Вопрос: Вправе ли организация, совмещающая УСН и ЕНВД, не использовать ККТ при осуществлении операций, подпадающих под действие ЕНВД, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ?
На основании п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, не подпадающие под действие п.п. 2 и 3 ст. 2 данного Федерального закона, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Согласно п. 4 ст. 346.11 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций.
Таким образом, возможность не применять ККТ предоставлена организациям и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, то есть плательщикам ЕНВД в случае, если они не подпадают под действие п.п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ и выдают по требованию покупателя (клиента) документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), который должен соответствовать требованиям п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ.
Пресс-служба Межрайонной ИФНС России N 8 по Белгородской области |
Вопрос: Обязательно ли организациям, уплачивающим ЕСХН, применять ККТ при осуществлении продаж на ярмарках?
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.
Вместе с тем организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ могут не применять ККТ при осуществлении, в частности, следующих видов предпринимательской деятельности:
- торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом) и т.д.
Таким образом, при осуществлении торговли на ярмарках (с учетом предусмотренных п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ исключений) использование ККТ необязательно.
Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса | В.Логунов |
Вопрос: Может ли плательщик ЕНВД пробивать и выдавать покупателю кассовый чек только по его просьбе?
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт").
Как разъяснено в Информации ФНС России от 29.09.2009 "О применении ККТ плательщиками ЕНВД", законодательство не запрещает в случае отказа от применения ККТ использовать в качестве документа, подтверждающего прием от покупателя денежных средств за товар, кассовый чек, если он пробит с помощью специально доработанной ККТ, содержащий все необходимые сведения, установленные Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ, а именно (п. 2.1 ст. 2):
наименование документа;
порядковый номер документа, дату его выдачи;
наименование для организации (фамилию, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
В этом случае законодательство не требует обязательной регистрации специально доработанной ККТ в налоговом органе.
Пресс-служба УФНС России по Белгородской области |
Вопрос: Предусмотрена ли ответственность за отсутствие технической поддержки контрольно-кассовой техники?
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ.
В соответствии с пп. "л" п. 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470, контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания.
В силу п. 10 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденного Решением ГМЭК от 06.03.1995 (Протокол N 2/18-95), потребители, то есть юридические или физические лица, которые в соответствии с законодательством РФ применяют контрольно-кассовую технику, для осуществления технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин заключают соответствующие договоры с центром технического обслуживания.
На основании п. 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, договор о технической поддержке, заключенный пользователем и центром технического обслуживания контрольно-кассовой техники, представляется в налоговый орган для регистрации кассовой техники.
Пунктом 1 ст. 7 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что налоговые органы налагают на организации штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Согласно ч. 2 ст. 14.5 Кодекса применение контрольно-кассовой техники, которая используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Учитывая изложенное, в случае, если используемая контрольно-кассовая техника не находится на техническом обслуживании, это может повлечь административную ответственность.
Пресс-служба УФНС России по Белгородской области |
Вопрос: Организация является турагентом. Продавая тур, она заключает с туристом договор и выдает кассовый чек при оплате. Должна ли она выдавать еще и туристскую путевку, ведь она является бланком строгой отчетности, а бланки строгой отчетности применяются при отсутствии ККМ?
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае организация решила применять контрольно-кассовую технику.
Форма бланка строгой отчетности "Туристская путевка" утверждена Приказом Минфина России от 09.07.2007 N 60н "Об утверждении формы бланка строгой отчетности".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) туристская путевка - это документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности. Туристская путевка является неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта (ст. 10 Закона 132-ФЗ).
Турагентская деятельность - это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом); реализация туристского продукта - это, в частности, деятельность турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом (ст. 1 Закона N 132-ФЗ). Правила оказания услуг по реализации туристского продукта утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 (далее -Правила). Согласно п. 16 Правил оплата туристского продукта производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством РФ. Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал договора о реализации туристского продукта, туристскую путевку, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристский продукт (ваучер, билет и другие), а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия. Предоставление потребителю указанных документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии согласия потребителя.
Таким образом, несмотря на то, что туристская путевка является бланком строгой отчетности, она должна быть выдана туристу независимо от формы оплаты путевки (наличная или безналичная). Также в п. 3 Письма Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32 "Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания" выражена следующая позиция: согласно ст. ст. 1 и 10 Закона N 132-ФЗ туристская путевка является неотъемлемой частью договора, подтверждающей факт оплаты туристского продукта.
Пресс-служба УФНС России по Белгородской области |
Вопрос: Организация (ООО) занимается розничной торговлей автозапчастями, является плательщиком ЕНВД и имеет две торговые точки: контейнер на рынке и арендуемый магазин. Ассортиментом являются, в том числе моторные масла (подакцизный товар). На основании норм Закона N 54-ФЗ она сняла оба кассовых аппарата с учета в МРИ ФПС из-за больших затрат на замену ЭКЛЗ и технического обслуживания ККТ. Будет ли считаться нарушением продажа моторного масла без применения ККТ?
При продаже моторного масла по-прежнему необходимо использовать контрольно-кассовую технику. Связано это со следующим.
Действительно, в соответствии с поправками в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) (новый п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ) плательщики ЕНВД вправе отказаться от применения контрольно-кассовой техники. Однако не применять ККТ возможно только в отношении деятельности, облагаемой единым налогом, - это прямо следует из п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
Моторные масла - это подакцизный товар (пп. 9 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ), а реализация подакцизных товаров не признается розничной торговлей, облагаемой ЕНВД (ст. 346.27 НК РФ). В отношении торговли моторным маслом организация должна применять общий режим налогообложения (либо перейти на УСН). Следовательно, при этой торговле применять контрольно-кассовую технику необходимо.
ФНС России в своем Информационном сообщении от 29.09.2009 прямо указывает, что при совмещении деятельности, облагаемой ЕНВД, и по общему режиму налогообложения налогоплательщик может выбрать, применять ККТ или нет, только в отношении деятельности, облагаемой единым налогом. При осуществлении деятельности, облагаемой в соответствии с общим режимом налогообложения, использование ККТ обязательно.
Пресс-служба УФНС России по Белгородской области |
Вопрос: Можно ли организации, занимающейся розничной торговлей и применяющей систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход не применять контрольно-кассовую технику?
В соответствии с федеральным законом от 17.07.2009 г. N 162-ФЗ индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
наименование документа;
порядковый номер документа, дату его выдачи;
наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись
Пресс-служба УФНС России по Белгородской области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Применение контрольно-кассовой техники
Текст статьи размещен на сайте УФНС России по Белгородской области