Типовая инструкция
по организации защиты объектов автовокзалов, (автостанций) на территории Белгородской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера
Утверждена антитеррористической комиссией Белгородской области 4 июня 2013 г.
1. Введение
1.1. Типовая инструкция по обеспечению антитеррористической защищённости (далее - Инструкция) определяет совокупность основных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности автовокзалов (автостанций).
Целью Инструкции является упорядочение деятельности по обеспечению антитеррористической безопасности автовокзалов в Белгородской области. Инструкция носит отраслевой характер и подготовлена на основе ведомственных требований, с учетом федерального законодательства, нормативной правовой базы Белгородской области, рекомендаций НАК, а также накопленного практического опыта.
Типовая инструкция предназначена для использования хозяйствующими субъектами в организации защиты автовокзалов (автостанций), а также для контролирующих, надзирающих и исполнительных органов при изучении и проверке антитеррористической защиты автовокзала.
Инструкция не носит нормативного характера, вместе с тем она устанавливает общие подходы к обеспечению защиты автовокзалов (автостанций), в т.ч. их инженерно-технической укрепленности, порядку организации охраны, осуществления внутриобъектового режима, а также ведению соответствующей документации.
Будучи согласованной на межведомственном уровне, она также устанавливает общие критерии оценки надежности мер по антитеррористической защите автовокзалов единые, как для хозяйствующих субъектов, так и для контролирующих и надзорных органов.
1.2. Виды, система и порядок (способы) охраны автовокзалов регулируются федеральными законами от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", от 14.04.1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране", от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной и охранной деятельности", руководящим документом МВД РФ РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств", "Рекомендациями для предприятий пассажирского автомобильного транспорта по профилактическим мерам и действиям работников этих предприятий в ситуациях обнаружения признаков террористических актов", утверждённые решением Федеральной антитеррористической комиссии от 22.12.1999 г. и Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утверждённые приказом Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 г. N 200, постановлением губернатора Белгородской области от 12.10.2009 года N 94 "Об утверждении Правил обеспечения инженерно-технической укреплённости и оборудования сигнализацией объектов в Белгородской области", ведомственными нормативными актами, условиями договора на охрану объекта, а также настоящей Типовой инструкцией.
1.3. Обеспечение антитеррористической защищенности автовокзалов (автостанций) предусматривает комплексное использование инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение безопасного их функционирования, реализация которых позволит свести к минимуму вероятность в отношении данных объектов террористического акта.
Мероприятия по антитеррористической защищенности включают:
определение возможных террористических угроз;
разработку и проведение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности автовокзалов (автостанций);
оценку возможных последствий террористического акта;
разработку и проведение комплекса мероприятий, направленных на минимизацию (ликвидацию) последствий террористического акта;
совершенствование координации и повышение эффективности взаимодействия с территориальными органами безопасности, органами внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами МЧС России, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при проведении антитеррористических мероприятий, а также в случае совершения террористического акта.
1.4. Администрация автовокзалов (автостанций) осуществляет следующие функции по обеспечению антитеррористической защищённости объекта:
разрабатывает планы действий (инструкции) администрации, персонала и лиц, находящихся на территории автовокзалов (автостанций), в условиях возникновения террористической угрозы или совершения террористического акта, а также по минимизации (ликвидации) последствий террористических актов, обеспечивает их исполнение;
организует охрану, пропускной режим на территории автовокзалов (автостанций), дежурства администрации и персонала;
обеспечивает обустройство автовокзалов (автостанций) инженерно-техническими средствами, техническими средствами охраны и т.п.;
проводит обучение персонала автовокзалов (автостанций) действиям в случаях возникновения террористической угрозы или совершения террористического акта;
утверждает схемы эвакуации персонала, пассажиров и лиц, находящихся на территории автовокзалов (автостанций);
разрабатывает системы оповещения и связи в условиях возникновения террористической угрозы или совершения террористического акта;
организует взаимодействие с территориальными органами безопасности, органами внутренних дел, территориальными органами МЧС России, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Белгородской области при возникновении террористической угрозы или совершения террористического акта;
проводит проверки состояния антитеррористической защищённости автовокзалов (автостанций);
оформляет и корректирует паспорт антитеррористической защищённости автовокзалов.
Основными задачами охраны являются:
- защита охраняемой территории, предупреждение и пресечение противоправных посягательств и административных правонарушений на автовокзалах;
- обеспечение на охраняемых автовокзалах внутриобъектового режима;
- участие в локализации и ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе вследствие диверсионно-террористических акций.
1.5. Система охраны автовокзала включает в себя совокупность сил и средств для выполнения задач по охране и обороне автовокзала. Она должна соответствовать технологическим особенностям охраняемого автовокзала, уровню его оборудования инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО), обстановке в его окружении и обеспечивать наиболее эффективное и экономически рациональное использование имеющихся сил и средств.
Система и способ охраны отражаются в документации по организации охраны автовокзала.
Важная роль принадлежит системе профилактических мероприятий, которая, как правило, включает в себя регулярное получение информации о состоянии защищенности автовокзала, выделенных участков (зон); своевременное вскрытие недостатков и нарушений технологических регламентов работы ИТСО, выявление лиц, пытающихся при подозрительных обстоятельствах проникнуть на автовокзал.
2. Обеспечение охраны автовокзала
2.1. Общие положения
2.1.1. Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты автовокзала несет его руководитель.
Руководитель автовокзала (автостанции) имеет право:
- в установленном порядке получать от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти информацию по вопросам обеспечения транспортной безопасности;
- вносить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, предложения по обеспечению транспортной безопасности.
2.1.2. Подразделения охраны несут ответственность согласно договору на охрану автовокзала.
2.1.3. Под охраной автовокзала подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемый автовокзал, совершения террористического акта, других противоправных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.
2.1.4. Охрана автовокзалов может осуществляться милицейскими, сторожевыми подразделениями вневедомственной или ведомственной охраны, частными охранными предприятия (ЧОП) (далее - наряд охраны), с помощью технических средств посредством вывода сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть территориального органа внутренних дел (ДЧ ОВД) или на пункты централизованной охраны (ПЦО) территориальных ОВО либо сочетанием этих видов охраны.
2.1.5. На автовокзале в соответствии с законодательством Российской Федерации может функционировать собственная служба безопасности, которая координирует свою деятельность с деятельностью подразделений охраны либо выполняет их функции.
2.1.6. Для несения службы по охране автовокзала подбираются сотрудники сторожевой охраны, ЧОПов имеющие соответствующую подготовку, годные по состоянию здоровья, своим моральным и деловым качествам к этой работе.
2.1.7. Лица, имеющие непосредственный доступ к организации системы охраны, предупреждаются администрацией автовокзала о недопустимости разглашения сведений о режиме охраны автовокзала и правилах пользования техническими средствами охраны (ТСО).
2.1.8. Руководитель автовокзала обязан:
- организовать охрану автовокзала и проводить регулярные, а также внеплановые проверки организации его охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и выполнение сторонами обязанностей по договору;
- проводить совместно с руководителем службы безопасности (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) детальный анализ особенностей охраны автовокзала с определением уязвимых мест. Разрабатывать исходные требования на оборудование автовокзала ТСО;
- организовать разработку планов обеспечения безопасности автовокзала, принимать меры организационного характера (издание соответствующих приказов, иной документации) по совершенствованию системы охраны);
- обеспечивать контроль за неразглашением особенностей функционирования аппаратуры сигнализации и связи; разъяснять персоналу автовокзала необходимость соблюдения этого требования;
- организовать соблюдение внутриобъектового режимов;
- обеспечивать своевременный капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, модернизацию ТСО;
- совместно с должностными лицами подразделения охраны организовать обучение руководящего состава, сотрудников службы безопасности и персонала автовокзала действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- проводить совместно с руководителем службы безопасности (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) тренировки с сотрудниками охранных структур для выработки и приобретения навыков по осуществлению необходимых мероприятий, как при обнаружении подозрительных лиц и предметов, взрывных устройств, других признаков подготовки терактов, так и мер по локализации и минимизации его последствий.
- незамедлительно информировать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;
- выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности;
- оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения.
2.1.9. Обязанности сотрудника охраны автовокзала определяются должностной инструкцией, инструкцией по внутриобъектовому режиму, планом охраны автовокзала, которые разрабатываются администрацией автовокзала с учетом Типовой инструкции.
В них сотруднику охраны определяется:
- место несения службы;
- задачи по несению службы и ответственность за их невыполнение;
- порядок приема и сдачи поста, его особенности;
- список ответственных лиц автовокзала, имеющих право вскрытия помещений и доступа в любое время суток, порядок связи с этими работниками;
- порядок допуска в охраняемые помещения в нерабочее время лиц из числа персонал автовокзала;
- порядок взаимодействия с персоналом службы безопасности и другими работниками автовокзала;
- порядок приема под охрану и снятия с охраны помещений автовокзала, выведенных на пульт;
- порядок проверки исправности ТСО и связи;
- порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, при нарушении пассажирами правил поведения на автовокзале;
- порядок действий при получении сигнала "тревога", а также при проведении учебных тренировок персонала автовокзала;
- порядок связи с нарядами соседних постов, персоналом службы безопасности, дежурными ПЦО и территориальных органов внутренних дел;
- порядок (периодичность) доклада руководству подразделения охраны об обстановке и результатах несения службы;
- порядок действий и использования спецтехники для выявления мест возможного сокрытия средств террора в автомобильном транспорте и ручной клади;
- время и место приема пищи.
2.1.10. Наряд охраны автовокзала непосредственно подчиняется начальнику охраны (старшему наряда).
2.1.11. На постах охраны иметь следующую документацию:
- должностную инструкцию сотрудника охраны автовокзала;
- инструкцию по внутриобъектовому режиму;
- правила пользования техническими средствами охраны;
- инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала автовокзала в чрезвычайных ситуациях;
- журнал приема и сдачи дежурства;
- журнал приема/выдачи ключей от служебных помещений;
- рабочую тетрадь;
- другие необходимые документы по усмотрению руководителя автовокзала.
2.2. Организация службы по охране автовокзала
2.2.1. Подразделения охраны обеспечивают:
- внутриобъектовый режим, взаимодействие со службой безопасности (охраны) автовокзала, администрацией;
- охрану автовокзала или отдельных его помещений, материальных ценностей, контроль за действиями персонала, пассажиров, охрану общественного порядка и пресечение правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулирования в рамках своей компетенции;
- реагирование на сигналы срабатывания средств охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и тревожной сигнализации;
- пресечение несанкционированных проникновений во внутренние помещения автовокзала;
- участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в том числе вследствие диверсионно-террористических акций;
2.2.2. Сотрудники охраны выполняют служебные обязанности в форменной одежде, экипированные средствами индивидуальной защиты и вооруженные в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность службы осуществляющей охрану объекта.
Применение оружия осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.2.3. Должностными лицами подразделения охраны проверяется готовность наряда перед заступлением на службу к ее несению и проводится инструктаж. В инструктаже наряда охраны могут принимать участие руководители автовокзалов, руководящий и инспекторский состав управлений (отделов) вневедомственной охраны, руководство органов внутренних дел.
2.2.4. Контроль за несением службы нарядом по охране автовокзала осуществляется должностными лицами подразделения охраны и органов внутренних дел, руководителями автовокзала в соответствии с требованиями руководящих и иных регламентирующих документов.
2.2.5. Должностные лица, уполномоченные на проверку, имеют право:
- знакомиться с документами делопроизводства по вопросам режима и организации охраны;
- проверять организацию службы охраны автовокзала и исправность ТСО;
- получать от должностных лиц подразделения охраны информацию о происшествиях и ЧС, связанных с охраной автовокзала;
- давать письменные предложения о временном усилении охраны автовокзала или его отдельных помещений в пределах установленной штатной численности личного состава.
Результаты проверки организации охраны автовокзала, предложения по устранению выявленных недостатков оформляются актом.
2.2.6. Органами исполнительной власти (рабочими группами антитеррористической комиссии), в соответствии с планами-заданиями, периодически проводится изучение состояния защищенности автовокзалов с целью выявления проблемных вопросов и принятия мер к их разрешению.
2.3. Обязанности сотрудника охраны автовокзала
2.3.1. В компетенцию сотрудника охраны входит:
- проверка документов и пропусков у лиц, проходящих в служебные помещения автовокзала;
- проведение в установленном порядке досмотра (осмотра) вещей, задержание (недопущение прохода) нарушителей пропускного режима, а также лиц, пытающихся незаконно вывезти-ввезти (вынести-внести) оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые вещества, другие средства террора;
- контроль за работой приборов охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации установленных на автовокзале;
- сообщение о срабатывании сигнализации непосредственному начальнику, а при необходимости в подразделение охраны, орган внутренних дел, пожарную охрану;
- принятие мер к задержанию (в рамках установленных полномочий) правонарушителей;
- участие в ликвидации пожара, предупреждении угрозы взрыва;
- прием под охрану от материально ответственных лиц помещений для хранения материальных ценностей, включенных в зону охраны автовокзала.
2.3.2. Сотрудник охраны должен знать:
- руководящие документы, определяющие организацию пропускного режима на охраняемом автовокзале;
- правила внутриобъектового режима;
- структуру автовокзала и режим работы его подразделений;
- образцы различных видов пропусков, накладных, подписей должностных лиц, имеющих право давать распоряжения на проход в служебные помещения отдельных категорий работников, которым предоставлено право прохода по ведомственным служебным удостоверениям;
- порядок пропуска аварийных бригад при стихийных бедствиях, пожарах, аварий и других чрезвычайных ситуациях;
- правила досмотра (осмотра) вещей;
- места возможного сокрытия и признаки средств террора в автомобильном транспорте и ручной клади;
- правила пользования техническими средствами для обнаружения взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации;
- порядок задержания правонарушителей и оформления на них материалов задержания (в рамках установленной компетенции);
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- расположение первичных средств пожаротушения и связи, порядок пользования ими.
2.3.3. Сотрудник охраны в процессе несения службы обязан выполнять комплекс мероприятий, направленных на недопущение совершения на территории учреждения террористических актов и возникновения других чрезвычайных обстоятельств, для чего необходимо:
а) При приеме (сдаче) дежурства:
- совместно со сменяемым сотрудником охраны осуществить обход и осмотр контролируемой территории, а также обследование технической укрепленности подвалов, чердаков, окон, дверей с целью изучения оперативной обстановки и обнаружения подозрительных предметов. При обнаружении таковых или выявлении взломанных дверей, окон, замков, отсутствия пломб и печатей немедленно доложить руководителю автовокзала (ответственному должностному лицу);
- ознакомиться с имеющимися инструкциями;
- уточнить систему экстренного вызова сотрудников ОВД, руководства учреждения, службы спасения и проверить работоспособность охранной, аварийной и пожарной сигнализаций, средств связи;
- принять имеющуюся документацию (инструкции, журналы, план действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, материальные ценности др.) согласно описи;
- с разрешения ответственного должностного лица администрации учреждения принять (сдать) дежурство.
б) Во время дежурства:
- контролировать соблюдение внутриобъектового режима;
- осуществлять в дневное и ночное время обход и осмотр территории автовокзала согласно схемы-маршрута, а при выявлении каких-либо нарушений информировать руководителя автовокзала или ответственное должностное лицо.
Совместно с администрацией автовокзала:
- контролировать обстановку в арендуемых в здании автовокзала помещениях и на прилегающих к ним территориях;
- инструктировать работников автовокзала о порядке действий при обнаружении брошенных (оставленных) предметов, мобильных телефонов, сумок, кошельков и т.п.
- содействовать правоохранительным органам при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий на территории автовокзала.
2.3.4. Сотруднику охраны запрещается:
- оставлять пост без разрешения, в случае внезапного заболевания оповестить старшего наряда и продолжать нести службу до прибытия замены;
- принимать от любых лиц какие-либо предметы;
- передавать или предъявлять, кому бы то ни было табельное оружие, за исключением прямых начальников;
- допускать на автовокзал лиц с оружием, за исключением случаев, предусмотренных инструкцией о пропускном режиме;
- самостоятельно сдавать на ПЦО под охрану и снимать из-под охраны помещения автовокзала.
- сообщать посторонним лицам какие-либо сведения об обстановке на автовокзале, пароль, а также присвоенные пультовые номера;
- разглашать сведения об особенностях автовокзала, порядке хранения ценностей и организации охраны.
2.3.5. При нападении на автовокзал наряд охраны (постовой), работники автовокзала или сотрудники службы безопасности с помощью тревожной сигнализации подают сигнал "тревога" в дежурную часть органа внутренних дел или на ПЦО ОВО или иным способом, используя все имеющиеся каналы связи.
После подачи сигнала "тревога" наряд охраны (постовой) принимает меры для пресечения противоправных действий, задержания правонарушителей и усиления охраны, наблюдения за подходами к автовокзалу. По прибытии наряда сотрудников ОВД поступает в распоряжение старшего наряда и действует по его указанию.
Персонал автовокзала по сигналу "тревога" прекращает основную деятельность, эвакуируется в безопасное место, в дальнейшем действуют по заранее разработанной инструкции на случай чрезвычайных ситуаций.
3. Разрабатываемая документация
В целях организации надежной антитеррористической защиты автовокзала разрабатываются следующие документы:
- положение об организации охраны и защиты автовокзала (утверждается руководителем автовокзала, подписывается ответственным лицом автовокзала за выполнение мероприятий по антитеррористической защите);
- план охраны автовокзала при угрозе или совершении террористического акта (утверждается руководителем автовокзала, подписывается ответственным лицом автовокзала за выполнение мероприятий по антитеррористической защите, согласуется с территориальными подразделениями УВД, УФСБ и ГУ МЧС);
- инструкция по внутриобъектовому режиму (утверждается руководителем автовокзала, подписывается ответственным лицом автовокзала за выполнение мероприятий по антитеррористической защите, согласуется с руководителем подразделения охраны и доводится всем сотрудникам автовокзала);
- инструкция (памятка) по действиям должностных лиц и персонала автовокзала в чрезвычайных ситуациях;
- инструкции (памятки) для всех без исключения работников, связанных с обслуживанием транспортных средств и контролем за его работой на линии, с учетом специфики их работы, которые определяют действия при обнаружении признаков, указывающих на возможность совершения террористических актов (Приложение N 5); действия по предотвращению террористических актов (Приложение N 6); действия после их совершения (Приложение N 7) ("Рекомендации для предприятий пассажирского автомобильного транспорта по профилактическим мерам и действиям работников этих предприятий в ситуациях обнаружения признаков террористических актов", утверждённые решением Федеральной антитеррористической комиссии от 22.12.1999 г.). Должностные инструкции сотрудникам подразделения охраны (утверждаются руководителем автовокзала, подписываются ответственным лицом автовокзала за выполнение мероприятий по антитеррористической защите, согласуются с руководством подразделения охраны);
- паспорт безопасности объекта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по гражданской обороне и предупреждению ЧС, согласуется с территориальным органом МЧС);
- паспорт территории объекта (электронный документ в формате Ms. Power Point), согласуется с территориальным органом МЧС;
- паспорт антитеррористической защищенности объекта возможных террористических посягательств (утверждается руководителем автовокзала, подписывается ответственным лицом автовокзала за выполнение мероприятий по антитеррористической защите, согласуется с территориальными подразделениями ОВД, ФСБ);
- схема оповещения сотрудников, задействованных в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий внештатных ситуаций;
- план обеспечения безопасности автовокзала (утверждается руководителем автовокзала, подписывается ответственным лицом за выполнение мероприятий по антитеррористической защите);
- план организационных и технических мероприятий по антитеррористической защите объектов и пассажиров (утверждается руководителем автовокзала, подписывается ответственным лицом автовокзала за выполнение мероприятий по антитеррористической защите). Общее руководство остается за руководителем предприятия ("Рекомендации для предприятий пассажирского автомобильного транспорта по профилактическим мерам и действиям работников этих предприятий в ситуациях обнаружения признаков террористических актов", утверждённые решением Федеральной антитеррористической комиссии от 22.12.1999 г.);
- функциональные обязанности должностного лица учреждения ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите автовокзала (подписываются руководителем учреждения);
- по предприятию издается приказ "О предупреждении актов терроризма и ликвидации их последствий", в котором назначаются ответственные за организацию этой работы на каждом технологическом участке - подготовки транспортных средств к выезду, выезда, работы на линии, заезда, уборки салонов, мойки, охраны ночью и днем, пропускного режима и так далее;
- технологический паспорт работы автовокзала (автостанции). Указанный паспорт автовокзала (автостанции) должен содержать:
а) план автовокзала (автостанции) с экспликацией расположения и указанием назначения всех служебных пассажирских и вспомогательных помещений, входных и выходных дверей, стендов расписаний отправления и прибытия автобусов, таблиц стоимости билетов, схем маршрутов междугородных сообщений, перечень аппаратуры всех имеющихся видов внешней и внутренней связи, оповещения и сигнализации;
б) план эвакуации пассажиров и персонала эксплуатационной службы в случае пожара, чрезвычайной ситуации;
в) генеральный план со схемой движения автобусов в станционной зоне с указанием направлений движения при въезде и выезде из нее. При этом должны быть предусмотрены только правые повороты при въезде и выезде, наличие пунктов разворота автобусов на прилегающих улицах в каждом направлении движения, подъезд автобусов к платформам посадки и высадки только правой стороной, минимальное маневрирование при подъезде и отъезде от платформ, устранение возможных пересечений путей движения автобусов с потоками пассажиров;
г) план станционной зоны с обозначением мест установки указателей направлений въезда и выезда автобусов, выхода пассажиров в город и в здание вокзала и специализации платформ (перронов) по назначению (для прибывающих, отправляющихся и транзитных автобусов), а также контуров мест для стоянки межрейсовых стоянок автобусов;
д) график приема и отправления автобусов с указанием времени и места стоянки автобусов каждого рейса.
4. Меры инженерно-технической укрепленности автовокзала
Инженерно-техническая укрепленность автовокзала - это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающее необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.
Основой обеспечения надежной защиты автовокзала от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием данного автовокзала системами охранной и тревожной сигнализации.
Для усиления защиты автовокзала и оперативного реагирования применяются системы контроля, охранного телевидения и оповещения.
Организация и проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, включая оборудование объекта системами автоматической противопожарной защиты, осуществляется в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
Пожарная сигнализация при наличии технической возможности, подключается на отдельные номера пультов централизованного наблюдения.
4.1. Ограждения периметра, отдельных участков территории предприятия
Автовокзал представляет собой изолированный от городского движения комплекс, состоящий из пассажирского здания, внутренней территории с перронами посадки и высадки пассажиров, площадками для стоянки автобусов между рейсами, пунктами технического осмотра автобусов, привокзальной площадки с подъездами и стоянкой городского транспорта.
Территория автовокзала должна иметь ограждение по периметру с оборудованными в установленных местах входами/выходами для пассажиров и въездами/выездами для автотранспорта.
Для исключения заезда на территорию автовокзала постороннего автотранспорта, на въездах/выездах с территории автовокзала устанавливаются электромеханические шлагбаумы, открывающиеся вертикально. Управление шлагбаумами производится дистанционно, с использованием средств видеонаблюдения.
4.2. дверные конструкции
4.2.1. Входные двери должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений.
Входные наружные двери должны открываться свободно и по направлению выхода из здания.
Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.
4.2.2. Дверные проемы (тамбуры) центрального и запасных входов, при отсутствии около них постов охраны, следует оборудовать дополнительной запирающейся дверью.
При невозможности установки дополнительных дверей необходимо входные двери блокировать техническими средствами охраны раннего обнаружения, подающими тревожное извещение при попытке подбора ключей или взлома двери.
4.3. Оконные конструкции
4.3.1. Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства, в целесообразных случаях оборудованы ТСО.
4.3.2. При оборудовании оконных конструкций металлическими решетками, их следует устанавливать с внутренней стороны помещения или между рамами, которые должны иметь открывающуюся конструкцию.
Решетки должны обеспечивать, как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения в экстремальных ситуациях.
При установке защитного остекления всех помещений - решетки, ставни, жалюзи и др. силовые элементы на окна могут не устанавливаться.
4.4. Другие технологические каналы
Двери и коробки чердачных и подвальных дверей (погрузо-разгрузочных люков) по конструкции и прочности должны быть аналогичными входным наружным дверям, закрываться на замки и опечатываться должностными лицами, определенными администрацией объекта.
На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей.
5. Оборудование объекта техническими средствами охранной и тревожной сигнализации
5.1. Защита здания, помещений
5.1.1. Техническими средствами охранной сигнализации рекомендуется оборудовать все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и т. и.), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения автовокзала.
5.1.2. Устанавливаемые в зданиях технические средства охраны должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанавливаться скрыто или маскироваться.
5.2. Защита персонала и пассажиров автовокзала
5.2.1. Для оперативной передачи сообщений на ПЦО ОВО или дежурную часть органа внутренних дел непосредственно или специализированные охранные структуры о противоправных действиях в отношении персонала или пассажиров, автовокзал должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопками, педалями и другими устройствами.
Система тревожной сигнализации организуется "без права отключения" и должна иметь аварийные источники электропитания.
Ручные и ножные устройства ТС должны размещаться в местах, по возможности незаметных для посетителей.
5.2.2. Устройства ТС на автовокзале устанавливать:
- в помещениях охраны, расположенных в здании;
- в служебных помещениях (кассах) автовокзала;
- в кабинете руководителя автовокзала;
- в других местах по указанию руководителя (собственника) автовокзала.
6. Применение систем охранного телевидения
6.1. Системы видеонаблюдения должны обеспечивать передачу визуальной информации о состоянии охраняемых зон, помещений, и территории автовокзала в помещение охраны. Применение охранного видеонаблюдения позволяет в случае получения извещения о тревоге определить характер нарушения, место нарушения, направление движения нарушителя, определить оптимальные меры противодействия и своевременно подать сигнал тревоги в органы внутренних дел.
6.2. На автовокзале видеокамерами (ВК) оборудовать:
- въезды/выезды на территории автовокзала;
- посадочные площадки;
- зал ожидания;
- привокзальную площадь;
- другие помещения по усмотрению руководства (собственника) автовокзала.
6.3. В темное время суток, если освещенность охраняемой зоны, ниже чувствительности ВК, автовокзал должен оборудоваться охранным освещением. Зоны охранного освещения должны совпадать с зоной обзора ВК.
Для записи телевизионных изображений применяются видеонакопители.
7. Создание системы оповещения
7.1. Система оповещения на автовокзале и его территории создаётся для информирования людей о профилактических мерах антитеррористической направленности и оперативного информирования о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий. Порядок оповещения определяется руководителем объекта.
7.2. Оповещение людей о профилактических мерах антитеррористической направленности должно проводиться регулярно с помощью технических средств (трансляция речевой информации), которые должны обеспечивать:
- подачу звуковых и/или световых сигналов в здания и помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;
- трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности.
7.3. Эвакуация людей по сигналам оповещения должна сопровождаться:
- включением аварийного освещения;
- передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и другие местах);
- открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).
7.4. Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.
7.5. На охраняемой территории следует применять рупорные громкоговорители. Они могут устанавливаться на опорах освещения, стенах зданий и других конструкциях.
7.6. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений.
7.7. Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью объекта.
7.8. Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, диспетчерской или другого специального помещения.
8. Оборудование автовокзала системой охранного освещения
8.1. Территория и здание автовокзала должен быть оборудовано системой охранного освещения согласно ГОСТ 12.1.046-85.
8.2. Охранное освещение должно обеспечивать необходимые условия видимости территории, периметра здания, привокзальной площади.
8.3. В состав охранного освещения должны входить:
- осветительные приборы;
- кабельные и проводные сети;
- аппаратура управления.
8.4. В ночное время охранное освещение должно постоянно работать. Дополнительное охранное освещение должно включаться только при нарушении охраняемых участков в ночное время, а при плохой видимости и в дневное.
8.5. Сеть охранного освещения автовокзала и его территории должна выполняться отдельно от сети наружного освещения и разделяться на самостоятельные участки.
Примечание:
Структура паспорта антитеррористической защиты объектов возможных террористических посягательств - Приложение 5 к Рекомендациям.
Акт комиссионной проверки антитеррористической защищенности объекта - Приложение 6 к Рекомендациям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Типовая инструкция по организации защиты объектов автовокзалов, (автостанций) на территории Белгородской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера
Текст инструкции официально опубликован не был