Постановлением администрации города Белгорода от 26 августа 2014 г. N 158 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Администрации г. Белгорода
от 1 августа 2008 г. N 133
"Об утверждении регламента работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав"
26 августа 2014 г.
В соответствии с постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе области от 29.06.2007 г. N 3/П-4 "Об утверждении типового регламента работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав", в целях дальнейшего формирования укрепления основ комплексного решения проблем по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав на территории города, постановляю:
1. Утвердить регламент работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав (прилагается).
2. Департаменту образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Белгорода (Перестенко Н.В.) обеспечить опубликование настоящего постановления в газете "Наш Белгород".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации города Белгорода Болтенкова В.П.
Информацию о выполнении настоящего постановления представить в срок до 25.12.2008 года.
Глава Администрации |
В. Потрясаев |
Постановлением администрации города Белгорода от 26 августа 2014 г. N 158 в настоящий Регламент внесены изменения
Регламент
работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав
(утв. постановлением Администрации г. Белгорода
от 1 августа 2008 г. N 133)
26 августа 2014 г.
1. Общие положения
1. Регламент работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав определяет основные направления и этапы работы с семьей по предотвращению безнадзорности, социального сиротства (беспризорности) и лишения родительских прав, порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики при проведении индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
2. Организацию работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, по предотвращению социального сиротства и лишению родительских прав осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по городу Белгороду во взаимодействии с субъектами системы профилактики:
- управление образования администрации г. Белгорода;
- управление социальной защиты населения администрации г. Белгорода;
- управление внутренних дел по г. Белгороду;
- управление здравоохранения администрации г. Белгорода;
- управление молодежной политики администрации г. Белгорода (далее - муниципальные субъекты системы профилактики).
3. Основные понятия.
Семья - малая социальная группа определенной формы социальной общности, основанная на браке или кровном родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании и взаимопомощи.
В данном регламенте семейное неблагополучие дифференцируется на два вида:
3.1. Семья "группы социального риска" - это семья, в которой ребенок может оказаться в социально опасном положении вследствие неполноты принятия родителями мер по надлежащему содержанию, обучению и воспитанию своих несовершеннолетних детей;
3.2. Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
2. Принципы работы органа местного самоуправления и муниципальных субъектов системы профилактики с семьей, находящейся в социально опасном положении
2.1. Основными принципами работы органов местного самоуправления и муниципальных субъектов системы профилактики с семьей, находящейся в социально опасном положении, являются взаимодействие, адресность, гласность, законность и комплексность.
2.2. Взаимодействие - основополагающее начало работы органов местного самоуправления и муниципальных учреждений с семьей, находящейся в социально опасном положении, предусматривающее их воздействие друг на друга и взаимную связь.
2.3. В результате взаимодействия органы местного самоуправления и подведомственные организации образуют систему, в основе которой в соответствии с законодательством лежит координация деятельности посредством согласования.
2.4. Объединяющим фактором данной системы являются общие интересы, направленные на снижение уровня социального сиротства и лишения родительских прав в г. Белгороде.
2.5. Принцип взаимодействия, лежащий в основе работы органов местного самоуправления и муниципальных субъектов системы профилактики с семьей, находящейся в социально опасном положении, определяет порядок формирования отношений между ними, который не позволяет отклоняться от заданных целей, формирует заинтересованность в конечных результатах работы - снижение уровня социального сиротства и лишения родительских прав.
2.6. Принцип адресности предполагает выделение конкретных исполнителей и закрепление за ними определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей.
2.7. Принцип гласности предполагает своевременное, широкое и регулярное информирование граждан через СМИ о работе по предотвращению социального сиротства, привлечению родителей к ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей с целью формирования общественного мнения, профилактики снижения уровня безнадзорности и социального сиротства.
2.8. Принцип законности предусматривает исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов в работе с семьей.
2.9. Принцип комплексности предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей, находящейся в социально опасном положении, и воздействие на нее с учетом всех аспектов: экономических, социальных, духовных, психологических.
3. Основные этапы работы органа местного самоуправления и муниципальных субъектов системы профилактики с семьей, находящейся в социально опасном положении, (на ранних этапах семейного неблагополучия - семьи группы "социального риска")
3.1. Осуществление раннего выявления и постановки на учет семей, находящихся в социально опасном положении.
3.1.1. Раннее выявление и постановка на учет семей, находящихся в социально опасном положении, проводятся с целью оказания помощи на ранних этапах семейного неблагополучия, определения форм работы с конкретной семьей и установления контроля за проведением индивидуально-профилактической работы.
3.1.2. В выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, принимают участие:
- управление социальной защиты населения администрации города, управление образования администрации города, управление здравоохранения администрации города и лечебно-профилактические учреждения - в ходе обращений граждан и в результате наблюдений;
- участковые уполномоченные полиции, сотрудники отделений по делам несовершеннолетних УМВД России по г. Белгороду совместно с ТСЖ и УК - в результате наблюдений и в ходе обращений;
- подведомственные образовательные учреждения всех типов и видов - в результате наблюдений и в ходе воспитательной работы с учащимися и их родителями;
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по городу Белгороду - при рассмотрении дел о правонарушениях несовершеннолетних.
3.1.3. Информация органом или учреждением, выявившим семью, находящуюся в социально опасном положении, в 3-дневный срок письменно за подписью руководителя передается в управление социальной защиты населения администрации города и в органы опеки и попечительства.
3.1.4. Управление социальной защиты населения на основании представленной информации осуществляет:
- постановку на учет семей, находящихся в социально опасном положении;
- формирование городского банка данных по семьям, находящимся в социально опасном положении;
- подготовку комплексной программы индивидуально-профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении (задействуя все субъекты системы профилактики).
3.1.5. Семья, находящаяся в социально опасном положении, принимается на учет также в тех органах и учреждениях муниципальной системы профилактики, которые привлекаются к работе с ней.
3.1.6. По запросам управления социальной защиты населения администрации города органы и учреждения системы профилактики в 10-дневный срок предоставляют подробную информацию (характеристику) о несовершеннолетних, членах семьи, находящейся в социально опасном положении, и акт обследования жилищно-бытовых условий.
3.2. Непосредственная работа с семьей, находящейся в социально опасном положении, направление и формы:
3.2.1. С целью осуществления комплексной работы с семьей управление социальной защиты населения разрабатывает проект индивидуально-профилактической работы с семьей с учетом анализа семейных проблем.
3.2.2. Проект индивидуально-профилактической работы выносится на обсуждение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по городу Белгороду.
3.2.3. После обсуждения и утверждения проекта на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по городу Белгороду реализация индивидуально-профилактической работы с семьей является обязательной для всех субъектов системы профилактики.
3.2.4. Ежемесячно на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по городу Белгороду заслушивается отчет муниципальных субъектов системы профилактики о проведенной работе.
3.2.5. В ходе осуществления индивидуально-профилактической работы с семьей с целью нормализации ситуации, сложившейся в конкретной семье, находящейся в социально опасном положении, используются следующие направления и формы работы:
Направления работы |
Исполнители |
Формы работы |
1. Оказание социально-педагогической и психологической помощи |
Учреждения здравоохранения, МБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода", управление образования администрации города, образовательное учреждение |
Индивидуальное и семейное консультирование, проведение тренингов, диагностика личности и родительско-детских отношений, коррекция эмоционально-волевой сферы, коррекция общения и поведения несовершеннолетних из семей, находящихся в социально опасном положении |
2. Оказание материальной помощи |
МБУ "Центр социальных выплат", ОКУ "Белгородский центр занятости" (по согласованию) |
Социальные выплаты в виде пособий по безработице, единовременные денежные выплаты по ходатайству |
3. Правовая защита членов семьи, находящейся в социально опасном положении |
Управление образования, управление социальной защиты населения администрации города |
Бесплатные юридические консультации, составление исковых заявлений в суд, выступление в суде с исковыми требованиями по защите прав несовершеннолетних членов семей, находящихся в социально опасном положении, контроль за закрепленной за несовершеннолетними членами семей, находящихся в социально опасном положении, жилой площади |
4. Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении, в которой проживает несовершеннолетний, склонный к совершению антиобщественного поступка, либо совершивший правонарушение или преступление |
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по городу Белгороду, отделения по делам несовершеннолетних УМВД России по г. Белгороду, управление образования администрации города |
Оформление пакета документов для внесения представлений в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав; рассмотрение дел на несовершеннолетних, совершивших правонарушение или преступление, а также на родителей несовершеннолетних либо лиц, их заменяющих; принятие мер административного воздействия в соответствии с законодательством |
5. Организация досуга и оздоровления несовершеннолетних из семей, находящихся в социально опасном положении |
Управление здравоохранения, социальной защиты населения, молодежной политики, по физической культуре и спорту, образования администрации города |
Вовлечение в организованные формы досуга по месту жительства, предоставление путевок в санатории, летние лагеря |
6. Организация содействия в трудоустройстве родителей и несовершеннолетних |
ОКУ "Белгородский центр занятости" (по согласованию) |
Организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; постановка на учет в службе занятости населения в целях поиска подходящей работы |
7. Оказание медико-социальной помощи |
Управления здравоохранения, социальной защиты населения, образования администрации города |
Лечение от алкогольной и наркотической зависимости, информационно-разъяснительная работа, направленная на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление репродуктивного здоровья |
4. Основные этапы работы органа местного самоуправления и муниципальных субъектов системы профилактики с семьей, находящейся в социально опасном положении, по профилактике социального сиротства и лишению родительских прав
4.1. Профилактическая работа по предупреждению социального сиротства имеет цель, сохранение семейных связей между детьми и родителями на поздних стадиях семейного неблагополучия и предотвращение лишения родительских прав, сохранение биологической семьи.
4.2. Формами профилактической работы по предупреждению социального сиротства являются:
- выявление несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении;
- помещение ребенка из семьи, находящейся в социально опасном положении, в социально-реабилитационный центр на время, необходимое для социальной реабилитации ребенка и его семьи;
- организация индивидуально-профилактической работы с родителями.
4.3. Выявление и постановка на учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении.
4.3.1. Выявление и постановка на учет осуществляется с целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и организации работы с родителями по сохранению биологической семьи.
4.3.2. В выявлении принимают участие:
- органы опеки и попечительства - в результате наблюдений и в ходе обращений;
- управление социальной защиты населения администрации города, управление образования администрации города и управление здравоохранения администрации города - в ходе обращений граждан и в результате наблюдений;
- участковые уполномоченные полиции совместно с ТСЖ и УК - в результате наблюдений и в ходе обращений;
- образовательные учреждения - в результате наблюдений и в ходе воспитательной работы с учащимися и их родителями;
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по городу Белгороду - при рассмотрении дел о правонарушениях несовершеннолетних.
4.3.3. Должностные лица, органы или учреждения, выявившие несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, незамедлительно информируют об этом органы опеки и попечительства.
4.3.4. Органы опеки и попечительства на основании представленной информации осуществляют:
- обследование условий жизни ребенка в 3-дневный срок со дня получения информации;
- формирование банка данных несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении;
- подготовку ходатайства в органы социальной защиты населения о помещении несовершеннолетнего в социально-реабилитационное учреждение;
- защиту имущественных и иных прав несовершеннолетних.
4.4. Помещение ребенка из семьи, находящейся в социально-опасном положении, в социально-реабилитационный центр или лечебное учреждение.
4.4.1. Помещение ребенка из семьи, находящейся в социально-опасном положении, в социально-реабилитационный центр или лечебное учреждение производит орган опеки и попечительства на основании соответствующих правовых актов.
4.4.2. Информацию о помещении несовершеннолетнего в социально-реабилитационное или лечебное учреждение органы опеки и попечительства в 3-х дневный срок передают в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по городу Белгороду с целью рассмотрения вопроса об организации индивидуальной профилактической работы с семьей.
4.4.3. Органы опеки и попечительства в 3-дневный срок с момента помещения ребенка в социально-реабилитационное или лечебное учреждение предоставляют в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по городу Белгороду проект организации индивидуально-профилактической работы с родителями.
4.4.4. При отобрании ребенка у родителей орган опеки и попечительства незамедлительно уведомляет прокурора и в течение семи дней после вынесения соответствующего акта об отобрании ребенка обращается в суд с иском о лишении или об ограничении родителей в родительских правах.
4.5. Организация индивидуально-профилактической работы с родителями включает:
4.5.1. Рассмотрение вопроса на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по городу Белгороду с принятием плана проведения индивидуально-профилактической работы по следующим направлениям:
Направления работы |
Исполнители |
Формы работы |
1. Привлечение к административной ответственности за ненадлежащее содержание и воспитание детей, при выявлении фактов жестокого обращения информирование органов прокуратуры |
Управление внутренних дел, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по городу Белгороду |
Составление протокола, рассмотрение на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, применение штрафных санкций в соответствии с КоАП РФ |
2. Оказание помощи в организации лечения от алкогольной и наркотической зависимости |
Управление здравоохранения администрации города |
Консультации врача-нарколога, помещение в стационар с целью проведения курса лечения |
3. Осуществление патронажа |
Участковый уполномоченный полиции, инспектор отделения по делам несовершеннолетних по г. Белгороду, управление социальной защиты населения администрации города |
Посещение по месту жительства участковым уполномоченным инспектором, проведение межведомственных рейдов по семьям, контроль за процессом реабилитации |
4. Оказание помощи в трудоустройстве |
ОКУ "Белгородский центр занятости" (по согласованию) |
Предоставление рабочего места, постановка на учет в службе занятости в целях поиска подходящей работы |
5. Оказание поддержки в решении жилищных вопросов, вопросов регистрации по месту жительства |
МКУ "Городской жилищный фонд", управление социальной защиты населения администрации города, комитет по управлению Восточным округом, комитет по управлению Западным округом, управление внутренних дел по г. Белгороду |
Выделение жилья, выделение средств на ремонт жилья, оказание содействия в сборе документов для регистрации по месту жительства |
6. Закрепление общественного воспитателя |
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по городу Белгороду |
Посещение по месту жительства, содействие в решении социально-бытовых проблем |
7. Осуществление духовно-нравственного воздействия |
Представители религиозных объединений (по согласованию) |
Осуществление просветительской деятельности и духовно-нравственного воздействия |
8. Защита жилых и имущественных прав несовершеннолетних |
Орган опеки и попечительства |
Контроль за закрепленной за несовершеннолетними жилой площадью |
4.5.2. После утверждения на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по городу Белгороду реализация индивидуально-профилактической работы с семьей является обязательной для всех субъектов системы профилактики.
4.5.3. Ежемесячно на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по городу Белгороду заслушивается отчет субъектов системы профилактики о проведенной работе.
5. Заключительные положения
5.1. Анализ эффективности проводимой работы с конкретной семьей осуществляется через 6 месяцев после первого рассмотрения на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по городу Белгороду.
5.2. Исключен.
См. текст пункта 5.2
5.3. Исключен.
См. текст пункта 5.3
5.4. При вынесении решения о необходимости ходатайствовать перед судом о лишении родительских прав информация о работе, проведенной субъектами системы профилактики для анализа полноты принятых мер, предоставляется в областную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5.5. По решению суда о лишении родительских прав органы опеки и попечительства обязаны принять меры по защите жилищных и имущественных прав несовершеннолетних. Действуя в интересах несовершеннолетних, в случаях, предусмотренных статьей 91 Жилищного кодекса РФ, принять соответствующие меры по выселению из жилого помещения лиц, лишенных родительских прав.
5.6. При решении вопроса о дальнейшем жизнеустройстве ребенка решение об опеке принимать после всестороннего изучения возможностей кандидата обеспечить несовершеннолетнему достойное обучение, воспитание и содержание.
Руководитель секретариата |
Н. Рыкалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях предотвращения безнадзорности и социального сиротства разработан порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики при проведении индивидуальной профилактической работы с неблагополучными семьями.
В процессе взаимодействия осуществляется раннее выявление и постановка на учет неблагополучных семей. Основными направлениями работы с неблагополучными семьями является оказание социально-педагогической и психологической помощи, организация досуга и оздоровления несовершеннолетних из неблагополучных семей, организация содействия в трудоустройстве родителей и несовершеннолетних.
Постановление Администрации г. Белгорода от 1 августа 2008 г. N 133 "Об утверждении регламента работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав"
Текст постановления опубликован в газете "Наш Белгород" от 9 августа 2008 г. N 37
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации города Белгорода от 26 августа 2014 г. N 158