Вопрос: Право на вычет НДС у налогового агента.
В соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями - налоговыми агентами, одновременно являющимися налогоплательщиками НДС, подлежат вычетам при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с гл. 21 Кодекса.
Новые правила применения налоговых вычетов "по авансам выданным", регламентированные п. 12 ст. 171 НК РФ и п. 9 ст. 172 НК РФ, распространяются только на суммы налога, предъявленные продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, и при наличии у налогоплательщика НДС - покупателя счета-фактуры, выставленного налогоплательщиком НДС - продавцом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, то есть вычет НДС с уплаченного аванса возможен, если, в частности, соблюдаются два условия:
- НДС с аванса должен быть предъявлен покупателю продавцом;
- у покупателя есть счет-фактура, выставленный продавцом.
Эти условия не выполняются, если НДС за продавца уплачивает налоговый агент. Он самостоятельно исчисляет налог и сам себе выписывает счет-фактуру, следовательно, налоговый агент не может принимать к вычету НДС, уплаченный авансом за продавца.
Пресс-служба ИФНС России по г.Белгороду |
Вопрос: Налоговые вычеты по НДС.
Необходимо помнить, что в определенных случаях при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, организации и индивидуальные предприниматели обязаны исполнять обязанности налоговых агентов, т.е. исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять НДС в бюджетную систему РФ. Такие обязанности установлены:
- при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В этом случае налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) (п.п. 1 - 2 ст. 161 Налогового Кодекса Российской Федерации - далее НК РФ);
при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества - налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ).
Пункт 3 ст. 161 НК РФ с 1 января 2009 года Законом N 224-ФЗ от 26.11.2008 года дополнен новым абзацем. Устанавливается, что при реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Счет-фактура оформляется самим налоговым агентом. При исчислении суммы налога в соответствии с п.п. 1 - 3 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами, указанными в п.п. 2 и 3 ст. 161 НК РФ, составляются счета-фактуры в порядке, установленном п.п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ. Исчисление суммы налога производится налоговым агентом при оплате товаров (работ, услуг), т.е. либо в момент их предварительной оплаты (в полном объеме или при частичной оплате), либо в момент" оплаты принятых на учет товаров (работ, услуг). Соответственно, счет-фактура выписывается не позднее пяти календарных дней, считая со дня указанной выше предварительной оплаты или оплаты принятых на учет товаров (работ, услуг).
Пресс-служба ИФНС России по г.Белгороду |
Вопрос: В связи с тем, что в НК РФ конкретно не указано, что такое налог на добавленную стоимость, прошу дать определение данного налога и разъяснить, из чего он складывается.
Согласно п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Порядок взимания НДС предусмотрен гл. 21 НК РФ. Налогоплательщики обязаны при реализации товаров (работ, услуг) составить счет-фактуру в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ и дополнительно к цене реализации предъявить к оплате покупателю НДС, исчисленный отдельно по видам товаров (работ, услуг) исходя из ставок налога, предусмотренных ст. 164 НК РФ как процентная доля налоговой базы (налоговая база х ставку %).
При этом налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС с учетом особенностей, предусмотренных ст.ст. 153 - 160 НК РФ.
Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) определяется в результате сложения сумм налога, исчисленных налогоплательщиком отдельно по видам товаров (работ, услуг) и по видам ставок (ст. 166 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик также имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты, установленные ст. ст. 171 - 172 НК РФ.
Пресс-служба МИ ФНС России N8 по Белгородской области |
Вопрос: Новые льготы по НДС для управляющих компаний, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов.
С 1 января 2010 г. в ст. 149 НК РФ внесены дополнения, согласно которым введены две новые льготы. Так, в силу пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ от НДС освобождается реализация коммунальных услуг. В соответствии с пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и ремонту такого имущества. При этом законодатель расширил перечень организаций, которые смогут воспользоваться новыми льготами.
При этом следует отметить, что применить льготу можно только при соблюдении двух условий:
- во-первых, оказывать услуги должны именно те организации, которые перечислены в пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. Другими словами, если коммунальные услуги жильцам оказывает напрямую какая-либо снабжающая организация, то льготу применить она не сможет;
- во-вторых, данные услуги должны приобретаться перечисленными ранее компаниями непосредственно у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии, газоснабжающих организаций, а также у компаний и предпринимателей, непосредственно оказывающих услуги по содержанию общего имущества и ремонту в многоквартирном доме.
Для применения льготы, предусмотренной пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, коммунальные услуги должны предоставляться потребителям по тем ценам, по которым они приобретены у ресурсоснабжающих предприятий. Аналогичный порядок действует и в отношении освобождения от НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Напомним, что налогоплательщики могут отказаться от применения этих льгот в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 149 НК РФ.
Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ также введен п. 3 ст. 162 НК РФ, согласно которому средства, поступающие указанным организациям на формирование резерва для проведения текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, не будут включаться в базу по НДС.
Референт государственной гражданской службы 2 класса | Н.А.Крайчинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налог на добавленную стоимость
Текст статьи размещен на сайте УФНС России по Белгородской области