В целях реализации антикризисных мер на территории района, снижения напряженности ситуации на рынке труда района постановляю:
1. Утвердить программу по стабилизации ситуации на рынке труда Шебекинского района в 2010 году (прилагается).
2. Определить оператором по организации общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения комитет экономического развития администрации района (Кириченко А.А.).
3. Комитету социальной политики администрации района (Лазарев И.В.) совместно с ГУ "Центр занятости населения г. Шебекино" (Аксенов А.Н.) проводить работу по организации опережающего обучения граждан, находящихся под риском увольнения, а также работающих в режиме неполного рабочего дня (смены), неполной рабочей недели.
4. Комитету экономического развития администрации района (Кириченко А.А.) совместно с комитетом социальной политики администрации района (Лазарев И.В.) организовать работу по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
5. Отделу поддержки малого предпринимательства администрации района (Новикова Т.П.) совместно с Белгородским областным Фондом поддержки малого предпринимательства (Шарова Т.Л.), ГУ "Центром занятости населения г. Шебекино" (Аксенов А.Н.) осуществлять взаимодействие по содействию в организации предпринимательской деятельности безработным гражданам.
6. Комитету экономического развития администрации района (Кириченко А.А.) утвердить Перечни:
- предприятий и организаций, на которых будут организованы общественные работы, временное трудоустройство безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников, в случае угрозы массового увольнения;
- предприятий и организаций, работники которых будут проходить стажировку, опережающее обучение;
- предприятий и организаций, на которых будут оснащены специальным оборудованием рабочие места для инвалидов, и осуществлять их корректировку в зависимости от сложившейся ситуации на рынке труда.
7. Контроль за исполнением постановления возложить на комитет экономического развития администрации района (Кириченко А.А.).
Глава |
А.Бузычкин |
Программа
по стабилизации ситуации на рынке труда Шебекинского района в 2010 году
(утв. постановлением Главы Администрации Шебекинского района Белгородской области от 11 января 2010 г. N 4)
Паспорт
программы по стабилизации ситуации на рынке труда Шебекинского
района в 2010 году.
Наименование Программы |
Программа по стабилизации ситуации на рынке труда Шебекинского района в 2010 году (далее - Программа) |
Обоснования для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" |
Заказчик Программы Разработчик Программы |
Администрации Шебекинского района Комитет экономического развития администрации Шебекинского района |
Цели и задачи Программы |
Цель программы - стабилизация ситуации на рынке труда Шебекинского района: - обеспечение временной занятости граждан, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время, безработных граждан, выпускников, предоставление им материальной поддержки в виде временного заработка; - содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан; - организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время. Задачи Программы: - смягчение отрицательных последствий дисбаланса рынка труда; - сохранение мотивации к труду у граждан, находящихся в поиске работы; - расширение возможностей трудоустройства в населенных пунктах с неблагоприятной ситуацией на рынке труда; - выполнение комплекса работ, имеющих социальную значимость для муниципального района; - улучшение социальной обстановки на территории района. |
Срок реализации Программы |
2010 год. |
Перечень основных мероприятий Программы |
- организация профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников); - организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения; - содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. |
Исполнители Программы |
комитеты экономического развития, агропромышленного комплекса и развития сельских территорий, строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, социальной политики администрации района, ГУ "Центр занятости населения г.Шебекино", администрации городского и сельских поселений, работодатели. |
Объем средств и источники финансирования Программы |
Всего - 29705,8 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 28 223,4 тыс. рублей, консолидированный бюджет области 1 482,4 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Трудоустроить в 2010 году на временные работы 791 человек, оказать финансовую помощь на организацию собственного дела 190 безработным гражданам, охватить опережающим обучением 140 человек, направить на стажировку 80 человек. |
Организация управления Программой и контроль за ее исполнением |
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет комитет экономического развития администрации Шебекинского района с информированием главы администрации района. |
1. Анализ ситуации на рынке труда Шебекинского района и обоснование необходимости принятия Программы
Реализация антикризисных мер, направленных на снижение напряженности в сфере труда и занятости, позволила обеспечить социальную и экономическую стабильность на территории муниципального образования "Шебекинский район и город Шебекино". В 2009 году удалось не допустить массовых увольнений, сдержать регистрируемую безработицу в социально-приемлемых рамках. На сегодняшний день ни одно крупное предприятие не находится в состоянии банкротства, многие получили помощь в рамках региональной Программы по стабилизации ситуации на рынке труда.
Средняя заработная плата, начисленная работникам крупных и средних предприятий и организаций за январь - ноябрь 2009 года сложилась в размере 11 965,5 рублей и взросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 12,2 %.
Не удалось избежать в 2009 году задержек по выплате заработной платы, почти в течение всего года сохранялась задолженность по выплате заработной платы в ООО "Белгород-семена" и по состоянию на 1 января 2010 года она составила 2 737 тыс. рублей.
За ноябрь 2009 года прожиточный минимум в среднем на одного жителя составил 4 170 рублей, на одного трудоспособного 4 560 рублей, на пенсионера 3 354 рубля, в среднем на ребенка - 4 062 рубля.
Трудовые ресурсы муниципального образования "Шебекинский район и город Шебекино" насчитывают 54,2 тыс. человек, из них экономически активное население - 45,9 тыс. человек, незанятое население - 8,3 тыс. человек. В числе экономически активного населения 37,7 тыс. человек заняты в экономике района и распределяются следующим образом:
- на крупных и средних предприятиях и организациях трудятся 20,8 тыс. человек (в промышленности - 6,4 тыс. человек, сельском хозяйстве - 3,7 тыс. человек, строительстве - 0,5 тыс. человек, транспорте - связи - 0,8 тыс. человек, бюджетных организациях - 7,9 тыс. человек, других видах деятельности - 1,5 тыс. человек);
- занятые в малом бизнесе (юридические лица) - 5,5 тыс. человек;
- предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ) - 5,1 тыс. человек;
- численность занятых в филиалах и представительствах, зарегистрированных в муниципальном образовании - 0,6 тыс. человек;
- в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 0,3 тыс. человек;
- занятые в ЛПХ - члены СПоК - 0,6 тыс. человек;
- численность населения работающего за пределами района - 4,7 тыс. человек.
Всего на территории района зарегистрировано 774 предприятий и организаций с образованием юридического лица, из них: крупных и средних
- 246; малых предприятий - 528.
По данным еженедельных мониторингов, в режиме вынужденной неполной занятости на конец 2009 года продолжали трудиться 1 143 человек, в т.ч.:
- работали неполное рабочее время по вине администрации 371 человек, на 4 предприятиях;
- работали неполное рабочее время по соглашению между работником и работодателем 337 человек, на 7 предприятиях;
- находились в отпуске по инициативе администрации 39 человек, на 2 предприятиях;
- находились в отпуске без сохранения заработной платы по заявлениям работников 271 человек, на 22 предприятиях;
- предупреждены о предстоящем увольнении 125 человек на 12 предприятиях.
Размеры неполной занятости удалось значительно сократить за счет организации общественных работ. В 2009 году создано 2 240 дополнительных рабочих мест имеющих статус "общественных", на которых ежедневно трудились от 700 - 000 человек, обеспечив себе вторичную занятость.
В 2009 году наблюдалось снижение численности работающих на средних и крупных предприятиях. Так, за январь - сентябрь 2009 года среднесписочная численность работников составила 20 772 человек, за тот же период 2008 года - 20 898 человек.
Снижение численности занятых вызвано необходимостью оптимизации числа работающих в связи со снижением объемов производства и экономической нестабильностью на предприятиях.
В 2009 году сохранялся высокий уровень текучести кадров. За период с января по сентябрь из крупных и средних предприятий уволено 5971 человек, принято 5 412 человек. Количество выбывших на 559 человек превышает число принятых.
Основная причина увольнения - выбытие по собственному желанию, составившее за этот период 4 505 человек или 77%; в связи с сокращением численности по средним и крупным предприятиям, уволено 458 человек, или 8% от общего числа выбывших.
По данным службы занятости за январь - декабрь 2009 года фактическое высвобождение составило 761 человек, из них мужчины - 407 человек, женщины - 354 человек, молодежь в возрасте 16-29 лет - 59 человек. Предположительно в январе - феврале 2010 года будет высвобождено - 125 человек.
В органах службы занятости на конец 2009 года количество официально зарегистрированных безработных составило 1 360 человек, уровень официальной безработицы - 2,96%; на начало 2009 года число безработных составляло 930 человек, уровень безработицы - 2,02%.
Наивысшее число безработных - 1 518 человек, зарегистрировано в марте 2009 года. Постепенно, их число снизилось до 1 137 человек в сентябре, но с октября снова наблюдается рост численности безработных до 1 360 человек.
Динамика изменения числа безработных в течение года представлена в таблице:
|
2008 г. |
2009 год (конец месяца) |
|||||||||||
декабрь |
янв |
фев |
март |
апр |
май |
июнь |
июль |
авг |
сент |
окт |
нояб |
дек |
|
Число безработных, чел. |
930 |
1 142 |
1 389 |
1 518 |
1 486 |
1 474 |
1 343 |
1 355 |
1 257 |
1 137 |
1 144 |
1 210 |
1 360 |
Уровень безработицы, % |
2,11 |
2,60 |
3,16 |
3,46 |
3,38 |
3,35 |
3,05 |
3,08 |
2,67 |
2,42 |
2,49 |
2,63 |
2,96 |
Согласно прогнозу социально-экономического развития района на 2010 - 2012 годы и с учетом реализации антикризисных мер, численность регистрируемой безработицы в 2010 году будет удерживаться на уровне 1 360 - 1 480 человек, к 2012 году прогнозируется снижение до 1 250 - 1 350 человек.
Предложение рабочей силы на рынке труда, как и в прежние годы, будет поддерживаться за счет молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и выпускников учебных заведений всех уровней.
Кроме того, предложение, составляющее рынок труда будет формироваться за счет граждан, уволенных из Вооруженных сил РФ, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, граждан трудоспособного возраста, прибывших из других регионов, увеличится число граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва и граждан ранее не работавших, относящихся к категории домохозяек.
Удовлетворение спроса на рабочую силу продолжает сдерживаться структурным несоответствием спроса и предложения рабочей силы. В основном требуются рабочие заводских специальностей - слесари, токари, наладчики станков, газоэлектросварщики и рабочие строительных специальностей, а среди безработных доминирующее положение сохраняется за женщинами. Их доля в общем количестве зарегистрированных безработных составляет 56%. Почти половина (48,3%) зарегистрированных безработных имеет высшее и среднее специальное образование, а подходящими для них являются 7,2% собранных вакансий.
Соотношение спроса и предложения сложившиеся на конец 2009 года представлено в таблице:
N |
Категория граждан |
Состоят на учете |
Имеются вакансии |
1 |
Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб) |
373 |
45 |
2 |
Специалисты высшего и среднего уровня квалификации и служащие |
133 |
22 |
3 |
Квалифицированные рабочие |
633 |
37 |
4 |
Неквалифицированные, рабочие |
151 |
12 |
5 |
Не имеющие опыта работы |
70 |
0 |
|
Всего: |
1360 |
116 |
На одну вакансию, заявленную в ЦЗН, претендуют почти 12 безработных граждан. В течение года уровень напряженности удерживался в пределах 2,5 - 3,8 чел/место за счет присутствия вакансий на общественные работы.
Сохраняется разбалансированность рынка труда и образовательных услуг. В 2009 году безработными признан почти каждый третий из выпускников учебных заведений.
Недостаток рабочих мест и несопоставимо (с городами Москва, Белгород) низкая заработная плата способствуют оттоку наиболее квалифицированной и "молодой" рабочей силы.
Сохраняющееся профессионально-квалификационное несоответствие между требованиями работодателей и качеством рабочей силы способствуют тому, что часть заявок остается не удовлетворенной, а среднее время поиска работы среди зарегистрированных безработных увеличилось до 5,2 месяцев, против 4,0 месяцев в 2008 году и 3,7 месяцев в 2007 году.
В целях поиска подходящей работы в январе - декабре 2009 года в службу занятости обратилось 4 645 человек. В составе обратившихся граждан: 2 593 человек (56%) работавшие по рабочей профессии, 1 070 человек (23%) имели должности служащего или специалиста, 982 человек (21%) ранее не работавшие, ищущие работу впервые.
По социальным категориям, обратившиеся в службу занятости граждане распределились следующим образом: 2 321 человек (49%) женщины; 403 человек (9%) учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время; 686 человек (14%) граждане, имеющие длительный перерыв в работе; 375 человек (8%) - инвалиды; 183 человек (3%) граждане предпенсионного возраста; 193 человек (4%) - пенсионеры, уволенные в запас военнослужащие, дети оставшиеся без попечения родителей и другие категории граждан, нуждающиеся в социальной защите.
В составе зарегистрированных безработных 657 человек или 48% имеют высшее и среднее специальное образование; 409 человек или 30% начальное профессиональное образование; 224 человек или 16% имеют среднее общее образование, 69 человек или 5% - основное общее и 1 человек не имеет образования.
По социальным категориям зарегистрированные безработные распределяются следующим образом: женщины - 775 человек (56%), молодежь в возрасте 16-29 лет - 423 человек (31%), инвалиды - 160 человек (11%), жители сельской местности - 577 человек (42%), родители воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов - 451 человек (33%), стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва 113 человек (8%), впервые ищущие работу - 70 человек (5%).
Социально-демографические характеристики подтверждают, что основными клиентами службы занятости продолжают оставаться граждане, которым трудно найти работу самостоятельно, трудоустройство большинства из них возможно только в рамках мероприятий по содействию занятости населения.
Иностранная рабочая сила
В течение 2009 года ЦЗН совместно с администрацией района, работодателями города и района проводилась значительная работа, связанная с привлечением иностранной рабочей силы. За истекший год в службу занятости за согласованиями по привлечению ИРС обратился 41 работодатель (общества с ограниченной ответственностью, индивидуальные предприниматели, физические лица). Согласования были выданы 38 работодателям на 301 человека. Это в основном работники строительных профессий, машинисты буровых установок, инженерно-технические работники, водители, трактористы и др.
Привлечение иностранной рабочей силы производится не в ущерб интересов безработных граждан. Предварительно, за 2 месяца до выдачи разрешений, вакансии по которым заявлены иностранные специалисты, включаются в банк вакансий службы занятости и предлагаются безработным гражданам, обратившихся в поиске работы.
Разрешение на привлечение иностранных работников выдаются только в тех случаях, если нужный работодателю специалист не может быть подобран из числа местных жителей. Использование иностранной рабочей силы не влияет на положение, установившееся на местном рынке труда.
На 2010 год в ЦЗН подано работодателями 16 заявок на привлечение 186 иностранных работников.
Обоснование необходимости принятия Программы
Процессы увольнения в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников в 2010 году будут находиться под постоянным контролем службы занятости с применением необходимых мер опережающего характера и проведением работы, смягчающей их последствия.
Одним из важнейших направлений работы органов службы занятости будет оказание содействия трудоустройству граждан, увольняемых в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации.
Реализация районной целевой программы по стабилизации ситуации на рынке труда Шебекинского района в 2010 году позволит трудоустроить на временные работы 791 граждан, находящихся в режиме неполной занятости, обеспечить стажировку 80 выпускников учебных заведение, организовать опережающее обучение 140 граждан, находящихся под риском увольнения, содействовать в организации собственного дела 190 безработным гражданам.
Мероприятия данной Программы предусматривают: организацию общественных и временных работ (в основном по укладке тротуаров вдоль дорог и благоустройству придомовых территорий); стажировку в целях приобретения опыта работы безработных граждан; проведение опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения, установления неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы; содействие развитию малого предпринимательства.
2. Меры государственной поддержки и механизм реализации Программы
2.1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).
В районе организуется работа по содействию работодателям в опережающей профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости.
Она осуществляется в соответствии с мероприятиями, направленными на обеспечение занятости работников, подлежащих увольнению при массовом высвобождении, которые предусматриваются в коллективном договоре организаций и осуществляются работодателем.
В течение 2009 года с целью организации опережающего обучения было заключено 42 договора.
Всего такое обучение прошли 379 человек, в том числе: 122 работника предприятий ООО "Белдорстрой", ООО "Шебекино-дом" и городских предприятий ЖКХ, ООО "РусАгроШебекино", ООО "Урожай", ООО "Белсемена", ООО "Держава", ЗАО "Восход", ООО "Энерговент", ООО "Герба" на базе ПУ-8 по специальностям: машинист бульдозера, машинист экскаватора, машинист катка, машинист автогрейдера, тракторист, слесарь-сантехник, водитель кат. С, слесарь монтажных установок; 130 работников ЗАО "Белогорье", ОАО "Шебекинский машзавод", ООО "Стройэнерговентиляция", ООО "Поток-97" на базе ПУ-3 по специальностям: газоэлектросварщик, котельщик, стропальщик, газорезчик; 100 работников ООО "Белогорье", ОАО "Машзавод", ЗАО "Белогорье", ШМУ "Благоустройство города", ООО "Экохим-Тепло", на базе ГОУ "Учебно-курсовой комбинат" (г.Белгород) по специальностям стропальщик, бензопилыцик, машинист крана, электромонтер по обслуживанию электрооборудования, оператор газовой котельной, слесарь по ремонту газового оборудования; 25 работников транспортных предприятий ООО "АК 1466", ООО "Нежеголь Транс", ЗАО "Континент", ООО "Камаззапчасть", ООО "Городское пассажирское предприятие" на базе автотранспортного техникума получили удостоверения профессиональной компетентности в области перевозок автомобильным транспортом в пределах России; 4 работника предприятий ООО "Белдорстрой" и ООО "Экохим-Сервис" на базе ПУ-13 обучились по специальностям электромонтер и повар.
Всего на эти цели в 2009 году израсходовано 1 530,9 тыс. рублей.
По предварительной оценке, в течение 2010 года будет происходить дальнейшее сокращение численности работающих на предприятиях и в организациях района. В первую очередь это относится к обрабатывающим производствам (производство машин и оборудования, химическое производство, производство строительных материалов), строительству, транспорту и связи, сельскому хозяйству.
Для сохранения контингента работающих на предприятиях и организациях граждан (кадровые рабочие, инженерно-технические работники и обслуживающий персонал) будет продолжена программа опережающего обучения, т.е. повышение квалификации работников и овладение ими смежных профессий.
Механизм реализации:
- комитет экономического развития администрации района совместно с ГУ "ЦЗН г.Шебекино" (далее ЦЗН) определяют перечень предприятий и организаций, работники которых находятся под риском увольнения и нуждаются в опережающем обучении, составляют реестр образовательных учреждений всех уровней образования, на базе которых будет осуществляться опережающее обучение;
- в соответствии с ситуацией на рынке труда центры занятости населения ежемесячно в срок до 15 числа, при необходимости, могут вносить предложения по корректировке перечня предприятий и организаций, работники которых нуждаются в опережающем обучении;
- предприятия, центры занятости населения, учебные заведения заключают трехсторонние договоры на осуществление опережающего обучения;
- финансирование предприятий будет осуществляться в соответствии с механизмом, утвержденным постановлением правительства области.
По всем уровням образования планируется задействовать по программе опережающего обучения не менее 140 работающих на предприятиях и организациях района, на эти цели программа предусматривает 1 634,43 тыс. рублей.
Исполнители и участники организации опережающего обучения несут ответственность за распределение и целевое использование финансовых средств, выделенных на проведение мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда района, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2.2. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения
Одним из наиболее действенных направлений программы стабилизации ситуации на рынке труда района в 2009 году явилась организация общественных работ.
Всего на организацию и проведение общественных работ было заключено 24 договора с 11 организациями, согласно которым в общественных работах приняли участие - 2974 человека, из них:
- безработных граждан - 633 человека;
- ищущих работу - 1 287 человек;
- находящихся под риском увольнения - 1 054 человека (ОАО "Шебекинский машиностроительный завод", ООО ПКФ "Атлас", ЗАО "Шебекиномел", ООО "Шебекинская коммунальная компания", ООО "Экохим-2000", ООО "Добра-краска", ООО "Белдорстрой", Шебекинское Райпо, ООО "ЦКФ "Лаурит", ООО "УК "Жилкомм-сервис").
Большинство граждан, занятых на общественных работах, работали в ШМУ "Благоустройство города" (1 388 человек) и ШМУП ЖКХ "Болыпетроицкий коммунальщик" (763 человек). Ими сделан большой объем работ по благоустройству и озеленению территорий и объектов города и сельских поселений. Работники ООО "Экохим-2000" и ООО "Добра краска" принимали участие в строительстве Тихвинского храма в с. Титовка Шебекинского района (подсобные строительные работы, вывоз строительного мусора).
На организацию общественных работ израсходовано 41 850,3 тыс. рублей из средств федерального бюджета. Дополнительных затрат из средств работодателей и средств муниципальных образований не производилось.
В целях дальнейшего улучшения ситуации на рынке труда района в 2010 году планируется привлечение 791 человека на временные работы по следующим видам:
- укладка тротуаров вдоль дорог - 732 человека;
- другие направления - 59 человек.
Реализацию работ по укладке тротуаров вдоль дорог и благоустройству придомовых территорий планируется осуществлять с привлечением следующих предприятий: ООО "Белдорстрой", ООО "УК Жилкомм-Сервис", ООО "Победа", OОО "Восход", ООО "Русагро-Шебекино" и других предприятий.
На оплату труда участников общественных работ в текущем году будет направлено 12 965 тыс. рублей из средств федерального и областного бюджетов.
Механизм реализации:
- оператором по организации общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения определен комитет экономического развития администрации района;
- оператор работ совместно с ГУ "ЦЗН г.Шебекино" формируют единый перечень предприятий, исполнителей работ;
- предприятия, исполнители работ определяют объекты, виды, объёмы, необходимые механизмы, количество исполнителей работ; организуют непосредственное проведение работ;
- предприятия направляют заявку о проведении общественных и временных работ на предстоящий месяц до 25 числа текущего месяца с указанием объёмов, видов, сроков выполнения работ, численности участников и с указанием суммы средств, необходимых на оплату труда, согласованную с оператором работ;
- финансирование предприятий будет осуществляться в соответствии с механизмом, утвержденным постановлением правительства области.
Исполнители и участники организации общественных, временных работ несут ответственность за распределение и целевое использование финансовых средств, выделенных на проведение мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда района, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Одной из важных проблем продолжает оставаться трудоустройство выпускников учебных заведений всех уровней. Найти работу выпускникам в сегодняшних условиях достаточно сложно, поскольку работодатель предъявляет высокие требования к молодому специалисту, прежде всего в отношении уровня его профессиональной подготовки, умения использовать современные информационные технологии, способности адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию труда.
В 2009 году ГУ "ЦЗН г. Шебекино" заключено 136 договоров с 53 предприятиями на проведение стажировки 136 выпускников учебных заведений (в т.ч. с начальным образованием - 16 человек, со средним образованием - 43 человек, с высшим образованием - 77 человек).
Для выпускников учебных заведений, проживающих в сельской местности стажировка была организована на таких предприятиях как ОАО "Ржевский сахарник" (с. Ржевка), ООО "Исто" (с. Ржевка), ООО "Победа" (с. Белянка), ООО "Шебекинская коммунальная компания" (п. Маслова Пристань), ШМУП "Болыпетроицкий коммунальщик" (с. Болыпетроицкое).
Такая форма занятости для большинства выпускников явилась хорошим началом трудовой деятельности. Целью стажировки выпускников по освоенной области профессиональной деятельности является закрепление в практической деятельности профессиональных компетенций, умений, навыков и знаний, полученных в ходе предыдущего обучения, а также приобретение необходимых умений и практического опыта на конкретном рабочем месте.
На это направление программы в 2010 году планируется направить 3 934,4 тыс. рублей, обеспечив стажировку не менее 80 человек.
2.3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан
В ситуации, когда резко сократилось количество вакансий, предлагаемых работодателями области, как в государственном, так и в частном секторе, необходимо расширить масштабы вовлечения безработных граждан в самостоятельную занятость.
В 2009 году службой занятости было заключено 175 договоров с безработными гражданами на организацию собственного дела. Все они получили свидетельства о регистрации в качестве предпринимателей. Им перечислены денежные средства по 58 тыс. 800 рублей каждому на общую сумму 10 290 тыс. рублей. 38 гражданам в период регистрации ИП оказана материальная помощь (субвенция) на сумму 57,8 тыс. рублей.
Из 175 зарегистрированных предпринимателей 153 работают по сельскохозяйственному направлению: 71 человек в АПК-экофермы - выращивание телочек и нетелей (38 человек выращивают 134 телочки и 33 человека - 53 нетели), 82 человека в Семейных фермах Белогорья (выращивание КРС-11, свиноводство-22, птицеводство-15, овцеводство-8, кролиководство-5, овощеводство-5, козоводство-1, рыбоводство-3, пчеловодство-9, растениеводство-2, производство молока-1), 22 человека заняты в Программе-занятость.
Реализация мероприятий по содействию самозанятости в 2010 году позволит безработным гражданам открыть собственное дело при помощи службы занятости, дополнительно создать рабочие места и решить тем самым важную социальную задачу.
Финансовая помощь на компенсацию расходов, связанных с открытием собственного дела, будет оказана 190 безработным гражданам. На эти цели будет израсходовано 11 172 тыс. рублей.
ГУ "ЦЗН г.Шебекино", совместно с отделом поддержки малого предпринимательства администрации района будут проводить планомерную систематическую работу по привлечению безработных граждан к предпринимательской деятельности и самозанятости, в этих целях планируется:
- информирование безработных и незанятых граждан о возможности организации предпринимательской деятельности;
- отработка взаимодействия с организациями, оказывающими услуги населению в организации предпринимательской деятельности;
- оказание содействия безработным гражданам в подготовке и проведении экспертизы бизнес-планов, проведении тестирования;
- направление их на профпереподготовку по профессиям, дающим возможность организовать предпринимательскую деятельность или самозанятость;
- оказание финансовой помощи безработным гражданам при регистрации их в качестве предпринимателя;
- предоставление гражданам, организующим свое дело, нормативных документов по вопросам предпринимательской деятельности.
Механизм реализации
В соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработный гражданин, изъявивший желание организовать собственное дело, получает государственную услугу и на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, снимается с учёта в качестве безработного и получает финансовую помощь на открытие собственного дела.
Исполнители и участники мероприятий по содействию в организации предпринимательской деятельности несут ответственность за распределение и целевое использование финансовых средств, выделенных на проведение мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда области, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. Мероприятия
реализации областной целевой программы по стабилизации ситуации на
рынке труда Шебекинского района в 2010 году
N п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители и участники |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Проводить оценку социально-экономической ситуации на рынке труда в районе, уточнять перечень населенных пунктов, в которых ситуация с занятостью и уровнем жизни населения приобретает критический характер |
Ежемесячно |
Комитет экономического развития администрации района, ГУ "ЦЗН", администрации городского и сельских поселений (по согласованию) |
2. |
Обеспечить проведение мониторинга занятости населения в районе |
Еженедельно |
Комитет экономического развития администрации района, ГУ "ЦЗН", работодатели |
3. |
Контролировать своевременность предоставления работодателями сведений о планируемых масштабах массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) |
В течение года |
Комитет экономического развития администрации района, ГУ "ЦЗН", |
4. |
Принимать опережающие меры по сдерживанию, приостановке или поэтапному проведению массовых высвобождений работников (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) |
В течение года |
Комитет экономического развития администрации района, ГУ "ЦЗН", администрации городского и сельских поселений (по согласованию), профсоюзные органы (по согласованию) |
5. |
Организовывать на предприятиях планирующих массовые увольнения или находящихся под угрозой остановки, временные консультационные пункты службы занятости; с целью контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости администрациями предприятий и организаций; информирования и консультирования увольняемых работников об их правах и обязанностях |
В течение года |
Комитет экономического развития администрации района, ГУ "ЦЗН" |
6. |
Освещать в средствах массовой информации проведение мероприятий программы по стабилизации ситуации на рынке труда Шебекинского района в 2010 году |
Ежемесячно |
Комитет экономического развития администрации района, ГУ "ЦЗН" |
7. |
Определить перечень предприятий и организаций, на которых предполагается организовать общественные работы, временное трудоустройство, стажировку безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения, и представить для утверждения в департамент экономического развития области |
1 февраля |
Комитет экономического развития администрации района, ГУ "ЦЗН", администрации городского и сельских поселений (по согласованию) |
8. |
Заключить договоры с предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности, на базе которых будут проводиться общественные заботы, временное трудоустройство, стажировка безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения |
В течение года |
Комитет экономического развития администрации района, ГУ "ЦЗН", работодатели, учебные заведения |
9. |
Осуществлять контроль за ходом реализации общественных работ временного трудоустройства стажировки безработных граждан граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения соблюдением договорных обязательств |
В течение года |
Комитет экономического развития администрации района, ГУ "ЦЗН", администрации городского и сельских поселений (по согласованию) |
10. |
Формировать банк вакансий общественных работ, временного трудоустройства, стажировки безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы массового увольнения |
В течение года |
ГУ "ЦЗН", работодатели |
11. |
Сформировать прогноз-заказ на обучение и переподготовку работников, находящихся под риском сокращения, исходя из анализа ситуации на рынке труда, прогноза развития/ экономики района, потребности предприятий и организаций всех форм собственности |
Февраль |
ГУ "ЦЗН", работодатели |
12. |
Составить реестр учебных заведений, для организации опережающего профессионального обучения граждан, в случае угрозы массового увольнения ^установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников), находящихся под эиском сокращения |
1 февраля |
Комитет социальной политики администрации района ГУ "ЦЗН" |
13. |
Провести совместно с работодателями анкетирование среди работников, находящихся под риском сокращения, для определения численности и профессионально-квалификационного состава граждан, нуждающихся в соответствующем профессиональном обучении, в целях их занятости как на данном предприятии, так и в других организациях, исходя из потребностей рынка труда |
В течение года |
работодатели, ГУ "ЦЗН" |
14. |
Проводить групповые и индивидуальные консультации с работниками, находящимися под риском сокращения, по вопросам, связанным с выбором профессии, специальности, рода занятий, видов и форм обучения, места учебы и т.д. |
В течение года |
ГУ "ЦЗН" |
15. |
Определить перечень предприятий и организаций, работники которых пройдут опережающее профессиональное обучение |
1 февраля |
ГУ "ЦЗН" |
16. |
Участвовать в реализации мероприятий Программы развития малого предпринимательства в Шебекинском районе |
В течение года |
Комитет экономического развития администрации района, совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого предпринимательства, ГУ "ЦЗН", администрации городского и сельских поселений" (по согласованию) |
17. |
Проводить систематический анализ состава безработных граждан, способных организовать собственное дело и включиться в самозанятость |
Ежемесячно |
ГУ "ЦЗН" |
18. |
Обеспечить возможность ознакомления граждан в ГУ "ЦЗН" с нормативными документами, методическими пособиями, рекомендациями о порядке создания малых предприятий, о местонахождении организаций, занимающихся вопросами развития предпринимательства, с порядком и условиями оказания финансовой помощи гражданам на организацию собственного дела |
В течение года |
ГУ "ЦЗН" |
19. |
Осуществлять обучение безработных и незанятых граждан основам предпринимательской деятельности, безработных граждан - профессиям, дающим возможность работать в малом предпринимательстве |
В течение года |
ГУ "ЦЗН" совместно с областным фондом поддержки малого предпринимательства |
20. |
Содействовать безработным гражданам в подготовке и проведении экспертизы бизнес-планов |
В течение года |
Комитет экономического развития администрации района, совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого предпринимательства, ГУ "ЦЗН" |
21. |
Оказывать безработным гражданам финансовую помощь на развитие собственного дела |
В течение года |
ГУ "ЦЗН" |
25. |
Осуществлять информационно-консультационное сопровождение деятельности граждан, организовавших собственное дело. |
В течение года |
Комитет экономического развития администрации района, совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого предпринимательства |
4. Показатели эффективности и ожидаемые результаты
Показателями эффективности реализации программы является выполнение количественных показателей мероприятий, в том числе, трудоустройство на временные рабочие места 791 человек, обеспечение стажировки 80 выпускников учебных заведений, прохождение опережающего обучения 140 граждан, находившихся под риском увольнения, оказание содействия в организации предпринимательской деятельности 190 безработным гражданам.
Реализация мероприятий Программы позволит смягчить ситуацию на рынке труда района, создать временные рабочие места для граждан, занятых неполное рабочее время, снизить напряженность и обеспечить оптимальный уровень безработицы и социальной поддержки граждан.
Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках данной Программы позволит сдержать рост безработицы в Шебекинском районе. Численность безработных граждан к концу 2010 года не должна превысить 1 480 человек, а уровень зарегистрированной безработицы должен составить 3,2% от численности экономически активного населения.
Приложение N 1
по стабилизации на рынке труда
Шебекинского района в 2010 году
Проект бюджета
и численность участников программы по стабилизации на рынке труда Шебекинского района в 2010 году
N п/п |
Наименование |
Проект бюджета на 2010 год (тыс. руб.) |
Численность (чел.) |
||
Всего |
фед. бюджет |
обл. бюджет |
|||
1 |
Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения |
16 899,4 |
16 054,43 |
844,97 |
871 |
2 |
Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан |
11 172,0 |
10 613,4 |
558,6 |
190 |
3 |
Организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения |
1 634,43 |
1 552,71 |
81,72 |
140 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Шебекинского района Белгородской области от 11 января 2010 г. N 4 "Об утверждении Программы стабилизации ситуации на рынке труда Шебекинского района в 2010 году"
Текст постановления официально опубликован не был