Типовая инструкция
по организации защиты объектов культуры на территории Белгородской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера
Утверждена антитеррористической комиссией Белгородской области 4 июня 2013 г.
1. Введение
1.1. Типовая инструкция по обеспечению антитеррористической защищённости (далее - Инструкция) определяет совокупность основных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов культуры (учреждений и организаций культуры, искусства и кинематографии).
Целью Типовой инструкции является упорядочение деятельности по обеспечению антитеррористической безопасности объектов культуры в Белгородской области. Инструкция носит отраслевой характер и подготовлена на основе ведомственных требований, с учетом федерального законодательства, нормативно-правовой базы Белгородской области, рекомендаций НАК, а также накопленного практического опыта.
Типовая инструкция предназначена для использования хозяйствующими субъектами в организации защиты объектов, а также для контролирующих, надзирающих и исполнительных органов при изучении и проверке антитеррористической защиты объекта.
Данная Инструкция не носит нормативного характера, вместе с тем она устанавливает общие подходы к обеспечению защиты объектов культуры, в т.ч. их инженерно-технической укрепленности, порядку организации охраны, осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, а также ведению соответствующей документации.
Будучи согласованной на межведомственном уровне, она также устанавливает общие критерии оценки надежности мер по антитеррористической защите объектов единые, как для хозяйствующих субъектов, так и для контролирующих и надзорных органов.
1.2. Виды, система и порядок (способы) охраны объектов культуры регулируются:
- Федеральным законом от 07.01.2011 года N 3-ФЗ "О полиции";
- Федеральным законом от 14.04.1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране", от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
- Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной и охранной деятельности";
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 г. N 1629-р "Об утверждении перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел";
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного распоряжения Правительства РФ N 1629-р вместо "от 2 сентября 2009 г." следует читать "от 2 ноября 2009 г."
- Постановлением губернатора Белгородской области от 12.10.2009 года N 94 "Об утверждении Правил обеспечения инженерно-технической укреплённости и оборудования сигнализацией объектов в Белгородской области";
- Руководящим документом МВД РФ РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств";
- Приказом Минкультуры РФ от 08 ноября 2000 г. N 664 "Об утверждении типовых требований по инженерно-технической укрепленности и оборудованию техническими средствами охраны учреждений культуры, расположенных в зданиях-памятниках истории и культуры";
- Инструкцией по организации охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 25 мая 1998 года N 315, приказом Минкультуры России от 25 мая 1998 года N 255, приказом Федеральной архивной службы России от 25 мая 1998 года N 38;
- Приказом Минкультуры России от 15.07.2003 г. N 978 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности культурно-зрелищных мероприятий";
- Приказом Минкультуры России от 23.05.2003 г. N 727 "О безопасности массовых культурно-зрелищных мероприятий";
- Инструктивным письмом Минкультуры России от 19.05.2003 г. N 49-01-16/11 "Об усилении общественной безопасности, защиты населения от возможных террористических актов и других тяжких последствий";
- Инструктивным письмом Минкультуры России от 24.10.2002 г. N 01-130/16-01 "Об усилении общественной безопасности, защите населения от терроризма, обеспечении надежной защиты особо важных объектов культуры и искусства";
- Инструктивным письмом Минкультуры России от 12.09.2001 г. N 01-151/16-24 "О профилактических мероприятиях на объектах Минкультуры России";
- Письмом Минкультуры России от 25.04.2001 г. N 01-79/16-25 "О безопасности культурных ценностей и дополнительных мерах антитеррористического характера в музеях и библиотеках",
- другими ведомственными нормативными актами, условиями договора на охрану объекта, а также настоящей Типовой инструкцией.
1.3. Обеспечение антитеррористической защищенности объектов культуры предусматривает комплексное использование инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение их безопасного функционирования, реализация которых позволит свести к минимуму вероятность совершения террористического акта.
Мероприятия по антитеррористической защищенности включают:
определение возможных террористических угроз;
разработку и проведение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов культуры;
оценку возможных последствий террористического акта;
разработку и проведение комплекса мероприятий, направленных на минимизацию (ликвидацию) последствий террористического акта;
совершенствование координации и повышение эффективности взаимодействия объектов культуры с территориальными органами безопасности, органами внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами МЧС России, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при проведении антитеррористических мероприятий, а также в случае совершения террористического акта.
1.4. Администрация объектов культуры осуществляет следующие функции по обеспечению антитеррористической защищённости объекта:
разрабатывает планы действий (инструкции) администрации, персонала и лиц, находящихся на территории объектов культуры, в условиях возникновения террористической угрозы или совершения террористического акта, а также по минимизации (ликвидации) последствий террористических актов, обеспечивает их исполнение;
организует охрану, пропускной режим на территории объекта культуры;
обеспечивает обустройство объекта связи инженерно-техническими средствами, техническими средствами охраны и т.п.;
проводит обучение персонала объекта культуры действиям в случаях возникновения террористической угрозы или совершения террористического акта;
утверждает схемы эвакуации персонала и лиц, находящихся на территории объекта культуры;
разрабатывает системы оповещения и связи в условиях возникновения террористической угрозы или совершения террористического акта;
организует взаимодействие объекта культуры с территориальными органами безопасности, органами внутренних дел, территориальными органами МЧС России, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Белгородской области при возникновении террористической угрозы или совершения террористического акта;
проводит проверки состояния антитеррористической защищённости объекта культуры;
оформляет и корректирует паспорт антитеррористической защищённости объекта культуры.
1.5. Основными задачами охраны являются:
- защита охраняемых объектов, предупреждение и пресечение противоправных посягательств и административных правонарушений на охраняемых объектах;
- обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
- участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в том числе вследствие диверсионно-террористических акций.
Система охраны объекта включает в себя совокупность сил и средств для выполнения задач по охране и обороне объекта. Она должна соответствовать технологическим особенностям охраняемого объекта, уровню его оборудования инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО), обстановке в его окружении и обеспечивать наиболее эффективное и экономически рациональное использование имеющихся сил и средств.
Система охраны объекта должна строиться эшелонировано: на подступах к нему (в охранной зоне, определяемой ведомственными регламентирующими документами), по его периметру, на КПП и на наиболее важных технологических диверсионно-уязвимых участках, обеспечивающих устойчивое функционирование объекта.
Система и способ охраны отражаются в документации по организации охраны объекта.
Важная роль принадлежит системе профилактических мероприятий, которая, как правило, включает в себя регулярное получение информации о состоянии защищенности объекта, выделенных участков (зон); своевременное вскрытие недостатков и нарушений технологических регламентов работы ИТСО, выявление лиц, пытающихся без видимых оснований или при подозрительных обстоятельствах проникнуть на объект.
2. Обеспечение охраны объекта культуры
2.1. Общие положения
2.1.1. Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты объекта культуры несет его руководитель.
2.1.2. Подразделения охраны несут ответственность согласно договору на охрану объекта.
2.1.3. Под охраной объекта подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемые объекты, совершения террористического акта, других противоправных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.
2.1.4. Охрана объектов культуры должна осуществляться:
2.1.4.1. Здания, хранилища государственных музеев, библиотек, архивов, музеев-заповедников (музеев-усадеб), относящиеся к объектам культурного наследия федерального и регионального значения - подразделениями вневедомственной охраны ОВД по муниципальным образованиям на договорной основе путем выставления постов (далее - наряд охраны) или с помощью технических средств посредством вывода сигналов тревоги на пункты централизованной охраны (ПЦО) ОВО ОВД;
2.1.4.2. Иные объекты культуры - подразделениями вневедомственной или ведомственной охраны, иными организациями, имеющими соответствующую лицензию на осуществление охранной деятельности (далее - наряд охраны), с помощью технических средств посредством вывода сигналов тревоги на пульты охраны с обязательной передачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть территориального органа внутренних дел (ДЧ ОВД) или на пункты централизованной охраны (ПЦО) территориальных ОВО либо сочетанием этих видов охраны.
2.1.5. На объекте культуры, в соответствии с законодательством Российской Федерации, может функционировать внутриобъектовая (ведомственная) служба охраны, которая координирует свою деятельность с деятельностью подразделений охраны либо выполняет их функции.
2.1.6. Руководитель объекта культуры обязан:
- организовать охрану объекта и проводить регулярные, а также внеплановые проверки организации его охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и выполнение сторонами обязанностей по договору;
- проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) детальный анализ особенностей охраны объекта с определением уязвимых мест. Разрабатывать исходные требования на оборудование объекта ТСО;
- организовать разработку планов обеспечения безопасности объекта (текущий и перспективный), принимать меры организационного характера (издание соответствующих приказов, иной документации) по совершенствованию системы охраны);
- обеспечивать контроль за неразглашением особенностей функционирования аппаратуры сигнализации и связи; разъяснять персоналу объекта необходимость соблюдения этого требования;
- организовать соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов;
- обеспечивать своевременный капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, модернизацию ТСО;
- совместно с должностными лицами подразделения охраны организовать обучение руководящего состава, сотрудников службы безопасности и персонала объекта культуры действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) тренировки с сотрудниками охранных структур для выработки и приобретения навыков по осуществлению необходимых мероприятий, как при обнаружении подозрительных лиц и предметов, взрывных устройств, других признаков подготовки терактов, так и мер по локализации и минимизации его последствий.
2.1.7. При наличии физического поста охраны, обязанности сотрудника охраны объекта определяются должностной инструкцией, инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, планом охраны объекта, разрабатываемых администрацией объекта с учетом Рекомендаций.
В них сотруднику охраны определяется:
- место несения службы;
- задачи по несению службы и ответственность за их невыполнение;
- порядок приема и сдачи поста, его особенности;
- список ответственных лиц учреждения, имеющих право вскрытия помещений и доступа на объект в любое время суток, порядок связи с этими работниками;
- порядок допуска в охраняемые помещения в нерабочее время лиц из числа персонала объекта;
- порядок взаимодействия с персоналом службы безопасности и другими работниками объекта;
- порядок приема под охрану и снятия с охраны помещений объекта, выведенных на пульт;
- порядок проверки исправности ТСО и связи;
- порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, при нарушении посетителями правил посещения объекта;
- порядок действий при получении сигнала "тревога", а также при проведении учебных тренировок персонала объекта;
- порядок связи с нарядами соседних постов, персоналом службы безопасности, дежурными ПЦО и территориальных органов внутренних дел;
- порядок (периодичность) доклада руководству подразделения охраны об обстановке и результатах несения службы;
- порядок действий при проведении на объекте массовых мероприятий;
- порядок действий и использования спецтехники для выявления мест возможного сокрытия средств террора в автомобильном транспорте и ручной клади при осуществлении пропускного режима;
- время и место приема пищи.
2.1.8. Наряд охраны объекта непосредственно подчиняется начальнику охраны (старшему наряда).
2.1.9. На постах охраны с учетом их функциональности рекомендуется иметь следующую документацию:
- должностную инструкцию (выписку из табеля постам, памятку) сотрудника охраны объекта культуры;
- инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму;
- правила пользования техническими средствами охраны;
- журнал приема и сдачи дежурства;
- журнал "Об оперативной обстановке и принятых мерах";
- журнал регистрации посетителей;
- журнал регистрации въезда (выезда) автотранспорта;
- инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях;
- другие необходимые документы по усмотрению руководителя объекта.
В зависимости от характера объекта допускается объединение отдельных журналов в единый.
2.2. Организация службы по охране объектов культуры (при наличии наряда охраны)
2.2.1. Подразделения охраны в соответствии с условиями договора обеспечивают:
- пропускной и внутриобъектовый режимы, взаимодействие со службой безопасности объекта, администрацией;
- охрану объекта или отдельных его помещений, материальных ценностей, выставление постов и маршрутов патрулирования согласно дислокации, контроль за действиями персонала, посетителей (учащихся), охрану общественного порядка и пресечение правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулирования в рамках своей компетенции;
- реагирование на сигналы срабатывания средств ОПС и тревожной сигнализации;
- пресечение несанкционированных проникновений на охраняемый объект;
- участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в том числе вследствие диверсионно-террористических акций.
2.2.2. Сотрудники охраны выполняют служебные обязанности в составе наряда охраны в форменной одежде, экипированные средствами индивидуальной защиты и вооруженные в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность службы осуществляющей охрану объекта.
Применение оружия осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.2.3. Должностными лицами подразделения охраны проверяется готовность наряда перед заступлением на службу к ее несению и проводится инструктаж. В инструктаже наряда охраны могут принимать участие руководители объектов, руководящий и инспекторский состав управлений (отделов) вневедомственной охраны и (или) территориальных ОМВД.
2.2.4. Контроль за несением нарядом службы по охране объекта осуществляется должностными лицами подразделения охраны и ОМВД, руководителями объектов в соответствии с требованиями руководящих и иных регламентирующих документов.
2.2.5. Должностные лица, уполномоченные на проверку, имеют право:
- знакомиться с документами делопроизводства по вопросам режима и организации охраны;
- проверять организацию службы охраны объектов и исправность ТСО;
- получать от должностных лиц подразделения охраны информацию о происшествиях и ЧС, связанных с охраной объектов;
- давать письменные предложения о временном усилении охраны объекта культуры или его отдельных помещений в пределах установленной штатной численности личного состава.
Результаты проверки организации охраны объекта культуры, предложения по устранению выявленных недостатков оформляются соответствующим актом.
2.2.6. Межведомственной комиссией Белгородской области, в соответствии с планами-заданиями, периодически проводится изучение состояния защищенности объектов культуры с целью выявления проблемных вопросов и принятия мер к их разрешению.
2.3. Обязанности сотрудника охраны объекта культуры (при наличии наряда охраны)
2.3.1. В компетенцию сотрудника охраны входит:
- при организации на объекте культуры (в отдельных помещениях объекта) внутриобъектового и пропускного режима, проверка документов и пропусков у лиц, проходящих на охраняемый объект или выходящих с объекта;
- проведение в установленном порядке сотрудниками полиции, осуществляющими охрану объекта (для других охранных структур - с привлечением сотрудников полиции), досмотра и (или) осмотра граждан, осмотра находящихся при них вещей, досмотра и (или) осмотра транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов;
- контроль за работой приборов охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации установленных на КПП;
- сообщение о срабатывании сигнализации непосредственному начальнику, а при необходимости в подразделение охраны, орган внутренних дел, пожарную охрану;
- принятие мер к задержанию (в рамках установленных полномочий) правонарушителей;
- участие в ликвидации пожара, предупреждении угрозы взрыва;
- прием под охрану от материально ответственных лиц помещений для хранения материальных ценностей, включенных в зону охраны поста.
2.3.2. Сотрудник охраны должен знать:
- руководящие документы, определяющие организацию пропускного режима на охраняемом объекте;
- правила внутриобъектового режима;
- структуру предприятия и режим работы его подразделений;
- образцы различных видов пропусков, входных билетов на посещение культурно-зрелищных мероприятий, накладных, подписей должностных лиц, имеющих право давать распоряжения на проход на охраняемую территорию отдельных категорий работников, которым предоставлено право прохода по ведомственным служебным удостоверениям;
- порядок пропуска аварийных бригад при стихийных бедствиях, пожарах, аварий и других чрезвычайных ситуациях;
- правила досмотра (осмотра) вещей, а также проверок вывозимого (ввозимого) груза;
- места возможного сокрытия и признаки средств террора в автомобильном транспорте и ручной клади при реализации задач пропускного режима;
- правила пользования техническими средствами для обнаружения взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации;
- порядок задержания правонарушителей и оформления на них материалов задержания (в рамках установленной компетенции);
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- расположение первичных средств пожаротушения и связи, порядок пользования ими.
2.3.3. Сотрудник охраны в процессе несения службы обязан выполнять комплекс мероприятий, направленных на недопущение совершения на территории учреждения террористических актов и возникновения других чрезвычайных обстоятельств, для чего необходимо:
а) При приеме (сдаче) дежурства:
- совместно со сменяемым сотрудником охраны осуществить обход и осмотр контролируемой территории, а также обследование технической укрепленности подвалов, чердаков, окон, дверей с целью изучения оперативной обстановки и обнаружения подозрительных предметов. При обнаружении таковых или выявлении взломанных дверей, окон, замков, отсутствия пломб и печатей немедленно доложить руководителю учреждения (ответственному должностному лицу);
- ознакомиться с имеющимися инструкциями;
- уточнить систему экстренного вызова наряда ОВД, руководства учреждения, службы спасения и проверить работоспособность охранной, аварийной и пожарной сигнализаций, средств связи;
- принять имеющуюся документацию (инструкции, журналы, план действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, материальные ценности др.) согласно описи;
- с разрешения ответственного должностного лица администрации учреждения принять (сдать) дежурство.
б) Во время дежурства:
- осуществлять пропускной режим, регистрируя посторонних лиц в журнале учета посетителей;
- обеспечивать въезд и выезд автотранспорта на территорию учреждения на основании пропуска или другого разрешительного документа, определенного администрацией учреждения. При этом регистрировать в специальном журнале марку машины, государственный номер, время въезда и выезда;
- контролировать правомерность парковки автотранспорта в непосредственной близости от учреждения. В случае выявления нарушений правил стоянки и остановки автотранспорта и не выполнения законных требований со стороны водителя сообщать об этом в дежурную часть ОВД и руководству учреждения;
- осуществлять в дневное и ночное время обход и осмотр территории учреждения культуры согласно схемы-маршрута, а при выявлении каких-либо нарушений информировать руководителя учреждения или ответственное должностное лицо;
- вести журнал "Об оперативной обстановке и принятых мерах", в котором отражать: результаты осмотра территории учреждения - кому доложено; выявленные в течение суток нарушения или ситуации, вызывающие подозрения - кому доложено, и какие меры реагирования приняты; результаты обследования технической укрепленности объектов учреждения - кому доложено; информацию о проведенных учениях, тренировках по обеспечению безопасности - время, тема, руководитель, участники; результаты проверок несения службы - кто проверял, выявленные недостатки. В данном журнале может делаться отметка о приеме и сдаче дежурства.
- совместно с администрацией учреждения:
- контролировать обстановку в арендуемых в здании учреждения помещениях и на прилегающих к ним территориях;
- инструктировать работников учреждения о порядке действий при обнаружении брошенных (оставленных) предметов, мобильных телефонов, сумок, кошельков и т.п.
- содействовать правоохранительным органам при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий на территории учреждения.
2.3.4. Сотруднику охраны запрещается:
- оставлять пост без разрешения, в случае внезапного заболевания оповестить старшего наряда и продолжать нести службу до прибытия замены;
- принимать от любых лиц какие-либо предметы;
- передавать или предъявлять кому бы то ни было табельное оружие, за исключением прямых начальников;
- допускать на охраняемый объект лиц с оружием, за исключением случаев, предусмотренных инструкцией о пропускном режиме;
- самостоятельно сдавать на ПЦО под охрану и снимать из-под охраны помещения объекта.
- сообщать посторонним лицам какие-либо сведения об обстановке на объекте, пароль, а также присвоенные пультовые номера;
- разглашать сведения об особенностях объекта, порядке хранения ценностей и организации охраны.
2.3.5. При нападении на объект культуры наряд охраны (постовой), работники данного объекта или сотрудники службы безопасности с помощью тревожной сигнализации подают сигнал "тревога" в дежурную часть органа внутренних дел или на ПЦО ОВО или иным способом, используя все имеющиеся каналы связи.
После подачи сигнала "тревога" наряд охраны (постовой) принимает меры для пресечения противоправных действий, задержания правонарушителей и усиления охраны, наблюдения за подходами к объекту. По прибытии наряда ОВД поступает в распоряжение старшего наряда и действует по его указанию.
Персонал объекта по сигналу "тревога" прекращает основную деятельность, эвакуируется в безопасное место, в дальнейшем действуют по заранее разработанной инструкции на случай чрезвычайных ситуаций.
3. Разрабатываемая документация
В целях организации надежной антитеррористической защиты объекта рекомендуется иметь следующие документы:
- положение об организации охраны и защиты объекта культуры (утверждается руководителем учреждения культуры, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта);
- план охраны (по защите и прикрытию) объекта культуры при угрозе или совершении террористического акта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта культуры, согласуется с территориальными подразделениями УМВД - ОМВД, УФСБ и МЧС);
- инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с руководителем подразделения охраны и доводится всем сотрудникам объекта);
- инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях;
- должностные инструкции сотрудникам подразделения охраны (утверждаются руководителем учреждения, подписываются ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуются с руководством подразделения охраны);
- паспорт безопасности объекта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по гражданской обороне и предупреждению ЧС, согласуется с территориальным органом МЧС);
- план эвакуации персонала и посетителей объекта при угрозе и возникновении пожаров и чрезвычайных ситуаций;
-паспорт антитеррористической защищенности (противодиверсионный паспорт) объекта культуры (утверждается руководителем, подписывается ответственным лицом за выполнение мероприятий по антитеррористической защите ТРК, согласуется с территориальными подразделениями ОВД, УФСБ);
- схему оповещения сотрудников, задействуемых в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий внештатных ситуаций;
- функциональные обязанности должностного лица учреждения ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта (подписываются руководителем учреждения).
4. Меры инженерно-технической укрепленности объекта
Инженерно-техническая укрепленность объекта - это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающее необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.
Основой обеспечения надежной защиты объектов культуры от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием данного объекта системами охранной и тревожной сигнализации.
В целесообразных случаях для усиления защиты объекта и оперативного реагирования применяются системы контроля и управления доступом, охранного телевидения и оповещения.
В обоснованных случаях, по согласованию с территориальным подразделением вневедомственной охраны, допускается для защиты отдельных конструктивных элементов объекта и уязвимых мест использовать только системы контроля и управления доступом или охранного телевидения, при наличии в них устройств, выполняющих аналогичные функции систем охранной и тревожной сигнализации.
Организация и проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, включая оборудование объекта системами автоматической противопожарной защиты, осуществляется в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
Пожарная сигнализация при наличии технической возможности, подключается на отдельные номера пультов централизованного наблюдения.
4.1. Ограждения периметра, отдельных участков территории объекта культуры
4.1.1. Ограждение объекта культуры должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию объекта, минуя главный вход (контрольно-пропускной пункт, калитки, ворота и другие официальные проходы).
4.1.2. Ограждение, как правило, должно выполняться в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны.
Ограждения по периметру здания-памятника выполняются с учетом архитектурного облика здания, градостроительной или природной среды при условии обеспечения максимальной сохранности памятника и его территории.
К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра. На последних, если это одноэтажное здание, следует также устанавливать дополнительное ограждение.
Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток. В непосредственной близости от ограждения не рекомендуется осуществлять посадку кустарников, деревьев, а также размещать крупногабаритные предметы, так как это значительно ухудшает визуальный обзор и затрудняет применение ТСО и СОТ.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.1.4. Выбор конструкций и материалов основного ограждения объекта, обеспечивающих требуемую надежность защиты объекта, производится в соответствии с категорией объекта (техническим паспортом объекта, другими руководящими и нормативными документами).
4.2. Ворота, калитки
4.2.1. Ворота устанавливаются на автомобильных въездах на территорию объекта культуры. По периметру территории охраняемого объекта могут устанавливаться как основные, так и запасные или аварийные ворота.
4.2.2. Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении.
Ворота с электроприводом и дистанционным управлением должны оборудоваться устройствами аварийной остановки и открытия вручную на случай неисправности или отключения электропитания.
Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).
4.2.3. При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот, следует устанавливать замки гаражного типа или навесные. Запасные или аварийные ворота (запасные или аварийные) со стороны охраняемой территории должны запираться на засовы и навесные замки.
Калитка запирается на врезной, накладной замок или на засов с навесным замком.
4.3. Контрольно-пропускной пункт
4.3.1. Объект, на котором установлен пропускной режим, должен оборудоваться КПП для прохода людей и проезда транспорта.
Осмотр автотранспорта на КПП необходимо осуществлять с использованием смотровых площадок, эстакад.
4.3.2. Для пропуска на объект сотрудников и посетителей КПП оборудуется системой контроля доступа (турникетами). В случае если рядом с КПП отсутствуют въездные ворота, конструкция турникетов не должна препятствовать экстренной эвакуации людей.
4.3.3. Устройства управления механизмами открывания, прохода/проезда, охранным освещением и стационарными средствами досмотра должны размещаться в помещении КПП или на его наружной стене со стороны охраняемой территории. В последнем случае должен исключаться доступ к устройствам управления посторонних лиц.
4.3.4. Окна КПП и двери должны оборудоваться защитными конструкциями. Для контроля в неурочное время подъезжающего транспорта и прибывающих граждан сплошные ворота и входная дверь на территорию объекта должны быть оборудованы смотровыми окошками и "глазками", целесообразно также использовать средства видеонаблюдения и переговорное устройство.
4.3.5. Места несения службы охранниками оборудуются индивидуальными средствами защиты с целью воспрепятствования проникновению преступников, обеспечения личной защищенности охраны и возможности принятия мер противодействия.
4.3.6. В зависимости от категории объекта на КПП необходимо предусмотреть:
- помещение для хранения и оформления пропусков (карточек);
- камеру хранения личных вещей персонала и посетителей объекта;
- комнату досмотра;
- помещение для сотрудников охраны и размещения технических средств охраны.
4.4. дверные конструкции
4.4.1. Входные двери объектов должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений объекта.
Двери должны открываться свободно и по направлению выхода из здания.
Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.
4.4.2. Дверные проемы (тамбуры) центрального и запасных входов на объект, при отсутствии около них постов охраны, следует оборудовать дополнительной запирающейся дверью.
При невозможности установки дополнительных дверей необходимо входные двери блокировать техническими средствами охраны раннего обнаружения, подающими тревожное извещение при попытке подбора ключей или взлома двери.
4.5. Оконные конструкции
4.5.1. Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях охраняемого объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства, в целесообразных случаях оборудованы ТСО.
4.5.2. При оборудовании оконных конструкций металлическими решетками, их следует устанавливать с внутренней стороны помещения или между рамами, которые должны иметь открывающуюся конструкцию. В отдельных случаях допускается в соответствии с архитектурным оформлением здания-памятника установка решеток с наружной стороны. Исходя из условий на объекте наружные решетки блокируются ТСО.
Решетки должны обеспечивать, как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения в экстремальных ситуациях.
При установке защитного остекления всех классов - решетки, ставни, жалюзи и др. силовые элементы на окна могут не устанавливаться.
4.6. Другие технологические каналы
Двери и коробки чердачных и подвальных дверей (погрузо-разгрузочных люков) по конструкции и прочности должны быть аналогичными входным наружным дверям, закрываться на замки и опечатываться должностными лицами, определенными администрацией объекта.
На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей.
5. Оборудование объекта техническими средствами охранной и тревожной сигнализации
5.1. Защита периметра охраняемой территории и открытых площадок
5.1.1. При наличии в учреждении культуры охраняемой территории и принятии руководством объекта решения о применении ТСО для защиты периметра их необходимо размещать на ограждении или в непосредственной близости от него.
Необходимость использования ТСО, СОТ для защиты периметра определяется исходя из особенностей защищаемого объекта.
5.1.2. Периметр рекомендуется разбивать на отдельно охраняемые участки. Длина участка должна определяться техническими характеристиками аппаратуры, конфигурацией внешнего ограждения, рельефом местности и условиями прямой видимости.
5.1.3. Для оборудования периметра должны применяться радиоволновые, оптико-электронные, емкостные, вибрационные, проводные, оптико-волоконные извещатели.
Извещатели аналогичных типов могут применяться для защиты подходов к зданию - памятнику исходя из местных условий.
5.1.4. При необходимости, по решению руководства объекта осуществляется блокировка парковой скульптуры, павильонов и других строений с использованием ТСО, которые в наибольшей степени по тактико-техническим характеристикам отвечают конкретным задачам.
5.1.5. Все оборудование, входящее в систему охранной сигнализации периметра должно иметь защиту от вскрытия.
5.2. Защита зданий, помещений
5.2.1. Техническими средствами охранной сигнализации необходимо оборудовать все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и т. и.), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта.
5.2.2. Устанавливаемые в зданиях технические средства охраны должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанавливаться скрыто или маскироваться.
5.2.3. В здании - памятнике, а также в учреждении, осуществляющем хранение историко-культурных ценностей ТСО оборудуются:
- все помещения с постоянным или временным хранением культурных и материальных ценностей;
- помещения с постоянным или временным хранением архивных документов и учетной документации;
- по определению администрации объекта - отдельные предметы и экспозиции;
- помещения пунктов сосредоточения и управления инженерными коммуникациями и электроснабжения;
- кабинеты ответственных лиц;
- все уязвимые места (окна, двери, люки, вентиляционные шахты и короба и т.п.) по периметру здания - памятника.
Другие помещения оборудуются ТСО по решению руководства объекта.
5.2.4. На объектах трехрубежной ОС должны оборудоваться экспозиционные помещения, особые кладовые с блокировкой отдельных экспонатов, оборудования (витрины, сейфы, шкафы в хранилищах), отдельных зон в помещениях.
Двумя рубежами ОС оборудуются отдельные залы, фондохранилища, реставрационные мастерские, отделы учета фондов, помещения, где находятся значительные материальные ценности и др. по п. 5.2.1.
Прочие помещения блокируются одним рубежом ОС.
5.2.5. Помещения, в которых круглосуточно должен находиться персонал, ОС оборудуются установленные участки периметра этих помещений, а также сейфы и металлические шкафы для хранения ценностей и документов, находящихся в этих помещениях.
5.2.6. Первым рубежом ОС защищается периметр здания - памятника (помещения). При этом блокируются:
- дверные проемы, различные люки - на "открывание" и "пролом" (только деревянные);
- остекленные конструкции - на "открывание" и "разрушение" ("разбитие") стекла;
- некапитальные стены, вентиляционные короба, дымоходы, места ввода коммуникаций - на "пролом".
Допускается вместо блокировки остекленных конструкций на "открывание" и "разрушение", внутренних некапитальных стен - на "пролом", дверей - на "открывание" и "пролом" производить блокировку указанных конструкций только на "проникновение" с помощью объемных и линейных оптико-электронных извещателей.
5.2.7. Извещатели, блокирующие оконные проемы и входные двери экспозиционных залов и фондохранилищ, главный вход, запасные выходы, следует включать в разные шлейфы сигнализации для возможности оставления под блокировкой окон в дневное время при отключении ТСО дверей. В помещениях, в которых предполагается открытие отделенных окон, последние блокируют извещателями, включенными в отдельный шлейф сигнализации.
Блокировку на "открывание" необходимо осуществлять извещателями магнитоконтактными, конструктивно исключающими деблокирование.
Блокировка дверей, оконных рам, витрин и других конструкций на "открывание" магнитоконтактными извещателями должна осуществляться только скрытым способом.
Допускается открытая установка извещателей только в подсобных и хозяйственных помещениях.
5.2.7.1. Для блокировки остекленных конструкций на "разрушение" стекла применяются акустические и пьезоэлектрические извещатели.
Окна допускается не блокировать на "разрушение" и "открывание", если на них установлены решетки, заблокированные ТСО на "разрушение".
5.2.7.2. При одновременной блокировке дверей на "пролом" и "открывание" возможно применение извещателей различного принципа действия с объемной зоной обнаружения.
5.2.7.3. Блокировку дверей, стен, перекрытий, перегородок на "пролом" разрешается производить проводом или пьезоэлектрическими извещателями по разрешению государственного органа охраны памятников.
При этом провод должен прокладываться скрытым способом (в штробах) и закрываться от повреждения обивкой полотна двери декоративным материалом, стен и перекрытий - слоем штукатурки.
При невозможности использования данных извещателей для блокировки конструкций на "пролом" необходимо использовать активные или пассивные оптико-электронные извещатели с линейной или поверхностной зоной обнаружения, а также радиоволновые и комбинированные извещатели.
5.2.8. Вторым рубежом ОС защищаются объемы помещений на "проникновение" с помощью извещателей различного принципа действия, имеющих объемную зону обнаружения.
Для второго рубежа охраны объектов выбор извещателей определяется характером и размещением культурных и материальных ценностей в помещениях, а также специфическими особенностями данного объекта и сложностью монтажа без нарушения интерьера экспозиционных залов. Все предметы, подлежащие охране, должны находиться в зоне обнаружения извещателя.
5.2.8.1. При значительных размерах помещений, их сложной конфигурации или по другим причинам, обусловливающим применение большого количества извещателей для защиты всего объема, допускается блокировать только локальные зоны (тамбуры между дверьми, коридоры, подходы к хранилищам, выходы из подвальных и чердачных помещений, вентиляционные короба и т.п.).
Для усиления охраны помещений, локальных зон, отдельных предметов рекомендуется оборудовать извещателями - "ловушками" наиболее вероятные пути проникновения.
5.2.8.2. При размещении в помещении большого количества предметов (деревянные стеллажи и шкафы, книги, картины, стекло и т.д.), способных создавать "мертвые" зоны для оптико-электронных или ультразвуковых извещателей, необходимо использовать радиоволновые извещатели.
5.2.9. Третьим рубежом ОС блокируются витрины, отдельные предметы в экспозиции, сейфы или другое оборудование, где хранятся культурные ценности.
5.2.9.1. По определению главного хранителя обеспечивается круглосуточная блокировка как отдельных предметов, так и витрин, стендов, где они находятся.
5.2.9.2. Использование извещателя "фольга" для блокировки остекленных конструкций на "разрушение" стекла (стекла окон, витрины в экспозиционных залах) не допускается.
5.2.9.3. Ультразвуковые извещатели допускается применять только в герметизированных витринах и шкафах без внутренних конструктивных элементов, перекрывающих зону действия передатчика и приемника излучения.
5.2.9.4. Сейфы, металлические шкафы, в которых хранятся культурные и материальные ценности, блокируются с помощью емкостных извещателей. Подходы к витринам, сейфам, картинам и металлическим шкафам допускается дополнительно блокировать извещателями, защищающими площадь помещений или зону при подходе к предмету (контактные коврики).
5.2.9.5. Перечень предметов, подлежащих непосредственной защите (третий рубеж охраны), определяется главным хранителем учреждения культуры. Защищаемые экспонаты могут размещаться как открыто на стенах, столах, подставках, так и в витринах, застекленных стендах, шкафах и другом экспозиционном оборудовании. При сосредоточении нескольких ценных предметов в отдельных частях экспозиционных залов они блокируются в одной защищаемой локальной зоне одним шлейфом сигнализации.
5.2.9.6. Извещатели третьего рубежа охраны должны обеспечивать круглосуточную блокировку отдельных предметов, витрин, стендов и другого экспозиционного оборудования, а также локальных зон в рабочее время, не создавая неудобств персоналу и посетителям.
Блокируемые зоны, в которые доступ посетителей запрещен, исходя из экспозиционных требований и условий функционирования объекта, отделяются от посетителей барьерами, шнурами или другими возможными способами.
5.2.9.7. При использовании для блокировки отдельных предметов на "снятие" и "перемещение" должна быть обеспечена маскировка и скрытая установка извещателей.
5.2.10. Извещатели не должны срабатывать от вибраций, создаваемых работающим инженерным оборудованием, движением транспорта, перемещением посетителей в залах.
5.2.11. Для исключения доступа посторонних лиц к ТСО должны приниматься меры по их маскировке и скрытой установке.
5.2.12. ППК малой емкости необходимо устанавливать в металлических шкафах. Дверцы шкафов должны блокироваться на "открывание". Возможность бесконтрольного отключения ППК должна быть исключена.
5.3. Защита персонала и посетителей объекта
5.3.1. Для оперативной передачи сообщений на ПЦО ОВО и/или дежурную часть ОМВД о противоправных действиях в отношении персонала или посетителей объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, мобильными телефонными системами (МТС), педалями, оптико-электронными извещателями и другими устройствами.
Система тревожной сигнализации организуется "без права отключения".
Предпочтительно использовать носимые устройства ТС, работающие по радиоканалу.
5.3.2. Устройства ТС на объекте культуры необходимо устанавливать:
- на постах и в помещениях охраны, расположенных в здании, строении, сооружении и на охраняемой территории;
- у центрального входа и запасных выходах в здание;
- на рабочих местах смотрителей экспозиционных залов;
- в особых кладовых, по решению администрации объекта - в отдельных фондохранилищах;
- в кабинетах руководства организации;
- у контролера и/или кассира билетной кассы;
- в отдельных кабинетах администрации, помещениях работы с фондами;
- в других местах по указанию руководителя (собственника) объекта или по рекомендации сотрудника охраны.
5.3.3. Руководители объекта совместно с представителем охранного подразделения определяют места скрытой установки на рабочих местах смотрителей экспозиционных залов, кассиров, хранителей и других сотрудников кнопок или педалей тревожной сигнализации.
6. Применение систем охранного телевидения
6.1. Системы охранного телевидения (СОТ) должны обеспечивать передачу визуальной информации о состоянии охраняемых зон, помещений, периметра и территории объекта в помещение охраны. Применение охранного телевидения позволяет в случае получения извещения о тревоге определить характер нарушения, место нарушения, направление движения нарушителя, определить оптимальные меры противодействия и своевременно подать сигнал тревоги в органы внутренних дел.
6.2. Телевизионными камерами целесообразно оборудовать:
- периметр здания - памятника и подъездные пути к нему,
- центральный вход в здание;
- вестибюль в зоне входа;
- экспозиционные залы;
- подходы к фондохранилищам;
- помещения для работы с посетителями;
- другие помещения по усмотрению руководства и охранного подразделения.
6.3. Применяемой СОТ необходимо обеспечивать:
- визуальную фиксацию и автоматическое аудио- видеодокументирование оперативной обстановки в поле обзора видеокамер, выявление на основе полученных видеоматериалов фактов совершения противозаконных действий, возникновения угроз совершения террористических актов, угроз безопасности объектов, сохранению общественного порядка в местах массового пребывания людей;
- хранение и обработку аудио- и видеоинформации, предоставление удаленного санкционированного доступа к видеоархиву, обеспечение возможности восстановления хода событий на основе архивированных видеоматериалов;
- дистанционное управление видеокамерами;
- одновременную запись на один видеонакопитель изображений и аудиоинформации от нескольких ТК;
- одновременную запись текущих аудио- и видеопотоков и воспроизведение ранее записанных изображений;
- вывод стоп-кадра на отдельный видеомонитор без остановки записи вручную оператором;
- возможность передачи аудио- и видеоинформации по беспроводным каналам связи (в места отсутствия проводных коммуникаций).
6.4. Требования к техническим характеристикам СОТ:
- видеотракт подсистемы должен обеспечивать следующие показатели качества изображения:
- чёткость - не хуже 480 ТВЛ для цветного изображения и не хуже 500 ТВЛ для черно-белого;
- размер оцифрованного кадра - не менее 720 точек по горизонтали и не менее 576 строк по вертикали;
- структура дискретизации цифрового сигнала цветного изображения - YUV (4:2:2);
- разрядность кодирования динамического диапазона интенсивности изображения (цветовой насыщенности цветного изображения) - не менее 8 бит;
- сжатие видеоинформации - покадровое;
- передача видеоинформации осуществляется в реальном масштабе времени, скорость передачи - не менее 25 кадров в секунду (по каждому каналу при максимальном качестве видеоданных);
- допускается использование как аналоговых, так и цифровых (сетевых) видеокамер;
- использование комбинированных видеокамер "день-ночь" и тепловизионных камер должно оговариваться особо;
- аудио- и видеоматериалы, полученные с использованием подсистемы, должны быть пригодны для проведения идентификационных исследований экспертно-криминалистическими подразделениями УМВД-ОМВД;
- компенсация видеокамер: от прямых засветок объектива и от засветок цели сзади;
- резервирование электропитания: не менее 4-х часов;
- хранение видеоархива на срок не менее 30 суток;
- вывод на экран видеомонитора служебной информации;
- состояние наблюдения: текущее время, текущая дата, номер и/или имя телекамеры, режим записи.
6.5. Если объект культуры является местом проведения массовых мероприятий, информацию с СОТ необходимо выводить на аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" на территории муниципального образования.
7. Создание системы оповещения
7.1. Система оповещения на объекте культуры и его территории создается для оперативного информирования людей о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий. Порядок оповещения определяется руководителем объекта.
7.2. Оповещение людей, находящихся на объекте, должно осуществляться с помощью технических средств, которые должны обеспечивать:
- подачу звуковых и/или световых сигналов в здания и помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;
- трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности.
7.3. Эвакуация людей по сигналам оповещения должна сопровождаться:
- включением аварийного освещения;
- передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и другие местах);
- включением световых указателей направления и путей эвакуации;
- дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).
7.4. Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.
7.5. На охраняемой территории следует применять рупорные громкоговорители. Они могут устанавливаться на опорах освещения, стенах зданий и других конструкциях.
7.6. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений.
7.7. Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью объекта.
7.8. Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, диспетчерской или другого специального помещения.
8. Оборудование объекта системой охранного освещения
8.1. Периметр территории, здания охраняемого объекта должен быть оборудован системой охранного освещения согласно ГОСТ 12.1.046-85.
8.2. Охранное освещение должно обеспечивать необходимые условия видимости ограждения территории, периметра здания, зоны отторжения, тропы наряда (путей обхода).
8.3. В состав охранного освещения должны входить:
- осветительные приборы;
- кабельные и проводные сети;
- аппаратура управления.
8.4. В ночное время охранное освещение должно постоянно работать. Дополнительное охранное освещение должно включаться только при нарушении охраняемых участков в ночное время, а при плохой видимости и в дневное.
8.5. Сеть охранного освещения по периметру объекта и на территории должна выполняться отдельно от сети наружного освещения и разделяться на самостоятельные участки.
Примечание:
Структура паспорта антитеррористической защиты объектов возможных террористических посягательств - Приложение 5 к Рекомендациям
Акт комиссионной проверки антитеррористической защищенности объекта - Приложение 6 к Рекомендациям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Типовая инструкция по организации защиты объектов культуры на территории Белгородской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера
Текст инструкции официально опубликован не был