В целях создания условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей своей Родины, формирования нравственных качеств воспитания уважения к истории, культуре своего народа, пропаганды здорового образа жизни, обеспечивающих всестороннее развитие личности и ее активную самореализацию в обществе постановляю:
1. Утвердить районную программу развития школьного туризма для учащихся Белгородского района "Моя Родина - Россия. От родного Белогорья - к святыням Отчизны" на 2008 - 2011 годы (прилагается).
2. Управлению образования (Иванков Ю.Р.) обеспечить реализацию районной целевой программы развития школьного туризма для учащихся Белгородского района "Моя Родина - Россия. От родного Белогорья - к святыням Отчизны" на 2008 - 2011 годы в пределах ассигнований, выделяемых на эти цели из областного и местного бюджетов.
3. Управлению образования (Иванков Ю.Р.) обеспечить финансирование районной целевой программы развития школьного туризма для учащихся Белгородского района "Моя Родина - Россия. От родного Белогорья - к святыням Отчизны" на 2008 - 2011 годы" в пределах ассигнований, предусмотренных по смете на соответствующий год.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации района, председателя комитета социальной политики Белоусова В.Б.
Глава Администрации |
С. Тютюнов |
Районная программа
развития школьного туризма для учащихся Белгородского района "Моя Родина - Россия. От родного Белогорья - к святыням Отчизны" на 2008 - 2011 годы
(утв. постановлением Главы Администрации Белгородского района Белгородской области от 14 июля 2008 г. N 419)
Паспорт
районной программы развития школьного туризма для учащихся Белгородского района "Моя Родина - Россия. От родного Белогорья - к святыням Отчизны" на 2008 - 2011 годы
Наименование - районная программа развития школьного туризма
Программы для учащихся Белгородского района "Моя Родина -
Россия. От родного Белогорья - к святыням
Отчизны" на 2008 - 2011 годы (далее - Программа)
Основания для - поручение главы Белгородского района
разработки - программа туристско-краеведческого движения
Программы обучающихся Российской Федерации "Отечество",
одобренная Министерством общего и
профессионального образования Российской
Федерации 7 декабря 1998 года N 653/19-15
Разработчик Управление образования, муниципальное
Программы образовательное учреждение дополнительного
образования детей "Центр детского творчества"
Сроки 2008 - 2011 годы
реализации
Программы
Перечень основных - настоящая Программа предусматривает
мероприятий осуществление мероприятий, представленных в
Программы плане мероприятий Программы
Исполнители - исполнители Программы определяются
и участники государственным заказчиком в соответствии с
Программы законодательством Белгородского района;
- работу по реализации Программы организуют
управление образования; органы местного
самоуправления; муниципальное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
"Центр детского творчества"
Объёмы - районный бюджет;
и источники - местные бюджеты и внебюджетные источники;
финансирования - объём средств районного бюджета, направляемых
Программы на реализацию мероприятий настоящей Программы в
2008 - 2011 годах, составляет тыс. рублей, в том
числе:
2009 год - 973 тыс. рублей
2010 год - 999 тыс. рублей
2011 год - 1 164 тыс. рублей
Организация - Контроль за реализацией Программы и плана
контроля за мероприятий осуществляется администрацией
исполнением Белгородского района и управлением образования,
Программы утверждённым постановлением
Введение
Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность являются# одной из важных форм воспитания, обучения и оздоровления учащихся, разумного использования учебного и свободного времени.
В последние годы заметно усилился интерес к отечественной истории, краеведению, туристической работе, что способствует воспитанию детей и молодежи уважения к истории, национальным традициям, местной культуре, природному достоянию. Учебно-тематические экскурсии, однодневные и многодневные походы, туристско-краеведческие мероприятия являются эффективным и действенным средством этого процесса.
Школьный туризм как одно из направлений образования и развития детей является комплексным средством всестороннего развития подрастающего поколения, активного познания и освоения окружающего мира по спирали: расширительно - от "родного гнезда" (дома, улицы, микрорайона) до дальних окраин своего Отечества и зарубежных стран и углублённо - от созерцания-ознакомления к изучению-исследованию.
Туристско-краеведческая деятельность интегрирует в себе все основные педагогические процессы. В ней значительно быстрее идёт социализация личности, реализуется большинство принципов воспитания, ориентированных на развитие социально активной, духовно богатой, нравственно и физически здоровой личности, адекватно реагирующей на изменение условий общественной жизни.
Туризм и краеведение способствуют обучению различным методикам исследовательской деятельности, осуществлению краеведческих изысканий, выявлению и сбору конкретных фактов о памятниках истории и культуры, объектах природы и их распространению в обществе путём пополнения фондов наглядных пособий школы, экспозиций музеев и т.п.
Школьный туризм позволяет одновременно осуществлять шесть составляющих педагогического воздействия - обучение, воспитание, развитие, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация учащихся. Он всё чаще используется как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укреплению здоровья, повышению культурного уровня человека.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения
В настоящее время Белгородский район является уникальным, динамично развивающимся регионом, на территории которого расположено множество объектов, способных привлечь внимание учащихся.
Важнейшим фактором для развития школьного туризма является природно-рекреационный и историко-культурный потенциал области (района) - это музеи-заповедники, государственные музеи, духовно-просветительские центры, заповедные зоны, мемориальные комплексы, учреждения культуры, спорта, предприятия промышленности, энергетики, транспорта, связи, торговли, агропромышленного комплекса, различные памятники природы и истории.
Несмотря на большие возможности Белгородского района, развитие школьного туризма на сегодняшний момент связано с определёнными трудностями. Об этом свидетельствуют следующие показатели: низкий процент учащихся, охваченных школьным туризмом, - около 30 процентов от общего числа школьников района, недостаточное количество учащихся, занимающихся в туристско-краеведческих объединениях образовательных учреждений. Этот показатель составляет около 10 процентов от общего числа.
Это связано с отсутствием сформированной туристской инфраструктуры, системного подхода в развитии школьного туризма, опыта работы в области обслуживания туристов-учащихся, недостаточной материально-технической базой образовательных учреждений, музеев, нехваткой квалифицированных кадров, разрозненностью или отсутствием информации о собственных ресурсах.
Реализация мероприятий Программы позволит создать наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания детей на лучших национальных традициях посредством учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, туристских походов и прогулок, вовлечь детей и подростков в деятельность по исследованию и изучению духовного наследия края, его культуры, истории и природы.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей своей Родины, формирования их нравственных качеств, воспитания уважения к истории, культуре своего народа, пропаганды здорового образа жизни, обеспечивающих всестороннее развитие личности и её эффективную самореализацию в обществе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Разработка и осуществление системы мер по развитию массового школьного туризма в районе.
2. Повышение уровня физической подготовки учащихся, развитие умения работать в команде, приобщение к здоровому образу жизни через туризм и спортивное ориентирование как прикладные спортивные виды деятельности, в том числе для подготовки к военной службе допризывной молодёжи.
3. Формирование духовно-нравственной личности на основе уважения к историческому, духовному и культурному наследию своего края.
4. Профессиональная ориентация учащихся, связанная с расширением границ взаимодействия подрастающего человека с окружающим миром, микро- и макросредой и, как следствие, осознанным выбором профессий, востребованных в регионе.
III. Система мероприятий, предусмотренных Программой
Для решения этих задач разработаны программные мероприятия, которые предполагается реализовать комплексно в течение 2008 - 2011 годов.
Перечень программных мероприятий приведён в плане реализации мероприятий Программы и предусматривает мероприятия по следующим направлениям:
Нормативно-правовое обеспечение
Мероприятия раздела предусматривают совершенствование законодательного обеспечения, форм и методов поддержки школьного туризма в Белгородской области и районе.
Нормативно-правовое обеспечение Программы позволит определить условия эффективного развития массового школьного туризма в районе, роли, задачи, функции участников реализации Программы с учётом их специфики.
Программно-методическое обеспечение
Программно-методическое обеспечение предполагает разработку и внедрение комплекса учебно-методических материалов, интегрированных программ нового поколения разной продолжительности обучения от 1 до 10 лет в зависимости от особенностей возраста, интересов, способностей обучающихся на основе туристско-краеведческой, военно-патриотической, культурологической, физкультурно-спортивной, прикладной, исследовательской, экологической деятельности.
Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение предусматривает:
- подготовку квалифицированных специалистов в образовательных учреждениях района для организации туристско-краеведческой деятельности;
- поэтапную реализацию системы мер по просвещению, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников различного уровня в системе развития школьного туризма;
- осуществление перехода на новую систему оплаты труда педагогов дополнительного образования детей;
- привлечение молодых специалистов, военных, уволенных в запас, спортсменов, сотрудников органов МЧС, краеведов к туристско-краеведческой работе с детьми школьного возраста.
Обеспечение межведомственного сотрудничества
Обеспечение межведомственного сотрудничества предусматривает достижение нового уровня взаимодействия в развитии социального партнёрства с:
- учреждениями культуры района;
- спортивными учреждениями района, органами МЧС России;
- федеральными государственными учреждениями;
- промышленными предприятиями и предприятиями агропромышленного комплекса Белгородской области;
- Белгородской и Старооскольской епархией;
- Областным центром детского и юношеского туризма и экскурсий;
- Детскими общественными организациями.
IV. Механизм реализации Программы
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет заказчик Программы - администрация Белгородского района.
От имени заказчика Программы оперативную работу по организации управления Программой и контролю за ходом её организации осуществляет управлением# образования.
Координацию работы по выполнению программных мероприятий осуществляет муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества" во взаимодействии с другими участниками Программы.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества", органы местного самоуправления, образовательные учреждения района.
Исполнители разрабатывают мероприятия по реализации Программы, а также на её основе - программы, проекты, мероприятия.
Исполнители Программы представляют информацию о реализации мероприятий в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества".
V. Ожидаемые результаты, показатели эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы ожидается достижение следующих показателей:
1. Ежегодное участие каждого школьника в массовых туристско-краеведческих мероприятиях (учебно-тематические экскурсии, походы, туристские слёты, краеведческие конкурсы и т.д.):
2008 год - 30 процентов
2011 год - 100 процентов
2. Разработка новых маршрутов учебно-тематических экскурсий по городу Белгороду, Белгородскому району, связанных с профессиональной ориентацией учащихся:
Белгородский район |
город Белгород |
2008 год - 10 маршрутов |
2008 год - 10 маршрутов |
2011 год - 25 маршрутов |
2011 год - 30 маршрутов |
Белгородская область
2008 год - 10 маршрутов
2011 год - 40 маршрутов
3. Ежегодное участие младших школьников 1 - 4 классов в комплексных учебно-тематических экскурсиях по предметам школьной программы; в экологических экскурсиях; в походах выходного дня по родному краю:
2008 год -30 процентов
2011 год - 100 процентов
4. Ежегодное участие школьников 5 - 9 классов в учебно-тематических экскурсиях по городу Белгороду и Белгородской области, участие в многодневных походах:
2008 год - 21 тыс. чел., 30 процентов
2011 год - 70 тыс. чел., 100 процентов
5. Ежегодное участие старших школьников 10 - 11 классов в категорийных походах и в учебно-тематических экскурсиях в город Москву с посещением национальных святынь России:
2008 год - 7,5 процента
2011 год - 35 - 50 процентов
6. Укрепление материально-технической туристской базы, приобретение специального туристского снаряжения и инвентаря в образовательных учреждениях района и учреждениях дополнительного образования детей.
7. Создание стационарных полигонов для занятий по спортивному ориентированию и туризму в муниципальных образованиях Белгородского района.
8. Увеличение количества кружков, объединений туристской и краеведческой направленности:
9. Улучшение физического здоровья учащихся, приобщение к здоровому образу жизни. Предотвращение негативных явлений в подростковой среде.
10. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере детского и юношеского туризма.
11. Удовлетворение социального заказа ребёнка, родителей, общества; обеспечение соответствия содержания и качества образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
12. Повышение уровня межведомственного сотрудничества в развитии школьного туризма, выявление инновационных программ, проектов в сфере отдыха, оздоровления, занятости школьников и совместная деятельность по организации туристско-краеведческой, экскурсионной работы в системе дополнительного образования детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность являются одной из важных форм воспитания, обучения и оздоровления учащихся, разумного использования учебного и свободного времени.
В целях создания условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей своей Родины, формирования их нравственных качеств, воспитания уважения к истории, культуре своего народа, пропаганды здорового образа жизни, обеспечивающих всестороннее развитие личности и её эффективную самореализацию в обществе создана программа развития школьного туризма для учащихся Белгородского района "Моя Родина - Россия. От родного Белогорья - к святыням Отчизны" на 2008 - 2011 годы.
Для этого необходимо повышение уровня физической подготовки учащихся, развитие умения работать в команде, приобщение к здоровому образу жизни через туризм и спортивное ориентирование как прикладные спортивные виды деятельности, формирование духовно-нравственной личности на основе уважения к историческому, духовному и культурному наследию своего края.
Финансирование программы осуществляется за счет бюджетов разных уровней и внебюджетных источников.
Постановление Главы Администрации Белгородского района Белгородской области от 14 июля 2008 г. N 419 "Об утверждении районной целевой программы развития школьного туризма для учащихся Белгородского района "Моя Родина - Россия. От родного Белогорья - к святыням Отчизны" на 2008 - 2011 годы"
Текст постановления официально опубликован не был