Утверждена антитеррористической комиссией Белгородской области 4 июня 2013 г.
1. Введение
1.1. Типовая инструкция по обеспечению антитеррористической защищённости (далее - Инструкция) определяет совокупность основных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности образовательных учреждений (далее - ОУ).
Целью Инструкции является упорядочение деятельности по обеспечению антитеррористической безопасности образовательных учреждений. Инструкция носит отраслевой характер и подготовлена на основе ведомственных требований, с учетом федерального законодательства, нормативно-правовой базы Белгородской области, рекомендаций НАК, а также накопленного практического опыта.
Инструкция предназначена для использования хозяйствующими субъектами в организации защиты образовательных учреждений, а также для контролирующих, надзорных и исполнительных органов при изучении и проверке антитеррористической защиты объектов образования. Она не носит нормативного характера, вместе с тем устанавливает общие подходы к обеспечению защиты объектов, в т.ч. их инженерно-технической укрепленности, порядку организации охраны, осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, а также ведению соответствующей документации.
При подготовке типовых инструкций использованы "Рекомендации руководителям предприятий и учреждений по защите от террористических угроз и иных экстремистских проявлений" разработанные Национальным антитеррористическим комитетом (Москва, 2008 г.), опыт антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации.
1.2. Виды, система и порядок (способы) охраны объектов регулируются федеральными законами от 14.04.1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране", от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной и охранной деятельности", руководящим документом МВД РФ РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств", постановлением губернатора Белгородской области от 12.10.2009 года N 94 "Об утверждении Правил обеспечения инженерно-технической укреплённости и оборудования сигнализацией объектов в Белгородской области", ведомственными нормативными актами, условиями договора на охрану объекта, а также настоящей Типовой инструкцией.
1.3. Обеспечение антитеррористической защищенности образовательных учреждений предусматривает комплексное использование инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение безопасного функционирования ОУ, реализация которых позволит свести к минимуму вероятность террористического акта на объектах образования.
Мероприятия по антитеррористической защищенности включают:
определение возможных террористических угроз;
разработку и проведение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности ОУ;
оценку возможных последствий террористического акта;
разработку и проведение комплекса мероприятий, направленных на минимизацию (ликвидацию) последствий террористического акта;
совершенствование координации и повышение эффективности взаимодействия образовательных учреждений с территориальными органами безопасности, органами внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами МЧС России, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при проведении антитеррористических мероприятий, а также в случае совершения террористического акта.
1.4. Администрация образовательных учреждений осуществляет следующие функции по обеспечению антитеррористической защищённости объекта:
разрабатывает планы действий (инструкции) администрации, учащихся и лиц, находящихся на территории ОУ, в условиях возникновения террористической угрозы или совершения террористического акта, а также по минимизации (ликвидации) последствий террористических актов, обеспечивает их исполнение;
организует охрану, пропускной режим на территории ОУ, дежурства администрации и персонала учреждения;
обеспечивает обустройство ОУ инженерно-техническими средствами, техническими средствами охраны и т.п.;
проводит обучение персонала, учащихся ОУ действиям в случаях возникновения террористической угрозы или совершения террористического акта;
утверждает схемы эвакуации персонала, учащихся и лиц, находящихся на территории ОУ;
разрабатывает системы оповещения и связи в условиях возникновения террористической угрозы или совершения террористического акта;
организует взаимодействие ОУ с территориальными органами безопасности, органами внутренних дел, территориальными органами МЧС России, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Белгородской области при возникновении террористической угрозы или совершения террористического акта;
проводит проверки состояния антитеррористической защищённости ОУ;
оформляет и корректирует паспорт антитеррористической защищённости ОУ.
1.5. Основными задачами охраны являются:
- защита охраняемых объектов образовательных учреждений, предупреждение и пресечение противоправных посягательств и административных правонарушений;
- обеспечение пропускного и внутреннего распорядка образовательного учреждения;
- участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в том числе вследствие диверсионно-террористических акций.
Система охраны образовательных учреждений включает в себя совокупность сил и средств для выполнения задач по охране объекта.
Система и способ охраны отражаются в документации по организации охраны образовательных учреждений.
Важная роль принадлежит системе профилактических мероприятий, которая, как правило, включает в себя регулярное получение информации о состоянии защищенности объекта, выделенных участков (зон); своевременное вскрытие недостатков и нарушений технологических регламентов работы ИТСО, выявление лиц, пытающихся без видимых оснований или при подозрительных обстоятельствах проникнуть в образовательное учреждение.
2. Обеспечение охраны образовательного учреждения
2.1. Общие положения.
2.1.1. Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты образовательного учреждения несет его руководитель.
2.1.2. Подразделения охраны (охранное предприятие, лицо, осуществляющее охрану (на основании лицензии на охранную деятельность), штатные сторожа, вахтеры) несут ответственность согласно договору на охрану объекта и функциональным обязанностям.
2.1.3. Под охраной объекта подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на образовательное учреждение, совершения террористического акта, других противоправных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.
2.1.4. Охрана объектов может осуществляться сторожевыми подразделениями вневедомственной или ведомственной охраны, частными охранными предприятия (ЧОП), частными лицами, имеющими лицензию на ведение охранной деятельности, штатными сторожами и вахтерами, с помощью технических средств посредством вывода сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть территориального органа внутренних дел (ДЧ ОМВД) или на пункты централизованной охраны (ПЦО) территориальных ОВО либо сочетанием этих видов охраны.
2.1.5. Руководитель образовательного учреждения обязан:
- организовать охрану объекта и проводить регулярные, а также внеплановые проверки организации его охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации;
- проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) или лицом назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность детальный анализ особенностей охраны ОУ с определением уязвимых мест, разрабатывать исходные требования на оборудования объекта ТСО;
- организовать соблюдение пропускного режима и внутреннего распорядка;
- организовать обучение персонала образовательного учреждения, обучающихся и воспитанников действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- утверждает систему звонкового, громкоговорящего оповещения сотрудников, обучающихся и воспитанников для доведения сигналов и соответствующих команд;
- организовать проведение тренировок персонала образовательного учреждения, обучающихся и воспитанников по действиям при угрозе или совершении диверсионно-террористического акта экстремистской акции;
- организовать контроль за соблюдением правил регистрации учета и проживания лиц в общежитиях;
- принять меры по совершенствованию системы мер безопасности и антитеррористической защиты объекта.
2.1.6. На сотрудника, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения, возлагаются следующие обязанности:
- организация работы по обеспечению антитеррористической защиты в условиях учебного и производственного процессов, проведения внешкольных массовых мероприятий;
- взаимодействие с территориальными подразделениями органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, гражданской обороны, военным комиссариатом, муниципальным органом управления образованием, общественными формированиями, другими органами и организациями, находящимися на территории муниципального образования, по вопросам обеспечения общественной безопасности и антитеррористической защиты образовательного учреждения;
- организация и обеспечение охранной деятельности и пропускного режима на территории образовательного учреждения;
- внесение предложений руководителю образовательного учреждения по совершенствованию системы мер безопасности и антитеррористической защиты объекта;
- разработка, в рамках своей компетенции, документов и инструкций по действиям должностных лиц, персонала, обучающихся (воспитанников) образовательного учреждения при угрозе или совершении диверсионно-террористического акта, экстремистской акции;
- принятие необходимых мер по оснащению образовательного учреждения техническими средствами безопасности и обеспечение их нормального функционирования;
- координация деятельности учреждения при угрозе или совершении диверсионно-террористического акта, экстремистской акции;
- разработка планирующей и отчетной документации по вопросам безопасности и антитеррористической защиты образовательного учреждения;
- организация и проведение с персоналом занятий и тренировок по действиям при угрозе или совершении диверсионно-террористического акта, экстремистской акции;
- размещение наглядной агитации по антитеррористической защите образовательного учреждения, справочной документации по способам и средствам экстренной связи с правоохранительными органами, ГО и ЧС, аварийными службами ЖКХ;
- контроль за соблюдением установленных правил трудового и внутреннего распорядка дня, условий содержания в безопасном состоянии помещений образовательного учреждения;
- подготовка планов мероприятий, проектов приказов и распоряжений руководителя образовательного учреждения по вопросам антитеррористической защиты;
- рассмотрение обращений, ведение приема граждан и принятие по ним решений в установленном законодательством порядке, в рамках своей компетенции;
- организация и (или) участие в мероприятиях по устранению причин и условий, способствующих умышленному повреждению или порчи имущества и оборудования образовательного учреждения, техногенным авариям и происшествиям;
- обеспечение контроля за правомерным и безопасным использованием помещений образовательного учреждения, сдаваемых в аренду, проведением ремонтных и строительных работ, в том числе на предмет выявления фактов возможной подготовки террористических актов;
- взаимодействие с общественностью по вопросам обеспечения общественного порядка и антитеррористической защиты образовательного учреждения.
2.2. Должностные лица, уполномоченные на проверку, имеют право:
- знакомиться с документами делопроизводства по вопросам режима и организации охраны образовательного учреждения;
- проверять организацию охраны образовательного учреждения и исправность технических средств охраны;
- получать от сотрудников образовательного учреждения, лиц, осуществляющих охрану, информацию о происшествиях и ЧС, связанных с охраной объекта;
- давать письменные предложения о временном усилении охраны объекта или его отдельных помещений.
Результаты проверки организации охраны образовательного учреждения, предложения по устранению выявленных недостатков оформляются актом (Приложение N 2).
Постоянно действующей рабочей группой АТК КК по антитеррористической защите образовательных учреждений в соответствии с планами-заданиями, периодически проводится изучение состояния защищенности объектов с целью выявления проблемных вопросов и принятия мер к их разрешению.
2.3. Обязанности сотрудника, осуществляющего охрану образовательного учреждения (далее охранник) определяются должностной инструкцией, положением об организации пропускного режима.
Охранник должен знать:
- должностную инструкцию;
- особенности охраняемого образовательного учреждения и прилегающей к нему местности, расположение и порядок работы охранно-пожарной и тревожной сигнализации, средств связи, пожаротушения, правила их использования и обслуживания;
- общие условия и меры по обеспечению безопасности объекта, его уязвимые места;
- порядок взаимодействия с правоохранительными органами, правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, правила осмотра ручной клади и автотранспорта.
На посту охраны должны быть:
- телефонный аппарат, средство тревожной сигнализации, средства мобильной связи;
- инструкция о правилах пользования средством тревожной сигнализации;
- телефоны дежурных служб правоохранительных органов, ГО и ЧС, аварийно-спасательных служб, администрации образовательного учреждения;
- должностная инструкция сотрудника, осуществляющего охрану образовательного учреждения;
- инструкция (памятка) по действиям должностных лиц и персонала в чрезвычайных ситуациях;
- журнал "Обхода территории";
- журнал регистрации посетителей;
- журнал регистрации автотранспорта;
- журнал выдачи ключей и приема помещений под охрану;
- журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;
- планы проводимых практических занятий, тренировок и учений;
- графики дежурств ответственных лиц в праздничные выходные дни.
Охранник обязан:
- перед заступлением на пост осуществить обход территории объекта, проверить наличие и исправность оборудования (согласно описи) и отсутствие повреждений на окнах, дверях;
- проверить исправность работы средств связи, наличие средств пожаротушения, документации поста. О выявленных недостатках и нарушениях произвести запись в журнале приема - сдачи дежурства.
- доложить о произведенной смене и выявленных недостатках дежурному ЧОП, дежурному администратору, руководителю образовательного учреждения;
- осуществлять пропускной режим в образовательном учреждении в соответствии с настоящим Положением;
- обеспечить контроль за складывающейся обстановкой на территории образовательного учреждения и прилегающей местности;
- выявлять лиц, пытающихся в нарушение установленных правил проникнуть на территорию образовательного учреждения с целью совершения противоправных действий в отношении учащихся (воспитанников), педагогического и технического персонала, имущества и оборудования образовательного учреждения и пресекать их действия в рамках своей компетенции. В необходимых случаях с помощью средств тревожной сигнализации подать сигнал правоохранительным органам, вызвать группу задержания вневедомственной охраны и т.п.;
- производить обход территории образовательного учреждения согласно установленному графику обходов, но не реже чем 3 раза в день: перед началом учебного процесса, во время пересмены и после окончания занятий, о чем делать соответствующие записи в "Журнале обхода территории".
При необходимости осуществлять дополнительный осмотр территории и помещений.
- при обнаружении подозрительных лиц, взрывоопасных или подозрительных предметов и других возможных предпосылок к чрезвычайным ситуациям вызвать милицию и действовать согласно служебной инструкции;
- в случае прибытия лиц для проверки несения службы, охранник, убедившись, что они имеют на это право, допускает их на объект и отвечает на поставленные вопросы.
Охранник имеет право:
- требовать от учащихся, персонала образовательного учреждения и посетителей соблюдения настоящего Положения, правил внутреннего распорядка;
- требовать немедленного устранения выявленных недостатков, пресекать попытки нарушения распорядка дня и пропускного режима;
- для выполнения своих служебных обязанностей пользоваться средствами связи и другим оборудованием, принадлежащим образовательному учреждению;
- принять меры по задержанию нарушителя и сообщить в правоохранительные органы.
Охраннику запрещается:
- покидать пост без разрешения руководства образовательного учреждения;
- допускать на объект посторонних лиц с нарушением установленных правил;
- разглашать посторонним лицам информацию об охраняемом объекте и порядке организации его охраны;
- на рабочем месте употреблять спиртосодержащие напитки, слабоалкогольные коктейли, пиво, наркотические вещества, психотропные и токсические средства.
3. Разрабатываемая документация
В целях организации надежной антитеррористической защиты образовательного учреждения рекомендуется иметь следующие документы:
- положение (инструкция) по организации пропускного режима в ОУ;
- план по обеспечению антитеррористической и пожарной безопасности образовательного учреждения, который утверждается перед началом нового учебного года, в нем предусматриваются мероприятия не только в учебное, но и каникулярное время, в т.ч. и в летний период, если в план включены совместные мероприятия с сопредельными ведомствами, то он должен согласовываться и с руководителями этих ведомств;
- план обеспечения безопасности образовательного учреждения при проведении массовых мероприятий (праздника, выпускного балла, общешкольных спортивных соревнований экзаменов и т.п.);
- перспективный план оборудования образовательного учреждения инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности (составляется на 3 - 5 лет с указанием объемов и источников финансирования, ответственных за реализацию пунктов плана);
- план эвакуации учащихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения при возникновении пожара, чрезвычайной ситуации (террористического акта) (утверждается руководителем образовательного учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения);
- памятка руководителю образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций;
- памятка дежурному администратору (дежурному) образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций;
- паспорт антитеррористической защищенности (противодиверсионный паспорт) образовательного учреждения;
- функциональные обязанности сотрудника учреждения, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения;
- должностные инструкции сотрудника, подразделения охраны (утверждаются руководителем учреждения, подписываются ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуются с руководством охранного предприятия);
- план-схема охраны образовательного учреждения;
- инструкция (памятка) по действиям должностных лиц и персонала в чрезвычайных ситуациях;
4. Меры инженерно-технической укрепленности образовательного учреждения
Инженерно-техническая укрепленность объекта - это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающее необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в образовательное учреждение, взлому и другим преступным посягательствам.
Основой обеспечения надежной защиты образовательного учреждения от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием данного образовательного учреждения системами охранной и тревожной сигнализации.
Организация и проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, включая оборудование объекта системами автоматической противопожарной защиты, осуществляется в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
4.1. Ограждения территории образовательного учреждения
4.1.1. Дошкольные образовательные учреждения должны иметь ограждение высотой не ниже 160 см, все остальные образовательные учреждения не ниже 150 см.
4.2. Ворота, калитки
4.2.1. Ворота устанавливаются на автомобильных въездах на территорию образовательного учреждения.
4.2.1. При использовании замков в качестве запирающих устройств ворот, следует устанавливать замки гаражного типа или навесные.
Калитка запирается на врезной, накладной замок или на засов с навесным замком, ключи хранятся у дежурного, ответственного за безопасность, руководителя образовательного учреждения.
4.3. дверные конструкции
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.4.1. Входные двери образовательного учреждения должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений объекта.
Двери должны открываться свободно и по направлению выхода из здания.
Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.
4.4.2. Двери основного и запасных эвакуационных выходов во время учебно-воспитательного процесса должны закрываться на легко открывающиеся запоры. Категорически запрещается во время учебно-воспитательного процесса закрывать двери на внутренние и висящие замки.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
4.5. Оконные конструкции
4.5.1. Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях охраняемого объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства.
4.5.2. Металлическими решетками могут быть оборудованы помещения образовательных учреждений, в которых не проводится учебный процесс, и хранятся материальные ценности.
4.5.3. При оборудовании оконных проемов помещений образовательных учреждений металлическими решетками необходимо предусмотреть как минимум одну открывающуюся конструкцию.
Решетки должны обеспечивать, как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения в экстремальных ситуациях.
4.6. Другие технологические каналы
Двери и коробки чердачных и подвальных помещений по конструкции и прочности должны быть аналогичными входным наружным дверям, закрываться на замки и опечатываться должностными лицами, определенными руководителем образовательного учреждения. Ключи должны храниться на дежурной вахте.
На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей.
5. Оборудование объекта техническими средствами охранной и тревожной сигнализации
5.1. Защита здания, помещений
5.1.1. Техническими средствами охранной сигнализации рекомендуется оборудовать все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и т.д.) через которые возможно несанкционированное проникновение в помещение объекта.
5.1.2. Устанавливаемые в зданиях технические средства охраны должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанавливаться скрыто или маскироваться.
5.2. Защита персонала и посетителей образовательного учреждения
5.2.1. Для оперативной передачи сообщений на ПЦО ОВО или дежурную часть органа внутренних дел непосредственно или через специализированные охранные структуры о противоправных действиях в отношении персонала или учащихся объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, мобильными телефонными системами (МТС), педалями, оптико-электронными извещателями и другими устройствами.
Система тревожной сигнализации организуется "без права отключения".
5.2.2. Устройства тревожной сигнализации на объекте рекомендуется устанавливать:
- на посту охраны;
- в кабинетах руководителя образовательного учреждения;
- в других местах по указанию руководителя образовательного учреждения или по рекомендации сотрудника охраны.
6. Создание системы оповещения
6.1. Система оповещения в образовательном учреждении создается для оперативного информирования сотрудников, обучающихся, воспитанников о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий. Порядок оповещения определяется руководителем образовательного учреждения.
6.2. Оповещение обучающихся, воспитанников, сотрудников, находящихся в образовательном учреждении, должно осуществляться с помощью технических средств, которые должны обеспечивать:
- подачу звуковых сигналов в здания и помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;
- трансляцию речевой информации или специального звукового сигнала о характере опасности.
6.3. Эвакуация обучающихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения по сигналам оповещения должна сопровождаться:
- включением аварийного освещения;
- передачей специального звукового сигнала, утвержденного руководителем образовательного учреждения, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и другие местах);
- включение световых указателей направления и путей эвакуации;
- открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов.
6.4. Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания обучающихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения.
6.5. На территории следует применять рупорные громкоговорители.
6.6. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости.
6.7. Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью объекта.
6.8. Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, вахты или другого специального помещения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Типовая инструкция по организации защиты образовательных учреждений на территории Белгородской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера
Текст инструкции официально опубликован не был