Постановлением Правительства Белгородской области от 16 марта 2009 г. N 84-пп в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Правительства Белгородской области
от 27 февраля 2006 г. N 44-пп
"Об областной комплексной целевой программе улучшения демографической ситуации в Белгородской области на 2009 - 2010 годы"
16 марта 2009 г.
Несмотря на реализацию комплексных мер по улучшению демографической ситуации в области и положительную динамику отдельных показателей (увеличение продолжительности жизни населения, стабилизация общей и снижение в полтора раза младенческой смертности, рост количества регистрируемых браков, снижение числа разводов и абортов), демографическая ситуация в области остается сложной, имеет место низкая рождаемость и высокий уровень общей смертности.
В целях дальнейшего улучшения демографической ситуации на территории области, укрепления и повышения статуса семьи, переориентации сознания граждан на традиционные семейные ценности и возведения многодетности в качество нормы преуспевающей белгородской семьи правительство области постановляет:
1. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городского округа, руководителям предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности считать приоритетным направлением в работе реализацию системы мер по улучшению демографической ситуации и повышению статуса семьи.
2. Утвердить областную комплексную целевую программу улучшения демографической ситуации в Белгородской области и план мероприятий по ее реализации на 2009 - 2010 годы (прилагаются)
2.1. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов в срок до 1 мая 2009 года привести территориальные программы улучшения демографической ситуации в соответствие с утвержденной областной комплексной целевой программой улучшения демографической ситуации в Белгородской области на 2009 - 2010 годы
3. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) обеспечить выделение денежных средств на 2006 год с учетом уточнения бюджета на второе полугодие 2006 года в сумме 160 тыс. руб., в 2007 - 2008 годах - в переделах# средств, утвержденных по соответствующим отраслям, обеспечить финансирование областной комплексной целевой программы улучшения демографической ситуации в области на 2009 - 2010 годы в объемах, утверждаемых законом Белгородской области об областном бюджете на соответствующий год
4. Признать утратившими силу постановления: главы администрации области от 25 марта 2002 года N 165 "О дополнительных мерах по повышению рождаемости на 2002 - 2005 годы", от 19 июня 2002 года N 267 "Об оказании адресной материальной поддержки женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет", от 7 февраля 2003 г. N 54 "Об организации медико-генетического консультирования", губернатора области от 11 марта 2005 года N 42 "О дополнительных мерах по улучшению демографической ситуации в области".
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя губернатора области - руководителя аппарата губернатора области O.Н. Полухина.
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 апреля до 2011 года".
Губернатор |
Е. Савченко |
Постановлением Правительства Белгородской области от 16 марта 2009 г. N 84-пп настоящая Программа изложена в новой редакции
Областная комплексная целевая программа по улучшению демографической ситуации в Белгородской области
(утв. постановлением Правительства Белгородской области
от 27 февраля 2006 г. N 44-пп)
16 марта 2009 г.
См. также:
- областную целевую программу "Совершенствование медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на территории Белгородской области в 2008 - 2012 годах"
- областную целевую программу "Профилактика, диагностика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний на 2007 - 2010 годы"
Паспорт программы
Наименование программы |
областная комплексная целевая программа по улучшению демографической ситуации в Белгородской области (далее - программа) |
Основание для разработки программы |
протокол заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 23 мая 2007 года N 19 Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской федерации на период до 2025 года" постановление правительства Белгородской области от 15 октября 2007 года N 242-пп "О Концепции демографического развития Белгородской области на период до 2025 года" завершение срока реализации плана мероприятий на 2006 - 2008 годы, утвержденного постановлением правительства Белгородской области от 26 февраля 2006 года N 44-пп "О демографической ситуации в области и мерах по ее улучшению" |
Государственный заказчик |
правительство Белгородской области |
Основной разработчик программы |
департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области |
Основные исполнители программы |
департаменты здравоохранения и социальной защиты населения, образования, культуры и молодежной политики, экономического развития Белгородской области, информационно-аналитическое управление аппарата губернатора Белгородской области, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, ГУ "Белгородское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации", Белгородский территориальный фонд обязательного медицинского страхования, органы местного самоуправления Белгородской области (далее -муниципальные образования) (по согласованию) |
Основная цель программы |
стабилизация темпов убыли населения и создание условий для дальнейшего улучшения демографической ситуации в Белгородской области |
Основные задачи программы |
повышение рождаемости снижение смертности населения в трудоспособном возрасте от управляемых причин увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения восстановление социальной ценности семьи и брака развитие форм поддержки семьи, материнства и детства |
Важнейшие целевые показатели программы |
суммарный коэффициент рождаемости (число рождений на одну женщину) коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте от управляемых причин (на 100 000 населения) коэффициент материнской смертности (па 100 000 родившихся живыми) коэффициент младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми) коэффициент брачности (на 1000 населения) коэффициент разводимости (на 1000 населения) |
Срок реализации программы |
в соответствии с Концепцией демографического развития Белгородской области на период до 2025 года с корректировкой плана мероприятий каждые два года |
Основные мероприятия программы |
развитие системы анализа и прогнозирования демографических процессов охрана и укрепление здоровья населения, в том числе репродуктивного совершенствование оказания медицинской помощи матерям и новорожденным снижение смертности населения, развитие системы социальной поддержки семей с детьми содействие занятости населения и охрана труда координация миграционных процессов поддержка молодых семей с детьми духовно-нравственное воспитание населения повышение роли семьи, материнства и отцовства |
Объем и источники финансирования программы |
финансирование программы осуществляется в соответствии с планом мероприятий, утверждаемым каждые два года |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
реализация программы позволит к окончанию 2025 года достичь стабилизации темпов убыли населения и следующих значений важнейших целевых индикаторов: суммарного коэффициента рождаемости (число рождений на одну женщину) - 1,552 коэффициента смертности населения в трудоспособном возрасте от управляемых причин (на 100 000 населения) - 534,3 коэффициента материнской смертности (на 100 000 родившихся живыми) - 6,23 коэффициента младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми) - 4,5 коэффициента брачности (на 1000 населения) - 10,5 коэффициента разводимости (на 1000 населения) - 3,8 |
Контроль за исполнением программы |
контроль за реализацией мероприятий программы осуществляется департаментом здравоохранения и социальной защиты населения области |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
В настоящее время в Белгородской области сформирована комплексная система мер, направленных на стабилизацию демографической ситуаций и формирование предпосылок для дальнейшего демографического роста. В результате ее реализации по большинству демографических показателей область занимает передовые позиции среди регионов Российской Федерации и Центрального федерального округа.
На 1 января 2008 г. в Белгородской области проживали 1519,1 тыс. человек. Занимая всего 0,16 процента площади России, Белгородская область концентрирует 1,1 процента населения и не снижает своего рейтинга по численности населения. Динамика численности населения Центрального федерального округа и Российской Федерации в целом отличается от аналогичного показателя в Белгородской области.
Динамика численности населения, тыс. чел.
|
По итогам переписей населения |
На 01.01. 2008г. |
2007 к 1959 в%
|
||||
1959 |
1970 |
1979 |
1989 |
2002 |
|||
Российская Федерация, млн. человек |
117240 |
129941 |
137410 |
147022 |
145167 |
142008 |
121,1 |
Центральный федеральный округ |
33455 |
35609 |
36656 |
37940 |
38000 |
37151 |
111,0 |
Белгородская область |
1226,7 |
1265,8 |
1308,2 |
1378,3 |
1511,6 |
1519,1 |
123,8 |
Анализ численности населения области по итогам Всероссийской переписи населения свидетельствует о ее росте за последние 50 лет на 24 процента. На изменение численности населения области оказывают влияние два фактора:
1) естественный прирост населения;
2) миграционный прирост населения.
Динамика естественного движения населения Белгородской области,
на 1000 чел.
Годы |
Родившихся |
Умерших |
Естественный прирост |
||||||
Все население |
Городское |
Сельское |
Все население |
Городское |
Сельское |
Все население |
Городское |
Сельское |
|
1954 |
20,7 |
18,1 |
21,1 |
8,6 |
6,6 |
8,9 |
12,1 |
11 |
12,2 |
1980 |
14,4 |
17,8 |
10,4 |
12,7 |
9,2 |
10,8 |
1,7 |
8,6 |
-0,4 |
1992 |
10,5 |
10,6 |
10,4 |
13,7 |
10,4 |
19,8 |
-3,2 |
0,2 |
-9,4 |
1997 |
8,1 |
8,2 |
8,0 |
14,6 |
11,4 |
20,3 |
-6,5 |
-3,2 |
-12,3 |
2002 |
8,6 |
8,9 |
8,1 |
16,2 |
13,2 |
22,0 |
-7,6 |
-4,3 |
-13,9 |
2007 |
10,3 |
10,4 |
10,3 |
14,8 |
12,1 |
20,1 |
-4,5 |
-1,7 |
-9,8 |
Анализ приведенных данных показывает, что до 1992 года естественный прирост населения имел положительную динамику, далее отмечается естественная убыль, которая стала стабилизироваться только в 2007 году.
Динамика миграционных процессов, чел.
(без учета внутриобластной миграции)
Годы |
Прибыло населения |
Выбыло населения |
Миграционный прирост |
1992 |
31965 |
12616 |
19342 |
1997 |
28398 |
11537 |
16861 |
2002 |
24126 |
8920 |
15206 |
2007 |
20237 |
7979 |
12258 |
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что изменение численности населения области имеет положительную динамику в большей степени в результате увеличения миграционного прироста.
Другим определяющим фактором процесса естественного движения населения остается превышение числа умерших над числом родившихся в 1,43 раза. На показатель общей смертности населения, составивший по итогам 2007 года 14,8 на 1000 населения, значительное влияние оказывает смертность лиц в трудоспособном возрасте.
Динамика смертности населения в трудоспособном возрасте
(на 100 тыс. чел.)
|
1990 |
1995 |
2002 |
2007 |
смертность населения трудоспособного возраста, всего |
485,8 |
624,4 |
612,0 |
537,0 |
в том числе по трем основным причинам: |
|
|
|
|
сердечно-сосудистые заболевания |
141,7 |
208,2 |
213,6 |
201,2 |
онкологические заболевания |
107,8 |
104,4 |
86,3 |
95,4 |
внешние причины |
169,3 |
227,8 |
209,2 |
143,5 |
Современная ситуация с рождаемостью в области сложилась под влиянием динамики ее развития в прошлом. Устойчивую тенденцию приобрел рост рождаемости начиная с 1999 года. По итогам 11 месяцев 2008 года коэффициент рождаемости составил 11,0. При проведении анализа рождаемости наилучшим показателем, характеризующим уровень рождаемости в целом и уровень воспроизводства населения, является суммарный коэффициент рождаемости. Он показывает то число детей, которые были бы рождены в среднем одной женщиной на протяжении всей ее жизни при условии сохранения уровня рождаемости во всех возрастах неизменным. Преимущество его использования в анализе демографической ситуации состоит в том, что он характеризует рождаемость одним числом и не зависит от особенностей половозрастного состава населения.
В Белгородской области в настоящее время суммарный коэффициент рождаемости значительно ниже необходимого для простого воспроизводства населения коэффициента, равного 2,2 - 2,3.
Динамика суммарного коэффициента рождаемости
Годы |
Всё население |
Городское население |
Сельское население |
1990 |
1,905 |
1,740 |
2,387 |
1991 |
1,715 |
1,548 |
2,200 |
1992 |
1,569 |
1,408 |
2,018 |
1993 |
1,435 |
1,297 |
1,809 |
1994 |
1,453 |
1,317 |
1,809 |
1995 |
1,388 |
1,239 |
1,775 |
1996 |
1,300 |
1,165 |
1,657 |
1997 |
1,193 |
1,084 |
1,492 |
1998 |
1,169 |
1,045 |
1,512 |
1999 |
1,104 |
0,995 |
1,407 |
2000 |
1,152 |
1,046 |
1,45 |
2001 |
1,151 |
1,05 |
1,437 |
2002 |
1,195 |
1,106 |
1,459 |
2003 |
1,239 |
1,142 |
1,531 |
2004 |
1,203 |
1,111 |
1,482 |
2005 |
1,151 |
1,053 |
1,444 |
2006 2007 |
1,203 1,299 |
1,095 1,178 |
1,525 1,650 |
К суженному режиму воспроизводства населения ведет отказ большинства женщин от рождения вторых, третьих и последующих детей, что подтверждают данные, приведенные в следующей таблице. Репродуктивные планы белгородских семей в последнее время несколько изменились, что произошло прежде всего в связи с принятием на федеральном и региональном уровнях ряда мер по стимулированию рождения вторых и последующих детей.
Динамика рождения детей по очередности (процентов)
|
Всего родившихся живыми, чел. |
Первые |
Вторые |
Третьи |
Четвертые |
Пять |
1992 |
14843 |
57,9 |
31,6 |
7,1 |
2,0 |
1,4 |
1997 |
12011 |
60,6 |
30,0 |
6,2 |
1,9 |
1,3 |
2002 |
13037 |
66,5 |
26,6 |
4,9 |
1,1 |
0,9 |
2007 |
15676 |
58,9 |
31,3 |
7,1 |
1,7 |
1,0 |
Динамика демографических показателей и прогнозируемые показатели демографического развития, с одной стороны, свидетельствуют о продуктивности мер, реализуемых в настоящее время в сфере демографической политики области, с другой стороны, определяют проблемы, требующие незамедлительного решения, на которые прямо или косвенно возможно государственное влияние.
Основные демографические проблемы, на решение которых ориентированы программные мероприятия:
- суженное воспроизводство (уровень рождаемости ниже уровня, обеспечивающего простое замещение родительского поколения поколением детей);
- ухудшение физического и психического здоровья молодых людей и вследствие этого низкий уровень репродуктивного здоровья населения (высокая распространенность абортов, патологические состояния в период беременности и родов, наличие материнской, перинатальной смертности, мертворождаемости, детской инвалидности);
- возникновение и развитие новых типов репродуктивного поведения, связанных с изменением стиля и образа жизни, в частности, с отношением к институту брака (высокий уровень разводимости, рост внебрачной рождаемости, увеличение количества незарегистрированных браков, сниженная мотивация к деторождению, рост количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.).
- старение населения;
- низкая продолжительность жизни в сочетании с высоким показателем смертности граждан трудоспособного возраста, особенно мужчин (дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи, злоупотребление алкоголем и наркотиками, наличие правонарушений в подростковой и молодежной среде);
- снижение численности населения в трудоспособном возрасте и, как следствие, возрастание дефицита рабочей силы, нагрузка на бюджет за счет увеличения финансовой потребности систем пенсионного, социального и медицинского обеспечения;
- тенденция незначительного роста притока мигрантов, замещающего естественные потери, и других демографических показателей в целом не меняют неблагополучную демографическую ситуацию.
Для эффективного управления демографическим развитием необходимо:
- наличие полной и постоянно обновляющейся информации о демографической ситуации;
аналитическое обеспечение управления демографическими процессами;
- разработка краткосрочных, среднесрочных и перспективных прогнозов развития демографической ситуации;
- обеспечение стратегического планирования в сфере демографии;
- создание преимущественной установки на меры социальной помощи и поддержки в ущерб действиям, направленным на регулирование демографического поведения.
В Белгородской области на протяжении последних лет созданы условия для реализации вышеперечисленных направлений, на уровне органов государственной власти области и местного самоуправления муниципальных образований активно ведется работа по обеспечению эффективного управления демографическим развитием. Однако с учетом достигнутых результатов и постановки новых задач для дальнейшего совершенствования деятельности по управлению демографическим развитием региона на основе программно-целевого метода разработана комплексная целевая программа по улучшению демографической ситуации.
Программно-целевой метод отвечает требованиям системности, четкого разделения полномочий и ответственности между субъектами управления на областном и муниципальном уровнях, предполагает оценку эффективности управления в сфере демографической политики на основе единых целевых показателей (индикаторов) и обеспечивает:
координацию деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества;
формирование единых целевых показателей (индикаторов);
системность при разработке мероприятий, направленных на обеспечение улучшения целевых показателей;
последовательность реализации этих мероприятий;
концентрацию ресурсов и эффективное использование финансовых средств, направляемых на осуществление мер в области демографической политики.
Программа предполагает осуществление управленческих воздействий, прежде всего, с учетом перспективы и достижения основного эффекта в будущем. Приоритетными объектами управленческого воздействия (целевыми группами) при разработке программных мероприятий определены дети и молодежь, то есть группы, чьи модели демографического поведения определят ситуацию в перспективе.
Разработка программы исходит из необходимости системного решения демографических проблем, что предполагает планирование действий с учетом стратегических цели и задач; участие в управлении демографическим развитием отраслевых департаментов области, муниципальных учреждений и предприятий, православной церкви, иных объединений, средств массовой информации.
План мероприятий программы предполагает корректировку каждые два года с учетом изменения демографической ситуации. В целях оценки эффективности реализации программных мероприятий предполагается использование целевых индикаторов.
Осуществление программных мероприятий позволит обеспечить обоснованное воздействие органов исполнительной власти Белгородской области на объекты управления с целью дальнейшего улучшения демографической ситуации в регионе.
II. Цель и задачи, важнейшие целевые индикаторы программы
Цель программы: стабилизация темпов убыли населения и создание условий для дальнейшего улучшения демографической ситуации в Белгородской области
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
- повышение рождаемости;
- снижение смертности населения, в том числе трудоспособного возраста, от управляемых причин;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
- восстановление социальной ценности семьи и брака;
- развитие форм поддержки семьи, материнства и детства. Важнейшими целевыми показателями программы являются:
- коэффициент рождаемости (на 1000 населения)
- суммарный коэффициент рождаемости (число рождений на одну женщину)
- число детей по очередности рождения (чел.)
- коэффициент смертности (на 1000 населения)
- коэффициент материнской смертности (на 100 000 родившихся живыми)
- коэффициент младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми)
- коэффициент брачности (на 1000 населения) коэффициент разводимости (на 1000 населения).
III. Программные мероприятия
Программные мероприятия классифицируются на разделы, предполагающие формирование нормативно-законодательной базы по соответствующим отраслям, создание системы научно-информационного и кадрового обеспечения, условий для гражданского, семейного, патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания молодежи, охрану и укрепление здоровья населения, в том числе репродуктивного, формирование и развитие сети социальных услуг прежде всего для семей с детьми, обеспечение их социальной поддержки, учебно-методическое обеспечение и сопровождение органов местного самоуправления, меры по повышению эффективности процесса управления демографическим развитием региона.
Основные мероприятия Программы:
развитие системы анализа и прогнозирования демографических процессов,
охрана и укрепление здоровья населения, в том числе репродуктивного,
совершенствование оказания медицинской помощи матерям и новорожденным,
снижение смертности населения, в том числе трудоспособного возраста, от управляемых причин,
развитие системы социальной поддержки семей с детьми,
содействие занятости населения и охрана труда,
регулирование миграционных процессов,
поддержка молодых семей с детьми,
духовно-нравственное воспитание населения,
повышение роли семьи, материнства и отцовства.
IV. Ресурсное обеспечение программы
Мероприятия п5рограммы реализуются за счет средств федерального бюджета в рамках соответствующих программ и областного бюджета.
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств областного бюджета согласовываются с департаментом финансов и бюджетной политики области и подлежат ежегодному уточнению.
V. Механизм реализации и контроль за выполнением программы
Программа реализуется в виде комплекса мероприятий и проектов, взаимосвязанных между собой и направленных на решение поставленных задач.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляет департамент финансов и бюджетной политики области.
Контроль за выполнением мероприятий программы осуществляет департамент здравоохранения и социальной защиты населения области. Исполнители плана мероприятий ежеквартально направляют информацию о ходе реализации программы в департамент здравоохранения и социальной защиты населения области.
При ежегодном подведении итогов реализации мероприятий программы и анализе демографических показателей в разрезе муниципальных образований области определяется муниципальное образование области, имеющее лучшие показатели демографического развития, которому вручается ежегодная премия губернатора области "За будущее Белгородчины".
VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации программы
Реализация программы в области с учетом корректировки плана мероприятий с периодичностью каждые два года позволит своевременно и оперативно оценивать сложившуюся демографическую ситуацию, вносить предложения о мерах регулирования социально-демографических
процессов, что в свою очередь позволит к 2026 году достичь стабилизации темпов убыли населения и следующих значений важнейших целевых индикаторов:
- суммарного коэффициента рождаемости (число рождений на одну женщину) - 1,552
-коэффициента смертности населения в трудоспособном возрасте от управляемых причин (на 100 000 населения) 534,3
-коэффициента материнской смертности (на 100 000 родившихся живыми) - 6,23
- коэффициента младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми) - 4,5
-коэффициента брачности (на 1000 населения) - 10,5
- коэффициента разводимости (на 1000 населения) - 3,8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Белгородской области от 27 февраля 2006 г. N 44-пп "Об областной комплексной программе улучшения демографической ситуации в Белгородской области"
Текст постановления опубликован в "Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области", N 84, апрель 2006 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Белгородской области от 14 января 2013 г. N 11-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 23 октября 2010 г. N 354-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 4 мая 2010 г. N 172-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 16 марта 2009 г. N 84-пп