя из основных задач, при проведении мониторинга инвестиционных процессов будут использоваться следующие методы:
1. Наблюдение - определение конкретных значений системы показателей инвестиционных процессов.
2. Диагностика - сопоставление текущих значений показателей инвестиций с программными значениями.
3. Предупреждение - разработка краткосрочных прогнозов и мер по снижению рисков и повышению инвестиционной привлекательности тех или иных проектов.
Такой подход позволит эффективно отслеживать и анализировать ситуации в инвестиционной сфере Белгорода и результатов# воздействия применяемых инструментов государственного регулирования.
5.3.3. Прозрачность информационного поля для инвестора.
Данный принцип предполагает ясность в отношении инвестиционных предложений города, проводимой инвестиционной политики и схемы взаимодействия с органами власти Белгорода.
5.3.4. Адресность при поддержке особо значимых для города проектов.
Следование этому принципу подразумевает расстановку приоритетов при работе с конкретными инвестиционными проектами и выделение стратегически и социально важных проектов, требующих особого внимания со стороны органов власти Белгорода, в том числе способствующих созданию рабочих мест и, прежде всего - для высококвалифицированных кадров.
6. Результаты реализации мероприятий, предусмотренных концепцией инвестиционной политики
Последовательное осуществление мероприятий, предусмотренных в концепции инвестиционной политики, позволит значительно увеличить объемы инвестиций в экономику города и области на основе создания условий, стимулирующих инвестиционную активность хозяйствующих субъектов экономики, привлечение отечественных и иностранных инвестиций, использование инвестиционного потенциала населения.
Освоение инвестиционных средств будет способствовать росту объемов производства предприятий города, укреплению их экономического состояния, и, как следствие, созданию дополнительных рабочих мест, повышению благосостояния населения, увеличению поступлений налогов в бюджеты всех уровней.
Дополнительные доходы городского бюджета могут быть направлены на программы социальной защиты населения, благоустройство города, на развитие здравоохранения, образования, общественного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и т.д., что в свою очередь будет содействовать улучшению уровня жизни населения города.
Успешное выполнение мероприятий, предусмотренных планом по реализации Концепции инвестиционной политики города Белгорода, значительно повысит привлекательность города и области для инвесторов, подтвердит надежность ее экономического состояния, стабильность социально-экономической обстановки, послужит залогом заметного увеличения дополнительных средств для инвестиционной деятельности.
Приложение N 1
к Концепции инвестиционной
политики города Белгорода
План мероприятий по реализации Концепции инвестиционной политики города Белгорода
N п/п |
Основные направления и мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнитель |
1. Формирование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности | |||
1.1. |
Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность в городе Белгороде. Подготовка предложений по ее совершенствованию. |
постоянно |
Управление экономического развития департамента экономики и финансов |
1.2. |
Разработка положения "Об инвестиционном паспорте города Белгорода". |
2007 г. |
Управление экономического развития департамента экономики и финансов |
1.3. |
Разработка положения "О муниципальной поддержке инвестиционных проектов на территории г. Белгорода". |
2007 г. |
Управление экономического развития департамента экономики и финансов |
1.4. |
Разработка положения "О порядке регистрации инвестиционных проектов". |
2007 г. |
Управление экономического развития департамента экономики и финансов |
1.5. |
Разработка положения "Об обязательной экспертизе инвестиционных проектов". |
2007 г. |
Управление экономического развития департамента экономики и финансов |
2. Мониторинг инвестиционной деятельности на территории г. Белгорода | |||
2.1. |
Разработка системы показателей для мониторинга состояния и прогнозирования результатов инвестиционной деятельности. |
2007 г. |
Управление экономического развития департамента экономики и финансов |
2.2. |
Проведение мониторинга инвестиционной деятельности. |
ежеквартально |
Управление экономического развития департамента экономики и финансов |
2.3. |
Составление прогнозов результатов инвестиционной деятельности. |
ежегодно |
Управление экономического развития департамента экономики и финансов |
2.4. |
Осуществление контроля за ходом реализации инвестиционных проектов, осуществляемых при поддержке администрации города Белгорода. |
постоянно |
Профильные подразделения администрации г. Белгорода |
2.5. |
Анализ эффективности инвестиционных проектов. |
постоянно |
Управление экономического развития департамента экономики и финансов |
3. Формирование привлекательного инвестиционного имиджа города Белгорода | |||
3.1. |
Разработка механизма сбора и обработки информации о соискателях кредитных ресурсах# и потенциальных инвесторах. |
2007 г. |
Управление экономического развития департамента экономики и финансов |
3.2. |
Создание единой базы данных инвестиционных проектов. |
постоянно |
Управление экономического развития департамента экономики и финансов |
3.3. |
Создание банка данных потенциальных инвесторов. |
постоянно |
Управление экономического развития департамента экономики и финансов |
3.4. |
Разработка инвестиционного паспорта города. |
ежегодно |
Управление экономического развития департамента экономики и финансов |
3.5. |
Выявление основных проблем, решение которых может быть осуществлено с привлечением внебюджетных инвестиций. Разработка инвестиционных предложений (проектов) по этим направлениям для потенциальных инвесторов. |
постоянно |
Профильные подразделения администрации г. Белгорода |
4. Развитие инвестиционной инфраструктуры | |||
4.1. |
Изучение и разработка предложений по развитию территории города, изучение текущего состояния земельных участков (право собственности, оценка) и определение перспективных вариантов развития. |
2007 г. |
Управление архитектуры и градостроительства департамента строительства и архитектуры, Управление муниципальной собственностью департамента экономики и финансов |
4.2. |
Проведение инвентаризации объектов недвижимости и создание адресного перечня незавершенных# строительством объектов в городе, которые могут быть использованы в инвестиционном процессе. |
ежегодно |
Управление муниципальной собственностью департамента экономики и финансов |
4.3. |
Создание базы данных о незадействованных площадях на промышленных предприятиях. |
ежегодно |
Управление экономического развития департамента экономики и финансов |
4.4. |
Формирование паспортов инвестиционных площадок. |
постоянно |
Управление муниципальной собственностью, управление экономического развития департамента экономики и финансов |
5. Стимулирование инвестиционной деятельности | |||
5.1. |
Организация информационно-консультационного обслуживания потенциальных инвесторов по вопросам действующего законодательства, инвестиционным потребностям и возможностям города. |
постоянно |
Управление экономического развития департамента экономики и финансов |
5.2. |
Обеспечение наполнения# раздела "Инвестиции" на официальном сайте администрации г. Белгорода. |
постоянно |
Управление экономического развития департамента экономики и финансов, отдел компьютерного обеспечения |
5.3. |
Организация рекламы и пропаганды инвестиционной привлекательности города посредством средств массовой информации. |
постоянно |
Управление экономического развития департамента экономики и финансов, Помощник главы администрации города по работе с общественностью и средствами массовой информации |
5.4. |
Организация подготовки кадров администрации города Белгорода по вопросу осуществления инвестиционной деятельности, повышение их квалификации. |
постоянно |
Отдел муниципальной службы и кадров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обеспечение экономического роста за счет привлечения инвестиций в экономику является целью инвестиционной политики города. Что способствует обеспечению занятости и повышению доходов населения, расширению налоговой базы и сбалансированности городского бюджета. Определены основные задачи инвестиционной политики города. Концепция разработана с учетом анализа развития промышленности и предпринимательства, выявлены основные направления инвестиционной политики, разработка которых в настоящее время представляется наиболее актуальной.
Разработаны принципы и основные направления новой инвестиционной политики администрации города Белгорода. При проведении инвестиционной политики необходимо привлечение внебюджетных инвестиционных ресурсов.
Утвержден план мероприятий по реализации концепции инвестиционной политики.
Решение Совета депутатов г. Белгорода от 29 мая 2007 г. N 475 "О Концепции инвестиционной политики города Белгорода"
Текст решения опубликован в газете "Наш Белгород" от 16 июня 2007 г. N 23