В соответствии с законом Белгородской области от 5 апреля 1999 года N 55 "Об охране труда", постановлением правительства Белгородской области от 28.02.2011 года N 72-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Белгородской области на 2011 - 2015 годы", в целях обеспечения конституционных прав и гарантий работников на здоровые и безопасные условия труда администрация Алексеевского района постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Алексеевском районе на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа прилагается).
2. Комитету экономического развития и строительства администрации Алексеевского района (Лобода А.Н.) обеспечить реализацию мероприятий Программы.
3. Рекомендовать Координационному совету организаций профсоюзов Алексеевского района и города Алексеевка (Вовченко Н.И.) осуществлять общественный контроль за ходом реализации мероприятий Программы.
4. Управлению информатизации, информации, делопроизводства и административно-хозяйственной работы аппарата главы администрации Алексеевского района (Колобинин А.Н.) обеспечить размещение в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации Алексеевского района материалов, освещающих реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Алексеевском районе.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации Алексеевского района, председателя комитета экономического развития и строительства (Лобода А.Н.).
Глава администрации |
Ф.Сулим |
Долгосрочная целевая программа
"Улучшение условий и охраны труда в Алексеевском районе на 2011 - 2015 годы"
(утв. постановлением Администрации Алексеевского района Белгородской области
от 4 апреля 2011 г. N 299)
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Алексеевском районе на 2011 - 2015 годы"
Наименование долгосрочной целевой программы |
долгосрочная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Алексеевском районе на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы |
- Трудовой кодекс Российской Федерации; - Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р "Об утверждении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года"; - закон Белгородской области от 5 апреля 1999 года N 55 "Об охране труда"; - постановление правительства Белгородской области от 21 сентября 2009 г. N 309-пп "Об утверждении административных регламентов исполнения государственных функций управления по труду и занятости населения Белгородской области"; - постановление правительства Белгородской области от 28 февраля 2011 г. N 72-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Белгородской области на 2011 - 2015 годы"" |
Заказчик Программы |
администрация Алексеевского района |
Разработчики Программы |
комитет экономического развития и строительства администрации Алексеевского района |
Исполнители Программы |
комитет экономического развития и строительства, комитет по социальной политике администрации Алексеевского района |
Участники Программы |
Координационный совет организаций профсоюзов Алексеевского района и города Алексеевка (по согласованию), хозяйствующие субъекты района независимо от организационно-правовой формы, Государственная инспекция труда в Белгородской области, ГУ "Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию), МУЗ "Алексеевская ЦРБ" |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011 - 2015 гг. Программа реализуется в один этап. |
Объемы и источники финансирования Программы по годам реализации |
планируемый общий объем финансовых ресурсов для реализации Программы составляет 18233 тыс. рублей. Источником средств для реализации программы являются внебюджетные средства |
Целевые показатели реализации Программы |
обеспечение конституционных прав и гарантий работников на здоровые и безопасные условия труда, в том числе за счет: -снижения рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; -повышения качества рабочих мест и улучшения условий труда; -снижения смертности от предотвратимых причин; -улучшения здоровья работающего населения |
Показатели социально-экономической эффективности реализации Программы |
- снижение численности пострадавших от несчастных случаев на производстве, включая смертельный и тяжелый травматизм, на 10 процентов за 5 лет; - сокращение численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на 1,5 процента ежегодно; - увеличение количества руководителей и специалистов, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, на 5 процентов ежегодно; - увеличение количества рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, на 4 процента ежегодно |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения на программной основе
Базовым принципом государственной политики Российской Федерации в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый гражданин России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Улучшение условий и охраны труда, сохранение здоровья работающего населения - чрезвычайно важная социально-экономическая задача. Неблагоприятные условия труда, производственный травматизм и профессиональные заболевания приводят к серьезным экономическим потерям, отрицательно влияют на состояние рынка труда, способствуют ухудшению демографической ситуации.
Решение вопросов обеспечения безопасности на каждом рабочем месте в Алексеевском районе осуществляется через разработку и реализацию целевых программ улучшения условий и охраны труда. В 2010 году завершилась реализация программы на 2007 - 2010 годы, утверждённой решением Совета депутатов Алексеевского района и города Алексеевка от 28 ноября 2006 года N 4 "О программе улучшения условий и охраны труда в муниципальном районе "Алексеевский район и город Алексеевка" на 2007 - 2010 годы". Программой предусматривалось развитие нормативной базы в сфере охраны труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, повышение уровня знаний по охране труда через дальнейшее совершенствование организации обучения и проверки знаний по охране труда работодателей, специалистов, общественного актива, информационное обеспечение охраны труда.
За период с 2007- 2010 гг. по вопросам охраны труда обучено 670 человек, с последующей выдачей удостоверений. Семинары по обучению и проверке знаний по охране труда проводились для работодателей, специалистов и членов совместных комитетов предприятий и организаций Алексеевского района. По состоянию на 01.01.2011 года аттестация рабочих мест по условиям труда проведена для рабочих мест, на которых трудятся свыше 15 тысяч работников, что составляет 71,5% против 56,4% в 2007 году. В соответствии с трудовым законодательством организации производственных видов экономической деятельности с численностью работающих более 50 человек имеют службы охраны труда.
В 2010 году на предприятиях и в организациях Алексеевского района, по данным органов статистики, затраты на мероприятия по охране труда по сравнению с 2007 годом увеличились в 1,8 раза и достигли 25,4 млн. руб. против 14,2 млн. руб.
Анализ свидетельствует о том, что за время действия Программы в Алексеевском районе произошло снижение общего количества работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве. В 2010 году в сравнении с 2007 годом количество несчастных случаев на производстве сократилось на 41,5%: с 41 случая производственного травматизма в 2007 году до 17 случаев в 2010 году.
В общей структуре причин несчастных случаев на производстве большую часть занимают причины организационного характера: нарушения требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников безопасности труда, нарушения трудовой дисциплины и другие.
Анализ причин производственного травматизма свидетельствует об ослаблении внимания работодателей к реконструкции и модернизации производства, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, применению надёжных систем предупреждения и локализации аварий. Наряду с техническими причинами несчастных случаев на производстве, устранение которых требует значительных инвестиционных и материально - технических затрат, около половины несчастных случаев связаны с организацией труда - это неудовлетворительное обеспечение безопасности производства работ и рабочих мест, допуск к руководству работами и к работе должностных лиц и работников, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, нарушение трудовой и производственной дисциплины.
За период с 2007 по 2010 год в Алексеевском районе не зарегистрировано случаев хронической профессиональной патологии.
Программа позволяет планомерно проводить работу в области обеспечения охраны труда, предусматривать необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации приоритетных мероприятий, направленных на достижение главной цели. Её реализация требует совместных усилий администрации Алексеевского района, Координационного совета профсоюзов и работодателей, органов надзора и контроля.
Программа улучшения условий и охраны труда является:
- условием перехода экономики страны на постиндустриальный уровень, так как новая экономика - экономика знаний - связана с качественно новыми условиями труда и, соответственно, высокими требованиями к культуре труда.
Реализация Программы организована путем выстраивания эффективных партнерских отношений с основными участниками системы управления охраной труда.
II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программа является системным элементом демографической политики и направлена на достижение стратегической цели - сохранение здоровья самой активной, репродуктивной части населения Алексеевского района. Главная цель Программы - обеспечение конституционных прав и гарантий работников на здоровые и безопасные условия труда, в том числе за счет:
- снижения рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (индикаторы - уровень травматизма на производстве в расчете на 1000 работающих и показатель профессиональной заболеваемости на 10000 работников);
- повышения качества рабочих мест и условий труда (индикаторы - снижение удельного веса занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам);
- снижения смертности от предотвратимых причин (индикаторы - уровень травматизма на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих);
- улучшения здоровья работающего населения (индикаторы - показатель профессиональной заболеваемости на 10000 работников).
В Программе запланированы мероприятия по решению следующих задач:
1. Улучшение условий труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
2. Организация обучения и профессиональной подготовки в области охраны труда.
3. Информационное обеспечение охраны труда. Пропаганда культуры охраны труда и здорового образа жизни при трудовой деятельности.
Реализация Программы рассчитана на 2011 - 2015 годы, будет осуществляться в один этап.
Для оценки хода и результативности реализации мероприятий Программы, решения поставленных задач разработана система ожидаемых конечных результатов и важнейших целевых показателей.
Целевые показатели Программы соответствуют её цели и задачам, совместимы с аналогичными областными показателями оценки состояния условий и охраны труда, достоверны и доступны для определения, достигаются в результате реализации программных мероприятий.
Механизмы управления Программой базируются на принципах партнерства администрации Алексеевского района, Координационного совета профсоюзов и работодателей.
Программа позволит планомерно проводить работу по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работающих, предусмотреть необходимые финансовые и организационные ресурсы для реализации приоритетных мероприятий, направленных на достижение главной цели.
III. Система программных мероприятий
Мероприятия Программы сформированы исходя из законодательных требований, положительного опыта реализации предыдущих программ, а также на основе предложений участников Программы. При разработке программных мероприятий учитывались областные мероприятия. Мероприятия представлены в приложении.
Особенностью Программы является организационно - методическая и координирующая направленность программных мероприятий.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование осуществляется за счет внебюджетных средств. Планируемый общий объем финансовых ресурсов для реализации Программы на 2011 - 2015 г.г. составляет 18233 тыс. рублей, в том числе:
2011 год - 3300 тыс. рублей;
2012 год - 3465 тыс. рублей;
2013 год - 3638 тыс. рублей;
2014 год - 3820 тыс. рублей;
2015 год - 4010 тыс. рублей.
V. Механизм реализации Программы, контроль за ходом её реализации
Механизм реализации Программы - это система взаимодействия органов местного самоуправления Алексеевского района, работодателей и профсоюзов, обеспечивающая выполнение заявленных целей и задач в области охраны труда.
Объем финансирования мероприятий Программы будет корректироваться в процессе их реализации.
Общую координацию программных мероприятий и управление реализацией Программы обеспечивает комитет экономического развития и строительства администрации Алексеевского района.
Методы управления реализацией Программы:
1. Организационные и технические:
- организация обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов на предприятиях и в организациях Алексеевского района;
- организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- проведение комплекса организационных мероприятий (совещания, конференции, выставки, смотры-конкурсы по охране труда), направленных на улучшение условий и охраны труда работников организаций, в том числе на основе результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, содействующих созданию систем управления охраной труда;
- совершенствование системы медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, в том числе имеющих стаж работы с вредными и (или) опасными производственными факторами 5 и более лет.
2. Информационные:
- проведение мониторинга состояния условий и охраны труда в организациях Алексеевского района.
VI. Оценка эффективности реализации Программы
Практика работы в сфере охраны труда показывает, что программы улучшения условий и охраны труда являются экономически эффективными за счет существенного увеличения объема предотвращенного ущерба и снижения экономических потерь в связи с производственными травмами и профессиональными заболеваниями, в том числе за счет:
- уменьшения количества выплат из Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с досрочным выходом на пенсию по старости на льготных основаниях за работу во вредных и опасных условиях труда; а также по инвалидности вследствие трудового увечья и профзаболеваний;
- уменьшения количества выплат из Фонда социального страхования Российской Федерации (ежемесячные выплаты пострадавшим, пособия по временной нетрудоспособности, расходы на реабилитацию пострадавших);
- снижения расходов работодателей на компенсации работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (дополнительный отпуск, оплата труда в повышенном размере, молоко и лечебно-профилактическое питание).
Социальные последствия реализации программных мероприятий выражаются в улучшении демографической ситуации, сохранении здоровья и трудоспособности работающего населения, в том числе снижении смертности от предотвратимых причин.
В ходе выполнения мероприятий коллективных договоров и соглашений по охране труда, планов оздоровительных мероприятий, разработанных по результатам аттестации рабочих мест, ожидается улучшение условий труда для работников.
Для достижения этих целей предусматривается приступить к проведению регулярных аттестаций рабочих мест по условиям труда, включая мероприятия по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, сокращению рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.
Эффективность реализации мероприятий Программы и степень решения её задач будут оцениваться путем сопоставления ожидаемых (плановых) конечных результатов её реализации и достигнутых (фактических) важнейших целевых показателей.
Источниками информации для оценки эффективности реализации Программы являются статистические отчеты и информация органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Приложение
к долгосрочной целевой программе
"Улучшение условий и охраны труда в
Алексеевском районе на 2011 - 2015 гг."
Перечень
мероприятий долгосрочной целевой Программы "Улучшение условий и охраны труда в Алексеевском районе на 2011 - 2015 годы"
N п/п |
Программные мероприятия, обеспечивающие выполнение задач Программы |
Исполнители и участники мероприятий Программы |
Срок исполнения |
Источники финансирования |
Объем финансирования, тыс. рублей в ценах соответствующих лет |
Ожидаемый результат (эффект) от реализации мероприятий Программы |
||
всего |
в том числе по годам |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Задача 1. Совершенствование государственной системы управления охраной труда | ||||||||
1.1. |
Подготовка и направление в управление по труду и занятости населения Белгородской области ежемесячной информации о состоянии тяжелого и смертельного травматизма на производстве на предприятиях и в организациях района |
Комитет экономического развития и строительства администрации Алексеевского района |
2011 - 2015 гг. |
- |
- |
- |
Повышение уровня информированности |
|
1.2. |
Обеспечение финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников организаций района, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами |
Территориальное отделение ГУ "Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" |
2011 - 2015 гг. |
Прогнозируемые объемы финансирования из федеральных внебюджетных источников |
В пределах финансирования |
|
Улучшение условий и охраны труда |
|
1.3. |
Обеспечение рассмотрения вопросов состояния условий и охраны труда на заседаниях Координационного совета по охране и условиям труда администрации Алексеевского района, на заседаниях трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений |
Комитет экономического развития и строительства администрации Алексеевского района |
2011 - 2015 гг. |
- |
- |
- |
Своевременное принятие решений по вопросам улучшения условий и охраны труда |
|
1.4. |
Обеспечение реализации на территории Алексеевского района областной программы в области охраны труда |
Комитет экономического развития и строительства администрации Алексеевского района совместно с Координационным советом профсоюзов и работодателями. |
2011 - 2015 гг. |
- |
- |
- |
Реализация государственной политики в области охраны труда |
|
1.5. |
Сбор, анализ и систематизация статистической и аналитической информации в целях реализации мероприятий Программы |
Комитет экономического развития и строительства администрации Алексеевского района |
2011 - 2015 гг. |
- |
- |
- |
Анализ состояния условий и охраны труда |
|
1.6. |
Подготовка отчетности о ходе реализации Программы |
Комитет экономического развития и строительства администрации Алексеевского района |
2011 - 2015 гг. |
- |
- |
- |
Мониторинг и оценка хода реализации программы |
|
1.7. |
Содействие внедрению современных систем управления охраной труда |
Комитет экономического развития и строительства администрации Алексеевского района |
2011 - 2015 гг. |
- |
- |
- |
Снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
|
1.8. |
Совершенствование системы медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, в том числе имеющих стаж работы с вредными и (или) опасными производственными факторами 5 и более лет. |
МУЗ "Алексеевская ЦРБ" |
2011 - 2015 гг. |
- |
- |
- |
Снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
|
Задача 2. Улучшение системы обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, активизация работы по аттестации рабочих мест по условиям труда | ||||||||
2.1. |
Организация обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов на предприятиях и в организациях Алексеевского района |
Комитет экономического развития и строительства администрации Алексеевского района совместно с областным государственным учреждением "Центр охраны труда Белгородской области" |
2011 - 2015 гг. |
Прогнозируемые объемы финансирования из внебюджетных источников |
1103 |
2011 - 200 2012 - 210 2013 - 220 2014 - 231 2015 - 242 |
Повышение квалификации по охране труда |
|
2.2. |
Организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда |
Комитет экономического развития и строительства администрации Алексеевского района совместно с областным государственным учреждением "Центр охраны труда Белгородской области" |
2011 - 2015 гг. |
Прогнозируемые объемы финансирования из внебюджетных источников |
17130 |
2011 - 3100 2012 - 3255 2013 - 3418 2014 - 3589 2015 - 3768 |
Улучшение условий труда |
|
Задача 3. Информационно-консультативное обслуживание, нормативно-правовое обеспечение в сфере охраны труда | ||||||||
3.1. |
Изучение и распространение передового опыта работы по охране труда: - организация проведения дней охраны труда на предприятиях и в организациях Алексеевского района |
Комитет экономического развития и строительства администрации Алексеевского района совместно с Координационным советом профсоюзов и работодателями. |
2011 - 2015 гг. |
- |
- |
- |
Распространение передового опыта |
|
3.2. |
Проведение семинаров - совещаний, выставок по вопросам улучшения условий и охраны труда |
Комитет экономического развития и строительства администрации Алексеевского района совместно с Координационным советом профсоюзов и работодателями. |
2011 - 2015 гг. |
- |
- |
- |
Обмен опытом работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, пропаганда здоровых и безопасных условий труда |
|
3.3. |
Проведение ежемесячного мониторинга по условиям и охране труда, производственному травматизму |
Комитет экономического развития и строительства администрации Алексеевского района, Государственная инспекция труда в Белгородской области. |
2011 - 2015 гг. |
- |
- |
- |
Информирование о состоянии условий и охраны труда |
|
3.4. |
Информирование населения через средства массовой информации о состоянии условий и охраны труда на предприятиях и в организациях Алексеевского района, новых нормативных правовых актах |
Комитет экономического развития и строительства администрации Алексеевского района совместно с Координационным советом профсоюзов, Государственная инспекция труда в Белгородской области. |
2011 - 2015 гг. |
- |
- |
- |
Повышение уровня знаний по условиям и охране труда населения |
|
3.5. |
Оказание методической помощи в организации работы по охране труда предприятиям и организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Алексеевского района |
|
|
|
|
|
Повышение уровня знаний по условиям и охране труда населения |
|
4. Ресурсное обеспечение | ||||||||
4.1. |
|
|
|
Прогнозируемые объемы финансирования из федеральных внебюджетных источников |
В пределах финансирования |
В пределах финансирования |
|
|
4.2. |
|
|
|
Прогнозируемые объемы финансирования из внебюджетных источников |
18233 |
2011 - 3300 2012 - 3465 2013 - 3638 2014 - 3820 2015 - 4010 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алексеевского района и г. Алексеевка Белгородской области от 4 апреля 2011 г. N 299 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Алексеевском районе на 2011 - 2015 годы"
Текст постановления официально опубликован не был