Заслушав и обсудив информацию об итогах функционирования телефонных "горячих линий" связи с избирателями в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, Избирательная комиссия Белгородской области отмечает, что телефонные "горячие линии" по обращениям граждан обеспечили объективное информирование избирателей и других участников избирательного процесса о ходе подготовки и проведения выборов, квалифицированное разъяснение вопросов применения избирательного законодательства, оперативное и качественное рассмотрение всех обращений, а также направление обращений граждан в органы местного самоуправления по вопросам, входящих в их компетенцию.
В период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации в области работала телефонная "горячая линия" Избирательной комиссии Белгородской области и 1272 телефонных "горячих линий" избирательных комиссий муниципальных районов, городских округов с полномочиями территориальных избирательных комиссий и участковых избирательных комиссий. По телефонам "горячих линий" принято и рассмотрено 2496 обращений избирателей, в том числе 361 в Избирательной комиссии Белгородской области и 2135 в территориальных и участковых избирательных комиссиях. Наибольшее число (817) обращений избирателей поступило на телефонные "горячие линии" Белгородской городской территориальной избирательной комиссии и 187 участковых избирательных комиссий города Белгорода, в Губкинскую территориальную избирательную комиссию и 94 участковые избирательные комиссии Губкинского городского округа - 367 обращений избирателей.
Из общего числа поступивших обращений 2328 касались разъяснения и практики применения избирательного законодательства, 168 - решения социально-бытовых и жилищно-коммунальных проблем.
Все обращения оперативно рассмотрены, на все вопросы избиратели получили разъяснения, по сообщениям о нарушениях избирательного законодательства приняты соответствующие меры, многие обращения направлены в администрации муниципальных районов и городских округов для рассмотрения, решения и направления ответа заявителям.
Избирательная комиссия Белгородской области постановляет:
1. Информацию об итогах функционирования телефонных "горячих линий" связи с избирателями в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации принять к сведению (прилагается).
2. Предложить избирательным комиссиям муниципальных районов и городских округов с полномочиями территориальных избирательных комиссий проанализировать итоги работы телефонных "горячих линий", организованных в территориальных и участковых избирательных комиссиях в период подготовки и проведения выборов, их результаты рассмотреть на заседаниях комиссий, совещаниях-семинарах с организаторами выборов.
3. Настоящее постановление направить для опубликования в газеты "Белгородская правда", "Белгородские известия", "Смена", опубликовать в издании "Вестник Избирательной комиссии Белгородской области" и разместить на сайте Избирательной комиссии Белгородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Избирательной комиссии Белгородской области Л.Б. Белую.
Председатель |
Н.Т. Плетнев |
Секретарь |
В.Н. Шовгеня |
Информация
об итогах функционирования телефонных "горячих линий" связи с избирателями в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации
Избирательная комиссия Белгородской области 07 сентября 2011 года приняла постановление N 5/43 "Об организации функционирования "горячей линии" Избирательной комиссии Белгородской области с использованием телефонных каналов связи и сайта Облизбиркома в сети Интернет на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, Президента Российской Федерации, дополнительных выборах депутатов Белгородской областной Думы пятого созыва, дополнительных выборах депутатов представительных органов муниципальных образований".
Функционирование телефонных "горячих линий" было организовано в целях более полного и объективного информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, разъяснения вопросов применения избирательного законодательства, оперативного рассмотрения обращений избирателей.
Работа телефонной "горячей линии" Избирательной комиссии Белгородской области при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации началась с 23 января 2012 года по телефону 8 (4722) 27-33-70, вопросы также можно было направлять по электронной почте на сайт Облизбиркома http://www.belgorod.izbirkom.ru/ по электронному адресу belizbircom@mail.ru.
С 26 января 2012 года начали функционировать "горячие линии" во всех 22 избирательных комиссиях муниципальных районов, городских округов с полномочиями территориальных избирательных комиссий и с 13 февраля 2012 года - во всех участковых избирательных комиссиях Белгородской области.
С 6 февраля 2012 года заработала "горячая линия" Российского фонда свободных выборов и Общественной палаты Белгородской области по телефону 23-57-46, факс 32-16-16.
Избиратели Белгородской области неоднократно информировались о функционировании телефонных "горячих линий" через печатные средства массовой информации: газеты "Белгородская правда", "Белгородские известия", "Смена", телевидение и радиовещание.
На вопросы избирателей отвечали высококвалифицированные члены и специалисты аппарата Избирательной комиссии Белгородской области, которые уже не один год непосредственно участвуют в организации проведения выборных кампаний различных уровней.
Непосредственную и оперативную координационную работу "горячих линий" всех уровней осуществляли председатель Избирательной комиссии Белгородской области Н.Т. Плетнев и заместитель председателя Л.Б. Белая. Вместе с ними работали секретарь Избирательной комиссии Белгородской области В.Н. Шовгеня, член Избирательной комиссии Белгородской области с правом решающего голоса В.П. Дегтярь, эксперт-консультант С.Г. Толстун - ответственный за работу телефонной "горячей линии".
"Горячие линии" Облизбиркома и территориальных избирательных комиссий вплотную взаимодействовали с сотрудниками "Горячих линий" Общественной палаты Белгородской области, ее представителями в районах и городах области, а также Центрального пункта "Горячей линии" в г. Москве (8-800-505-4721).
Пункты "горячей линии" размещались в помещениях, оснащенных средствами связи, компьютерной и множительной техникой, обеспечивались правовой, справочной и методической литературой, плакатами и наглядными материалами.
Работа операторов заключалась в выяснении сути проблемы, истории ее возникновения, способов ее решения, достигнутых результатов. В процессе разговора вырабатывались варианты возможных эффективных путей продолжения или завершения решения имеющейся проблемы. Дежурные операторы "горячих линий" фиксировали обращения граждан в специальных журналах и в компьютерных базах данных. Большой интерес у избирателей вызывали проблемы жилищно-коммунального направления, благоустройства дворов, содержания во дворах личного автотранспорта, отсутствия оборудованных детских площадок. Обращения избирателей, требующие финансирования, принятия распорядительных решений органов управления муниципальной власти, документально оформлялись и направлялись соответствующим руководителям для принятия решения и ответа заявителю. Всего по обращениям избирателей по "горячей линии" Избирательной комиссии Белгородской области в органы местного самоуправления было направлено 22 письма.
Количество обращений за весь период работы телефонных "горячих линий" Избирательной комиссии Белгородской области, территориальных и участковых избирательных комиссий Белгородской области по всем каналам связи (телефонная, факсимильная, электронная и обычная почта) составило 2496 обращения из 21 муниципального образования, за исключением Ивнянского района. На телефонную общественную "горячую линию" Российского фонда свободных выборов и Общественной палаты Белгородской области обратилось 97 избирателей.
Наибольшее число (817) обращений избирателей поступило на телефонные "горячие линии" Белгородской городской территориальной избирательной комиссии и 187 участковых избирательных комиссий города Белгорода, в Губкинскую территориальную и участковые избирательные комиссии Губкинского городского округа поступило 367 обращений избирателей. В Борисовском, Вейделевском, Грайворонском, Ивнянском, Новооскольском, Ракитянском, Чернянском муниципальных районах на телефоны "горячих линий" участковых избирательных комиссий, расположенных в отдаленных сельских поселениях, от избирателей поступило менее чем по 10 звонков. Это стало результатом, с одной стороны, большой проделанной работой по просвещению граждан основам избирательного законодательства, с другой - непосредственным общением граждан с членами участковых избирательных комиссий.
Из общего числа поступивших обращений 2328 касались разъяснения и практики применения избирательного законодательства, 168 - решения социально-бытовых и жилищно-коммунальных проблем.
Все обращения оперативно рассмотрены, на все вопросы избиратели получили разъяснения, по сообщениям о нарушениях избирательного законодательства приняты соответствующие меры, многие обращения направлены в администрации муниципальных районов и городских округов для рассмотрения, решения и направления ответа заявителям.
Динамика обращений.
Анализ динамики поступивших звонков по "горячим линиям" показывает, что в период работы телефонных "горячих линий" с 23 января 2012 года и по 05 марта 2012 года количество звонков за неделю увеличивалось по мере приближения ко дню голосования. Менялась тематика звонков по содержанию и эмоциональной напряженности. Пик обращений достиг в день голосования, практически превратившись из звонков-вопросов в звонки информирования о нарушениях избирательного законодательства на ряде избирательных участках.
Структуру обращений избирателей по "горячим линиям" по проблемной направленности можно отразить в таблице следующими показателями:
N п.п. |
Содержание обращений |
Количество |
Процент |
1. |
Информационно-справочного характера |
1217 |
48,8 |
2. |
Социально-бытового характера |
168 |
6,7 |
3. |
О проведении предвыборной агитации |
58 |
2,4 |
4. |
О голосовании по открепительным удостоверениям |
248 |
10,0 |
5. |
Об организации досрочного голосования |
46 |
1,8 |
6. |
Вопросы, связанные с организацией избирательного процесса |
338 |
13,6 |
7. |
О списках избирателей |
202 |
8,1 |
8. |
О применении правонарушающих технологий |
- |
- |
9. |
О нарушениях прав наблюдателей |
1 |
- |
10. |
О соблюдении избирательных прав граждан, в том числе с ограниченными возможностями |
23 |
0,9 |
11. |
О деятельности органов власти, учреждений и организаций |
19 |
0,8 |
12. |
Об обеспечении правопорядка на выборах |
11 |
0,4 |
13. |
О голосовании в день выборов |
98 |
3,9 |
14. |
Об обжаловании решений, действий (бездействия) избирательных комиссий |
2 |
- |
15. |
О совершенствовании избирательного законодательства |
32 |
1,3 |
16. |
Иного характера |
33 |
1,3 |
|
Всего: |
2496 |
100,0 |
Анализ обращений свидетельствует о:
- наличии ряда пробелов в избирательном законодательстве (отсутствие досрочного голосования; неоднозначности трактовки границы между информированием и агитацией; невозможности явно выразить волю избирателя о недоверии ко всем кандидатам);
- личностно заинтересованном отношении граждан к соблюдению их избирательных прав;
- стремлении избирателей решить имеющиеся социально-бытовые проблемы, используя для этого предвыборную конъюнктуру, вплоть до "предвыборного шантажа" (например, не отремонтируете внутридомовую территорию, дорогу, уличное освещение или другое - всем домом не пойдём голосовать);
- субъективно-эмоциональном отношении к вопросам ведения предвыборной агитации различными политическими партиями и кандидатами на должность Президента РФ; отсутствие участия в дебатах всех кандидатов как неуважение к другим кандидатам и избирателям;
- наличии доверия к "горячей линии", нередко отождествляемой с властной структурой, которая может решить имеющиеся проблемы;
- укреплении "горячей линии", как структуры гражданского контроля, повышения активности избирателей; укрепления доверия граждан к институту выборов; как мини "ликбез" предупреждения и пресечения возможных нарушений избирательного законодательства и выборных процедур.
Вопросы справочно-информационного характера, занимающие наиболее значительную часть всех обращений, свидетельствуют, с одной стороны, о востребованности у избирателей такой формы общения с властью, как "горячая линия", а с другой - о наличии больших резервов в работе избирательных комиссий всех уровней, клубов, школ избирателей и молодых избирателей в плане организации информационно-разъяснительной работы с гражданами.
Увеличение общего объема информационных вопросов, касающихся различного рода уточнений дислокации избирательных участков, адресов и телефонов избирательных участков и избирательных комиссий, режима их работы и особенностей функционирования, свидетельствуют о позитивном взаимодействии организаторов выборов и "Горячей линии" в деле защиты избирательных прав граждан и, что очень важно, превращения телефонной "Горячей линии" в одно из средств организации избирательного процесса в целом.
Ни одно обращение по "Горячей линии" не осталось без внимания. В период работы общественной "Горячей линии" сотрудники избирательных комиссий принимали необходимые меры реагирования по обращениям избирателей:
- консультации, разъяснения, рекомендации;
- направление писем в органы исполнительной власти по месту жительства избирателя с информацией о поступившем обращении и предложении его рассмотреть с ответом заявителю;
- информирование территориальных избирательных комиссий;
- информирование штабов кандидатов на должность Президента РФ, политических партий.
Консультации, разъяснения, рекомендации - это было наиболее объемное направление деятельности специалистов "горячей линии", характеризующее высокий уровень активности избирателей в вопросах реализации своих избирательных прав, соблюдения закона при проведении всех избирательных процедур, обеспечения условий, гарантирующих равноправие и свободу волеизъявления граждан на выборах.
Выводы и предложения.
Характер обращений граждан на телефонные "горячие линии" свидетельствует о высоком уровне заинтересованности избирателей в том, чтобы выборы на Белгородчине прошли честно, открыто и гласно. По мере приближения даты выборов, повышения конкуренции в политической борьбе за голоса и доверие избирателей все в меньшем количестве было обращений с вопросами бытового характера, и все острее ставились вопросы соблюдения избирательного законодательства и ведения предвыборной политической борьбы кандидатами на должность Президента РФ, политическими партиями, выдвинувших зарегистрированных кандидатов на должность Президента РФ.
В некоторых избирательных комиссиях не был налажен четкий учет всех обращений граждан в избирательные комиссии (как по телефонам "горячей линии", так и устных обращений), по ряду вопросов, с фиксацией принятых мер и достигнутых результатов. Наличие такого материала могло бы стать фактической основой для систематизации, анализа и учёта при подготовке и проведении последующих избирательных кампаний, хронологии и определения тенденции становления демократического общества в те периоды, когда власть напрямую обращается к народу и просит подтвердить лояльность граждан существующей власти.
В целом организация работы системы телефонных "горячих линий" позволила создать структуру общественного контроля, которая фактически на деле стала эффективной социальной технологией с перспективой дальнейшего развития и внедрения в общественную жизнь как общественного органа Белгородской области.
Член |
В.П. Дегтярь |
Ответственный за организацию |
С.Г. Толстун |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Избирательной комиссии Белгородской области от 21 марта 2012 г. N 39/305 "Об итогах функционирования телефонных "горячих линий" связи с избирателями в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в газете "Белгородские известия" от 3 апреля 2012 г. N 58 (3128)