В целях поддержки развития кролиководства в рамках областной целевой программы "Семейные фермы Белогорья", утвержденной постановлением правительства Белгородской области от 18 июня 2007 года N 134-пп "Об областной целевой Программе "Семейные фермы Белогорья", обеспечения производства высококачественного диетического мяса кролика, создания благоприятных условий для устойчивого развития малых форм хозяйствования и повышения занятости населения правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить областной отраслевой проект "Развитие кролиководства в Белгородской области" (далее - Проект, прилагается).
2. Департаменту экономического развития области (Левченко А.А.) организовать работу по реализации Проекта.
3. Рекомендовать главам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, городских и сельских поселений оказывать содействие предприятиям и организациям, участвующим в Проекте, в реализации Проекта на территории муниципальных образований.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент экономического развития области (Левченко А.А.).
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 25 апреля, итоговую информацию представить к 25 апреля 2013 года.
Губернатор |
Е. Савченко |
Областной отраслевой проект "Развитие кролиководства в Белгородской области"
(утв. постановлением Правительства Белгородской области от 15 сентября 2008 г. N 220-пп)
Паспорт
областного отраслевого проекта "Развитие кролиководства в Белгородской области"
Наименование - областной отраслевой проект "Развитие кролико-
Проекта водства в Белгородской области" (далее - Проект)
Основание для - реализация областной целевой программы
разработки Проекта "Семейные фермы Белогорья"
Государственный - правительство Белгородской области
заказчик Проекта
Основные - департамент экономического развития области;
разработчики Проекта - департамент агропромышленного комплекса области
Исполнители и - департамент экономического развития Белгород-
участники Проекта ской области (управление экономического развития
сельских территорий);
- департамент агропромышленного комплекса
области;
- департамент финансов и бюджетной политики
области;
- департамент имущественных и земельных отношений
области;
- органы местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов (координационные
центры) (по согласованию);
- государственное унитарное предприятие Белго-
родской области "Семейные фермы Белогорья";
- государственное учреждение "Белгородское
качество";
- общество с ограниченной ответственностью
"Торговая компания "Семейные фермы Белогорья";
- общество с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания "Семейные фермы Белогорья";
- открытое акционерное общество "Селекционно-
гибридный центр "Хиколе-Белогорье";
- перерабатывающий сельскохозяйственный потре-
бительский кооператив "Домашнее мясо";
- снабженческо-сбытовые сельскохозяйственные
потребительские кооперативы:
- "Ивнянские кроликофермы";
- "Ивнянские кроликофермы-2"
- "Ивнянские кроликофермы-3"
- "Грайворонские кроликофермы";
- "Белгородские кроликофермы";
- "Борисовские кроликофермы";
- "Корочанские кроликофермы";
- "Краснояружские кроликофермы"
- "Прохоровские кроликофермы";
- "Ракитянские кроликофермы";
- "Яковлевские кроликофермы";
- территориальные органы федеральных органов
исполнительной власти;
- граждане, ведущие личное подсобное хозяйство
(ЛПХ), индивидуальные предприниматели, крестьян-
ские (фермерские) хозяйства (КФХ);
- некоммерческое партнерство "Союз производителей
мяса кролика";
- общество с ограниченной ответственностью "Агро-
ТехноПарк";
- финансово-кредитные учреждения (Россельхозбанк,
Сберегательный банк Российской Федерации и др.)
- предприятия (юридические лица всех организа-
ционно-правовых форм)
Цель Проекта - создать в сельской местности Белгородской
области к 2010 году систему конкурентоспособных
предприятий, состоящих из селекционно-гибридного
центра с откормочной площадкой, 60 кроликоферм
(КФХ) и единой бойни, позволяющую эффективно
производить, перерабатывать и реализовывать
конкурентоспособное диетическое мясо кролика в
объеме 4,9 тыс. тонн, с объемом инвестиций
1 348 млн. рублей, сроком окупаемости до 6 лет и
уровнем дохода на 1 КФХ 0,5 млн. рублей в год
Задачи Проекта Создать систему:
- обеспечения производства и реализации мяса
кролика, включающую, селекционно-гибридный центр
с откормочной площадкой, с объемом производства
75 тыс. штук кроликоматок, 500 тыс. доз искусст-
венного осеменения и 130 тыс. голов кролика в
живом весе в год, с общей суммой инвестиций -
106 млн. рублей;
- производства, включающую 60 ферм по производ-
ству и откорму кроликов, производственной
мощностью 3,6 млн. голов кроликов в год, с общей
суммой инвестиций - 1002 млн. рублей;
- переработки мяса кролика, включающую убойное
производство кроликов, производственной мощностью
по убою кроликов в количестве 3,6 млн. голов в
год, с общей суммой инвестиций - 240 млн. рублей,
- сбыта мяса кролика на внутреннем рынке области
и за ее пределами
Основные - в 2008 году на территории Белгородской области
разделы проектных создать селекционно-гибридный центр с откормочной
мероприятий площадкой, 6 фермы по производству и откорму
кроликов, бойню кроликов производственной
мощностью 7 000 голов в неделю, систему сбыта
мяса кролика на внутреннем рынке области и за ее
пределами;
- в 2009 году на территории Белгородской области
создать 27 ферм по производству и откорму
кроликов, бойню кроликов производственной
мощностью 70 000 голов в неделю;
- в 2010 году на территории Белгородской области
создать 27 ферм по производству и откорму
кроликов
Срок реализации - 2008 - 2012 гг.
Проекта
Объем и источники Общий объем ресурсного обеспечения - 1 348 млн.
финансирования руб., в том числе:
Проекта - средства КФХ (собственные или привлеченные ими
самостоятельно) - 192,6 млн. руб.;
- кредиты коммерческих банков сельскохозяйствен-
ным потребительским кооперативам под государст-
венные гарантии Белгородской области - 457,3 млн.
руб.;
- кредиты коммерческих банков сельскохозяйствен-
ным потребительским кооперативам под гарантии
муниципальных образований - 54,0 млн. руб.;
- кредиты коммерческих банков под залог имущества
заемщиков - 452,9 млн. руб.;
- целевые заемные средства государственного
унитарного предприятия "Семейные фермы Белогорья"
- 23,2 млн. руб.;
- прямые инвестиции Белгородской области -
39,2 млн. руб.;
- средства инвесторов - 128,8 млн. руб.
Формы - субсидирование процентной ставки по кредитам
государственной коммерческих банков за счет средств федерального
поддержки Проекта бюджета - до 95 процентов ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации;
- субсидирование процентной ставки по кредитам
коммерческих банков за счет средств областного
бюджета - до 5 процентов ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации;
- предоставление государственных гарантий
Белгородской области в обеспечение исполнения
кредитных обязательств сельскохозяйственных
потребительских кооперативов по кредитным
ресурсам, привлекаемым в коммерческих банках, в
размере - 520,6 млн. руб.,
в том числе:
в 2008 году - 121 млн. руб.,
в 2009 году - 310,5 млн. руб.,
в 2010 году - 89,1 млн. руб.
- предоставление гарантий муниципальных образова-
ний Белгородской области в обеспечение исполнения
кредитных обязательств сельскохозяйственных
потребительских кооперативов по кредитным
ресурсам, привлекаемым в коммерческих банках, в
размере - 59,4 млн. руб.,
в том числе:
в 2009 году - 29,7 млн. руб.,
в 2010 году - 29,7 млн. руб.
- дорожное обустройство подъездными дорогами за
счет средств областного бюджета объектов, постро-
енных в рамках Проекта, в установленном действу-
ющим законодательством порядке.
Ожидаемый - стабильно работающая, самоокупаемая, конкурен-
социально- тоспособная система поддержки производства,
экономический производства, переработки и реализации продукции
результат реализации кролиководства на базе малых форм сельского
Проекта хозяйства Белгородской области, повышение уровня
жизни, увеличение занятости и рост денежных
доходов жителей сельских территорий
Система организации Контроль исполнения Проекта производится путем
контроля исполнения планирования основных количественных показателей
Проекта Проекта и контроля их выполнения по заранее
определенным контрольным точкам:
1. План продаж товарной продукции:
- селекционно-гибридный центр: кроликоматки, до-
зы искусственного осеменения, самцы на откорм;
- кроликофермы: кролики в живом весе на убой;
- бойня: мясо кролика.
2. План закупок материалов, необходимых для осу-
ществления производственного процесса во всех
функциональных блоках системы кролиководства:
селекционно-гибридный центр с откормочной
площадкой, кроликофермы, бойня.
3. План производства товарной продукции:
- селекционно-гибридный центр: кроликоматки, до-
зы искусственного осеменения, самцы на откорм;
- кроликофермы: кролики в живом весе на убой;
- бойня: мясо кролика.
4. План создания рабочих мест: штатное расписа-
ние и план набора персонала на селекционно-
гибридный центр, бойню.
5. План финансирования (привлечение и возврат
кредитных ресурсов).
6. План ввода системы предприятий в эксплуатацию
Введение
Областной отраслевой проект "Развитие кролиководства в Белгородской области" (далее - Проект) разработан в рамках реализации областной целевой программы "Семейные фермы Белогорья" с целью развития одной из отраслей животноводства - кролиководства.
Нормативной правовой основой реализации Проекта являются:
- Федеральный закон от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
- Федеральный закон от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
- Федеральный закон от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
- Федеральный закон от 3 августа 1995 года N 123-ФЗ "О племенном животноводстве";
- постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы";
- приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19 октября 2006 года N 402 "Об утверждении правил определения видов организаций по племенному животноводству";
- постановление правительства Белгородской области от 18 июня 2007 года N 134-пп "Об областной целевой программе "Семейные фермы Белогорья".
Кролиководство на данный момент является одной из перспективных отраслей животноводства, доступной для развития в формате малых форм сельского хозяйства - личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и крестьянских фермерских хозяйств (КФХ).
В плановой экономике Советского Союза кролиководству уделяли серьезное внимание. Из-за рубежа завезли много высокоценных пород кроликов, в разных зонах страны создавали крупные племенные хозяйства. В 70-е годы стали переводить отрасль на промышленную основу. Однако в результате разрушительных реформ 1990-х годов кролиководство остановилось в своем развитии. В СССР больше всех продукции кролиководства давала Украина, около трети объема заготовок приходилось на РСФСР. В 90-е годы XX в. отрасль кролиководства во всей России была подорвана. Кролиководство стало убыточным после резкого повышения цен на комбикорма, энергоносители, ветеринарные и биопрепараты в условиях сохранившихся низких цен на мясо и шкурки. Стало невыгодно разводить кроликов на промышленной основе и в хозяйствах населения. Основной причиной упадка отрасли является исчезновение некоторых пород и породных групп кроликов. На данный момент в Российской Федерации практически отсутствуют хозяйства, занимающиеся чистопородным разведением кроликов, ведущими племенной учет в соответствии с действующими нормами. Все это вступает в противоречие с возможностями и потребностями отрасли.
Мясо кролика является диетическим продуктом, оно не содержит холестерина. Оно способно снижать дозу принятой радиации в организме человека, и благодаря этому качеству мясо кролей было утверждено Институтом медико-биологических проблем (ИМБП) в качестве необходимого продукта для употребления космонавтами в длительных космических путешествиях. Мясо кроликов положительно влияет на излечение язв и других болезней желудочно-кишечного тракта, помогает восстановлению сил послеоперационным больным ввиду практически полной усвояемости (96 процентов), людям экстремальных профессий - летчикам, подводникам, десантникам и т.п.
По прогнозам Международной организации по продовольствию при ООН (ФАО), в ближайшие годы мясо кролика в рационе человека займет значительное место, что возможно только при резком увеличении поголовья этих животных. Кролиководство в ряде стран стало самостоятельной и индустриальной отраслью.
При использовании интенсивных технологий разведения кроликов можно получать от одной самки восемь окролов в год при выходе шести-семи деловых крольчат на одну самку.
Особенно важно отметить способность кроликов в короткий срок быстро увеличивать свое поголовье. В исследованиях биологических возможностей разных видов животных путем приравнивания живого веса группы самок (нутрий, кроликов, овец) к массе одной свиньи (120 кг) получены результаты, сколько товарной продукции можно получить при воспроизводстве изначально одинаковой биомассы животных в течение года. Несмотря на превышение рентабельности производства свинины по сравнению с мясом других животных, наибольшей оказалась прибыль от крольчатины (при одинаковой первоначальной живой массе групп самок разных животных) в течение года.
На основе приведенных материалов можно сделать вывод о том, что кролиководство имеет большой потенциал для развития. Благодаря этой отрасли можно не только улучшить структуру питания населения, но и помочь в решении других социально-экономических вопросов, в частности занятости, повышения уровня жизни сельского населения.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения проектными методами
На сегодняшний день Китай является безусловным мировым лидером по производству мяса кролика. В 2006 году там было произведено 600 000 тонн этого продукта, или 38,19 процента от всего мирового производства.
Среди европейских государств по производству мяса кролика лидирует Италия, где его производится в объеме 225 000 тонн в год. В Европе также еще есть государства с развитым кролиководством. Это Чешская республика с объемом производства 40 356 тонн в год (8 место в мире), Германия - 34 160 тонн в год (9 место в мире), Украина - 14 000 тонн в год (10 место в мире), Венгрия - 10 710 тонн в год (11 место в мире).
Россия по результатам 2006 года произвела всего 8 800 тонн крольчатины и заняла 12 место в мире.
Анализ рынка мяса кролика в Российской Федерации позволяет выделить следующие тенденции развития:
1. Увеличения потребления более дорогих категорий продуктов вследствие роста уровня благосостояния.
2. Прогнозируемый участниками и аналитиками рынка рост потребительского интереса к товарной категории мяса кролика.
3. Объем производства мяса кролика в России составил в 2006 году 8800 т (по данным Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций).
Практика предприятий-членов Российского отделения Всемирной ассоциации научного кролиководства (WRSA) показывает, что средние и крупные производители (от 500 голов и выше) мяса кролика в России реализуют всю выращенную продукцию.
4. По данным официальных источников (Первое Независимое Рейтинговое Агентство), объем импорта мяса кролика в Россию составил в 2006 году 4 479 тонн - (Бельгия, Китай, Франция, Венгрия). По информации Координационного совета Российского отделения WRSA, до декабря 2007 года объем нелегального импорта мяса кролика в Россию был существенно выше официально зарегистрированных данных.
То есть ожидается ситуация недостатка предложения мяса кролика при увеличении спроса на данный вид продукции, необходимость импортозамещения данной товарной категории.
Участниками и аналитиками прогнозируется рост рынка мяса кролика 15 - 20 процентов в год.
Кролиководство - высокоперспективная отрасль животноводства. Кролики отличаются многоплодием и высокой скороспелостью. Благодаря способности совмещать физиологические периоды лактации и сукрольности, а также короткому периоду беременности, от крольчихи можно получить за год количество мяса, более чем в 30 раз превышающее её собственную массу. Из сельскохозяйственных животных только птица способна превзойти этот показатель.
Однако высоких показателей в кролиководстве можно достичь лишь при высокой культуре технологии и селекции.
В настоящее время с развалом общественного кролиководства стали в большей мере развиваться крестьянские и фермерские хозяйства.
Традиционной для этой технологии хозяйств была наружно-клеточная (шедовая) система содержания.
Основными недостатками этой системы являются сезонность размножения кроликов, высокий отход молодняка, низкий уровень механизации, и следовательно, низкая производительность труда. В таких хозяйствах затруднено ведение селекционной работы.
В настоящее время в ряде регионов планируются к реализации программы, способствующие развитию отрасли кролиководства.
Государственную поддержку развития кролиководства можно разделить на следующие основные виды:
1. Субсидирование затрат по разведению и содержанию кроликов (например, в Ульяновской области)
2. Методическое сопровождение, обеспечение кроликоферм необходимым оборудованием, организация системы сбыта продукции (в Нижегородской области, Удмуртской Республике).
Исследуя данные Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года (таблица 1), можно сделать вывод о том, что отрасль кролиководство во всех регионах Российской Федерации, в том числе и в Белгородской области, представлена на данный момент в основном личными хозяйствами населения 95,35 процента (в Белгородской области - 94,5 процента), практически отсутствуют такие отраслеобразующие кластеры производства мяса кролика, как сельскохозяйственные организации (3,82 процента), крестьянские (фермерские) хозяйства (0,52 процента) и индивидуальные предприниматели (0,31 процента).
Таким образом, можно говорить о реальном отсутствии в Российской Федерации производства мяса кролика с целью его реализации населению и существовании лишь производства мяса кролика для личного потребления с частичной реализацией на рынке.
В качестве проблем, препятствующих развитию отрасли кролиководства, участниками рынка, экспертами и производителями мяса кролика в личных подворьях называются:
- проблемы с обеспечением выращивания кроликов кормами, что приводит к нестабильности поставок и цен на корма;
- отсутствие племенной базы по обеспечению разведения кроликов, что приводит к низкому качеству, некондиционности параметров разводимых кроликов на откорме;
- слабое развитие методического, ветеринарного сопровождения разведения кроликов, что приводит к снижению рентабельности разведения кроликов на откорме вследствие несоблюдения технологии содержания.
Данные проблемы не могут быть эффективно решены на уровне разведения кроликов в небольших, разрозненных ЛПХ (КФХ), требуют значительных инвестиционных вложений, внедрения мирового опыта по разведению кроликов, что делает необходимым решение данных проблем в рамках целостного проекта развития кролиководства.
Интенсивная технология разведения и выращивания кроликов основана на четырех ключевых факторах:
1. Круглогодичное содержание кроликов в закрытых крольчатниках. Крольчатник представляет собой ангар с рядами клеток, внутри которого обеспечивается постоянный оптимальный климатический режим, а на входе-выходе - режим дезинфекции.
2. Механизация и автоматизация.
Работы в крольчатнике на 80 процентов механизированы. Комплекс механизации состоит из следующих автоматизированных систем:
- система кормления.
- система поения (ниппельные поилки)
- система навозоудаления;
3. Контролируемая генетика.
Наличие собственного селекционно-гибридного центра обеспечивает гарантию качества потомства, которая позволяет получать максимальные показатели привесов и конверсии кормов в минимальные сроки.
Осеменение крольчих проводится на одиннадцатый день после окрола, подсосный период составляет 35 дней (5 недель), откорм кроликов 42 дня (6 недель), продолжительность выращивания от рождения до убоя составляет 77 дней (11 недель). Вес крольчонка при рождении 60 граммов, на 6-й день вес удваивается (120 граммов), а к 30-дневному возрасту он увеличивает вес в 10 - 12 раз. Такая высокая энергия роста и развития крольчат связана с большой концентрацией питательных веществ в молоке крольчихи. Крольчиха во время лактации ежедневно выделяет в среднем от 50 до 207 г молока. Самое большое количество молока выделяется во второй и третьей декадах после окрола, а на 25 - 30-й день лактация резко снижается.
4. Искусственное осеменение.
Искусственное осеменение обеспечивает экономию затрат по содержание# кроликов и трудозатрат по обслуживанию фермы, т.к. фермеры могут содержать только самок, закупая сперму в селекционно-гибридном центре. При искусственном осеменении в селекционно-гибридном центре поголовье самцов и самок рассчитывается как 1 самец - на 40 самок (против 1 - на 8 при традиционной технологии).
Таблица 1
Производство кроликов на 1 июля 2006 года в Российской Федерации
(по регионам), тыс. голов.
Регион |
Хозяйства всех категорий |
В том числе |
|||||||
с/х организации |
В том числе |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
В том числе |
Хозяйства населения |
|||||
Крупные и средние |
Малые предприятия |
Подсобные хозяйства несельскохозяйственных организаций |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
Индивидуальные предприниматели |
|||||
Российская Федерация |
6301,6 |
241,2 |
147,3 |
38,7 |
55,2 |
51,7 |
31,8 |
19,0 |
6008,7 |
Центральный федеральный округ |
1622,6 |
40,6 |
30,9 |
2,3 |
7,4 |
12,8 |
9,9 |
2,8 |
1569,2 |
В том числе, Белгородская область |
230,5 |
11,3 |
5,5 |
0 |
5,8 |
1,2 |
1,2 |
0,01 |
217,8 |
Северо-Западный федеральный округ |
316,4 |
24,2 |
2,6 |
7,2 |
14,4 |
7,9 |
3,1 |
4,8 |
284,3 |
Южный федеральный округ |
1606,3 |
12,8 |
7,5 |
3,7 |
1,5 |
7,1 |
5,2 |
1,9 |
1586,5 |
Приволжский федеральный округ |
1277,3 |
77,6 |
48,7 |
17,6 |
11,4 |
11,2 |
2,7 |
8,6 |
1188,5 |
Уральский федеральный округ |
420,7 |
60,0 |
54,1 |
3,9 |
2,0 |
2,4 |
0,9 |
1,5 |
358,3 |
Сибирский федеральный округ |
887,7 |
24,6 |
3,6 |
3,9 |
17,1 |
5,9 |
5,7 |
0,2 |
557,2 |
Дальневосточный федеральный округ |
170,6 |
1,4 |
0 |
0,1 |
1,3 |
4,6 |
4,4 |
0,2 |
164,7 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики, Всероссийская с/х перепись 2006 года
II. Цели и задачи Проекта
Цель Проекта:
- создать в сельской местности Белгородской области к 2010 году систему конкурентоспособных предприятий, состоящих из селекционно-гибридного центра с откормочной площадкой, 60 кроликоферм (КФХ) и единой бойни, позволяющую эффективно производить, перерабатывать и реализовывать конкурентоспособное диетическое мясо кролика в объеме 4,9 тыс. тонн, с объемом инвестиций 1 348 млн. рублей, сроком окупаемости до 6 лет и уровнем дохода на 1 КФХ 0,5 млн. рублей в год.
Задачи Проекта:
Создать систему:
- обеспечения разведения кроликов, включающую, селекционно-гибридный центр с откормочной площадкой, производящий 75 тыс. голов самок кролика, 500 тыс. доз искусственного осеменения и 130 тыс. голов кролика в живом весе в год, с общей суммой инвестиций - 106 млн. рублей;
- производства, включающую 60 ферм по производству и откорму кроликов, производящих 3,6 млн голов кроликов# год, с общей суммой инвестиций - 1 002 млн. рублей;
- переработки мяса кролика, включающую бойню кроликов, осуществляющую убой кроликов в количестве 3,6 млн. голов в год, с общей суммой инвестиций - 240 млн. рублей,
- сбыта мяса кролика на внутреннем рынке области и за ее пределами.
III. Сроки и этапы реализации
Сроки реализации Проекта определяются планируемым сроком выхода на расчетную производственную мощность: 2008 - 2012 гг. Этапы проекта:
I этап проекта:
Создание в 2008 году на территории Белгородской области:
селекционно-гибридного центра с откормочной площадкой, производящего 75 тыс. голов самок кролика, 500 тыс. доз искусственного осеменения и 130 тыс. голов кролика в живом весе в год;
- 6-ти ферм по производству и откорму кроликов, производящих 360 тыс. голов кроликов в живом весе в год;
- производства по переработке мяса кролика компактного типа (мини-бойня) производительной мощностью 7 000 голов в неделю;
- системы сбыта мяса кролика на внутреннем рынке области и за его пределами.
II этап проекта:
1. Создание в 2009 году на территории Белгородской области:
- 27 ферм по производству и откорму кроликов, производственной мощностью 1 650 тыс. голов кроликов в год;
- бойни кроликов, производственной мощностью 70 000 голов в неделю;
2. Создание в 2010 году на территории Белгородской области 27 ферм по производству и откорму кроликов, производящих 1 650 тыс. голов кроликов в год.
III этап проекта:
Выход к 2012 году системы производства, переработки и обеспечения производства мяса кролика на расчетные показатели.
IV. Система основных проектных мероприятий
Проектные мероприятия направлены на решение задач Проекта и содержат четыре раздела:
Раздел 1. Мероприятия первой очереди:
- селекционно-гибридный центр с откормочной площадкой,
- 6 ферм по производству и откорму кроликов;
- производство по переработке мяса кролика компактного типа (мини-бойня);
- система сбыта мяса кролика на внутреннем рынке области и за ее пределами.
Раздел 2. Строительство объектов второй очереди:
- 27 ферм по производству и откорму кроликов,
- производство по переработке мяса кролика локального типа (бойня).
Раздел 3. Строительство объектов третьей очереди:
- 27 ферм по производству и откорму кроликов.
Раздел 1. Мероприятия первой очереди: селекционно-гибридный центр, 6 ферм по производству и откорму кроликов, производство по переработке мяса кролика (бойня), система сбыта мяса кролика на внутреннем рынке области и за ее пределами.
Мероприятия раздела предусматривают:
1. Строительство в 2008 году в Яковлевском районе Белгородской области селекционно-гибридного центра с откормочной площадкой с содержанием 4500 самок кролика и 800 самцов для разведения путем перекрестной гибридизации 75 000 самок кролика в год и получения 500 000 доз искусственного осеменения в год для обеспечения потребностей системы кроликоферм:
- создание ОАО "Селекционно-гибридный центр "Хиколе-Белогорье";
- разработка бизнес-плана по созданию селекционно-гибридного центра;
- привлечение инвестиций;
- выбор и утверждение площадки под строительство;
- заключение контрактов на поставку и монтаж зданий и оборудования селекционно-гибридного центра и откормочной площадки;
- заключение контрактов на поставку самок кролика, самцов и спермодоз для функционирования селекционно-гибридного центра;
- строительно-монтажные работы;
- подбор и обучение персонала;
- запуск селекционно-гибридного центра с откормочной площадкой в эксплуатацию, завоз самок и самцов кролика;
- выход на расчетные показатели производства.
2. Строительство в 2008 году 3 ферм в Ивнянском и 3 ферм в Грайворонском районах Белгородской области для производства и откорма 360 тыс. голов кроликов в год:
- создание снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов "Ивнянские кроликофермы", "Ивнянские кроликофермы-2", "Ивнянские кроликофермы-3" и "Грайворонские кроликофермы";
- разработка бизнес-плана функционирования кроликоферм;
- привлечение инвестиций;
- выбор и утверждение площадок под строительство;
- заключение контрактов на поставку и монтаж зданий и оборудования кроликоферм;
- заключение контрактов на поставку самок кролика и доз искусственного осеменения для обеспечения разведения и откорма кроликов в кроликофермах;
- строительно-монтажные работы;
обучение и разработка информационно-методического сопровождения фермеров;
- запуск кроликоферм в эксплуатацию;
- выход на расчетные показатели производства.
3. Строительство в 2008 году в Яковлевском районе Белгородской области производства по переработке мяса кролика компактного типа (мини-бойня) производительной мощностью 7 000 голов в неделю:
- создание перерабатывающего сельскохозяйственного потребительского кооператива "Домашнее мясо";
- разработка бизнес-плана функционирования производства;
- привлечение инвестиций;
- выбор и утверждение площадки под строительство;
- заключение контрактов на поставку и монтаж здания и оборудования бойни;
- строительно-монтажные работы;
- подбор и обучение персонала;
- запуск бойни в эксплуатацию и выход на расчетные показатели производства.
4. Организация системы сбыта мяса кролика на внутреннем рынке области и за ее пределами.
Мероприятия раздела предусматривают:
- разработку стратегии продвижения продукции товарной категории "мясо кролика" на потребительском рынке Белгородской области и в целом Российской Федерации;
- формирование ассортиментной матрицы, плана продаж и ценовой политики продвижения продукции товарной категории "мясо кролика" для всех каналов сбыта;
- создание структуры, обеспечивающей гарантированное продвижение продукции, произведенной на основании предварительно согласованных объемов заказа и стандартов качества;
- развитие каналов продвижения, как на территории области, так и за ее пределами.
Раздел 2. Строительство объектов второй очереди: 27 ферм по производству и откорму кроликов, производства по переработке мяса кролика локального типа (бойня).
Мероприятия раздела предусматривают:
1. Строительство с учетом ограничения размещения производственных площадок от бойни на расстоянии 50 км по дорогам в Белгородском, Борисовском, Корочанском, Краснояружском, Прохоровском, Ракитянском, Яковлевском, Ивнянском и Грайворонском районах Белгородской области 27 ферм по производству и откорму кроликов, производящих 1 650 тыс. голов кроликов в год:
- создание снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов: "Белгородские кроликофермы", "Борисовские кроликофермы", "Корочанские кроликофермы", "Краснояружские кроликофермы", "Прохоровские кроликофермы", "Ракитянские кроликофермы", "Яковлевские кроликофермы"; расширение количества участников снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов "Ивнянские кроликофермы", "Ивнянские кроликофермы - 2", "Ивнянские кроликофермы - 3" и "Грайворонские кроликофермы";
- разработка бизнес-плана функционирования кроликоферм;
- привлечение инвестиций;
- выбор и утверждение площадок под строительство;
- заключение контрактов на поставку и монтаж зданий и оборудования кроликоферм;
- заключение контрактов на поставку самок кролика и доз искусственного осеменения для обеспечения разведения и откорма кроликов в кроликофермах;
- строительно-монтажные работы;
- обучение и разработка информационно-методического сопровождения фермеров;
- запуск кроликоферм в эксплуатацию;
- выход на расчетные показатели производства.
2. Строительство в Яковлевском районе Белгородской области бойни кроликов, производственной мощностью 3,6 млн. голов в год:
- создание юридического лица;
- разработка бизнес-плана функционирования производства;
- привлечение инвестиций;
- выбор и утверждение площадки под строительство;
- заключение контрактов на поставку и монтаж здания и оборудования бойни;
- строительно-монтажные работы;
- подбор и обучение персонала;
- запуск бойни в эксплуатацию и выход на расчетные показатели производства.
Раздел 3. Строительство объектов третьей очереди:
Мероприятия раздела предусматривают строительство с учетом ограничения размещения производственных площадок от бойни на расстоянии 50 км по дорогам в Белгородском, Борисовском, Корочанском, Краснояружском, Прохоровском, Ракитянском, Яковлевском, Ивнянском и Грайворонском районах Белгородской области в 2010 году 27 ферм по производству и откорму кроликов, производящих 1 650 тыс. голов кроликов в год:
- расширение количества участников снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов: "Белгородские кроликофермы", "Борисовские кроликофермы", "Корочанские кроликофермы", "Краснояружские кроликофермы", "Прохоровские кроликофермы", "Ракитянские кроликофермы", "Яковлевские кроликофермы", "Ивнянские кроликофермы", "Ивнянские кроликофермы - 2", "Ивнянские кроликофермы - 3" и "Грайворонские кроликофермы";
- разработка бизнес-плана функционирования кроликоферм;
- привлечение инвестиций;
- выбор и утверждение площадок под строительство;
- заключение контрактов на поставку и монтаж зданий и оборудования кроликоферм;
- заключение контрактов на поставку самок кролика и доз искусственного осеменения для обеспечения разведения и откорма кроликов в кроликофермах;
- строительно-монтажные работы;
обучение и разработка информационно-методического сопровождения фермеров;
- запуск кроликоферм в эксплуатацию;
- выход на расчетные показатели производства.
V. Ресурсное обеспечение Проекта
Большую часть мероприятий Проекта предполагается выполнить за счет кредитных ресурсов коммерческих банков, внебюджетных источников.
Общий объем ресурсного обеспечения - 1 348 млн. руб., в том числе:
- собственные средства КФХ (ЛПХ) - 192,6 млн. руб.;
- кредиты коммерческих банков сельскохозяйственным потребительским кооперативам - в пределах 964,2 млн. руб.;
- целевые заемные средства государственного унитарного предприятия "Семейные фермы Белогорья" - 23,2 млн. руб.;
- прямые инвестиции Белгородской области - 39,2 млн. руб.;
- средства инвесторов - 128,8 млн. руб.
Общий объем ресурсного обеспечения - 1 348 млн. руб., в том числе:
- средства КФХ (собственные или привлеченные ими самостоятельно) - 192,6 млн. руб.;
- кредиты коммерческих банков сельскохозяйственным потребительским кооперативам под государственные гарантии Белгородской области - 457,3 млн. руб.;
- кредиты коммерческих банков сельскохозяйственным потребительским кооперативам под гарантии муниципальных образований - 54,0 млн. руб.;
- кредиты коммерческих банков под залог имущества заемщиков - 452,9 млн. руб.;
- целевые заемные средства государственного унитарного предприятия "Семейные фермы Белогорья" - 23,2 млн. руб.;
- прямые инвестиции Белгородской области - 39,2 млн. руб.;
- средства инвесторов - 128,8 млн. руб.
Для выполнения проектных мероприятий предусматривается государственная поддержка участников Проекта:
1. В форме субсидирования части процентной ставки по кредитам финансово-кредитных организаций и обеспечение в виде государственных гарантий:
- субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков за счет средств федерального бюджета - до 95 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков за счет средств областного бюджета - до 5 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- предоставление государственных гарантий Белгородской области в обеспечение исполнения кредитных обязательств сельскохозяйственных потребительских кооперативов по кредитным ресурсам, привлекаемым в коммерческих банках, в размере - 520,6 млн. руб.,
в том числе:
в 2008 году - 121,0 млн. руб.,
в 2009 году - 310,5 млн. руб.,
в 2010 году - 89,1 млн. руб.
- предоставление гарантий муниципальных образований Белгородской области в обеспечение исполнения кредитных обязательств сельскохозяйственных потребительских кооперативов по кредитным ресурсам, привлекаемым в коммерческих банках, в размере - 59,4 млн. руб., в том числе:
в 2009 году - 29,7 млн. руб.,
в 2010 году - 29,7 млн. руб.
- дорожное обустройство подъездными дорогами за счет средств областного бюджета, объектов, построенных в рамках Проекта, в установленном действующим законодательством порядке.
Контроль исполнения Проекта производится путем планирования основных количественных показателей Проекта и контроля их выполнения по заранее определенным контрольным точкам:
1. План продаж товарной продукции:
- селекционно-гибридный центр: самки кролика, дозы искусственного осеменения, самцы на откорм;
- кроликофермы: кролики в живом весе на убой;
- бойня: мясо кролика.
2. План закупок материалов, необходимых для осуществления производственного процесса во всех функциональных блоках системы кролиководства: селекционно-гибридный центр с откормочной площадкой, кроликофермы, бойня.
3. План производства товарной продукции:
- селекционно-гибридный центр: кроликоматки, дозы искусственного осеменения, самцы на откорм;
- кроликофермы: кролики в живом весе на убой;
- бойня: мясо кролика.
4. План создания рабочих мест: штатное расписание и план набора персонала на селекционно-гибридный центр, бойню.
5. План финансирования (привлечение и возврат кредитных ресурсов).
6. План ввода системы предприятий в эксплуатацию.
2. Обустройство подъездными дорогами за счет средств областного бюджета в установленном действующим законодательством порядке объектов, построенных в рамках Проекта.
VI. Механизм реализации и организация управления Проектом
Механизм реализации Проекта основан на скоординированных действиях исполнителей и участников проектных мероприятий по достижению намеченных целей.
Исполнителями Проекта являются:
- департамент экономического развития Белгородской области (управление экономического развития сельских территорий);
- департамент агропромышленного комплекса Белгородской области;
- департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области;
- департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области;
- органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (координационные центры), по согласованию;
- государственное унитарное предприятие Белгородской области "Семейные фермы Белогорья";
- государственное учреждение "Белгородское качество";
Участниками Проекта являются:
- общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Семейные фермы Белогорья";
- общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Семейные фермы Белогорья";
- открытое акционерное общество "Селекционно-гибридный центр "Хиколе-Белогорье";
- перерабатывающий сельскохозяйственный потребительский кооператив "Домашнее мясо";
снабженческо-сбытовые сельскохозяйственные потребительские кооперативы "Ивнянские кроликофермы";
- "Грайворонские кроликофермы";
- "Белгородские кроликофермы";
- "Борисовские кроликофермы";
- "Корочанские кроликофермы";
- "Краснояружские кроликофермы";
- "Прохоровские кроликофермы";
- "Ракитянские кроликофермы";
- "Яковлевские кроликофермы";
- граждане, ведущие личное подсобное хозяйство (ЛПХ), индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ);
- некоммерческое партнерство "Союз производителей мяса кролика";
- финансово-кредитные учреждения (Россельхозбанк, Сберегательный банк Российской Федерации и др.);
- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
- предприятия (юридические лица всех организационно-правовых форм).
Выполнение мероприятий Проекта предусматривается осуществлять на основе открытости, добровольности и взаимной выгоды, что обеспечивает широкие возможности для участия всех заинтересованных юридических и физических лиц.
В рамках своих полномочий организации, составляющие инфраструктуру поддержки развития малых форм сельского хозяйства в Белгородской области, и другие участники Проекта могут принимать участие в реализации целевых мероприятий Проекта за счет собственных средств.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Проекта осуществляет заказчик Проекта - правительство Белгородской области. От имени заказчика Проекта оперативную работу по организации управления Проектом и контролю за ходом ее реализации осуществляет департамент экономического развития Белгородской области (управление экономического развития сельских территорий, государственное унитарное предприятие "Семейные фермы Белогорья").
Оперативное управление осуществляется в соответствии с мероприятиями Проекта, определяющими сроки и конкретных исполнителей. Исполнители Проекта представляют информацию о реализации мероприятий Проекта в департамент экономического развития области в согласованные с департаментом сроки.
Контроль за целевым использованием средств областного и федерального бюджетов на реализацию мероприятий Проекта осуществляют департаменты экономического развития, финансов и бюджетной политики области согласно бюджетному законодательству Российской Федерации.
6.1. Организация и взаимодействие структур, участвующих в Проекте
Для строительства селекционно-гибридного центра с откормочной площадкой планируется создание отдельного предприятия - открытого акционерного общество# "Селекционно-гибридный центр "Хиколе-Белогорье" с уставным капиталом 80 млн. рублей и тремя учредителями: ООО "Кролекс" (50 процентов акций), правительство Белгородской области в лице департамента имущественных и земельных отношений (49 процентов акций) и ООО "Управляющая компания "Семейные фермы Белогорья" (1 процент акций).
Откормочные фермы планируется создавать в форме кооперативов: "Ивнянские кроликофермы"; "Грайворонские кроликофермы"; "Белгородские кроликофермы"; "Борисовские кроликофермы"; "Корочанские кроликофермы"; "Краснояружские кроликофермы"; "Прохоровские кроликофермы"; "Ракитянские кроликофермы"; "Яковлевские кроликофермы" - которые представляют собой снабженческо-сбытовые сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СССПоК), каждый из которых организуется при участии двух КФХ и одного ЛПХ, зарегистрированных на территории Белгородской области.
Предприятие по убою и переработке (мини-бойня, с последующей постройкой стационарной бойни) планируется организовать в виде перерабатывающего сельскохозяйственного потребительского кооператива (ПСПоК) "Домашнее мясо", с двумя участниками: СССПоК "Ивнянские кроликофермы" и СССПоК "Грайворонские кроликофермы".
Функцию реализации произведенной продукции осуществляет ООО "Торговая компания "Семейные фермы Белогорья".
Управление всеми кооперативами, создаваемыми в рамках Проекта и привлекающими финансирование под государственные гарантии Белгородской области, будет осуществлять ООО "Управляющая компания "Семейные фермы Белогорья" через механизм передачи полномочий исполнительного органа кооператива в порядке, установленном действующим законодательством.
Предоставлением услуг логистики, возможность аренды оборудования и транспортировки для всех участников проекта занимается ООО "АгроТехноПарк".
6.2. Организация производственного процесса и взаимодействия предприятий - участников Проекта:
Схема взаимодействия контрагентов по Проекту приведена в схеме N 1, структура взаимоотношений участников проекта приведена в таблице N 3.
Схема N 1. Схема взаимодействия контрагентов по проекту "Домашний кролик"
Таблица N 3.
Структура
взаимоотношений участников областного отраслевого проекта "Развитие кролиководства в Белгородской области"
N п/п |
Название предприятия - участника |
Управляющие документы |
Ресурсы для обеспечения производства |
Потребность |
Контракт |
Продукт |
Контракт |
1 |
ОАО "Селекционно-гибридный центр "Хиколе-Белогорье" |
Областная целевая программа |
Здание генетического центра и откормочной площадки, вспомогательные сооружения |
Самцы 1 раз в 4 - 6 мес для ремонта |
Зарубежные поставщики |
Спермодозы |
СССПоК "<районные> кроликофермы" |
Отраслевой проект "Домашний кролик" |
Технология |
спермодозы каждые 2 недели |
Зарубежные поставщики |
Суточные самки |
СССПоК "<районные> кроликофермы" |
||
План производства |
Оборудование, транспорт |
К\корм |
К/кормовый завод |
Кролик живок |
ПСПоК "Домашнее мясо", бойня |
||
Финансовый план |
Персонал 24 человека |
Вет. препараты |
Сторонний поставщик |
Навоз |
ООО "АгроТехноПарк" |
||
План осеменения |
опилки |
ООО "АгроТехноПарк" |
Падеж |
ООО "АгроТехноПарк" |
|||
План вет. работ |
Электричество, газ, вода. |
|
Ветобслуживание |
СССПоК "<районные> кроликофермы" |
|||
План поставки ремонтного молодняка |
Информация |
|
Информация |
|
|||
Сквозной план обеспечения производства |
|
|
|
|
|||
План продаж |
|
|
|
|
|||
2 |
СССПоК "<районные> кроликофермы" |
Областная целевая программа |
Здание кроликофермы, вспомогательные сооружения |
Спермодозы |
ОАО "Селекционно-гибридный центр "Хиколе-Белогорье" |
Кролик живок |
ПСПоК "Домашнее мясо", бойня |
Устав СССПоК |
Технология |
Суточные самки |
ОАО "Селекционно-гибридный центр "Хиколе-Белогорье" |
Навоз |
ООО "АгроТехноПарк" |
||
Отраслевой проект "Домашний кролик" |
Оборудование |
Ветеринарное обслуживание |
ОАО "Селекционно-гибридный центр "Хиколе-Белогорье" |
Падеж |
ООО "АгроТехноПарк" |
||
Финансовый план |
Персонал 2 человека |
Опилки |
ООО "АгроТехноПарк" |
Информация |
|
||
План ветеринарных работ |
|
Комбикорм |
К/кормовый завод |
|
|
||
План обеспечения производства |
|
Дезинфекция |
ООО "АгроТехноПарк" |
|
|
||
План производства |
|
Электричество, газ, вода. |
|
|
|
||
Сквозной план производства |
|
Информация |
|
|
|
||
План утилизации отходов производства |
|
|
|
|
|
||
Отраслевой проект "Домашний кролик" |
Оборудование, транспорт |
Пищевые ингредиенты |
Сторонний поставщик |
Субпродукты |
Торговая компания "СФБ" |
||
Финансовый план |
Персонал |
Самцы откорм + выбрак. самки |
ОАО "Селекционно-гибридный центр "Хиколе-Белогорье" |
Падеж |
ООО "АгроТехноПарк" |
||
План переработки |
|
|
ООО "АгроТехноПарк" |
Костная мука |
К/к завод |
||
План обеспечения производства |
|
Информация |
|
Мясо разделанное |
Торговая компания "СФБ" |
||
План продаж |
|
Электричество, газ, вода. |
|
Информация |
|
||
4 |
Завод по переработке с/х продукции |
Областная целевая программа |
Здания |
Тушка |
ПСПоК "Домашнее мясо", ООО "ЯковлевскиЙ кролик" |
Тушка упакованная |
Торговая компания "СФБ" |
Устав предприятия |
Оборудование, транспорт |
Субпродукты |
ПСПоК "Домашнее мясо", ООО "Яковлевский кролик" |
Субпродукты упакованные |
Торговая компания "СФБ" |
||
Отраслевой проект "Домашний кролик" |
Персонал |
Упаковка |
Сторонние производители |
Готовые блюда |
Торговая компания "СФБ" |
||
Финансовый план |
Технология |
Ингредиенты |
Сторонние производители |
Упакованные полуфабрикаты |
Торговая компания "СФБ" |
||
План переработки |
Электричество, газ, вода. |
|
Мясо в разделке |
Торговая компания "СФБ" |
|||
План обеспечения производства |
Информация |
|
Костная мука |
К/к завод |
|||
План продаж |
|
|
Информация |
|
|||
|
|
|
|
||||
5 |
Торговая компания "СФБ" |
Областная целевая программа |
Помещение офиса |
Тушка упакованная |
ПСПоК "Домашнее мясо", ООО "Яковлевский кролик" |
Тушка упакованная |
Оптовые и розничные потребители |
Устав предприятия |
Персонал |
Субпродукты упакованные |
ПСПоК "Домашнее мясо", ООО "Яковлевский кролик" |
Субпродукты упакованные |
Оптовые и розничные потребители |
||
Отраслевой проект "Домашний кролик" |
Готовые блюда |
ПСПоК "Домашнее мясо", ООО "Яковлевский кролик" |
Готовые блюда |
Оптовые и розничные потребители |
|||
Финансовый план |
Упакованные полуфабрикаты |
ПСПоК "Домашнее мясо", ООО "Яковлевский кролик" |
Упакованные полуфабрикаты |
Оптовые и розничные потребители |
|||
План закупок |
Мясо в разделке |
ПСПоК "Домашнее мясо", ООО "Яковлевский кролик" |
Мясо в разделке |
Оптовые и розничные потребители |
|||
План продаж |
Шкурка |
ПСПоК "Домашнее мясо", ООО "Яковлевский кролик" |
Шкурка |
Оптовые и розничные потребители |
|||
6 |
ООО "АгроТехноПарк" |
Областная целевая программа |
Здания |
Навоз |
СССПоК "<районные> кроликофермы", ОАО "Селекционно-гибридный центр "Хиколе-Белогорье" |
Корма |
Все участники проекта |
Устав предприятия |
Оборудование, транспорт |
Падеж |
СССПоК "<районные> кроликофермы", ОАО "Селекционно-гибридный центр "Хиколе-Белогорье" |
Ветобслуживание |
|
||
Отраслевой проект "Домашний кролик" |
Персонал |
Опилки |
Деревообрабатывающее пр-во |
Навоз |
|
||
Финансовый план |
Отходы |
СССПоК "<районные> кроликофермы", ОАО "Селекционно-гибридный цешр "Хиколе-Белогорье", ПСПоК "Домашнее мясо", ООО "Яковлевский кролик" |
Опилки |
|
|||
План закупок |
Корма |
Комбикормовый завод |
Отходы |
|
|||
План продаж |
Электричество, газ, вода. |
|
Падеж |
|
|||
План оказания вет. услуг |
Информация |
|
Информация |
|
|||
План предоставления транспорта |
|
|
|
|
VII. Анализ рисков Проекта
Риски проекта связаны с четырьмя основными группами факторов: потребительский спрос на продукцию, себестоимость продукции, взаимодействие участников системы, ветеринарные факторы.
1. Анализ рисков, связанных с потребительским спросом:
Фактор риска |
Возможные последствия |
Меры по предотвращению негативных последствий |
1. Снижение реальных доходов населения в связи с инфляцией |
Снижение объемов продаж среднего и премиального сектора рынка |
1. Смещение ассортимента в сторону уменьшения стоимости развои# упаковки |
2. Рост конкуренции |
Необходимость формирования конкурентной цены |
1. Отстройка от конкурентов через формирование потребительской лояльности торговой марки |
3. Нехватка производственных мощностей |
Потеря контрактов с крупными операторами рынка |
1. Активное развитие производственной базы |
2. Анализ рисков, связанных с себестоимостью продукции:
Фактор риска |
Возможные последствия |
Меры по предотвращению негативных последствий |
1. Рост цен на корма |
Рост себестоимости откорма, уменьшение прибыли селекционно-гибридного центра и ферм |
1. Строительство комбикормового завода в рамках программы "Семейные фермы Белогорья" 2009 г. |
2. Заключение долгосрочных контрактов на сырье для производства кормов с сельскохозяйственными производителями области | ||
2. Рост цен на прародительский генетический материал для селекционно-гибридного центра |
Рост себестоимости продукции селекционно-гибридного центра, и следовательно - продукции ферм |
1. Создание селекционно-гибридного центра с долевым участием поставщиков генетического материала |
3. Рост цен на энергоносители |
Рост себестоимости продукции всех предприятий |
1. Оптимизация технологического процесса с уменьшением затрат на энергоносители |
3. Анализ рисков, связанных с взаимодействием участников системы:
Фактор риска |
Возможные последствия |
Меры по предотвращению негативных последствий |
1. Перебои в поставке генетического материала селекционно-гибридного центра |
Простои и отклонения от оптимального технологического цикла |
1. Создание селекционно-гибридного центра с высоким уровнем технологии и необходимым запасом производственной мощности |
2. Неэффективное ведение бизнеса фермером |
1. Невыполнение обязательств по возврату кредита СССПоКом |
1. Обучение, консультации, сопровождение на базе селекционно-гибридного центра |
2. Финансовые потери фермера в пределах собственных вложенных средств |
2. Меры воздействия в рамках условия договора аренды, вплоть, до расторжения договора |
|
3. Нарушения графика закупки кроликов на убой |
Отклонение технологического цикла ферм от оптимального графика производства |
1. Строительство бойни с необходимым запасом производственной мощности |
2.Наличие мини-бойни, позволяющей покрыть технологический разрыв |
4. Анализ рисков, связанных с ветеринарным обеспечением:
Фактор риска |
Возможные негативные последствия |
Меры по предотвращению негативных последствий |
1. Инфекционные заболевания |
Потеря поголовья и прямые убытки ферм |
1. Организация централизованного ветеринарного обслуживания на базе селекционно-гибридного центра, а также через систему агротехнопарков |
2. Нарушения санитарного режима на фермах |
Заболевания, снижение продуктивности и качества готовой продукции |
1. Усиленный контроль соблюдения санитарных норм через собственную ветеринарную службу |
3. Отклонение от плановых показателей по продуктивности гибрида |
Невыполнение производственного плана |
1. Технологический аудит силами специалистов селекционно-гибридного центра с привлечением специалистов поставщиков генетического материала. |
VIII. Оценка ожидаемых результатов реализации Проекта
В результате реализации Проекта планируется достижение следующих показателей.
Производство в системе кроликоферм:
- 3 млн. голов товарного кролика в год, что составляет 4,6 тыс. тонн мяса кролика в год;
- достижение значительной доли на рынке мяса кролика в Российской Федерации к 2012 году;
- получение дохода на 1 кроликоферму до 1,5 млн. рублей в год;
- создание более 200 рабочих мест в сельской местности Белгородской области.
Социальная значимость проекта: обеспечение стабильного дохода крестьянско-фермерских хозяйств, задействованных в проекте, социальное развитие села за счет строительства 60 кроликоферм в районах Белгородской области, селекционно-гибридного центра и убойного производства и соответствующей инфраструктуры, улучшение социально-экономической ситуации, повышение качества жизни в сельских районах Белгородской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В Белгородской области планируется создать систему предприятий, позволяющих производить, перерабатывать и реализовывать мясо кролика.
В ходе реализации Проекта будет создан селекционно-гибридный центр с откормочной площадкой, а также 60 ферм по производству и откорму кроликов.
Проект будет финансироваться за счет собственных средств КФХ, кредитов коммерческих банков, целевых заемных средств ГУП "Семейные фермы Белогорья", прямых инвестиции Белгородской области, а также средств инвесторов. Общий объем финансирования ориентировочно составит 1 348 млн. рублей.
Срок реализации Проекта - 2008 - 2012 года.
В итоге планируется создать стабильно работающую, самоокупаемую, конкурентноспособную систему на базе малых форм сельского хозяйства (личных подсобных хозяйств и крестьянских фермерских хозяйств), позволяющую производить сбыт мяса кролика на внутреннем рынке области и за ее пределами. Это позволит увеличить занятость и повысить уровень жизни сельского населения.
Постановление Правительства Белгородской области от 15 сентября 2008 г. N 220-пп "Об областном отраслевом проекте "Развитие кролиководства в Белгородской области"
Текст постановления опубликован в "Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области", 2008 г., N 18 (136)