В соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 24.12.2012 г. N 563-пп "Об утверждении Стратегии развития сферы культуры Белгородской области на 2013 - 2017 годы" и в целях повышения качества, доступности услуг в сфере культуры и их конкурентоспособности, формирования имиджа Алексеевского района администрация Алексеевского района постановляет:
1. Утвердить Стратегию развития сферы культуры Алексеевского района на 2013 - 2017 годы (далее - Стратегия, прилагается).
2. Управлению культуры администрации Алексеевского района (Афанасьев Ю.П.) обеспечить реализацию Стратегии.
3. Управлению информатизации, информации, делопроизводства и административно-хозяйственной работы аппарата главы администрации Алексеевского района (Смурыгин В.И.) обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации района.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации, председателя комитета по социальной политике администрации Алексеевского района Качур А.В.
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 15 марта начиная с 2014 года, об исполнении постановления - к 15 марта 2018 года.
Первый заместитель |
А. Лобода |
Стратегия
развития сферы культуры Алексеевского района на 2013 - 2017 годы
(утв. постановлением Администрации Алексеевского района и г. Алексеевка Белгородской области
от 1 марта 2013 г. N 150)
1. Введение
В условиях модернизации российского государства актуализируется проблема разработки новых механизмов районной культурной политики, соответствующей социокультурному вектору развития страны и способствующей политической стабильности, успеху социально-экономических преобразований, укреплению гражданского общества.
Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения и результатов социальной деятельности людей рассматривается как главный движущий фактор в формировании солидарного и конкурентоспособного общества.
Вне такого понимания роли культуры и культурной политики любые преобразования и реформы становятся малоэффективными, сводятся преимущественно к институциональным усилиям сверху, не затрагивающим образ жизни, общественное сознание, уровень культурного развития и образования значительной части населения.
Под влиянием целого ряда негативных факторов: общего падения уровня культуры, связанного с цивилизационным сдвигом, молодостью нового общества, - а также в результате снижения качества общего образования, прежде всего, уменьшения его гуманитарно-культурной составляющей, засилья массовой культуры и наличия экономических проблем, особенно в провинции, некоторые культурные способности и потребности не воспроизводятся, не формируются в процессе социализации детей и молодёжи или воспроизводятся в крайне усечённых, примитивных вариантах, а у взрослых утрачиваются.
Уровень морали современного общества всё больше понижается, программы телевидения заполнены рекламой и передачами низкого качества. Таким образом, развивается невосприимчивость населения, в особенности молодых людей, к классическому и современному искусству, снижение посещаемости культурных событий и ценностных требований, культурное потребление в режиме развлечения - симптоматика, опасная для духовного здоровья населения, его продуктивной дееспособности.
Основной причиной данных негативных тенденций является ослабление органических связей между институциональным (специализированные институты и структуры, главной функцией которых является накопление, сохранение, трансляция, популяризация культурных достижений), социальным (система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, которые складываются в обществе и реализуются через социальные институты) и личностным (индивидуальное мышление, поведение и творчество) аспектами культуры.
В результате происходят бюрократизация и формализация институционального аспекта культуры, переориентация его на "ведомственные" интересы, критерии и показатели деятельности; маргинализация социального аспекта культуры, принижение его общественного значения и игнорирование его творческого, социального, конструктивного потенциала; утрата контакта с личностью как основным субъектом культурного творчества и восприятия культурных благ. Это существенно сказывается на состоянии культурного потенциала района, региона и в целом социального сообщества, ведёт к его "распылению", росту влияния в культурной сфере стихийных неконтролируемых процессов и существенному снижению возможности её целенаправленного, рационально обоснованного регулирования.
В этой связи целесообразной представляется комплексная переориентация основных направлений деятельности учреждений культуры и культурной активности населения района на социальную модальность культурной сферы; консолидация усилий органов местного самоуправления, организаций культуры, образования, науки, туризма, массовых коммуникаций, социальной защиты, а также общественных объединений и населения по обеспечению стратегического решения проблем развития сферы культуры района.
2. Общие положения
Стратегия развития сферы культуры Алексеевского района на 2013 - 2017 годы (далее - Стратегия) представляет собой совокупность целевых установок, взглядов, принципов и приоритетов в деятельности органов местного самоуправления в сфере культуры.
Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, нормативными правовыми актами Белгородской области, Алексеевского района.
В Стратегии развиваются и конкретизируются в части, касающейся вопросов сферы культуры, соответствующие положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года "Инновационная Россия - 2020", Концепции федеральной целевой программы "Культура России" (2012 - 2016 годы)", Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утверждённой постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп, Концепции проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях Белгородской области на 2012 - 2017 годы, утверждённой постановлением Правительства Белгородской области от 21 ноября 2011 года N 423-пп.
На момент начала реализации Стратегии финансирование развития сферы культуры осуществляется в рамках реализации следующих программ и мероприятий:
- долгосрочной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области на 2009 - 2013 годы", утверждённой постановлением Правительства Белгородской области от 15 сентября 2008 года N 215-пп;
- областной целевой программы "Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2009 - 2014 годы", утверждённой постановлением Правительства Белгородской области от 15 сентября 2008 года N 216-пп;
- долгосрочной целевой программы "Информатизация учреждений культуры Белгородской области на 2013 - 2015 годы", утверждённой постановлением Правительства Белгородской области от 3 сентября 2012 года N 357-пп;
- долгосрочной целевой программы капитального ремонта сельских учреждений культуры в населенных пунктах области на 2011 - 2013 годы, утверждённой постановлением Правительства Белгородской области от 6 декабря 2010 года N 411-пп;
- долгосрочной целевой программы "Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области" на 2011 - 2013 годы", утверждённой постановлением Правительства Белгородской области от 23 октября 2010 года N 345-пп;
- областной программы "Сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел, поддержка производства сувенирной продукции на территории Белгородской области на 2010 - 2014 годы", утверждённой постановлением Правительства Белгородской области от 31 августа 2009 года N 297-пп;
- долгосрочной целевой программы "Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012 - 2016 годы", утверждённой постановлением Правительства Белгородской области от 27 июня 2011 года N 240-пп;
- долгосрочной целевой программы "Духовно-нравственное воспитание населения Алексеевского района на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением администрации Алексеевского района от 30 декабря 2010 года N 1506;
- Мероприятий по реализации областной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области на 2099 - 2013 годы" в Алексеевском районе, утвержденных постановлением главы администрации Алексеевского района от 21 апреля 2009 года N 429;
- Мероприятий по реализации областной целевой программы "Развитие сельской культуры Белгородской области на 2009 - 2014 годы" в Алексеевском районе, утвержденных постановлением администрации Алексеевского района от 30 декабря 2008 года N 1386;
- Мероприятий по информатизации учреждений культуры Алексеевского района на 2013 - 2015 годы, утвержденных постановлением администрации Алексеевского района от 19 октября 2012 года N 911.
По истечении сроков реализации указанных программ, мероприятий планируется их актуализация с учетом положений настоящей Стратегии.
Положения Стратегии опираются на комплексную оценку состояния сферы культуры Алексеевского района и прогноз её развития, обоснованное определение объективных культурных потребностей населения и реальных возможностей обеспечения их развития, а также системный анализ содержания и характера рассматриваемых проблем.
Стратегия опирается на следующие основные принципы:
- интеграция институционального, социального и личностного аспектов функционирования культуры на уровне района;
- соотнесение районных культурных процессов с современным культурным контекстом и в целом с вызовами современности, где культура выступает мощным ресурсом развития социальности, в частности, фундаментом новой экономики и источником инновационного мышления;
- моделирование культурного пространства Алексеевского района посредством стратегических и ситуационных технологий проектирования, организации и коммуникации.
Стратегия призвана стать инструментом формирования современной культурной политики района, сохраняя, приумножая достижения и решая те непростые проблемы, которые накопились в отрасли за прошедшие два десятилетия адаптации к новым реалиям современной России. Вместе с обществом и структурами муниципальной власти района, культура должна достойно выйти на новый исторический этап социально-экономического развития Алексеевского района.
Положения Стратегии могут уточняться и дополняться с учетом изменений обстановки, характера, масштаба и содержания проблем развития культуры населения, а также конкретизироваться в иных документах по вопросам развития сферы культуры района.
В Стратегии применяются следующие понятия и термины с соответствующими определениями:
сфера культуры - область применения культурной деятельности, объединяющая личностный, социальный и институциональный аспекты функционирования культуры;
культура - смысловое содержание человеческой жизни, отражающее исторически сложившийся уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизнедеятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей;
культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремёсла; произведения культуры и искусства; результаты и методы научных исследований культурной деятельности; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;
культурно-ценностные ориентации - это отражение в сознании человека культурных ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров;
культурные блага - материальные и духовные ценности, условия и услуги для их потребления, предоставляемые организациями культуры, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения культурных потребностей граждан;
культурные потребности - внутренние мотивы личности, побуждающие к активному познанию, усвоению и творческому приумножению культурного наследия; проявлению духовно-нравственных,
моральных качеств, художественно-эстетических способностей; повышению культурного, образовательного уровня и потреблению субъектом культурных услуг;
культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности;
культурная услуга - деятельность, результаты которой реализуются и потребляются в процессе осуществления культурной, творческой и досуговой деятельности учреждения культуры;
культурный продукт - культурная услуга, в определённом формате предлагаемая потенциальному потребителю;
культурный бренд района - это широко узнаваемое и ассоциируемое с культурой района учреждение культуры, культурный продукт или культурное событие.
3. Анализ состояния сферы культуры Алексеевского района
Сложность и противоречивость современного культурного пространства района обусловлены тенденциями, отражающими общероссийскую проблематику, сформировавшимися вследствие проведения политико-экономических реформ без учёта социально-культурных аспектов.
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1. Уникальное материальное и нематериальное культурно-историческое наследие района. 2. Многообразие и самобытность районной этнокультуры с особенными традициями, представленными во всех видах искусства. 3. Мощный художественный потенциал районных школ искусств. 4. Система художественного образования, позволяющая сохранять преемственность традиций любительского искусства. 5. Уникальность природно-культурных ландшафтов района. 6. Широкая сеть культурной инфраструктуры в сельских и городском поселениях. 7. Богатая история жизнедеятельности известных творцов: художников, поэтов, хореографов, творческих коллективов, отдельных исполнителей, прославивших город Алексеевку и Алексеевский район в России и за рубежом, также меценатов, подвижников, общественных деятелей, внесших вклад в сохранение и развитие культуры района. 8. Богатство района творческими талантами. Возможности реализации и финансовой поддержки значимых для жителей района социально-культурных проектов, лучших творческих работников и одарённых детей района. |
1. Существенные различия в структуре культурных потребностей и культурно-ценностных ориентаций разных категорий населения района. 2. Тенденция нарастания потребительского отношения к культуре и падения общего уровня потребления произведений духовной классической культуры у подрастающего поколения и молодежи. 3. Ограничения в беспрепятственном доступе к качественным культурным продуктам уязвимых категорий населения района. 4. Несоответствие предложения сельских учреждений культуры спросу населения на культурно-досуговые услуги. 5. Слабый учёт актуальных социально-культурных процессов и досуговых предпочтений различных категорий населения. 6. Устаревший инструментарный фонд в детских музыкальных школах и детских школах искусств, образовательных и культурно-досуговых учреждений сферы культуры. 7. Старение кадров в сфере культуры. 8. Низкий уровень заработной платы работников сферы культуры. Недостаточно сформирован притягательный и привлекательный образ сферы культуры района для его жителей и гостей. |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
1. Высокий стратегический потенциал района для развития сферы культуры (историко-культурное наследие, уникальная природа в сочетании с удачным географическим положением, богатый творческий потенциал). 2. Рост спроса на продукцию и услуги мастеров декоративно-прикладного творчества. 3. Растущая потребность населения в культурной жизни. 4. Насыщенный культурный календарь (международные, межрегиональные фестивали, гастроли, развитие туризма). 5. Более интенсивное использование имеющихся на территории района объектов историко-культурного наследия в создании культурных услуг. |
1. Сокращение бюджетных расходов на сферу культуры в ситуации финансового кризиса. Как следствие - высокий риск потери уникальности и самобытности культуры района. 2. Отсутствие капиталовложений в инновации в сфере культуры. Как следствие - высокий риск утраты привлекательности территории для жизни молодёжи. 3. Влияние глобальной массовизации культуры и, как следствие, упрощение культурных вкусов молодого поколения, усиление его отрыва от традиций многонациональной культуры России, этнокультуры района. 4. Перевод учреждений культуры на уровень муниципальных услуг, что неизбежно негативно скажется на развитии сферы культуры как стратегического фундамента развития района. |
В результате анализа состояния сферы культуры района, выявлены следующие противоречия между:
современными культурными потребностями общества и неготовностью структур сферы культуры наполнить его предложениями, адекватными спросу;
необходимостью обеспечения беспрепятственного доступа к качественному культурному продукту всех категорий населения и отсутствием комплекса районных мероприятий, направленных на приобщение к культуре целевых групп населения: студенческой молодежи, лиц с ограниченными физическими возможностями, лиц пенсионного возраста;
потребностью сферы культуры в новых кадрах, обладающих современными профессиональными компетенциями, и низким социальным престижем данной отрасли;
необходимостью быстрого обновления сложившегося культурного достояния, уже не отвечающего новым потребностям общества, и сохранением культурной идентичности, историко-культурного богатства района;
необходимостью развития культурных брендов Алексеевского района и отсутствием брендинговых программ в сфере культуры;
пониманием важности формирования культурной элиты района и отсутствием эффективной системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых и одарённых детей.
Для разработки механизма преодоления существующих противоречий развития социально-культурной практики, необходим системный анализ культурной ситуации в районе, который позволит, не только более точно сформулировать проблемы, стоящие перед сферой культуры в целом, но и детально разработать перспективные направления её развития.
4. Цель Стратегии
Цель Стратегии определяет культурную политику администрации Алексеевского района как социально ответственную, ориентированную на интересы общества и на интересы конкретного человека, творца и потребителя культурных благ.
Главная цель Стратегии - формирование культурно-ценностных ориентаций населения района посредством развития сферы культуры.
Культура признана важнейшим фактором, без которого невозможно создание качественной социально-природной среды обитания, где каждый человек имеет возможность творчества и приобщения к культуре, а культурная жизнь района становится частью его повседневного бытия.
Исходя из данных положений, выявленных противоречий, учитывая институциональные, социальные и личностные аспекты культуры, выделены приоритетные направления развития сферы культуры.
5. Приоритетные направления развития сферы культуры Алексеевского района на 2013 - 2017 годы
5.1. Сохранение культурно-исторического наследия Алексеевского района
5.1.1. Анализ ситуации
На сегодняшний день на территории Алексеевского района расположено 169 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), из них 1 - федерального значения, находящийся на государственной охране.
Сохранение культурно-исторического наследия является основой политики администрации Алексеевского района в сфере культуры.
Долгосрочной целевой программой "Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012 - 2016 годы" предусмотрена деятельность по сохранению в районе 3-х памятников архитектуры: Дом семьи Бокаревых (г. Алексеевка), Усадьба Станкевичей "Удеревка" (с. Мухоудеровка), Дом, в котором жил публицист М.С. Ольминский (с. Подсереднее).
Публичная доступность музейных коллекций на экспозициях, выставках, в печатных и электронных публикациях и других способах представления должна соответствовать восприятию поколения, сформировавшегося в информационно-цифровую эпоху, что предполагает активное использование коммуникативных и интерактивных элементов, в том числе современных технических средств.
Культура Алексеевского района богата традициями. Утрата традиций в сфере исполнительского искусства так же губительна для культуры, как разрушение выдающихся памятников искусства. Это позволяет рассматривать культурные традиции как составную часть культурно-исторического наследия и основу формирования культурно-ценностных ориентаций населения.
5.1.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Реализация комплекса мер по сохранению памятников истории и культуры, музейных и библиотечных фондов.
2. Обеспечение сохранности и безопасности музейных и библиотечных фондов.
3. Пополнение фондов муниципальных музеев и библиотек района.
4. Обеспечение дальнейшего развития экспозиционно-выставочной, издательской и научно-просветительской деятельности муниципальных музеев и библиотек.
5.2. Формирование культурных потребностей населения
5.2.1. Анализ ситуации
Мониторинг различных возрастных категорий потребителей культурных услуг показал существенные различия в их предпочтениях и запросах.
Культурные потребности детей в возрасте дошкольного и младшего школьного возраста в основном формируются родителями. Семья, где происходит самообразование и на этой основе развитие творческого потенциала, становится первичным этапом социализации формирования культурных потребностей. Содержательность и разнообразие досуга, установки, потребности, традиции и привычки зависят от ценностных ориентаций самой семьи. Показателем культурных потребностей является посещение музеев, театров, выставок, чтение художественной литературы, занятие в кружках, прикладное творчество. Косвенным признаком могут служить затраты времени и финансовых средств. Соответственно, у детей из семей социального риска, а также проживающих в удалённых сельских территориях, удовлетворение культурных потребностей находится на низком уровне.
Школьники средних классов посещают музеи, народный театр чаще всего по причине обязательного включения экскурсий в школьную программу. При этом представители этой группы часто посещают только кинотеатр. Источниками информации для них являются компьютер и телевидение.
Привлечение аудитории, пропаганда культуры и общественных идеалов, организация масштабных мероприятий затруднительны без использования альянсов тех основных социальных институтов, которые в наибольшей степени отвечают за формирование культурных потребностей. В этой связи основной тенденцией в решении данной проблемы должна стать интеграция учреждений культуры и образовательных учреждений в формировании культурно-ценностных ориентаций и целенаправленного нравственного воспитания подрастающего поколения алексеевцев.
Старшими школьниками, студентами ссузов и вузов потребляются услуги, которые позволяют общаться. Характер социализации для этого этапа развития личности главным субъектом делает внешнее окружение. Семья слабо участвует в формировании культурного потребления этой группы. Большинство типов культурных учреждений в структуре своей деятельности не имеют форм, объединяющих интересы многопоколенной семьи. В лучшем случае есть возможность семейного культурного потребления с детьми младшего возраста. Таким образом, учреждениями, формирующими сегодня культурные вкусы, взгляды и мировоззрение школьников и студентов, фактически является кинотеатр.
Потребителей в возрасте 20 - 35 лет (без детей) можно считать потребителями нового типа, поведение которых, пользуясь современным сленгом, можно назвать тусовочным. Зачастую они посещают лишь кинотеатр, кафе, бары, рестораны.
В группе, включающей средние возрастные позиции (36 - 55 и 36 - 60 лет), резко сокращается уровень коммуникаций и заметно расширяется индивидуальное эмоциональное и эстетическое потребление. Этой группой посещаются практически все доступные виды культурных учреждений, но редко.
В настоящее время в сфере досуга начинают преобладать приватные, домашние формы (телевидение, компьютер, интернет) и, как следствие, происходит снижение посещаемости публичных культурных мероприятий и возможности учреждений культуры влиять на развитие вкусов и культурных потребностей, развивается невосприимчивость населения, в особенности, молодых людей к классическому и современному искусству, культурное потребление сводится к режиму развлечения - симптоматике, опасной для духовного здоровья населения.
Высокий уровень культурного потребления характерен в большей степени для той части населения Алексеевского района, которая имеет базовые признаки среднего класса (высокий уровень образования, достаточные показатели дохода, приверженность семейным ценностям, позитивный характер социального самочувствия, стремление к индивидуальному потреблению).
Таким образом, сложились существенные различия в структуре культурных потребностей и культурно-ценностных ориентаций населения района, но при этом важнейшей и преобладающей тенденцией является нарастание потребительского отношения к культуре и падение общего уровня потребления произведений духовной классической культуры у молодёжи. Для преодоления сложившейся ситуации необходима целенаправленная и взвешенная культурная политика, которая должна осуществляться во взаимосвязи с учётом современных изменений в развитии российского государства.
5.2.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Совершенствование механизма межведомственного взаимодействия на уровне отношений учреждений культуры с образовательными учреждениями.
2. Формирование духовных потребностей у детей и молодёжи посредством новых форм работы.
3. Приобщение населения к ценностям "высокой" культуры на основе лучших образцов классического и современного искусства.
4. Повышение общего уровня культуры населения в местах массового времяпрепровождения.
5. Формирование культуры чтения населения Алексеевского района.
5.3. Повышение уровня доступности и привлекательности культурных благ
5.3.1. Анализ ситуации
Право на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни относится к основным правам личности и гарантируется государством.
На сегодняшний день значительная доля населения района ограничена в возможностях беспрепятственного доступа к качественному культурному продукту. Часть жителей испытывает ограничения в силу территориальной удалённости проживания от районного центра.
Для жителей мелких и удалённых населённых пунктов наряду с объективными факторами, ограничивающими потребление культурных благ, существенную роль играет недостаточно оптимальное соотношение предложений сельских учреждений культуры и спроса населения на культурно-досуговые услуги.
Работа современных культурно-досуговых центров должна базироваться на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе и развлечениях, но и способствовала формированию культурно-ценностных ориентаций населения. Констатируются такие негативные явления, как недостаточная информационная обеспеченность, финансовые проблемы населения, отсутствие комфорта и специальных удобств для детей, пенсионеров, лиц с ограниченными физическими возможностями.
На территории муниципального района существует дефицит услуг профессиональных театров, современных кинотеатров, филармонии, зоопарков. Услуги музеев доступны в 3-х поселениях. Услугами детских музыкальных школ, школ искусств население района обеспечено на 15 процентов, услугами клубов и библиотек - на 100 процентов.
Для граждан с ограниченными физическими возможностями трудности реализации прав на участие в культурной жизни в первую очередь выражаются в отсутствии у значительной части учреждений и объектов культуры специального оборудования (пандусов, подъемников).
В целом, для всех категорий населения проблема доступности и привлекательности культурных благ должна решаться посредством расширения сети учреждений и объектов культуры, развития системы информационного сопровождения культурно-досуговых мероприятий, являющихся для подавляющего большинства потребителей основным источником приобщения к продуктам творческой деятельности.
5.3.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Обеспечение жителей отдалённых населенных пунктов района широким спектром культурных услуг.
2. Расширение участия в культурной жизни категорий населения, нуждающихся в дополнительных мерах социальной поддержки.
3. Развитие виртуальных, дистанционных и нестационарных форм культурного обслуживания населения.
5.4. Совершенствование ресурсной базы сферы культуры
5.4.1. Анализ ситуации
Культурные блага являются результатом деятельности организаций культуры, которые для их получения используют финансовые, материально-технические, информационные, кадровые ресурсы. Наличие достаточных ресурсов определяет производственный потенциал субъектов культурной деятельности, реальную возможность реализации социально-культурных проектов и инициатив.
В Алексеевском районе численность муниципальных учреждений культуры составляет 87 учреждений, в том числе 4 детские музыкальные школы, 35 библиотек, 3 музея, 43 культурно-досуговых учреждений, кинотеатр, парк культуры и отдыха.
Учреждения культуры района осуществляют организацию выставочной и театрально-концертной деятельности, досуга и праздничных мероприятий, способствуя сохранению и популяризации культурного наследия, предоставлению возможностей для творческой самореализации граждан, организации методической деятельности.
Несмотря на очевидное улучшение состояния материально-технической базы учреждений культуры Алексеевского района за последние годы, главными проблемами остаются нехватка финансовых средств на приобретение нового оборудования, мебели, инвентаря, современной техники. Недостаточное обеспечение компьютерной техникой является сдерживающим фактором для внедрения в работу учреждений культуры новых информационных технологий в соответствии с современными требованиями.
Инновации в культуре невозможны без развития процессов информатизации сферы культуры. Несмотря на значительные усилия со стороны муниципальной власти, на сегодняшний день по-прежнему отсутствует единый информационный ресурс, представляющий культуру Алексеевского района во всей её полноте и обновляющийся в режиме on-line.
Одним из важнейших показателей культурного потенциала района являются кадровые ресурсы. В учреждениях культуры района работает 479 человек.
Молодые специалисты составляют 11 процентов от общего количества работников, относящихся к основному персоналу, 19 процентов - работники старше 50 лет, основной состав работников учреждений культуры района в возрасте от 30 до 50 лет (60 процентов). Процент специалистов, не имеющих профильного профессионального образования составляет 12 процентов.
Приток и омоложение кадров в сфере культуры осуществляется за счёт выпускников Белгородского государственного института искусств и культуры (далее - БГИИК), а также музыкальных колледжей области. Несмотря на действующую в БГИИК систему целевой контрактной подготовки, остро стоит проблема закрепления молодых специалистов.
Выпускники не идут работать в сельские учреждения культуры в силу невысокого среднего уровня заработной платы работников муниципальных учреждений культуры, низкого качества жизни сельских территорий, отсутствия целевых механизмов государственной поддержки в вопросах приобретения жилья.
Кадровая проблема в части полного отсутствия или недостаточной обеспеченности специалистами узкой направленности (аккомпаниаторов, хореографов, режиссеров массовых мероприятий, руководителей духовых оркестров, хора) существует в подавляющем большинстве учреждений отрасли Алексеевского района.
5.4.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Оснащение учреждений культуры современным компьютерным оборудованием, системами связи, информационными ресурсами.
2. Создание единого современного информационного ресурса сферы культуры Алексеевского района.
3. Удовлетворение кадровых потребностей в сфере культуры.
4. Усиление социальной защищенности работников сферы культуры.
5.5. Создание и продвижение культурных брендов района
5.5.1. Анализ ситуации
Культура, её творческие достижения - во всем мире признанный, сильный имиджепорождающий фактор. Особенно следует подчеркнуть важность не только международного, но и внутреннего культурного имиджа района, который позволяет населению субъекта гордиться своей территорией, стремиться сделать её лучше, гостей - заинтересоваться, познакомиться, увлечься, захотеть жить в данном районе.
Знаковыми, имиджевыми событиями культурной жизни Алексеевского района являются: Слет талантливой молодежи на присуждение премии главы администрации Алексеевского района, районный фестиваль фольклора "Песенное наследие Алексеевского края", литературно-музыкальный фестиваль "Удеревский листопад", районная культурно-спортивная эстафета, районный фестиваль книги и чтения" Алексеевка читающая", Праздник района и города, районный фестиваль казачьей культуры "Где вольный дух, там казачий круг", Театральная неделя, посвященная Международному Дню театра.
Тем не менее, в деятельности учреждений культуры района отмечается дефицит использования маркетинговых и рекламных технологий, в то время как маркетинг "высокой" культуры открывает широкие возможности для осуществления интеллектуальной стимуляции, систематической целенаправленной "обработки" населения, особого внушающего информирования, пробуждения интереса, "обольщения" культурой, привлечения к качественным культурным событиям и ценностям, формирования верных культурных представлений и серьезных ценностных ориентаций.
В настоящее время существует необходимость развития культурных брендов Алексеевского района с помощью таких медиатехнологий, которые позволяют в условиях современного информационного общества активно поддерживать и продвигать декларируемую идею.
На сегодняшний день в Алексеевском районе процесс продвижения культурных продуктов сдерживается следующими факторами:
- недостаточным объёмом и масштабом международных культурных обменов, участия в значительных международных и российских культурных проектах (фестивалях, конкурсах, изданиях, акциях), проведения гастролей творческих коллективов района в столице и регионах Российской Федерации;
- скромной и отрывочной представленностью культуры Алексеевского района во всероссийском информационном пространстве;
- ограниченным объёмом бюджетного финансирования и спонсорской поддержки имиджевых проектов;
- слабой освоенностью культурной сферой современных технологий связи с общественностью и продвижения культурных продуктов.
5.5.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Разработка и реализация брендинговых программ в сфере культуры.
2. Создание условий для активной гастрольно-выставочной деятельности учреждений культуры.
3. Пропаганда алексеевских традиций, истории, географии, топонимики посредством проведения мультикультурных акций.
5.6. Поддержка одарённых детей и талантливой молодёжи
5.6.1. Анализ ситуации
В целях выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи ежегодно на территории области проводятся свыше 40 творческих конкурсов и фестивалей районного уровня, создан премиальный фонд, учреждены именные стипендии.
Тем не менее, проблема выявления, поддержки и сопровождения талантливых и одарённых детей существует. Сегодня этим вопросом занимаются в основном педагоги общеобразовательных учреждений, музыкальных школ, школ искусств и родители, которые обращают внимание на способности детей, проявляющиеся в процессе внеучебной деятельности в школе и дома. Однако работа по выявлению одарённых детей в области искусства в районе не носит системного и целенаправленного характера. Особенно остро стоит вопрос о выявлении одарённости в раннем дошкольном возрасте.
Несмотря на осуществляемые в районе проекты поддержки творческих инициатив одарённых детей и молодёжи, возможности для самореализации и самовыражения данных категорий населения в сфере культуры ограничены, в том числе и недостаточным оснащением специализированным оборудованием учреждений, предоставляющих культурно-досуговые услуги. Устаревший парк музыкальных инструментов (ситуация, наблюдаемая в подавляющем большинстве детских школ искусств, детских музыкальных школ района) не лучшим образом сказывается на качестве учебного процесса. Усугубляют её и ограниченные возможности родителей в приобретении своим детям дорогостоящих музыкальных инструментов.
Кроме того, развитие одарённости как психического феномена подразумевает применение интегративного подхода в обучении, включающего в себя параллельное развитие когнитивных, творческих и социальных составляющих. Интегративный подход к обучению одарённых детей предполагает объединение в едином процессе учебной, художественной, творческой и воспитательной деятельности. Однако в районе такого учреждения нет. Это приводит к тому, что многие талантливые в сфере культуры дети не имеют возможности раскрыть и развить свои способности, не получают необходимой для овладения профессией ранней, до профессиональной подготовки и уходят в другие сферы. Таким образом, общество теряет одарённых в сфере культуры и искусства детей и молодёжь, которые могли бы составить основу культурной элиты района.
5.6.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Формирование системы выявления и сопровождения талантливых и одарённых детей в районе.
2. Совершенствование системы поощрения для одарённых детей и талантливой молодёжи.
3. Развитие фестивального молодёжного движения.
6. Проекты и инициативы
N п/п |
Направления |
Задачи |
Проекты и инициативы |
Сроки реализации |
Ответственные |
1. |
Сохранение культурно-исторического наследия Алексеевского района |
1. Реализация комплекса мер по сохранению памятников истории и культуры, музейных и библиотечных фондов, своевременное проведение консервационных или реставрационных работ. 2. Обеспечение сохранности и безопасности предметов фондов учреждений культуры. 3. Пополнение фондов муниципальных музеев и библиотек района. 4. Обеспечение дальнейшего развития экспозиционно-выставочной, издательской и научно-просветительской деятельности муниципальных музеев и библиотек района. |
Проекты: 1. Подготовка и издание дайджеста "Народная художественная культура Алексеевского района". |
2014 г. |
МБУК "Центральная библиотека Алексеевского района |
2. Создание при каждом клубной учреждении экспозиции, посвященной истории родного села |
2013 - 2014 гг. |
Алексеевский творческо-методический центр |
|||
Инициативы: Разработка альманаха об уникальных памятниках материальной и духовной культуры Алексеевского района, хранящихся в фондах музеев района. |
2014 - 2017 гг. |
Музеи района, МБУК "Алексеевский краеведческий музей" (по согласованию) |
|||
Реставрация зданий-памятников, в которых размещены учреждения, расположенные на территории г. Алексеевка. |
2013 - 2017 гг. |
Управление культуры |
|||
2. |
Формирование культурных потребностей населения |
1. Совершенствование механизма межведомственного взаимодействия на уровне отношений учреждений культуры с образовательными учреждениями. 2. Формирование духовных потребностей у детей и молодежи посредством новых форм работы. 3. Приобщение населения к ценностям "высокой" культуры на основе лучших образцов классического и современного искусства. 4. Повышение общего уровня культуры населения в местах массового времяпрепровождения. 5. Формирование культуры чтения населения Алексеевского района. |
Проекты: 1. Создание и развитие театральных самодеятельных коллективов (театральных студий) для детей и молодёжи на базе клубных и образовательных учреждений района. |
2015 - 2017 гг. |
Алексеевский творческо-методический центр |
2. Формирование единой интерактивной электронной площадки приобщения к чтению всех категорий населения района. |
2014 - 2017 гг. |
МБУК "Центральная библиотека Алексеевского района" |
|||
Инициативы: Разработка и внедрение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. |
2013 - 2017 гг. |
МБОУ ДОД "Детская школа искусств" г. Алексеевка |
|||
Организация ежегодного (ко Дню защиты детей) районного праздника "Праздник детства и семьи". |
2013 - 2017 гг. |
Алексеевский творческо-методический центр, МОУДОД "Детская школа искусств" г. Алексеевка, МБУК "ЦБ Алексеевского района |
|||
Организация и проведение межмузейных выставок из фондов музеев Белгородской области на базе Алексеевского краеведческого музея "Музей в музее" |
2013 - 2017 гг. |
МБУК "Алексеевский краеведческий музей" (по согласованию) |
|||
3. |
Повышение уровня доступности и привлекательности культурных благ |
1. Обеспечение жителей отдалённых населенных пунктов района широким спектром культурных услуг. 2. Расширение участия в культурной жизни категорий населения, нуждающихся в дополнительных мерах социальной поддержки. 3. Развитие виртуальных, дистанционных и нестационарных форм культурного обслуживания населения. |
Проекты: 1. Совершенствование системы равного доступа жителей района (преимущественно сельских) к профессиональному искусству в течение театрального, концертного сезонов 2013 - 2015 годов. |
2013 - 2015 гг. |
Управление культуры, Алексеевский творческо-методический центр |
2. Культурно-информационные технологии как средство социализации лиц с ограничениями жизнедеятельности, маломобильных граждан, социально-незащищенных слоёв населения, проживающих в удалённых населенных пунктах района. |
2015 - 2017 гг. |
МБУК "Центральная библиотека Алексеевского района" |
|||
3. Формирование единого информационно-консультативного центра по поддержке частных подворий. |
2014 - 2016 гг. |
МБУК "Центральная библиотека Алексеевского района" |
|||
4. Создание экспозиционного зала музея подсолнечного масла "Цветок солнца", посвященного изобретателю производства подсолнечного масла Д.С. Бокареву. |
2013 - 2014 гг. |
Алексеевский Дом ремесел, МБУК "Алексеевский краеведческий музей" (по согласованию) |
|||
Инициативы: Организация работы с гражданами, занимающимися коллекционированием различных предметов искусства, историко-культурных и технических ценностей, природных объектов. |
2013 - 2017 гг. |
Музеи района, МБУК "Алексеевский краеведческий музей" (по согласованию) |
|||
4. |
Совершенствование ресурсной базы сферы культуры |
1. Оснащение учреждений культуры современным компьютерным оборудованием, системами связи, информационными ресурсами. 2. Удовлетворение кадровых потребностей в сфере культуры. 3. Усиление социальной защищенности работников сферы культуры. |
Проекты: 1. Создание цикла телепередач о выдающихся коллективах и земляках, лучших учреждениях культуры района для показа в учреждениях культуры района. |
2015 - 2016 гг. |
Алексеевский творческо-методический центр |
2. Формирование банка данных кадрового потенциала сферы культуры Алексеевского района с построением прогнозных карт до 2025 года. |
2014 - 2017 гг. |
Управление культуры, Алексеевский творческо-методический центр |
|||
3. Создание Афанасьевского этнокультурного центра |
2013 - 2015 гг. |
Управление культуры, Алексеевский творческо-методический центр, администрация Афанасьевского сельского поселения |
|||
5. |
Создание и продвижение системы культурных брендов района |
1. Разработка и реализация брендинговых программ в сфере культуры. 2. Создание условий для активной гастрольно-выставочной деятельности организаций культуры. 3. Пропаганда алексеевских традиций, истории, географии, топонимики и т.д. посредством проведения мультикультурных акций. |
Проекты: 1. Разработка и продвижение фестивального календаря в рамках развития культурных брендов сельских территорий района |
2014 - 2017 гг. |
Алексеевский творческо-методический центр |
2. Разработка бренда Алексеевского района |
2013 - 2017 гг. |
Управление культуры, комитет по социальному развитию Алексеевского района |
|||
3. Разработка музыкально-этнографической постановки "Дай Бог тому, кто в этом дому" на основе свадебных традиций сел района. |
2013 - 2015 гг. |
Алексеевский творческо-методический центр |
|||
Инициативы: Организация и проведение комплекса мероприятий для детей и молодёжи по сохранению, возрождению и популяризации традиционных народных игр, забав и обрядов "Живи, родник живи!" |
2013 - 2017 гг. |
Алексеевский творческо-методический центр |
|||
Создание и продвижение межмузейных выставок, посвящённых юбилейным датам в истории района, области, России (не менее двух выставок в год). |
2014 - 2017 гг. |
Музеи района |
|||
Изготовление и распространение имиджевой продукции (баннеры, билборды), презентующей особенности культуры поселений района. |
2013 - 2017 гг. |
Управление культуры, муниципальные учреждения культуры |
|||
6. |
Поддержка одарённых детей и талантливой молодёжи |
1. Формирование системы выявления и сопровождения талантливых и одарённых детей в районе. 2. Совершенствование системы поощрения талантливых представителей детей и молодёжи. 3. Развитие фестивального молодёжного движения. |
Проекты: 1. Организация работы детских школ искусств и детских музыкальных школ по выявлению одарённых детей на территории района |
2014 - 2017 гг. |
МОУДОД "Детская школа искусств" г. Алексеевка |
Инициативы: Проведение крупномасштабных культурных акций на выявление и развитие творческих способностей лиц с ограничениями жизнедеятельности и формирование активной жизненной позиции. |
2013 - 2017 гг. |
Алексеевский творческо-методический центр, МБУК "Центральная библиотека Алексеевского района" |
|||
Организация и проведение районного Слета талантливой молодежи |
2013 - 2017 гг. |
Управление культуры, комитет по социальной политике Алексеевского района |
Целевые показатели реализации Стратегии приведены в приложении.
7. Сроки и этапы реализации
Реализация Стратегии рассчитана на период 2013 - 2017 годов.
Достижение главной цели и решение задач Стратегии будет осуществляться поэтапно с учетом сложившихся реалий и прогнозируемых процессов социально-экономического развития Алексеевского района и Белгородской области.
На первом этапе (2013 - 2015 гг.) должны быть сформированы необходимые условия для эффективной реализации Стратегии, в том числе:
совершенствование нормативной правовой базы сферы культуры;
создание предпосылок для повышения доступности, качества и разнообразия услуг в сфере культуры;
развитие механизмов поддержки творческой деятельности в районе;
стимулирование развития новых направлений, видов и жанров искусства, обеспечение поддержки новаторских и дебютных проектов в области современной культуры, творческих проектов для детской и молодежной аудитории;
развитие механизмов содействия муниципальным культурным инициативам, межмуниципальной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности;
стимулирование формирования целевого капитала и благотворительности в сфере культуры, укрепление культурного потенциала района, включая внедрение долгосрочного стратегического планирования и бюджетирования, ориентированного на результат;
переход к новым организационно-правовым формам учреждений культуры;
обеспечение модернизации учреждений культуры и учреждений дополнительного образования в сфере культуры;
разработка и внедрение инструментов поддержки организационных инноваций;
создание Интернет-сайта;
внедрение единой информационной автоматизированной системы управления функционированием сферы культуры.
На втором этапе (2015 - 2017 гг.) планируется выполнение мероприятий, принятых к реализации, мониторинг, контроль и оценка их эффективности, регулярное информирование общественности и других заинтересованных сторон о ходе реализации Стратегии, внедрение инноваций в сферу культуры, обеспечивающих выход на современные стандарты качества услуг в сфере культуры.
8. Механизм контроля
В целях обеспечения успешной реализации Стратегии формируется специальный механизм контроля, включающий следующие элементы:
- создание постоянно действующей рабочей группы, основной задачей которой будет являться принятие ключевых решений, связанных с контролем реализации Стратегии. В состав рабочей группы предполагается включить представителей всех основных заинтересованных сторон;
- закрепление ответственных органов исполнительной власти, муниципальных органов района за выполнением мероприятий Стратегии;
- создание системы мониторингов, позволяющих отслеживать выполнение показателей, характеризующих достижение главной цели и решение задач Стратегии.
Рабочая группа:
- осуществляет управление реализацией Стратегии и несет ответственность за достигнутые результаты, координирует действия всех участников выполнения Стратегии, подготавливает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, необходимых для реализации Стратегии, осуществляет контроль за ходом ее реализации и корректировки;
- обеспечивает общественное обсуждение результатов Стратегии и представление их в средствах массовой информации;
- формирует и ежегодно представляет в администрацию Алексеевского района отчёт о достигнутых результатах реализации Стратегии.
Приложение
развития сферы культуры
Алексеевского района
на 2013 - 2017 годы
Целевые показатели
Стратегии развития сферы культуры Алексеевского района на 2013 - 2017 годы
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение целевого показателя на начало реализации Стратегии |
Плановое значение целевого показателя |
||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Формирование культурных потребностей населения | |||||||
Количество посещений библиотек на 1000 человек населения района |
ед. |
5105,0 |
5105,3 |
5105,5 |
5105,7 |
5105,8 |
5106,0 |
Количество посещений платных мероприятий и концертов, проводимых учреждениями культуры, на 1000 человек населения района |
ед. |
2057 |
2060 |
2065 |
2070 |
2075 |
2080 |
Число посещений музеев на 1000 человек населения района |
ед. |
499 |
600 |
601 |
602 |
603 |
604 |
Число посещений киносеансов на 1000 человек населения района |
ед. |
794 |
797 |
805 |
812 |
823 |
830 |
Количество выданных экземпляров из фондов муниципальных библиотек на 1000 человек населения района |
ед. |
11240 |
11242 |
11244 |
11246 |
11248 |
11250 |
2. Повышение уровня доступности и привлекательности культурных благ | |||||||
Удовлетворённость качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культуры обслуживания) |
% |
54,4 |
54,5 |
54,6 |
54,7 |
54,8 |
54,9 |
Количество выступлений народных самодеятельных коллективов в городском и сельских поселениях района |
ед. |
140 |
145 |
150 |
155 |
160 |
165 |
Количество выездов областных театрально-концертных организаций в районе |
ед. |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
Количество посещений сайтов учреждений культуры района в сети Интернет |
ед. |
989 |
995 |
1000 |
1017 |
1025 |
1040 |
Количество обращений к электронным каталогам, базам данных библиотек |
ед. |
1375 |
1380 |
1395 |
1410 |
1425 |
1445 |
3. Развитие ресурсной базы сферы культуры | |||||||
Доля зданий муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, от общего количества объектов |
% |
67,7 |
не менее 67,7 |
не менее 69 |
не менее 70 |
не менее 70 |
не менее 70 |
Количество телепередач о народном творчестве района, выдающихся земляках, лучших учреждениях культуры района |
ед. |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Доля работников учреждений культуры, прошедших обучение, переподготовку, повысивших квалификацию |
% |
12,0 |
12,2 |
12,5 |
12,8 |
13,0 |
13,5 |
4. Сохранение культурно-исторического наследия Алексеевского района | |||||||
Количество тематических изданий на любом виде носителей, выпускаемых учреждениями культуры |
ед. |
17 |
19 |
22 |
26 |
29 |
33 |
Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия |
% |
89 |
не менее 89 |
не менее 89 |
не менее 89 |
не менее 89 |
не менее 89 |
5. Формирование системы культурных брендов района | |||||||
Количество новых фестивалей, праздников в рамках развития культурных брендов района |
ед. |
- |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Количество публикаций в средствах массовой информации, направленных на продвижение брендов |
ед. |
80 |
90 |
100 |
110 |
120 |
130 |
Удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры |
% |
388 |
389 |
390 |
391 |
392 |
393 |
6. Поддержка одарённых детей и талантливой молодёжи | |||||||
Доля учащихся учреждений дополнительного образования в сфере культуры (детских музыкальных и школ искусств от числа учащихся общеобразовательных школ 1 - 9 классов |
% |
15,0 |
15,1 |
15,2 |
15,3 |
15,4 |
15,5 |
Количество мероприятий для целевой аудитории |
ед. |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
90 |
Доля учащихся учреждений дополнительного образования в сфере культуры, получивших награды и поощрения в фестивальных и конкурсных мероприятиях различных уровней, в общем количестве |
% |
18 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алексеевского района и г. Алексеевка Белгородской области от 1 марта 2013 г. N 150 "Об утверждении Стратегии развития сферы культуры Алексеевского района на 2013 - 2017 годы"
Текст постановления официально опубликован не был