Тарифы ресурсоснабжающих организаций в сфере теплоснабжения подлежат государственному регулированию на 2014 год по правилам, исходящим из новых Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2013 г. N 1075, и Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Российской Федерации N 1075 вместо "от 22 октября 2013 г." следует читать "от 22 октября 2012 г."
Пунктом 10 Методических указаний определено, что "при установлении цен (тарифов) не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
Не допускается учет расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.".
В п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что в расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме включаются в т.ч. "обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.".
Поскольку расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме включаются в соответствии с п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) в расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения, то указанные в п. 29 Правил N 491 расходы также включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
В связи с тем, что расходы, указанные в п. 29 Правил N 491, связаны с предоставлением коммунальных услуг потребителям, то их несут организации, осуществляющие функции исполнителя коммунальных услуг.
Согласно положений ч. 2.2. и ч. 2.3. ст. 161 и ч. 3 ст. 162 ЖК РФ, а также п. 8 и пп. "а" и "б" п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах обязаны предоставлять управляющие организации, заключившие с собственниками помещений в многоквартирном доме договор управления, ТСЖ и кооперативы, которые в Правилах N 354 именуются исполнителями коммунальных услуг.
Таким образом, при установлении тарифов для регулируемых организаций, в том числе тарифов в сфере теплоснабжения, не допускается учет расходов, связанных с осуществлением функций исполнителя коммунальных услуг в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющими организациями, ТСЖ, кооперативами. В данном случае, такие расходы включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
При непосредственном способе управления многоквартирным домом исполнителями коммунальных услуг по договору теплоснабжения, заключенным с собственниками жилых помещений в таком доме, являются ресурсоснабжающие организации (п. 8 и пп. "в" п. 9 Правил N 354), которые несут расходы, связанные с осуществлением функций исполнителя коммунальных услуг. В этом случае такие расходы признаются экономически обоснованными для их включения в регулируемые тарифы в сфере теплоснабжения.
Дополнительно отмечаем, что законодательством предусмотрены способы прямых расчетов потребителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющими организациями, ТСЖ, кооперативами:
1. Ресурсоснабжающая организация может быть получателем платы за коммунальные услуги непосредственно от потребителей, если такой порядок внесения платы принят на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или на общем собрании членов ТСЖ (п. 6.3 и п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).
Обращаем особое внимание, что общее собрание жильцов вправе решить вопрос лишь о порядке внесения платы. Обязанности рассчитывать плату за коммунальные услуги, формировать соответствующие информационные базы остаются за исполнителем коммунальных услуг (УО и ТСЖ). Сторонами договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, по-прежнему являются исполнитель и потребители. Ресурсоснабжающая организация признается лишь получателем платы, но не вступает в обязательственные отношения с потребителями. Она не имеет права предъявлять иски о взыскании задолженности, принимать иные меры воздействия на должников (взыскивать пени, ограничивать предоставление коммунальных услуг).
2. Ресурсоснабжающая организация может быть получателем платы за коммунальные услуги непосредственно от потребителей и соответственно вести учет потребителей, осуществляя взыскание с них задолженности при заключении с управляющими организациями и ТСЖ, управляющими многоквартирными домами, договоров уступки права требования платежей потребителей.
В указанных случаях прямых расчетов потребителей за коммунальные услуги, осуществляемые ресурсоснабжающими организациями, фактические расходы, связанные с выполнением функций исполнителя коммунальных услуг, не могут признаваться экономически обоснованными для целей включения в регулируемые тарифы.
Для включения в регулируемые тарифы на 2014 год расходов, связанных с выполнением ресурсоснабжающими организациями функций исполнителя коммунальных услуг (начисление потребителям платы за коммунальные услуги, выставление и доставка платежных документов, формирование информационных баз о потребителях, платежах потребителей, востребование с потребителей задолженности за коммунальные услуги и др.), теплоснабжающим организациям необходимо в срок до 20 ноября 2013 года представить в Комиссию:
- договора ресурсоснабжения в многоквартирных домах с непосредственным способом управления и с собственниками жилых домов в домовладениях;
- реестр многоквартирных домов, в которых собственниками помещений выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом, с приложением копий протоколов общих собраний собственников о выборе такого способа управления и информации о получаемой от соответствующих потребителей платы за коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение) за 2013 год с разбивкой по полугодиям;
- реестр жилых домов (домовладений), в которых теплоснабжающая организация подает коммунальные ресурсы, с приложением информации о получаемой от соответствующих потребителей платы за коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение) за 2013 год с разбивкой по полугодиям;
- расчет расходов, связанных с осуществлением теплоснабжающей организацией функций исполнителя коммунальных услуг, в многоквартирных домах с непосредственным способом управления и жилых домах (домовладениях).
Председатель Комиссии |
Г. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 12 ноября 2013 г. N 29-12/3854-к "О некоторых вопросах тарифного регулирования в сфере теплоснабжения на 2014 год"
Текст письма официально опубликован не был