Решение Белгородского областного суда
от 11 апреля 2007 г.
(извлечение)
З.А.Н. и ЗАО "***" обратились в суд с заявлениями о признании недействующим постановления главы администрации Белгородской области N 474 от 18 декабря 2002 г. "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Белгородской области" в части установления удельного показателя кадастровой стоимости земель в городе Белгороде под промышленными объектами в кадастровом квартале 2015007 в размере 3217 рублей за 1 квадратный метр.
В обоснование заявленных требований (с учетом дополнительно поданного заявления) сослались на противоречие указанных положений оспариваемого акта статье 57 Конституции РФ, статье 66 Земельного кодекса РФ, частям 3 и 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ, пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 8 апреля 2000 года, пункту 2.1 Методики государственной кадастровой оценки земель поселений (далее - Методика), утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337. Указали на нарушение оспариваемым актом их прав и свобод, поскольку установление удельных показателей кадастровой стоимости земель в вышеуказанном размере повлекло значительное увеличение в 2006 году размера уплачиваемого ими земельного налога.
В судебном заседании заявитель З.А.Н. и его представитель К.В.В., представители ЗАО "***" М.Т.А., З.А.Н., К.В.В. поддержали свои требования. Пояснили, что при проведении государственной кадастровой оценки земель поселений не учитывались требования, предусмотренные Правилами; оспариваемым постановлением утверждены экономически необоснованные результаты оценки земель, что повлекло установление кадастровой стоимости их земельных участков, многократно превышающей рыночную стоимость, и увеличение размера земельного налога.
Представитель губернатора Белгородской области и Правительства Белгородской области И.Н.И., представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области Ф.А.А. заявленные требования не признали, указав на принятие главой администрации Белгородской области оспариваемого нормативного акта в пределах своей компетенции, в требуемой форме и в полном соответствии с установленным порядком принятия нормативного акта и федеральным законодательством, регулирующим порядок проведения государственной кадастровой оценки земель и утверждения ее результатов.
Выслушав и оценив доводы участвующих в деле лиц, оценив оспариваемые нормы по форме, содержанию и компетенции издавшего их органа, проверив оспариваемый нормативный акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, выслушав заключение прокурора А.В.Ю., полагавшей заявленные требования необоснованными, исследовав представленные сторонами доказательства, суд находит заявление З.А.Н. и ЗАО "***" не подлежащим удовлетворению.
Постановление главы администрации Белгородской области N 474 от 18 декабря 2002 г. "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Белгородской области" без приложений опубликовано в областной газете "Белгородские известия" от 31 января 2003 г.
В соответствии с принятым 24 декабря 2003 г. Законом Белгородской области "О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов" постановление со всеми приложениями, в том числе с приложением "Удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений с численностью свыше 10000 чел. по Белгородской области", 12 марта 2004 г. опубликовано в Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области N 56 (спецвыпуск) к Сборнику N 56 за сентябрь - декабрь 2003 г. В указанном приложении (таблице) по кадастровому кварталу 2015007 по г. Белгороду в графе 8 "земли под промышленными объектами" указана их стоимость 3217 руб. за квадратный метр (страница 38 Сборника).
Указанные обстоятельства подтверждаются приобщенными к материалам дела упомянутыми Сборниками и копией газеты.
Конституция Российской Федерации относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. п. "в", "к" ч. 1 ст. 72).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу статьи 2 Земельного кодекса РФ на основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации могут издавать в пределах своих полномочий акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ)
При этом для целей налогообложения в силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ устанавливается именно кадастровая стоимость земельного участка.
Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" на Государственный комитет РФ по земельной политике (ныне - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) была возложена обязанность провести в 1999 - 2001 годах государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории РФ для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми (в редакции, действовавшей до 25 апреля 2006 г.) государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом РФ по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями (п. 1). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета РФ по земельной политике утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10).
Приведенные нормативные положения свидетельствуют об отнесении проведения государственной кадастровой оценки земель к компетенции Государственного комитета РФ по земельной политике, а утверждения результатов такой оценки - к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ.
Полномочия главы администрации Белгородской области как руководителя высшего органа исполнительной власти области по нормативному регулированию вопросов, относящихся к его ведению, путем издания постановлений на основании и во исполнение постановлений Правительства РФ также определены Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст. 22), Уставом Белгородской области (статьи 46, 53).
Из этого следует принятие оспариваемого постановления об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Белгородской области главой администрации области в пределах его полномочий.
Данное обстоятельство по существу заявителями не оспаривается.
В связи с упразднением на момент проведения государственной кадастровой оценки земель поселений в Белгородской области Государственного комитета РФ по земельной реформе часть функций упраздненного комитета, а также его территориальные органы и находившиеся в его ведении организации в соответствии с Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов власти" от 17 мая 2000 г., постановлением Правительства РФ N 537 от 18.07.2000 г. были переданы в ведение Федеральной службы земельного кадастра России (далее - Росземкадастр).
Согласно Положению о Федеральной службе земельного кадастра, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.01.2001 г. N 22, в полномочия Росземкадастра входило осуществление деятельности, связанной с государственной оценкой земель, обеспечение разработки и совершенствования методик государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с приказом Росземкадастра от 20.02.2001 N П/21 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель" на его территориальные органы была возложена обязанность провести работы по государственной кадастровой оценке земель поселений субъектов РФ с привлечением не менее двух аттестованных специалистов по государственной кадастровой оценке земель поселений.
Во исполнение данного приказа Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Белгородской области (ныне - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области) 19 июня 2001 года был заключен договор на выполнение работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель с Белгородским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием.
Как видно из Устава ФГУП "***", данное предприятие находилось в ведомственном подчинении Федеральной службы земельного кадастра РФ, осуществляло такой вид деятельности как проведение работ по государственной кадастровой оценке земель, следовательно в силу пункта 1 Правил имело право на проведение государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с условиями упомянутого договора указанное предприятие (подрядчик) вправе по своему усмотрению привлекать третьих лиц к исполнению работ, предусмотренных договором (п. 6.3). В соответствии с техническим заданием к договору целью работ являлось определение удельных показателей кадастровой стоимости земель поселений с изготовлением отчетов по указанным в задании темам.
Согласно представленному в материалы дела Отчету по государственной кадастровой оценке земель поселений Белгородской области в трех томах (далее - Отчет) в проведении работ по кадастровой оценке земель города Белгорода принимали участие аттестованные специалисты: П.Л.В. (Свидетельство специалиста по проведению государственной кадастровой оценки земель поселений, выдано 21 апреля 2001 г.), Е.В.А. (Свидетельство специалиста в области государственной кадастровой оценки земель поселений, выдано 25.11.2000 г.), а также привлеченные подрядчиком третьи лица.
5 августа 2002 г. Отчет был представлен Комитетом по земельным ресурсам в Росземкадастр, где был принят и согласован в установленном порядке.
Согласование результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Белгородской области Комиссией по авторскому надзору за выполнением работ по государственной кадастровой оценке земель и рекомендация к их утверждению органом исполнительной власти субъекта РФ подтверждается протоколом заседания Комиссии от 26.11.2002.
Письмом Росземкадастра от 09.12.2002 г. N СС/1116 "О согласовании результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Белгородской области" подтверждается, что указанные работы выполнены в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/ 337, согласованы с Росземкадастром и рекомендованы к утверждению органом исполнительной власти субъекта РФ.
Из этого следует, что результаты проведенной оценки были проверены и одобрены органом, в полномочия которого входит проведение государственной кадастровой оценки земель, и после согласования приобрели официальный характер.
Этому согласованию также предшествовала работа областной комиссии по рассмотрению и согласованию результатов работ по государственной кадастровой оценке земель, созданной в соответствии с постановлением главы администрации области N 43 от 24.01.2000 г. (с изменениями внесенными постановлением от 08.06.01. N 376). Из протокола от 2 августа 2002 г. видно, что комиссией были согласованы результаты государственной кадастровой оценки земель поселений в Белгородской области.
Доводы заявителей о том, что этот протокол как недостоверный не может быть принят в качестве доказательства, поскольку его дата выполнена рукописно и с помарками, а сам текст отличается от ранее представленного протокола, неубедительны.
Из объяснений представителя И.Н.И. следует, что протокол заседания областной комиссии без даты, имеющийся в материалах рабочего Отчета, хранящегося у исполнителя "Белгородземпроект", являлся рабочим экземпляром протокола, содержание которого предварительно согласовывалось с членами комиссии. Такое согласование ничем не предусмотрено и наличие подписей в протоколе не носило официального характера. Официальный протокол имеет дату 2 августа 2002 г. и представлен заказчику - Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Белгородской области - в составе материалов Отчета. Выполнение рукописно даты в протоколе не запрещено и не свидетельствует о недостоверности протокола, помарок в написании даты нет.
Свидетель К.В.Н., возглавлявший в 2002 г. комитет по земельным ресурсам и землеустройству Белгородской области, в судебном заседании подтвердил, что он 2 августа 2002 г. присутствовал на заседании упомянутой комиссии, на заседании также присутствовал П.В.С. Именно протокол этого заседания с датой 02.08.2002 г. был представлен комитету по земельным ресурсам в материалы Отчета.
Как видно из подлинного протокола от 2 августа 2002 г., находящегося на листе 75 первого тома Отчета и исследованного в судебном заседании, он подписан председателем комиссии, удостоверен печатью, исправлений в нем не имеется.
В связи с этим указанный протокол принимается судом как доказательство в подтверждение согласования результатов государственной кадастровой оценки земель областной комиссией.
При издании оспариваемого постановления также соблюден порядок подготовки и согласования его проекта, установленный Правилами подготовки нормативных правовых и распорядительных актов главы администрации области, утвержденными постановлением Главы администрации области N 261 от 17.06.2002 г. Подготовка и согласование акта оформлена визами на специальном бланке "Лист согласования...", копия которого представлена в материалы дела и из которого видно, что проект нормативного акта был подготовлен комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Белгородской области (В.Н.К.) и согласован с соответствующими должностными лицами и организациями, в том числе с правовым управлением аппарата главы администрации.
Доводы заявителей о проведении работ по государственной кадастровой оценке земель поселений в Белгородской области в нарушение существовавших методик оценки, об экономической необоснованности результатов оценки и наличии в связи с этим оснований для признания оспариваемого постановления в части недействующим неубедительны.
Вышеприведенными нормативными актами определена значимость представления органам исполнительной власти субъектов РФ результатов государственной кадастровой оценки земель для утверждения именно территориальными органами Росземкадастра. Эти специально уполномоченные на проведение государственной кадастровой оценки органы обязаны предлагать органам власти субъекта РФ конкретные величины кадастровой стоимости единицы площади, рассчитанные в соответствии с нормативными правовыми актами и в предусмотренном ими порядке.
Работа по государственной кадастровой оценке земель поселений в Белгородской области по состоянию на 2003 год проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, установившими порядок проведения такой оценки. Соблюдение при оценке земель нормативных положений, существующих методик, полномочия и компетентность проводивших оценку организаций и специалистов, экономическая обоснованность удельных показателей проверены полномочными органами и должностными лицами и результаты оценки с ними согласованы.
Эти обстоятельства в полном объеме подтверждены приведенными письменными доказательствами, а также показаниями свидетелей Т.Р.В., К.В.Н., Н.В.И.
Доводы заявителей о наличии сомнений в компетентности Федерального кадастрового центра "Земля" по обучению и аттестации специалистов в области государственной кадастровой оценки земель, в полномочиях предприятия "***" и нахождении его в ведении Росземкадастра не могут быть приняты во внимание как имеющие предположительный характер и не подтвержденные доказательствами. Представленные заинтересованными лицами в подтверждение указанных обстоятельств копии свидетельств специалистов, копия Устава упомянутого предприятия надлежащим образом удостоверены, а содержащиеся в них сведения заявителями не опровергнуты.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для сомнений в правильности результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Белгородской области.
Кроме того, доводы о расчете удельных показателей кадастровой стоимости принадлежащих заявителям земельных участков с нарушением Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337, не могут служить основанием для признания нормативного акта недействующим.
По правилам главы 24 ГПК суд проверяет, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Упомянутая Методика Министерством юстиции РФ в качестве нормативного правового акта не зарегистрирована и к таковым не относится. Поэтому оспариваемое заявителем постановление на предмет его соответствия акту, не являющемуся нормативным правовым, в порядке главы 24 ГПК РФ проверено быть не может.
Доводы о не применении оценщиком при выполнении работ по государственной кадастровой оценке земель всех предусмотренных методов оценки по существу свидетельствуют о несогласии заявителей с действиями организаций и специалистов по проведению кадастровой оценки земель. Однако данное обстоятельство не может быть предметом судебной проверки в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как указано в пункте 12 Правил, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Права на рассмотрение такого спора заявители не лишены.
Доводы о значительном превышении государственной кадастровой оценки принадлежащих заявителям земельных участков рыночной стоимости этих участков, правового значения не имеют.
Из пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ следует неравенство величин рыночной и кадастровой стоимости одного и того же земельного участка. При этом законодательно процентное соотношение этих величин не закреплено. Рыночная и кадастровая стоимость земли предусмотрены действующим законодательством как два самостоятельных вида оценки объектов, основанных на различных методах и подходах.
Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, установлены Постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 N 519 "Об утверждении стандартов оценки". В пункте 4 указанного Постановления перечислены виды стоимости, отличные от рыночной, в том числе указана "стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов".
В связи с изложенным, представленные заявителями отчеты о рыночной стоимости в 2003 и 2004 годах принадлежащих им земельных участков не свидетельствуют об ошибочности установленных в результате проведения государственной кадастровой оценки земель величин удельных показателей кадастровой стоимости этих земельных участков.
Доводы о несоответствии оспариваемого постановления статье 66 Земельного кодекса РФ, в том числе ввиду утверждения удельных показателей кадастровой стоимости, тогда как подлежала утверждению кадастровая стоимость земель, не могут быть признаны состоятельными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с Правилами в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории, по результатам которого устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон (пункт 8). Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъекта РФ (пункт 10).
Как видно из Отчета, результатом государственной кадастровой оценки земель Белгородской области является установление их стоимости в рублях за 1квадратный метр по видам земель и кадастровым кварталам, то есть удельных показателей, что соответствует приведенным положениям Земельного кодекса РФ и Правил.
Частью 2 статьи 66 ЗК РФ определены цель проведения государственной кадастровой оценки земель, компетенция Правительства РФ по установлению порядка ее проведения и обязательность утверждения результатов такой оценки органами исполнительной власти субъектов РФ. Оспариваемое постановление этим положениям не противоречит.
Правило части третьей приведенной статьи об определении кадастровой стоимости земельного участка в процентах от его рыночной стоимости установлено для случаев определения рыночной стоимости земельного участка, в связи с чем, указанная норма федерального закона спорных правоотношений не регулирует и в настоящем деле неприменима.
Необоснованным является и довод о несоответствии оспариваемого постановления частям 3 и 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ, поскольку этим постановлением, не являющимся актом о налогах и сборах, налоги не устанавливались и отношения в сфере налогообложения не регулируются. Использование в налоговом законодательстве понятия кадастровой стоимости земельного участка как налоговой базы для исчисления земельного налога не может являться основанием для признания оспариваемого постановления актом налогового законодательства.
Что касается доводов о противоречии оспариваемого нормативного правового акта статье 57 Конституции РФ, то проверка несоответствия правового акта Конституции РФ не может быть предметом судебного рассмотрения в суде общей юрисдикции, в связи с чем, в указанной части производство по делу прекращено определением суда от 11 апреля 2007 г.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление главы администрации Белгородской области N 474 от 18 декабря 2002 г. "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Белгородской области" в оспариваемой части не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
З.А.Н., закрытому акционерному обществу "***" в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления главы администрации Белгородской области N 474 от 18 декабря 2002 г. "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Белгородской области" как противоречащего статье 66 Земельного кодекса РФ, частям 3 и 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ, пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 г. N 316, в части установления удельного показателя кадастровой стоимости земель в г. Белгороде под промышленными объектами в кадастровом квартале 2015007 - отказать.
Кассационная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Российской Федерации через Белгородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Белгородского областного суда от 11 апреля 2007 г. (извлечение)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании