Отделом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Белгородской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года N 7, и Положения об отделе Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в субъекте Российской Федерации, утвержденного приказом Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 21 марта 2005 года N 7, проведена юридическая экспертиза постановления губернатора Белгородской области от 15 мая 2006 года N 73 "О создании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения мероприятий гражданской обороны".
На момент проведения юридической экспертизы рассматриваемое постановление не опубликовано.
Поводом проведения юридической экспертизы нормативного правового акта явилось его издание высшим должностным лицом области.
Рассматриваемым нормативным правовым актом для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны на территории области утверждены:
Положение о создании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения мероприятий гражданской обороны;
Расчетные Нормы снабжения (обеспечения) населения продовольственными и непродовольственными товарами.
Предмет правового регулирования постановления:
- оборона и безопасность - согласно пункту "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации;
- обеспечение общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями - согласно пункту "б", "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На уровне Российской Федерации данную сферу отношений регулируют:
- Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- Федеральный закон РФ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 года N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
В Белгородской области названная сфера отношений регулируется на основании Устава Белгородской области. Ранее регулирующее указанные отношения постановление главы администрации Белгородской области от 7 февраля 2000 года N 94 "О создании запасов и использовании материальных ресурсов для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны" экспертируемым актом признано утратившим силу.
В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (часть 1 статьи 8).
В то же время названным Федеральным законом определение порядка накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации (статья 6), которым в свою очередь 27 апреля 2000 года принято постановление N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
Согласно пункту 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного указанным постановлением Правительства Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации:
а) определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения и гражданских организаций гражданской обороны;
б) создают и содержат запасы;
в) осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.
Необходимо также отметить, что пунктом 45 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ организация и осуществление на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, включая создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3.1 названной статьи Федерального закона по вопросам, указанным в ее части 2, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Статья 11 части 3 Федерального закона "О гражданской обороне" определяет, что руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду "часть 3 статьи 11 ФЗ "О гражданской обороне""
В соответствии с Уставом Белгородской области высший орган исполнительной власти области правительство Белгородской области возглавляет губернатор Белгородской области, в компетенцию которого входит нормативное регулирование общественных отношений (часть 1 статьи 35, часть 2 статьи 36 и часть 1 статьи 12).
Следовательно, издание губернатором Белгородской области 15 мая 2006 года постановления N 73 "О создании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения мероприятий гражданской обороны" входит в его компетенцию.
Содержание постановления не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Форма и текст соответствуют правилам юридической техники.
Рассматриваемый нормативный правовой акт области является необходимым и достаточным для регулирования губернатором области в пределах предоставленной ему компетенции отношений в сфере обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны на территории области.
Начальник отдела |
В.П.Карнаухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Отдела Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Белгородской области от 25 мая 2006 г. N 200 на постановление губернатора Белгородской области от 15 мая 2006 г. N 73 "О создании запасов материально-технических, продовольственных и иных средств для обеспечения мероприятий гражданской обороны"
Текст заключения официально опубликован не был