Отделом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Белгородской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 321, и Положения об отделе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в субъекте Российской Федерации, утвержденного приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 18 декабря 2006 года N 141, проведена юридическая экспертиза постановления губернатора Белгородской области от 10 мая 2006 года N 69 "О поддержании устойчивого функционирования организаций на территории области в военное время, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" с изменениями, внесенными постановлением губернатора Белгородской области от 15 октября 2007 года N 131.
Поводом проведения юридической экспертизы данного постановления явилось внесение в него нормативным правовым актом высшего должностного лица Белгородской области изменений.
Постановление губернатора Белгородской области от 10 мая 2006 года N 69 опубликовано в Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области N 88 от 2 августа 2006 года. В соответствии с законом Белгородской области от 31 декабря 2003 года N 112 "О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов" названное издание является источником официального опубликования.
На момент проведения юридической экспертизы постановление губернатора Белгородской области от 15 октября 2007 года N 131, вносящее изменения в экспертируемый акт, официально не опубликовано.
Рассматриваемым постановлением в целях снижения возможных потерь и разрушений при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создания оптимальных условий для восстановления производства, обеспечения жизнедеятельности населения утверждено Положение о поддержании устойчивого функционирования организаций на территории области в военное время, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением губернатора Белгородской области от 15 октября 2007 года N 131 "О внесении изменений в постановление губернатора области от 10 мая 2006 года N 69" действие экспертируемого нормативного акта распространено и на мирное время при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предмет правового регулирования постановления: - оборона и безопасность - согласно пункту "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации; - обеспечение общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями - согласно пункту "б", "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На уровне Российской Федерации данную сферу отношений регулируют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- Федеральный закон от 19 июня 2007 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" и статью 21 Федерального закона "Об обороне";
- Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В Белгородской области названная сфера отношений регулируется на основании Устава Белгородской области. Ранее регулировавшее указанные отношения одноименное постановление главы администрации Белгородской области от 25 января 2000 года N 49 экспертируемым актом признано утратившим силу.
Положение о поддержании устойчивого функционирования организаций на территории области в военное время, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное рассматриваемым нормативным правовым актом, определяет основы осуществления комплекса мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования производственных систем при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области, муниципальных районах и городском округе.
В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время (часть 1 статьи 8).
Пунктом 45 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ вопросы организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Часть 3.1 названной статьи Федерального закона определяет, что по вопросам, указанным в ее части 2, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Следует отметить, что согласно Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (абзац 1 статьи 1).
Часть 3 статьи 11 Федерального закона "О гражданской обороне" устанавливает, что руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Уставом Белгородской области высший орган исполнительной власти области правительство Белгородской области возглавляет губернатор Белгородской области, в компетенцию которого входит нормативное регулирование общественных отношений (часть 1 статьи 35, часть 2 статьи 36 и часть 1 статьи 12).
Исходя из изложенного издание губернатором Белгородской области постановления от 10 мая 2006 года N 69 "О поддержании устойчивого функционирования организаций на территории области в военное время", а также вносящего в него изменения постановления от 15 октября 2007 года N 131 входит в пределы его компетенции.
Содержание нормативного правового акта области не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Форма и текст соответствуют правилам юридической техники.
Рассматриваемое постановление является необходимым и достаточным нормативным правовым актом для регулирования губернатором области в пределах предоставленной ему компетенции отношений в сфере обеспечения поддержания устойчивого функционирования организаций на территории области в военное время, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Начальник отдела |
Е.Е.Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.