Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года N 147, проведена юридическая экспертиза постановления правительства Белгородской области от 5 мая 2006 года N 100-пп "Об организации и ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на территории области" с изменениями внесенными постановлениями правительства Белгородской области от 22 июня 2009 года N 202-пп, от 6 июля 2009 года N 231-пп.
Поводом к проведению юридической экспертизы послужило внесение высшим органом исполнительной власти области изменений в экспертируемый нормативный правовой акт, которым утверждается Положение об организации и ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на территории Белгородской области.
Постановлением правительства Белгородской области от 6 июля 2009 года N 231-пп вносятся изменения, направленные на уточнение Положения об организации и ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на территории области.
Постановление правительства Белгородской области от 5 мая 2006 года N 100-пп опубликовано в Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области от 2 августа 2006 года N 88.
В соответствии с законом Белгородской области от 31 декабря 2003 года N 112 "О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов" названное издание является источником официального опубликования.
Постановление правительства Белгородской области от 6 июля 2009 года N 231-пп на момент проведения юридической экспертизы официально не опубликовано.
Предмет правового регулирования - обеспечение общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий - согласно пунктам "б", "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне данные отношения регулируют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
- постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2007 года N 568 "Об утверждении Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и правительством Белгородской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах";
- постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
На региональном уровне указанную сферу отношений регулирует Устав Белгородской области.
Согласно статье 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;
г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
и) создают при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 51 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.
Пункт 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794, устанавливает, что территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьями 35, 38 Устава Белгородской области определено, что правительство области является высшим органом исполнительной власти области, возглавляет систему органов исполнительной власти области, руководит работой данных органов и контролирует их деятельность.
Следовательно, экспертируемый акт принят правительством Белгородской области в пределах своей компетенции.
Норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству постановление правительства Белгородской области от 5 мая 2006 года N 100-пп "Об организации и ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на территории области" с изменениями, внесенными постановлениями правительства Белгородской области от 22 июня 2009 года N 202-пп, от 6 июля 2009 года N 231-пп, не содержит.
Рассматриваемое постановление в актуальной редакции является необходимым и достаточным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере организации и ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на территории области.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в экспертируемом постановлении имеется ссылка на постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2004 года N 555. Однако, данный акт признан утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2007 года N 568 "Об утверждении Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и правительством Белгородской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах".
Полагаем целесообразным информировать губернатора Белгородской области о необходимости внесения соответствующих изменений в рассматриваемый нормативный правовой акт.
Руководитель |
Е.Е.Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области от 23 июля 2009 г. N 391 на постановление правительства Белгородской области от 5 мая 2006 года N 100-пп "Об организации и ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на территории области" с изменениями, внесенными постановлениями правительства Белгородской области от 22 июня 2009 года N 202-пп, от 6 июля 2009 года N 231-пп
Текст заключения официально опубликован не был