В целях формирования культуры здорового образа жизни и массового привлечения различных социальных групп населения Белгородской области к систематическим занятиям физической культурой Правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить Стратегию развития физической культуры на территории Белгородской области на 2013 - 2017 годы (далее - Стратегия, прилагается).
2. Органам исполнительной власти, государственным органам области обеспечить реализацию Стратегии и представление в управление физической культуры и спорта области ежегодных отчетов о реализации Стратегии за истекший год до 15 июля года, следующего за отчетным.
3. Управлению физической культуры и спорта области (Сердюков О.Э.) обеспечить ежегодный мониторинг реализации Стратегии, подготовку отчетов о реализации Стратегии за истекший год и их представление Губернатору области не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным.
4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов учитывать положения Стратегии при разработке стратегий, концепций, программ, планов действий.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области - начальника департамента кадровой политики области В.А. Сергачева.
Информацию о ходе исполнения постановления представлять к 1 сентября 2014 - 2018 годов.
Губернатор |
Е. Савченко |
Стратегия
развития физической культуры на территории Белгородской области на 2013 - 2017 годы
(утв. постановлением Правительства Белгородской области
от 19 ноября 2012 г. N 463-пп)
Белгород - 2012
Содержание
Введение
В XXI веке образование и здоровье стали основным ключом к решению глобальных проблем современного мира. Сегодня первое место по актуальности занимает проблема ответственности людей за свое здоровье, ответственности общества и государства за состояние здоровья нации. В свою очередь, забота о здоровье нации - важнейший показатель состоятельности и ответственности курса социальной политики Правительства Российской Федерации. При этом ценностное отношение каждого гражданина к своему здоровью и ведение здорового образа жизни оказывают существенное влияние на генофонд страны.
Сегодня на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости повышения социальной роли физической культуры и массового спорта, создания оптимальных условий для развития физической культуры среди различных категорий населения.
В конце прошлого века из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государственных органов в Российской Федерации сложилась ситуация недооценки государством и обществом оздоровительной, воспитательной и социальной роли физической культуры. Это привело к негативным тенденциям в состоянии физического, социального, духовно-нравственного, психологического здоровья населения страны.
В настоящее время в общественное сознание должны быть возвращены понятия о том, что физическая активность и занятия спортом (особенно для детей и молодежи) - необходимое и важнейшее условие развития человека, улучшающее качество жизни, снимающее стрессовые состояния, повышающее работоспособность.
В целях формирования культуры здорового образа жизни и массового привлечения различных социальных групп населения (начиная с дошкольников и заканчивая взрослым населением) Белгородской области к систематическим занятиям физической культурой необходима реализация комплекса мер среднесрочного характера. В связи с этим инициирована Стратегия развития физической культуры на территории Белгородской области на 2013 - 2017 годы (далее - Стратегия).
Стратегия разработана в соответствии с нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", на основании Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года.
Стратегия представляет новую систему физкультурно-оздоровительного воспитания населения Белгородской области, характеризующуюся совокупностью современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности Правительства Белгородской области, органов государственной власти области и органов местного самоуправления в сфере физической культуры. При разработке Стратегии учтены задачи, направленные на улучшение здоровья и качества жизни населения, повышение степени вовлеченности граждан Белгородской области в занятия физической культурой.
Положения Стратегии опираются на комплексную оценку состояния отрасли "Физическая культура и спорт" и прогноз ее развития, обоснованное определение объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения развития данной сферы, а также системный анализ содержания и характера рассматриваемых проблем.
Положения Стратегии являются основой для консолидации усилий органов исполнительной власти, государственных органов области, органов местного самоуправления, организаций отрасли "Физическая культура и спорт", а также общественных объединений и населения по обеспечению комплексного решения проблем развития физической культуры в Белгородской области.
В настоящей Стратегии определяются главная цель, задачи и основные направления реализации государственной политики развития физической культуры в Белгородской области на период до 2017 года, а также этапы и приоритеты, комплекс основных мероприятий, необходимые условия, риски и механизм контроля за реализацией Стратегии.
Положения Стратегии могут уточняться и дополняться с учетом изменений обстановки, характера, масштаба и содержания проблем развития физической культуры в Белгородской области, а также конкретизироваться в иных документах по вопросам развития отрасли "Физическая культура и спорт".
Разрабатываемая Стратегия характеризуется следующими принципиальными особенностями:
- системный характер основных целей и задач;
- инновационный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы среди населения;
- качественная информационная среда для формирования положительного образа спортивно ориентированных групп населения;
- широкое информирование общественности и граждан области о ходе и результатах реализации Стратегии.
Миссия Стратегии - формирование физически и духовно здорового гражданина Белгородской области.
В Стратегии применяются следующие понятия и термины с соответствующими определениями.
Физическая культура как система деятельности - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
В Стратегии физическая культура как специфическая система включает в себя следующие виды:
- физкультурное образование (обучение, воспитание, развитие, оздоровление населения разных возрастных категорий средствами физической культуры);
- физкультурная рекреация (деятельность, направленная на досуг, активный отдых, развлечение с помощью средств физической культуры);
- физкультурная реабилитация (восстановление организма после травм, заболеваний, утомления в результате напряженного труда, тренировки, учебы и т.д.);
- адаптивная физическая культура (приспособление к жизни инвалидов с помощью средств физической культуры);
- профессионально-прикладная физическая культура (профилактика профессиональных заболеваний, повышение профессиональной надежности, трудоспособности специалистов с помощью средств физической культуры, физическая подготовка к профессии).
Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").
В свою очередь, физическая культура человека включает:
- отношение к здоровью как к ценности;
- уровень физического развития;
- уровень развития физических качеств;
- уровень знаний, умений, навыков;
- уровень сформированности мотивации по отношению к занятиям физической культурой. Оценивая данные показатели, можно судить об уровне физической культуры конкретного человека или совокупности людей (группы, категорий населения).
Физкультурно-оздоровительная работа - комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом, привлечение к занятиям максимально возможного количества жителей региона, снижение негативного влияния окружающей среды на человека и проведение реабилитационных мероприятий, повышение сопротивляемости организма различным заболеваниям.
Систематически занимающийся физическими упражнениями - человек, занимающийся физической культурой не менее 3 часов в неделю.
Массовый спорт - сфера социальной деятельности общества, включающая физкультурную деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки.
Риск - вероятность наступления обстоятельств, препятствующих достижению главной цели, решению задач и получению запланированных результатов Стратегии.
1. Анализ состояния здоровья населения Белгородской области
Анализ причин заболеваемости и смертности населения Белгородской области позволяет сделать вывод о том, что основные факторы риска для здоровья связаны с современным образом жизни. В последние годы резко снизился уровень физических нагрузок людей. Малоподвижный образ жизни становится обычным явлением современной жизни в связи с развитием механизации, компьютеризации большинства отраслей. Человек стал намного больше заниматься интеллектуальной деятельностью и практически перестал двигаться. Последствия прогресса привели к физической детренированности и возникновению "болезней цивилизации", причиной которых во многих случаях является гиподинамия.
В области 78 процентов населения, в том числе 65 процентов детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой. Низкая физическая активность наряду с курением, чрезмерным употреблением алкоголя, избыточной массой тела, ожирением, повышенным артериальным давлением снижают резервы здоровья и являются причинами болезней сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, сахарного диабета и других. Между тем, на данные факторы риска можно воздействовать, изменив образ жизни.
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражается на показателе ожидаемой продолжительности жизни, которая в 2010 году составила для всего населения - 71,1 года, в том числе для мужчин - 65,5, женщин - 76,6.
Особого внимания заслуживает проблема смертности населения трудоспособного возраста. Так, из общего числа умерших лица трудоспособного возраста составляют 20 - 25 процентов, при этом в структуре причин смертности на протяжении ряда лет первое место занимают болезни системы кровообращения - 37,8 процента.
В Белгородской области показатель смертности населения по классу болезней системы кровообращения в 2011 году увеличился на 4,3 процента и составил 9,8 на 1000 человек населения (2009 год - 9,4). Основными причинами, которые формируют современный уровень смертности от болезней системы кровообращения, являются ишемическая болезнь сердца (74,6 процента) и цереброваскулярные болезни (18,5 процента).
Инвалидность вследствие болезней системы кровообращения в 2010 году составила 41,9 процента первичной инвалидности от всех заболеваний. В структуре болезней системы кровообращения удельный вес инвалидности по причинам заболеваний, характеризующихся повышенным кровяным давлением, составил 12,8 процента, ишемической болезни сердца - 42,2 процента, цереброваскулярных болезней - 34,2 процента.
Особую тревогу вызывает рост заболеваемости детей и подростков. Показатель общей заболеваемости детского (0 - 14 лет) населения региона увеличился на 1,5 процента, также увеличился на 26,5 процента показатель общей заболеваемости детей подросткового возраста (15 - 17 лет).
Динамика заболеваемости населения области за последние пять лет, несмотря на некоторое ее снижение у взрослых, свидетельствует о том, что низкая ответственность населения за свое здоровье и образ жизни не способствуют повышению жизненной активности.
По данным отечественных и зарубежных ученых, здоровье человека только на 10 - 15 процентов зависит от деятельности учреждений здравоохранения, а на 50 - 55 процентов - от условий и образа жизни людей, важной составляющей частью которого является активный отдых и физическое совершенствование.
Физическая активность делает человека не только привлекательным, но и существенно улучшает его здоровье, благоприятно влияет на продолжительность и качество жизни. Физически активные люди чаще имеют хорошее самочувствие, настроение, они более устойчивы к стрессам, депрессии, обеспечивают себе более высокий уровень здоровья. Альтернативы физической активности для сохранения и укрепления здоровья нет. Дозированная физическая нагрузка остается одним из методов профилактики ишемической болезни сердца, артериальной гипертонии, ожирения и других заболеваний. Никакие лекарства не дают такого эффекта, как регулярные физические упражнения.
Физически активный образ жизни в любом возрасте оказывает благотворное влияние на здоровье:
1. Во время физических нагрузок увеличивается глубина и частота дыхания за счет интенсивности сокращений дыхательных мышц. Чем больше тренированы дыхательные мышцы, тем эффективнее происходит вентиляция легких, которая повышается с увеличением нагрузки и потребности в кислороде.
2. У тренированных людей жизненная емкость легких, циркулирующий объем воздуха, максимальная вентиляция увеличиваются, а частота дыхания в покое уменьшается. Регулярные физические тренировки позволяют увеличить максимальное потребление кислорода на 15 - 30 процентов.
3. Повышается эффективность работы сердечно-сосудистой системы. Укрепление и развитие сердечной мышцы позволяет сердцу работать эффективнее и без лишних усилий обеспечивать нормальное кровоснабжение всех тканей и органов.
4. Оказывается положительное воздействие на обмен веществ (метаболизм): нормализуется содержание в крови холестерина и триглицеридов, повышается чувствительность клеток организма к инсулину (снижается риск развития сахарного диабета), улучшается расщепление жиров и углеводов, что помогает эффективнее бороться с лишним весом.
5. Активизируется умственная деятельность.
6. Улучшается подвижность и прочность суставов, функционирование которых зависит от работоспособности мышц, эластичности связок и сухожилий.
7. Облегчается отказ от вредных привычек (курение, чрезмерное употребление алкоголя).
8. Уменьшается негативное действие стресса. Улучшается сон и общее самочувствие. Увеличивается продолжительность активной жизни.
Научные и статистические исследования подтверждают, что люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом, чем те, кто не занимается спортом. Как результат, люди с хорошей спортивной подготовкой в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья.
Здоровье - это зависящая от многочисленных факторов индивидуально-личностная поликомпонентная характеристика, свойственная конкретному индивиду, состоящая из следующих компонентов: соматического, физического, психологического, социального, духовно-нравственного. При этом здоровье является важнейшим параметром в шкале человеческих ценностей. Вместе с тем, основной проблемой его сохранения и укрепления является отсутствие сформированной устойчивой потребности к занятиям физической культурой и массовыми видами спорта среди различных слоев населения. У большой части населения недостаточно сформирована потребность в поддержании и укреплении здоровья, у родителей - в рождении и воспитании здорового ребенка.
Несмотря на социальные и экономические преимущества профилактических программ, в обществе все еще приоритетным остается лечение болезней, а не проведение профилактических мероприятий. В этой связи важен незамедлительный переход от системы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан Белгородской области, основанной на пропаганде здорового образа жизни. В сложившейся ситуации крайне необходима широкая информационно-разъяснительная работа, нацеленная на формирование приоритета здорового образа жизни у населения области.
2. Анализ состояния физической культуры в Белгородской области
Необходимо указать, что за последние годы в регионе наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и массовых видов спорта. В Белгородской области успешно реализуются:
- федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7;
- долгосрочная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Белгородской области на 2012 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Белгородской области от 24 октября 2011 года N 387-пп;
- долгосрочная целевая программа "Развитие футбола в Белгородской области на 2011 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Белгородской области от 16 октября 2010 года N 333-пп;
- долгосрочная целевая программа "Развитие образования Белгородской области на 2011 - 2015 годы" (подпрограмма "Здоровое поколение"), утвержденная постановлением Правительства Белгородской области от 2 октября 2010 года N 325-пп;
- областная комплексная целевая программа "Формирование здорового образа жизни у населения Белгородской области на 2011 - 2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Белгородской области от 23 октября 2010 года N 348-пп, и др.
Физкультурно-оздоровительную и спортивную работу в регионе проводят 2333 организации, в том числе 373 физкультурно-оздоровительных клуба по месту жительства (из них 184 детских и подростковых), 674 клуба физической культуры предприятий и организаций, 24 организации адаптивной физической культуры, 52 областные федерации по видам спорта.
В области насчитывается 55 учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, в которых занимаются более 40000 детей и подростков. Из них: 1 центр спортивной подготовки - школа высшего спортивного мастерства, 1 общеобразовательная спортивная школа-интернат "Салют"; 15 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, 34 детско-юношеские спортивные школы, 4 центра дополнительного образования детей.
На базе ДЮСШ работает 230 отделений по 22 видам спорта.
В Белгородской области активно развиваются следующие виды спорта: баскетбол уличный, велоспорт, волейбол, гиревой спорт, легкая атлетика, лыжный спорт, настольный теннис, спортивное ориентирование, спортивный туризм, хоккей с шайбой, катание на коньках, уличные виды спорта (воркаут, паркур, скейтинг, роллерблейдинг и другие).
С 2012 года активно реализуется областной проект "Развитие детского и юношеского хоккея в Белгородской области". В стадии разработки находятся проекты развития массовых и народных видов спорта:
- областной проект "Развитие уличных видов спорта";
- областной проект "Развитие массового волейбола";
- областной проект "Развитие массового баскетбола";
- областной проект "Развитие массовой легкой атлетики";
- областной проект "Развитие лыжного спорта";
- областной проект "Развитие гиревого спорта";
- областной проект "Развитие русской лапты";
- областной проект "Развитие массового настольного тенниса";
- областной проект "Развитие спортивного ориентирования".
В Белгородской области большое внимание уделяется укреплению материально-спортивной базы, позволяющей вовлекать все более широкие слои населения в сферу физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
В структуру материально-технической базы физической культуры и спорта входят 5362 спортивных сооружения, в том числе 52 стадиона, 8 Дворцов спорта, 839 спортивных залов, 27 физкультурно-оздоровительных комплексов, 113 крытых плавательных бассейнов, 414 стрелковых тиров, 85 лыжных баз, 3310 плоскостных спортивных сооружений, из них 489 футбольных полей.
Однако не все спортивные сооружения соответствуют современным требованиям, некоторые требуют капитального ремонта и реконструкции. Прежде всего, это касается плоскостных открытых спортивных сооружений.
Для оценки уровня безопасности спортивных объектов существует добровольная система сертификации, в рамках которой проводится проверка объекта и дается его оценка. Согласно пункту 5 статьи 37.1 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 321-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" объект спорта, сведения о котором отсутствуют во Всероссийском реестре объектов спорта, не может использоваться для проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, за исключением случаев, если объект спорта впервые используется для проведения официального физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия. В ближайшее время требуется проведение сертификации спортивных объектов Белгородской области для внесения их во Всероссийский реестр.
Повышение интереса у жителей области к систематическим занятиям физической культурой и спортом потребует постоянного расширения сети спортивных сооружений.
На сегодняшний день в области ведется активное строительство новых физкультурно-оздоровительных комплексов, ледовых арен, плавательных бассейнов, спортивных площадок. Ежегодно увеличивается количество катков и хоккейных коробок, заливаемых в зимний период. В зимнем сезоне 2011 - 2012 годов в городах и районах области функционировало 49 хоккейных коробок.
Развивается спортивная инфраструктура парков и зон отдыха, где жители Белгородской области имеют возможность заниматься велоспортом, летом кататься на роликах, зимой - на лыжах. Эти меры значительно расширяют возможности населения области самостоятельно заниматься физической культурой и спортом, в том числе всей семьей.
Обеспеченность спортивными сооружениями в области из расчета на 10 тысяч населения составляет 35,3 тысячи кв. метров, что превышает средний показатель в Российской Федерации, имеющаяся сеть спортивных сооружений способна единовременно принять 305,1 тысячи человек.
По итогам 2011 года численность занимающихся физической культурой и спортом составила 349405 человек - 22 процента от общей численности населения Белгородской области.
Совершенствование форм и методов физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в новых социально-экономических условиях требует высокой профессиональной компетентности и непрерывного повышения квалификации всех категорий работников физической культуры.
В настоящее время общая численность штатных работников физической культуры и спорта составляет 3994 человека, в том числе: 356 инструкторов-методистов по спорту, 1198 тренеров-преподавателей по видам спорта.
Из них с высшим специальным образованием - 2959 человек (74 процента от общей численности), со средним специальным образованием - 672 человека (16,8 процента). В сельской местности работают 984 специалиста (24,6 процента).
Большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию подготовки физкультурных кадров. Подготовку физкультурных кадров в области осуществляют ФГАОУ ВПО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет" (далее - НИУ "БелГУ"), ГБОУ СПО "Белгородский педагогический колледж". За 40-летний период работы факультетом физической культуры НИУ "БелГУ" подготовлено более 400000 специалистов.
В целях реализации единой стратегии подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров для образовательных учреждений области функционирует ОГАОУ ДПО "Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов". В институте ежегодно проводятся плановые курсы повышения квалификации для 260 преподавателей физической культуры по теории и методике физического воспитания, включающие вопросы преподавания физической культуры с учетом современных методик, технологий и подходов для ведения образовательного процесса с детьми, учащимися и студентами.
В период проведения областных и всероссийских соревнований проводятся семинары среди тренеров и судей для повышения квалификации и обмена опытом работы. Регулярно проводится аттестация работников учреждений и организаций физкультурно-спортивной направленности области. Так, в 2011 году было аттестовано 97 работников физической культуры.
С целью привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой в Белгородской области разработана и внедрена система проведения районных, городских и областных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий среди различных возрастных групп населения, которая осуществляется в соответствии с областным межведомственным календарным планом.
В 2012 году в муниципальных образованиях и городских округах области введены штатные единицы инструкторов по спорту по месту жительства. На заработную плату вводимых ставок предусмотрено финансирование в размере 38564 тысячи рублей, из них 19282 тысячи рублей - из областного бюджета, остальная сумма - из средств муниципальных образований области.
Основными комплексными физкультурно-оздоровительными и спортивно-массовыми мероприятиями являются: Всероссийские спортивные соревнования школьников "Президентские состязания" и Всероссийские спортивные игры школьников "Президентские спортивные игры"; спартакиада среди городов и районов области "За физическое и нравственное здоровье нации"; параспартакиада Белгородской области среди лиц с ограниченными физическими возможностями; спартакиада ветеранов; Неделя детско-юношеских спортивных школ; спартакиада допризывной и призывной молодежи; соревнования для детей и подростков на призы клубов "Кожаный мяч", "Колосок", "Белая ладья", "Золотая шайба"; соревнования "От значка ГТО - к олимпийской медали"; массовые спортивные мероприятия, проводимые под девизом "Спорт против наркотиков"; сельские спортивные игры "Всем селом на стадион" и другие спортивно-массовые мероприятия. С 2011 года проводятся зимние спартакиады сельских поселений, городских поселений и районных центров, зимняя спартакиада городов.
В 2011 году в области проведено более 3000 спортивно-массовых мероприятий всех уровней, из них более 300 областных и 16 всероссийских. На всех этапах спортивно-массовых мероприятий приняли участие около 400 тысяч человек.
3. Актуальные проблемы развития физической культуры на территории Белгородской области
Проблемы развития физической культуры в Белгородской области, с одной стороны, типичны для всех регионов Российской Федерации, с другой стороны, они имеют свою специфику в отличие от других субъектов Российской Федерации. При рассмотрении данных проблем необходимо учитывать такие региональные особенности, как выгодное географическое расположение области, благоприятные климатические условия, относительно хорошее материально-техническое обеспечение для занятий физической культурой, стабильное социально-экономическое положение, сложившиеся традиции в развитии многих видов спорта (особенно таких, как спортивная гимнастика, волейбол, легкая атлетика, пулевая стрельба, кикбоксинг, спортивное ориентирование), успешную реализацию Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области.
В то же время в области имеются следующие проблемы в сфере физической культуры:
- отмечается ухудшение показателей физического развития населения Белгородской области (особенно актуально в дошкольном, школьном и студенческом возрасте). По итогам 2011 года из числа более чем 730 тысяч обследованных жителей области пониженная физическая активность выявлена у 15 процентов обследованных (139730 человек). Существует прогрессирующая динамика заболеваемости разных категорий населения области. По результатам обследований в центрах здоровья гиподинамия выявлена у 16,5 процента детей, избыточный вес (ожирение) у 14,7 процента обследованных. Среди взрослых избыточный вес отмечается у 13,8 процента мужчин и 55 процентов женщин. За 2008 - 2010 годы детей с диагнозом "ожирение" увеличилось на 2,1 процента (0 - 14 лет) и на 15,2 процента (15 - 17 лет);
- по результатам многократного обследования (на примере учащихся общеобразовательных учреждений) установлено, что физическая подготовленность населения находится на среднем уровне, при этом низкие показатели у учащейся молодежи заметны в проявлении таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость;
- результаты обследования абитуриентов факультета физической культуры, учащихся старших классов и других категорий населения области позволили выявить низкий уровень грамотности в вопросах формирования здорового образа жизни, методики организации самостоятельных занятий с целью оздоровления, целенаправленного применения средств физической культуры, значения физической культуры для человека и общества в целях физического совершенствования и всестороннего развития личности;
- в области недостаточно пропагандируется физическая культура и здоровый образ жизни, общественность не в полной мере информируется о формах, методах формирования культуры здоровья, развитии новых видов спорта, состоянии физической культуры в образовательных учреждениях, в трудовых коллективах, физическом состоянии населения зрелого возраста, инвалидов (например, нет ни одной специальной радио- или телепередачи по проблемам физической культуры в области);
- в области медленно происходит интеграция различных организационных структур, ведомств для эффективного совместного решения назревших проблем в сфере физической культуры, отсутствует фонд поддержки и развития массового спорта, не сложилась система быстрого и качественного мониторинга отдельных показателей физической культуры населения, отсутствует единый банк данных для накопления информации в сфере физической культуры, не налажены стабильные взаимовыгодные международные связи в области физической культуры;
- проводится недостаточное количество научных исследований в сфере физической культуры, формирования здорового образа жизни различных категорий населения Белгородской области, а полученные результаты научных исследований редко внедряются в практику работы учителей, тренеров, инструкторов, других специалистов. Остро стоит проблема нехватки учебной, методической литературы, практических рекомендаций по проблемам физической культуры;
- отмечается дефицит массовых спортивных, физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые бы стали действительно популярными и любимыми среди населения;
- не в полной мере созданы условия для эффективной профессиональной деятельности высококвалифицированных кадров в отрасли "Физическая культура и спорт", их устойчивой мотивации к своему труду, желания работать с самоотдачей, творчеством. Ежегодно наблюдается отток молодых специалистов из сферы физической культуры. Не хватает медицинских работников в образовательных учреждениях для обеспечения постоянного наблюдения за здоровьем детей и молодежи, оказания медицинской помощи;
- имеются недостатки в материально-техническом оснащении занятий физической культурой, регулировании пропускной способности имеющихся спортсооружений. Если в городской местности залы перегружены занимающимися, то в сельской местности спортсооружения обычно пустуют, а в летний период закрываются.
Перечисленные проблемы негативно сказываются на состоянии здоровья и образе жизни людей, снижают общую жизнеспособность населения, профессиональную пригодность, способность к защите Родины, к ведению полноценной жизнедеятельности, что отражается на социально-экономическом потенциале Белгородской области, ее благополучии.
Учитывая актуальность перечисленных проблем, следует указать, что приоритетной является задача формирования устойчивой потребности у населения Белгородской области в систематических занятиях физической культурой. Решение этой задачи позволит повысить уровень физической культуры всех слоев населения и создавать базис, необходимый для всемерного улучшения качества жизни.
3.1. Развитие физической культуры в образовательных учреждениях
Одной из приоритетных задач в сфере физической культуры является привлечение к систематическим занятиям детей и подростков. Формирование потребности в систематических занятиях физической культурой необходимо начинать уже с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы ценностного отношения к здоровью, физического развития, формируются двигательные навыки, положительное отношение к физической активности и здоровому образу жизни.
Создание эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми является одним из важных аспектов, характеризующих качество дошкольного образования. В данных целях во всех дошкольных образовательных учреждениях области реализуются программы и современные технологии по физическому воспитанию детей, проводятся спортивно-массовые мероприятия, тиражирование передового педагогического опыта (в том числе в средствах массовой информации), в 22 дошкольных образовательных учреждениях области осуществляется научно-исследовательская деятельность по данному направлению.
В целях реализации федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях области создается современная здоровьесберегающая среда: появляются многофункциональные стадионы с трибунами и площадками для спортивных игр, реконструируются плавательные бассейны, оборудуются тренажерные залы, фитобары, сауны, приобретается спортивный инвентарь. Однако в связи с размещением большого количества детских садов в приспособленных зданиях, особенно в сельской местности, часто отсутствует возможность оборудовать отдельный физкультурный зал, специализированную спортивную площадку: в 38 процентах учреждений физкультурный зал совмещен с залом для музыкальных занятий, 9 процентов не имеют спортивных площадок, требует также обновления и пополнения физкультурное оборудование, инвентарь для проведения спортивных игр (велосипеды, коньки, лыжи, теннисные столы и т.д.).
В рамках Стратегии социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года, долгосрочной целевой программы "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт образовательных учреждений в Белгородской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на 2012 - 2016 годы" планируется реализация областного комплексного проекта по оснащению физкультурных площадок около 300 детских садов современными спортивно-игровыми комплексами с применением безопасного покрытия.
Сохранить и повысить уровень резервов здоровья и физического развития, воспитать устойчивый интерес детей к занятиям физической культурой позволяет интеграция в образовательный процесс научно обоснованных двигательных режимов и эффективных технологий. В образовательный процесс каждого дошкольного учреждения включены 3 занятия физической культурой в неделю.
Повышению двигательной и физической подготовленности дошкольников способствует развитие дополнительного образования по физической культуре: в 157 дошкольных образовательных учреждениях Белгородской области функционирует 243 спортивных кружка и секции, которые посещают 4786 детей, что составляет 8,7 процента от общей численности воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Необходимо разработать комплекс мер по увеличению охвата детей спортивными кружками и секциями в дошкольных образовательных учреждениях и привлечению тренеров в учреждения дополнительного образования.
Важная роль в приобщении детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой, в обучении и воспитании навыков здорового образа жизни принадлежит общеобразовательным учреждениям.
Интенсификация учебного процесса зачастую отрицательно сказывается на показателях здоровья школьников: их физическом развитии, физической подготовленности, функциональном состоянии и психическом здоровье.
Проводимые в течение ряда лет обследования показали, что только 6 процентов обследованных учащихся общеобразовательных учреждений отличаются высоким уровнем здоровья. Сниженный уровень здоровья отмечен у 34 процентов учащихся общеобразовательных учреждений. Большинство из них ведут малоподвижный образ жизни, а некоторые имеют вредные привычки.
Остро стоят проблемы детей подросткового возраста, наиболее подверженных негативному влиянию среды и общества. Особую тревогу вызывают распространение среди подростков наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.
Социологические опросы показывают, что 22 процента детей школьного возраста не занимаются спортом по причине недостатка материальных средств, 20 процентов - только потому, что отсутствует желание. Пропаганда, создание имиджа спортивного молодого человека не работают в полной мере.
Существует очевидная взаимосвязь между привычками, связанными с питанием, недостатком физической активности и ожирением. Имеющиеся данные указывают на тенденцию снижения физической активности и распространение малоподвижного образа жизни среди детей, что приводит к росту числа случаев ожирения. Следовательно, существует настоятельная необходимость в увеличении двигательного компонента школьной жизни.
В соответствии с методическими указаниями Минобрнауки России по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы, для проведения уроков физической культуры с внедрением в учебный процесс народных, подвижных и спортивных игр используются базы не только общеобразовательных школ, но и ведомственных спортивных комплексов и плавательных бассейнов.
В приложении к приказу Минобрнауки России от 30 августа 2010 года N 889 указано, что третий час учебного предмета "Физическая культура" следует использовать для увеличения двигательной активности и развития физических качеств обучающихся, внедрения современной системы физического воспитания.
Приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 6 апреля 2009 года N 694 "О совершенствовании физического воспитания учащихся в общеобразовательных учреждениях области" в 5 - 7 классах в общеобразовательных учреждениях, имеющих соответствующую спортивную базу, условия и педагогические кадры, рекомендовано увеличить количество уроков физической культуры до 4-х часов в неделю.
Введение третьего урока физической культуры во всех общеобразовательных учреждениях и четвертого в 27 процентах общеобразовательных учреждений области увеличивает объем двигательной активности детей, что положительно влияет на здоровье школьников. Но при этом остро встает вопрос дефицита спортивных сооружений. Слабая материальная база школ, недостаток спортинвентаря и оборудования, несоответствие раздевалок элементарным гигиеническим требованиям способствуют формированию негативного отношения детей к физической культуре.
Не менее важная проблема - недостаточное использование учителями физической культуры современных методик и технологий в образовательном процессе. Не всегда учитель физической культуры учитывает индивидуальные физиологические данные школьников. Широко распространена практика освобождения больных детей от уроков физической культуры, что становится причиной их болезненного сосредоточения на своем нездоровье. Необходимо каждому учащемуся подбирать и рекомендовать свой маршрут "физического здоровья", включать в уроки физкультуры здоровьесберегающее содержание.
Особого внимания требует организация внеклассной работы по физической культуре в общеобразовательных школах. Являясь составной частью общей системы физического воспитания детей школьного возраста, внеклассная работа по отношению к учебной занимает подчиненное положение, осуществляется на добровольных началах.
В учреждениях высшего и среднего профессионального образования Белгородской области спортивно-массовая работа проводится в учебной и внеучебной формах. В большинстве учреждений высшего и среднего образования работают спортивные секции, проводятся спартакиады и соревнования по массовым видам спорта. Ежегодно проводится областная универсиада среди высших учебных заведений и областная спартакиада среди средних учебных заведений. Однако следует отметить, что вовлеченность студентов в вышеперечисленные мероприятия еще крайне низкая. По статистике, на сегодняшний день в регулярные занятия физической культурой вовлечено около 34 процентов от численности студентов.
Во многом это обусловлено отсутствием современной спортивной базы в большинстве образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, отсутствием системы развития студенческого спорта и свободного времени при совмещении учебы с работой.
К недостаткам физической культуры в учреждениях высшего и среднего профессионального образования области относятся:
- отсутствие широкого студенческого спортивного движения;
- слабая мотивация администраций вузов и ссузов в развитии студенческого спорта, деятельности спортивных клубов и участии студентов в соревнованиях;
- низкая заинтересованность и ответственность большинства всероссийских спортивных федераций по развитию студенческого спорта.
С целью максимального привлечения учащихся общеобразовательных школ и студентов вузов и ссузов к систематическим занятиям физической культурой во внеучебное время необходимо создавать в каждом образовательном учреждении спортивные клубы, наделенные достаточными полномочиями, и обеспечивать их эффективную работу, оптимизировать соревновательную практику и укреплять материально-кадровую базу студенческого спорта. Важным приоритетом является создание должных условий для студентов с ограниченными возможностями.
Актуальными остаются вопросы создания эффективной среды для инновационного развития физической культуры, в том числе и развитие новых видов спорта, спортивных лиг и общественных организаций.
Необходимо внедрять новые методики и формы массовой физкультурно-спортивной работы, привлекательные для различных категорий населения, развивать новые виды спорта с целью привлечения широких масс молодежи.
3.2. Развитие физической культуры в учреждениях дополнительного образования
В Белгородской области функционируют 55 спортивных школ, из них ДЮСШ - 36, СДЮСШОР - 13, оздоровительно-образовательных спортивных центров - 4; общеобразовательная спортивная школа-интернат "Салют" - 1, "Центр спортивной подготовки - ШВСМ" - 1.
Все СДЮСШОР, "Центр спортивной подготовки - ШВСМ" и ДЮСШ в количестве 8 единиц находятся в ведомственной подчиненности управлений (отделов) физической культуры и спорта; остальные учреждения дополнительного образования в количестве 33 единиц находятся в ведомственной подчиненности управлений (отделов) образования.
В спортивных школах области занимаются 40550 юных спортсменов, из них: в группах спортивно-оздоровительной направленности - 7774, в учебно-тренировочных группах - 22088, в группах начальной подготовки - 9871.
В регионе определены и активно развиваются 8 базовых олимпийских видов спорта: бокс, волейбол, легкая атлетика, пулевая стрельба, гиревой спорт, прыжки на батуте, спортивная гимнастика, художественная гимнастика. В 2011 году впервые Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации были выделены субсидии из федерального бюджета на развитие базовых олимпийских видов спорта на сумму 4376 тысяч руб.
На сегодняшний день в процессе развития физической культуры в учреждениях дополнительного образования существует ряд серьезных проблем:
1. Актуальными являются вопросы подготовки высококвалифицированных спортивных кадров (тренеров, спортивных врачей, психологов и иных специалистов).
2. Продолжает оставаться острой проблема нехватки штатных тренеров-преподавателей в детско-юношеских спортивных школах, особенно в сельской местности. Главная причина этого заключается в невысоком социальном статусе и престиже профессии тренера.
3. Отсутствует устойчивая мотивация и материальная заинтересованность специалистов высокой квалификации, работающих в отрасли "Физическая культура и спорт". Данная проблема возникла в связи с низким уровнем доходов специалистов, работающих в данной отрасли. Молодые специалисты, в первую очередь мужчины, в связи с невысокой оплатой труда и невозможностью получить или приобрести жилье для своей семьи вынуждены увольняться и переходить работать в другие сферы деятельности.
4. Отсутствует система привлечения и социальной поддержки молодых специалистов, а также программа возврата кадров в село.
5. В некоторых спортивных школах отсутствует собственная спортивная база, в связи с чем учебно-тренировочные занятия проводятся на арендуемых спортивных сооружениях. Кроме того, недостаточно выделяется средств на приобретение оборудования, инвентаря и спортивной формы.
6. Финансирование спортивных школ, относящихся к муниципальным образованиям, очень слабое, особенно в части, касающейся выездов на областные соревнования и приобретения спортивной формы и инвентаря. При отсутствии соревнований у детей теряется мотивация для занятий физической культурой и спортом и многие покидают спортивные секции.
7. Одной из проблем является необходимость интеграции общего и дополнительного образования. Система общего образования не обеспечивает в достаточной мере спортивную готовность выпускников школы. Необходимо создание комплексных интегрированных дополнительных образовательных программ, более тесная совместная деятельность общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.
8. Актуальной остается проблема привлечения финансовых средств из внебюджетных источников для развития физической культуры и спорта в области, то есть недостаточно развита фандрайзинговая и спонсоринговая деятельность. В этой связи необходимо разработать механизмы перехода от спонсорства спорта высших достижений к спонсорству массового и оздоровительного спорта; выработать у бизнес-сообщества привычку партнерства и поддержки сферы физической культуры и спорта; создать условия для развития спортивных федераций и клубов; создать фонд поддержки и развития массового спорта, организовать попечительские советы при спортивных федерациях с привлечением бизнес-структур.
3.3. Развитие физической культуры по месту жительства
Широкое привлечение к систематическим занятиям физической культурой жителей Белгородской области невозможно без создания необходимых условий по месту жительства. Открытые спортивные сооружения, находящиеся в шаговой доступности, пользуются большой популярностью и способны привлекать значительное число людей самого разного возраста.
Повсеместно возводятся новые здания и микрорайоны, однако спортивные сооружения для занятий детей и взрослого населения строятся далеко не везде. По данным социологического опроса, только 14 процентов работающего населения области систематически занимается физической культурой и спортом: причина - нехватка физкультурно-спортивных объектов либо неэффективное использование имеющейся спортивной базы. В вечернее время, выходные и праздничные дни спортивные залы образовательных учреждений загружены на 60 - 70 процентов, в сельской местности - лишь на 35 процентов.
Одним из условий привлечения населения к занятиям физической культурой является наличие спортивных площадок, соответствующих современным требованиям. Проведенный мониторинг показал, что большая часть дворовых спортивных площадок и школьных стадионов находятся в неудовлетворительном состоянии. С целью материального обеспечения занятий физической культурой по месту жительства в 2010 года был открыт областной проект "Спортивный двор", в рамках реализации которого к концу 2012 года в области должно быть построено 200 современных дворовых спортивных площадок. Для эффективной физкультурно-массовой работы по месту жительства наличие современных спортивных площадок не является единственным условием. Необходимо за каждой из них закрепить эксплуатирующую организацию со штатным физкультурным работником и каждую спортивную площадку включать в план спортивно-массовой работы муниципального образования и области.
Особое внимание следует уделять физкультурно-массовой работе по месту жительства в сельской местности. Анализ состояния данной деятельности показал, что при удовлетворительной обеспеченности спортивными сооружениями их загруженность в вечернее время крайне низкая. Это связано с тем, что учитель физической культуры общеобразовательной школы не в состоянии один организовать данную работу с 8 до 22 часов. Таким образом, для организации спортивно-массовой работы в вечернее время требуется привлечение тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных школ и педагогов по месту жительства и обеспечение их методической литературой.
3.4. Развитие уличных видов спорта
Традиционные виды спорта зачастую являются малопривлекательными для подростков и молодежи, особенно для тех, кто с детства не занимался данными видами спорта. В то же время в области с каждым годом все больше развитие получают уличные виды спорта.
Уличный экстремальный спорт развивает личность не только в физическом, но и духовном смысле, пропагандирует здоровый образ жизни среди молодежи и продвигает идею доступности сильного, здорового и красивого тела. Бесплатность тренировок уличных видов спорта ломает устойчивый стереотип, что добиться результатов можно только занимаясь в дорогих фитнес-клубах, на модных тренажерах, с помощью специального фитнес-питания.
Современные уличные виды спорта являются привлекательными для подростков из социально неблагополучной среды. Уличные виды спорта отрывают многих молодых людей от таких социальных болезней, как курение, алкоголизм, наркомания, уличная преступность. Они стимулируют молодежь к занятию физической культурой и иными общественно полезными видами деятельности, помогают получить навыки самоутверждения, повысить личную конкурентоспособность.
Новые спортивные течения постепенно завоевывают популярность среди белгородской молодежи. В Белгородской области активно развиваются такие новые (в том числе экстремальные) виды спорта, как воркаут, паркур, памп-трек (вид велоспорта), роллерспорт и скейтбординг, картинг, вейбординг, сноуборд и другие.
В 2011 году построена специализированная площадка для паркура в п. Таврово Белгородского района. В 2012 году состоялось открытие спортивной площадки для занятий уличными видами спорта в г. Старый Оскол, где созданы условия для занятий подростков и молодежи различными видами спорта.
В апреле 2012 года в Белгородской области проводилась международная акция "Своими силами", направленная на популяризацию здорового образа жизни и развитие уличных дисциплин. Однако существует ряд проблем в развитии уличных видов спорта:
- отсутствуют официальные региональные федерации новых видов спорта (в том числе уличных);
- отсутствует специализированный центр неформальных спортивных молодежных формирований;
- не во всех районах области могут развиваться экстремальные виды спорта в связи с отсутствием инфраструктуры для занятий, в том числе профессионального оборудования и специального покрытия;
- уличные виды спорта не представлены в городских и областных спартакиадах на территории Белгородской области.
3.5. Развитие физической культуры в трудовых коллективах
Исследования ведущих российских и международных компаний в области управления персоналом показывают, что эффективность бизнес-процессов в значительной степени определяется состоянием здоровья сотрудников компании, от которого в немалой степени зависит мотивация, лояльность и производительность труда, уровень абсентеизма.
В прошлые годы (30 - 40 лет назад) физическая культура на предприятиях и в организациях носила массовый характер. Выполнялась утренняя производственная гимнастика, проводилось большое количество соревнований как внутри трудовых коллективов, так и на муниципальном и областном уровнях. Однако в 90-е годы прошлого столетия данная система была почти полностью разрушена.
На сегодняшний день можно привести лишь единичные примеры хорошей постановки физкультурно-массовой работы в трудовых коллективах Белгородской области: ОЭМК (г. Старый Оскол); Лебединский ГОК (г. Губкин), ЖБК-1 (г. Белгород), ОАО "Белгородоблгаз" (г. Белгород) и агропромышленный холдинг "БЭЗРК-Белгранкорм". Возрождается традиция проведения отраслевых спартакиад по наиболее массовым видам спорта. Одной из главных целей спартакиад является привлечение внимания работодателей к здоровью своих работников. Трудовые коллективы являются важнейшим звеном приобщения людей к систематическим занятиям физической культурой в целях оздоровления работников, повышения производительности труда, укрепления корпоративного единства.
Вместе с тем, объективная ситуация по созданию условий для реализации социальной функции физической культуры через обеспечение массовости и доступности в трудовых коллективах требует объединения действий органов государственной и муниципальной власти, работодателей и общественности, внедрения эффективных механизмов организации и ресурсного обеспечения.
Проблемы, требующие решения для реализации потенциала трудовых коллективов в целях привлечения широких масс населения к занятиям физической культурой:
- недостаточные объемы и качество физкультурно-оздоровительных услуг на предприятиях, учреждениях, слабое развитие сети спортивных объектов по месту жительства;
- проблемы внедрения современных методик по профессионально-прикладной физической культуре и оздоровлению с учетом специфики условий труда работников;
- слабая обеспеченность профессиональными тренерскими и медицинскими кадрами для организации и сопровождения массовых занятий физической культурой и спортом в трудовых коллективах и по месту жительства;
- низкая доступность физкультурно-оздоровительных услуг для населения в виду недостаточного числа спортивных секций по видам спорта, групп общей физической подготовки для взрослого населения, высокой стоимости платных услуг;
- отсутствие мер стимулирования и поощрения работодателей, создающих работникам условия для занятий физической культурой и спортом, и государственных преференций для коммерческих организаций, предоставляющих услуги в сфере физической культуры и спорта;
- отсутствие нормативных и организационных условий для внедрения производственной гимнастики в режим рабочего дня трудящихся на предприятиях и в учреждениях Белгородской области.
3.6. Развитие адаптивной физической культуры
Серьезное внимание в последние годы уделяется работе по вовлечению в физкультурно-спортивную деятельность инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями. Спортсмены-инвалиды принимают участие во многих международных соревнованиях. Необходимо отметить, что паралимпийское движение в Белгородской области развито недостаточно. Проблема социально-психологической и физической реабилитации, спортивной подготовки и возврата к трудовой деятельности инвалидов - это проблема всего общества. Тем не менее, этой проблеме не уделяется достаточного внимания.
В Белгородской области доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой, не превышает 2 процентов от общей численности инвалидов, способных по медицинским показаниям заниматься физической культурой и спортом. Остаются нерешенными ряд вопросов развития адаптивной физической культуры:
- не все спортивные сооружения и прилегающие к ним территории приспособлены для различных категорий инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- все лица с ограниченными возможностями в настоящее время занимаются в обычных спортивных школах, где невозможно предусмотреть особенности занятий со спортсменами-инвалидами (наполняемость групп, дополнительные тренеры и т.д.);
- отсутствует единая система организации занятий физической культурой и спортом для инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями;
- отсутствует специализированная адаптивная спортивная школа.
4. Стратегическая цель, задачи и механизмы реализации Стратегии
Цель Стратегии - создание условий для развития физической культуры и массовых видов спорта среди различных категорий населения Белгородской области.
Достижение главной стратегической цели предполагает решение следующих важнейших задач:
1. Реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры как важнейшей составляющей здорового образа жизни.
2. Совершенствование системы физического воспитания различных категорий населения.
3. Активизация физкультурно-оздоровительной работы среди различных слоев населения.
4. Совершенствование многоуровневой непрерывной системы подготовки кадров для отрасли "Физическая культура и спорт".
5. Совершенствование механизмов межведомственного, межрегионального и международного взаимодействия в сфере физической культуры.
Реализация Стратегии обеспечивается за счет эффективного взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти Белгородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), общественных объединений и иных институтов гражданского общества; развития частно-государственного партнерства.
В рамках Стратегии решение поставленных задач осуществляется через подготовку и реализацию программ, проектов и инициатив, работающих как гибкая система мер, адекватных сложившейся ситуации и особенностям необходимых тактических решений.
Механизм Стратегии построен на научно-теоретических положениях о том, что любая деятельность мотивирована; самостоятельная активная деятельность человека начинается в том случае, когда смысл деятельности и ее необходимость попадают в сферу актуальных ценностей субъекта и становятся для него настоятельной потребностью.
Механизм Стратегии заключается в действиях, мероприятиях, которые направлены на формирование потребностей населения Белгородской области в освоении ценностей физической культуры.
Обеспечение формирования устойчивой физкультурной потребности позволит ориентировать мотивацию, активную деятельность в требуемом направлении и решить поставленные в Стратегии задачи.
Механизм реализации Стратегии ориентирован на решение ключевых задач и предполагает разработку и исполнение проектов в рамках решения поставленных в Стратегии задач. Механизм представлен в таблице 1.
Таблица 1
Задачи Стратегии |
Проекты и инициативы |
|
1. Реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры как важнейшей составляющей здорового образа жизни |
1.1. Создание единого медиа-пространства по пропаганде физической культуры |
Областной проект "Спортивный портал Белгородской области" |
Областной медиа-проект по пропаганде физической культуры и спорта | ||
1.2. Мониторинг потребности населения в физкультурно-спортивных услугах |
Социологические исследования для наблюдения за уровнем потребности населения в сфере физической культуры. Создание банка данных в сфере физической культуры |
|
1.3. Формирование у населения устойчивой потребности в систематических занятиях физической культурой |
Проведение Дней здоровья |
|
Фестиваль спортивных школ (1 сентября) | ||
Массовые спортивные мероприятия, проводимые под девизом "Спорт против наркотиков" | ||
Всероссийская массовая акция "Лыжня России" | ||
Всероссийская массовая акция "Российский азимут" | ||
Всероссийская массовая акция "Оранжевый мяч" | ||
Всероссийская массовая акция "Кросс наций" | ||
Всероссийские спортивные соревнования школьников "Президентские состязания" | ||
Всероссийские спортивные игры школьников "Президентские спортивные игры" | ||
Встречи и мастер-классы со знаменитыми спортсменами и тренерами | ||
Привлечение детей и молодежи в качестве зрителей или волонтеров при проведении Всероссийских и международных соревнований на территории области | ||
2. Совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения |
2.1. Внедрение в систему образовательных учреждений разнообразных, в том числе и новых, физкультурных форм и мероприятий |
Утренняя гимнастика в образовательных учреждениях |
Подвижные игры на переменах, динамические паузы в учебных заведения | ||
Создание и развитие спортивных клубов в образовательных учреждениях | ||
2.2. Организация и проведение массовых соревнований различного уровня |
Областная спартакиада школьников |
|
Спартакиада допризывной и призывной молодежи | ||
Областная универсиада среди вузов и ссузов | ||
Областные летняя и зимняя спартакиады по месту жительства | ||
Областная спартакиада ветеранов | ||
Спартакиада среди муниципальных образований "За физическое и нравственное здоровье нации" | ||
2.3. Содействие развитию народных и массовых видов спорта |
Областной проект "Развитие гиревого спорта" |
|
Областной проект "Развитие русской лапты" | ||
"Развитие футбола в Белгородской области в 2011 - 2015 годах" | ||
Областной проект "Развитие детского и юношеского хоккея в Белгородской области" | ||
Областной проект "Развитие уличных видов спорта" | ||
Областной проект "Развитие лыжного спорта" | ||
Областной проект "Развитие скандинавской ходьбы" | ||
Областной проект "Развитие настольного тенниса" | ||
Областной проект "Развитие массового волейбола" | ||
Областной проект "Развитие массового баскетбола" | ||
Областной проект "Развитие массовой легкой атлетики" | ||
Областной проект "Развитие спортивного ориентирования" | ||
2.4. Содействие развитию корпоративного спорта |
Спартакиада среди структурных подразделений областной администрации |
|
Отраслевые спартакиады среди трудовых коллективов | ||
Производственная гимнастика в трудовых коллективах | ||
Разработка нормативной документации по развитию корпоративного спорта в области | ||
2.5. Создание условий для занятий физической культурой и спортом лиц с ограниченными физическими возможностями |
Проведение спортивно-массовых мероприятий среди инвалидов |
|
Обеспечение доступности учреждений физической культуры и спорта | ||
Параспартакиада Белгородской области среди лиц с ограниченными физическими возможностями | ||
Открытие и функционирование специализированной адаптивной спортивной школы | ||
Обеспечение участия спортсменов-инвалидов во Всероссийских и международных соревнованиях | ||
2.6. Развитие инфраструктуры в сфере физической культуры |
Укрепление материально-спортивной базы, оснащение спортивных сооружений современным инвентарем и оборудованием |
|
Включение спортивных сооружений Белгородской области во Всероссийский реестр объектов спорта | ||
3. Активизация физкультурно-оздоровительной работы среди различных слоев населения |
3.1. Мониторинг состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности населения |
Открытие кабинетов спортивной медицины, оснащенных минимумом диагностического оборудования, расходными материалами и лекарственными препаратами, укомплектованных подготовленными кадрами, во всех муниципальных образованиях |
3.2. Внедрение технологий, нацеленных на решение задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения, оптимизация физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение учащихся здоровьесберегающим технологиям |
Подпрограмма "Здоровое поколение", конкурсы: "Самый спортивный класс", "Самый здоровый класс", "Спортсмен года", "На лучшую постановку спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях" |
|
3.3. Обеспечение взаимодействия физкультурных учреждений и учреждений спортивной медицины |
Медицинское обеспечение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий |
|
Меры по профилактике спортивного травматизма на всех этапах занятий физической культурой и обучение занимающихся оказанию первой медицинской помощи | ||
Создание условий для качественной диспансеризации (ремонт или строительство нового врачебно-спортивного центра) | ||
4. Совершенствование многоуровневой непрерывной системы подготовки кадров для сферы физической культуры |
4.1. Модернизация системы подготовки специалистов в области физической культуры |
Целевая контрактная подготовка специалистов в сфере физической культуры и спорта |
Введение летней педагогической практики и непрерывной педагогической практики для студентов, обучающихся по специальности "Физическая культура", по спортивно-массовой работе по месту жительства | ||
Формирование кадрового резерва в сфере физической культуры | ||
Профориентационная работа среди школьников по повышению престижа профессии работников сферы физической культуры | ||
4.2. Повышение квалификации физкультурных работников |
Аттестация тренеров-преподавателей спортивных школ и других физкультурных работников |
|
Повышение квалификации тренеров-преподавателей спортивных школ и других физкультурных работников | ||
4.3. Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование работы физкультурных работников |
Введение новых ставок инструкторов по спорту в сельских территориях и по месту жительства |
|
Разработка и издание учебно-методических пособий по вопросам реализации стратегии | ||
Проведение методических семинаров с инструкторами по спорту в сельских территориях и по месту жительства | ||
5. Совершенствование механизмов межведомственного, межрегионального и международного взаимодействия в сфере физической культуры |
5.1. Организация работы межведомственных комиссий по развитию физической культуры |
Создание и организация работы координационного совета по реализации Стратегии и развитию физической культуры |
Организация работы муниципальных советов по реализации Стратегии и развитию физической культуры | ||
5.2. Совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти, государственных органов области, муниципальных органов и общественных организаций в сфере физической культуры |
Создание единой структуры управления в сфере физической культуры в муниципальных образованиях |
|
5.3. Развитие форм социального партнерства: - фандрейзинга, в том числе создание фондов целевого капитала, спонсоринга, частного партнерства; - взаимодействия между сферой физической культуры и спорта с институтами гражданского общества |
Создание фонда поддержки и развития физической культуры и спорта |
|
Создание попечительских советов при спортивных федерациях | ||
Создание эндаумент-фондов для финансирования сферы физической культуры | ||
Участие в деятельности Объединения учителей физической культуры России | ||
5.4. Развитие международного сотрудничества в сфере физической культуры |
Включение в деятельность Европейского отделения всемирной организации физического воспитания (Federation Internationale D'education Phisique) |
|
Проведение международных соревнований на территории Белгородской области, проведение соревнований в рамках приграничного сотрудничества |
Целевые показатели реализации Стратегии приведены в приложении.
5. Сроки и этапы реализации Стратегии
Реализация Стратегии рассчитана на период 2013 - 2017 годов.
Предусматривается два этапа реализации Стратегии: первый этап - 2013 - 2015 годы и второй этап 2016 - 2017 годы.
Достижение главной цели и решение задач Стратегии будет осуществляться поэтапно с учетом сложившихся реалий и прогнозируемых процессов социально-экономического развития Белгородской области и Российской Федерации.
Первый этап (2013 - 2015 годы) - начало реализации Стратегии, ее нормативно-правовое и ресурсное обеспечение через реализацию проектов в рамках решения поставленных в Стратегии задач. Выполнение основных мероприятий в соответствии с задачами и направлениями развития с учетом принципов межведомственного взаимодействия, социального партнерства, инновационности, комплексности, преемственности и стабильности мер государственной поддержки с целью достижения принципиально новых результатов. Осуществление мониторинга и контроля эффективности реализации Стратегии.
На первом этапе должны быть сформированы необходимые условия для эффективной реализации Стратегии, в том числе:
- совершенствование нормативной правовой базы отрасли "Физическая культура и спорт";
- разработка и внедрение инструментов пропаганды массового спорта и здорового образа жизни;
- создание условий для формирования здорового образа жизни;
- внедрение оздоровительных технологий и воспитание у населения потребности здорового образа жизни;
- развитие спортивного потенциала области, включая внедрение долгосрочного стратегического планирования, ориентированного на результат;
- внедрение единой информационной автоматизированной системы управления функционированием отрасли "Физическая культура и спорт", создание интернет-портала;
- создание предпосылок для повышения доступности, качества и разнообразия услуг физической культуры и спорта;
- стимулирование развития новых видов спорта, направлений, обеспечение поддержки творческих проектов, направленных на оздоровление населения области и развитие массового спорта;
- обеспечение модернизации спортивных учреждений;
- стимулирование формирования целевого капитала и благотворительности в отрасли "Физическая культура и спорт".
На втором этапе (2016 - 2017 годы) планируется выполнение мероприятий Стратегии; мониторинг, контроль и оценка их эффективности; в случае необходимости внесение корректив в задачи; регулярное информирование общественности и других заинтересованных сторон о ходе реализации Стратегии.
6. Механизм контроля реализации Стратегии
В целях обеспечения успешной реализации Стратегии формируется специальный механизм контроля, включающий:
- создание координационного совета по реализации Стратегии при Правительстве области - постоянно действующего рабочего органа, осуществляющего систематический контроль за реализацией Стратегии. В состав указанного органа предполагается включить представителей всех основных заинтересованных сторон;
- закрепление органов исполнительной власти области (департамент образования, культуры и молодежной политики области, управление физической культуры и спорта области), ответственных за выполнение мероприятий;
- создание системы мониторинга, позволяющего отслеживать выполнение показателей, характеризующих достижение главной цели и решение задач Стратегии;
- создание рабочей группы для научного и учебно-методического обеспечения реализации мероприятий и разделов Стратегии.
Координационный совет по реализации Стратегии при Правительстве Белгородской области:
- осуществляет управление реализацией Стратегии и несет ответственность за достигнутые результаты, координирует действия всех участников выполнения Стратегии, подготавливает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, необходимых для реализации Стратегии, осуществляет контроль за ходом ее реализации и корректировки;
- обеспечивает общественное обсуждение результатов Стратегии и освещение их в средствах массовой информации;
- формирует и ежегодно представляет Правительству Белгородской области отчет о достигнутых результатах реализации Стратегии.
Оценка эффективности и результативности Стратегии представляет собой совокупность показателей оценки фактической эффективности по годам и по итогам реализации Стратегии в целом (приложение к Стратегии).
Методика оценки эффективности Стратегии выражается в оценке достижения запланированного значения каждого показателя. Общая эффективность выполнения Стратегии складывается из результатов по всем целевым показателям.
По итогам каждого этапа Стратегии возможна корректировка как ресурсного обеспечения, так и комплекса инструментов Стратегии.
7. Оценка рисков
Успех реализации Стратегии будет зависеть от учета степени реальной опасности и следующих факторов риска:
Риски |
Вероятность |
Опасность |
1. Безынициативность и недостаточность мотивации населения различных возрастных групп и категорий для ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой |
Высокая |
Высокая |
2, Сопротивление переменам среди специалистов, работающих в отрасли |
Средняя |
Высокая |
3. Недостижение консенсуса между субъектами отрасли, власти, хозяйствующими субъектами и общественностью |
Высокая |
Высокая |
4. Неготовность системы администрирования отрасли физической культуры и спорта к решению задач стратегического управления |
Средняя |
Высокая |
5. Невыполнение финансовых условий реализации Стратегии |
Высокая |
Высокая |
На данном этапе оценка рисков реализации Стратегии представляется более предпочтительной по сравнению с рисками ее отсутствия.
Заключение
Здоровье жителей Белгородской области - это важнейший фактор успешного социально-экономического, политического и духовного преобразования региона. Объективная реальность, данные науки свидетельствуют о том, что здоровье можно сохранить и укрепить только приведя в действие целую систему факторов. Среди них одно из важнейших мест занимает физкультурно-оздоровительная деятельность.
В этой связи проблема организации физкультурно-оздоровительной деятельности как имеющей особую значимость и в плане индивидуального физического совершенствования, и с точки зрения укрепления здоровья и повышения качества жизни населения требует особого внимания.
Поиски путей оптимального взаимодействия процессов: человек для общества, общество для человека - требуют определения эффективных форм воздействия физкультурно-оздоровительной деятельности на улучшение здоровья широких слоев российского населения, что делает обозначенную проблему чрезвычайно актуальной, а Стратегию своевременной.
Реализация Стратегии окажет благоприятное воздействие на процесс формирования ценностного отношения к здоровью, здорового образа жизни у различных категорий населения и развитие массового спорта в регионе.
Приложение
развития физической культуры на
территории Белгородской области
на 2013 - 2017 годы
Целевые показатели
Стратегии развития физической культуры на территории Белгородской области на 2013 - 2017 годы
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение целевого показателя на начало реализации Стратегии |
Плановое значение целевого показателя |
||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Доля граждан Белгородской области, систематически занимающихся физической культурой, в общей численности населения |
% |
24 |
26 |
28 |
30 |
32 |
34 |
Доля детей дошкольного возраста, систематически занимающихся физической культурой |
% |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
Доля школьников, систематически занимающихся физической культурой |
% |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
Доля детей с первой и второй группами здоровья |
% |
83,2 |
83,5 |
84,0 |
84,5 |
85,0 |
85,5 |
Доля учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, систематически занимающихся физической культурой |
% |
45 |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
Доля студентов учреждений высшего профессионального образования, систематически занимающихся физической культурой |
% |
45 |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой, в общей численности инвалидов, способных по медицинским показаниям заниматься физической культурой |
% |
1,3 |
2 |
5 |
7 |
10 |
12 |
Единовременная пропускная способность объектов спорта |
% |
44 |
48 |
52 |
56 |
58 |
60 |
Количество спартакиад среди различных групп и категорий населения области |
шт. |
11 |
12 |
12 |
13 |
13 |
14 |
Количество образовательных учреждений и крупных организаций, имеющих спортивные клубы |
шт. |
92 |
100 |
105 |
110 |
115 |
120 |
Количество штатных работников физической культуры и спорта, в том числе: |
чел. |
3994 |
4315 |
4390 |
4465 |
4540 |
4615 |
в сельской местности |
чел. |
987 |
1004 |
1021 |
1038 |
1053 |
1066 |
впервые приступивших к работе |
чел. |
111 |
125 |
137 |
148 |
158 |
167 |
со специальным образованием: высшим/ средним |
чел. |
2959/ 672 |
3009/ 707 |
3054/ 742 |
3094/ 772 |
3137/ 803 |
3178/ 836 |
имеющих ученую степень |
чел. |
24 |
27 |
31 |
33 |
35 |
37 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях формирования культуры здорового образа жизни и массового привлечения различных социальных групп населения Белгородской области к систематическим занятиям физической культурой утверждена Стратегия развития физической культуры на территории Белгородской области на 2013 - 2017 годы. В ней проанализированы актуальные проблемы развития физической культуры. В соответствии с ними определены цель, задачи и механизмы реализации Стратегии. Предусматриваются два этапа реализации Стратегии: первый этап - 2013 - 2015 годы и второй этап - 2016 - 2017 годы. Установлены плановые значения целевых показателей Стратегии.
Постановление Правительства Белгородской области от 19 ноября 2012 г. N 463-пп "Об утверждении Стратегии развития физической культуры на территории Белгородской области на 2013 - 2017 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Белгородские известия" от 15 декабря 2012 г. N 227 (3297)