Отделом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Белгородской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 321, и Положения об отделе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в субъекте Российской Федерации, утвержденного приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 18 декабря 2006 года N 141, проведена юридическая экспертиза закона Белгородской области от 28 ноября 2002 года N 54 "О транспортном налоге" с изменениями, внесенными законом Белгородской области от 29 декабря 2006 года N 88.
Поводом для проведения юридической экспертизы послужило внесение изменений в рассматриваемый нормативный правовой акт законодательным (представительным) органом государственной власти Белгородской области.
Закон Белгородской области от 28 ноября 2002 года N 54 "О транспортном налоге" опубликован в газете "Белгородские известия" от 30 ноября 2002 года N 182 и от 17 декабря 2002 года N 190. Последние изменения, внесенные в закон Белгородской области "О транспортном налоге" законом Белгородской области от 29 декабря 2006 года N 88 официально опубликованы в газете "Белгородские известия" от 16 января 2007 года N 6-9.
Экспертируемым законом определяются ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности по данному налогу, а также льготы для отдельных категорий плательщиков.
Законом Белгородской области от 29 декабря 2006 года N 88 вносятся изменения, в результате которых расширяется круг лиц имеющих льготы по уплате транспортного налога.
Предмет правового регулирования закона области в соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации - установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации - относится к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
На уровне Российской Федерации данный вопрос урегулирован:
- Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ "Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1";
- Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ "Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2".
Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог относится к региональным налогам и сборам.
Статьёй 356 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют его ставку в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Следовательно, принятие рассматриваемого закона области относится к компетенции Белгородской областной Думы.
Однако, в законе Белгородской области от 28 ноября 2002 года N 54 "О транспортном налоге", имеются положения не соответствующие федеральному законодательству.
Часть 2 статьи 3 закона Белгородской области "О транспортном налоге" устанавливает, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают платежи транспортного налога на основании уведомления налоговых органов не позднее 15 июля отчетного года.
Указанное положение обязывает налогоплательщиков - физических лиц к уплате сумм транспортного налога до истечения налогового периода, что противоречит Налоговому кодексу РФ.
Согласно пункту 1 статьи 55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода.
Статьей 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом для транспортного налога признан календарный год, для налогоплательщиков, являющихся организациями, определяются налоговые периоды (первый квартал, второй квартал, третий квартал).
Анализируя содержание указанных статей, можно установить, что налоговая база определяется по окончании налогового периода (календарного года), сумма данного вида налога может быть исчислена только после его истечения, и окончательно уплачена в году, следующем за истекшим налоговым периодом.
Предлагаем привести закон Белгородской области от 28 ноября 2002 года N 54 "О транспортном налоге" в соответствие с федеральным законодательством.
Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник отдела в Белгородской области |
Е.Е.Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области от 9 февраля 2007 г. N 57 на закон Белгородской области от 28 ноября 2002 года N 54 "О транспортном налоге" с изменениями, внесенными законом Белгородской области от 29 декабря 2006 года N 88
Текст заключения официально опубликован не был