Государства, участвующие в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, осуществляют работу в соответствии со следующими положениями:
1. Все государства, принимающие участие в Совещании, участвуют в нем как суверенные и независимые государства и в условиях полного равенства. Совещание проводится вне военных союзов.
2. Представительство государств-участников на каждом этапе Совещания определяется в соответствии с положениями, предусмотренными в главе 1 настоящих заключительных рекомендаций.
3. Рабочими органами Совещания являются Координационный комитет, комиссии и подкомиссии. Рабочие органы заседают в течение второго этапа Совещания. Однако Координационный комитет собирается в месте проведения второго этапа до начала его работы, с тем чтобы решить организационные вопросы этого этапа.
Рабочие органы Совещания могут по своему усмотрению создавать рабочие группы, которые они считают необходимыми. Рабочие органы и рабочие группы Совещания открыты для всех государств-участников.
4. Решения Совещания принимаются на основе консенсуса. Консенсус определяется как отсутствие какого бы то ни было возражения, высказанного каким-либо представителем и выдвигаемого им как представляющее препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу.
5. Председательствование:
А. На торжественном открытии и торжественном закрытии первого этапа Совещания председательствует министр иностранных дел принимающей страны. На всех других заседаниях председательствование осуществляется на основе ротации следующим образом:
a) председательствование осуществляется министрами иностранных дел государств-участников на каждом заседании поочередно в определенном порядке в соответствии со списком стран, составленным путем жеребьевки, проведенной до окончания консультаций в Хельсинки;
b) в тех случаях, когда Совещание заседает утром и во второй половине того же дня, эти заседания рассматриваются как два отдельных заседания;
с) в перерыве между заседаниями Совещания обязанности Председателя выполняет министр иностранных дел, который председательствовал на предыдущем заседании Совещания;
d) если тот или иной министр иностранных дел не сможет по каким-либо причинам выполнять свои обязанности Председателя, то председательствует министр иностранных дел следующей в установленном порядке страны.
В. На первом заседании рабочих органов Совещания председательствует представитель принимающей страны. В дальнейшем председательствование осуществляется следующим образом:
а) Председатель Координационного комитета и председатели комиссий назначаются на основе ежедневной ротации в порядке французского алфавита, начиная с буквы, определенной жеребьевкой;
b) председатели подкомиссий и других вспомогательных органов Совещания назначаются на основе ротации в соответствии с практическими положениями, которые будут установлены в надлежащее время соответствующими органами.
В случае необходимости на основе консенсуса будет назначаться докладчик.
С. Положения, предусмотренные для заседания первого этапа, применяются mutatis mutandis для заседаний третьего этапа Совещания. В случае необходимости они уточняются Координационным комитетом.
6. Исполнительным секретарем по техническим вопросам на каждом этапе Совещания будут граждане соответствующей принимающей страны. Он назначается принимающей страной с согласия государств-участников. При организации служб Исполнительный секретарь каждого этапа будет отвечать за набор своего персонала и ему будет обеспечено сотрудничество секретариатов других этапов.
Исполнительные секретари будут работать в соответствии с полномочиями, получаемыми от Совещания, и отчитываться о своей деятельности перед соответствующим органом каждого этапа Совещания, особенно по финансовым вопросам.
7. Официальные стенографические отчеты ведутся на заседаниях первого и третьего этапов Совещания.
Предложения по существу вопросов, как и относящиеся к ним поправки, представляются Председателю в письменном виде и распространяются среди всех участников. Принятые предложения фиксируются Исполнительным секретарем и распространяются среди участников.
Представители государств, участвующих в Совещании, могут просить, чтобы их формальные оговорки или интерпретирующие заявления по тем или иным решениям были должным образом зафиксированы Исполнительным секретарем и распространены среди государств-участников. Такие заявления должны представляться Исполнительному секретарю в письменном виде.
8. Заседания, посвященные открытию и закрытию первого этапа Совещания, являются открытыми. Другие заседания первого этапа могут быть открытыми, если министры примут такое решение. Заседания Координационного комитета, а также заседания комиссий и подкомиссий, как правило, являются закрытыми, если участники не примут иного решения. Правила для третьего этапа будут аналогичны правилам для первого этапа и могут быть в последующем уточнены Координационным комитетом.
9. Рабочими языками Совещания и его рабочих органов являются английский, испанский, итальянский, немецкий, русский и французский.
Выступления, сделанные на одном из рабочих языков, переводятся на другие рабочие языки.
10. Любой представитель может сделать заявление на языке, не являющемся рабочим. В этом случае он должен сам обеспечить устный перевод на один из рабочих языков.
11. Отчеты и решения Совещания распространяются среди участников на рабочих языках.
Участники решают на основе консенсуса, следует ли придать гласности через соответствующие службы Совещания некоторые документы или коммюнике, касающиеся хода работы Совещания, и в случае положительного решения они определяют их содержание.
12. В ходе обсуждения того или иного вопроса любой представитель может попросить, слова по порядку ведения, и Председатель немедленно предоставляет ему слово. Представитель, который выступает по порядку ведения, не может говорить по существу рассматриваемого вопроса.
13. Во время заседаний Председатель ведет список ораторов; он может с согласия участников объявить его закрытым. Он должен, однако, предоставить любому представителю право на ответ, если это окажется желательным в связи с каким-либо выступлением, сделанным после закрытия списка.
14. Настоящие правила процедуры принимаются на основе консенсуса. После их принятия они могут быть изменены только на основе консенсуса.