Решение Верховного суда Республики Дагестан
от 24 ноября 2005 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 20-Г05-13 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Республики Дагестан в составе председательствующего Алиевой И.Д. при секретаре Литвиненко Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Махачкале от 24 ноября 2005 года дело по заявлению Прокурора Республики Дагестан о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 2, 8 постановления Правительства Республики Дагестан от 25 января 2005 года N 7 "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан", установил:
Прокурор Республики Дагестан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 2, 8 постановления Правительства Республики Дагестан от 25 января 2005 года N 7 "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан".
Свои требования заявитель мотивировал тем, что указанным постановлением в нарушение федерального законодательства ставка первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан с 01.01.2005 г. установлена в размере 660 рублей, с 01.04.2005 г. - в размере 720 рублей в месяц (п.2).
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7); трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (п."к" ч.1 ст.72); по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов РФ, в случае противоречия между ними действует федеральный закон (ч.ч.2, 5 ст.76).
В соответствии со ст.133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (ч.1); месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.2); минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ; в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов (ч.3).
Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда установлен с 01.01.2005 г. в сумме 720 рублей в месяц; с 01.09.2005 г. - в сумме 800 рублей в месяц (ст.1).
Оспариваемым постановлением Правительства Республики Дагестан указанные нормы федеральных законов нарушены.
Кроме того, в пункте 8 оспариваемого постановления рекомендовано администрациям городов и районов определить с 1 января 2005 года для работников муниципальных учреждений, финансируемых за счет бюджетов муниципальных образований, условия и порядок оплаты труда применительно к положениям, установленным этим постановлением. Эта рекомендация на местах была принята, и размер оплаты труда работников муниципальных учреждений был определен в соответствии с п.2 постановления Правительства Республики Дагестан N 7 от 25 января 2005 года.
В результате издания оспариваемых правовых норм допущены массовые нарушения трудовых прав работников республиканских и муниципальных учреждений.
Протест Прокурора Республики Дагестан о приведении оспариваемого постановления в соответствие с федеральным законодательством, который был внесен в Правительство Республики Дагестан 19 октября 2005 года, не рассмотрен.
Ввиду изложенного Прокурор Республики Дагестан просит признать несоответствующими закону с момента их принятия пункты 2, 8 постановления Правительства Республики Дагестан N 7 от 25 января 2005 года.
Правительством Республики Дагестан не представлены в суд письменные возражения по существу заявленных требований.
В судебном заседании Прокурор Республики Дагестан Яралиев И.М. заявленные требования поддержал по указанным основаниям и просил суд признать недействующими с момента издания пункты 2, 8 постановления Правительства Республики Дагестан N 7 от 25 января 2005 года.
Представитель Правительства Республики Дагестан Изиев Г.И. заявленные требования не признал и просил их отклонить, указывая на то, что оспариваемые пункты постановления Правительства РД N 7 от 25.01.2005 г. не нарушают федеральное законодательство в части установленного минимального размера оплаты труда. Для уяснения содержания пункта 2 оспариваемого постановления следует учитывать норму пункта 3 этого постановления.
Согласно п.3 постановления с 01 января 2005 года и на период до 1 апреля 2005 года тарифную ставку (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан постановлено увеличить в размере 60 рублей в месяц. В результате с 01 января по 01 апреля тарифная ставка первого разряда ETC составляет 720 рублей, что соответствует установленному Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" размеру МРОТ - 720 рублей.
При этом тарифная ставка (оклад) 1 разряда ETC в размере 660 рублей применялась исключительно для определения размеров тарифных ставок (окладов) второго и последующих разрядов ETC, рассчитываемых исходя из тарифной ставки (оклада) первого разряда и соответствующего тарифного коэффициента ETC. Например, тарифная ставка (оклад) по второму разряду ETC составила 733 рубля (660 х 1,11).
Постановлением Правительства Республики Дагестан N 142 от 31.08.2005 г. "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан" тарифная ставка (оклад) первого разряда ETC с 1 сентября 2005 года установлена в размере 800 рублей в месяц.
С учетом изложенного Правительство Республики Дагестан полагает, что оснований для внесения изменений в постановление Правительства Республики Дагестан N 7 от 25 января 2005 года "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан" не имеется.
Выслушав объяснения Прокурора Республики Дагестан Яралиева И.М., представителя Правительства Республики Дагестан Изиева Г.И., исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.к ч.1 ст.72 Конституции РФ).
Согласно ч.2 ст.76 Конституции РФ принимаемые субъектами Российской Федерации нормативные правовые акты по предметам совместного ведения, в том числе в области трудового законодательства, не должны противоречить федеральным законам.
Судом установлено, что оспариваемое прокурором постановление Правительства Республики Дагестан N 7 от 25 января 2005 года регламентирует вопросы оплаты труда работников государственных учреждений Республики Дагестан.
Указанное постановление принято по предмету совместного ведения Российской Федерации и Республики Дагестан.
Это постановление опубликовано в Собрании законодательства Республики Дагестан за 2005 год N 1, применяется на территории Республики Дагестан, является нормативным правовым актом.
Судом установлено, что пункты 2, 8 постановления Правительства Республики Дагестан N 7 от 25 января 2005 года противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации.
Согласно п.2 оспариваемого постановления Правительства Республики Дагестан для работников государственных учреждений Республики Дагестан размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки установлен: с 01 января 2005 года в размере 660 рублей, с 01 апреля 2005 года в размере 720 рублей.
Пунктом 8 оспариваемого постановления Правительство Республики Дагестан рекомендовало администрациям городов и районов определить с 1 января 2005 года для работников муниципальных учреждений, финансируемых за счет бюджетов муниципальных образований, условия оплаты труда применительно к положениям, установленным этим постановлением.
Статьей 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда установлен: с 1 января 2005 года в размере 720 рублей в месяц, с 1 сентября 2005 года - в размере 800 рублей в месяц.
Согласно ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.
Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В размер минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.
Анализ приведенных правовых норм федерального и республиканского законодательства позволяет выявить противоречие в их содержании.
Пунктом 2 оспариваемого постановления размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан установлен в меньшем размере, чем предусмотрено Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда".
Не могут быть приняты во внимание доводы представителя Правительства Республики Дагестан в части системного толкования пункта 2 и 3 постановления Правительства Республики Дагестан, а также учета норм постановления Правительства РД N 142 от 31 августа 2005 года "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан".
Федеральным законодательством размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки приравнен к МРОТ. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда ETC устанавливается независимо от каких-либо доплат и надбавок.
Кроме того, судом исследованы вступившие в законную силу судебные постановления по делам по заявлениям прокуроров Тарумовского и Левашинского районов о признании недействительными постановлений соответствующих администраций, которыми оплата труда работникам муниципальных учреждений установлена исходя из рекомендаций, данных Правительством Республики Дагестан в постановлении от 25.01.2005 г. N 7.
Установлено, что на основании содержащихся в оспариваемых нормах постановления Правительства РД от 25.01.2005 г. N 7 рекомендациях, тарифная ставка (оклад) первого разряда ETC работникам муниципальных учреждений была установлена в размере 660 рублей в месяц с 01.01.2005 г., в размере 720 рублей в месяц с 01.04.2005 года.
Установление тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки в размере менее МРОТ ущемляет также трудовые права работников, получающих оплату труда по второму и последующим разрядам ETC, поскольку соответствующий тарифный коэффициент применяется к заявленному размеру тарифной ставки (окладу) по первому разряду ETC.
Ввиду изложенного заявление Прокурора Республики Дагестан подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание, что оспариваемым постановлением нарушены трудовые права наиболее социально незащищенных слоев населения Республики Дагестан: учителей, врачей, работников культуры, суд считает необходимым признать оспариваемые правовые нормы недействующими с момента их издания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд РД решил:
Признать недействующими пункты 2 и 8 постановления Правительства Республики Дагестан от 25 января 2005 года N 7 "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан" со дня принятия указанного постановления Правительства РД.
Опубликовать настоящее решение суда в Собрании законодательства Республики Дагестан.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Дагестан.
Председательствующий,
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан |
И.Д.Алиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Дагестан от 24 ноября 2005 г.
Текст решения опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 29 апреля 2006 г. N 4