Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года N 147, проведена юридическая экспертиза постановления правительства Белгородской области от 14 июля 2008 года N 174-пп "О порядке проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов области на коррупциогенность" с изменениями, внесенными постановлением правительства Белгородской области от 1 июня 2009 года N 181-пп.
Поводом к проведению юридической экспертизы послужило внесение высшим органом исполнительной власти области изменений в рассматриваемый нормативный правовой акт, которым утверждается Порядок проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов области на коррупциогенность.
Постановлением правительства Белгородской области от 1 июня 2009 года N 181-пп вносятся изменения, направленные на уточнение порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов области на коррупциогенность.
Постановление правительства Белгородской области от 14 июля 2008 года N 174-пп опубликовано в газете Белгородские известия от 25 июля 2008 года N 119-123.
Постановление правительства Белгородской области от 1 июня 2009 года N 181-пп, вносящее изменения в экспертируемый акт, опубликовано в газете Белгородские известия от 17 июля 2009 года N 100-104
В соответствии с законом Белгородской области от 31 декабря 2003 года N 112 "О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов" названное издание является источником официального опубликования.
Предмет правового регулирования - защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка - согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В Российской Федерации рассматриваемые отношения регулируют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
- постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции";
- постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах".
В Белгородской области данную сферу отношений регулирует Устав Белгородской области.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ одной из мер профилактики коррупции является проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 195 утверждены Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Согласно пункту 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется принять нормативные правовые акты о проведении экспертизы (включая независимую экспертизу) проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р в рамках мероприятий по реализации административной реформы, предусмотрено внедрение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации экспертиз нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность (мероприятие "Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции" главы III "Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах").
Правительство области является высшим органом исполнительной власти Белгородской области (статья 35 Устава Белгородской области) и осуществляет нормативное регулирование общественных отношений (статья 42 Устава Белгородской области).
Следовательно, экспертируемый акт принят правительством Белгородской области в пределах своей компетенции.
Норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, постановление правительства Белгородской области от 14 июля 2008 года N 174-пп с изменениями, внесенными постановлением правительства Белгородской области от 1 июня 2009 года N 181-пп, не содержит.
Рассматриваемое постановление в актуальной редакции является необходимым и достаточным нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения по вопросам проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов Белгородской области на коррупциогенность.
Вместе с тем, полагаем необходимым отметить нарушение правил юридической техники, допущенное в Порядке проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов области на коррупциогенность, утвержденном данным постановлением.
Так, в подпункте 10 пункта 5 Порядка указан типичный коррупционный фактор - противоречие нормативного правового акта органа исполнительной власти законодательству Российской Федерации и Белгородской области или конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации. Однако, в соответствии с Уставом области, правовые акты, принимаемые в Белгородской области, не должны противоречить федеральному и областному законодательству (статьи 1, 14, 15, 28, 29, 43, 44), но не конституциям или уставам субъектов Российской Федерации.
Полагаем целесообразным информировать губернатора Белгородской области о данном факте.
Руководитель |
Е.Е.Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области от 23 июня 2009 г. N 326 на постановление правительства Белгородской области от 14 июля 2008 года N 174-пп "О порядке проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов области на коррупциогенность" с изменениями, внесенными постановлением правительства Белгородской области от 1 июня 2009 года N 181-пп"
Текст заключения официально опубликован не был