В соответствии с распоряжением правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 35-рп "О концепции областного проекта "Зеленая столица" администрация Белгородского района постановляет:
1. Утвердить среднесрочную целевую программу "Создание и обустройство рекреационных зон, включая берега рек, водохранилищ, прудов, на территории Белгородского района на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа, прилагается).
2. Управлению сельского хозяйства и природопользования (Н.В. Кондобаров), комитету финансовой и бюджетной политики (А.Н. Красильников), комитету социальной политики (В.Б. Белоусов), комитету по управлению муниципальной собственностью района (О.Д. Попова), комитету по отраслевому развитию (К.М. Азаров) обеспечить реализацию мероприятий Программы.
3. Главам администраций городских и сельских поселений обеспечить реализацию Программы на территории поселений.
4. Заместителю руководителя управления сельского хозяйства и природопользования, начальнику отдела природопользования, растениеводства и технической политики (Нерубенко О.Е.) обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации района.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на управление сельского хозяйства и природопользования (Н.В. Кондобаров).
Глава администрации |
А. Савченко |
Среднесрочная целевая программа
"Создание и обустройство рекреационных зон, включая берега рек, водохранилищ, прудов, на территории Белгородского района на 2012 - 2014 годы"
(утв. постановлением Администрации Белгородского района Белгородской области
от 6 июня 2012 г. N 57)
Паспорт
среднесрочной целевой программы "Создание и обустройство рекреационных зон, включая берега рек, водохранилищ, прудов, на территории Белгородского района на 2012 - 2014 годы"
Наименование Программы |
Создание и обустройство рекреационных зон, включая берега рек, водохранилищ, прудов, на территории Белгородского района на 2012 - 2014 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
распоряжение правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 35-рп "О концепции областного проекта "Зеленая столица" |
Муниципальный заказчик Программы |
администрация Белгородского района |
Муниципальный представитель заказчика (координатор) Программы |
управление сельского хозяйства и природопользования администрации Белгородского района |
Ф.И.О., должность руководителя Программы |
Кондобаров Николай Владимирович, начальник управления сельского хозяйства и природопользования администрации Белгородского района |
Основной разработчик Программы |
управление сельского хозяйства и природопользования администрации Белгородского района |
Исполнители Программы |
управление сельского хозяйства и природопользования администрации Белгородского района; комитет финансовой и бюджетной политики администрации Белгородского района; комитет по отраслевому развитию администрации Белгородского района; комитет по управлению муниципальной собственностью администрации Белгородского района; комитет социальной политики администрации Белгородского района; администрации городских и сельских поселений; хозяйствующие субъекты, занятые в сфере предоставлении услуг рекреационного характера; Белгородский областной фонд поддержки малого предпринимательства (БОФПМП) |
Цели Программы |
1. Создание условий для развития и стабильного функционирования территориальных рекреационных комплексов (далее - ТРК) на территории Белгородского района. 2. Обеспечение конституционных прав граждан на отдых и благоприятную окружающую среду. 3. Создание на уровне муниципального района условий для развития рекреационной деятельности на водных объектах. 4. Оздоровление населения района. 5. Развитие спорта и туризма. 6. Повышение уровня экологической культуры населения. 7. Пропаганда активного отдыха как средства воспитания здорового образа жизни населения |
Задачи Программы |
1. Обеспечить комфортные и безопасные условия для ведения организованного отдыха граждан. 2. Создать условия для развития отдыха, ориентированного как на внутренних потребителей, так и на жителей других регионов России. 3. Обеспечить сохранение качества среды обитания, научно обоснованное, рациональное использование природных ресурсов. 4. Выработать рекомендации по использованию ГТС, земельных участков под ГТС, зеркалом водоема и прилегающих к водным объектам в соответствии с действующим законодательством. 5. Разработать и реализовать проекты развития инженерной инфраструктуры: - обеспечение транспортной доступности и обустройство дорог; - строительство систем электроснабжения и водоснабжения; - обустройство мест отдыха, пикниковых зон и площадок для активного отдыха; - организация вывоза ТБО. 6. Обеспечить услугами торговли, проката, общественного питания на территориях ТРК. 7. Организовать взаимодействие органов исполнительной власти и пользователей водных объектов в развитии рекреационной деятельности. 8. Организовать пропаганду и развитие активного отдыха |
Сроки и этапы реализации |
Программу предполагается осуществить в 2012 - 2014 годах в один этап |
Объемы и источники финансирования Программы |
Финансирование мероприятий Программы планируется из федерального и областного бюджетов согласно доведенным до района лимитам и внебюджетных источников исходя из планов хозяйствующих субъектов |
Целевые показатели и показатели социально-экономической эффективности реализации Программы |
Для оценки эффективности реализации Программы используется следующий целевой показатель: - увеличение количества рекреационных зон к 2014 году с 18 до 61, или в 3,5 раза по отношению к 2011 году. |
1. Оценка потенциала рекреационной деятельности на территории района
Общая длина водотоков Белгородского района составляет около 240 километров, кроме этого на территории района имеется 103 пруда и водохранилище, общей площадью около 1200 га.
Из 103 водоемов Белгородского района 60 имеют предрасположенность для организации рекреационной деятельности. Из них 18 уже используются в качестве территориальных рекреационных комплексов. По предварительной оценке количество граждан, ежегодно посещающих ТРК, составляет более 120 тысяч человек, в основном жители города Белгорода и Белгородского района.
В уже действующих 18 ТРК имеются обустроенные площадки для отдыха, оборудованные навесы, пикниковые зоны, места для сбора мусора, игровые и спортивные площадки, мостики для рыбной ловли, пляжные зоны, словом, все необходимое для обеспечения отдыха населения всех возрастных категорий.
Вышеперечисленные ТРК находятся в достаточной близости от города Белгорода и населенных пунктов района. Время в пути до объектов рекреационной деятельности составляет не более 30 - 40 минут.
Наиболее крупные ТРК расположены в границах следующих поселений Белгородского района: Ериковского, Никольского, Головинского, Журавлевского, Крутологского и городского поселения "Поселок Разумное".
В настоящее время более 50 процентов водоемов с высоким рекреационным потенциалом не используются.
Обозначенные в Программе пути решения проблем развития ТРК соответствуют приоритетам развития Белгородского района в части повышения качества жизни и социального развития и способствуют:
- строительству системы инженерных коммуникаций для рекреационной деятельности;
- развитию инфраструктуры в целях формирования комфортной среды отдыха для населения, отвечающей современным требованиям;
- созданию дополнительных рабочих мест (спасатели, охранники, повара, продавцы, тренеры, руководящий и обслуживающий персонал);
- созданию условий для развития самозанятости населения как формы экономической деятельности;
- формированию постоянного функционирующей системы обеспечения качественным активным отдыхом;
- повышению качества и уровня жизни граждан;
- нравственному и экологическому воспитанию молодежи.
Проблемы в развитии рекреационной деятельности имеют комплексный, системный характер, что осложняет их устранение.
Основной проблемой, с которой сталкиваются организаторы ТРК, является несовершенство законодательства в части оформления имущественных отношений.
В связи с недостаточным обеспечением ТРК инженерными коммуникациями отсутствие дорожной сети с твердым покрытием, электроснабжения, газоснабжения не позволяет использовать природно-рекреационный потенциал круглогодично, в результате чего значительно возрастает срок окупаемости вложенных средств.
Предпринимательская грамотность и навыки делового общения. Зачастую предприниматели в начале своей деятельности не в состоянии отстроить идеологию бизнеса. Поверхностно подходят к созданию экономической модели, не выстраивают четких партнерских отношений как с органами власти, так и с контрагентами по бизнесу.
Доступность финансово-кредитных ресурсов. Ненастроенная финансовая модель, ярко выраженный сезонный вид деятельности, отсутствие залоговой базы является причиной отказа в получении заемных средств в кредитных учреждениях.
Реализация продукции и услуг. Отсутствие единой информационной базы, низкая активность предпринимателей в презентации своих объектов на выставках и круглых столах, недостаточный объем рекламы, узкий спектр предлагаемых услуг не позволяют своевременно и в полном объеме реализовать свою продукцию и услуги.
Креативность подходов в организации бизнеса. Как правило, весь бизнес на водных объектах сводится к возможности лова рыбы или ее покупке. Только в последнее время начали развиваться такие дополнительные виды услуг, как: пикниковые зоны, зоны купания, спортивные площадки, зоотуризм, прокат средств лова, плавательных средств и т.д.
Реализация Программы предлагает системный и программный подход: каждая поставленная задача должна быть реализована в соответствии с анализом исходной ситуации и содержать систему мер для достижения целей, определенных в концепции Программы.
В целях создания комфортного жизненного пространства для жителей Белгородского района, в соответствии с направлением, закрепленным в комплексной программе "Зеленая столица", необходимо разработать дополнительные меры поддержки субъектов, осуществляющих предоставление рекреационных услуг за счет средств федерального, областного и местного бюджетов при условии субсидиарной ответственности участников конкретных проектов.
Общая потребность в подъездных путях от автомобильных дорог до ТРК составляет 15,53 км. Это делает ТРК недоступными для транспорта, особенно в весенний и осенний периоды, а также после выпадения осадков.
Для обеспечения граждан современными удобствами на территориях ТРК требуется строительство 6,1 км линий электропередач.
Для охвата всех половозрастных групп населения на территории ТРК следует создавать пляжи, места для рыбной ловли, мини-зоопарки, дендропарки, пункты проката спортивного и рыболовного инвентаря, спортивные площадки, сети пешеходных и велосипедных дорожек, лыжно-роллерные трассы, детские площадки и места для приготовления пищи.
Для временного проживания на территории ТРК в холодное время года необходима газификация.
Решение указанных выше проблем невозможно без утверждения специальной программы.
Мероприятия по созданию и развитию ТРК, предназначенных для организации полноценного отдыха граждан, также предполагают модернизацию инфраструктуры и расширение видов услуг в области рыболовства. Такие мероприятия по организации и развитию инфраструктуры и расширение видов сервисных услуг, оказываемых гражданам, не только обеспечат комфортные и безопасные условия для любительского и спортивного рыболовства, но будут способствовать дальнейшему развитию рыболовного туризма. Организация рыболовного туризма, за исключением ограничения, связанного с периодом нереста рыб, возможна практически круглый год на рыбопромысловых участках и водоемах, используемых в целях рекреации. Развитие рыболовного туризма с подключением к нему элементов этнотуризма, агротуризма, образовательного туризма для школ и высших учебных заведений позволит снизить негативное влияние неорганизованного любительского и спортивного рыболовства на состояние запасов водных биоресурсов области, обеспечить участие сельского населения в развитии рыболовного туризма, получение финансовых и других преимуществ от этой деятельности.
Увлечение любительским и спортивным рыболовством неизбежно приводит к росту просвещенности населения в области экологии, к активизации природоохранной деятельности и, в конечном счете, к улучшению состояния окружающей среды и рациональному использованию водных биоресурсов.
Основной задачей создания рекреационных зон станет сохранение и приумножение культурного и природного потенциала района, удовлетворение потребностей жителей области в туристических услугах, а также развитие экономики.
Решение указанных выше проблем невозможно без утверждения специальной программы.
2. Система программных мероприятий
N п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители |
Источники финансирования |
1. |
Подготовить реестр потенциального размещения объектов рекреационной деятельности |
2012 г. |
управление сельского хозяйства и природопользования |
не требуется |
2. |
Провести маркетинговые исследования и анализ рынка востребованности услуг рекреации и туризма |
2012 г. |
отдел экономического развития торговли и предпринимательства |
не требуется |
3. |
Изучить состояние туристическо-рекреационных ресурсов и инфраструктуры на водных объектах |
2012 г. |
управление сельского хозяйства и природопользования; главы городских и сельских поселений |
не требуется |
4. |
При создании современных ТРК руководствоваться типовой схемой |
2012 - 2014 г.г. |
управление архитектуры и градостроительства |
не требуется |
5. |
Разработать и утвердить проекты планировки и развития ТРК |
2012 - 2013 г.г. |
управление сельского хозяйства и природопользования; хозяйствующие субъекты |
не требуется |
6. |
Обеспечить инженерное обустройство ТРК: строительство систем энергоснабжения, водоснабжения и автодорог с твердым покрытием, строительство площадок для сбора ТБО |
2012 - 2014 г.г. |
управление архитектуры и градостроительства |
областной бюджет |
7. |
Для благоустройства и создания комфортных и безопасных условий отдыха оборудовать ТРК малыми архитектурными формами, пикниковыми и пляжными зонами, спортивными площадками и информационными щитами, провести работы по устройству туристических маршрутов и троп |
2012 - 2014 г.г. |
хозяйствующие субъекты |
средства хозяйствующих субъектов |
8. |
Содействие в получении государственной поддержки инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся рекреационной деятельностью, в форме предоставления целевых займов, поручительств (гарантий), субсидирования части процентной ставки по банковским кредитам в рамках действующей областной программы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства |
2012 - 2014 г.г. |
Белгородский областной фонд поддержки малого предпринимательства (по согласованию); управление сельского хозяйства и природопользования |
средства областного бюджета |
9. |
С учетом функциональной особенности и характеристики инфраструктуры ТРК провести их сертификацию в соответствии с Правилами категоризации объектов сельского туризма |
2012 - 2014 г.г. |
Белгородский областной фонд поддержки малого предпринимательства (по согласованию) |
внебюдж. средства |
10. |
На территориях ТРК организовать услуги по продаже аксессуаров для рыболовства, дров и угля, продуктов питания и прохладительных напитков, предметов народных и художественных промыслов и ремесел, а также прокат спортивного и туристического снаряжения |
2012 - 2014 г.г. |
хозяйствующие субъекты; органы местного самоуправления |
средства хозяйствующих субъектов |
11. |
Оказывать консультативные услуги хозяйствующим субъектам по вопросам организации рекреационной деятельности |
2012 - 2014 г.г. |
управление сельского хозяйства и природопользования |
не требуется |
12. |
Осуществлять контроль за деятельностью ТРК |
2012 - 2014 г.г. |
управление сельского хозяйства и природопользования; администрации городских и сельских поселений; хозяйствующие субъекты |
не требуется |
13. |
Обеспечить проведение культурно-массовых мероприятий с участием населения на территории ТРК |
2012 - 2014 г.г. |
комитет социальной политики; администрации городских и сельских поселений; хозяйствующие субъекты (по согласованию) |
средства хозяйствующих субъектов |
14. |
Проводить мероприятия по улучшению экологического состояния ТРК совместно с волонтерскими и общественными организациями |
2012 - 2014 г.г. |
комитет социальной политики; управление сельского хозяйства и природопользования; хозяйствующие субъекты |
не требуется |
15. |
В целях развития детского туризма организовать работу экологических клубов в общеобразовательных учреждениях как одну из форм проведения внеклассной работы со школьниками |
2012 - 2014 г.г. |
управление образования |
не требуется |
16. |
Для повышения информированности граждан разработать и разместить на сайте района электронную карту территориальных рекреационных комплексов |
2013 г. |
управление сельского хозяйства и природопользования; комитет по управлению муниципальной собственностью района |
не требуется |
3. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета в рамках реализации инвестиционных программ в связи с осуществлением значимых проектов (строительство дорог, сетей энергоснабжения, газоснабжения и водопровода), а также за счет средств субъектов, предоставляющих услуги в сфере рекреации (строительство домиков, оборудование мест для купания, пикниковых зон, спортивных площадок и мест отдыха).
4. Оценка ожидаемой эффективности и результативности Программы
Реализация Программы позволит закрепить позитивные тенденции развития рекреационной деятельности и предоставления туристических услуг на территории Белгородского района.
Основные показатели эффективности реализации Программы
N |
Показатель |
2011 год |
2014 год |
Рост в 2014 году по отношению к 2011 году, в % |
1 |
Количество ТРК |
17 |
61 |
358 |
2 |
Количество пикниковых зон |
103 |
513 |
498 |
3 |
Количество пляжных зон |
10 |
32 |
320 |
4 |
Посещаемость, тыс. ч/дней в год |
117,1 |
403,4 |
344 |
5 |
Количество дополнительных рабочих мест |
72 |
202 |
280 |
Итогом реализации Программы станет сохранение и приумножение культурного и природного потенциала района, удовлетворение потребностей жителей района и города Белгород в туристических услугах, а также развитие экономики, рост налоговых поступлений в бюджет, увеличение доходов малого и среднего предпринимательства, рост доходов населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Белгородского района Белгородской области от 6 июня 2012 г. N 57 "Об утверждении среднесрочной целевой программы "Создание и обустройство рекреационных зон, включая берега рек, водохранилищ, прудов, на территории Белгородского района на 2012 - 2014 годы"
Текст постановления официально опубликован не был